VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Право и мораль, их взаимодействия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010875
Тема: Право и мораль, их взаимодействия
Содержание
      ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
      ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
      «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
      ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)



Направление 40.03.01  Юриспруденция
Направленность (профиль) – Уголовно-правовой


Глушко Константин Игоревич


КУРСОВАЯ РАБОТА


Теория государства и права


Право и мораль.




Научный руководитель


УФА 2017

     
     СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………...3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА…………………………..….………....6
1.1 Различные научные подходы и школы ……………………………….……..6
1.2 Право в современном понимании..…………………………………………11
2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ.…………………….........................17
2.1 Термин мораль…………………………………………...…………………..17
2.2 Функции морали……………………………………………………………..20
3 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 
ПРАВА И МОРАЛИ……………………………………………………………21
3.1 Взаимодействие права и морали…………………………………………….
3.2 Противоречия между правом и моралью……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...28













     ВВЕДЕНИЕ
     Право и мораль – важнейшие социальные регуляторы, входящие в систему общественных отношений. Право и мораль тесно взаимодействуют друг с другом. При помощи норм права государство достигаетустановления прогрессивных норм морали, способствующихупрочнению морального авторитета права, который воспринимается как социальная ценность всего общества. Следование нормам права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания усиливается авторитет норм права, улучшаютсяи нормы морали, и нормы права.
     Актуальность курсовой работы, в первую очередь состоит в том, что с усложнением общественных отношений в социуме увеличивается способность противоречий между правом и моралью. Именно при помощи морали сформированыключевые общественно-ценностные ориентиры. Человек в своих действиях в идеале придерживается моральными принципами. Поэтому оценка поведения и действийчеловека другимилюдьми или обществом в основномпроизводится,отталкиваясь от моральных и нравственных принципов и догм. 
     В философии мораль (лат. "moralis" – нравственный, "mores" – нравы) – специфический тип регуляции отношений людей, нацеленный на их гуманизацию; комплексустановленных в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию в первую очередь посредством обыденного сознания.
     Активная дискуссия развернулась по проблемам взаимосвязи права и моралив научной литературе. Такие древние философы как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон обращали внимание на существенность этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
     Целькурсовой работы заключается в рассмотрении взаимодействия права и морали.
     Исходя из поставленной цели, следует решить задачи:
     - рассмотреть основные подходы к понятиюправа и раскрыть их, выявить сущность права;
     - дать характеристику права в современном понимании;
     - исследовать термин мораль и выявить функции, раскрыть их содержание;
     - выявить взаимодействие права и морали, а также противоречия между ними;
     - подвести итоги о проделанной работе.
     Объект исследования –право и мораль.
     Предмет исследования – различные формы сходства, взаимодействия и противоречий права и морали, механизм их соотношения. 
     Методологической базой курсовой работы являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов исследования, примененные в области теории государства и права. Методы, используемые в данной курсовой работе: нормативный метод предполагает свое применение при исследовании проблематики правового обеспечения реализации конституционных норм; сравнительно-правовой; формально-юридический; социологический, структурно-функциональный; теоретико-прогностический.
     При написании курсовой работы использовались работы по Правоведению, Основам права и Теории государства и права таких авторов как: А.В. Малько, Л.П. Рассказов, В.С. Нерсесянц, Л.А. Морозова и другие, а также нормативно-методические материалы.
     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
      
     1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

1.1 Различные научные подходы и школы

     На сегодняшний день насчитывается огромное количество разнообразных научных направлений и школ. Среди представлений о праве группирующихся по этим научным направлениям можно выделить основные такие, как «Теория естественного права», «Историческая школа права», «Социологическая школа права» и другие. Рассмотрим данные научные направления, а также дадим сравнительную характеристику их с современным пониманием права.
     Как научное течение, теория естественного права, имеет продолжительную историю, ключевые положения которойвырабатывались еще в древности. Содержаниеэтой теории заключается в том, что кроме позитивного права, создаваемое государством, имеет место быть общее для всего общества естественное право, которое находится над позитивным правом. Позитивное правоопирается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права заключает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, являющихся неотъемлемыми для каждого государства. Закон государства, который противоречит естественному праву, не имеет возможности рассматриваться как закон. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
     Историческая школа права сформировалась как явная реакция естественного права в целях защиты уже познанных и проверенных закономерностей общественной и государственной жизни, которые сложились в условиях средневековья (феодализма).
     Представители исторической школы интерпретировалиправо, как выражение духа народа, формирующегося, подобно языку, с течением времени, в ходе исторического процесса, без учета субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен, закрепитьтолько то, что уже сложилось как право. Историческая школа весьмагиперболизировала место обычая в совокупности нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала способность законодательным путем преобразовать реально существующее право.
     В противовес историческому представлению, в соответствии с которым право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, сторонники реалистической школы права считают, что право формируется и укрепляется под действием внешних факторов. К данным факторам относятся интересы, которые двигают человеком и заставляющие его же ставить цели, осуществляющиеся посредством права.
     Основателем реалистической теории права считается Рудольф Иеринг. По Иерингу, право – это есть защищаемый государством интерес, гарантирующий жизненные интересы личности и способствующий удовлетворению различных потребностей человека. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъект права тот, кому предназначено пользоваться правом. Идея права заключается в гарантировании данного пользования. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. (б) Не существует в полной мере справедливого права. Ценность права заключается в исполнении цели, заложенной в нем. Возникая в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, подчиняющей волю одних интересам других при таком условии как соблюдение принципов справедливости человеческого общежития.
     Социологическая школа права – одно из значимых направлений правоведения XX века. При сравнениис правовым позитивизмом, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», а именно системы правоотношений и поведения людей в сфере права.
     Теория солидаризма одна из разновидностей социологического направления, представителем которой является французский юрист Леон Дюги. Он полагает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим людям. Граждане должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. (в)
     В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, относящаяся к внешним выражениям общественной жизни. Именно она источник человеческого благополучия, которая ставится выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, не подчиненное государству, ноподчиняющее себе государство.
     Нормативистское направление сосредотачивает неоднозначные воззрения как на право, так и на его роль в жизни общества, хотя в них прослеживается и некоторое единство. Изначально теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером. Именно он устанавливаетправо, как внешнее регулирование социальной жизни, главная цель которого – удовлетворение потребностей людей. Взаимодействие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие и всего общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение, и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества». (г)
     В наиболее определенном виде ключевые положения нормативизма изложены Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука утрачивает свой объективный характер и преобразуется в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, с помощью которой обосновывается эффективность и юридическая сила всех остальных норм.
     Многообразие взглядов на право способствует выделению его специфических признаков как государственного регулятора общественных отношений:
     Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Иные виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо образуются посредством постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).
     Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). (д)Таким способом государство обеспечивает общеобязательность норм права. Однако принарушении требований внеправовых социальных норм к нарушителям применяются меры общественного воздействия, исходящие от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает социальные нормы, отвечающие интересам общества, но их соблюдение именно силой государственного аппарата не поддерживается.
     В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, обязательную для всего населения, которое проживает на территории определенного государства. Внеправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.
     В-четвертых, право демонстрируеткак общую, так и индивидуальную волю граждан государства в их слаженном взаимоотношении. Остальные же социальные нормы отображают волевые интересы только некоторых групп или образований людей, которые находятся на территории определенного государства. (е)В силу выявленных признаков право выступает в виде государственного регулятора общественных отношений, тем самымгарантируя свободное развитие личности, осведомленность и порядок в обществе.
     Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливающиеся и охраняющиеся государством, выражающиекак общие, так и индивидуальные интересы населения страны и выступающие государственным регулятором общественных отношений.
     
  1.2 Право в современном понимании

     Юридическая наука, несмотря на свое значительное юридическое наследие, не пришла к единому взглядуна тему того, что же такое право. Ведь неслучайно известный немецкий ученый И. Кант акцентировал свое внимание на вопросе о том, что есть право, и отмечая, что он так же труден для юриста, как и вопрос о том, что есть истина – для философа.
     В истории правовой мысли многократноосуществлялись попытки дать определение праву исходя из разнообразных оснований. Образовавшиеся на достаточно ранних этапах развития общества религиозно-мифологические представления заложилиоснову для понимания права как проявления воли божественных сил.
     Непосредственное восприятие окружающей действительности породило у древних людей представление о действии общего закона, благодаря которому происходит смена дня и ночи, весны и лета, осени и зимы.
     Огромное влияние на развитие правовой мысли оказали работы античных философов – Платона, Аристотеля, впервые указавшие на первооснову права – справедливость, на целесообразность правления не людей, а законов – как писаных, так и неписаных. 
     Последующее развитие теории права в рамках позитивистской, психологической, естественно-правовой, исторической, социологической, юридико-либертарной концепций сопутствовалообразованию абсолютно разных, прямо противоположных видовправопонимания.
     Вопрос о сущности права имеет как теоретический, так и ярко выраженный прикладной характер. Односторонние, категоричные суждения о праве опасны как для юридической науки, так и, особенно для юридической практики.
     Сущность права – системная основополагающая категория, от понимания которой зависит определение сути абсолютно всех явлений, которые возникают в правовой действительности. Понимание права – это «ключ» правового государства, фундаментпостроения правовых отношений между личностью и государством.
     Право существует в каждом обществе. Одновременнос развитием общества меняются и представления о правовом, внеправовом и неправовом. Следовательно, у каждого народа на единичном уровне происходит свое осознание сути права. Общность исторического развития, схожесть правового менталитета способствует выделению общихправовых начал на уровне каждой правовой семьи. 
     Можно ли двигаться дальше и разработать универсальное определение права? Считаем, что да. В роли права будут использоваться идеи, выработанныев процессе правового развития, являющиеся общими для всех народов. То есть, вероятны определения права на трех уровнях его познания: единичном, особенном и всеобщем.
     Д.Ю. Шапсуговым сформулировано универсальное определение права как меры свободы,справедливости, равенства и ответственности социальных субъектов в их взаимных отношениях, содержание и форма которых исторически обусловлены объективно достигнутым уровнем социокультурного развития [1].
     Вдобавок к тому жеД.Ю. Шапсугов сосредотачивает внимание на том, что сущность права не может быть раскрыта отталкиваясь из содержания только одного принципа права, например, принципа формального равенства. Анализируя данную позицию, хотелось бы конкретизировать, что речь идет о понимании права с точки зрения современного общества и государства. Некорректными, на наш взгляд, являются исследования опыта правового развития народов через призму современных представлений. Навряд ли человек раздумывал о сущности права на ранних этапах своего развития. При том, что принципы равенства и ответственности субъектов возникают позднее.
     По мнению С.А. Зинченко, категорией меры не может быть определена сущность права [2, с. 3]. Мера есть единство количества и качества. Попробуем с этим не согласиться ведь в этимологическом смысле слова «мера» подразумевает единицу измерения, предел, в котором что-либо имеет место быть.
     Право определяет поведение человека, устанавливает границы возможного и должного, желательного и нежелательного. Есть пределы, за превышение которых наступают неблагоприятные последствия. Содержательно данные пределы носят исторически конкретный характер.
     Спорным является и понимание сущности права как чего-то неизменного. Мы же не можем уравнивать правовые представления, образовавшиеся в разные исторические периоды. Другими словами, сегодняшнее универсальное понимание права будет верным только по отношению к нынешним обществам. Содержание и форма права находятся в зависимости с уровнем как экономического, социального, так и культурного развития. Меры свободы, справедливости, равенства и ответственности фактически представляют собой всеобщие правовые принципы, на которых и основывается универсальное определение права. Вэтом случае речь идет о том, что идеи свободы,справедливости, равенства и ответственности имеют разнообразные пределы своего выражения.
     Спорным является также понимание равенства, справедливости, ответственности исключительно как компонентов свободы. На сегодняшний день они представляют собой самостоятельные, связанные ценности.
     Ряд ученых подразделяют науку о праве на несколько уровней.
      Первый уровень образованпрактической юриспруденцией, которая позволяетгарантировать законность правоприменительной деятельности. При этом утверждается, что практикующие юристы не способны увидеть право в целом из-за узости своего мышления.
     Вторым, и более высоким уровнем юридической науки является общая теория права, которая позволяетвыработать более широкое юридическое мышление. Ведь оно является базой для предсказания и определения направлений развития законодательства. 
     Наконец, третий, самый высокий уровень наук
о праве – философия права. Лишь философия права способна постигнуть сущность права [3, с. 40 – 50]. 
     С такими выводами довольно сложно согласиться. Опасным является деление наук на более высокие и низкие, противопоставление практикующих юристов и ученых, занимающихся проблемами философии права.
     В течение длительного времени теория государства и права, как и многие другие юридические науки были весьма абстрактными, абсолютно оторванными от юридической практики. Сегодня теория права
максимально приблизилась к потребностям юридической реальности. Именно общетеоретические положения, а также выводы ученых, изучающих проблемы философии права, должны ложиться в основувсех проводимых правовых преобразований. Сложности, с которыми достаточно часто сталкиваетсянаше государство, обусловлены во многом тем, что множество вопросов не имеют достаточного теоретического обоснования.
     Таким образом, сущность права интересна не только и не столько для удовлетворения амбиций отдельных исследователей, сколько для практической деятельности. Например, опираясь на универсальное понимание права, сформулированное Д.Ю. Шапсуговым, мы можем совершенно по-другому не только определить понятие налогового права, но и переосмыслить многие налогово-правовые категории, значительно повысить правовую защищенность налогоплательщика, усовершенствовать механизм правового регулирования налоговых отношений в разрезе признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
     Определение права как меры свободы, справедливости, равенства и ответственности субъектов является четким, понятным. Оно дает возможность
совершенствовать нашу жизнь, внедрять в законодательство и практику его применения правовые начала, позволяющие оценить право действительно
как одну из высших социальных ценностей.




















     2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

     2.1 Термин мораль. 

     Термины «мораль» и «нравственность» однозначны. Первое название латинского происхождения (mosmoralis - нравы), второе - русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греческого - ethica, etos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.
     В процессе исторического развития, будучи формой общественного сознания понятие морали изменялось, следовательно, изменялось и представление о моральных нормах и оценках. Мораль, как и право, регулярно изменяется, пытаясь отразить уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различаются, а некоторые из них полностью противоположны. Неоспоримо и то, что точек зрения на мораль ничуть не меньше, чем разных пониманий права.
     Социологами выделяются три основные течения этической мысли.
     Первое течение - так называемая фелицитология (от латинского felicia - счастье). Понимается мораль в данном течение как техника, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Подобными фелицитологииявляются течения эвдемонизма (от греческого eudamonia - счастье, довольство), гедонизма (hedone - наслаждение) - учение о том, как получить наслаждение, избежать страдания.
     К первому течению этической мысли из приведенных выше относится эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, котороеможно достичь удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикуром было выделено два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т.п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. В удовлетворении желаний необходимопридерживаться умеренности. «Все в меру», - проповедовали древнегреческие мудрецы. Мудрец Кнобул говорил: «Кто держится во всем середины, тот обретет счастье и покой». Данным взглядамследовали многие древние мыслители.
     Основные добродетели данного течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Во времена установления буржуазных отношений гедонизм снова возрождается. Благо частного лица - собственника, предпринимателя, его материальное благополучие становится основной нравственной добродетелью. Эти взгляды мы наблюдаем в работах Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы. Необходимо заметить, что упомянутые представители естественно - правовых взглядов в качестве одного из естественных прав рассматривали стремление к счастью. Счастье, эгоизм, воля к самосохранению - основные принципы этики Т. Гоббса.
     Второй концепцией в понимании морали считаетсяперфекционизм (от латинского perfectus - совершенный). Здесь мораль понимается как совокупность правил и заключается не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которых необходимо придерживаться. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Муххамеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Главные добродетели - понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образу.
     Третья концепция трактует мораль как совокупность правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как следуетпоступать, для достижения счастья или личного совершенства, а то как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Базаданной концепции затрагивает формирование общественных отношений, жизнь человека в обществе.
     Две первые концепции являются индивидуалистическими (особенно фелицитология), настаивающими на изменении человеческой личности, третья настаивает на изменении отношений и общественных реформ. Безусловно, эти концепции могут сосуществовать, сочетаться, переплетаться.
     Согласно третьей концепции мораль можно определить, как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на основе норм поведения. Принципы (нормы) заложенные в основу морали: твори добро, не делай зла; поступай с другими также, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
     На сегодняшний день мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
     Приведенное определение выражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и соединяет в себе такие психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле.
     Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознания себя как личности. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом - это важнейшие социальные ценности. Честь - дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
     Мораль является основой права, так как она сама созидалась от начала
зарождения общества и его отношений и являлась первичным регулятором этих отношений. Уже далее, со становлением государства, власти и развитием
глобализации, стало развиваться право, но именно как инициатива государства для регулирования отношений между обществом и личностью и в форме закона закрепляет требования к личности. Но что бы эти отношения были уравновешены и сбалансированы право должно сообразовываться и соподчиняться с моралью.

     2.2 Функции морали

     Роль морали в обществе выражается в ряде функций. В свою очередь, специфическая сущность морали обнаруживается во взаимодействии ее исторически сформированных функций таких как: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная (обеспечивает общение людей), прогностическая и др.
     Необходимо отметить, что перечисленные выше функции морали взаимопересекаются. Так, регулятивная функция сосредотачивает в себе оценочно-императивную, ориентирующую, часть коммуникационной (упорядочивая общение людей); воспитательная функция состоитчастично из оценочно-императивной, мотивационной; познавательная включает в себя ориентирующую и прогностическую и т.д.
     Так как осуществление функции регуляции поведения происходит как с помощью требований морали, так и норм права, а также административных
установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., необходимо отличать нравственную регуляцию прежде всего от правовой и иной.
     Ввиду того, чтоотличительной чертой морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали допустимо считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию какой-либо другой, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически взаимодействуют оценка и повеление (императив). Именно в этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло».
     Познавательная функция нравственности находится в подчинении функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль заинтересована в знании не как науки, а в знании, преломленном в ценностях или освещающим условия морального выбора. Данная функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а его ориентир в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
     Мораль выступает и как особая форма общения людей, содержащего в себе надлежащее и ценное отношение к социальной среде, обществу и миру.Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.
     Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.
     Роли морали в жизни общества,как и отдельной личности неисчислимы. Довольно сложно дать объяснение тому, почему существует нравственность, однако ясным остается то, для чего она все же существует. Среди прочих земных тварей образ жизни и судьба которых предписаны от природы, человек — существо историческое — вершит свою судьбу сам. Для него нет не было и не будет раз и навсегда написанного единого закона. Что есть человек, никогда не будет решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы изменяемся, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. И ведь дело не в том, чтобы создать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Намного важнее определить какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут как наши права, так и наши обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.
     Взгляды мудрецов на то, что человечество движется в направлении добра — это не иллюзия или благое пожелание, это и есть сущность морали. В поле именно этого стремления и выполняются функции морали.
     1) Регулятивная. Мораль является регулятором поведения, и отдельного лица, и общества в целом. Суть её заключается в том, что не одни люди контролируют жизнь других людей, а каждый из них сам строит свою позицию, где ориентиром выступают моральные ценности. Происходитсаморегуляциякак личности, так и саморегуляция социальной среды в целом.Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.
     Отсутствие нравственной перспективы пагубно даже для самых прекрасных экономических планов. Так же и для определенного человека: жизнь не имеет смыла без активного личного творения этого самого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет,только ты выбираешь его. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота, где только я сам предъявляю себе требования, и сам же их соблюдаю. Автономия нравственного сознания предоставляет возможность выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. 
     2) Познавательная. Моральное сознание воспроизводит мир через особую призму фиксируяего в понятиях добра и зла, долга и ответственности.
     Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание достаточно важно. Ключевая его особенность — человекомерность. Допустим, смысл человека — в поиске своего истинного пути в мире, но «нашего» мира еще нет, он только должен появиться благодаря нашим усилиям. Поэтому на нас возлагается ответственность как за себя, так и за других. Таким образом, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь на которую, возможно построение своей жизни. Это — сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя, так как жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и достоверной информации.
     Однако, достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Для того чтобы понять нравственный смысл происходящего, следуетпервоначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей способствуетпоявлению возможности оценивать их перспективы, формировать целостное представление о смысле их и своей жизни.
     3) Воспитательная. Мораль, как уже повторялось и не раз, воспитывает человека человеком. Поэтому нравственное воспитание как считалось, так и продолжает считаться основой всего другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму возможностьруководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии даннойвозможности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Теопределенные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
     Необходимо отметить, что выявление определенных функций морали (также,как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, так как в реальности они всегда находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно за счет целостности функционирования выявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Ведь для успешного функционирования и развития морали очень важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, а так же их гармоническая целостность и единство.













     3 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВА И МОРАЛИ

     3.1 Взаимодействие права и морали
     
     Право и мораль универсальны в отношении того, что адресованы абсолютно всем членам общества и призваны выражать интересы большинства людей, которые имеют общий взгляд на общественное и государственное устройство, а также возможно и близкие мировоззренческие установки. Потенциальная сила права кроется в существовании в общественном сознании добровольного принятия установленных правовых норм, в которых находят свое отражение нравственные ценности. Моральное содержание в некотором с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%