VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое положение несовершеннолетних по Российскому гражданскому праву

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001148
Тема: Правовое положение несовершеннолетних по Российскому гражданскому праву
Содержание
    
    









Дипломная работа

На тему     Правовое положение несовершеннолетних по Российскому гражданскому праву







План

Введение	3
Глава 1 Современное международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних	9
1.1  Исторические аспекты правового положения детей	9
1.2 Международное и российское правовое регулирование положения детей	12
1.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан	22
Глава 2  Правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации	31
2.1. Правоспособность и дееспособность  несовершеннолетних граждан	31
2.2 Законодательство РФ об основных правах несовершеннолетних	45
2.3 Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними по гражданскому законодательству Российской Федерации	67
ГЛАВА 3. Перспективы развития законодательства РФ в сфере правового положения несовершеннолетних граждан	76
3.1. Проблемные вопросы правового положения несовершеннолетних граждан в российском законодательстве	76
3.2. Пути совершенствования нормативно-правовой базы в области правового статуса детей	82
Заключение	87
Список использованных нормативно-правовых источников	89
    
    




Введение
    
    Конституция Российской Федерации определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (ст.ст.2,19)1. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Несмотря на отсутствие в ст.19 Конституции РФ указания на возраст, данная гарантия в полной мере распространяется и на детей. 
    Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (п.1 ст.54 СК РФ)2. До совершеннолетия ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»3. Обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры должно государство, гражданином которого ребенок является (ст.З Конвенции ООН «О правах ребенка»). Руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы4. Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
    Однако дестабилизационные процессы в социально-экономической и политической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. В силу своей незрелости, дети оказались наиболее беззащитными, поскольку не могут защитить  сами себя. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних, только 15% детей в России относительно здоровы.
    Изменения в социальной и экономической жизни России породили обстоятельства, которых не было, или которые ранее не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Данные изменения непривычны как для российских граждан так и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, то есть на будущее России. Речь идет о следующих факторах:
    - радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;
    - отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход  к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
    - возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
    - противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах - с другой.
    Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.
    За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.
    Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и другие), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее, включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". При этом этих противоречий немало.
    Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая "свои нормы" труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.
    Если соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних с данными статистики, приведенной ниже в моей работе, возникает много вопросов и один из самых актуальных - что нужно сделать, чтобы закон работал?
    Законодательство об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей нормативной базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.
    Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
    Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия, становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.
    Изучение нового Семейного и Гражданского кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора данной темы. Проблематика несовершеннолетних, как особой категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.
    В качестве методологической основы исследования воспринята и применена научная теория познания. Рассматривая вопросы возникновения и развития конкретных общественных отношений, автор, прежде всего, использовал историко-диалектический подход. Для наиболее полного исследования широко применялся сравнительный метод анализа действующих нормативных актов и сложившейся правоприменительной практики. Также, на результаты, изложенные в работе, оказало влияние применение отдельных социологических методов исследования.
    Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.
    Наиболее значимыми для своей работы считаю работы: Сорокина С.Г. "Конвенция ООН о правах ребенка"5, в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права и статья этого же автора "Имущественные права ребенка"6, в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства. Бушкина С. в работе "Эмансипация: проблемы и перспективы" определяет группы правовых последствий объявления лица полностью дееспособным, рассматривает практику применения эмансипации, как новеллы в законодательстве Российской Федерации.
    В работе Трунцевского Ю.В. и Сумачева А.В. "Права ребенка и секс-индустрия"7 поднимается проблема разлагающего воздействия на несовершеннолетних безнравственной продукцией.
    До последнего времени почти не проводились исследования по проблемам гражданско-правового положения несовершеннолетних, особенно в контексте современного гражданского и хозяйственного права. Пожалуй, наиболее полно эта проблема рассмотрена в монографии Б.В.Зыкина "Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан"(ССЫЛКА).
    Объектом исследования данной работы явились общественные отношения, по поводу реализации имущественных и личных неимущественных интересов несовершеннолетних.
    В качестве предмета исследования работы выступает гражданско-правовое положение несовершеннолетних по гражданскому законодательству Российской Федерации.
    Целью работы является выявление сущностных черт правового положения несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе, а также разработка предложений по совершенствованию правоприменительной деятельности в новых условиях регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних.
    В этой связи, предпринята попытка решить следующие основные задачи.
     1. Изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные гражданско-правовому положению несовершеннолетних.
     2. Провести анализ правоприменительной деятельности в сфере отношений, затрагивающих гражданско-правовые интересы несовершеннолетних.
     3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетних в различных гражданских правоотношениях.
     4. Исследовать институт гражданско-правовой эмансипации, а также проблемы реализации несовершеннолетними возможности заниматься предпринимательской деятельностью.
     5. Внести предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы в области правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан.
     
     
     
     
     
     

Глава 1 Современное международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних

1.1  Исторические аспекты правового положения детей
    Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.
    С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери8.
    Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по соборному Уложению 1649 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни9.
    Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае "биение жезлом и сокрушение ребер"10. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Соборное Уложение 1649 г. предписывало "бить их кнутом нещадно"11.
    Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
    Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
    Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
    Право родителей применять физические наказания, так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями12.
    Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст. 1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям13.
    Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей14.
    Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере15.
    Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно перестает соответствовать общественным представлениям. Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей - замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.
    После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности претерпело значительные изменения, и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке16. Законодательство о браке, семье - не смотря на все негативные моменты, было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. 
    Так 8 июля 1944 года был принят Указ "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня"17, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка.

1.2 Международное и российское правовое регулирование положения детей
Конвенция ООН «О правах ребенка»
    Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Первая мировая война, гражданская война, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития18.
    Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает «Детский фонд Организации Объединенных Наций» (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеобщую декларацию прав человека»19, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой"20. 
    В 1966 году был принят «Международный пакт о гражданских и политических правах», где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. Статья 24 пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства21. В «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах», принятом в том же году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о несамостоятельных детях и их воспитании, обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка22.
    Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла «Декларацию прав ребенка»23, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них это равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту, особенно от всех форм жестокости, небрежного отношения, эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. 
    В тексте шестого принципа Декларации говорилось: "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности"24. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой  Декларации — прообраз будущей Конвенции о правах ребенка в части, касающейся его воспитания в семье, а также главы 11 современного Семейного кодекса Российской Федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей25.
    После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка"26. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
    Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, при этом, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего27.
    Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание28.
    Вместе с тем Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Например, определение понятия "ребенок", под которым понимается  каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний29.
    Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.
    Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего)30. 
    В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка31.
    Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. Давая общую характеристику Конвенции "О правах ребенка", следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство32.
    Имеются в виду предусмотренные Конвенцией права: на выживание и здоровое развитие; на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; на пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; на образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб физическому здоровью, а так же умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка33.
    Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью семейного и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка.
    Одним из важных прав, которым наделен несовершеннолетний гражданин – это право на защиту. Именно с этой целью были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года Правила Организации Объединенных наций (далее – Правила ООН), касающиеся защиты несовершеннолетних граждан, лишенных свободы34.
    Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.
    Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных Правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности досрочного освобождения35.
    Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать дальнейшему вовлечению в жизнь общества36.
    Важнейшим требованием Правил ООН является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.
    Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения37.
    Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.
     
    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская Конвенция)
    Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя из стремления, обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"38.
    Минская конвенция в отношении правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:
    -  Правоотношении родителей и детей.
    -  Порядок принятия мер по опеке и попечительств. 
    -  Порядок передачи под опеку и попечительство, усыновление и др.39.
    Таковы, в общих чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, заключающейся в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семье. Вместе с тем, в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для несовершеннолетних детей, Конвенция «О правах ребенка» занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеет приоритетное значение40.
    Кроме того, идеи Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России41.
    Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних. 
    Основы правового статуса личности и в целом ребенка в частности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.
    В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.).  
    Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 года, определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как дееспособность и правоспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделил особую группу - несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу – эмансипация. Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики42.
    Семейный Кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства43. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям. Подтверждением этому является содержание гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей". Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" и, что особенно важно - право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.
    Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка44.
    Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, патриотизма  и воспитания в них высоких нравственных качеств. 
    Помимо вышеперечисленных норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих других законодательных актах РФ.
    Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения45.
    Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право несовершеннолетних граждан на жилые помещения46.

1.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан

    Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов род.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44