- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовые вопросы трансплантации органов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010109 |
Тема: | Правовые вопросы трансплантации органов |
Содержание
ФГБОУ ВПО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРАВОВЕДЕНИЯ Правовые вопросы трансплантации органов Выполнила: Студентка 215 гр. Лечебного факультета Жусупова К.Э. Проверила: Доц. Лузанова И.М. Оренбург - 2017 г. Оглавление Введение. 3 Общие принципы правового регулирования трансплантологии. 4 Нормативно-правовая база, регламентирующих трансплантацию…………..…..7 Основные проблемы донорства и пути их решения………………………………9 Заключение……………………………………………………...…………………..11 Список используемой литературы………………………………………………...12 Введение В настоящее время в практической и научной медицине существует несколько отраслей, которые характеризуются существенными отличиями как по отношению к другим отраслям, так и в аспекте правового регулирования. Одной из таких отраслей является трансплантология, занимающаяся проблемами пересадки органов и тканей человека. В современных условиях трансплантация органов и тканей - это один из эффективных методов лечения, позволяющих увеличить продолжительность и улучшить качество жизни человека. Операции по трансплантации органов связаны с необходимостью решения правовых проблем практически с самого начала их внедрения в медицинскую практику. Актуальность освещения правовых особенностей трансплантологии подтверждается существованием целого ряда факторов, затрудняющих четкую юридическую регламентацию трансплантации органов и тканей. Согласно ст.2 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, кроме органов, их частей и тканей, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека, включающих в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также кровь и ее компоненты. Целью данной работы является рассмотрение правовых вопросов трансплантологии органов и тканей человека; В связи с этим задачами являются исследования: * Общих принципов правового регулирования трансплантологии; * Современной нормативно-правовой базы трансплантации; * Основных проблем донорства и путей их решения; Общие принципы правового регулирования трансплантологии На заре своего развития трансплантология поставила перед обществом целый ряд правовых, медицинских и этических проблем, большое количество из которых полностью не решены и в настоящее время. В пересадке, в отличие от других отраслей медицины, принимают участие два пациента - донор и реципиент, что предопределяет особый характер правовой регламентации. Если добровольное донорство живых людей - гуманный акт, не связанный с необходимостью оказания донору медицинской помощи, то при лечении реципиентов возникает множество правовых проблем, в том числе в отношении реализации их законных прав. Данные обстоятельства обосновывают важность и необходимость регулирования общественных отношений, возникающих при пересадке органов и тканей человека. Для определения общих принципов, на основе которых предполагается осуществлять юридическую регламентацию трансплантации органов и тканей целесообразно использовать общеправовой научный подход, согласно которому различают принципы права и принципы правового регулирования. Применительно к трансплантации принципами права могут считаться уже нашедшие воплощение в нормативно-правовых актах основные положения (руководящие начала), которые отражают ее содержание. Принципы правового регулирования - это руководящие идеи, предпосылки, которые могут быть использованы в качестве базиса для построения норм права. Взаимосвязь принципов права и принципов правового регулирования иллюстрируется фактом, согласно которому принципы права, являясь своеобразным каркасом законодательных актов, претворяются в жизнь за счет предшествующего определения принципов правового регулирования. В дополнение к этим важным руководящим идеям, с позиций сегодняшнего состояния медицинского права, в качестве общих принципов правового регулирования трансплантации органов и тканей необходимо отметить следующие принципы: - принцип уважения и соблюдения прав пациента; - принцип соблюдения очередности согласно "листу ожидания" операции; - принцип декоммерциализации пересадок органов и (или) тканей; - принцип интеграции в международные трансплантологические программы. Принцип уважения и соблюдения прав пациента является одним из основных, так как он базируется на первостепенных правах пациента, - праве на жизнь, праве на получение квалифицированной медицинской помощи, на достойное отношение со стороны медицинского персонала. Также это касается прав пациентов, при пересадке органов и тканей, на получение достоверной и достаточной информации по вопросам, касающимся его здоровья, диагноза и т.п., на сохранение в тайне сведений, относящихся к категории врачебной тайны, и др. Актуален в данном контексте довод в пользу уважения права пациента на физическую (телесную) неприкосновенность. В указанном аспекте рассматривается невозможность осуществления, как изъятия органа или ткани, так и пересадки трансплантата без предварительного получения информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. Аргументы в пользу именно такого подхода следующие: конституционно определенный принцип бесплатности медицинской помощи не имеет ограничений или разночтений в зависимости от материального или социального статуса человека; трансплантация применяется в качестве крайнего средства лечения, когда все иные методы лечения неэффективны; в основе предоставления возможности получения донорского органа или ткани должен быть заложен принцип социальной справедливости; трансплантация представляет собой высокотехнологичный вариант медицинской помощи, финансируемый из государственного бюджета. С позиции действующего законодательства процесс оказания трансплантологической помощи следует делить на два этапа: 1) забор и заготовка органов и (или) тканей; 2) трансплантация. Принцип декоммерциализации пересадок органов и (или) тканей тесно связан с предыдущим принципом и заключается в безвозмездности оказания трансплантологической помощи. Платное донорство, вероятно, способно несколько улучшить ситуацию с донорскими органами, однако такой подход неприемлем по ряду причин, поскольку будет способствовать криминализации этой отрасли медицины, будет способствовать продаже малоимущими слоями населения своих органов для трансплантации, что уже сейчас наблюдается в странах с низким уровнем жизни населения. И, наконец, принцип интеграции в международные трансплантологические программы. Мировая практика со всей очевидностью демонстрирует, что проблемы трансплантации органов могут быть решены только совместными усилиями. Нормативно-правовая база, регламентирующих трансплантацию При анализе проблем правого обеспечения трансплантации органов и тканей человека, прежде всего, следует рассмотреть нормативные документы, составляющие нормативно-правовую базу трансплантологии в России: 1. Законодательные акты; 2. Подзаконные акты. К первой группе относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями)). Вторую группу нормативных документов составляют приказы Министерства здравоохранения РФ, положения, инструкции и пр. Среди подзаконных актов, разработанных с целью детальной регламентации процесса трансплантации органов и тканей наибольшее значение имеют: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 1993 г. N 189 "О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 21 ноября 1996 г., 20 апреля 2001 г.). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007 г. N 357/40 "Об утверждении перечня органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека" (с изменениями от 11 сентября 2007 г., 6 мая 2008 г.) Конституция РФ, как документ, обладающий высшей юридической силой, в статье 41 предусматривает: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Эта статья провозглашает обязанность учреждений здравоохранения по оказанию бесплатной медицинской помощи за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Являясь общеобязательным нормативным актом, Конституция регулирует общие принципы оказания медицинской помощи, что дает основания считать эти положения актуальными и для трансплантологии. Особая роль в регламентации трансплантации органов и тканей принадлежит положениям главы 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека). В частности, в статье 66 речь идет об определении момента смерти человека: "Констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером)". Критерии и порядок определения момента смерти человека устанавливаются Министерством здравоохранения РФ. Учитывая особый характер трансплантации органов и тканей, где используются трансплантаты от других людей, данная норма особенно актуальна в системе правового регулирования трансплантологии. Закон структурно включает четыре раздела: общие положения (раздел I), изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у трупа (раздел II) и у живого донора (раздел III), а также ответственность учреждений здравоохранения и его персонала (раздел IV). Раздел I Закона содержит общие положения трансплантации органов и тканей. В статье 1 отмечается, что трансплантация "...может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья". Медицинская сторона трансплантации органов и тканей характеризуется высокой степенью риска. Врач, предлагающий больному в качестве вида лечения трансплантацию, обязан иметь существенные гарантии на благоприятный исход пересадки, базирующиеся в том числе и на определении исходного уровня здоровья реципиента. Это обстоятельство заставляет более тщательно подходить к определению показаний и противопоказаний для трансплантации, с учетом парамедицинских аспектов проблемы. Представляет особый интерес проблема определения категории граждан, которым разрешается участвовать в трансплантологических программах в качестве прижизненных доноров. Предметом особой озабоченности является защита несовершеннолетних и иных уязвимых категорий граждан от принудительного изъятия органов. Многочисленные публикации в "желтой прессе" содержат сведения об использовании беспризорных детей в качестве недобровольных доноров. Однако официально ни одна из публикаций не получила документального подтверждения. Заслуживают внимания данные, опубликованные в газете "Аргументы и факты", в соответствии с которыми из России каждый год вывозится более 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте от месяца до пяти лет, причем, как минимум, четверть из усыновленных иностранными гражданами российских детей впоследствии используются в качестве доноров для трансплантации органов, кожи и тканей*(112). Положения указанной статьи направлены на предупреждение подобной негативной практики коммерческого использования органов и тканей человека. В частности, к участию в трансплантологических программах в качестве донорство не допускаются: несовершеннолетние лица (за исключением случаев пересадки костного мозга); недееспособных лиц; лица, страдающие опасным для жизни и здоровья реципиента заболеванием; лица, находящиеся в служебной или иной зависимости от реципиента. Следует также отметить, что необходимо учитывать следующие условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека: - органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи; - объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук; - забор и заготовка органов и (или) тканей человека разрешается только в государственных учреждениях здравоохранения, которым запрещается осуществлять их продажу: - перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, а равно правила их деятельности утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук; - изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований указанного Закона. Раздел II Закона посвящен изъятию органов и (или) тканей для трансплантации. Самый спорный вопрос в рассматриваемом законе касается определения правомерности изъятия органов из тела умершего человека. В контексте анализа содержания данного правового акта эта проблема имеет два важных аспекта: 1. Презумпция согласия на изъятие органов или тканей. 2. Право на разрешение изъятия трансплантатов. "Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту" - именно так законодатель определяет презумпцию согласия на изъятие трансплантатов у трупа. Соответственно презумпция несогласия для изъятия трансплантатов предусматривает предварительное получение разрешения законных представителей умершего. Более детально проблемы законодательного использования презумпции согласия (несогласия) будут освещены в следующем параграфе данной главы. Отдельная часть указанного закона (раздел III) посвящена особенностям изъятия органов для трансплантации у живого донора. Учитывая обязательность генетической связи между донором и реципиентом, становится понятной невозможность легальной продажи людьми своих органов и тканей. Клинические результаты подтверждают, что при трансплантации с участием в качестве донора живого человека, последнему причиняется определенный вред здоровью. К сожалению, полностью отказаться от прижизненного донорства в современных условиях не представляется возможным по следующим причинам: 1. Отсутствие достаточного количества трупных трансплантатов. 2. Лучшие медицинские характеристики результатов трансплантаций при использовании органов и тканей от живых доноров. Один из принципов трансплантологии предусматривает приоритетное соблюдение прав и заботу о законных интересах, прежде всего, донора. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации может осуществляться в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий: если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей; если донор свободно и осознанно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей; если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации. Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга. Вопросам юридической ответственности учреждений здравоохранения и медицинского персонала посвящен раздел IV Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Прогрессивным следует считать внесение в текст закона положений о соблюдении врачебной тайны и о недопустимости продажи органов и (или) тканей человека. Речь идет о том, что врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте. Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных Законом, учреждение здравоохранения несет материальную ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, принятие Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" стало значительным шагом вперед как для развития трансплантологии, так и развития и совершенствования правовых механизмов регламентации трансплантации органов и тканей человека. Основные проблемы донорства и пути их решения Реализация прав пациентов в сфере трансплантологии достаточно сильно зависит от регламентации донорства, поскольку донор является центральной фигурой всего процесса пересадки*(113). В мире отмечается все возрастающий дефицит донорских органов. С позиций медицинского права необходимо различать операции с использованием трупных органов и тканей и операции с использованием трансплантатов от живых доноров. Каждый из указанных видов донорства обладает целым рядом особенностей и требует отдельного рассмотрения при освещении проблем в сфере трансплантации. Трансплантация органов и тканей с использованием трупных трансплантатов. Относительно использования органов и тканей трупов с позиций юридической регламентации на первый план выступают следующие вопросы: 1. Вопрос о праве медицинских работников на отключение умирающего пациента от аппаратных систем жизнеобеспечения дискутируется, наверное, со дня зарождения реаниматологии - науки, призванной изучать патофизиологическую сущность и закономерности развития острых клинических состояний и разрабатывать способы их лечения. Отношение к данному вопросу в различных странах тесно связано с моральными, этическими и религиозными принципами общества, а также с уровнем развития медицины. Решение этой дилеммы в трансплантации заключается в использовании принципа коллегиальности при принятии подобных ответственных решений. Суть его заключается в коллегиальном принятии таких решений несколькими врачами-специалистами, после всестороннего обследования пациента. Глубинный философский, социальный и медико-правовой смысл данного правила заключается в том, что мнение одного специалиста, в силу тех или иных причин, часто бывает субъективным и не всегда адекватно отражает общее состояние больного. Этих недостатков удается избежать при обследовании пациента консилиумом врачей, позволяющему свести к минимуму вероятность принятия неверного решения. Особое значение придается взаимосвязи между борьбой за жизнь одного умирающего пациента и возможностью продлить жизнь другого тяжело больного пациента. Эта, этическая и, безусловно, правовая задача не должна решаться врачом, осуществляющим лечение такого больного, единолично. Именно комиссионное принятие позволяет избежать субъективного решения этой задачи. В этом случае реализуется право человека на жизнь, право на адекватную медицинскую помощь, обеспечивается защита законных интересов умирающего человека и соблюдение норм действующего законодательства РФ. 2. Чрезвычайно ответственный вопрос при решении вопроса о заборе органов для трансплантации - длительность проведения реанимационных мероприятий и поддержания жизнедеятельности органов умирающего больного. Эта, тесно связанная с предыдущей, проблема актуальная в медицинском, этическом и правовом аспектах. В настоящее время существует законодательно определенное понятие "смерть мозга", разъясненное и детализированное в документах Министерства здравоохранения и Российской академии медицинских наук. Статья 9 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" предусматривает, что органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. При этом заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. В диагностике смерти, в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего, запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. N 73 "Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий" определяет, что реанимационные мероприятия прекращаются только при признании этих мер абсолютно бесперспективными или констатации биологической смерти, а именно: при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса мероприятий, направленных на поддержание жизни; при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций в течение 30 минут. Тем самым обозначен четкий временной критерий продолжительности реанимационных мероприятий при очевидном, с медицинской точки зрения, летальном исходе. Это важно для практической трансплантологии в той связи, что срок жизнеспособности органов и тканей человека весьма непродолжителен, что обусловливает необходимость наиболее раннего принятия комиссионного решения об изъятии органов и тканей для пересадки. В то же время, с позиций медицинского права, необходимо рассматривать указанные аспекты в контексте соблюдения права на жизнь умирающего человека. Без сомнения, человек, даже если он находится на грани жизни и смерти, наделен всеми присущими ему правами и свободами, в том числе правом на жизнь. Даже в случае, если, по мнению врачей, проводящих реанимационные мероприятия, прогноз для пациента однозначно неблагоприятен, оказание медицинской помощи такому пациенту не должно прекращаться ни при каких обстоятельствах. Учитывая первостепенную важность жизни любого человека, борьбу за спасение человека необходимо проводить в полном объеме. С другой стороны, недопустимо бесконечное проведение реанимационных мероприятий, направленных на сохранение жизни больного с необратимыми нарушениями функций головного мозга. "Ты можешь лечить и не должен убивать, но не пытайся вернуть к жизни мертвую душу" - эти слова, сказанные Пиндаром еще в V веке до н.э. очень точно отражают суть данной проблемы. В этой связи, безусловно, особую важность приобретают морально-этические и профессиональные качества медицинских работников. 3. Принимая во внимание постоянный дефицит донорских органов, а также тот факт, что до 90% пересадок осуществляется с использованием трупных трансплантатов, становится очевидным, что и медицинским работникам, и юристам необходимо четко представлять правовые основы изъятия органов и тканей из тела умершего донора. В этом отношении существует немало нерешенных в правовом отношении вопросов, что обусловливает чрезвычайную важность взвешенной позиции относительно критериев правомерности изъятия трансплантатов из тела умершего пациента, в аспекте медицинского права. В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" предусмотрена презумпция согласия на изъятие трансплантата из тела умершего донора. Суть ее заключается в том, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Иными словами, у руководителей учреждения здравоохранения есть преимущественное право на решение вопроса об изъятии трансплантата из тела умершего человека. Неоднозначное толкование среди медицинских работников и юристов, занимающихся проблемами медицинского права и трансплантации органов и тканей, вызвали некоторые положения Федерального Закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями). Речь идет о статье 5 указанного закона - волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти. В соответствии с положениями данной статьи, волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: - о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; - о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; - быть погребенным на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; - быть подвергнутым кремации; - о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. Действия по достойному отношения к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего не возможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Тем самым налицо юридическая коллизия, когда положения двух законов по-разному интерпретируют один и тот же вопрос. Вышеприведенные положения привели к тому, что в настоящее время среди медицинских работников и юристов нет единого мнения по поводу правомерности изъятия органов и тканей из тела умерших людей. С одной стороны - "презумпция согласия" закона о трансплантации, с другой - "презумпция несогласия" закона о погребении. В этой связи, часто единственным средством разрешения данной проблемы является единоличное решение руководителя учреждения, в котором констатирована смерть пациента. Оптимальной такую ситуацию, безусловно, назвать нельзя. По справедливому мнению профессора М.Н. Малеиной "такая редакция (Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" - авт.) неудачна, поскольку дает возможность для широкого толкования, что может повлечь злоупотребления со стороны учреждения здравоохранения и дополнительные переживания со стороны родственников умершего"*(114). Трансплантация органов и тканей с использованием живых доноров. Донорство живых людей поставило перед обществом специфические социальные, этические и правовые проблемы. В условиях прижизненного донорства происходит вмешательство в сферу охраняемых прав и свобод сразу двух людей - донора и реципиента*(116). Это, в первую очередь, касается их права на жизнь - основного из прав любого человека и гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, являясь составной частью хартии прав человека (международного билля о правах), определяет неотъемлемость права на жизнь и его охрану с помощью закона. Актуальность и обоснованность рассмотрения трансплантации с участием живых доноров, в аспекте медицинского права, не вызывает сомнений. Ключевая проблема, требующая понимания, как медицинскими работниками, так и юристами, изучающими медицинское право - причинение вреда донору - здоровому человеку, не нуждающемуся в оказании медицинской помощи. Право личности на физическую (телесную) неприкосновенность. Право на физическую (телесную) неприкосновенность является частным случаем права на свободу и личную неприкосновенность. Конституция Российской Федерации - закон, обладающий высшей юридической силой, в статье 22 предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Отличительной особенностью трансплантации с участием живых доноров является то, что затрагиваются интересы двух пациентов: донора и реципиента. В данном случае донор добровольно предоставляет медицинскому персоналу возможность изъять из его организма орган для последующей трансплантации реципиенту. Такое медицинское вмешательство не направлено на коррекцию болезненного состояния донора и связано с причинением вреда здоровью. Негативные последствия для здоровья донора могут возникнуть, как в связи с перенесенной операцией, так и вследствие увеличения функциональной нагрузки на оставшийся парный орган. Поэтому основными условиями изъятия (эксплантации) органа у живого донора, являются добровольное информированное согласие в сочетании с достаточным уровнем физического и психического здоровья донора. При соблюдении этих условий можно констатировать, что учтены права донора на жизнь и физическую (телесную) неприкосновенность. При пересадке донорского органа реципиенту также затрагивается его неотъемлемое право на телесную неприкосновенность. Однако в данном случае речь идет о медицинском вмешательстве, направленном во благо пациента, так как целью операции является улучшение его состояния здоровья. Поскольку целостность организма реципиента нарушается, то для придания этому вмешательству законности, так же необходимо предварительное получение от пациента информированного согласия на предлагаемое медицинское вмешательство. Право донора и реципиента на получение определенных гарантий в связи с предстоящим хирургическим вмешательством. Право на получение гарантий при трансплантации органов и тканей обосновано в связи с высокой степенью риска для здоровья и жизни, которой подвергаются донор и реципиент при выполнении сложного медицинского вмешательства. Предоставляет указанные гарантии медицинское учреждение, в котором выполняется трансплантация. Индивидуальную ответственность по обеспечению предусмотренных гарантий ложится на хирургическую бригаду, осуществляющую пересадку органа. В этой связи приобретает особую важность разработка медико-правовых стандартов*(117), касающихся выполнения трансплантации. Медико-правовой стандарт трансплантации органов или тканей - это базирующаяся на современных достижениях медицинской науки система правовой оценки результатов оперативного вмешательства, включающая особенности состояния здоровья субъектов пересадки до операции, технические сложности выполнения, сравнение планируемых и достигнутых результатов трансплантации органов и тканей. Сложно оценить результаты трансплантации однозначно. В одном случае больной, по всем медицинским канонам обреченный на глубокую инвалидность, после проведенной пересадки сердца прожил 8 лет, имея возможность вести относительно полноценный образ жизни. В другом случае донор пожертвовал свою здоровую почку, что позволило близкому родственнику прожить еще более 10-ти лет. Сам донор после трансплантации признан инвалидом I группы. Гарантии, которые предоставляются донору, должны включать в себя: - предварительное всестороннее комплексное медицинское обследование; - изъятие только заранее определенного парного органа, части органа или ткани; - отсутствие значительного вреда здоровью после изъятия из организма трансплантата; - пересадка органа или ткани заранее определенному реципиенту, как правило, родственнику донора; - диспансерное наблюдение после операции по эксплантации органа. Реципиенту, как лицу, страдающему тяжелым заболеванием, практически невозможно гарантировать благоприятный исход лечения. В этой связи, особое значение приобретают гарантии, которые реципиент вправе получить от медицинского учреждения: - предварительное всестороннее комплексное медицинское обследование; - недопущение заражения от донора системными или опасными инфекционными заболеваниями (СПИД, гепатит В и др.); - обеспечение специализированной медицинской помощью в ранний посттрансплантационный период; - реабилитация и последующее диспансерное наблюдение в течении всей жизни. Таким образом, альтруизм донора, спасающего здоровье, а часто и жизнь другого человека, должны быть по возможности адекватно компенсированы в виде вышеуказанных гарантий. Реципиенту, предоставившему право на медицинское вмешательство врачам, также должны предоставляться определенные гарантии, что призвано способствовать повышению уверенности пациента в благоприятном исходе операции. Указанные выше меры способствуют наиболее полной реализации прав и защите законных интересов, как доноров, так и реципиентов при оказании трансплантологической помощи. Судебная практика Европейский суд по правам человека начал рассматривать жалобу граждан России по поводу изъятия органов для трансплантации без согласия родственников. Иск подали родственники 19-летней студентки из Екатеринбурга Алины Саблиной, которая была доставлена 11 января 2014 года в Городскую клиническую больницу №1 Москвы после ДТП. В результате тяжелой черепно-мозговой травмы пациентка скончалась, а ее органы - сердце, почки, аорта, нижняя полая вена, часть легкого и надпочечники - были изъяты врачами для трансплантации. Род....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы методики расследования преступ¬лений, связанных с изъятием органов и (или) тканей человека для трансплантации
- Теоретические основы методики расследования преступ¬лений, связанных с изъятием органов и (или) тканей человека для трансплантации
- Теоретические основы методики расследования преступ¬лений, связанных с изъятием органов и (или) тканей человека для трансплантации