VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовая культура понятие, структура, уровни проявления, виды, функции.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001580
Тема: Правовая культура понятие, структура, уровни проявления, виды, функции.
Содержание
Зарегистрировано
                                                                   «___»__________2016 г.
                                                                   ________ _______________
                                                                          подпись (расшифровка подписи)
                                                                          
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
Кафедра теории и истории государства и права





ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
студента очной формы обучения 
специальности 40.05.01 Правовое обеспечения национальной безопасности
1 курса группы 01001507
Матвеева Максима Андреевича







Допущен к защите
«___»____________2016 г.
________ ____________________
 Подпись     (расшифровка подписи)
              Научный руководитель:
              кандидат юридических наук,                                 старший преподаватель
              Пожарова Любовь Анатольевна
Оценка______________________
«___»____________2016 г.
________ ____________________
 Подпись     (расшифровка подписи)




БЕЛГОРОД  2016
                                                СОДЕРЖАНИЕ
Введение __________________________________________________ 2-3
1. Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции _________________________________________________4
1.1  Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
1.2  Структура правовой культуры _____________________________  6-7
1.3  Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
1.4  Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
1.5  Функции правовой культуры _______________________________ 10
2. Правовой нигилизм и идеализм ______________________________11-12
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ________________ 12-13
4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения __________________________________ 14
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ____________________________________________________________14-16
4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ _____16-21
Заключение _________________________________________________22-23
Список литературы ___________________________________________24-25


Введение

Главным показателемправового государства, неотъемлемымобстоятельствомегоконцепцииявляется высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных организаций, должностных лиц.
Правоваякультурапредполагаетсобоювидобщейкультуры,складывающейсясдуховныхиматериальных ценностей, относящихся кправовойдействительности.Приэтомправоваякультуравключаетлишьтолькото, что есть в правовых явлениях относительносовременного,общественнонужногоизначимого.Она–нетольколишьследствие,ноисредстводеятельности, ивданномзначениидуховнаяправоваякультураподразумеваетсяравно какобразмышления,нормыиобразцыповедения
Перемены общественно-политической,экономической,культурнойииныхсторонжизнигосударствавзавершенииХХстолетия,избавлениеобществаинаукиотидеологическихдогм,новыеубеждениянасущностьстраныиправавостребоваливниманияксерьезнойпроблемеуровняправовойкультурынынешнегоотечественногообществавцеломилюбогоегочленавчастности. 
Привыбореобъектадлякурсовойработыя руководствовался актуальностью правовых вопросов нынешногороссийского общества: маленький уровень правовой культуры, правовой нигилизм, правовое бескультурье,доминирующие в абсолютно всех сферах жизни: от сферы ежедневных взаимоотношений людей (когда, неимея требуемых познаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане немогут осуществить свои права и обязанности, отстаивать собственные интересы) вплоть до работы высшихзаконодательных органов страны, от центрального управленческого аппарата вплоть до самодеятельностиместных властей; непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучениянаселения, и в частности – молодого поколения; правовое бескультурье средств массовой информации     Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правовой культуры. Это необходимо, в первую очередь, для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву и к представителям правовой системы.  К сожалению, не редкость, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.
     В настоящее время существует немало авторов - юристов, ученых-правоведов, работы  которых посвящены правовой культуре. Среди них можно назвать проф. В. И. Каминскую, проф. А. Р. Ратинова, проф. В. П. Сальникова, проф. А. П. Семитко и др. Они занимаются исследованием и теоретическим определением термина правовой культуры, ее структуры, функций и т.д. Современные проблемы российского общества, связанные с правовой культурой и правовоспитанием, анализируются в статьях разных авторов в правовых периодических изданиях, таких как, например, журналы “Государство и право”, “Актуальные проблемы правоведения”, “Академический юридический журнал”.
     Исходя из всего вышесказанного о приоритетности проблемы правовой культуры, можно сформулировать цель и задачи работы, проведенной в рамках выбранной темы.  
Цель работы: изучение понятия правовой культуры, ее структуры, уровней проявления, видов, функций, понятий, связанных с ней, а именно: правового нигилизма, идеализма, правового воспитания; а также выделение основных проблем национальной правовой культуры и возможных путей их решения.
     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) дать определения основных понятий (правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2) изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правовой культуры;
3) проанализировать основные проблемы формирования уровня национальной правовой культуры;
4) обозначить основные проблемы формирования правовой культуры граждан в современной России и наметить возможные пути их решения.





1.  Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции
1.1 Понятие правовой культуры
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
     Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры, но функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры. Определенные общие границы правовая культура имеет с политической культурой, т.к. деятельность государства, субъектов политических властеотношений входит в сферу правовых отношений.
     Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс, который подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.).
Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.  
     Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. 
     Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.  
     Особо следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культура, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.
     В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, профессор В. И. Каминская и профессор А. Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей»1.
     Профессор В. П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям2. 
     По мнению профессора А. П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека3.
     По мнению канд. юрид. наук Е. В. Аграновской, правовая культура – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере4.
     Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но бесспорно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Важно отметить, что правовая культура:
1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества;
2) отражает качественное состояние правовой жизни страны;
3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании;
4) составляет часть общей культуры;
5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.
   1.2 Структура правовой культуры
  Среди юристов нет единого мнения относительно структуры правовой культуры. Например, профессор В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов5. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя:
 а) деятельность непосредственно в правовой сфере; 
б) деятельность неправового характера, но связанную с действием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражающие правовые идеи, оценки, чувства). 
В содержание правовой культуры входят не просто законность, правосознание, а уровень их развития.
     Проф. А. П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 
1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько оно информировано в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;                  
2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической (правотворческой и правореализующей); 
3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты6.
     Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их  уровневых состояниях, т. е. степени прогрессивного развития.
     Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
- правовое поведение, деятельность.
     Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества. И если правовая культура не представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты ее отдельные компоненты (например, правовая информированность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать серьезного влияния на юридическую действительность.
1.3 Уровни проявления правовой культуры
     Правовая культура проявляется в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.
Обыденный уровень ограничивается рамками повседневной жизни людей и активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.
Профессиональный уровень свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
Теоретический уровень – это высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность прав и т. д. 
     Все три уровня правовой культуры важны для развития жизни общества. Но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, т. к. она определяет работу всех государственных учреждений и всего государственного аппарата, и теоретическая правовая культура: она раскрывает уровень развития юридической науки в целом, без чего невозможна правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.
1.4 Виды (формы) правовой культуры
   В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:
-правовая культура личности;
-правовая культура группы;
-правовая культура общества.
   Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура.
   Правовая культура личности предполагает:
-  наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
- готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).
   Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без навыков правомерного поведения и правовой активности.
Групповая правовая культура присуща отдельным социальным группам, прежде всего – профессионалам-юристам. Зависит от правовой осведомлённости данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и достаточно важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, а иногда – и в неформальных объединениях. Данная правовая культура носит незначительный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению. 
Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.
  Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). 
  Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.
Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п. 
   Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.
   Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества, уровень которой, в свою очередь, существенно зависит от профессиональной культуры юриста. 
   Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов. От профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.
1.5 Функции правовой культуры
Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:
1)  Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;
2)   Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе и через правовые);
3) Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;
4)   Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;
5)   Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;
6)   Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;
7)   Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.
Следует отметить, что все названные функции тесно взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.    
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
     Следствием юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры являются правовой нигилизм и правовой идеализм.
Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) означает отрицательное отношение субъекта или группы субъектов к определенным ценностям, нормам, общественным институтам. Нигилизм является одной из форм мировоззрения и поведения.
Правовой нигилизм представляет собой сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях отрицание значимости и ценности права, пренебрежительное и неуважительное отношение к способам его реализации, к правовым учреждениям. Отношение к праву может быть и просто безразличным.
Выделяют следующие формы проявления правового нигилизма:
1)   массовое неисполнение и нарушение правовых норм, что проявляется
·   в незнании либо игнорировании права гражданами на бытовом уровне;
·   в неисполнении законодательства госорганами;
·   в использовании гражданами неправовых способов решения споров;
2)   прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов, находящее отражение:
·   в умышленных преступлениях;
·   в гражданских, административных, дисциплинарных правонарушениях;
·   в осуществление преступной деятельности в организованных формах;
·   в сращивании преступного мира и части госаппарата;
·   в распространение криминальных отношений в обществе (например, рэкет);
·   в контроле организованной преступности за частью бизнеса;
·   в давлении, шантаже, заказных убийствах представителей частного бизнеса и государственных структур;
3)   распространение антиправовой психологии:
·   появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальных норм, оправдывающих антиправовое поведение;
·   эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;
·   сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни;
4)   нарушение законов и подзаконных актов в угоду “целесообразности”, т. е. принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов;
5)   “война законов”, проявляющаяся:
· в создании параллельной системы законодательства (например, дополнительном регулировании регламентированных законом отношений различными актами, носящими “правозаменительный” характер;
·   в правовом противостоянии между федеральным центром и некоторыми субъектами Федерации;
·   в издании взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти;
6)   массовое нарушение прав и свобод человека:
·  повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;
·  частая невозможность законными средствами защищать свои права и свободы;
· незащищённость и негарантированность права на жизнь (гибель от рук преступников, большое количество аварий, несчастных случаев и пр.);
7)   низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, возникающий в результате:
·   длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров;
·   больших материальных затрат, необходимых на ведение затрат, необходимых на ведение процесса;
·    равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;
·   большого количества судебных ошибок;
· распространённости нарушений прав человека при правоохранительной деятельности и исполнение наказаний.
Для того чтобы общество обладало высоким уровнем правовой культуры, необходимо свести к минимуму  правовой нигилизм. Основными направлениями борьбы с правовым нигилизмом признаются:
·   укрепление режима законности в стране;
·   реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;
·   гарантированность прав и свобод человека;
·   совершенствование правовой системы;
·   повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;
·   обеспечение в стране правопорядка;
·   правовое воспитание.

    Противоположной формой юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его переоценку. В этом плане сущность правового идеализма можно выразить фразой «законы могут все». 
переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах:
1) нереалистичное отношение к праву со стороны учёных-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление “писаного” и “неписаного права”;
2) слепая вера граждан в “хорошие законы”, которые способны быстро изменить жизнь;
3) буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
4) идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей;
5) неадекватное понимание должностными лицами и госорганами возможностей закона;
6) увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).
Опасность правового идеализма заключается в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются разочарованием и правовым нигилизмом.Правовой идеализм также опасен, как и правовой нигилизм и, несмотря на то, что суть этих явлений прямо противоположна, основные пути борьбы с ними схожи, а именно:
·   укрепление режима законности в стране;
·   гарантированность прав и свобод граждан;
·   уменьшение частоты принятия и количества нормативно правовых актов с параллельным улучшением их качества;
·  уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
·   создание надёжных механизмов реализации законов и подзаконных актов;
·   правовое воспитание.
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы
     Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание. 
Правовое воспитание – это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм7.
Содержанием правового воспитания является распространение знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. 
Составными элементами правового воспитания являются:
- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
- формы воспитания.
Формы правового воспитания:
  1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.
  2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.
  3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.
  4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).
  5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.
  6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).
  7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов (например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного).
  8. Влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам.
  9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.
  Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы.

Средства правового воспитания делятся на:
* материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
* устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Следует отметить, что с правовым воспитанием тесно связано правовое обучение, которое предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Очень важно сформировать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только апеллировать теоретическими знаниями, но и сумеет правильно их применить в юридически значимых ситуациях. 
     Таким образом, правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, в выработке чувства глубокого уважения к праву. Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.    
4.  Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры
     История российской государственности свидетельствует, что на процесс формирования, развития и своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры существенное влияние оказывали такие факторы, как:
- особенности геополитического положения страны (между Востоком и Западом); - пространственные характеристики и климатические условия;
- многоэтнический состав населения;
- характер и уровень хозяйственной деятельности;
- социокультурный быт;
- традиции и верования;
- военный (преимущественно) характер внешней политики, 
- личностные характеристики и свойства правителей (особенно в условиях утверждения институтов деспотической, самодержавной, монархической, абсолютистской, имперской, а затем и партийно-диктаторской власт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44