- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и предпосылки возникновения государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002079 |
Тема: | Понятие и предпосылки возникновения государства |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Понятие и предпосылки возникновения государства………………...5 1.1 Понятие и основные признаки государства………………………................5 1.2. Причины (предпосылки) и формы возникновения государства…………10 Глава 2. Основные пути и теории возникновения государства………………16 2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства………………..16 2.2. Западный путь возникновения государства……………………………….20 2.3. Теологическая теория……………………………………………………….23 2.4. Патриархальная теория……………………………………………………..25 2.5. Патримониальная теория…………………………………………………...27 2.6. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства……………………………………………………………………….27 2.7. Теория насилия……………………………………………………………...29 2.8. Психологическая теория……………………………………………………30 2.9. Органическая теория………………………………………………………..31 2.10. Юридическая теория, или правовая………………………………………32 2.11. Дуалистическая теория……………………………………………………32 2.12. Теократическая концепция………………………………………………..34 2.13. Материалистическая теория………………………………………………39 2.14. Теория среды……………………………………………………………….41 Заключение……………………………………………………………………….42 Список литературы и используемых источников……………………………..45 Введение Происхождение государства. Этот вопрос неоднократно затрагивался учёными и теоретиками с древнейших времён. На протяжении многих столетий выдвигались различные мнения и теории о его (государства) происхождении, такие как теологическая, классовая, договорная, патриархальная, теория насилия и другие. Еще древнеримский философ и политический деятель Цицерон определял государство как «общий правопорядок», Конфуций видел в государстве «большую семью», а Платон – «справедливый человеческий космос» [1]. Все перечисленные теории и мнения, как и многие другие, свидетельствуют о том, что среди мыслителей, теоретиков и учёных никогда не было единства. В настоящее время, при рассмотрении данного вопроса, никто из учёных, как правило, не подвергает сомнению общеизвестные исторические факты. К примеру, факт того, что рабовладельческие государство и право были первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Риме и Египте. И никто из них не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Украины, Белоруссии и ряда других стран никогда не было рабства, так как исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Однако в отношении самого процесса происхождения государства дискуссии продолжаются и по сей день. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права [2]. В качестве актуальности выбранной темы процитирую статью 2012 года А.В. Дюбиной «Происхождение государства»: «Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, но чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверена, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным» [35]. Государство. Дюбина А.В. в своей работе «Происхождение государства» писала, что в мировой теории нет и не было общепринятого определения этого термина. Такое же мнение высказывается и на общедоступном интернет портале «Википедия (свободная энциклопедия)», поэтому, чтобы более детально его понять, необходимо выделить ряд существенных признаков. Соответственно, чтобы понять термин современного государства нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование и становление [3]. Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. В своей работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты в происхождении государства, такие как становление государства, признаки государства, различные теории о его происхождении. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является изучение закономерностей и различий происхождения государства у различных народов, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства. Выводы по данной работе и обобщение материала приведены в заключении. Глава 1. Понятие и предпосылки возникновения государства 1.1. Понятие и основные признаки государства Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями и сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение [37]. Определение «государства» в международном праве. На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Таким образом, многими мировыми державами остаются непризнанные ДНР, ЛНР, Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье и некоторые другие непризнанные или частично признанные государства. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами [29]. В Конвенции Монтевидео закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права: - постоянное население; - определённая территория; - собственное правительство; - способность к вступлению в отношения с другими государствами. Признания другими государствами по Конвенции не требуется, то есть она закрепляет декларативную теорию государственности [30], согласно которой для образования государства необходимо и достаточно: - наличия фиксированных границ и постоянного населения; - присутствия системы государственного управления, обладающей суверенитетом; - возможности для вступления в отношения с другими государствами. [31]. Определение государства в науке. В. В. Лазаревым предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» [4]. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры» [5]. Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя» [29]. Обычно термин «государство» употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории. Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Почему именно государство является основным институтом политической системы общества, а не церковь, политические партии или общественные организации? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству (в лице его органов) основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.)" оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, географической и др., можно выделить основные признаки государства: - наличие особой системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти; - наличие права, системы норм, санкционированных государством (законов и других нормативных правовых актов), обязательных для исполнения всеми субъектами общества; - определенная территория, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства; - исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения. [36]. Юридический подход так же позволяет выделить основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов. В учебнике «Общая теория права и государства» под ред. Лазарева В.В. так же приводятся отличительные признаки государства (Рис.1). Особая публичная (политическая) власть – один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, – ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Рис. 1. Признаки государства Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также – международных договоров. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. С учетом перечисленных признаков государство – это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически постоянным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств. В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления – внутренние и внешние. Внутренние функции: экономическая, социальная, культурно-образовательная, правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов). В научной литературе встречаются самые разные классификации внутренних функций государства. Помимо перечисленных выше функций включают также экологическую, защиты конституционного строя и др. Но, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, перечисленными выше. Внешние функции: защита общества от внешних врагов, развитие цивилизационных отношений с другими государствами. Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалась система разделения властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть – СМИ. Однако юридически это не совсем корректно, об их властных функциях правильно говорить лишь в условном, переносном смысле. СМИ не входят непосредственно в структуру государственных органов. Их влияние не выражается непосредственно через принятые ими решения, законы, постановления, реальные действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы или электронных СМИ не имеет обязательной юридической силы. Однако власть СМИ заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей, и в оказании существенного (не всегда прямого, но порой очень действенного) влияния на другие ветви власти и на общественное мнение. 1.2. Причины (предпосылки) и формы возникновения государства Государство – явление историческое. Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животных человек жил в условиях первобытного общества. В тех суровых природных климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе, т.к. используя примитивное оружие, одному или небольшой группой, невозможно убить на охоте крупное животное, загнать к обрыву стадо животных. Подобный способ жизни был под силу только общине или группе дружественных общин, связанных тесными брачно-семейными узами. Основной формой социальной организации был род, отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ. Чем не благоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источник пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем более необходимой становилась взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ни тем более какой-либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек, а чаще – грубой силой. Однако дальнейшее развитие (бытие) общества, кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя, стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны нарождающейся собственности). Осуществление этих функций без специально созданных для этого органов управления становилось уже невозможным [36]. Угрозы ослабления, распада и гибели общества порождают необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношение между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение. Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода, выполнявшего еще и функции судебного органа. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись советы старейшин, а также старейшины, вожди, военноначальники, жрецы, которые не обладали никакими привилегиями и избирались на основании их личных качеств. На советах старейшин предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций появляются более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен. Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало расформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производственных группы, которые мигрировали вместе со стадами мелких животных. Это обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению в составе общины людей из различных родов, кочующих по соседству. Уменьшение общей биомассы животных, в связи с изменением климатических условий и усиленной высокоэффективной охотой, вынудило людей расширить свой питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых районах легче разводить, одомашнивать животных, чем охотиться на них. Занятия скотоводством и земледелием уже не требовали широкомасштабных коллективных усилий, как прежде. Производственный результат в значительной степени стал зависеть от качеств отдельной личности. Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Разделение труда стало требовать от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена стал представлять целую отрасль общественно полезной деятельности, которым стала заниматься весьма значительная часть населения – купцы. Индивидуальный труд и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должностного выполнения управленческих функций и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме этого, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной добычи, на добавочный надел и т.д.). В связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего это были ближайшие родственники. Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной земли и рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали, то теперь экономически выгодно стало превращать их в рабов и извлекать из этого пользу. Таким образом, разделение труда, ознаменовавшее переход общества к "производящей" экономике, частной собственности и классам, стало несовместимым с первобытнообщинной организацией общества. Оно дало толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их и направить на достижение экономических, политических и социальных целей. Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создают. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. В научном мире выделяют следующие предпосылки возникновения государства: 1. Материальные (экономические). К ним относятся: а) Переход от собирательства к производящей экономике. «Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было невозможно.» [6]. б) Три крупных разделения труда – земледелие, скотоводство, появление купцов. В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее в следствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами. в) Появление частной собственности. Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению. 2. Социальные. К ним относятся: а) Повсеместное закрепление ТАБУ на инцест (запрет вступать в половые сношения с близкими родственниками). Общество с одной стороны стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению семьи в современном понимании слова. Полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм. б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям. в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между ними возникла специфическая связь – территориальная. г) Институт власти выделяется из общества. Это означает сосредоточение управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим общественно полезным трудом власть перестает заниматься. Власть постепенно становится профессией. Профессионализация власти означает перераспределение властных полномочий, их переход от всего общества в целом к ограниченному кругу лиц. При этом передача власти происходит либо по воли самой власти, либо по наследству. Власть становится социальной привилегией, а значит, начинается борьба за власть. Жизнедеятельность властных структур поддерживается за счет изъятия части общественно полезного продукта у его фактических собственников, то есть у производителей. При этом, с одной стороны, возникает потребность в установлении правил, регулирующих сроки и размеры таких изъятий, а с другой стороны, формирование силовых механизмов, способных данное изъятие осуществить. У Лазарева В.В. в «Общей теории права и государства» приведены 5 причин возникновения государства (Рис 2). Рис. 2. Причины возникновения государства Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности как одного из признаков возникновения государства. Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчинённые им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде войны, так и в виде меновой торговли. Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению – путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это – совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит в упадок в той же мере, в какой развивается частная собственность, в особенности недвижимая. Разделение труда имеет уже более развитой характер. Мы встречаем противоположность между городом и деревней, впоследствии – противоположность между государствами, из которых одни представляют городские, а другие – сельские интересы; внутри же городов имеет место противоположность между промышленностью и морской торговлей. Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего полного развития. Третья форма, это – феодальная или сословная собственность. Если для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории, подготовленной римскими завоевателями и связанным с ними вначале распространение земледелия. Последние века приходящей в упадок римской империи и само завоевание её варварами разрушили массу производительных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта, захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления завоевания развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную собственность. Подобно племенной и общинной собственности, она покоится опять-таки на известном сообществе [Gemeinwesen], которому, однако, противостоят, в качестве непосредственно производящего класса, не рабы, как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне. Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам. Этой феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого отдельного индивида. Необходимость объединения против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в период, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны беглых крепостных, которые стекались в расцветавшие тогда города, феодальная структура всей страны – всё это породило цехи; благодаря тому, что отдельные лица среди ремесленников, число которых оставалось неизменным при растущем населении, постепенно накопляли, путём сбережений небольшие капиталы, - развивалась система подмастерьев и учеников, создававшая в городах иерархию, подобную иерархии, существовавшей в деревне. Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с одной стороны, земельная собственность, вместе с прикованным к ней трудом крепостных, а с другой – собственный труд при наличии мелкого капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих видов собственности обуславливалась ограниченными отношениями производства – слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было незначительно. Наличие на ограниченной территории различных формы собственности безусловно является одним из важнейших признаков развития государства, однако кроме рассмотренных признаков – форм собственности, существует ряд других не менее значимых признаков, характеризующих государство. Глава 2. Основные пути и теории возникновения государства 2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю. В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей. Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями. Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразовавия, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими. Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: