- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовой статус и режим использования внутренних морских вод
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012440 |
Тема: | Правовой статус и режим использования внутренних морских вод |
Содержание
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА имени адмирала С.О. МАКАРОВА» Кафедра международного и морского права. КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «морское право РФ» по теме: Правовой статус и режим использования внутренних морских вод Выполнил курсант группы Ю-471 Иванченко А.В . Научный руководитель Старший преподаватель Карачев Д.В. Общая оценка: _____ Подпись преподавателя _________ Санкт-Петербург 2018 Оглавление Введение 3 Глава 1. Внутренние воды как особый вид морских пространств 5 1.1 Понятие внутренних морских вод 5 1.2 Основные внутренние моря РФ и их характеристика 6 Глава 2. Внутренние морские воды РФ……………………………………..…10 2.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря……..………………………11 Заключение 16 Список используемых источников и литературы 17 Приложение…………………………………………………………………….….19 Введение С давних времен пространства морей и океанов служат человечеству в различных сферах деятельности: мореплаватели бороздят океаны с целью добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вынуждены вступать в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового и национально-правового регулирований. Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ. Тема: «Правовой статус и режим использования внутренних морских вод» является весьма актуальной, так как именно в современном мире остро стоит проблема защиты морской среды в связи с большим количеством аварий и выбросов вредных веществ в морскую среду. Сделать это можно благодаря тщательному анализу законодательной базы, как на внутреннем, так и на международном уровне. Предметом исследования выступают нормы международного и российского права, регулирующие режим внутренних морских вод государства, практика имплементации международных норм в национальное законодательство, а также практика России по регулированию международного судоходства в ее внутренних морских водах и поэтапному открытию ее внутренних водных путей для судов под иностранным флагом. Объектом данной работы являются теоретические и практические вопросы, наиболее четко определяющие понятие и правовое положение внутренних морских вод, входящих в акваторию Российской Федерации. Цель исследования? рассмотрение вопросов, связанных с правовым статусом и способами использования морских внутренних вод. Следовательно, для достижения данной цели поставлены следующие задачи: ?дать определение внутренних морских вод, опираясь на нормативно правовые акты и специализированную литературу; ?проанализировать характеристику внутренних морей России; ? рассмотреть правовой режим внутренних морских вод$ - определить понятие правового режима в применении к внутренним морским водам, выяснить его особенности в сравнении с сухопутной территорией государства; - дать развернутый анализ современного состояния системы обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей среды во внутренних морских водах России. Научная новизна исследования определена тем, что ранее проблемы международно- правового режима внутренних вод государства не являлись предметом целостного научного анализа. Сейчас же они представляют большой интерес со стороны исследователей. Методы исследования. В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания, применялись также логический, исторический, системные подходы и метод сравнительного правоведения. Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1. Внутренние воды как вид морских пространств 1.1 Понятие внутренних морских вод. В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.1 С точки международного права может рассматриваться как категория, неразрывно с понятием Нет, и не может государства без территории. территория наряду с является материальной любого государства. Термин «территория» в международном для обозначения пространств земного имеющих тот или иной статус и соответствующий ему режим.2 Итак, территория – это часть шара, находящаяся под определенного государства. В государственной территории суша с ее недрами территория в пределах государства), водное воды и территориальное государства) и воздушное проходящее по периметру государства,- его воздушная В воздушное входит тропосфера, а также часть вышележащего на высоте до 120 км (такой признается обычной международного права). пределы территории обозначаются государственными 3 Сушей признается вся территория, включая При этом либо ограничений по не имеется. Водную территорию составляют внутренние (internal waters, inland water), и море (territorial sea), если имеет морское Согласно ст. Конвенции ООН по морскому 1982 г. (далее— 1982 г.), которой является и Федерация, воды, в сторону от от исходной территориального моря, к внутренним государства.4 В то же время Конвенция не раскрывает внутренних морских Таким образом, в морском праве В отечественных по международному праву, к сожалению, вопрос обходится и чаще воды фактически к внутренним водам. Например, в международного права под К.А. Бекяшева что согласно ст. 8 1982 к внутренним водам относятся расположенные в сторону от исходной территориального моря. 5На же деле ст. 8 не упоминания о морских Ст. 8 (п.1), цитировать ее дословно, «За исключением предусмотренных в Части IV, воды, в сторону от исходной территориального моря, часть внутренних государства». Часть IV касается государств-архипелагов. В словаре морского права «внутренние воды» соедержит отсылку к внутренним водам, подразумевая, что это дефиниции. Между тем это понятия. Иванов Г.Г. монографии «правовое морского судоходства в Федерации», определяя внутренних вод, ссылается на ст. 8 Конвенции года и тут же переходит на законодательство , в котором легальное закрепление внутренних морских Таким образом, не составляет труда подметить, что в трудах ученых понятия вод и внутренних вод фактически Во внутренние входят внутренние воды и внутриконтинентальные имеющие целый ряд различий. Главной отличительной является тот факт, что они с территориальным собственно и ответ на почему они называются В отечественном для обозначения водных путей, для судоходства по морским водам, термин «морские пути», а для вод – соответственно морские пути». Так, КТМ РФ устанавливает, что установленные Кодексом, на морские во время их как «по морским так и по внутренним путям» Как ни и, на данный ни грустно, но в законодательстве по сей день не понятие внутренних В ч. 1 ст. 67 только что территория РФ в себя ее субъектов, воды, территориальное и воздушное над ними. Однако понятие российское законодательство понятие о внутренних водах, расположенных в берега от исходных от которых ширина территориального РФ: оно введено в законе «О внутренних водах, территориальном и прилежащей Российской Федерации» № 155-ФЗ г.6 Внутренние воды, как сказано в являются составной территории Российской Таким образом заключить, что внутренние воды РФ являются ее внутренних Подтверждением справедливости заключения является ст. 6 Федерального «О рыболовстве и водных биологических ресурсов» г., устанавливающей, что законодательства о рыболовстве и биоресурсов распространяется на воды РФ, в том числе морские воды РФ…». С одной нельзя не согласится с Г,Г. Ивановым, что закон полностью Конвенции 1982 г.» , но другой было бы ввел дефиницию той внутренних вод, не относится к морским водам , между этими составными частями вод имеются различия. Учитывая эти известный финский К. Хакапаа употреблять термин « inland» для вод в пределах территории государства, а «internal» — соответствующих морских Согласно ст. Конвенции ООН по морскому 1982 г. (далее— 1982 г.), которой является и Федерация, воды, в сторону от от исходной территориального моря, к внутренним государства. Как ни и, на данный ни грустно, но в законодательстве по сей день не понятие внутренних В ч. 1 ст. 67 только что территория РФ в себя ее субъектов, воды, территориальное и воздушное над ними. Однако понятие российское законодательство понятие о внутренних водах, расположенных в берега от исходных от которых ширина территориального РФ: оно введено в законе «О внутренних водах, территориальном и прилежащей Российской Федерации» № 155-ФЗ г. Внутренние воды, как сказано в являются составной территории Российской Таким образом заключить, что внутренние воды РФ являются ее внутренних Подтверждением положения ст. 6 закона «О рыболовстве и водных справедливости заключения является ресурсов» 2004 г., что «действие о рыболовстве и биоресурсов распространяется на воды РФ, в том числе морские воды РФ…». С стороны, нельзя не с профессором Ивановым, что «российский полностью соответствует 1982 г.»7, но с другой бы логичным дефиницию той части вод, которая не к внутренних водам, поскольку этими двумя частями внутренних вод существенные различия. эти различия, финский дипломат К. предлагал употреблять « inland» для вод в пределах территории государства, а «internal» — соответствующих морских 8 1.2 Основные внутренние моря РФ и их характеристика Россия отличается изобилием природных вод, хорошо развитой речной сетью, принадлежащей бассейнам Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, уникальным водным побережьем, имеющим протяженность около 60 тысяч километров. Тем не менее, богатейшие водные ресурсы крайне неравномерно распределены по территории страны. Наибольшее количество рек протекает в северных и горных районах, наименьшее - в южных. Моря России имеют важное хозяйственное значение. Во-первых, это дешевые транспортные пути, соединяющие отдельные районы нашей страны и нашу страну с другими государствами. Роль морского транспорта России особенно велика во внешнеторговых перевозках. Во-вторых, значительную ценность представляют биологические ресурсы морей, в первую очередь их рыбные богатства. В омывающих Россию морях обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых. В дальневосточных морях обитает немало морских млекопитающих (киты, тюлени, моржи, котики), а также моллюски (мидии, гребешки, устрицы) и ракообразные (крабы, креветки). Хозяйственное значение имеют и морские водоросли (ламинария), используемые в пищевых, технических и медицинских целях. В-третьих, возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Энергия морских приливов используется для строительства приливно-отливных станций. В России пока есть только одна такая небольшая станция - Кислогубская ПЭС в Белом море. Ресурсы морей России: 1. энергетические (энергия приливов и отливов); 2. минерально-сырьевые (нефть, газ, соль, вода); 3. биологические (рыбные богатства, водоросли, морские млекопитающие); 4. курортологические (курорты и здравницы на побережьях); 5. дешевые транспортные пути. Каспийское море. Каспийское море с древнейших времен является одним из ключевых торговых водных путей проживающих на берегах Каспия нарожов. Как отмечает иранский историк Раин Исмаил, Каспийское море служило средством коммуникации и торговли для стран и народов, расположенных вокруг него испокон веков, и оно сыграло большую роль в установлении и развитии торгово-экономических отношений стран двух континентов. Особенно большую роль оно сыграло в налаживании коммерческих отношений между русскими княжествами и азиатскими странами, в частности, Ираном и Индией.9 Каспийское море является уникальным природным водоемом нашей планеты, расположенным на крайнем юго-востоке Европейской территории России на границе двух крупных частей единого материка Евразии. Каспий не имеет связи с Мировым океаном. 10 В отличие от сосеедних акваторий Персидского залива, Средизменого и Черного моей, где судоходствао зародилось вместе с появлением человеческого общества, сведения о судоходстве на Каспии появляются значительно позже. Ранние сведения об использовании Каспийского моря для перевозки товаров мы находим у Страбона.11 Имеются также сообщения о возникавших в древности идеях соединения Каспия с Черным морем судоходным каналом. То, что эти планы не реализовались, связано было не столько с техническими трудностями, сколько с тем обстоятельством, что основные магистральные пути вели от Каспия к портам Средиземного моря.12 Уровень моря подвержен резким колебаниям и в настоящее время находится примерно на 27-28 м ниже балтийского стандарта (уровня океана). Изменения уровня моря обусловлены определяемой климатом степенью увлажненности водосборного бассейна, площадь которого составляет 3,5 млн. км2. По размерам своей котловины Каспийское море является крупнейшим замкнутым водоемом. Его общая площадь равна 378,4 тыс. кв. км, что составляет 18% общей площади всех озер земного шара и в 4,5 раза превышает площадь озера Верхнего в Северной Америке (84,1 тыс. км2). Акватория Каспийского моря соизмерима или превосходит площадь Балтийского (387,0 тыс.кв. км), Адриатического (139,0 тыс. кв. км) и Белого морей (87,0 тыс. кв. км). По морфометрическим характеристикам Каспийское море является глубоководным водоемом с сильно развитой шельфовой зоной на севере. Максимальная глубина южной впадины моря 1025 м, а рассчитанная по батиграфической кривой средняя равна 208 м. Исходя из особенностей морфологического строения и физико-географических условий, Каспийское море условно делится на три части: Северный (25% площади), Средний (36%) и Южный Каспий (39%). В прибрежных районах республики Дагестан наблюдения проводились у городов Махачкала, Каспийск, Избербаш, Дербент, в устьевых участках рек Терек, Сулак, Самур, а также в открытой части Среднего Каспия на разрезе от о. Чечень до п-ова Мангышлак. Среднее содержание нефтяных углеводородов (НУ) во всех обследованных районах изменялось в пределах 0,4-1,6 ПДК. Максимальная концентрация зафиксирована в районе г. Каспийска. В 2007 г. воды взморья р. Терек оценивались как «умеренно загрязненные», в районе городов Махачкала, Дербент, Каспийск, Избербаш, взморья рек Сулак и Самур – «загрязненные».13 Азовское море. В 2007 г. загрязнение вод и донных отложений Азовского моря было самым низким с 1998 г., примерно на уровне 1995 г. Наиболее загрязненными являются прибрежные воды в районах активной хозяйственной деятельности и устья впадающих рек.14 Среднее значение солёности по Российской части акватории Азовского моря составило 6,63 0/00 – на уровне 2006г. В Керченском проливе среднегодовое значение солёности составило 11,86 0/0. Содержание растворённого кислорода в воде Азовского моря менялось в зависимости от сезонов года, погодных условий, развития флоры моря. Среднегодовые значения растворённого кислорода по пунктам наблюдений в 2007 г. варьировали в пределах 5,52-9,47 мг/дм3. Одной из основных проблем было эпизодическое резкое снижение содержания в воде кислорода (в среднем по Азовскому морю – более чем на 20%). В восточной части Таганрогского залива, как наиболее мелководной акватории, приводило к «заморным явлениям» рыб. Столь низкое содержание кислорода было обусловлено экстремально высокими температурами в летний период. Основные количества биогенного загрязнения поступают в водотоки с хозяйственно-бытовыми сточными водами, а также в виде поверхностного стока с территорий сельскохозяйственных объектов и населенных пунктов. Коммунально-бытовые сточные воды крайне обогащены фосфором, и это является главной причиной локальной аккумуляции лабильных соединений фосфора в районах концентрации людей и животных. Чрезмерное поступление фосфора в окружающую среду вызывает цветение водорослей, которое влияет не только на органолептические свойства воды, но и сильно ухудшает кислородный режим водоема после массового их отмирания. В 2007 г. практически во всех районах моря отмечено снижение содержания фосфатов, за исключением, Восточного района Таганрогского залива, где отмечено повышение концентрации по причине превнесения фосфатов речным потоком Дона (в дельте отмечены концентрации фосфатов – 2-3 ПДК). Наибольшему антропогенному воздействию подвержены акватории вблизи крупных населенных пунктов (города Таганрог, Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк). Это связано с выносом загрязнений с водами рек и лиманов, загрязненных сбросами с рисовых чеков, поступлением стоков с прилегающих полей и сточных вод от морских и рыбных портов, рыбозаводов, а также выносом загрязнений с ливневыми водами селитебных территорий городов и населенных пунктов. В 2017 г. прибрежные воды вблизи крупных населённых пунктов Приазовья были 3 класса качества – «умерено загрязнённая». Правовой режим морских портов. Все вопросы, связанные с режимом морских портов получили наиболее подробное освещение в трудах видного российского ученого-мариниста профессора Иванова Г.Г.15 Несмотря на то, что возникновение портов относится к глубокой древности, до 1923 г. не существовало ни одного международно-правового акта, в котором содержалось бы определение морского порта. Согласно Статуту о международном режиме морских портов 1923 г. (ст.1) морскими считаются порты, нормально посещаемые морскими судами и служащие для внешней торговли. По своему правовому положению воды портов в основном не отличаются от внутренних морских вод, в состав которых они входят. С внутренней стороны границей морского порта служит линия, связывающая наиболее удаленные от берега части портовых сооружений. Это положение зафиксировано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года: «Для целей определении границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега». Вместе с тем за последнее время в различных международных соглашениях и национальном законодательстве все чаще на морской порт возлагаются функции по обеспечению безопасности мореплавания, принятию мер по предотвращению загрязнению моря и т.д. С учетов всех этих функций профессор Иванов Г.Г. определяет морской порт как комплексное транспортное предприятие, обладающее морской и сухопутной территорией, находящейся под суверенитетом прибрежного государства, служащее для загрузки и разгрузки судов, посадки и высадки пассажиров, а также осуществляющее определенный надзор за безопасностью судоходства и контроль за соблюдением международных соглашений по торговому мореплаванию.16 Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Как правило, он получает подробное отражение в Правилах порта (Pore Regulations), издаваемых администрациями морских портов. В российской практике они называются Обязательными Постановлениями по порту. В этой связи интересно отметить, что подавляющее большинство обязательных постановлений по российским портам, были официально опубликованы только в 2013 году после прохождения процедуры согласования с Минюстом. Внешней границей акватории любого порта является линия, проведенная между двумя ествественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта. Водные пространства, составляющие акваторию порта, включает в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря. Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных Постановлениях по порту), на навигационных картах, в лоциях и обязательно публикуются в «Извещениях мореплавателям (Notices to Mariners)».17 Глава 3. Правовые проблемы обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей среды во внутренних водах РФ З.1. Система обеспечения безопасности судоходства во внутренних сорких водах РФ Поскольку во внутренних морских водах осуществляют деятельность морские суда, в подавляющем своем большинстве совершающие межународные рейсы, то понятно, что правовая регламентация обеспечения безопасности морского судоходства не может регламентироваться только нормами национального права. Более того, именно во внутренних морких водах приблежных государств доминируют нормы международного права, в той или иной форм имплементированные в национальное законодательство. Ст. 94 Конвенции ООН по морскому парву устанавливает в этой связхи обязанности кажого государства флага по эффективному осуществдлению в административных, технических и социальынх вопросах своей юрисдикции и контрля над судами, плавающими под его флагом. Соответствующее государство обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности морского судоходства. Причем эти меры касаются трех базовых направлений: • конструкции, оборудования и годности к плаванию судов; • комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов; • пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. С целью обеспечения соответствия установленным требованиям каждое судно перед регистрацией и далее через определенные промежутки времени должно проверяться квалифированным судовым инспектором. Универсальным международным договором, устанавливающим требования к конструкции, оборудованию и годности к плаванию судов, является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, принятая в 1974 г., измененная и дополненная Протоколом 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями. Эта конвенция вошла в практику под аббревиатурой СОЛАС ( от английского- safety of life at sea). Конвенция СОЛАС оказала и продолжает оказывать огромное влияние на современное судоходство. Практически нет ни одной области в деятельности, связанной с использованием флота, где бы в той или иной форме не присутствовали нормы конвенции СОЛАС. Принципиально важным является тот факт, что нормы Конвенции СОЛАС получают свое распространение не только на морском, но и в том числе на внутреннем водном транспорте России. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 08 октября 2012 г. № 1023 «О реализации положений Главы IX Приложения к Международной Конвенции по охране….» определен порядок освидетельствования судов и их судовладельцев на соответсиве требованиям Конвенции и Кодекса. Другой нпа- это Общие правила плавания и стоянки судов в речных портах РФ, утвержденные приказом Департамента речного транспорта от 31 мая 1995 г. № 33, которые содержат, в частности, ссылку на Международную Конвенцию по охране человеческой жизни на море (п. 3.6.). Стоит отметить также имплементацию в отечественное законодательство Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Непосредственной причиной разрабоки послужтла катастрофа англйиского парома «Геральд оф фри Энтерпрайз»18 6 марта 1987 года при выхожде из бельгийского порта Зеебрюгге. В тот момент, когда судно отошло от причала, носовые ворота автомобильной палубы остались открытыми, что привело к попаданию воды внутрь и опрокидыванию. Погибли 197 человек. Согласно данному Кодексу каждая судоходная компания долдна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ). Задача СУБ – построить процедуры управления деятельностью судна, таким образом, чтобы исключить вероятность ошибок, обусловленных человеческим фактором». По сути СУБ – это структурированная и жестко документированная система, позволяющая персоналу судоходной компании и членамэкипажей судов эффективно обеспечить безопасность судна и защиту окружающей среды посредством процедур, инспекций, распределения ответственности и полномочий. Принципиально важным является тот факт, что положения МКУБ были имплементированы в российское законодательство не только в части, касающейся морских судов, но были распространены, в том числе и на внутренний водный транспорт, занимающийся исключительно каботажными перевозками. Также важным этапом в процессе повышения безопасности судохоства стало принятие Международного кодекса по охране судов и портовых средств. Целью Кодекса ОСПС является выработка и введение единых правил по обеспечению безопасности портовых средств и морских судов, находящихся в них, от актов терроризма. Объектами защиты являются суда, совершающие международные рейсы, и обслуживающие их портовые средства. Каждое судно должно иметь Международное свидетельство, удостоверяющее его сооветствие требованиям Кодекса ОСПС. Необходимо подчеркнуть, что в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских судах РФ и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минстранса России от 20 августа 2009 г. № 140, в частности, установлено, что в морском порту осуществляется охрана портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений в зависимости от уровня охраны в соответствии с Кодексом ОСПС. Подгтовка и дипломирование судовых экипажей является весьма важным звеном в деле обеспечения безопасности судоходства как во внутренних, так и во внутреннеконтинентальных водых. Во многих случаях, как показывают расследования, главной принчиной инцидентов и катастроф является человческий фактор: ошибки командного и рядового состова, лоцманов, береговых служб и т.д. Об этом свидетельсвует следующая статистика: 25 % -ошибки комсостава, 16 % - ошибки рядового состава, 12 %- повреждения корпусов, 10 % - ошибки береговых служб и т.д. Нетрудно догадаться, что 58 % общего числа аварийных происшествий – такова цена ошибок, совершенных людьми. Именно поэтому подготовке и дипломированию экипажей морских судов международное сообщество вынуждено уделять особое внимание. В соответсвии с положениями Конвенции СОЛАС судно должно быть укомплектовано экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации. Глава 2. Внутренние морские воды РФ 2.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям»19. Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства20. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту. Хотя правовой режим морских портов РФ регламентируется в основном российским законодательством, вместе с тем в этой сфере существует ряд международных договоров России. К их числу можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г. с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др. В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами Российская Федерация по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. В объявленные открытыми порты наше государство гарантирует свободный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага. В согласовании со ст. 67 Конституции РФ внутренние воды и территориальное море входят в местность Российской Федерации.21 Соответственно они находятся под суверенитетом России. Правовой режим этих территорий определяется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Закон устанавливает границы и структуру внутренних морских вод и территориального моря, что принципиально для экологического права, потому что с его учетом определяется режим использования и охраны их правовых ресурсов. В связи со специфичностью рассматриваемых территорий порядок и формы воплощения установленных законодательством РФ возможности органов исполнительной власти субъектов РФ, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны аква- и биоресурсов и остальных природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической сохранности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, также охраны памятников истории и культуры, памятников природы определяются по соглашению меж федеральными органами исполнительной власти и надлежащими органами исполнительной власти субъектов РФ, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю. Экономические дела по эксплуатации природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря строятся, согласно статье 21, на базе следующих принципов22: ? платности использования ; ? ответственности за нарушения критерий хозяйственной деятельности; ? возмещения вреда, нанесенного внутренним морским водам и территориальному морю, их природным ресурсам, окружающей среде, памятникам истории и культуры ; ? денежного обеспечения мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры. Воплощение экологически важной деятельности в пределах внутренних морских вод и территориального моря допускается с учетом прав коренных малочисленных народов. В местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, этнических общностей и остальных обитателей Севера и Далекого Востока, стиль жизни, занятость и экономика которых обычно основываются на промысле живых ресурсов, порядок и методы использования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающие сохранение и поддержание нужных критерий для жизни, определяются и инсталлируются в согласовании с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»23 и иными законодательными актами РФ. Разрешение на проведение морских исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям (ст.7 ФЗ-№187 ФЗ)24 по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу, федеральным органом исполнительной власти по сохранности, а в вариантах, ежели часть морских исследований планируется осуществлять на берегу либо с внедрением береговой инфраструктуры, и с надлежащими органами исполнительной власти субъекта Русской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, где предполагается проводить морские исследования. В приложении я прикрепила образец данного документа. В Законе определен исчерпывающий список оснований для отказа в разрешении на проведение морских исследований. А именно, в разрешении быть может отказано, ежели морское научное исследование: ? делает либо может сделать опасность сохранности РФ; ? ориентировано на исследование, воспроизводство, акклиматизацию аква- и биоресурсов, поиск, разведку либо разработку (добычу) аква- и биоресурсов и остальных природных ресурсов; ? несовместимо с требованиями защиты окружающей среды и природных ресурсов; ? включает буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, внедрение взрывчатых веществ, пневмоустройств либо привнесение вредных веществ в морскую среду; ? включает стройку, эксплуатацию либо внедрение искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, препятствующих судоходству либо усложняющих его; ? включает внедрение имеющихся искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе. Доктрина международного права также не ставит под сомнение право государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного государства, но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими заливами. Так, Д. Коломбос полагает: «В силу исторических или освященных давностью оснований, либо оснований, покоящихся на особенностях залива, прибрежное государство вправе притязать на более широкий пояс береговых вод, если оно может доказать, что оно длительное время осуществляло верховенство над данным заливом и что такое притязание прямо или молчаливо признано подавляющим большинством других государств». 25Следовательно, по мнению Д. Коломбоса, для объявления государством какого-либо залива историческим необходимо прежде всего выдвинуть либо исторические основания, либо основания, вытекающие из особенностей залива. Подобная позиция характерна и для значительного числа других авторов — специалистов международного права. Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий «исторические воды» или «ис....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: