VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Появление таможенных учреждений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000992
Тема: Появление таможенных учреждений
Содержание
     





ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ (XVI-XVII В.В.)	5
1.1. ПОЯВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЖАЛОВАННЫЕ И УСТАВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ГРАМОТЫ. ИХ ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ	5
1.2. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА. НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ 1667 ГОДА. ПРИНЯТИЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ТАРИФА	9
2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ (XVIII-НАЧАЛО XX В.В.)	12
2.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ	12
2.2. БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ ТОВАРА. УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ЦЕПИ	17
2.3. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.	21
2.4. ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.	22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	24

     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Таможенная политика государства представляет собой составную часть её внешней и, в некоторой степени, внутренней политики. Таможенная политика – это совокупность государственных мер, направленных на регулирование внешнеторговой деятельности через таможенную систему.[1]
     В рамках таможенной политики определяется объём, структура, условия экспорта и импорта товаров, порядок прохождения таможенных процедур, устанавливается система нетарифных методов ограничения импорта, а так же пошлин и таможенных льгот.
     По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлин и пополнение государственной казны.[2] Изначально функциональное значение таможенной службы было определено как фискальное.
     Актуальность данного исследования выражается в том, что история развития таможенного тарифа представляет выбор между двумя направлениями политики государства. Ещё Лодыженский К.Н. в своей книге «История русского таможенного тарифа» выявил эту тенденцию: «Изучение истории таможенного тарифа какого-либо народа представляет двоякого рода интересы»[3]. С одной стороны - введение и дальнейшее увеличение ставок таможенного тарифа ведёт к удорожанию импортной продукции и, соответственно, приводит к импортозамещению внутри страны и развитию своей экономики. С другой – снижение импорта влечёт снижение доходов государства от этой сферы деятельности. Выбор между этими двумя путями и является выбором государства в области применения таможенного тарифа.
     Цель работы – изучить историю таможенно-тарифных отношений в период абсолютной монархии в России с XVI века до свержения монархии.
     Задачами, стоящими в работе, являются изучение вопроса появления таможенных учреждений, раскрытие вопроса появления жалованных грамот на проведение таможенных операций, а так же разобрать характер и содержание уставных таможенных грамот. Раскрыть причины и сущность реформ проводимых после минования смутного времени путём принятия Соборного уложения и Новоторгового устава, регулирующих таможенно-тарифные отношения той эпохи. Проанализировать действия новых таможенных тарифов в период реформ Петра I и их последствия. Разобрать действия правительства, направленные на борьбу с контрабандой путём образования таможенной пограничной цепи. Раскрыть суть дальнейших преобразований таможенной службы и таможенного тарифа после реформ XIX века и начала XX века.
1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ (XVI-XVII В.В.)
     
1.1. ПОЯВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЖАЛОВАННЫЕ И УСТАВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ГРАМОТЫ. ИХ ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ
     
     Таможенное дело на территории Российской Федерации имеет более чем тысячелетнюю историю. Упоминания о таможенных правилах как системе положений, регулирующих налогообложение при ввозе иностранных товаров, встречаются ещё в летописях Ярослава Мудрого «Русская правда». Сам термин «таможенное дело» берёт своё начало в период образования Киевской Руси. Так, в договоре киевского князя Олега с византийским императором встречается слово «мыт», что означало сбор за провоз товаров через заставы. После татаро-монгольского нашествия в русском языке остался термин «таможить» (от тюркского слова «тамга» - знак, письмо, клеймо). Таможить – означало ставить печать и взыскивать пошлину. Служилых людей, собиравших пошлины, стали называть таможниками или таможенниками (ранее называли – мытниками).
     Всего на Руси было порядка сорока всевозможных платежей и пошлин, которые можно разделить на четыре вида [4]:
      - торговые пошлины (явка, замыт, осьмичье, гостинное, порядное, узольцево, пятно и т.д.);
     - проездные пошлины (мыто сухое, мыто водяное, посаженное, подужное, полозовое, побережное и т.д.);
     - пошлины за обслуживание (амбарное, полавочное, свальное, подъёмная и рукознобная пошлины и т.д.);
     - штрафы (промыта, промыт, заповедь, протаможье, протамга и т.д.)
     Для большей наглядности приведу годы правления русских царей после провозглашения Иоана Грозного царём всея Руси.
     
     Таблица 1 – Цари России и годы их правления.
Цари России
Годы правления
Иоан IV Васильевич, Грозный
1533-1584 (царь с 1547 года)
Феодор I Иоанович
1584-1598
Борис I Феодорович
1598-1605
Феодор II Борисович
1605
Лжедмитрий I (Г.Отрепьев)
1605-1606
Василий IV (V) Иоанович
1606-1610
Правление Семибоярщины
1610-1613
Михаил I Феодорович
1613-1645
Алексей I Михайлович
1645-1676
Феодор III Алексеевич
1676-1682
Иоан V Алексеевич
1682-1696
     
     После провозглашения Иоана Грозного царём всея Руси в 1547 году продолжился период объединения под властью Московского царства русских земель, находящихся под властью соседних государств и присоединения новых территорий. В связи с этим таможенная и тарифная политика становится более централизованными. Таможенными сборами и налогами облагались не только товары, привезённые из-за границы, но и сделки с товаром, произведённым внутри страны.
     Все многочисленные существовавшие пошлины делились на проезжие (мыт, головщина, мостовщина и т.д.) и торговые (замыт, амбарное, привязное и т.д.) [5]. 
     Таблица 2 - Таможенные налоги, поступавшие в казну при Борисе Годунове [6].
Город
Сумма таможенных налогов, рублей
Москва
12000
Псков
12000
Казань
11000
Смоленск
4000
Новгород
6000
Кострома
1300
Ярославль
1200
Торжок
800
Тверь
700
     
     Во время царствования Бориса Годунова в год собиралось налогов на сумму 1,4 миллиона рублей, таможенных налогов из них - на сумму 60,5 тысяч рублей.
     Таможни были не только государственные, но и частные. Доход от государственной таможни шёл в царскую казну, а доход от частной таможни шёл как в казну государства, так и в казну церквей, монастырей, бояр. Основными таможенными документами становятся царские грамоты (уставные, тарханные), адресованные городам и содержащие указания какие таможенные налоги собирать, в каком количестве и в какие сроки.
     Начало данного периода связывается с Указом Федора Иоановича 1597 года, в соответствии с которым, все частные мыты были переданы в ведение Голов и целовальников, которых выбирало местное население. Таможенные головы выбирались из купцов, а целовальников – из посадского населения. В целях противодействия коррупции таможенным головам и целовальникам запрещалось проводить личные торговые операции
     Одним из важных видов правовых документов, регулирующих правовые отношения в таможенном деле, являются уставные грамоты. Они обеспечивали безопасность местного населения от злоупотреблений со стороны местной администрации (наместника). В них устанавливался «корм», т.е. денежное содержание наместника, которое собиралось им в виде налогов с местного населения. Часто в уставных грамотах содержались исключительные права местного населения, что сближало их с льготными грамотами. 
     Так же существовали таможенные уставные грамоты, которые представляли собой разновидность контракта, согласно которому откупщики принимали на себя обязанности по взиманию таможенных сборов и налогов. Они были обязаны выплачивать царской казне определённую сумму со взысканных налогов. В уставных грамотах перечислялись налоги и сборы, подлежащие взысканию, указывались их размеры и порядок взимания, оговаривались штрафы за уклонение от их уплаты.
1.2. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА. НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ 1667 ГОДА. ПРИНЯТИЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ТАРИФА
     
     До середины XVII века таможенные правила носили бессистемный характер. Наиболее крупные реформы в таможенном деле относятся к периоду царствования Алексея I Михайловича. В этот период основу экономики России составляло крепостное право. Однако начали возникать мануфактуры, купцы стали торговать с зарубежными странами, вывозя пушнину и другое сырьё, получили дальнейшее развитие товарно-денежные отношения.
     Царём были проведены экономические и правовые реформы. В числе которых - принятие Соборного уложения 1649 года. В одной из глав Уложения регулировался порядок исчисления и взимания таможенных налогов, были прописаны права и обязанности мытчиков. Дворяне, бояре и служилые люди освобождались от уплаты пошлин. Основное брея по уплате таможенных пошлин ложилось на купцов. Иностранцам разрешалось торговать только в Архангельске. Это было сделано в интересах русских купцов-оптовиков. 
     Важной вехой таможенной реформы стало принятие в 1653 году Указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, по сколько взято и с каких товаров». Этот документ получил признание как первый российский Таможенный устав (Торговый устав). Всё было заменено единой рублёвой пошлиной, измеряемой в процентах от цены товара и зависящей от вида товара и страны происхождения. Данным указом впервые были закреплены на законодательном уровне права и обязанности таможенников (мытников) по осуществлению контроля за перемещаемым товаром. Разграничили внешние и внутренние таможенные пошлины. Были отменены льготы иностранным купцам – они были уравнены в правах с русскими купцами.
     Принятая на основе этого кодекса Уставная грамота 1654 года отменила откупную систему взимания таможенных пошлин и запрещала взимания проезжих пошлин во владениях феодалов и церкви.
     Во времена царствования Алексея Михайловича боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин провёл (с соизволения царя) целый ряд новых статей и положений, которые регулировали торговлю москвичей и иностранных купцов. Он считал торговлю залогом процветания и благосостояния государства. По его инициативе в 1667 году был подготовлен и принят «Новоторговый указ», по которому западноевропейским купцам запрещалась розничная торговля. Этот Указ комплексно решал ряд вопросов таможенного дела и его организации. Так же были отменены многие мелкие пошлины (подушные, мыто, десятое и др.) и введены определённые платы с рубля. Впервые был установлен заграничный денежный курс для России. Эти нововведения были призваны поднять благосостояние народных масс в интересах государства.
     В Новоторговом указе закреплялись процедуры документального таможенного оформления. Устанавливалось, что по прибытии товаров, торговец должен предоставить таможенному служащему «роспись» (опись) всех товаров, в котором должно быть подробно и достоверно сообщено о количестве и стоимости товаров. Если товара было больше, чем указано в росписи, то излишек конфисковался в пользу государства. Если всё было указано достоверно, то таможенник ставил на документах отметку, заносил сведения в журнал и товар следовал дальше.
     Система таможенных органов приобрела следующий вид: Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская таможня, Мытная изба, Померная изба, Крнюшенный приказ; в уездах – таможенные избы, на торговых путях – таможенные заставы [7].
     В ходе освоения Сибири и продвижения на восток строились новые города и закладывались таможни. Так появились таможни в Тобольске, Тюмени, Таре, Иркутске и других городах Сибири.
     В условиях восстановления государственного управления функции таможни были распределены между многими учреждениями: Четвертной приказ, Приказ большого прихода, Сибирский и Казанский приказ, Приказ большой казны. В конце XVII века большинство функций были переданы в Приказ большой казны.
     Соборное уложение 1649 года и Новоторговый устав 1667 года сыграли важную роль в централизации таможенного законодательства и таможенного дела и положили начало её правовому обоснованию. В данных положениях впервые была сделана попытка изложить права и обязанности таможенников (мытников, перевозчиков и мостовиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещения людей.
     
     
2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ (XVIII-НАЧАЛО XX В.В.)
     
2.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
     
     Развитие промышленности, мануфактуры, сельского хозяйства при Петре I дало внутренней торговле новый скачок, а выход России к Балтийскому морю открыли путь российским товарам в Европу и, соответственно, европейских товаров в Россию.
     Для наглядности приведена таблица Императоров России и годы их правления.
     
     Таблица 3 – Императоры России и годы их правления.
Императоры России
Годы правления
Петр I Алексеевич, Великий
1682-1725
Екатерина I Алексеевна
1725-1727
Петр II Алексеевич
1727-1730
Анна I Иоановна
1730-1740
Иоан IV Антонович
1740-1741
Елисавета I Петровна
1741-1761
Петр III Феодорович
1761-1762
Екатерина II Алексеевна, Великая
1762-1796
Павел I Петрович
1796-1801
Алексндр I Павлович
1801-1825
Николай I Павлович
1825-1855
Александр II Николаевич
1855-1881
Александр III Александрович
1881-1894
Николай II Александрович
1894-1917
     
     Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Петровский указ продолжил линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду. Желая привлечь иностранные купеческие корабли к Петербургу, он в 1722 году уменьшил для этого направления в сравнении с Архангельским таможенные пошлины на 1/3.
     Особенность формирования таможенной политики состояла в том, что таможенное дело не функционировало как механизм регулирования экономики и торговли. Просто решались задачи получения таможенных сборов и наполнения казны. 
     Большую роль в развитии торговли сыграл протекционистский таможенный тариф, принятый в 1724 году. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России только налаживалось или было освоено. На не производящиеся в стране товары взималась умеренная пошлина в размере от 4 до 10%. На ввозимые в страну товары взималась трёхпроцентная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов (на них была очень высокая пошлина). Этот тариф применялся сначала только в портах, но затем и на сухопутной польской границе.
     Пошлина устанавливалась таким образом, что её размер возрастал по мере роста производства определённого товара. Можно считать, что таможенная пошлина рассматривалась как премия производителям
     В 1718 году Пётр I учредил коммерц-коллегию, в обязанности которой вменялось управление таможенными сборами. Из представителей купечества избирались управляющие таможнями и назывались они – таможенными бурмистрами, а с 1720 года обер-цольнерами. Они получали денежное содержание и являлись государевыми служащими.
     В 1712 году была введена, а в 1721 году подтверждена, система откупов. Которая была отменена в 1681 году. Запрещённый к провозу через границу товар разрешалось конфисковать в пользу откупщиков.
     Для успеха таможенно-тарифных мероприятий необходимо было укрепить государственные границы. На западе охрана границ была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I на этом направлении существовало 15 крепостей (такие как Псков, великие Луки, Смоленск. Брянск и др.). Указом 1723 года было постановлено учредить на дорогах крепкие заставы.
     Действия Петра I были началом весьма активного вмешательства государства в экономическую жизнь народа. К вышеперечисленным таможенным мерам он добавил временное увеличение внутренних таможенных пошлин. Были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, поворотный сбор, сбор за пользование торговыми площадями, пристанями, верфями и т.д.
     Пётр I проводил политику поощрения вывоза российских товаров, а так же увеличения доходов государственной казны путём взимания таможенных пошлин и борьбы с контрабандой. 
     
     Таблица 4 – Оборот внешней торговли России 1742-1762 годы [8].
     
     
     Как видно из приведённой таблицы за 20 лет (с 1742 года по 1762 год) оборот внешней торговли России увеличился в 2,5 раза с 8,1 млн. рублей в 1742 году до 20,9 млн. рублей в 1762 году. По моему мнению, в таблице допущена ошибка: столбцы «привоз» и «отпуск» надо поменять местами. Внешнеторговое сальдо должно быть положительным.
     
     Таблица 5 – Поступление таможенного дохода с 1730 по 1762 годы [9].
     


     Аналогичным образом росли и поступления таможенных сборов, которые выросли за 20 лет практически в 3 раза с 955 тыс. рублей в 1742 году до 2,9 млн. рублей в 1762 году.
     В период царствования Анны Иоановны был принят новый таможенный тариф 1731 года. По оценкам специалистов он был либеральным: были снижены размеры ввозных пошлин. Данный тариф совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождающаяся российская экономика.
     В 1731 году был принят Морской пошлинный устав, который определял порядок захода иностранных судов в российские порты, а указом 1746 года была определена ширина зоны территориальных вод России в Балтийском море, которая равнялась дальности пушечного выстрела. Каждое иностранное судно должно было предупреждать о своём прибытии и брать на борт таможенного служащего для оформления следования судна в порт в пределах территориальных вод. Служащие таможни обязаны были в пути осмотреть и опечатать все люки, места с товарами, пассажирской кладью и балластом до прибытия судна в таможню. Аналогичная процедура проводилась и при отходе судна из порта.
     В целом протекционистская политика Петра I в области внешнеторговых отношений не нашла продолжения у его приемников. Дело Петра Великого продолжила через 15 лет только его дочь Елизавета Пертовна.
     
2.2. БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ ТОВАРА. УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ЦЕПИ
     
     В середине XVIII века в стране взималось17 различных таможенных сборов, что вместе со сложной процедурой осмотра и оформления товаров серьёзно тормозило расширение внешнеэкономических связей.  По инициативе графа П.Н. Шувалова в 1753-1757 годах была проведена крупная реформа таможенных органов.
     Указом 1753 года в России и Сибири отменялась рублёвая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Для компенсации доходов государства увеличились (в среднем на 13%) пошлины в портах и приграничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на государственную границу. Сократившаяся было контрабанда (в связи со снижением ввозных пошлин в 1731 году) вновь активизировалась. В 1754 году была учреждена пограничная стража, как особый корпус войск, охранявший границу на Украине, а позднее – казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.
     В 1757 году был принят новый Таможенный тариф, по которому вводились таможенные пошлины аналогичные или близкие к Таможенному тарифу Петра Великого 1724 года. Ставки по данному тарифу зависели от освоенности данного производства в России, при этом ставка пошлины увеличивалась от степени обработки товаров (от сырья к готовому продукту). Ввозные товары облагались двумя видами пошлины: внешнеторговой в размере 17,5-25%, которые взимались в «ефимках» (так назывались иностранные серебряные монеты, которые стоили 50 копеек) и внутренней в размере 30-33% к стоимости товара. На экспорт пошлина была маленькой.
     Важнейшим решением реформы было устранение таможенных барьеров внутри страны. Русское государство в политическом плане сформировалось ещё в XV-XVI веках, в экономическом отношении оставалось раздробленным вплоть до середины XVIII века. Это был очень смелый и прогрессивный шаг. В той же Франции внутренние барьеры были ликвидированы только в результате революции 1789-1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века.
     
     Таблица 6 – Общий оборот европейской торговли 1762-1792 годы [10]
     
     
     Как видно из таблицы внешнеторговый оборот продолжает расти из года в год. За этот период оборот увеличился с 20,9 млн. рублей в 1962 году до 75,2 млн. рублей в 1792 году, т.е. практически в 4 раза.
     То же самое можно сказать и о росте поступления таможенных платежей и налогов. За этот период они выросли в2,5 раза с 2,9 млн. рублей в 1762 году до 7,2 млн. рублей в 1792 году.
     
     Таблица 7 – Поступление таможенных пошлин 1762-1792 годы [11].
     
     
     
     Таможенный тариф, хотя и принёс дополнительные поступления в казну, оказался неудобен в практическом плане: взимание пошлины в различных видах валют – российской и иностранной, излишняя детализация таможенных формальностей, а излишний протекционистский характер тарифа привёл к увеличению контрабанды товара.
     В 1758 году была сделана попытка возродить откупную систему таможенного управления. С предпринимателем Шимякиным был заключён соответствующий договор на шесть лет. Ему вверялась западная сухопутная граница. Однако уже в 1762 году его посадили в тюрьму за многочисленные нарушения и казнокрадство. Таможни опять перевели в ведение государства.
     В 1782 году Указом Екатерины II Сенату в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража (пограничная таможенная Цепь). Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможне. предполагалось иметь двух объездчиков на десять вёрст и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые пятьдесят вёрст по границе. Таможенные объездчики обязаны были ежедневно (один -днём, другой – ночью) объезжать порученный им участок границы для предотвращения провоза контрабанды и незаконного перехода границы.
     Поиск и борьба с контрабандой стимулировались передачей части задержанного товара в пользу задержателей. За поимку беглых и незаконно пересекающих границу лиц – полагалась премия по три рубля за человека.
     Однако принятых мер оказалось недостаточно и в 1789 году был принят Указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска на территорию России через западную сухопутную границу всех видов иностранных товаров. За содействие в выявлении контрабанды любому человеку (даже не таможенному служащему) полагалась доля конфискованных товаров.
     Таможенная политика на данном этапе характеризовалась постепенным уменьшением размера пошлин. В 1782 году средний размер пошлин был около 11%. Однако, проводимые таможенные реформы не отличались последовательностью и стабильностью. За повышением тарифов шло их уменьшение и на оборот. От этого страдали как внутреннее производство, так и заграничная торговля.
2.3. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЕ XIX В.
     
     Таможенная политика России в начале XIX века оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первой половине столетия таможенная политика претерпевала взлёты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.
     В 1819 году, в период правления Александра I, были приняты новый Таможенный тариф, отличающийся высокой степенью либеральности (в 1822 году он был заменён на тариф запретительного характера, направленный на поддержку российского производителя) и новый Таможенный устав. В Таможенном уставе 1819 года охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. Устав также детализировал понятие контрабанды. Теперь не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неоказание товаров владельцами в поданных объявлениях и грузовых документах квалифицировалось как контрабанда [12].
     После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. Еще более умеренным был тариф, принятый в ноябре 1819 г. В страну по низким таможенным ставкам (2–15% от стоимости товаров) хлынули иностранные товары. Русская промышленность не могла выдержать конкуренции, так как она была еще в зачаточном состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр финансов России Е.Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность» [13].
     В дальнейшем таможенные тарифы регулярно пересматривались. В середине XIX века в мире получили распространение фритредерские тенденции во внешней торговле, и Россия не могла оставаться в стороне от этого: таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли. В 1857 году был принят новый Таможенный устав, направленный на ограждение основной массы русских промышленников от иностранной конкуренции и впервые прописавший нормы должного поведения таможенных служащих. В Уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений, а также запрещалось таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме.
     В этот период появилась новая форма внешнеэкономических связей – порто-франки и вольные гавани. 
     Порто-франко создавались для поощрения развития торгово-промышленной деятельности. Порто-франко пользовались правом беспошлинной торговли на территории портов. Это была таможенная экономическая зона, где товары выгружались, сортировались, подвергались переработке. Привозимые товары продавались и покупались местным населением без уплаты пошлин.
     Вольные гавани – это небольшой участок земли или порта, где товары хранились без уплаты пошлин, но и без права продажи, сортировки, переработка и т.д. Товары направлялись до места назначения с уплатой пошлины или проходили транзитом через территорию без уплаты пошлины.
     В России порто-франко был учреждён в Одессе в 1817 году и начал действовать в 1819 году. Для пропуска оплаченных пошлиной товаров были организованы Херсонская и Тираспольская таможни. Порто-франко просуществовал в Одессе до 1858 года. В дальнейшем порто-франко были созданы во Владивостоке и Батуми, что так же способствовало экономическому росту этих регионов.
     В 1822 году в России был введён второй протекционистский Таможенный тариф. Он формировался по следующим принципам: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства и производство которых возможно в России. Освобождались от пошлины иностранные товары, не производимые в государстве, но необходимые по тем или иным причинам; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые производились или могли производится в стране; пошлиной не облагались сырые товары вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий) вообще не допускались к ввозу в страну.
     Активное участие в разработке этого тарифа принимал Е.Канкрин. он разработал некоторые правила о составлении Таможенного тарифа и выступал за политику «дозированной конкуренции» которая не угрожала бы развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала бы её развитие. Тариф имел запретительный характер. Был запрещён вывоз 21 наименования товаров и ввоз 301 наименования товаров.
     В целом таможенно-тарифная политика этого периода открыла новый этап в развитии российской промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи бюджета, но защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от более развитой промышленности западных стран.
     Важной особенность таможенно-тарифной политики этого периода являлось её социальная направленность.  Положительно воздействуя на промышленность, она способствовала возникновению рабочего класса, росту профессионализма и технической грамотности. Конечным результатом чего явился интеллектуальный рост нации.
2.4. ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
     
     Принятый в 1850 году Таможенный тариф (разработку возглавлял экономист Л.В.Тенгоборский) значительно смягчил запретительные тенденции своего предшественника. Если старый тариф имел 336 статей обложенных пошлиной товаров, 11 запретительных и 56 беспошлинных, то новый состоял из 118 статей, из которых 109 товаров с пошлиной, 6 беспошлинных и 3 запретительных к ввозу. Этот тариф дал начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась в тарифах 1857 и 1868 годов. Естественно, что во второй половине века в Россию хлынул поток товаров. В этих условиях значительная часть фабрик и заводов, созданная в 30-40 годы, не выдержала иностранной конкуренции, т.к. продукция из-за рубежа была более качественной и выпускалась по новым технологиям.
     С середины XIX века активно развивается товарооборот со странами Закавказья и Средней Азии. В страны Азии вывозились в основном промышленные изделия. Из Средней Азии ввозили в Россию хлопок-сырец, хлопковую пряжу, козий пух, сухие фрукты. Развитие торговли со Средней Азией представляло особую трудность из-за крайней отсталости её народов, недопонимания цивилизованных форм торговых отношений.
     Ряд льгот предоставлялся в соответствии с Пекинским дополнительным трактатом. Так разрешалось вести меновую торговлю по всей пограничной линии и подтверждалось право русских купцов на круглогодичную торговлю и провоз товаров в Китай.
     Активное развитие промышленности способствовало расширениб внешнеторговых связей и увеличению доходов государства.
     Период с 1877 по 1891 годы ознаменовался переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса, попыткой приостановить экономическую экспансию иностранных государств против России (особенно это касалось Германии).
     В 1892 году был принят очередной Таможенный устав, по которому взыскание по его нарушению стали едиными для европейской и азиатской торговли. Это свидетельствовало о выравнивании условий торговли для европейской России и Сибири.
     Таможенный тариф 1892 года ввёл положение о составлении тарифов, которыми предусматривались ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры и веса. В соответствии с этим документом не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень и др. Всё остальное подлежало оплате пошлинами: на бумажные ткани пошлина увеличилась в 2 раза, на керосин – в 3 раза, на рельсы – в 4,5 раза, а на чугун – в 10 раз.
     В уставе контрабандой считались товары, провозимые или проносимые через границу, минуя таможню, а так же товары, которые перевезены через таможню, но в предоставленных документах не отражены. Устанавливались различные виды наказания за контрабанду. Высшей мерой наказания была ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. 
     Этот период характеризуется постепенным увеличением ставок пошлин. Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо. Ставки пошлин являлись показателем стратегии таможенной политики и развития всех отраслей промышленности. К середине 80-х годов законодательство защитило все отрасли железной индустрии высокими таможенными ставками пошлин.
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     Область таможенной политики представляет собой своеобразную отрасль правительственной деятельности. Кажется, никакие реформы, касающиеся внутренней жизни народа, не могут быть проведены в такое короткое время, как реформы в таможенной системе: бывали случаи, когда коренные повороты задумывались и приводились в действие в течение нескольких месяцев. Зато через очень короткий промежуток времени, правительство, убедившись в непригодности новой системы, возвращалось к прежней политике, что вообще редко возможно при реформах, касающихся других сторон народной жизни.
     Вообще повышение тарифа может привести к каким-либо результатам только при условии бдительной охраны границы и удовлетворительной организации таможен. Изменение пошлин на некоторые товары часто требует пересмотра окладов по многим другим статьям привоза. Поэтому перемены в тариф должны быть осуществляемы только после некоторых подготовительных реформ и требуют известной постепенности и последовательности. Иначе их применение вызовет нежелательные и вредные результаты.
     История российского таможенного тарифа полна примерами многочисленных его пересмотров. Полных пересмотров таможенного тарифа с 1724 года по 1886 год было произведено 15 (только по европейской торговле), частичных изменений было более 45, не считая изменений по отдельным статьям [14]
      В курсовой работе рассмотрена история таможенно-тарифных отношений в период абсолютной монархии в России с XVI века до свержения монархии.
     В настоящей работе изучен вопрос появления таможенных учреждений на Руси, раскрыт вопрос появления жалованных грамот на проведение таможенных операций, а так же описан характер и содержание уставных таможенных грамот. Раскрыты причины и сущность реформ, проводимых после минования смутного времени путём принятия Соборного уложения и Новоторгового устава, регулирующих таможенно-тарифные отношения той эпохи. Проанализированы действия новых таможенных тарифов в период реформ Петра I и их последствия. Разобраны действия правительства, направленные на борьбу с контрабандой путём образования таможенной пограничной цепи. Раскрыта суть дальнейших преобразований таможенной службы и таможенного тарифа после реформ XIX века и начала XX века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М., 2001.
     2. Бутов Я.В. Формирование и осуществление таможенной политики России во второй половине XIX в. М., 1996.
     3. Витюк В.В. Подходы к основам методики определения таможенной стоимости в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза. Учебно-практическое пособие. Новосибирск, 2015.
     4. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник // А.А. Демичев, А.С. Логинова. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 188 с.: илл. 
     5. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М., 1995. 
     6. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. – СПб.: типография В.С. Балашова. 1886. 411 с.
     7. Семенов Л.С. Таможенная политика и промышленная революция в 40 - 50-х годах XIX века // Вопросы истории России ХIХ - начала XX в. Л., 1983.
     8. Таможенное право. Учебник для вузов/ Отв. ред. проф. Б.Н. Габричидзе. М, 1995.
     9. Хромов П.А. Экономическое развитие России в ХIХ - XX веках. 1800-1917. М., 1950.
     10. Шепелев Л.Е. Торгово-промышленные ведомства России в первой четверти ХIХ в. //Английская .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.