VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предмет, цели и задачи инновационного менеджмента

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001723
Тема: Предмет, цели и задачи инновационного менеджмента
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
     Современная экономика может быть с полным основанием названа «инновационной экономикой». Разработка и внедрение новых видов продуктов, технологий и услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности государств, регионов и отдельных предприятий. Можно говорить об особом, инновационном типе развития мировой экономики. Этот тип основан на постоянном поиске новых идей, осуществлении инноваций во всех областях общественной жизни, межфирменной научно-технологической кооперации, трансформации внутрифирменных организационных структур в сторону большей гибкости. 
     Несмотря на то, что с переходом России к рыночным отношениям резко сократилось государственное финансирование научных исследований, в нашей стране накоплен значительный научно-технологический потенциал, позволяющий осуществить переход на инновационный тип развития.
     Задача перехода к инновационному развитию предполагает принципиальное изменение методов и схем управления предприятием. Очевидно, что решение данной задачи потребует подготовки нового типа менеджеров, настроенных на изменения, постоянное обучение и использование полученных знаний.
     Хотя в настоящее время инновационная деятельность в промышленности недостаточно регламентирована действующими нормативными актами, бурно развивающаяся практика обусловливает растущий интерес ее участников к управлению инновационными процессами. Востребованность специалистов в области инновационного менеджмента будет возрастать в процессе перехода страны к инновационной экономике, поэтому вопрос о внедрении инновационного менеджмента актуален в наше время.
     Цель работы – это раскрыть содержания методологии инновационного менеджмента на  предприятии, оценить риски и эффективность инновационных проектов.
     Задачи работы:
1. Раскрыть содержание инновационного менеджмента на предприятии.
2. Изучить методологию инновационного менеджмента.
3. Изучить риски и эффективность инновационных проектов.
4. Изучить методы отбора инновационных проектов.
     Обоснование темы данной работы заключается в том, что вопрос развития и эффективного управления инновационными предприятиями является системообразующим в разрезе развития экономик России в дальнейшем, так как в условиях зависимости российской экономики от нефте-сырьевого сектора развитие инновационных технологий в целом и способствование развитию инновационных предприятий в частности – единственный путь обеспечить бедующее Российской Федерации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1 Предмет, цели и задачи инновационного менеджмента
     В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
     Инновация, таким образом, является результатом комплексного процесса, включающего создание, разработку, коммерческое использование и распространение нового технического или любого другого решения (новшества), удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В этом процессе изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.
     Схематически инновационный процесс может быть представлен в виде системы, отличающейся высокой неопределенностью и динамизмом и имеющей прямые и обратные связи (рис. 1):
      
Рис. 1. Инновационный процесс как система
     Инновационная деятельность предприятия - это подготовка и осуществление обновления продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание новых продуктов и технологий. Инновационная деятельность является основным средством развития предприятия, повышения эффективности производства, обеспечения качества и конкурентоспособности продукции1.
     В соответствии с законодательством РФ, инновационная деятельность включает: 
* научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания новшеств;
* работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;
* работы, связанные с подготовкой производства и проведением промышленных испытаний;
* работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;
* работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;
* все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания и распространения инноваций.
   Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
     1. Приоритет инноваций над традиционным производством, т.е. признание за наукой ведущей роли в системе производительных сил. Большинство крупнейших компаний - отраслевых лидеров в мире – тратит значительные средства на пионерные (фундаментальные и поисковые) НИОКР. 
     2. Экономичность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха.
     3. Гибкость: обычно под новую идею или изобретение создается самостоятельная организационная структура, которая может оказаться непригодной для решения других проблем.
4. Комплексность: как правило, кардинальная инновация вызывает 
появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений.
    Для успешной реализации инновации необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются:
- жесткая ориентация на рынок;
- соответствие инновации целям предприятия;
- эффективная система отбора и оценки проектов;
- эффективное управление проектами и контроль за их реализацией;
- наличие в организации источника творческих идей;
- восприимчивость организации к нововведениям;
- индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.
     Эти задачи решаются инновационным менеджментом.
     Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов2.
     Перечень задач, решаемых в рамках инновационного менеджмента, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:
- исследование рынка для нового продукта или услуги;
- прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
- определение способов продажи нового продукта;
- исследование конъюнктуры рынков ресурсов;
- нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;
- анализ патентной чистоты нового продукта, способов ее обеспечения, планирование методов защиты нового продукта;
- выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу осуществления нововведений;
- комплексный анализ затрат, цены, объема производства и сбыта нового продукта с целью планирования оптимального объема выпуска;
- оценку эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;
- анализ связанных с проектом рисков, выбор методов их минимизации и страхования;
- определение эффективной маркетинговой стратегии;
- отбор и оценку идей по созданию новых продуктов;
- мотивацию и управление персоналом, занятым в разработке и производстве новых продуктов;
- обеспечение благоприятного климата и предпринимательской культуры на предприятии.
    Функции инновационного менеджмента, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, создают целостную систему.
     Конкретно к функциям инновационного менеджмента на предприятии могут относиться: 
     1.Разработка инновационной стратегии предприятия. 
     2.Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия. 
     3.Поиск идей, отбор и оценка инновационных проектов для реализации. 
     4.Формирование и оптимизация портфеля инновационных проектов. 
     5.Текущее планирование и оперативное управление реализацией инновационных программ и отдельных проектов. 
     6.Организация мониторинга и обеспечение качества реализации инновационных программ и отдельных проектов. 
     7. Обеспечение защиты интеллектуальной собственности и научно-технической кооперации. 
     ГЛАВА 2 Инновационный менеджмент на предприятии.
     2.1 Методология инновационного менеджмента
     Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:
1) управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки);
2) управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты);
3) управление условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности3.
     Учитывая принцип экономичности инновационной деятельности, наиболее целесообразным представляется подход к управлению нововведениями как к управлению инновационными проектами.
     Проект может быть определен как совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающих достижение поставленных целей. 
     Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная деятельность предприятия в этом смысле может рассматриваться как совокупность осуществляемых инновационных проектов.
     Инновационный проект характеризуется следующими чертами.
     1. Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора. 
     2. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени в экономических расчетах.
     3. Участие высококвалифицированных специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта.
     4. Существует высокая вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Это предопределяет дополнительные требования к гибкому управлению инновационным проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.4
	В соответствии с общепринятой концепцией, управление проектами - это процесс управления кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами на протяжении всего цикла осуществления проекта путем применения современных методов управления. Основные управляемые факторы проекта: затраты, время, ресурсы, стоимость, качество, риск. 
     Проект - это система, обладающая прямыми и обратными связями, а управление проектами основано на системном подходе.
     Согласно системному подходу, проект обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать при организации работ по его реализации.
	1. Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой.
	2. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации. Некоторые элементы могут появляться, а некоторые - выходить из состава проекта.
     3. Проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы. При этом между элементами должны существовать и поддерживаться определенные связи.
     Инновационный менеджмент использует следующие методы (табл. 1):
     Методы инновационного менеджмента                       Таблица 1
Группа методов
Основные виды методов
Экономико-математические методы
сетевое планирование
календарное планирование
бюджетирование
методы оценки эффективности проектов на основе дисконтирования и т.д.
Методы научно-технического и экономического прогнозирования
метод тренда (экстраполяции)
метод уровня потребления
метод регрессионного анализа
метод лучших показателей
метод сценариев
имитационное моделирование
метод Дельфи и др.
Экспертные методы
метод анкетирования
метод мозгового штурма
морфологический анализ
     
     Уточним про экспертные методы. Они очень важны для инновационной деятельности, поскольку синтезируют качественные и количественные показатели и позволяют использовать творческие подходы к принятию решений по инновационным проектам. Эти методы можно условно разделить на два типа: аналитические методы, основанные на применении логического мышления в рамках формально структурированной информации, и неаналитические методы, призванные стимулировать образное мышление в нетрадиционных плоскостях с целью освободить разум от налагаемых логическим мышлением ограничений.
     2.2 Оценка эффективности и рисков инновационных проектов.
     В соответствии с общим подходом, оценка эффективности инновационного проекта основана на сопоставлении связанных с ним результатов и затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие виды эффективности:
     1. Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику. 
     2. Бюджетная эффективность в общем случае может быть охарактеризована как превышение доходов бюджета, возникающих в результате реализации инновационного проекта над расходами бюджета, связанными с данным проектом.
     3. Коммерческая эффективность определяется как разница между доходами и расходами участников проекта, возникающими вследствие его реализации (чистые денежные потоки по проекту)5.
     Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих показателей:
1. Стоимость проекта (величина капитальных затрат на реализацию проекта).
2. Чистая текущая стоимость – сумма дисконтированных чистых денежных потоков, связанных с реализацией проекта:
,				(1)
     где NPV – чистая текущая стоимость проекта, t- период, за который рассчитывается денежный поток (по умолчанию – 1 год), Т – срок реализации проекта; NCFt – чистый денежный поток за период t; r – требуемая рентабельность капитальных вложений (процентная ставка)6. 
3. Рентабельность (отдача капитальных вложений, требуемая владельцем капитала).
4. Внутренняя норма доходности – максимальная процентная ставка, которую может генерировать сам проект.
5. Срок окупаемости капитальных вложений.
     Эти методы обычны для оценки эффективности инвестиций. Но инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, достаточно сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляем.
     Риск возникает при определенных условиях, называемых ситуацией риска. Эти условия взаимосвязаны и включают в себя:
* наличие неопределенности, т.е. недостаток информации о сегодняшнем состоянии или будущем развитии ситуации; 
* необходимость выбора решения из имеющегося набора альтернативных вариантов;
* возможность оценить вероятность осуществления каждого из имеющихся вариантов.
     Риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при инвестировании в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологии, а также в разработку новых управленческих решений.
     Инновационный риск возникает:
- при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции приносят предприятию сверхприбыль в течение того периода времени, когда оно является единственным обладателем новой технологии. В данной ситуации предприятие сталкивается с такими видами риска, как несоответствие новой технологии существующей организационной и производственной структуре, а также неправильная оценка спроса на производимый товар;
- при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
- при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники технологии. Здесь можно выделить следующие виды рисков: отсутствие должного спроса на новый товар или услугу; несоответствие нового оборудования и технологии требованиям для производства товара или услуги; невозможность реализации нового оборудования вследствие его узкой специализации и т.п.7
     В целом риск в инновационном предпринимательстве может включать в себя следующие виды:
* риски ошибочного выбора инновационного проекта;
* риски не обеспечения проекта достаточным уровнем финансирования;
* маркетинговые риски текущего снабжения по инновационному проекту;
* маркетинговые риски сбыта по инновационному проекту;
* риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
* риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
* риски усиления конкуренции;
* риски, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности по проекту и т.д.
  Разновидностью методов оценки риска является подход, предложенный американскими специалистами для оценки технических нововведений. Эффективность реализации нововведений определяется по следующей формуле:
                    ,		           			(2)
где П – ежегодный объем продаж нового изделия; С – продажная цена изделия; Т – жизненный цикл новшества; Рт – вероятность технического успеха; Рк – вероятность коммерческого успеха; Ез – сумма затрат на реализацию, включая затраты на разработку, освоение продукции и текущие производственные затраты.8
	Для снижения риска инновационной деятельности предприятию в первую очередь необходимо произвести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Рекомендуется оценивать проект, помимо традиционных показателей экономической эффективности, по следующим направлениям:
* цели, стратегия, политика предприятия;
* маркетинг;
* НИОКР;
* финансы;
* производство.
     Одним из важных способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предпринимательской деятельности. Она заключается в распределении усилий и капиталовложений между разнообразными проектами, непосредственно не связанными друг с другом. Таким образом, если один из проектов, в конце концов, окажется убыточным, то другие могут оказаться успешными и приносить прибыль.
     Результаты оценки эффективности и риска служат основанием для отбора проектов с целью их дальнейшей реализации.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
     Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
     Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них, а также, если не будет оценивать риски и эффективность такой деятельности. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
     Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику. Таким образом, задачей молодых специалистов является создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
     

Список использованной литературы:
1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Воробьев В.П. Стратегия и тактика инновационной деятельности / Под ред. А.И. Муравьева: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
3. Воробьев В.П. Экономика инновационной деятельности / Под ред. А.Е. Карлика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014
4. Враккинг В.Й. Повышение потенциала инновационного менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2013
5. Глазьев С.Ю. В инновационной экономике – будущее России // Парламентская газета. – 2008
6. Денисов Г.А., Каменецкий М.И., Остапенко В.В. Инновации: отечественный и зарубежный опыт (анализ, финансирование, стимулирование). – М.: МАКС Пресс, 2014.
7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2010.
8. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2013. 
9. Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. – СПб.: ДваТри, 2010.
10. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. 
11. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: Инфра-М, 2011.
12. Мельников О.А. Проблемы совершенствования механизмов управления инновационными проектами // Инновации. – 2008.
13. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Шевченко С.Ю. Управление рисками инновационного инвестиционного проекта: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 
1 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; ЮНИТИ, 2013. 

2 Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: Инфра-М, 2011.

3 Мельников О.А. Проблемы совершенствования механизмов управления инновационными проектами // Инновации. – 2008.

4 Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. – СПб.: ДваТри, 2010.


5 Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2013. 

6 Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Шевченко С.Ю. Управление рисками инновационного инвестиционного проекта: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 

7 Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2013. 

8 Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Шевченко С.Ю. Управление рисками инновационного инвестиционного проекта: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

3


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44