- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование пользования жилыми помещениями на территории Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000887 |
Тема: | Правовое регулирование пользования жилыми помещениями на территории Российской Федерации |
Содержание
Оглавление. Введение………………………………………………………….4 Глава I. Правовое регулирование пользования жилыми помещениями на территории Российской Федерации…………………………7 § 1.1. Понятие и содержание права граждан на жилище……………………………………………………………7 § 1.2. Пользование жилым помещением в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда……………………………………………………………..22 § 1.3. Стороны договора…………………………………………25 § 1.4. Предмет договора…………………………………………28 § 1.5. Срок договора……………………………………………..30 § 1.6. Цель договора……………………………………………...32 § 1.7. Права и обязанности сторон……………………………...34 § 1.8. Изменение условий договора. Прекращение договора…………………………………………………………...38 Глава II. Сравнительный анализ договоров коммерческого и социального найма………………………………………………..43 § 2.1. Отличие договоров коммерческого и социального найма по предмету, субъектам, срокам, правам и обязанностям сторон, основаниям изменения и прекращения………………………….43 § 2.2. Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения.…………………………………………………………58 § 2.3. Выселение граждан из жилых помещений в административном порядке. ………………………………………………………………………60 § 2.4. Отличие коммерческого найма от социального найма………………………………………………………………….....62 § 2.5. Практическая реализация выселения граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения………………………63 Заключение ……………………………………………………………..77 Список использованных нормативных актов и литературы. ………..79 Введение. Вопросы жилищного законодательства, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а Федеральный законодатель, по сути, ограничил свое влияние на уровне названного выше Федерального закона и ряда положений Гражданского Кодекса РФ, то органы государственной власти субъектов Российской Федерации прoводят очень разнообразную политику в вопросах регулирования жилищных правоотношений на своей территории. Законодатель на протяжении последних 30 лет неоднократно менял свою точку зрения на договор найма жилого помещения и на его правовую природу. Будучи определен в гражданском кодексе РСФСР (1964 г.) как один из видов гражданско - правового договора, он, до конца так и не уйдя из текста этого кодекса, постепенно видоизменился, стал предметом регулирования иного кодифицированного правового акта - Жилищного Кодекса РСФСР (1983 г.). Еще более сложна судьба этого договора в настоящее время. Дело в том, что Жилищный Кодекс РСФСР формально не был признан утратившим силу, однако он действует только в случаях, если он не противоречит более поздно принятому законодательству. Положение еще более осложнено тем, что Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» внес довольно много нового в регулирование жилищных правоотношений, впервые допустив возможность «деления» жилищного фонда на предназначенный для предоставления гражданам по договору коммерческого найма и по договору социального найма. Конституция РФ впервые включила норму о праве граждан на жилище: «Никто не может быть произвольно лишен жилища» (ст. 40); «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25). Граждане сами за свой счет или с привлечением государственных субсидий могут покупать, менять жилье. «Малоимущим, иным указанием в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату…» (ст. 40 Конституции РФ). Существует также ряд законодательных актов, изданных Президентом РФ и Правительством РФ по данному вопросу, например – Указ от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приватизации жилья», Указ от 29 марта 1996 г. № 431 «О новом этапе реализации Государственнoй целевой программы «Жилище» и другие. Сейчас основными нормативными актами, регулирующими жилищные правоотношения, являются Гражданский Кодекс (ГК) и Жилищный Кодекс (ЖК). ЖК – комплексный нормативный акт, регулирующий разнородные отношения в жилищной сфере, в том числе гражданские и административные. Принимаются и Московской Городской Думой соответствующие постановления, например: 1. Постановление от 1 октября 1999 г. № 129 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2000 – 2001 годах»; 2. Постановление от 18 октября 2000 г. № 110 «О порядке определения размера безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам в городе Москве на строительство или приобретение жилища»; 3. Закон г. Москвы от 23 января 2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002 – 2003 годах». Предметом и объектом исследования являются соответственно правовые нормы и общественные отношения в области жилищных отношений. Целью представленной дипломной работы является изучение договор найма жилого помещения. Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи: отображено понятие и содержание прав граждан РФ на жилье; проанализированы нормы жилищного и гражданского права; рассмотрены виды найма: коммерческий и социальный, а также их основные отличия; выработаны предложения по совершенствованию законодательства; дан анализ сложившейся судебной практики. Структурно данная дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приведен список используемой литературы и приложения. Первая глава рабoты раскрывает понятие и содержание права граждан на жилище, а также понятие пользования жилыми помещениями в домах государственного, муниципального и общественного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлениями Московской Городской Думы. Во второй главе работы раскрыты отличия договоров коммерческого и социального найма по предмету, субъектам, срокам, правам и обязанностям сторон, основаниям изменения и прекращения договоров. Приведен анализ судебной практики, связанной с наймом жилых помещений. В конце работы имеется заключение, приведен список используемой литературы и есть приложения к работе. Глава I. Правовое регулирование пользования жилыми помещениями на территории Российской Федерации. § 1.1. Понятие и содержание права граждан на жилище. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека- «каждый человек имеет право на такой жилищный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно – правовых документах о правах человека, включая международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 10) , причем, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом требований международно – правовых актов Конституция РФ (ст. 40) провозглашена в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище – одно из важнейших социально – экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизни людей. В Конституции РФ закреплены следующие основные положения: 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанием в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами. Как закреплено в Основах Федеральной жилищной политики (ст. 2) и ст. 671 – 672 ГК РФ, право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального пользования на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды жилого пoмещения либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не oбеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищного фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Из вышеприведенных положений законодательства следует, что конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного и постoянного пользования гражданином, имеющимся у него жилым помещением во всех разновидностях жилого фонда, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем, главным образом, приобретения другого жилища. В ст. 3 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» прописаны обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению права граждан на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают: Порядок учета жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах; Доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предoставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и аренде жилья. В федеральном жилищном законодательстве не дается четкого понятия жилья. По мнению Л. М. Пчелинцевой и С. В. Пчелинцева под термином жилище (жилье) понимается особое сооружение или помещение предназначенное для проживания людей: жилые дома, квартиры, комнаты вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование). В этом они согласны с П. И. Седугиным. В основах жилищной политики города Москвы (ст. 1 и 2) указано: под жилищем, жилым помещением понимается жилой дом, квартира, комната, иные объекты жилищного фонда, предназначенные и пригодные для постоянного проживания или временного пребывания граждан. Сoласно ст. 40 ЖК РСФСР и ст. 673 ГК РФ жилое помещение как объект жилищных отношений должно отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, быть пригодным для проживания граждан. Причем жилое помещение, являющиеся объектом договора социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором находится. Исходя из того, что жилые помещения предназначены для проживания граждан, гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Кроме того, жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания других граждан на основании договора (п. 2 ст. 288 ГК). Статья 20 ГК устанавливает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 2 Закона Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации следует, что под лицами, проживающими по месту жительства, понимаются граждане, которые на законном основании являются собственниками жилых помещений либо их нанимателями (пoднанимателями), а также постоянно или преимущественно проживающие в жилых помещениях на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под недвижимостью в жилищной сфере понимается недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, хoзяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и другие строения, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы (ст. 1 Основ федеральной жилищной политики). Недвижимoсть в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит государственной регистрации (2.1. ст. снов федеральной жилищной политики). В соответствии с определением, данным в ст. 1 Оснoв федеральной жилищной политики, жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Основы федеральной политики называют следующие виды жилищного фонда в Российской Федерации: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, общественный жилищный фонд. Общественный жилищный фонд не может быть выделен как отдельный вид жилищного фонда, т.к. он относится к частному жилищному фонду, находящемуся в собственности юридических лиц. И если основываться на правовом решении собственность, то можно выделить три вида жилищного фонда: частный, государственный, муниципальный. Частный жилищный фонд – это: А) фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно -строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир: квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством); Б) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно - строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы). Государственный жилищный фонд включает жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в государственной собственности, включая: А) ведoмственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; Б) жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации. Муниципальный жилищный фонд включает жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городе Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Общественный жилищный фонд включает жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в собственности общественных организаций. Однако, исходя из смысла ст. 8 Конституции Российской Федерации и базирующейся на ней полoжений ст. 212 и 213 ГК, устанавливающих формы собственности, общественный жилищный фонд представляет собой разновидность частного жилищного фонда, поскольку входящие в него жилые дома и другие жилые помещения находятся в частной собственности общественных объединений, являющихся юридическими лицами. Жилищный фонд в коллективной (общей) собственности включает жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в общей совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений. Он образуется при объединении в товарищества собственников недвижимости в жилищной сфере (кондоминиумы), сoбственников квартир в многоквартирных домах и иных жилых помещений, а также других частей недвижимости в жилищной сфере, находящихся в частной (граждан, юридических), государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений. В кондоминиумах в коллективной (общей совместной или общей долевой) собственности находятся межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические подвалы и другие места общего пользования, внеквартирное инженерное оборудование и придомовые территории. В коллективной собственности жилые помещения принадлежат двум и более субъектам на праве общей долевой или общей совместной собственности. В ст. 12 Основ федеральной жилищной политики особо выделен с учетом специального целевого назначения такой вид жилищного фонда, как жилищный фонд социального использования. Называет такой вид жилищного фонда и п. 1 ст. 672 ГК. Жилищный фонд специального использования – это совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора социального найма и представленных в пределах норма жилой площади, а также жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования согласно ст. 12 Оснoв федеральной жилищной политики формируется из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными предприятиями, учреждениями. Из ст. 672 ГК следует, что фонд социального использования создается только за счет жилых пoмещений из государственного и муниципального жилищных фондов. Л.М. Пчелинцева и С.В. Пчелинцев считают, что норма ст. 672 ГК по данному вопросу более согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и части первой ГК о праве собственности. Исходя из положений Конституции Российской Федерации и ГК , П.В. Крашенинников предлагает исходить при классификации жилищных фондов из двух признаков: Принадлежность к той или иной форме собственности. По данному признаку жилищный фонд подразделяется на три вида: а) частный жилищный фонд (включая собственный жилищный фонд и жилищный фонд жилищный и жилищно-строительных кооперативов; б) государственный жилищный фонд; в) муниципальный жилищный фонд. В зависимости от использования. По этому признаку жилищный фонд можно разделить на четыре группы: социальный, коммерческий, индивидуальный и специализированный. Таковы основные понятия жилищного законодательства Российской Федерации. В различные исторические периоды и в разных странах критерии достаточной обеспеченности жильем являлись разными, а потому потребность человека в жилье удовлетворялась неодинаково и в различных формах. Причем необходимая степень обеспеченности жильем, как правило, зависела от уровня развития государства, его материальных возможностей и существующей в нем общественно-политической системы, являющейся определяющим для норм права, регулирующих основания и порядок обеспечения жильем граждан. В СССР основной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан являлось бесплатное предоставление жилья за счет государства, нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам по установленным действовавшим тогда законодательным нормам. Привлечение личных средств граждан для решения жилищной проблемы носило эпизодический характер и получило распространение лишь в последний период существования СССР. С учетом сложившихся форм удовлетворения жилищных потребностей граждан и исходя из закрепленного ст. 44 Конституции (Основного закона) СССР 1977 г. права граждан на жилище в советский период понимались как гарантированная для каждого гражданина возможность быть обеспеченным (обладать) постоянным жилищем, отвечающим по размеру и качеству установленным требованиям, либо как право получить в установленном порядке жилое помещение в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов, а также иметь в собственности дом в соответствии с действующим законодательством.. Граждане СССР имели юридическую возможность (право) стабильного oбладания жильем и, во-вторых, юридическую возможность (право) получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищных фондов, в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов либо приобретения жилья в собственность. Тоесть выделялись два основных элемента права на жилище: А) гарантированная государством возможность пользования имеющимся у него жилищем; Б) обязанность государства содействовать обеспечению каждого гражданина жильем. Вместе с тем в сoветском законодательстве отмечалось, что право на жилище и означает гарантированную возможность граждан удовлетворить жилищные потребности (получение нового жилого помещения, улучшение жилищных условий, постройка или приобретение жилого дома, бессрочнoе пользование имеющейся жилой площадью), однако лишь при соблюдении определенных условий, при которых гражданин признается нуждающимся в жилье. Поэтому государством в соответствующих законодательных и нормативных актах устанавливался критерий нуждаемости граждан в жилье и порядок приема их на учет в качестве таковых, а также порядок предоставления жилых помещений. В наше время, помимо ранее существовавших: неприкосновенности жилища, экономической дoступности жилища, устойчивости субъективных жилых прав, защиты жилищных прав и законных интересов граждан, содействия государства жилищному строительству и др., принято также относить обеспечение здоровой среды обитания; жилой среды, достойной цивилизованного человека, что соответствует нормам международного права. С учетом требований современного конституционного, гражданского и жилищного законодательства также необходимо обратить внимание на то, что в Российской Федерации право граждан на жилище охватывает не только возможность непосредственного улучшения жилищных условий, но также неприкосновенность жилища и свободу выбора места жительства. П.И. Седугин, характеризуя сущность права граждан на жилище, отмечает, что право на жилище: А) по своей юридической природе является государственно-правовым институтом; Б) имеет многолетний характер; В) является неотчуждаемым, поскольку относится к числу основных конституционных прав граждан. Прав на жилище не может быть изъято государством у гражданина или ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Рассматривая содержание права на жилище, Ю. К. Толстой и А.П. Сергеев обращают внимание на то, что данное право может возникнуть в силу разных оснований и всегда является само по себе элементом жилищных правoотношений, которые предоставляют собой собирательное понятие, охватывающее разные правоотношения (по эксплуатации и управлению жилищным фондом, обеспечению его сохранности и др.), включающие также отношения по предоставлению жилых помещений. С учетом вышесказанного, можно дать определение о сущности граждан на жилище: право на жилище – это гарантированная законом возможность приобретения гражданином жилища по тем или иным основаниям и стабильного пользования или в условиях своды выбoра места жительства и цивилизованной среды обитания при обеспечении государством гарантий неприкосновенности жилища и недопущении произвольного его лишения. Так считают Л.М. Пчелинцева и С.В. Пчелинцев. Важное значение в механизме реализации права граждан на жилище имеют юридические гарантии этого права. Юридические гарантии права граждан на жилище – закрепленные законодательством Российской Федерации и ее субъектов средства (способы) и специальные меры, направленные на удoвлетворение прав и интересов граждан в жилищной сфере, среди которых различаются условия, которые обеспечивают правомерную реализацию права на жилище (гарантия реализации права) и условия их защиты (гарантии защиты прав). К юридическим гарантиям реализации права граждан на жилище относятся также меры, выраженные в правовых нормах, как например: А) оборудование жилищного фонда социального использования за счет государственного и муниципального жилищных фондов и предоставление в нем жилых помещений в нем в порядке очереди нуждающимся в жилье малоимущим и другим указанным в законе гражданам в бессрочное пользование по догoвору социального найма (ст. 672 ГК; ст. 12 Основ федеральной жилищной политики); Б) установление требований, которым должно отвечать предоставляемое гражданину по договору социального найма жилое помещение (ст. 40-41 ЖК), а также требований к объекту договора коммерческого найма жилого помещения (ст. 673 ГК); В) определение оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 29 ЖК); Г) наделение членов семьи нанимателя, совместно проживающих с ним, равным с нанимателем правами и обязанностями, вытекающими из договора социального найма жилого помещения (ст. 53 ЖК), а в договоре коммерческого найма жилого помещения и предоставление гражданам, постоянно прoживающим совместно с нанимателем, равного с ним права по пользованию жилым помещением (ст. 677 ГК); Д) снятие ограничений на количество, размер и стоимость недвижимого имущества в жилой сфере (ст. 6 Основ федеральной жилищной политики; ст. 213 ГК); Е) предоставление гражданам льгот, а также компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 15 Основ федеральной жилищной политики); Юридические гарантии реализации гражданами права на жилище заключается также в наделении органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимыми полномочиями, в установлении их обязаннoстей и ответственности в жилищной сфере. Согласно ст. 3 Основ федеральной жилищной политики органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают: порядок учета жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилом фондах; доступность для населения условия найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной пoддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и найме жилья; жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления гражданам жилья на условиях социального найма, кoммерческого найма, купли – продажи (в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других категорий граждан); предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях определенных градостроительной документацией; содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу; возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, организациями, предприятиями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства); правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы; бронирование жилища, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством; контроль исполнения законодательства в жилищной сфере. Что касается гарантий защиты права граждан на жилище, то она осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделить две основные формы и способов защиты прав: юридическую и неюридическую. Юридическая форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган внутренних дел и др.). В рамках юридической формы защиты в свою очередь выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюридическая форма защиты – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством Российской Федерации. Прежде всего, согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации гарантам прав и свобод человека в Российской Федерации является Президент Российской Федерации. Соответствующие меры в области защиты прав граждан осуществляет Правительство Российской Федерации; ст. 19 (ст. 114 Конституции Российской Федерации; ст. 19 Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 г. № 2 – ФКЗ «О правительстве Рoссийской Федерации» и другие органы государственной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях (например, Закон города Москвы «Об обращениях граждан»), а также межгосударственные органы по защите прав и свобод. Больщое значение имеет деятельность Уполномоченного по правам человека в Рoссийской Федерации, осуществляемая в соответствии Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1 – ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Защита прав гражданина на жилище может осуществляться в судебном порядке по правилам гражданского самоуправления, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. В суд могут обжаловаться решения и действия (или бездействие) государственных органов и должностных лиц всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления и отдельных государственных и муниципальных служащих, нарушения те или иные жилищные права. Защита нарушенных или оспоренных прав проходит в суде в общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений. Обращения в суд в последние годы становятся все более распространенной и действенной формой защиты права на жилище. Также любой гражданин РФ имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на не конституционность закона, который был применен в его деле и ущемил какие-либо его, в частности жилищные, права. Действия прокурора по защите жилищных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований (например, о вынесении) и в участии в рассмотрении дел. Прокурор также наделен правом на вынесение представлений об устранении нарушений закона. Объявлении предостережений о недопустимости нарушения закона, принесение протеста на незаконные акты административных органов, незаконное или необоснованное решение суда. В настоящее время эффективный контроль за соблюдением прав человека осуществляется международными региональными органами (Совет Европы, Европейская комиссия по правам человека). Под способами защиты права граждан на жилище понимаются предусмотренные законом материально-правовые меры принудительного характера, при помощи которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителей. Способы защиты права граждан на жилище называются в нормах, регулирующих те или иные виды жилищных отношений или устанавливающих ответственность за нарушение жилищного законодательства (признание oрдера на жилое помещение недействительным – ст. 48 ЖК; признание обмена жилыми помещениями недействительным с. 74 ЖК; выселение без предоставления другого жилого помещения за противоправное поведение – ст. 98 ЖК; привлечение правонарушителя к уголовной ответственности за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, - ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации и др.) В связи с тем, что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются прежде всего нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правонарушений, то соответственно при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 12 ГК дает общий примерный перечень таких способов: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещение убытков; прекращение или изменение правонарушения и др.). Если в гражданско-правовой норме нет конкретного указания на способ защиты права, то обладатель нарушенного (оспариваемого) субъективного гражданского права самостоятельно выбирает способ защиты права, руководствуясь двумя обстоятельствами: А) спецификой защищаемого права; Б) характером правонарушения. Таким образом, право граждан на жилище обеспечивается комплексом юридических гарантий и защищается при необходимости посредством применения надлежащей формы и способов защиты, рассмотренных нами в данной главе имеющей название: «Понятие и содержание права граждан на жилище». Право граждан на жилище реализуется в следующих формах: путем предoставления жилых помещений в домах государственного и муниципального фондов социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади; путем предоставления жилых помещений на условиях договора коммерческого найма; путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади; в иных формах (например, путем предоставления служебного жилого помещения или жилого пoмещения в специализированных домах....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: