VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан рф.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000943
Тема: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан рф.
Содержание
+9676+54554*-*+-*+9/*/*/*МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан рф


Выполнила
студентка 4 курса
Очной формы обучения                                                                          Ш.К.Саядова

Научный руководитель
Канд. юрид. наук, заведующая кафедрой ГП и ГПП                        М.Х.Дугужева

Новый Уренгой 2016

Содержание
Введение                                                                                                                   3
Глава 1. Общие положения о правовом статусе несовершеннолетних 
граждан                                                                                                                     6       
1.1. Исторические аспекты правового положения детей                                     6
1.2. Правосубъектность несовершеннолетних граждан                                    11
1.3. Понятие эмансипации несовершеннолетних	                             21
Глава 2. Осуществление и защита отдельных имущественных прав несовершеннолетних граждан                                                                              37
2.1. Особенности реализации несовершеннолетними своих прав                    37
2.2. Защита прав несовершеннолетних (теория и практика)                             44    
2.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних (теория и практика)                                 57
Заключение                                                                                                             64
Список используемой литературы                                                                       71
Приложение №1                                                                                                     80
Приложение №2                                                                                                     82





Введение
    
    В соответствии с принципами, установленными в Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.), ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В целях создания благоприятных условий, позволяющих ребенку развиваться физически и духовно, наилучшее обеспечение его интересов необходимо ставить во главу угла при выборе законодателем приоритетов своей правовой политики.
    Правовой статус несовершеннолетнего - это сложная, собирательная категория, которая раскрывает весь комплекс его связей с обществом и государством. Сложность выявления структурных элементов правового статуса несовершеннолетнего связана с различиями в его трактовках, обусловленных как общетеоретическими подходами, так и отраслевой спецификой.
    Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения, поэтому вопрос их защиты приобретает особую актуальность.
    В настоящее время правовой статус несовершеннолетнего нуждается в эффективном государственном юридическом механизме обеспечения и защиты, для чего необходимо привести в соответствие с нормами международного права российское законодательство, в том числе ликвидировав пробелы и устранив противоречия в нормах национального права.
    Таким образом, несомненно тема данного исследования является актуальной.
     Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в связи с правовым регулированием гражданско-правового положения несовершеннолетних граждан в Российской Федерации.
     Предмет исследования – гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации.
     Цель исследования заключается в проведении комплексного исследования правового регулирования гражданско-правового положения несовершеннолетних граждан в Российской Федерации с целью выявления проблем в данной области и разработке путей их решения.
     Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Проанализировать исторические аспекты правового положения детей;
2. Определить правосубъектность несовершеннолетних граждан;
3. Раскрыть понятие эмансипации несовершеннолетних;	
4. Выявить особенности реализации несовершеннолетними своих прав;
5. На основе анализа судебной практики определить каким образом защищаются прав несовершеннолетних;
6. На основе анализа судебной практики исследовать особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних.
     Для достижения указанной цели и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Наряду с этим применялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие методы научного исследования.
     Нормативная база исследования состоит из норм российского и международного законодательства, регулирующих отношения в данной области.
     Теоретическая база исследования состоит из мнений и суждений ученых относительно регулирования отношений в данной области, в частности:
    Еще 60 лет назад А.И. Пергамент обращала внимание на неправильное разрешение отдельных вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних. Среди этих вопросов, по мнению ученого, имеет место чисто цивилистическая конструкция института представительства интересов несовершеннолетних1.
    Проблема содержания интересов ребенка исследуется многими современными учеными. Так, Н.М. Савельева пишет: "Одной из сквозных идей Конвенции ООН "О правах ребенка" является положение о первоочередном внимании к удовлетворению, обеспечению "наилучших интересов ребенка"(ст. 3), при этом признаки, характеризующие данное понятие, не раскрываются"2. По мнению Л.Ю. Голышевой, "отношение государства, социума, семьи к личности несовершеннолетнего, должно строиться с учетом провозглашения потребностей ребенка высшим интересом в международном сообществе"3.
     Структура и содержание исследования обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
    


Глава 1.Общие положения о правовом статусе несовершеннолетних граждан
1.1. Исторические аспекты правового положения детей
    Исследование исторических этапов становления и развития российской государственно-правовой политики в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей приобретает особую значимость и актуальность на современном этапе развития российского общества.
    Переосмысление особенностей государственно-правовой политики в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в различные периоды отечественной истории, а также комплексное изучение становления и развития законодательства в этой сфере позволяет сегодня не только использовать исторический опыт предшествующих эпох, но и избежать многих ошибок, найти конструктивные решения в развитии современного законодательства.
    В этой связи необходимо отметить, что эволюция законодательного регулирования в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка как особого объекта правовой охраны представляет собой важный историко-правовой процесс, отражающий становление правового статуса личности, а также "закрепление нравственно-гуманистических начал в качестве основы отечественного законодательства, что особенно актуально для современного этапа государственного строительства в России"4.
    Как справедливо отмечает Ю.В. Николаева, "при развитии рассматриваемой области общественных отношений на современном этапе она требует пристального ретроспективного взгляда в прошлое, анализа настоящего и разработки прогнозов развития законодательства на перспективу. Только таким образом можно обеспечить историческую преемственность нового и старого как важнейшее свойство правовой системы, сохранить положительный опыт правового регулирования и отказаться от устаревших, не оправдавших себя механизмов и инструментов"5.
    Важно подчеркнуть: защита прав, свобод и законных интересов детей является неотъемлемым элементом развития любого социума и выступает конкретной исторической категорией, "отражающей характер взаимоотношений между обществом и государством на определенной ступени их развития"6.
    Анализ современной научной литературы и историко-правовых документов позволяет выделить несколько этапов в развитии российского законодательства, регламентирующего общественные отношения в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в России.
    Первый этап становления и развития российского законодательства об обеспечении прав, свобод и законных интересов детей включает временной промежуток с VI в. до конца XVII в. Здесь целесообразно выделить три основных исторических периода: дохристианский - VI - X вв., раннехристианский - X - XVI вв. и период систематизации источников феодального права - XVI - конец XVII вв., до начала царствования Петра I.
    Источники, отражающие правовое положение ребенка в дохристианский период, довольно скудны, тем не менее и на их основе представляется возможным сделать определенные выводы.
    Думается, что можно согласиться с мнением Т.В. Козловой, что в дохристианскую эпоху право ребенка на жизнь не было защищено. Жизнь ребенка всецело зависела от желания отца и матери, убийство ребенка не каралось ни законом, ни судом совести7.
    Вместе с тем исследования источников раннехристианского периода отечественной истории позволяют обнаружить нормы канонического и обычного права, в которых закреплен статус детей, элементы охраны их личных и имущественных прав.
    Первым древнерусским юридическим памятником, в котором вполне определенно затрагивается обозначенная проблематика, является "Русская Правда". Составителем "Русской Правды" был Ярослав Мудрый. Этот документ состоял из нескольких частей. Первая часть относится к VII - VIII вв., а вторая - к середине XI в. Третья является продуктом деятельности Владимира Мономаха. Последняя редакция содержит больше упоминаний о детях.
    Следующей знаменательной вехой первого периода истории развития отечественного законодательства о защите прав, свобод и законных интересов детей стало принятие в XVI в. таких документов, как "Домострой" и "Стоглав", содержащих нормы, касающиеся семейных отношений8.
    Дальнейшее становление статуса ребенка было закреплено в рамках первого систематизированного закона, объединившего нормы церковного и светского права, - Соборного уложения 1649 г. Данный акт в целом сохранял принципы "Домостроя" и "Стоглава".
    Второй этап становления и развития российского законодательства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей охватывает период с начала XVIII в. и до реформ 60-х годов XIX в. Представляется, что в рамках данного этапа можно выделить три основных периода.
    Первый период охватывает начало XVIII в. до 1762 г. - период петровских реформ и дворцовых переворотов, второй период охватывает 1762 - 1801 гг. - царствование Екатерины II и до начала правления Александра I, и третий период - 1801 - 1864 гг. - период кодификации законодательства и либеральных реформ.
    Период петровских реформ можно считать первым в истории России, когда защита прав детей становится одним из направлений государственной политики и начинает носить целенаправленный характер.
    В годы царствования Екатерины II открывается новый период развития государственно-правовой политики в сфере защиты прав детей, продолжающий после эпохи дворцовых переворотов тенденции петровских реформ. Создаются приказы общественного призрения в 26 епархиях, деятельность которых была направлена на охрану интересов детей, лишенных родительского попечения.
    Третий период - 1801 - 1864 гг. - был обусловлен широким распространением идей либерализма и конституционализма как в общественной среде, так и в правительственных кругах при активном противодействии либерализму со стороны консервативного и реакционного течений.
    Заключительным этапом становления и развития российского законодательства о защите прав детей в дореволюционный период стало время, начавшееся с реформ 60-х годов XIX в. и продолжавшееся до революционных событий 1917 г.
    Данный этап ознаменовался прогрессивными достижениями в области правовой доктрины, внедренной в ходе проведения последовательного комплекса буржуазных реформ, позволивших Российской империи выйти в обозначенной области на уровень, не уступавший зарубежному. Важнейшими вехами здесь стали период реформ 60-х годов, затем период введения новых законодательных актов, относившихся к детям (конец XIX в.).
    Таким образом, анализ современной научной литературы, разнообразных историко-правовых источников и дошедших до нас косвенных свидетельств по рассматриваемой проблематике позволяет сделать вывод, что становление и развитие российского дореволюционного законодательства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей можно разделить на три больших этапа, которые включали в себя важнейшие историко-правовые события и определялись присутствием различных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на осуществление государственно-правовой политики в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.















1.2. Правосубъектность несовершеннолетних граждан
    Правовой статус несовершеннолетнего, являясь сложной теоретической конструкцией, которая раскрывает весь комплекс связей несовершеннолетнего с обществом и государством, включает следующие структурные элементы: права, свободы и законные интересы; юридические обязанности; гражданство; правосубъектность; правовые принципы и гарантии правового статуса несовершеннолетнего. При этом:
    1) права, свободы, законные интересы и обязанности выступают ядром правового статуса несовершеннолетнего;
    2) правосубъектность - качество несовершеннолетнего как субъекта правоотношения;
    3) гражданство и правовые принципы - основание правового статуса, 
     4) гарантии и юридическая ответственность делают правовой статус несовершеннолетнего функционирующим.
    С.Н. Братусь отмечает, что в известном смысле термин "правосубъектность" не является обозначением нового понятия, отличного от понятия "субъект права" (поменялись местами лишь слагаемые этих терминов - "право" и "субъект"). Но есть и разница: правосубъектность только способность лица быть субъектом права. Субъект же права не только способен иметь, но и имеет конкретные субъективные права и обязанности. Можно теоретически рассматривать правосубъектность и как особого рода право быть субъектом. Такое понимание находит известное подтверждение в том, что правосубъектность как субъективное право может защищаться в административном или судебном порядке, например, брачная правосубъектность при отказе в регистрации брака по возрасту или обоснование правосубъектности ООН Международным судом. При таком понимании всякое правосубъектное лицо - субъект права. Но тогда вообще отпадает необходимость в понятии правосубъектности, что было бы неоправданным9.
    Следует согласиться, что в гражданском праве правоспособность и правосубъектность суть "равнозначные понятия". Соответственно, в гражданском праве физическое лицо может быть правосубъектно (правоспособно), не обладая дееспособностью. Что касается ряда других отраслей права (например, административного, трудового, гражданского процессуального и др.), то применительно к ним правосубъектность рассматривается во многих случаях как включающая в себя правоспособность и дееспособность в их неразрывном единстве, ибо эти два свойства возникают как бы одновременно. Поэтому понятия правоспособности и дееспособности в таких отраслях нет основания и смысла употреблять как раздельные, дееспособность в этих случаях просто невозможно вычленить как отдельное свойство. Тезис о "неразрывном единстве" правоспособности и дееспособности, на мой взгляд, наполняется реальным содержанием лишь тогда, когда вообще может идти речь о способности субъектов права к самостоятельным волевым действиям. Там же, где это невозможно, когда сторонами не являются дееспособные индивиды, правоспособность (правосубъектность) не может "неразрывно" соединяться с дееспособностью, которая вообще не свойственна соответствующим субъектам права.
    Можно согласиться, хотя и с некоторыми дополнительными соображениями, что правосубъектность есть признанная законом способность лица иметь права и нести обязанности, причем именно общая способность быть таким лицом10. Но наряду с такой общей, абстрактной способностью (т.е. общей правосубъектностью), которая практически присуща любому индивиду и почти любому коллективу, существует и специальная способность быть лицом, иметь права и нести обязанности в гражданско-правовых, брачных, трудовых и тому подобных отношениях (т.е. специальная правосубъектность), и именно она имеет прикладное значение. Специальная правосубъектность не относится обязательно к той или иной отрасли права в целом. Так, в семейном праве можно различать, в частности, брачную правосубъектность, правосубъектность ребенка, родителя. Объем общей правосубъектности поэтому как у одного и того же лица, так и у различных лиц может быть разным и изменяться, что соответствует пониманию правосубъектности и правоспособности как равнозначных понятий.
    Далее хотелось бы проанализировать правовой статус несовершеннолетних, которые реализуют свою предпринимательскую деятельность на основе ее творческой составляющей, то есть в сфере оказания культурно-зрелищных услуг, так как  несовершеннолетние являются авторами интеллектуального продукта, занимаются цирковой, концертной, театральной деятельностью, снимаются в кино.
    Необходимо отметить, что развитие правового статуса несовершеннолетних "начиналось с полного их бесправия, безграничной власти родителей, в том числе дисциплинарной (телесных наказаний), лишения свободы через постепенное ограничение этой власти, превращение ее в родительские права до установления контроля над их осуществлением..."11.
    Далее, при развитии последующих исторических этапов, отношение к детям начало постепенно меняться, ребенок стал восприниматься как член общества. По сравнению с ними современные несовершеннолетние граждане имеют свои права и обязанности, могут быть субъектами предпринимательских правоотношений. Так, п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указывает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    Для государственной регистрации в качестве предпринимателя несовершеннолетнему гражданину необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным12.
    Статья 27 ГК РФ отмечает, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Далее, ст. 26 ГК РФ прописывает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки; 5) по достижении 16 лет вправе быть членами кооперативов.
    Если рассматривать данный вопрос с точки зрения теории, то вопросом правосубъектности индивидуального предпринимателя занимались многие авторы. Так, А.А. Васильев высказывает мнение, что "остается неясным в круге проблем индивидуального предпринимательства вопрос о начальном возрастном цензе для граждан, которые могут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в РФ. В связи с возможностью приобретения гражданином полной дееспособности при вступлении в брак возникают проблемы в правовом регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности в РФ"13. А.М.Нечаева отмечает, что "...могут возникнуть вопросы относительно признания дееспособности лиц, вступивших в брак до достижения ими 18 лет и ранее, что разрешается законами субъектов РФ. Представляется, что в любом случае, когда брак заключен в установленном порядке, полная дееспособность наступает автоматически"14. Далее, А.А.Васильев пишет, что "...гражданин, не достигший 16 лет, и по закону субъекта РФ вступивший в брак до достижения 14 лет, может выступать в качестве индивидуального предпринимателя, что может привести к разным коллизиям". Поскольку лицо, не достигшее 14 лет, согласно ГК РФ, является малолетним, т.е. не полностью дееспособным, то на него распространяется ст. 28. В этой статье сказано, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
    В.В. Якунина предлагает закрепить мысль о том, что гражданин вправе заниматься предпринимательством с шестнадцатилетнего возраста, поскольку "трудовое законодательство дает лицу право самостоятельно заключать трудовой договор с шестнадцати лет..."15. М.Ю. Тихомиров отмечает, что необходимо поддерживать стремление несовершеннолетних реализовать свое право на предпринимательскую деятельность и что российские подростки больше интересуются бизнесом16.
    Таким образом, в настоящее время нет единого мнения между учеными по вопросу возрастного ценза дееспособности несовершеннолетних граждан. Основным условием для занятия предпринимательской деятельностью несовершеннолетнего гражданина в Российской Федерации является полная дееспособность, а также государственная регистрация в качестве предпринимателя. Гражданское законодательство допускает исключения в наступлении дееспособности до 18 лет - вступление в брак и эмансипацию. В данном случае дееспособность рождает не только определенные права и обязанности, но и ответственность за совершенные действия.
    Возвращаясь к истории вопроса, надо сказать, что в журнале "Трудовая помощь" 1899 г.17 говорится о регламентации детского труда в области зрелищ и увеселений во второй половине XIX в. Автор говорил о том, что занятия в зрелищной сфере являются не соответствующими возрасту малолетних; время первоначального обучения в течение 6 - 8 недель ученики не получали жалованья и должны были сами заботиться о пропитании; жестокие побои, систематические истязания преследовали детей, поэтому многие умирали от упражнений и изнеможений. В данный период в России не было законодательных актов, которые регулировали бы труд детей. Так, единственным спасением от холода была водка, которую дети употребляли в большом количестве, а затем молодые театралы начинали вести нездоровый образ жизни.
    В настоящее время несовершеннолетние реализуют свою предпринимательскую деятельность на основе ее творческой составляющей, а именно: являются авторами интеллектуального продукта, занимаются цирковой, концертной, театральной деятельностью, снимаются в кино и др., то есть оказывают услуги в культурно-зрелищной сфере.
    В творческой составляющей труда человека "проявляется инициатива, создается нечто новое, вносится усовершенствование в процесс работы. Творчеством называется оригинальное решение какой-либо трудовой задачи или создание нового материального или духовного продукта деятельности, имеющего общественную ценность. Предметом творчества может быть изобретение машины, внесение рационализаторского предложения на производстве, создание художественного произведения - литературного, музыкального, применение новых оригинальных приемов, обеспечивающих успех труда (инженера, врача, учителя, рабочего)"18. Для реализации продукции творческого труда особенно важна идея. Проблема идеи и порождения творческого замысла требует отдельного изучения и может рассматриваться в рамках другой статьи.
    Автором, по российскому законодательству, может быть исключительно физическое лицо, гражданин Российской Федерации, но и иные физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, творческим трудом которых создано произведение. Так, физическое лицо может стать автором независимо от возраста, а осуществлять авторские права (заключать авторские договоры, получать вознаграждение и т.п.) вправе с 14 лет; авторские права несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, недееспособных граждан осуществляют их родители, усыновители, опекуны. Например, ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
    Наряду с авторскими правами, в главе 71"Права, смежные с авторскими" ГК РФ дается определение исполнителя. Исполнителем (автором исполнения) является "гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер".
    Объектами интеллектуальной деятельности несовершеннолетних предпринимателей, в соответствии со ст. 1225 ГК РФ, являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
    Таким образом, предпринимательская деятельность несовершеннолетнего в сфере оказания культурно-зрелищных услуг имеет следующие особенности:
    1) субъектами по возрастному составу могут быть лица: малолетние дети до 6 лет; несовершеннолетние от 6 до 14 лет; несовершеннолетние от 14 до 18 лет, имеющие частичную или полную дееспособность;
    2) видами деятельности несовершеннолетних предпринимателей являются: авторское право; цирковая, концертная, театральная, кинозрелищная деятельность и др.;
    3) автором может быть физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, независимо от возраста, том числе иностранные граждане и лица без гражданства;
    4) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки; по достижении шестнадцати лет вправе быть членами кооперативов;
    5) по трудовому законодательству в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию;
    6) для государственной регистрации в качестве предпринимателя несовершеннолетнему гражданину необходимо: нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным.
    Таким образом, вопрос о правовом статусе несовершеннолетнего предпринимателя в сфере оказания культурно-зрелищных услуг является недостаточно изученным, что определяет его актуальность.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    


    
1.3. Понятие эмансипации несовершеннолетних
    Институт эмансипации до введения в действие статьи 27 ГК РФ не был предусмотрен гражданским законодательством. Зарубежный правопорядок, как континентальной, так и англосаксонской системы права, предусматривает возможность эмансипации несовершеннолетнего. Так, французское законодательство закрепляет право лица, несущего попечение о несовершеннолетнем, по достижении последним определенного возраста освободить его из-под власти родителя или из-под опеки, хотя он еще не стал совершеннолетним. В таком случае несовершеннолетний получает право распоряжаться своей личностью и некоторую гражданскую дееспособность. Данная правовая конструкция "освобождение из-под власти" именуется эмансипацией.
    В литературе преобладает мнение, согласно которому целью эмансипации является самостоятельное участие несовершеннолетнего в гражданском обороте, возможность осуществления им предпринимательской деятельности. Считаю, что институт эмансипации следует трактовать более широко и рассматривать как правовую конструкцию, направленную в первую очередь на преобразование правового статуса несовершеннолетнего лица. Одновременно с увеличением объема прав и обязанностей изменяется и социальный статус гражданина, который становится полноправным членом общества.
    В статье 27 ГК РФ установлены необходимые условия для эмансипации несовершеннолетнего: а) достижение возраста 16 лет; б) вступление в трудовые отношения либо занятие предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей. Оба из вышеназванных оснований предоставляют возможность для эмансипации несовершеннолетнего.
    По общему правилу, закрепленному в ст. 63 ТК, заключение трудового договора допускается с 16 лет. Несовершеннолетние, достигшие этого возраста, вправе заключать трудовые договоры самостоятельно. Такое право предоставляется и лицам, достигшим возраста 15 лет, получившим или получающим общее образование, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет и получающие общее образование, могут заключать трудовые договоры только с согласия родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках трудовой договор может заключаться и с несовершеннолетними, не достигшими возраста 14 лет, но также с согласия родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.
    Несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью только в случае его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 22.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несовершеннолетний должен предоставить в регистрирующий орган нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей или попечителя).
    Работа несовершеннолетнего по трудовому договору или занятие им предпринимательской деятельности к моменту эмансипации свидетельствуют не только о психической зрелости такого лица, но и о его имущественной самостоятельности, позволяющей участвовать ему в гражданском обороте в качестве полноправного субъекта гражданского права.
    Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Следует отметить, что органы опеки и попечительства не всегда имеют возможности, позволяющие удостовериться в обоснованности заявления о достижении несовершеннолетним достаточного уровня зрелости. Поэтому довольно часто органы опеки и попечительства исполняют возложенные обязанности формально, путем проверки предоставленных документов: трудового договора (контракта) либо свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
    При отсутствии такого согласия, в том числе при отсутствии согласия одного из родителей, эмансипация возможна только по решению суда. В суд вправе обратиться несовершеннолетний с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (п. 1 ст. 287 ГПК). Форма данного заявления представлена в Приложении №1.
     Данное заявление рассматривается судом в порядке особого производства с участием заявителя, родителей (одного из родителей), усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК).
    Необходимо также отметить, что отказ органов опеки и попечителя в эмансипации может быть обжалован в суд в порядке гл. 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК. Однако в этом случае суд будет не вправе принять решение об эмансипации, он сможет только обязать органы опеки и попечительства устранить допущенное нарушение.
    После эмансипации несовершеннолетнего родители (усыновители или попечитель) освобождаются от обязанности по воспитанию, уплате алиментов, ответственности за любые действия несовершеннолетнего. В связи с этим важно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44