- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предоставление поддержки исследованиям одаренности и помощь одаренным людям, включая людей с ограниченными возможностями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014535 |
Тема: | Предоставление поддержки исследованиям одаренности и помощь одаренным людям, включая людей с ограниченными возможностями |
Содержание
В качестве ключевых вопросов, которые долгое время стояли, и продолжают стоять перед германскими педагогами и политиками в сфере образования, выступают следующие: «Как определить понятие «одаренность?» «Какие дети наиболее одаренные?» «Каковы критерии одаренности?». Известным немецким психологом, В. Штерном, жившим в 1871-1938 годах, [55] делался акцент на важности проведения новых исследований и диагностики одаренности.Ученый изобрел первые коэффициенты интеллектуального развития и основал дифференциальную психологию. Он неоднократно подчеркивал, что диагностика должна затрагивать не только школьную успеваемость, но и те качества, значение которых не подвергается оценке в школьном учреждении. Ученый выделял несколько видов одаренности: визуальную, аудитивную, творческую, рецептивную одаренность, а также виды одаренности, связанные с синтезом, анализом, фантазией или пониманием. В 1968 году Генрих Рот опубликовал свою книгу под названием «Одаренность и учеба», ставшую новаторской. В ней содержится заключение по нескольким аспектам. В частности, рассматриваются вопросы оказания содействия одаренным детям, проводится исследование отбора одаренных детей и проводится анализ одаренности в целом. Таким образом, цель комиссии Совета по образованию должна заключаться в том, чтобы выявить и раскрыть как можно больше талантливых детей и подростков в соответствии с установленными требованиями квалифицированной профессиональной деятельности в школьных учреждениях и за их пределами[56]. В соответствии с исследованием успеваемости школьников по математике, проведенном ЮНЕСКО в Германии, сделан вывод о том, что ФРГ, в отличие от Японии, Швеции, Франции и Соединенных Штатов, находится на одном из последних мест. Следует отметить, что раньше немецкие одаренные школьники могли рассчитывать на поддержку только в двух сферах. Это – филология и языки. Но со временем эта позиция была пересмотрена. Многочисленные американские исследования убедили Германию в необходимости развития мышления школьников, что стало одним из наиболее актуальных и революционных требований. Развитие мышления является подготовкой детей к дальнейшей жизни в условиях динамично меняющейся окружающей обстановки. Только тот человек, который умеет критически и самостоятельно мыслить, сможет найти применение своим силам и способностям в условиях демократии, развитого промышленного и экономического сектора. С 1990 годов изучение одаренности и оказание содействия одаренным детям в германских школах сконцентрировалось в следующих национальных исследовательских центрах Германии: 1. ICBF. Это международный центр изучения одаренности, со штаб-квартирой в Мюнстере (Германия). Год основания данного центра – 1997. Помимо Мюнстерского и Оснабрюкского университетов, учредителем ICBF является Нидерландский университет города Ниймеген. Перечень основных задач фонда: - повышение квалификации и продвижение одаренных детей и взрослых; - консультирование педагогов и родителей; - исследованиеусловий, способствующих развитию одаренности; - проверка инструментов, используемых в целях диагностики одаренности. Цели создания ICBF – предоставление поддержки исследованиям одаренности и помощь одаренным людям, включая людей с ограниченными возможностями[58]. 2. Университеты городов Дрезден и Хильдесхайм. Эти университеты в период 1997-2004 годы осуществляли научное сопровождение интегративного эксперимента на базе школьных учреждений. Цель эксперимента заключалась в развитии и апробации дидактических концепций, способных гарантировать развитие одаренных детей, учащихся младших классов, в среде ровесников. Отдельное внимание уделяется социально-учебному поведению, интеллектуальным, социальным и эмоциональным компетенциям детей. Отдельно учитывались также индивидуальные способности и наклонности каждого одаренного ребенка. 3. Университет Марбурга. В этом университете в период 1987-2000 годы было проведено многолетнее исследование, ставшее наиболее долгосрочным в истории (по данной проблеме). Руководитель проекта – Детлеф Рост, профессор психологии университета. Исследование характеризовалось использованием точной методики планирования. В рамках исследования одаренных детей было проведено несколько экспериментов с дальнейшем обработкой результатов при помощи статистических методов. Целью ученых было сравнение развитие одаренных и не одаренных детей. Для этого использовалась система не когнитивных критериев, таких как: - умение управлять собой; - интересы и мотивация; - адаптация к школе и школьному обучению; - отношение к работе; - социальное поведение детей; - личностное развитие и пр.[57]. Целесообразно рассмотреть некоторые из обозначенных направлений. Диагностика с последующим выявлением результатов высокоодаренных школьников. Сегодня диагностика является формой рефлексии, сопровождения образовательного процесса и включения в него. Это приводит к определенным опасностям. Например, высок риск того, что в угоду позитивизму не будут замечаться существенные недостатки. Тесты на интеллект представляют собой всего лишь одну из множества способов диагностики. Однако в школьной практике тесты на интеллект неприменимы. В состав диагностической компетенции педагога входит наблюдение и сбор информации о домашней обстановке, родителях и других близких родственников учащегося. Отметим, что в данном случае преследуется цель по установлению разностороннего образа ребенка [59] с использованием в качестве ориентира следующие способности детей: - способность быстро усваивать факты; - наличие значительного для своего возраста словарного запаса; - наличие хорошо развитого детального мышления; - способность самостоятельно определять ход ситуации; - готовность вступать в борьбу с несправедливостью; - стремление к самостоятельной работе; - наличие способности к наблюдению; - способность осознавать заложенные в основу явления принципы при решении сложных задач; - склонность поиска общего и различий; - способность точно прослеживать фактическое взаимодействие следственных связей; - склонность к чтению книг, доступных для понимания в более старшем возрасте; - склонность полностью растворяться в решаемой проблеме; - стремление решать задачи полностью; - отсутствие желания и интереса к выполнению рутинных заданий; - склонность к эмпатии. На современном этапе исходят из того, что примерно половина особо одаренных детей не признается в школе в качестве таковых. Вопреки всем ожиданиям, высоко одаренные дети могут быть проблемными и отставать в учебе. Школьными психологами отмечается множество случаев обращения за советами родителей «проблемных детей», у которых впоследствии установлена высокая степень одаренности. Следует отметить, что спектром девиаций таких детей охватывается набор от вызывающего поведения и нарушений моторики до полного отказа от учебы. У таких детей нередко наблюдается следующее: - склонность к сокрытию своих способностей; - нетерпеливость; - невнимательность и тревожность; - негативное отношение к школе и обучению в целом; - погруженность в себя и выказывание скуки; - отсутствие популярности среди сверстников; - несмотря на словоохотливость, плохое выполнение письменных заданий. Следует отметить, что из всех детей, отнесенных к категории высокоодаренных, которые посещали психолога, 20 процентов имели те или иные проблемы с социальной адаптацией, а 50 процентов имели плохую успеваемость или отказывались посещать школу. Большинство творчески одаренных детей и подростков, которые не признаются таковыми в своей среде, рискуют прожить всю жизнь с непризнанными способностями. Но при своевременном выявлении высокой одаренности можно повлиять на установки и поведение детей и учителей, что станет поворотным моментом в жизни подростков. В 1998 году немецкими исследователями и педагогами ВольфгангомЗандфуксом и Хансом ВернеромХенце была создана рабочая группа для проверки результатов проводившегося эксперимента1[60]. По мнению группы исследователей, особе внимание должно уделяться ошибочному выявлению высокой одаренности у детей, которые по сути, таковыми не являются. Отдельно отмечается, что если результат ребенка по итогам тестирования низкий, это не всегда является свидетельством низких способностей. Исследователи доказали, что не стоит опираться исключительно на мнение учителей. К тому же, важно понимать, что особая одаренность (особенно в сфере творческих способностей) часто не развивается, продолжая оставаться непризнанной. Наоборот, важно учитывать тот факт, что многие учащиеся, имеющие высокую одаренность, не сталкиваются с проблемами в развитии. В рамках долгосрочного исследования, проведенного Марбургским университетом, изучались дети в возрасте девяти лет и подростки 15-тилетнего возраста. По итогам исследования было выявлено следующее. Во-первых, высокоодаренные дети младшего школьного возраста являются такими же детьми, как и все остальные. Они имеют такие же антипатии, симпатии, предпочтения и сталкиваются с такими же сложностями[61]. Во-вторых, опасения по поводу недостаточной востребованности высокого потенциала детей и недостаточной требовательности к ним, нередко высказываемые родителями, не были подтверждены. Исследование не выявило ни одной проблемы в эмоциональной сфере одаренных школьников. Наконец, было отмечено, что одаренные люди более дифференцированно подходят к своим действиям и контролю своего поведения. Это начинает проявляться уже в младшем школьном возрасте, что позволяет высокоодаренным детям избежать множества проблем в школьной повседневной жизни. Факторы риска.По результатам исследования, проведенного университетом Марбурга, было выявлено следующее. Основываясь на анализе интеллектуальных способностей 14-тилетнего подростка, можно сделать прогноз уровня интеллекта до достижения им совершеннолетия[62]. Но высокая одаренность детей младшего школьного возраста, которая была диагностирована в рамках вышеупомянутого исследования, в 29 процентах выборочных проб не была подтверждена. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что одаренность, точнее ее поддержание, зависит от постоянных умственных тренировок. В соответствии с марбургским исследованием, тип школьного учреждения оказывает немаловажное влияние на развитие интеллекта. Немаловажным фактором следует назвать экономическое и социальное положение семьи, то есть социальный статус. При этом сам по себе социальный статус не влияет на развитие интеллекта. Он выступает всего лишь в качестве различительного критерия. В рамках исследования учеными были выявлены факторы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие интеллекта: - количество детей в семье; - уровень образования матери; - профессиональный статус отца; - наличие достаточных финансовых ресурсов; - интеллектуальные ожидания отца и матери; - наличие доступа к образовательным ресурсам; - выработанные в семье побудительные мотивы. Перечислим факторы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие одаренности и вызывают у детей неуверенность в себе: - фрустрации; - непоследовательность в воспитании; - психологическая запущенность; - напряженные внутрисемейные отношения; - слишком низкие или высокие ожидания; - жесткое воспитание; - развод родителей; - социальные конфликты и конфликты с окружением; - радикальные события (военные действия, катастрофа, смерть отца или матери). Неравенство в части возможностей школьного образования особенно видно в отношении детей из бедных семей. Даже самые одаренные дети не могут получить нужную им поддержку. Инклюзивное (раздельное) обучение одаренных детей и подростков и связанные с этим проблемы. Сегодня уже неактуален вопрос об исключительных мерах поддержки одаренных детей. Не актуально также и открытие элитарных школ. Оказание содействия высокоодаренным детям и подросткам, несмотря на всю сложность, является вполне возможным. В 1980 годы было проведено множество исследований, по результатам которых не было выявлено негативного воздействия на одаренных детей. Применение интегративного подхода обосновано с научной точки зрения. У данного подхода имеется масса преимуществ. В частности – расширение социальных контактов и повышение самооценки одаренных детей. В странах Евросоюза наиболее широко распространенной моделью оказания содействия одаренным детям выступает интегративная модель. Инклюзия или включенность подразумевает под собой не только интеграцию в школьное обучение, но также и меры по оказанию наилучшего содействия каждому учащемуся в отдельности. При этом должны учитываться индивидуальные способности и возможности (потенциал ребенка). Уже довольно давно ученые говорят о важности оказания содействия одаренным детям со стороны школы и педагогов. Речь идет о стимулировании детей, развитии их талантов и повышении интересав специфической педагогической форме с упором на индивидуальное обучение. Школа должна применять разные подходы к содействию одаренным детям. Одним из таких подходов является создание временных групп в соответствии с уровнем успеваемости, к примеру: - организация уровневых групп или специальных курсов; - организация специальных внутреннихи междисциплинарных объединений по оказанию поддержки одаренным ученикам; - формирование специальных групп по способностям детей; - форсирование классов; - акселерация или ускоренное обучение (прием детей в школу в более раннем возрасте); - начиная с седьмого класса, организация профильных классов с упором на углубленное изучение профильных предметов. Учащиеся с высокой одаренностью только выигрывают в развитии при участии в группах по способностям. Это подтверждается результатами многочисленных исследований мер дифференциации внутри существующей системы школьного образования. При этом следует отметить и влияние положительных эффектов от внутренней дифференциации на успеваемость учащихся. Исследователи Холлинг, Прекель и Фок[63] пришли к выводу, что само по себе создание курсов или классов только с особо одаренными детьми не даст необходимого развивающего эффекта. Чтобы достичь желаемого эффекта, необходимо внесение соответствующих изменений в учебные программы, планы, обучающие методики и учебный материал. Необходимо понимать, что при формировании группы (класса), состоящей исключительно из высокоодаренных детей, может возникнуть обратный эффект. Так, может произойти ухудшение их индивидуальных планов в части изучения и освоения конкретного предмета. Нередко дети начинают ощущать изолированность и оторванность от сверстников[64]. Часто приводится такой аргумент: «Те, кто обладает меньшими талантами, теряют от формирования отдельных групп с одаренными детьми». Но данный аргумент не был подтвержден ни одним исследованием. Целесообразно упомянуть об эффекте Матфея, получившем свое подтверждение в гетерогенных группах. Этот эффект заключается в том, что плохо успевающие ученики становятся слабее, а более успевающие – сильнее. Хеллер подчеркивал, что школьная успеваемость характеризуется кумулятивным приростом знаний. В связи с этим, по мнению ученого, шанс «наверстать»упущенное менее талантливыми учащимися в недифференцированных группах существенно снижается[65]. Благодаря достаточным дифференцирующим мерам на уроках можно избежать возникновения данного эффекта. Целесообразно рассмотреть специфические особенности, демонстрируемые результатами исследований такого явления, как «акселерация». Во-первых, не существует ни одного научного аргумента против того, чтобы ребенок был принят в школу в более раннем возрасте. Тем не менее, успешность интеграции детей в школьном коллективе напрямую зависит от мастерства и усилий учителя. Если к высокоодаренному учащемуся начинают выдвигать заниженные требования, то целесообразно форсировать программу одного года обучения, поскольку ребенок уже освоил программу, изучаемую в данном классе. В таком случае перевод на класс выше окажет благоприятное воздействие на мотивацию к учебе. Кроме того, повысится адаптация к изменившейся ситуации и чувство самоуважения. В любом случае, при принятии решения должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Ученик должен быть готов к переходу на класс выше. Отдельно отметим, что одного перевода может быть недостаточно. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные меры по поддержанию одаренности. По мнению некоторых исследователей, сокращение времени обучения в гимназии оказывает позитивное воздействие на одаренных учащихся. В целях интеллектуального развития могут использоваться различные развивающие программы. Например, могут формироваться группы по способностям. Недостатком этого метода можно назвать то, что в некоторых случаях у детей формируется чувство «превосходства», которое следует корректировать и устранять путем применения специальных мер социального характера. В качестве еще одного метода содействия детям с одаренностью выступает организация летних программ. Участие в таких программах оказывает положительное влияние на следующие аспекты: - оценка своих способностей к достижениям; - объем углубляемых знаний; - использование самоуправляемых коммуникативно-обучающих стратегий. Отдельно стоит упомянуть о важности и эффективности специальных курсов и кружков по интересам. При этом педагоги, выступающие в качестве руководителей таких курсов и кружков, должны в обязательном порядке пройти переподготовку. Участие в конкурсах – еще один фактор поддержки одаренности. В будущем большинство участников конкурсов (в независимости от занятого места) становятся успешными в своей профессии. Конкурсы, помимо прочего, способствуют выявлению одаренных учащихся. Дети со сниженной мотивацией и интересов к учебе могут раскрыть свои таланты, благодаря конкурсам. Особенно эффективна самостоятельная работа над проектами, поскольку она позволяет детям компенсировать упущенное. Исследователи утверждают, что одаренные дети не обязательно должны чувствовать себя комфортно среди таких же одаренных детей. Как следует из результатов многочисленных исследований, любое содействие или акселерация может оказать благотворное воздействие на самооценку и успешность одаренных детей, но только в том случае, когда учителя и сами дети к этому готовы. Подготовка преподавателей для работы с одаренными учениками.Учеными сделан вывод, что внешкольное и школьное обучение обладают одинаковым значением для детей, у которых отсутствуют психологические проблемы и проблемы внутри семьи. Но в случае возникновения таких проблем, существенно повышается роль учителя в мотивации детей и организации занятий. Знание и понимание индивидуальных особенностей учеников, целевые установки, дидактика, стиль преподавания и личность учителя – решающие факторы для ответа на следующие вопросы: «Получит ли ребенок необходимое содействие и поддержку или его одаренность останется незамеченной?», «Сможет ли ребенок развить свои интересы, таланты и дарования?». Исследователи опросили нескольких экспертов в сфере поддержки одаренности, в результате чего было выявлено, что отбор учителей и их подготовка в данном направлении являются более важными в сравнении с особой учебной программой. Важнейшим аспектом является дифференцированный подход к детям с одаренностью различного вида. Из этого следует, что педагоги должны иметь представление о методах обучения одаренных учеников. Было проведено несколько исследований, доказавших, что в случае смены методов преподавания некоторые дети начинают делать успехи в обучении. Зандфукс У. и Генце Г.[66] провели исследование, показавшее, что в качестве предварительного условия интегративного содействия детям с одаренностью, выступает достаточная свобода действий для самостоятельного управления процессом обучения. К их числу относятся: - темы и модули, которые представляют высокий интерес для детей с одаренностью; - открытые формы обучения, нацеленные на организацию проектов. Отметим, что это не должно противоречить традиционному стилю и методам преподавания. То есть необходимо придерживаться привычного ритма уроков. В качестве решающего фактора в данном случае выступает готовность и способность учителя определить свою роль в общении с одаренными детьми с новой стороны. Педагог должен выступать как консультант, сопровождающий процесс обучения. Он должен учитывать образ мышления детей, уважать их, их интересы и стремления, учитывать их потенциал и индивидуальные возможности. По мнению группы исследователей из Мюнстерского университета, чтобы улучшить развивающие и диагностические компетенции педагогов, необходимо использовать трехступенчатую компетентностную модель[67]. Одной ступенью предполагается теория одаренности, симптомы и принципы содействия одаренным детям. Второй ступенью отражаются конечные результаты исследования одаренности. В рамках этой ступени проводятся консультации с родителями в области психологического развития, социализации и сравнения уровня культуры детей. Последней ступенью отражается знание нейропсихологического и генетического аспекта одаренности, основанное на теории тестов. В рамках этой ступени проводятся консультации, а также организуются мероприятия (подготовительные и посреднические). Многолетняя практика показывает, что переподготовка преподавателей способствует устранению некоторых проблем. К тому же, благодаря этому формируется общее видение педагогов на одаренность и развиваются их общие компетенции. Важность переподготовки учителей объясняется тем обстоятельством, что в итоге польза приносится всем ученикам, а не только одаренным детям. Подготовкой магистров по направлению «Содействие одаренным учащимся» занимается швейцарский педагогический институт. Также известно признанное всеми государствами-членами Евросоюза направление подготовки Совета содействия одаренным людям – Eurореаn Соunсil fоr Нigh Аbilitу (ЕСНА). Преподаватели с дипломом ЕСНА становятся кандидатами на присвоение такой профессиональной квалификации: «Специалист по вопросам образования одаренных детей». Обучение проводится в Мюнстерском университете в течение трех семестров в рамках бакалавриата, включая обязательную подготовку (магистратура). Следует отметить, что в целом краткосрочные семинары в Германии по повышению квалификации педагогов в сфере работы с одаренными детьми проводятся в исключительных случаях. В восточной части государства и в новых субъектах федерации действует свыше 26 особых школ, в которых обучаются одаренные дети [68]. Начиная с 1990 года, после объединения Германии, большая часть этих школ перешла в частную собственность. Девять школ – с уклоном на математику и естественные науки, 11 школ – с уклоном на музыку и искусство, 6 – современные языки. Из девяти школ три активно поддерживают интеллектуально одаренных учащихся. Это такие школы, как Тоrgеlоw (частная гимназия), Тhе Frее Sсhооl аt Rоstосk и LаndеssсhulеРfоrtа. С учетом спортивных достижений бывшей ГДР, нет ничего удивительного в том, что в стране и сегодня действует 20 спортивных гимназий (в другой части страны – всего 9 спортивных гимназий). Неверно было бы говорить о «проблеме высокой одаренности», поскольку одаренность может стать проблемой только тогда, когда творческие способности и талант не замечены и не развиваются учителями. Необходимо понимать, что результат исследовательской работы всегда будет зависеть от того, какой вопрос выведен на повестку дня. При рассмотрении содействия одаренным детям с позиции когнитивных достижений, следует отметить, что формирование групп по уровню успеваемости может существенно повысить итоговую результативность работы. Говоря о творческом и эмоциональном развитии, более эффективными будут выступать меры интегрирующего характера. Не существует специальных обучающих мер или методов оказания содействия одаренным детям, которые были бы применимы абсолютно в каждом случае. Таким образом, необходимо пользоваться проверенными методиками, индивидуальными для каждого ребенка. К распознаванию и дальнейшему развитию творчества и одаренности приводит предоставление школьникам свободы выбирать свой собственный путь, а также оказание помощи в выборе верного пути. Благодаря инновационному обучению одаренных детей, обеспечивается непрерывность обучения дошкольников и младших школьников (Хартманн, 1998). Отдельное внимание уделяется консультированию родителей, отслеживанию и удовлетворению общих потребностей одаренных детей. Отдельно стоит вспомнить о существовании летних лагерей и школ, предлагаемых Академией Дойче Шулер и другими. Существуют многоэтапные формы отбора на международные олимпиады по таким предметам, как биология, химия, физика, математика и информатика. Основной упор, при этом, делается на индивидуальные консультации одаренных детей, педагогов и родителей, а также на формирование школьных советов, занимающихся выявлением одаренных детей и их развитием. Также отметим, что среди одаренных школьников постоянно поддерживается конкуренция. Регулярно проводятся конкурсы общегосударственного и регионального значения, созданы социальные сети для специалистов и действуют специальные рабочие группы. У способных учеников имеется возможность продемонстрировать свои способности в различных конкурсах (языковых, исторических, политологических, математических и т. д.) В области культуры также проводятся различные конкурсы – сочинения музыки, видеосъемки, киносъемки, драматического искусства, пения, сочинения, декламации. В 1998 году в Германии обратили внимание на эффективность программы США для одаренных старшеклассников (CTY)[69]и разработали летнюю программу, получившую название «Немецкая школьная академия»[68]. В создании этой программы принимало участие Федеральное министерство науки и образования и благотворительная организация из Бонна. Это позволило нескольким тысячам одаренным детей поучаствовать в различных развивающих мероприятиях. Данная программа позволяет одаренным подросткам заполнить критический период между старшей школой и поступлением в высшее учебное заведение. На протяжении нескольких лет после создания, Академия стала уникальной программой для подростков. Благодаря получению поддержки от правительства, Академия принимает детей из бедных семей бесплатно. Ежегодно (летом) в программе принимает участие до сотни одаренных детей со всех уголков страны. Отбор участников осуществляется на основании рекомендаций преподавателей или исходя из достижений самих детей на олимпиадах и конкурсах. На протяжении 16 дней дети занимаются по одной из 6-ти дисциплин. В частности, в 2009 году были предложены следующие учебные курсы: «Музыка в кинофильмах»; «Молодые и пожилые – конфликт или согласие?» (проблема отношений между поколениями); «Чувствительность и ощущения» (неврология); «Полиомиелит, чума и оспа» (социология и биология инфекционных заболеваний); «Молекулярная генетика»; «Гиперболическая геометрия». Академия преследует цель по формированию атмосферы социального и интеллектуального вызова для максимально возможного развития способностей учеников, их общения с ровесниками, имеющими такую же высокую мотивацию и потенциал. Перечислим ключевые задачи Академии [70]: - помощь в принятии решения по выбору профессии; - получение опыта совместной работы; - улучшение техники письменной и устной презентации; - развитие и усовершенствование умения получать знания; - стимулирование осознания того, что наличие исключительных способностей несет в себе обязательство по использованию их во благо общества, благодаря ответственному лидерству; - предоставление ролевых моделей посредством общения с учеными и педагогами высокой квалификации; - формирование и дальнейшее развитие умения самостоятельной работы, исследовательских навыков и междисциплинарного мышления; - предоставление возможности общаться с одаренными ровесниками в целях создания долгосрочных дружеских отношений; - обеспечение надлежащих условий для интеллектуальной деятельности подростков на пределе возможностей. Родителями германских школьников была создана организация Hochbegabtenforderung. Это организацией было разработано 63 программы в тринадцати городах Германии для 470 учащихся. В 1978 году было учреждено немецкое общество для одаренных детей,2 насчитывающее более трех тысяч членов в пятнадцати региональных группах. Этим немецким обществом организуются и проводятся высшие курсы для школьников и студентов. Отдельные направления деятельности Общества – проведение мероприятий для одаренных детей; участие в общественной деятельности; консультация родителей. Особенно популярны в современной Германии – «каникулярные академии» для высокоодаренных детей. В 2000 году во Франкфурте состоялось открытие Центра для одаренных детей. Главной задачей Центра является помощь молодежи, имеющей выдающиеся способности, а также оказание поддержки родителям и педагогам. Перечень основных задач Центра: - предоставление спецлитературы для родителей и преподавателей; - проведение консультаций педагогов; - организация и проведение курсов и мероприятий для высокоодаренных детей и подростков в учебное и свободное от учебы время; - проведение открытых семинаров и лекций по теме детской одаренности для преподавателей и родителей; - информирование родителей о методах и конечных результатах диагностики одаренности, о контактах с другими организациями и существующих возможностях развития молодежи. В подведение итога, отметим, что обучение одаренных детей в Германии постепенно переносится в центр внимания государственной образовательной системы, становясь одной из наиболее актуальных тем для научных изысканий. Британская система психолого-педагогической работы с одаренными учениками. Исследуя европейскую практику работы с одаренными детьми и подростками, рассмотрим государственную политику Великобритании в этой сфере. Британская образовательная система имеет достаточно богатую эмпирическую базу для работы с одаренными детьми и подростками. В данной деятельности задействованы общественные организации, учебные заведения и Департамент образования Великобритании. С начала 1990 годов в образовательную политику Англии было включено понятие одаренности. С тех пор эта сфера стала важнейшей составляющей образования. Главным отличием британской политики является то, что, несмотря на отсутствие в образовательном законодательстве категории «одаренные дети», им оказывается огромная поддержка в рамках обычных школьных классов. Британский опыт представляет особый интерес по следующим причинам: - наличие эффективных методологических основ образовательных программ для детей с одаренностью; - наличие технической оснащенности; - целенаправленность во внедрении. Образовательной системой Великобритании предполагается четкое разграничение школьников по способностям. Ранее такое разграничение проводилось в 11 лет на основе результатов экзамена. По итогам экзамена, около 80 процентов детей распределялись в школы, после окончания которых они не имели права поступить в узы. Довольно долгое время велась борьба против такой практики, которая привела к отрицательным результатам для одаренных детей. В частности, на протяжении нескольких десятков лет вообще не поднимался вопрос об особых образовательных потребностях одаренных детей. Политики государства в сфере образования одаренных школьников впервые была сформулирована и закреплена в 1991 году. В течение последующих нескольких лет государство внедрило целую серию образовательных инициатив. Цель этих инициатив заключалась в том, чтобы улучшить ситуацию в сфере обучения одаренных детей [71]. В состав этих инициатив входят исследовательские и образовательные программы, а также учреждение специальных комиссий, контролирующих обучение одаренных детей и занимающихся разработкой рекомендаций в данной сфере. Отдельно стоит упомянуть о проведении специализированных аналитических исследований и внедрении инновационных программ образования. В этот период активно начали развивать систему летних лагерей и прочих коллективных мероприятий для талантливых школьников. Помимо государственной системы поддержки одаренных детей, с 1982 года в Великобритании функционирует Национальная ассоциация содействия одаренным детям. Ассоциацией выпускается специальный журнал «Обучение одаренных в мире». Принцип включения является основным официальным подходом к образованию одаренных детей. Данным принципом предполагается улучшение образования до такой степени, чтобы одаренные ученики могли полноценно учиться в общеобразовательных школах. Для большего понимания того, каким образом реализуется данный принцип, обратим внимание на общую британскую образовательную структуру. В Великобритании управление образованием разделено на три уровня, а именно: * 1-й уровень – общая политика на национальном уровне, устанавливаемая Департаментом образования и умений; * 2-й уровень – ответственность за реализацию политики, возложенная на местную власть; * 3-й уровень –школы, контролируемые Советом школьных попечителей. Через эту систему обучаются абсолютно все дети. Разработка программ для одаренных детей осуществляется на национальном уровне, однако предусмотрены и муниципальные/региональные вариации программы, в которых учтена местная специфика. Офис стандартов в образовании и Квалификационное агентство учебных программ занимаются активным продвижением государственной политики в Департаменте образования и умений (DfES). Первым агентством проводится работа по мониторингу и контролю деятельности школьных учреждений, а второе агентство определяет содержание учебных программ и формирует критерии их оценки. И одно, и другое агентство играют важнейшую роль в определении образовательных программ для детей с одаренностью. Британская система образования детей с одаренностью базируется на приоритете принципа демократии. Из этого следует, что система образования Великобритании не подразумевает создания отдельных спецшкол или классов для талантливых детей. Что касается частных школ, то они могут создавать отдельные классы для одаренных детей, но такие школы платные и, соответственно, их очень мало. Талантливыми называют тех детей, которые проявляют незаурядные способности в спорте или искусстве. Школам необходимо предоставлять таким детям возможности для развития своих талантов. По причине содержательной сложности термина «одаренность», в системе образования Великобритании используют понятие «способный». К примеру, там вместо «одаренный ребенок» говорят «учащийся с высокими способностями». Но в настоящей работе мы будем использовать слово «одаренность». Важнейшим ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: