VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение конкурентоспособности компании на основе использования аналитических информационных систем

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002341
Тема: Повышение конкурентоспособности компании на основе использования аналитических информационных систем
Содержание
Повышение конкурентоспособности компании на основе использования аналитических информационных систем
1.	Теоретические основы конкурентоспособности компании
1.1.	Сущность и понятие  конкурентоспособности компании
1.2.	Методы оценки конкурентоспособности компании
1.3.	Роль информационных систем в повышении конкурентоспособности компании
2.	Использавние аналитических информационных систем как фактор повышения конкурентоспособности компании                  
2.1.	Структура и классификация информационных аналитических систем в деятельности компании
2.2.	Современный рынок информационных систем
2.3.	Оценка эффективности внедрения аналитической информационной системы 
3. Модель принятия решения о внедрении аналитической информационной системы
3.1. Применение методов математического моделирования при выборе альтернативных информационных систем 
3.2. Сравнительный анализ аналитических информационных систем на примере компании ООО «Строительное управление №3» 


    Введение
    Актуальность темы исследования. Современные условия функционирования предприятий характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. Поэтому способность предприятия быстро адаптироваться к внешним условиям, а также своевременно принимать бизнес-решения становится важнейшим фактором сохранения конкурентных позиций.
    Информация в этих условиях становится важнейшим стратегическим ресурсом предприятия. Использование качественной информации позволяет обеспечить принятие эффективных управленческих решений на различных уровнях управления предприятием. Качество, своевременность и точность информации для собственного конкурентного развития определяет способность умело воспользоваться конкурентными преимуществами.
    В настоящее время использование информационных технологий является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Грамотно выстроенная система аналитических работ, поддерживаемая информационными технологиями, может рассматриваться в качестве его конкурентного преимущества. Существует ряд возможностей повышения эффективности за счет автоматизации различных бизнес-процессов. Современные технологии обработки, хранения и накопления информации становятся необходимыми инструментами повышения конкурентоспособности предприятий, обеспечивающими информационную поддержку основных и вспомогательных процессов производства.
    Степень научной разработанности темы. В рамках работы изучена степень научной разработанности вопросов понятия, факторов и методов оценки конкурентоспособности фирм и применения информационных аналитических систем как фактора повышения конкурентоспособности.  
    Вопросы сущности конкуренции и конкурентоспособности, факторов ее повышения широко раскрыты в научной литературе и освещены в работах таких авторов, как М.Е. Портер, Г. Минцберг, Дж. Робинсон, Э. Чемберлена, К.К. Прахалад, У. Ч. Ким, Дж. Кэй, Г.Л. Азоев, Ю.Б. Рубин, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов.
     Вопросы сущности и оценки эффективности информационных аналитических систем раскрываются в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как И.А. Брусакова, В.В. Годин, И.К. Корнеев, А.В. Коротков, Дж и К. Лодон, И.А. Рачковская, И.В. Савченко, Ю.Д. Тронин, В.Д. Чертковский и др. 
    Отсутствие в экономической науке комплексного подхода к изучению влияния информационных систем на конкурентоспособность предприятий обусловило объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы. 
    Целью является исследование теоретических вопросов информационных аналитических систем и перспектив развития их применения для повышения конкурентоспособности предприятия в России.
    Задачи. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
    - изучить и обобщить исследования в области применения и функционирования информационных аналитических систем в отечественной и зарубежной литературе;
    - определить организационно-экономические предпосылки и условия повышения эффективности функционирования предприятий на основе использования информационных аналитических систем;
    - разработать модель принятия решения о внедрении информационной аналитической системе, основанной на экономико-математическом моделировании и включающую выбор системы наиболее соответствующей потребностям организации.
    Объект исследования является организации, внедряющие информационные аналитические системы.
    Предметом исследования являются процесс внедрения и функционирования  информационных аналитических систем в организациях с целью повышения их эффективности.
    Методология исследования. В процессе исследования в рамках комплексного подхода использованы такие общенаучные методы познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, a также методы обобщения теоретического и фактического материала путем сравнения, качественного и количественного анализа, экономико-математические и статистические методы. В качестве теоретической основы использованы труды отечественных и зарубежных авторов в области теории информационных систем, теории стратегического менеджмента, теории конкуренции и конкурентоспособности, анализа методов внедрения информационных инноваций.
    Научная новизна. В диссертационной работе поставлена и решена задача разработки методов принятия решения о внедрении информационной аналитической системы на предприятии и создания экономико-математической модели определения информационной аналитической системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям предприятия с учетом финансовых ограничений на принятие решения.
    Практическая значимость работы. Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в  формировании модели принятия решений, разработке комплексного экономико-математического инструментария принятия решения о внедрении информационной аналитической системы и выбора системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям компании на основе анализа количественных и качественных критериев. Осуществлена апробация полученных результатов, проведены работы по построению системы принятия решения о внедрении и выбора информационной аналитической системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям компании, на основании предложенного экономико-математического инструментария. 
     

   Теоретические основы конкурентоспособности компании
 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности      компании
     
     В настоящее время российские предприятия функционируют в сложных, динамично меняющихся экономических условиях и конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования сложившейся рыночной экономики. 
     Традиционно под конкуренцией понимается процесс взаимодействия и борьбы между отдельными экономическими субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей.
     Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились в середине XVIII века в классической политической экономии. Она рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Разработка, представителями классической школы политической экономии, такими как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, теории стоимости, весьма значительно продвинула экономическую мысль в раскрытии понятия  конкуренции. Основное внимание в трудах классической школы уделялось целевой конкуренции. 
     А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравнивать частные интересы и экономическую эффективность и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. И если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследования о природе и причине богатства народа» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение А. Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных положений, ставших впоследствии постулатами доктрин «максимального удовлетворения потребностей». 
     Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулированиям [19]:
      - на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
     - сформулирован главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии, с которым предприниматели действуют с абстрактным планом развития экономики, безжалостно вытесняя предприятия, занятые производством невостребованной рынком продукции; 
     - доказано, что конкуренция уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, что дает толчок к пониманию оптимального распределения ресурсов между отраслями и сущности ценового регулирования. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают предприятия, выпускающие некачественную или дорогостоящую продукцию. Гибкость процесса конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде; - определены основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого числа продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или других конкурентных факторов); 
     - разработана модель усиления и развития конкуренции; доказано, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества. 
     Модель совершенной «чистой» конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами [5]. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике. 
     Д. Рикардо развивал идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции. В работе «Принципы политической экономии и налогообложения» Д. Рикардо построил безукоризненную модель совершенной конкуренции. Для ее описания автор сконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от деталей, связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т. д., которые в долгосрочной перспективе не имеют значения. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. После того, как все участники рынка получат сведения о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор и риск не являются компонентами модели. Фирмы принимают решения на основе качественно-ценовых матриц, минимизирующих издержки производства и реализации продукции. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Теоретическое абстрагирование помогло Д. Рикардо обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности о распределении на основе предельной производительности. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния полной занятости. 
     Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции с позиций закона стоимости предложил К. Маркс [12]. Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на 19 век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда раньше. 
     Значительное место в изучении конкуренции занимают неоклассические концепции А.Маршалла [13]. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной чистой конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А. Маршалл впервые подвергнул критике условности модели чистой конкуренции. Разработки теории анализа частичного и долгосрочного устройства равновесия на рынке, а также учет развития технологии потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой монополистической модели конкуренции. 
     В противовес теориям совершенной конкуренции Й. Шумпетер отмечал, что это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре [190, с. 123]. Он утверждал, что с позиций экономического роста конкуренция представляет собой борьбу старого с новым:  новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Таким образом, конкуренция одновременно приносит очевидные преимущества в стоимости издержек производства и качества и отражается не на величине прибыли или выпуска участвующих фирм, а на жизнеспособности самой фирмы и на ее основах.
     Становление теории несовершенной конкуренции в 20 веке связна с работами Дж.Робинсон и Э. Чемберлена [7]. Они подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении ценовых форм конкуренции. В рамках этого направления были отброшены многие нереалистические допущения модели совершенной конкуренции [13]. Например, стала учитываться качественная неодинаковость производимых разными фирмами товаров (дифференциация товара) и принималось во внимание и то, что крупные компании (олигополисты) способны воздействовать на общее состояние рынка. Однако интерес теоретиков несовершенной конкуренции был сосредоточен на обосновании и изучении структуры рынка, которая должна сформироваться при данных, более реалистичных модельных предпосылках. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии.
     Заметное отклонение представляла неоавстрийская школа, представителями которой являлись Ф. фон Хайек [23] и несколько позднее И. Кирцнер [14]. Принципиальное отличие этой  школы от неоклассики состояло в том, что она видела в конкуренции механизм поощрения верных и отбраковки неверных предпринимательских решений в условиях неопределенности и нехватки информации.
     Огромный вклад в изучение конкуренции и конкурентоспособности внес М.Портер. Согласно М.Портеру, конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами,услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений [8].
     Так как рыночная ситуация находится в процессе постоянных изменений, то уровень конкурентоспособности меняется. В некоторые моменты времени организация может действительно быть наравне с конкурентами, в отдельные периоды значительно выше или ниже них. Ситуация зависит от наличия конкурентных преимуществ. 
     Конкурентные отличия – это то,что выделяет организацию на фоне однотипных хозяйствующих субъектов, другими словами, это факторы конкуренттоспособности. Конкурентные отличия могутзаключатся в высокой компетентности предприятия в какой-либо области, дающей наилучшие возможности для привлечения и сохранения клиентуры [9]. Это может быть сохранение лидирующих позиций в экономике, в поддержании повышающиеся жизненных стандартов. Конкурентоспособности организации может предполагать оптимальное использование всех видов зкономических ресурсов: трудовых, финансовых, материально-энергетических,технологических и т. д.
     Используемый этим автором подход к конкуренции не как к статичному состоянию рынка, а как к борьбе соперничающих фирм с учетом их внешнего окружения на наш взгляд в наибольшей степени соответствует проблеме влияния информационных технологий на конкурентоспособность. Любые действия фирмы в этой сфере должны учитывать как поведение конкурентов при выборе информационных систем, так и окружающее их пространство возможных технологических решений. В связи с этим вопросы внедрения информационных технологий, как сознательный и целенаправленный аспект деятельности фирмы, можно рассматривать как элемент ее общей конкурентной стратегии. О возможности использования такого подхода к исследованию роли информационных технологий в конкуренции писал и сам М. Портер: «Правильно организованные системы управления информацией могут внести существенный вклад в укрепление конкурентоспособности фирмы» [9].
     Конкурентоспособности организации прямо зависит от того, сумеет ли оно первым освоить какой-либо новый рынок товаров или быстро отреагировать на изменение конъюнктуры рынка, условий хозяйствования,требований к качеству продукции и т.п. Эта стратегия требует организационной гибкостии, формирование достаточного стратегического потенциала, стратегический потенциал формируется каждым хозяйствующим субъектом индивидуально. Но в общем случае он предполагает создание финансовой базы для нейтрализации последствий осуществление рискованных операций, формирование надежного трудового потенциала, овладение методами стратегического анализа и планирования как средством принятия своевременных и правильных стратегических решений, достижение организационных и технологических преимуществ, обеспечивающих скоординированность действий разных структурных подразделений [10].
     Согласно М.Портеру, на конкурентоспособность предприятия оказывают влияние четыре группы факторов [10]:
      Параметры спроса;
      Наличие конкурентной среды;
      Параметры используемых в хозяйственном процессе факторов;
      Наличие родственных и оддерживающих отраслей.
     Другие научные статьи М. Портера дополняют традиционно выделяемые группы факторов следующими факторами: масштаб конкуренции, информационные технологии и местоположение.
     Рассмотрим более подробно такой фактор как информационные технологии. Организации генерируют все больше данных по мере осуществления своей деятельности и информационные технологии позволяют собирать или получать информацию, которая прежде была недоступна. Эти технологии оставляют также простор для более разностороннего анализа и использования расширенных данных [10]. 
     Информационные технологии влияют не только на выполнение отдельных видов деятельности, но и расширяют возможности организации по эффективному использованию связей между видами деятельности как внутри, так и за пределами организации. Повсеместное распространение информационных технологий ставит серьезную проблему перед исполнителями, связанную с избытком информации. Эта проблема создает новые формы применения информационных технологий для них – накопление и анализ потоков информации.
     Интенсивность конкуренции в отрасли не является просто случайностью. Напротив, конкуренция в отрасли возникает из ее основополагающей экономической структуры и выходит далеко за рамки поведения действующих конкурентов. Состояние конкуренции в отрасли зависит от пяти классических конкурентных сил, выделенных М.Портером. Совокупное воздействие этих сил определяет конечный потенциал прибыльности в отрасли, измеряемый как долгосрочный показатель прибыли на инвестированный капитал. Не все отрасли обладают одинаковым потенциалом. Существенное различие по исходному потенциалу прибыльности наблюдается в них постольку, поскольку отрасли изначально отличны по совокупному воздействию указанных сил.
     Первая конкурентная сила по М.Портеру – риск входа потенциальньгх конкурентов, которая создает опасность прибыльности предприятия. С другой стороны, если этот риск мал, продавец может повышать цену и увелинивать доходы [9]. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входавотрасль).
     Второй конкурентной силой, по М.Портеру, является соперничество существующих в отрасли организаций. Третьей силой является возможность покупателей торговатвся [9]. Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. 
     Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков [9]. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая  ортанизации снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно, слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества.
     Модель, предложенная М. Портером, является моделью отраслевого структурного анализа, в рамках которой анализируется степень влияния на отрасль и деятельность хозяйствующих субъектов пяти различные конкурентных сил. Чем резче выражены эти силы, тем выше интенсивность конкурентной борьбы. Основной вывод из такого анализа в том, что отрасль с высокой интенсивностью конкуренции признается непривлекательной. Тем самым модель может помочь при принятии решения относительно выбора рынка. Однако она не позволяет сделать каких-либо выводов поповоду конкретной рыночной стратегии. Рекомендация ориентировать стратегию на конкурентную силу, которая оказывает наибольшее воздействие на отрасль, указывает лишь основное стратегическое направление, поэтому М. Портер в своей теории рекомендует выбор только одного направление из нескольких снижение затрат, диверсификации, специализации. Компания, которая не в состоянии занять позицию на основе низких издержек или уникальности продукциии вынуждена продавать свою продукцию кому придется, нет будущего, поскольку по мере роста ее продаж она становится все более уязвимой [8]. В соответствии с этим для повьппения конкурентоспособности организации должна концентрировать ресурсы в основном звене цепочки ценностей.
     Новаторскую концепцию развития бизнеса на основе развития конкуррентных преимуществ предложили Г.Хэмел и К.К. Прахалад [11]. Если М. Портер считал,что конкурентоспособность организации заключена в решающем звене цепочки создания потребительских ценностей, то Г.Хэмели и К.К. Прахалад доказывали, что конкурентоспособность создается в масштабе всей организации, когда весь ее коллектив и, прежде всего, высший менеджмент единодушны в том, как двигатьcя к лидерству на будущих рынках.
     Сильная сторона данной концепции в утверждении, что бизнес – это динамичное движение в будущее. Г.Хэмел и К.К. Прахалад заявили, что занимать на рынке вторые или третьи позиции не так выгодно, как считалось ранее. Проанализировав факторы взлета ряда ведущих мировых компаний, Г.Хэмел и К.К. Прахалад представили доказательства того, насколько важно не отвлекаться на реструктуризацию и перестройку, а создавать рынки будущего и доминировать на них [11]. Г. Хэмел и К.К. Прахалад назвали это интеллектуальным лидерством.
     Авторов критиковали за максимализм и сложность концепции, которую среднему менеджеру трудно применить на практике. Отмечалось, что фактически их концепция применима лишь к тем организациям, которые действительно претендует на лидерство в высокотехнологичных отраслях и глобальном бизнесе. 
     Новый шаг в развитии понимания конкуренции был сделан в ставшей широко известной книге У. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана». Идея избавления от конкурентного давления путем выхода на новые рынки или их создания восходит к работам Й. Шумпетера. 
     Как известно, они разделили все рынки на два типа, условно назвав их «алыми» и «голубыми» океанами. «Алые» океаны символизируют все существующие на данный момент отрасли. Это известная нам часть рынка. «Голубые» океаны обозначают все отрасли, которые на сегодняшний день еще не существуют. Это неизвестные участки рынка. «Чтобы побеждать в будущем, компаниям следует прекратить конкурировать между собой. Единственный способ победить конкуренцию –это перестать пытаться победить» [4].
     Подход к конкуренции, ставящий во главу угла преимущества создания новых, свободных рынков развивал также К. Кристенсен [24]. Он предложил модель «подрывных инноваций» —инноваций, которые создают новые качества товаров и услуг, важные для потребителя, а старые товары делают ненужными и неконкурентоспособными.
     В современной отечественной экономической литературе встречаются различные определения конкуренции, которые не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. В тоже время каждое их них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. 
     Конкуренция, по мнению профессора В. И. Синько, обладает следующими определяющими признаками [25]: 
     - проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации); 
     - яляется системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, ценообразование, адаптивность предприятия, удовлетворение потребностей); 
     - служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции между субъектами рынка, обуславливает проблемы федерального и регионального уровней. 
     По определению Р. Фатхутдинова: «Конкуренция- это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника» [21]. 
     А. Ю. Юданов утверждает, что «рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка» [18]. Вместе с тем А. Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за доходы покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда старое становится явным [19]. 
     Таким образом, конкурентоспособность организации важная категория, характеризующая его способность выступать на рынке, формируя и используя конкурентные отличия, создающие преимущества по сравнению с конкури рующими субъьектами. Количество и содержание этих конкурентных отличий индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта,взависимости от сферы его функционирования и вида деятельности. Конкурентные отличия формируются на основе факторов конкурентоспособности, которые можно сгруппирвать по нескольким признакам. Знание степени конкурентоспособности и влияющих на нее факторов поззволяет определить стратегические направления развития хозяйствующего субъекта. В последнее время теории конкурентоспособности стоятся на инновационности компании и применении информационных технологий.
     
 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
     
     Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для повышения конкурентного преимущества посредством инновационного развития. Оценку конкурентоспособности предприятия можно опредилить через потенциал конкурентоспособности предприятия.
     Потенциал конкурентоспособности предприятия - это совокупность технических, организационных и экономических условий, определяющих возможности менеджмента при любых изменениях конъюнктуры рынка, сохранять рыночные позиции и реорганизовывать стратегические цели предприятия. Анализ потенциала конкурентоспособности предприятия позволяет позиционировать предприятие на рынке, определять резервы повышения конкурентоспособности и осуществлять выбор адекватных инновационных стратегий. 
     Потенциал конкурентоспособности предприятия должен обладать специфическими свойствами: 
     • достаточности для обеспечения конкурентоспособности и стратегического развития; 
     • адаптивности организационного поведения системы для обеспечения конкурентоспособности и развития в соответствии с изменениями внешней среды и научно-техническим (инновационном) развитием; 
     • стабильности, определяемой техническим циклом и заданным периодом времени, т.е. нормами и нормативами на какой-либо определенный период; 
     • саморегулирования и саморазвития в соответствии с динамикой внутренней среды в период инновационных преобразований. 
     В условиях рыночных отношений оценка потенциала конкурентоспособности приобретает особое значение. Рассмотрим подробнее некоторые походы к оценке потенциала конкурентоспособности.
     Матричный методы базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики — анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля продукции предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке [34]. 
     Наиболее распространенными матричными методами являются матрица, разработанная Бостонской консалтинговой группой (матрица BCG); матрица МакКинзи и Ко (матрица GE /McKinsey); матрица ADL, предложенная Артуром Д. Литлом, матрица Ансоффа, матрица Shell/DPM и другие.
     Матрица, разработанная Бостонской консультативной группой (матрица BKG). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка. В основе матрицы BKG лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своём развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар–«проблема»), рост (товар–«звезда»), зрелость (товар–«дойная корова») и спад (товар–«собака») [34]. Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице BKG используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем. 
     
     
     Рисунок 1.2.1. Пример матрицы Бостонской Консалтинговой группы [34]
     
     Фирмами «МакКинзи» и «Дженерал электрик» была предложена матрица, где вместо показателями осей использовались показатели «привлекательность отрасли» и «позиция в конкуренции» [30]. 
     Консалтинговой компанией Артур Д. Литтл была разработана модель ADL. Основное теоретическое положение этой модели состоит в том, что отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из стадий жизненного цикла, и следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией [31]. Поскольку анализ с помощью данной матрицы проводится по двум показателям: стадия жизненного цикла продукта и относительное положение на рынке, то, помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли, может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Каждый вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри нее [30]. Сочетание двух параметров - четырех стадий жизненного цикла производства и пяти конкурентных позиций - составляют так называемую матрицу ADL, которая состоит из 20 ячеек. 
     Матрица Шелл/ДПМ - двухфакторная матрица, базирующаяся на оценках как количественных, так и качественных параметров бизнеса. По оси X в матрице направленной политики отражают сильные стороны предприятия (конкурентная позиция), а по оси Y - отраслевую привлекательность [32]. 
     Среди преимуществ матричных методов оценки можно выделить высокую репрезентативность при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов. 
     К недостаткам метода можно отнести, что метод исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований. 
     Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции [18]. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество. 
     Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы определяются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов [19]. Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический — стоимостных [18]. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому. 
     Показатели конкурентоспособности вычисляются по каждому виду продукции предприятия. Далее определяется коэффициент конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому виду продукции, где в качестве весов выступает объем реализации соответствующего вида продукции [35]. 
     К преимуществам рассматриваемого п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44