VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001092
Тема: Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии.
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии……..4
Глава 2. «Великая Хартиявольностей» 1215 года.…………………………………………………….7
Глава 3.Возникновение парламента……………………………………………13
Глава 4.Структура  и полномочия парламента………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список источников литературы……………………………………………….130


Введение
      Парламент Англии является старейшим из парламентов мира. Возникший еще в XIII веке, он был еще тогда более совершенным, чем представительные органы других государств, по сей день являясь эталоном для заимствования для других парламентских систем мира.
      Изучив и проанализировав научную и историческую литературу, законодательные акты, изданные во времена формирования парламента, можно сказать, что английский парламентаризм дал современным демократическим государствам множество новшеств и оптимальных форм организации государственного аппарата.
      Изучение английского парламентаризма актуально в наше время.
      Многие принципы и основные черты английского парламента имеют место в XXI веке, так как они присущи всем парламентам современного мира. Таким образом, целью курсовой работы является анализ становления английского парламента, от совещательного органа при короле, возникшего благодаря "Великой Хартии Вольностей", до двухпалатного парламента, в качестве самостоятельного органа законодательной власти. В соответствии с этим, основными задачами являются:
1. Выявить особенности развития феодального общества в Англии, сформировать сословную структуру общества.
2. Изучить содержание «Великой Хартии Вольностей».
3. Провести анализ статей, закрепляющие права и свободы населения.
4. Выявить причины формирования парламента, определить его полномочия  структуру.
5. Рассмотреть организацию палаты лордов и общин.
Объектом исследования данной работы является английский парламент.
Предмет исследования: становление английского парламентаризма.
Данная работа сделана с использование следующих методов:
* Анализ
* Аналогия
* Структурно-функциональный метод
* Системно-структурный метод
* Исторический метод
История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира.
      

1.Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии

      Становление сословно-представительной монархии в Англии начинается со второй  половиныXIII века, в результате напряженных отношений между феодалами и королем. 
      Зависимость от короля делала иммунитетныебаронов ограниченными, к тому же была некоторая вероятность, что эти права могут быть оспорены в судебном порядке. Результатомпротиворечийсталабудущая эволюция Англии отчисто сеньориальной к сословно-представительной монархии.
      В Англии той эпохи, процесс сплочения феодалов в сословия происходил в довольно специфических условиях: ленная иерархия не получила здесь широкого разветвления; сословно-политические отношения в первое время осложнялись различием этносов, которые, однако уже размылись к XIII веку. Сословие феодалов, со времени завоевания находилась в практически абсолютной зависимости от королевской власти и не могла создать замкнутых территориальных владений. Усилившись, королевская власть мгновенно лишила магнатов иммунитетных привилегий. Однакознать смогла добиться закрепления наследственного пэрства в условиях сословной монархии. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви1.
      Говоря о сословии английского дворянства, следует сказать, что уже в XIII веке оно играло  важную роль в экономической и политической жизни государства. Как только дворянство потеряло своё военное значение, оно заняло важнейшее место в политической жизни страны. Интересы дворян — рыцарей и «джентри» (новое мелкопоместное дворянство)— были схожи с  интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали в качестве союзников.
      Борьба, начавшаяся при  короле  Иоанне Безземельном (1199 — 1216) феодальных сословий против короля достигла  апогея в середине XIII века. Политика Генриха III (1216 —1272) вызвала оппозицию, котораябыла поддержана всеми сословиями. Причиной открытого выступления послужил созыв Большого совета в 1258 году, на котором король потребовал огромную сумму денег для покрытия долга папской курии, в размере трети доходов от движимого и недвижимого имущества.
      11июня 1258 года Генрих III созвал баронов в Оксфорде, рассчитывая получить средства для военного похода. Также Рим вынуждал английского короля участвовать в битве против германского правителя Фридриха II Штауфена. В качестве награды за помощь Генрих III рассчитывал получить Сицилию.
Вооруженные и закованные в латы бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название “бешеного парламента”, предъявили королю петицию из 29 пунктов, ясно дав понять, что воевать они собрались не с немцами, а против короля.
 Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями, в которых были написаны всевозможные ограничения королевской власти. Этот акт передавал всю власть в руки 15 баронов, полностью контролировавших короля и назначавших и смещавших всех высших должностных лиц. Три раза в год должен был созываться парламент, в котором, кроме самого “совета пятнадцати”, должны были заседать 12 баронов в качестве выборных от общины (под общиной подразумевались те же бароны).
      Союзникам по движению были сделаны ничтожные уступки: дано обещание провести по всей стране расследования о злоупотреблениях королевских чиновников, проведение борьбы против взяточничества среди судей, обеспечить выборность шерифов, поверхностно было сказано об улучшении положения Лондона и других городов.
      После гражданской войны, Генрих III смог вернуть большую часть своих полномочий, он отменил Оксфордский провизии, но король все же вынужден подписать другие ограничения - Хартия Вольностей - которую бароны еще в 1215 году принудили короля Иоанна I.
      Итак, в 1258 году баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215 году— установить свое господство. Это вызвало недовольство рыцарей, горожан и других слоев населения. В противовес Оксфордским провизиям они, собравшись в Вестминстере, провозгласили Вестминстерские провизии. Этот документ закреплял гарантии прав мелких вассалов по отношению к их сеньорам и предусматривал некоторые улучшения деятельности местных органов и судопроизводства. Это была первая самостоятельная общеполитическая программа рыцарства и примыкающих к нему фригольдерскихслоев, отличная от программы баронов.2
      Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами разгореласьВторая баронская война (1264—1267), результатом которой стал Парламент, созванный Симоном де Монфором, являвшийся сводным братом Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться, кроме баронства, на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (франц. parlement — собрание для обсуждения от parlcr — говорить), который считается первым парламентом Англии, поскольку он относительно полно представлял всю страну. В парламенте заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Начавшиеся волнения среди крестьянства привели к расколу среди сторонников Монфора: часть из нихподдержала короля. Военные действия возобновились, в ходе которых Монфор погиб. После подавления оппозиционного парламента и его организаторов английские короли пришли выводу о выгоде подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования определенных мер или же установлений от феодальных повинностей.Результатом этого было учреждение парламента.


2.Великая Хартия Вольностей
      
      Великая хартия вольностей (TheGreatCharterofLiberties) — это грамота, пожалованная королем, которая стала результатом борьбы сословия феодалов и примкнувших к ним других сословий и групп против королевского налогового и административного произвола. 
      По традиции, возникшей почти сразу после нормандского завоевания и закрепленной в Солсберийской присяге 1085 г., все бароны и рыцари королевства — все землепользователи — находились в вассальной зависимости от короля, ставшего главным собственником земли. Бароны и рыцари заменили существующую английскую знать, состоявшей из эрлов и глафордов, т. е. крупных лендлордов (от слов «господин» и «земля»).
      По форме хартия, принятая под давлением целого блока разнородных общественных сил, была обращена ко всем свободным людям Англии статья 1: «Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечные времена все нижеписанные вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших»3. Крепостным крестьянам она не давала ничего, но число их в Англии все больше уменьшалось, в то время как число горожан, мелких вассалов и небогатых фригольдеров (англ. free-holders — «свободные держатели»)) быстро увеличивалось.
      Для  свободной части насеения хартия предусматривала закрепление суда равных; меры, благоприятствующие развитию торговли, в том числе право свободного въезда и выезда из Англии; подтверждение древних прав городов и др. Однако в большей своей части хартия была посвящена гарантиям прав феодалов. Она закрепляла права и свободы английской церкви; определяла ту службу, которую феодалы должны нести; права короля по созыву ополчения, по наследованию и т.д. Эти гарантии защищали феодалов от произвола короля и его чиновников, например, при сборе налогов, установлении наказаний4.
      Хартия ограничила королевскую власть в финансовой, политической и судебной областях.
      Текст состоит из 63 статей, которые можно распределить по областям права.
Права церкви. Король давал согласие на то, чтобы «английская церковь была свободная и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенно». Также устанавливалось право на «свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой английской церкви» (ст. 1). Данным пунктом закреплялась свобода церкви в отношении своих привилегий, гарантировалась их неприкосновенность и неизменность.
Права и вольности баронов и других свободных людей. Все налоги и сборы могут взиматься только в конкретных, исключительных случаях, такие как выкуп пленённого короля , выдача дочери замуж, посвящение в рыцари сына короля, либо по решению «общего совета королевства», состоящего из короля, баронов и прелатов (ст. 12).
Обеспечение прав и вольностей со стороны короля. Король ограничен в судебных полномочиях королевской юстиции и принимает необходимы меры по предотвращению произвола чиновников. Общие имущественные споры решались в местных сеньориальных судах, исключая дела о новых захватах земли и споров о наследстве, которые должны были разбираться двумя королевскими судьями и четырьмя выборными рыцарями в судебных заседаниях, которые проводились четыре раза в год (квартальные сессии). Было обещано постоянное пребывание Суда общих тяжб в одном конкретном месте, а также не превращать уголовные дела и преследование в предмет торговли (ст. 36, 40), назначать на посты только квалифицированных судей и чиновников (ст. 45).
Заповедность лесов и рек. Отменялась заповедность королевских лесов с предоставлением права расследования «дурных обычаев» и выявления виновных должностных лиц с участием 12 присяжных рыцарей, избранных честными людьми (ст. 47, 48).
Гарантия соблюдения хартии со стороны баронов. Самая важная гарантия выполнения Великой хартии и одновременно гарантия от произвола короля была предусмотрена в виде учреждения Совета из 25 баронов, который по заявлению любых четырех лиц из его состава, поддержанному местной общиной, имел право по прошествии 40 дней выжидания начать «принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и др.» (ст. 61).
      Некоторые статьи, относившиеся к сфере права, оказались в высшей степени важными по причине того влияния, которое они оказали на юриспруденцию. В 39 статье утверждается, что ни один свободный человек не может быть подвергнут аресту, заключению, лишен собственности, поставлен вне закона, выслан «либо ущемлен каким-то иным образом», кроме как по законному определению пэров или по закону страны. Тем самым король обещал, что всякий свободный человек должен предстать перед судебным органом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо действие.пэров. Проанализировав текст данной статьи можно сказать, что она относится не просто к свободным людям, а исключительно к аристократии, ибо только она могла пользоваться  такой привилегией как суд пэров. Таким образом, статья на деле носит реакционный характер, защищая интересы феодального баронства5.
      И всё же это – основа принципа официальной юридической процедуры, гарантирующей, что люди не могут быть произвольно лишены свободы или подвергнуты наказанию, и обеспечивающей им судебное разбирательство. Хотя суд присяжных для разбора гражданских дел был введен еще в правление Генриха II, уголовные дела стали рассматриваться присяжными позднее, к середине XIII века.
      Следует отметить, что основная масса статей носит сословный характер. Нельзя рассматривать их как гарантию интересов всего народа. Это подтверждается  статьей 61-й, в которой говорится о создании Комитета 25 баронов; он должен был охранять привилегии баронов и имел право принуждать короля к соблюдению хартии, вплоть до призыва страны к восстанию.
      «Великая хартия вольностей» выражает соглашение, достигнутое внутри английского класса феодалов при некотором участии верхушки городов и «верхов» свободного крестьянства. Соглашение было направлено против интересов крепостного крестьянства, и уже это одно определяет характер «Великой хартии». «Великая хартия» имеет противоречия, так кака
      Соглашение, которым являлась «Великая хартия вольностей», не могло быть устойчивым, так как полностью она не удовлетворяла ни одну из сторон. Это помогло Иоанну Безземельному отказаться от ее соблюдения, как только бароны разъехались. Король начал сбор войск, бароны объявили его низложенным и предложили корону французскому наследнику Людовику. Война успела разгореться вновь, но в 1216 г. Иоанн Безземельный умер.
      Главным итогом выработки, принятия и использования текста Великой хартии в политических целях стало содействие ослаблению вассальных связей между лордами (включая главного лорда — короля) и свободными людьми, которое завершилось упразднением феодальной зависимости. Правда, произошло это только четыре с лишним столетия спустя.6
      Историческое значение хартии. «Великая хартия вольностей» в основном имела своей целью ограничение власти короля в интересах феодального баронства. В той мере, в какой восставшие бароны нуждались в поддержке рыцарей и горожан, хартия отражает и интересы рыцарей и горожан, но интересы крестьянства, составлявшего значительную часть английского народа, никак не отражены в этом документе. Поскольку хартией бароны стремились ограничить права центральной королевской власти, о ней можно говорить как о памятнике, носившем реакционный характер.
      В последующие годы по мере усиления королевской власти и развития централизации страны хартия, никогда, строго говоря, и не выполнявшаяся, приобретает все меньшее и меньшее значение. О «Великой хартии вольностей» почти совсем забыли в эпоху абсолютной монархии и снова вспомнили лишь накануне английской буржуазной революции, когда началась борьба с проводившим уже реакционную политику королевским абсолютизмом. В ту пору идеологи буржуазии и нового дворянства снова извлекли на свет хартию и превратили ее в орудие борьбы с абсолютизмом7. Они рассматривали ее как документ, заложивший основу всех конституционных свобод, документ, обеспечивший права народа. Именно так трактовали хартию в эпоху буржуазной революции. Точно такое понимание этого документа присуще и английской буржуазной историографии XIX—XX вв. Это понимание искажает действительное историческое значение хартии, защищавшей в свое время (XIII в.) права реакционного баронства8.
      В то же время следует отметить, что при составлении хартии впервые в истории Англии заявили о своих требованиях рыцари и горожане страны, что конечно имеет огромное значение.


      3.Возникновение парламента.
      Началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XIII века были необходимой частью жизни государства. В 1164 году с участием баронов и епископов, королем Генрихом IIбыли утверждены Кларендонские конституции. Они состоят из16 статей, основной целью было ограничение полномочий католической церкви в Англии в пользу короля, в частности запрет епископам выезжать из Англии без согласия короля; применение наказаний по отношению к духовным лицам, осужденных церковным судом. Кларендонские конституции стали одним из проявлений укрепления королевской власти. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем собрание стало играть и роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине XII века в собраниях наряду с высшими, участвовали и средние вассалы. В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке "архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место» (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей9.
      Во второй четверти XVIII векадуховных и светских баронов стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258 годах совет созывался с периодичностью 2-3 раза в год для совещаний по политическим вопросам, часто обсуждались требования баронов о назначении должностных лиц при короле. В условиях кризиса и развернувшийся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов бароновприобрело большую власть и влияние..По Вестминстерским провизиям 1258г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти10.
      Стремление знати усилить свое влияние на  королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции стал Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по четыре представителя от графств. Это представительство приняло особый акт - "Форму управления", составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины XIII века) В новый созванный де Монфором парламент - в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
      К середине XIV века  сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, к началу XVI века.
      Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессию с подписью короля. В принципе монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных родов не приглашались в парламент, стали к XV веке,довольно редким явлением. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.
      Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в XIV-XV веках, почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.
      Ситуация с палатой общин была несколько другой. Как отдельная парламентская структура эта палата формировалась постепенно, в течение второй половины XIVвека.
      Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В то время, оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарей и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и определенной репутацией. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (можно сказать о формировании политических прав).
      К концу столетия начала формироваться должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (не возглавляя её) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине XIVвека, около 200 человек (к началу 18 века представителей общин было уже более пятисот)11.
      Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное вознаграждение: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу XV векаэти выплаты стали традицией.
      Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, входящих в палату лордов, участвовали в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свое представительство, где обсуждались вопросы, связанные с сословиями, и финансовые отношения с королем.
      Палата общин заседала в Вестминстерском аббатстве. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.
      С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор.
      Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.
      К началу XV века постепенно складывается представление о депутатском статусе. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность, которая подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста,  правда только на  время сессии.
      О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в грабеже и арестованы по приказу влиятельного герцога Йорского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв, т.е. не в "парламентское время".
      Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. "Мы не смеем дать ответ", - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента. "Он так высок и могуществен по своей природе, что может создать закон; а то, что само есть закон, не может создать никакого закона" (Rotuli parliamentorum Vol.V.P. 239; перевод Н.О. Майоровой)12.
      Высокий авторитет представительного учреждения основывался на возможностях, которых парламент сумел добиться за первые полтора столетия своего существования. Его компетенция к середине XVвеке была уже вполне обозначена. Необходимо иметь в виду, что в этот период происходило становление системы государственного управления в Англии. Важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (исполнительная власть) и парламента.
      Особое значение имело деятельность парламента, связанная с налогообложением. Фискальная система государства еще только формировалась, и многие налоги, в первую очередь прямые, явились чрезвычайными. Следует обозначить, что налоги в Англии платили все, и не только третье сословие, как во Франции. Это обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации между сословиями13.
      С 1297г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 1320-х гг. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее дара), выступавшей то имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля дели, как финансы, позволяли ей расширить свое участие и в других областях парламентской деятельности.
      Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами.
      Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Йорский статут 1322г. гласил, что все дела, "касающееся положения сеньора нашего, короля… и … положения государства и народа, должны обсуждаться, получать согласие и приниматься в парламенте нашего господина короля и с согласия прелатов, графов, баронов и общины королевства"14
      Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин (например, ордонанс Генриха V о реформе денежной системы, 1421г.). Уже к XV веку никакой закон не мог быть принят без одобрения палаты общин.
      Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV веке складывается практика отстранения должностных лиц, обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в других неблаговидных поступках. Парламент, впрочем, не имел юридической возможности увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений депутатов король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.
      В условиях борьбы за королевский трон и междоусобицы парламент одобрил смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327г.), Ричарда II (1399г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастера были санкционированы парламентом. В палате общин часто велась жесткая критика действий королей. В 1376г. с антиправительственной петицией выступил спикер палаты Питер де ля Мар.
      Судебные функции парламента также были весьма значительными. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XVI века она приобрела полномочия суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.
      Наконец, существовала еще одна область деятельности парламента, очень важная для понимания роли этого института в государстве и обществе. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально петиции поступали в палату общин.
      Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правого воспитания, как для депутатов, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получало информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и в коллективных петициях, находили отражение в законопроектах палаты общин, а затем и в статутах.
      Разумеется, реальная картина деятельности парламента была весьма сложной, но также большой интерес вызывает развитие парламентских выборов в средневековой Англии.
      Парламент XVIII века полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права15.
      Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав Верхней палаты лордов к середине 19 веке входило 465 светских и духовных аристократов (в том числе 207 епископов). В 17 веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, а в 19 веке установился возрастной ценз в 21 год (равный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.
      Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714г.) населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения, в котором произошли только к середине 19 веке. К 18 веку количественный состав палаты был постоянным (558 мест), в 19 веке он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине 19 века 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства)16. Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 - местечек) и статус фригольдера в течение всей жизни. Только в начале 19 века в парламент получили доступ католики. В 1858г. избран первый еврей - барон Ротшильд. С 1858г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т.е. активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее (с 1718г.).
      Палата общин самостоятельно избирала своего спикера; кроме него, был и секретарь палаты - чиновник, ведавший протоколами и актами. Содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771г. вошло в практику ведение отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статусами. К 1854г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, в XIX веке - вечером (с 5 часов вечера для Палаты лордов, с 4 часов 15 минут - для Палаты общин).


  


      4. Структура  и полномочия парламента
      Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scotslaw)), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо же законами, принятыми Парламентом Шотландии.
      Новый закон, также называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («GovernmentBill»), а внесённый обычным членом палаты — «Биллем частного члена палаты» («PrivateMembersBill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («PublicBills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («PrivateBills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («HybridBill»)17.
      Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.
      * Первый способ — внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
      * Другой способ — «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
      * Третий способ — согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются очень редко.
      Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Правительство может иногда использовать билли частн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44