VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предпосылки возникновения и понятие страхового стажа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007175
Тема: Предпосылки возникновения и понятие страхового стажа
Содержание
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»



Факультет непрерывного образования

по подготовке специалистов для судебной системы







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА





СТРАХОВОЙ СТАЖ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ







Кафедра государственно-правовых дисциплин

Студентки 3 курса 

очной формы обучения

______________________





Научный руководитель-

_____________________

к.ю.н.





Допущена к защите

____  __________201_г.

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

__________________________











Краснодар  2017





ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение………….………………………………………………………….

3

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА…………………………………………………….



7

§1.Предпосылки возникновения и понятие страхового стажа……………

7

§2.Юридическое значение страхового стажа………………………………

18

2.ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВОГО 

СТАЖА………….……………………………………………………………

23

§1.Отличие страхового стажа от общего трудового стажа……………..…

23

§2.Порядок исчисления страхового стажа…………………………………

33

Заключение…………………………………………………………………..

42

Список использованных нормативных актов и литературы……….……. 

46



























































ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием занятых граждан и неработающих слоев населения. 

Содержание понятия социального обеспечения и его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы данной отрасли права в России.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм (Первое Соглашение Содружества Независимых Государств (СНГ) «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. ; двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством Российской федерации и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г. ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. и так далее).

 В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. 

В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.  

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов, в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает  возникновение многих правоотношений в сфере социального обеспечения является трудовой стаж. Именно его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В зависимости от качественной и количественной характеристик трудового стажа, выделяют следующие его виды:

Общий трудовой стаж

Специальный трудовой стаж

Страховой стаж

В данной дипломной работе мы детально рассмотрим последний  по порядку, но не по значению вид стажа - страховой стаж.

Актуальность применения и проблемы трудового стажа, значение которого в законодательстве постоянно меняется, во многом обусловлены периодом реформ. Страховой стаж приобретает все большее значение. Вместе с тем трудовой стаж по-прежнему относится к числу правообразующих юридических фактов в пенсионном обеспечении, играет важную роль при назначении, выплате пенсий, а также при обращении за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесении соответствующего решения компетентным органом и др. 

Однако, вероятно, трудовой стаж утратит своё значение на определенном этапе пенсионной реформы и по мере формирования в России эффективной системы обязательного  социального страхования1.

Целью данного дипломного исследования является комплексный правовой анализ страхового стажа, как основания возникновения права на социальное обеспечение.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- выявление предпосылок, причин и целей возникновения и развития института страхового стажа

- исследование правовых источников, закрепляющих понятие и юридическое значение страхового стажа;

- анализ особенностей эволюции механизма правового регулирования в области социального обеспечения в России;

- обобщение и подведение итогов проделанного исследования.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, в сфере социального обеспечения, основанием возникновения, изменения и прекращения которых является страховой стаж.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие общественные отношения в данной области, а так же труды ученых, помогающие подойти к исследованию данной темы с разных сторон.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает в себя два параграфа. В первом, раскрывается понятие страхового стажа и предпосылки его становления, как одного из институтов права социального обеспечения. Во втором параграфе раскрывается юридическое значение страхового стажа

 Вторая глава включает в себя два параграфа. В первом параграфе проводится подробная сравнительная характеристика страхового и общего трудового стажа. Во втором параграфе говорится о порядке исчисления страхового стажа. 

К работе прилагается список использованных нормативных правовых актов и специальной научной литературы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА

§1. Предпосылки возникновения и понятие страхового стажа

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX века. 

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации. 

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения. Таким образом, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства1.

Право социального обеспечения претерпело долгий процесс становления и последующих изменений, которые продолжаются и по сей день, так как социальное обеспечение является выражением политики государства . Это подтверждается тем, что на разных этапах развития России существовали разные концепции относительно прав граждан в данной области. 

Так, представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства2. 

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). 

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Представители « узкой» сферы социального обеспечения ( в частности, В. Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечениянекоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. 

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов1. 

В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. 

При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, так как предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. 

Например, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. 

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых фактов, с которым связывается социальное обеспечение1.

Одним из фактов является страховой стаж, так как на данный момент именно его наличие позволяет гражданам реализовать некоторые свои права в сфере социального обеспечения (назначение пенсии и некоторых видов пособий).

Понятие «стаж» (от фр. stage – продолжительность деятельности в какой-либо области) используется не только в юриспруденции, но и в других гуманитарных науках (социологии, психологии, экономике и др.), но даже в юриспруденции он рассматривается по-разному.

В праве социального обеспечения стаж рассматривается как длительность трудовой деятельности лица в качестве наемного работника, то есть трудовой стаж.

Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсионные выплаты. И если раньше наличие общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника права на пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при этом совершенно иная1.

Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. 

Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Любой вид стажа это юридический факт, с которым законодатель связывает основания возникновения либо изменения определенных правоотношений в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию. 

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями1. 

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом: 

1) пенсионные; 

2) по выплате пособий, социальных компенсаций; 

3) по предоставлению социальных услуг. 

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии: 

а) по старости; 

б) за выслугу лет или военной службы; 

в) по инвалидности; 

г) по случаю потери кормильца;  

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по старости является сложный юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов, в число которых входит наличие у гражданинатребуемого по закону страхового стажа или хотя бы пятилетнего трудового стажа для неполной пенсии.

Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечить пользование ими.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок ( пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при повышенных расходах ( пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16-летнего возраста, и др.), производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством1.

Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды: 

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска; 

б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста; 

в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам; 

г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС и др. Подробнее о них см. в разделе II. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.

Для реализации этих прав гражданину так же необходимо осуществлять трудовую деятельность в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования", а значит и страховой стаж должен быть.

Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые понятие страхового стажа было введено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", которое сформулировано следующим образом: страховой стаж – это  суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного  лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

В более позднем по времени принятия  Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

С 1 января 2015 года под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая бы отвечала интересам адресата нормы.

Из определений, используемых в законодательстве видно, что имеет место трансформация понятий: труд, как таковой, как квалифицирующий признак или как критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование постепенно заменяется другой - уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенного в общую систему пенсионного страхования.

В страховой стаж включаются следующие периоды:

•периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

•	периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

•	период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"1;

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Существуют и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж:

•период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

•	 период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

•	период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

•	период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

•	период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

•	период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

•	период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

•	период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"1.

Льготный порядок исчисления страхового стажа предусмотрен только для двух категорий: 

•работников, отработавших полный навигационный период 

•	работников сезонных отраслей промышленности, отработавших в течение полного сезона. 

Им при подсчете страхового, общего трудового и специального стажа эти периоды исчисляются в льготном порядке: полный навигационный период на водном транспорте или полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности – за 1 год работы.

Перечень соответствующих сезонных работ и сезонных отраслей промышленности утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Страховой стаж относится к числу новейших категорий российскогоправа социального обеспечения. 

В настоящее время с этой категорией связаны два основных обстоятельства. 

Во-первых, как говорилось ранее, с 1 января 2002 г. страховой стаж определяет право на трудовую пенсию. 

Во-вторых, начиная с 1 января 2007 г. в зависимости от продолжительности страхового стажа рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. 

Хотя трудовые пенсии и пособия по временной нетрудоспособности являются разновидностями страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, специфика социального риска, лежащего в основе каждого из видов социального страхования, определяет свои особенности применительно к характеристике страхового стажа1.

Таким образом, можно сделать вывод, что страховой стаж приобретает всё большее значение в отношениях, связанных с правом на разнообразные виды социального обеспечения граждан: от назначения пособий по временной нетрудоспособности до установления пенсий.  

Право социального обеспечения это именно та отрасль права, которая требует постоянных изменений и доработок по различным вопросам и направлениям. Именно с этим фактом связано наличие большого числа разнообразных формулировок понятия страхового стажа, наиболее полное из которых закреплено в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях", который так же устанавливает периоды, засчитываемые в страховой стаж и порядок его исчисления.

§2. Юридическое значение страхового стажа

Стаж в праве социального обеспечения рассматривается в двух аспектах:

1) как правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих порядок и условия исчисления и подтверждения периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности для определения права на конкретные виды социального обеспечения. 

Специфика этого института состоит в том, что он одновременно относится и к Общей и к Особенной частям права социального обеспечения. 

К Общей – как элемент института юридических фактов, к Особенной – как относительно самостоятельный институт сквозного действия. 

2) как юридический факт, т.е. элемент сложного юридического состава, на основании которого возникает социально-обеспечительное отношение. Как юридический факт стаж не может быть отнесен ни к событиям, ни к действиям, он имеет комбинированную (объективно-субъективную) природу. Стаж не входит во все юридические составы, он имеет значение лишь для пенсионных правоотношений и социального страхования от временной нетрудоспособности.

В этом смысле стаж следует рассматривать:

- как одно из оснований права на некоторые виды пенсий (например, пенсии за выслугу лет);

- как одно из условий права на отдельные виды пенсий (досрочное пенсионное обеспечение);

- как факт, определяющий уровень (размер) обеспечения (пособие по временной нетрудоспособности, конвертация пенсионных прав).

В связи с осуществлением с 1 января 2002 г. кардинальной пенсионной реформы и принятием соответствующих нормативных правовых актов по пенсионному обеспечению сложилась несколько иная, чем прежде, классификация трудового стажа, существенно изменилось содержание некоторых видов трудового стажа, появились новые его подвиды, изменились также правила исчисления отдельных его видов и их подтверждения.

В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида:

• общий,

• специальный, 

• непрерывный трудовой стаж.

Однако произошедшие в системе социального обеспечения изменения привели к необходимости расширения видов стажа за счет новой его разновидности – стажа уплаты страховых взносов (страхового стажа), а в последнее время и к вытеснению им общего трудового стажа. 

Таким образом, в настоящее время с учетом изменений в пенсионном законодательстве выделяют следующие разновидности стажа:

• общий 

• страховой 

• специальный

Стоит отметить, что со временем общий трудовой стаж утратит свое значение и уступит место страховому стажу. Это связано с проводимой в настоящее время пенсионной реформой и введением страховых начал в пенсионной системе.

Однако содержание общего и страхового стажа после проведения в стране пенсионной реформы существенно изменилось1.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж1.

Как говорилось ранее, статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека2. Пенсии, в свою очередь, являются одним из видов социальных гарантий государства, призванных реализовать данный принцип, возместив часть утраченного заработка.

Страховой стаж имеет важное юридическое значение, так как именно от него зависит назначение страховой пенсии.

Закон о трудовых пенсиях закрепляет ряд общих правил, связанных с установлением содержания, исчислением и подтверждением страхового стажа. В соответствии с ними определяются требования к страховому стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии по старости при нормальном пенсионном возрасте, а также для назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В тех случаях, когда трудовая пенсия по старости назначается досрочно, к страховому стажу предъявляются повышенные требования, то есть специальные правила, закрепленные, в основном, подзаконными нормативными актами3.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы ииных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств1.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Пункт 2 статьи 9 устанавливает, что при назначении страховой пенсии по инвалидности продолжительность страхового не имеет значения, важен лишь факт наличия такового; а пункт 3 данной статьи гласит, что при отсутствии страхового стажа у инвалида ему будет назначена социальная пенсия по инвалидности.

При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа так же должна быть не менее, чем 1 день, что закреплено в статье 10 данного Федерального Закона2. 

Страховой стаж может так же использоваться для определения периода выплаты пособия. 

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих, а также иные виды пособий1.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006  №255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определены:

- периоды работы, включаемые в страховой стаж;

- порядок исчисления страхового стажа;

- правила подсчета и подтверждения страхового стажа, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007  

№ 91 и разработаны в соответствии с Законом № 255-ФЗ.

Так согласно ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, имеющим страховой стаж не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности2.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что страховой стаж имеет важное юридическое значение в праве социального обеспечения, так как именно от него зависит назначение пенсии, ее размер, а так же право на некоторые виды пособий, при этом продолжительность стажа не всегда играет важную роль и иногда достаточно лишь его наличия (хотя бы 1 день).













  2. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА

§1. Отличия страхового стажа от общего трудового стажа

Первоначально стаж входил в сферу внимания представителей науки трудового права, особо обращавших внимание на такую его черту как длительность трудовой деятельности лица в качестве наемного работника, в связи с чем данное понятие приобрело соответствующее звучание – трудовой стаж1.

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. 

С учетом общего трудового стажа до недавнего времени устанавливались пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца2. 

В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях. 

Под трудовой деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются: 

а) любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); 

б) иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию; 

в) работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера3; 





г) индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; 

д) творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.); 

е) творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона); 

ж) военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона); 

з) время привлечения осужденных к оплачиваемому труду ( включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 НТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ); 

и) работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. 

К общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, относятся: 

учеба — подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре). Причем форма обучения (дневная, вечерняя или заочная) не имеет значения. Период обучения включается в общий трудовой стаж неза.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44