- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование деятельности предпринимателя без образования юридического лица
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000061 |
Тема: | Правовое регулирование деятельности предпринимателя без образования юридического лица |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА Юридический институт Кафедра Предпринимательского права Тема работы: «Правовое регулирование деятельности предпринимателя без образования юридического лица». Выпускная квалификационная работа студента 6 курса заочной формы обучения на бюджетной основе Иванова Ивана Ивановича Направить на рецензию: __________________________ Зав. кафедрой: к.ю.н., доцент, Петров Петр Петрович ______________________ подпись Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Петров Петр Петрович ____________________ подпись «Допущена к защите» «___» _______________ 20___ г. Зав. кафедрой: к.ю.н., доцент, Петров Петр Петрович ______________________ подпись Калининград 2014 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица…………………………..6 1.1 Сущность правового регулирования предпринимательской деятельности гражданина………………………………………………………………………6 1.2 Порядок государственной регистрации и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя………….15 1.3 Анализ судебной практики по вопросам отказа в регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица..18 Глава 2. Проблемы в правовом регулировании предпринимательской деятельности без образования юридического лица…………………………...25 2.1 Сравнительный анализ правового статуса предпринимателя и юридического лица……………………………………………………………...25 2.2 Защита прав индивидуального предпринимателя……………………....34 2.3 Анализ проблем правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица и рекомендации по их устранению…………………………………………………………………….....50 Заключение……………………………………………………………………….58 Список источников………………………………………………………………61 Введение Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятельности является использование статуса индивидуального предпринимателя. Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: ст.18 ГК РФ включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Индивидуальная предпринимательская деятельность для России не нова. В дореволюционный период частная инициатива получала поддержку государства и соответствующее правовое регулирование. В современной России предпринимательская деятельность без образования юридического лица получила свое развитие в начале 90-х годов, сначала в Законе РФ «О предпринимательской деятельности в РФ», которым вообще разрешалась предпринимательская деятельность в стране, а затем и в Конституции РФ в ст. 34 было установлено, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В дальнейшем начал формироваться целый блок нормативно-правовых актов, как общего, так и отраслевого характера, регулирующий различные стороны деятельности индивидуальных предпринимателей. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс, ФЗ «О государственной поддержке малого бизнеса в РФ», ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ ФНС от 26.04.2005 «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации» целый ряд других нормативно-правовых актов. Не осталась в стороне и судебная практика. Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, а так же арбитражными судами в постановлениях и определениях регулируются многие вопросы деятельности предпринимателей без образования юридического лица. Актуальность темы работы заключается в наличии проблем в правовом регулировании предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также отсутствие комплексных нормативных документов, регулирующих правовой статус индивидуального предпринимателя, что вызывает противоречия в сфере правоприменительной деятельности государства. Наличие данных проблем делает необходимым глубокое изучение гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя. Цель дипломной работы – на основе теоретического анализа действующего гражданского законодательства и юридической практики определить пути совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить действующего законодательства по данной теме; 2. исследовать возникновение, осуществление, прекращение предпринимательской деятельности без образования юридического лица; 3. проанализировать судебную практику, касающуюся вопросов деятельности предпринимателей без образования юридического лица; 4. выявить основные проблемы деятельности индивидуальных предпринимателей; 5. определить пути совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Объектом дипломной работы является рассмотрение правовых отношений в сфере предпринимательской деятельности. Предметом данного исследования является не только рассмотрение вопросов создания и деятельности частных предприятий, но и изучение различных сторон правового статуса данных субъектов. Практическая значимость заключается в том, что особое место в данной теме занимают постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку содержат руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. При написании данной работы, были использованы труды таких ученых - правоведов, экономистов как С.Э. Жилинский «Предпринимательское право», Г.Ф. Ручкина «Публично-правовые ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности», «Предпринимательская правоспособность как элемент правового статуса гражданина», Л.Т. Ибадова «Некоторые правовое проблемы понимания субъекта малого предпринимательства» и другие работы, а так же современную нормативно-правовая база по данной теме. Глава 1. Основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица 1.1 Сущность правового регулирования предпринимательской деятельности гражданина Предпринимательство - это универсальная общеэкономическая функция любой общественной формации. Предпринимательство - это постоянная деятельность человека и человечества в целом, направленная на улучшение материальных условий жизни. "Постоянная и никогда не прерывающаяся забота каждого человека об улучшении своего положения - это принцип, составляющий первоначальный источник как общественного и народного, так и частного благосостояния. Он часто бывает настолько могущественным, что, несмотря на безумство правительства и все ошибки администрации направляет естественное течение жизни к лучшему будущему". Например, Б.А. Суханов определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность граждан, осуществляемую ими на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли и личного дохода1. С.И. Кретов дает такое определение предпринимательства: «предпринимательская деятельность - это хозяйственная деятельность граждан, которые свободны в выборе сферы приложения своих сил, знаний, талантов в экономике. Целью предпринимательства является получение прибыли»2. Наконец, предпринимательская деятельность рассматривается как хозяйственная деятельность, которая производится лицом на профессиональной основе в виде обычного промысла с использованием профессиональных знаний и опыта, с одной стороны, и осуществляется лицом ее от своего имени, то есть в качестве самостоятельного хозяйственного деятеля, с другой. Предпринимательской деятельностью признается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Приведенное определение содержит ряд признаков, позволяющих разграничить предпринимательство от других видов деятельности граждан. В юридической литературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации. В то же время в соответствии с логикой изложения данного определения в абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации можно последовательно выделить четыре признака, которые в совокупности служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской: Перечислим основные признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 2 Гражданского кодекса РФ: - предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск; - лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы; - прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, можно сделать вывод, что предпринимательство - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера. Однако если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он не будет вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности3. Гражданский кодекс РФ разрешает гражданам России заниматься любой предпринимательской деятельностью4. Исключение составляют: - виды деятельности, запрет на осуществление которых установлен для всех: как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Это касается осуществления любых действий и совершения гражданско-правовых сделок в отношении объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (т.е. речь идет об объектах, изъятых из гражданского оборота)5. Такие виды объектов гражданских прав должны быть указаны в законе. Например, Земельный кодекс РФ устанавливает перечень земельных участков, которые изъяты из оборота и заняты находящимися в федеральной собственности следующими объектами6. Такие участки не могут быть переданы в частную собственность и не могут быть предметом различных сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота7. Они не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами; - виды деятельности, на осуществление которых установлен запрет только для индивидуальных предпринимателей как участников гражданско-правовых отношений, но не для организаций. Например, поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", далее - Закон N 171-ФЗ). Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями8. К производителям лекарственных средств относится организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". То есть указанными видами деятельности индивидуальные предприниматели заниматься не вправе; - виды деятельности, необходимым условием осуществления которых является получение специального разрешения - лицензии. Так, на основании лицензии индивидуальные предприниматели вправе заниматься, например: фармацевтической деятельностью (пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), п. 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081); частной детективной (сыскной) деятельностью (п. 4 ст. 1.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1). По мнению Б.А. Райзберга: "Исключительно важным свойством предпринимательства является мобильность, динамичность, отличающие его от устоявшихся форм и методов экономической деятельности. Предприниматель ищет новые способы действий, связанные с изменением продукции, технологии, потребительских качеств и цены товара"9. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права: а) правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); б) гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); г) иметь место жительства. Главным в приведенных признаках является гражданская дееспособность. Правоспособность и иные признаки создают лишь необходимые предпосылки, возможность осуществления гражданином предпринимательской деятельности. Дееспособность же превращает возможность в действительность, в реальные предпринимательские отношения. По признаку гражданской правоспособности можно выделить: вещную, обязательную и личную правоспособность. Вещная правоспособность является юридической предпосылкой для образования материальной базы товаропроизводителя, так как без имущества, закрепленного за ним, его финансовые и трудовые функции невыполнимы. Обязательственная правоспособность состоит из сделкоспособности и деликтоспособности, и реализуется, в первую очередь, в договорных отношениях. Личная правоспособность базируется на личных неимущественных, неотчужденных от покупателя прав. В числе таких прав: а) право на имя (фирму); б) право на товарный знак (знак обслуживания); в) права, связанные с предметами творческой деятельности; г) право на защиту чести, достоинства, деловой репутации. На основании п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Именно на эту статью обычно ссылаются для обоснования того, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 18 лет. В других случаях указывают на два исключения: 1) п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего (достигшего шестнадцати лет), полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда. На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница дееспособных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Так, по смыслу п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин к шестнадцати годам (возраст эмансипации) может уже работать по трудовому договору (в ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации допускается участие в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью. Можно предположить, что имеется в виду предоставленная п. 1 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершать основную массу сделок с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Необходимость получения такого согласия (или последующего письменного одобрения) обусловлена возрастом участника сделки. Таким образом, правосубъектность предпринимателя в частноправовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления этого возраста любой гражданин обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность. При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляются две юридически значимые способности: 1) иметь гражданские права и обязанности в сфере предпринимательства; 2) своими действиями приобретать в сфере предпринимательства гражданские права, и нести гражданские обязанности. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права. Правосубъектность индивидуальных предпринимателей следует определить как универсальную. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в любых сферах деятельности, не запрещенных законом. Иная позиция противоречит ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Непосредственность осуществления гражданином предпринимательской деятельности выражается также в том, что гражданин осуществляет ее своим трудом. Индивидуальный предприниматель для осуществления предпринимательской деятельности и повышения ее эффективности вправе использовать не только самостоятельный, но и наемный труд, заключив в этих целях трудовые договоры с наемными работниками. В таком случае он, не переставая оставаться самостоятельным работником, выступает одновременно и в другом качестве - в качестве работодателя. Индивидуальный предприниматель - работодатель вступает в трудовые отношения с работниками по общим правилам Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, установленных в гл. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и несет иные обязанности работодателя, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 22 и др.), а также иными федеральными законами. Индивидуальные предприниматели с точки зрения налогового законодательства - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств10. Из данного определения в настоящее время исключены адвокаты и нотариусы. Так, согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатская деятельность не является предпринимательской. Нотариальная деятельность также не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли11. Из выше перечисленного можно сделать следующий вывод. Чтобы получить достаточно полное представление о содержании понятия «индивидуальный предприниматель», необходимо иметь в виду, во-первых, наиболее существенные признаки самой предпринимательской деятельности. К ним относятся следующие признаки: - предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно; - предприниматель действует на свой риск; - предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли; - субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Во-вторых, особенности личности индивидуального предпринимателя выражаются дополнительно как минимум в трех признаках этого субъекта: - предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства; - физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, которые установлены законом; - индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом. Указанные признаки находятся в тесной взаимной связи. Например, самостоятельность предпринимательской деятельности невозможна без непосредственного участия в ней гражданина-предпринимателя; нести ответственность в случае наступления событий, относящихся к предпринимательским рискам, может лицо, обладающее дееспособностью; предприниматель, действующий на свой риск, выступает от своего имени и т.д. Поэтому только вся совокупность названных признаков может дать целостное представление о таком субъекте предпринимательской деятельности, как индивидуальный предприниматель. Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью. Из приведенного определения видно, что такой важнейший признак предпринимательской деятельности, как ее самостоятельность, в своем абсолютном виде применим только к предпринимательской деятельности полностью дееспособных физических лиц. Самостоятельность же индивидуальной предпринимательской деятельности ограниченно дееспособных (в силу возраста или закона) лиц, в свою очередь, является ограниченной - такие лица вправе участвовать в гражданском обороте только с согласия законных представителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное российское законодательство, с одной стороны, дает исчерпывающее определение предпринимательской деятельности. С другой стороны, некоторые признаки предпринимательской деятельности до сих пор не получили четкой законодательной регламентации и вызывают дискуссии юристов. 1.2 Порядок государственной регистрации и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя установлен ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В настоящее время продолжает также действовать Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179, в котором установлен Перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. К ним относятся, в частности: драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них; стратегические материалы и т.д. Помимо россиян в качестве индивидуальных предпринимателей могут зарегистрироваться также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации12. В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя предусмотрена Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Этим Законом, в частности, предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации, срок регистрации, а также некоторые особенности процедуры регистрации. Среди прочего Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации. В соответствии со ст. 23 Закона физическому лицу может быть отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации; д) если поданы документы на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, но не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Из приведенного перечня наиболее распространенным основанием для отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей является непредставление необходимых для государственной регистрации документов. Наиболее очевидным примером отказа в государственной регистрации по этому основанию является фактическое непредставление физическим лицом - заявителем документов, предусмотренных законом (например, заявления о государственной регистрации, документа об уплате государственной пошлины, копии паспорта и т.п.). Более сложная ситуация возникает в случае, когда заявитель представил предусмотренные в законе документы, но или не указал в них какие-либо сведения, или указал сведения, не соответствующие действительности. Имеющаяся судебная практика по этим вопросам до недавнего времени была крайне противоречива. 1.3 Анализ судебной практики по вопросам отказа в регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица Далее будут проанализированы несколько спорных ситуаций по вопросу отказа в регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Ситуацию, когда заявитель не указывает в документах всех необходимых сведений можно проиллюстрировать на следующем примере. Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2005 N КГ-А40/12594-04. Судом исследовалась ситуация, когда заявитель – индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации. Налоговый орган при принятии такого решения руководствовался тем, что при подаче заявления на государственную регистрацию заявитель не представил сведения о видах экономической деятельности, что понималось как непредставление заявления. Суд, опираясь на пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, а также на расписку в получении всех документов от заявителя, выданную налоговым органом, пришел к выводу, что в связи с представлением всех необходимых документов решение об отказе в государственной регистрации неправомерно. В то же время по рассматриваемому вопросу большинство судов придерживается противоположной позиции. Например, в Постановлении от 09.12.2010 N КГ-А40/14693-10 по делу N А40-10913/10-17-91 ФАС Московского округа оценивал ситуацию, при которой заявитель подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в реестр, в котором не была указана дата присвоения ОГРН. Налоговый орган отказал в государственной регистрации, сославшись на то, что заявитель ненадлежаще оформил заявление о государственной регистрации. Суды всех инстанций поддержали налоговый орган, подчеркнув, что "представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению". Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-4827/10-С2 по делу N А47-9956/2009, ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 по делу N А55-10527/2008, Решении Арбитражного суда Московской области от 21.10.2009 по делу N А41-12327/09 и др. Представляется, что вторая из высказанных позиций в наибольшей степени соответствует действующему законодательству. В силу того, что формы большинства документов, необходимых для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, определены нормативно, заявители должны строго их придерживаться. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.07.2002 N 43913 форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предполагает заполнение нескольких граф. Следовательно, неуказание в какой-либо из граф соответствующих сведений должно повлечь признание такого документа непредставленным, поскольку он не соответствует предусмотренной форме. В силу того, что любой документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, обязательным его признаком является формальная определенность, без которой он превращается в обыкновенную бумагу, не имеющую юридической силы. Исходя из этого формулировку Закона "непредставление... необходимых для государственной регистрации документов", на наш взгляд, следует толковать расширительно и понимать под ней также ненадлежащее оформление таких документов (представление их в незаполненном или в не полностью заполненном виде). За такое нарушение в форме бездействия регистрирующий орган обязан отказать в регистрации. Однако применение этой позиции требует от регистрирующего органа разумного подхода, при котором бы интересы заявителей максимально соблюдались. Показательным в данном отношении является Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-11853/2010. В нем суды оценивали законность решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, принятого в связи с тем, что в заявлении о регистрации в пустых графах отсутствовали прочерки. Суд первой инстанции согласился с мнением налогового органа, отметив, что заявитель, не проставив в пустых графах прочерки, не представил надлежаще заполненное заявление по утвержденной форме. Суды апелляционной и кассационной инстанций с такой трактовкой законодательства не согласились, подчеркнув, что "непроставление прочерков в тексте заявления не свидетельствует об отсутствии такого документа либо недостоверности заявленных в нем сведений... данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации". Немало споров вызывает и ситуация, когда заявители указывают в представленных на государственную регистрацию документах недостоверные сведения. Данные споры обусловлены тем, что согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам содержащиеся в представленных на регистрацию документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Иными словами, Законом сформулировано общее правило о том, что регистрирующий орган не должен проверять представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия действующему законодательству. Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законом (например, связанные с правом регистрирующего органа проверять полномочия заявителя на подписание заявления о государственной регистрации). Однако такое положение с момента принятия Закона N 129-ФЗ подвергалось в юридической литературе жесткой критике, и прежде всего потому, что заложенный в нем подход позволяет осуществлять государственную регистрацию и вносить в государственные реестры недостоверные сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.14 Учитывая такие негативные последствия, административная практика регистрирующих органов пошла по пути, несколько отличному от того, который предписывается нормами Закона N 129-ФЗ. Регистрирующие органы все равно продолжают проверять представляемые на регистрацию документы и в случае выявления в них нарушений отказывают в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов. Судебная практика часто поддерживает такой подход. Для наглядности можно обратиться к следующим судебным делам. ФАС Уральского округа, как следует из Постановления от 27.12.2010 N Ф09-10100/10-С4 по делу N А47-4931/2010, рассматривал заявление индивидуального предпринимателя о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оспариваемое решение принято ввиду того, что индивидуальный предприниматель неверно заполнил заявление о государственной регистрации, поскольку неправильно указал в нем дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, подтвердив законность решения налогового органа. В других судебных актах прослеживается подобная позиция. Например, из Постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 по делу N А09-904/2010 следует, что, поскольку в заявлении о государственной регистрации заявитель подтверждает достоверность вносимых в него сведений, выявление регистрирующим органом недостоверных сведений фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что влечет отказ в государственной регистрации. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А33-11097/2009 и ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4119/2008(7667-А46-26) по делу N А46-11203/2007. К разрешению этой спорной ситуации недавно обратился Высший Арбитражный Суд РФ. На рассмотрение в порядке надзора бы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя как основания прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством
- Изучение и анализ правового регулирования несостоятельности (банкротства) как основания прекращения деятельности юридического лица
- Эффективное правовое регулирование сферы образования