VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение конкурентноспособности торгового предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012035
Тема: Повышение конкурентноспособности торгового предприятия
Содержание
АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
    Факультет экономики, управления и права
    Кафедра менеджмента и предпринимательства

                               ВЫПУСКНАЯ 
    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА
     на тему: «Повышение конкурентноспособности торгового предприятия (на примере ООО «Грундфос»)»
     Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
     Профиль «Управление малым бизнесом»

                                                                   Выполнила студентка 4 курса:
                                                                   Кузьмина Ангелина Александровна
                                                                        Группа 401 до                        

Руководитель выпускной квалификационной (бакалаврской) работы: к. т. н., проф., М. И.Тимофеев              

«Допустить к защите 
в Государственной аттестационной комиссии»
Заведующий кафедрой ____________________

Дата ____________ 

Москва -2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и его продукции…………………………………………………………………………………………..
1.1.  Понятия «конуренция» и «конкурентоспособность» предприятия и товара…………………………………………………………………………..
1.2.  Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……
1.3.  Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия…
Глава 2. Анализ текущей деятельности и конкурентоспособности ООО «Грундфас»…………………………………………………………………………………………………….
2.1. Общая характеристика ассортиментная политика ООО «Грундфас»…… 
2.2. Анализ результатов финансовой деятельности предприятия………………..
 2.3 Анализ целевого рынка…………………………………………………………
2.4 SWOT-анализ ООО «Грунфос»………………………………………………..
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО«Грундфас»……………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции компании…………………….
3.2  Совершенствование сбытового  процесса…………………………………..
3.3. Повышение эффективности маркетинговой и рекламной
деятельности………………………………………………………………………
3.4. Расширение ассортимента предлагаемых услуг…………………………….
3.5. Оценка эффективности предложенных мероприятий……………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Приложения……………………………………………………………………..





ВВЕДЕНИЕ
          Актуальность рассматриваемого вопроса . По мере перехода к рынку предприятие, получая финансовую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности,  на собственный страх и риск решает, какую продукцию, где, когда, какого качества создавать, кому, и на каких условиях и по какой стоимости её реализовать. Поэтому наиболее  значимой характеристикой товаров и услуг компаний является их конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.
          Конкурентоспособность в рыночной экономике является одним из  главных факторов коммерческой победы предприятия. Она зависит от качества менеджмента на предприятии и конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг, то есть от того, насколько они качественней и лучше аналогичных товаров выпускаемых конкурирующими компаниями.
          Постоянное увеличение конкуренции на рынке потребителей, динамика спроса и предложения на различные услуги подталкивают к необходимости формирования более совершенной системы управления конкурентоспособностью компаний, которая будет адекватно реагировать на воздействия внешней и внутренней среды предприятия. Эта неопределенность связана с возникновением определенных  событий и ситуаций, которые провоцируют изменение цен на товары и услуги, ценность услуги для потребителя, количеством конкурентов, и т.д. Как следствие возникает новая конкурентная ситуация, характеризующаяся жесткой борьбой за положение на рынке. Степень конкурентной ситуации на рынке  может определяеться как общая насыщенность рынка аналогичных товаров, а также степенью сегментации  рынка. Поэтому просто необходимо исследование вопросов воздействия менеджмента на повышение конкурентоспособности компаний.
          Актуальность данной работы состоит в том, что конечная цель любых предприятий – это одержать победу в конкурентной войне. Степень достижения этой цели зависит от конкурентоспособности компаний и предприятий, то есть от того, насколько оно превосходит по сравнению с аналогичной  продукцией других организаций.
          Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Грундфос». Основной вид деятельности, этого предприятия является предоставление услуг для  промышленного строительства.
          Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
          Цель работы - провести оценку уровня конкурентоспособности ООО «Грундфос» и предложить рекомендации по его повышению.
Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:
-   Раскрытие содержание конкурентоспособности организаций;
- Изучение методов оценки и пути увеличения конкурентоспособности предприятий;
-  Оценка деятельности ООО «Грундфос» и проведение анализа внутренней и внешней среды организации;
-   Оценка уровня конкурентоспособности предприятия;
- Предложение рекомендации по поднятию уровня конкурентоспособности ООО «Грундфос».
          Теоретической и методологической основой данной работы являются труды отечественных, а также зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности предприятия.
          Информационной базой послужили данные ООО «Грундфос». Таким образом,  в этом исследовании приводятся данные о реальной производственно-экономической деятельности предприятия.
          Перечислим методы исследования ООО «Грундфос», которые применялись в данной работе: анализ экономических показателей, маркетинговой деятельности и составляющих элементов макросреды и микросреды предприятия, аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности - SWOT-анализ, и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПРОДУКЦИИ

1. 1 Понятия «конуренция» и «конкурентоспособность» предприятия и товара

          Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
          В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства. Такое столкновение при рыночных отношениях неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос.
          Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарного хозяйства [20]. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами фирмы-изготовители и фирмы услугодатели. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.  
            Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке 10 конкуренцией называется «свойственная товарному производству- антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» [20]. 
          Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.  
           Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. 
          Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии [20]. 
           Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое – становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [20]. 
          В Законе РФ от 26июля2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают 11 возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].
          Предметом конкуренции является товар, произведенный и представленный на рынок с целью его приобретения и использования покупателем. В условиях рынка товаром могут быть: средства производства, потребительские товары, услуги, идеи, знания и умения, ценные бумаги и другие ценности. При этом товар становится предметом рыночного обмена только в случае, если потребитель признает его полезность, призванную удовлетворить определенные потребности покупателя. Например, самолеты могут выступать и как в качестве средств производства – при их приобретении коммерческими авиакомпаниями, и как потребительский товар – в случае их приобретения для личного пользования [19].
          Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность».В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара – это главный фактор успеха. 
              Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания.
            Осознавая значимость конкурентоспособности продукции своих стран для национальной экономики, правительства ряда развитых государств, считают необходимым содействовать ее обеспечению, применяя как рыночные механизмы повышения конкурентоспособности, так и нерыночные, к которым относятся лоббирование продаж товаров на межгосударственном уровне.
           Предоставление связанных кредитов для закупок товаров, производимых страной-кредитором, нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции и т.д. Наиболее системно и эффективно проблемами обеспечения конкурентоспособности занимаются в США.
          В 1988 г. Конгрессом США была принят Закон «О торговле и конкурентоспособности», с введением которого 12 начался современный этап технологической политики США. Этот этап характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между федеральными, местными и частными структурами по повышению конкурентоспособности товаров, производимых в стране. Для координации этой деятельности при президенте США создан Совет по конкурентоспособности [9].
          В принятой в 1994 г. администрацией президента США стратегии национальной безопасности США, в которую, в том числе, входят разделы о повышении конкурентоспособности товаров и производительности труда, расширении рынков сбыта товаров. Поэтому при анализе конкурентной среды целесообразно учитывать влияние на нее государственной политики в области регулирования конкуренции [9]. 
          В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. В России на проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности товаров, производимых в РФ, официально, на высшем уровне управления обратили внимание только в 1999 г., когда в ежегодном  Послании российского президента «Россия на рубеже эпох» была поставлена задача повышения конкурентоспособности российской экономики. Но пока продвижение современной философии в российский бизнес относится в основном к сфере производства потребительских товаров, в полной мере вынужденных конкурировать с зарубежными фирмами на внутреннем рынке. 
          Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается. 
          Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами 13 аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [6]. 
           Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [15]. 
           Фатхутдинов Р.А. анализирует конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [6].
          Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: «конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в текущий период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг» [6]. 
          На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к конкуренции некоторого числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях получения максимальной прибыли и обеспечения экономического роста.
          Конкуренция подразумевает увеличение удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На этом уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность обусловливается качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – рыночными ценами предложения. 
          На макроуровне конкурентоспособность определяется в высшем уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие 14 конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов. 
          Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек прения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом «конкурентоспособность» – это совокупность только определенных свойств, которые представляют весомый интерес для покупателя. 
          Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 
          Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют большой интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно увеличить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих значимого интереса для основной группы его покупателей.
          Понятие конкурентоспособности предприятия является относительно новым по сравнению с понятием конкурентоспособности продукта. На практике термин «конкурентоспособность предприятия» давно и часто применяется, но точное его понимание еще не сформулировано. Анализ литературы показывает, что иногда верно говорить о способности предприятия к развитию.
          Применяется также понятие «конкурентное преимущество». Оно достигается, когда компания использует маркетинговую возможность из-за выпуска более совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети распределения, лучшему сервису и более широкому ассортименту по сравнению с конкурирующей. 
          Наряду с конкурентоспособностью предприятия в качестве близких по значению можно указать следующие термины: относительное положение на рынке, сравнительная успешность деятельности. Преимущество термина «конкурентоспособность» в его краткости и емкости, поскольку в нем заложено содержание сравнения по принципу «лучше-хуже». Каждое предприятие – участник рынка проводит сравнение себя с конкурентом по различным параметрам, к которым относятся и характеристики продукта. Предприятие учитывает также различия в ассортименте, в имидже предприятия, в силе маркетинга, совершенстве производства и персонала, в полученных результатах деятельности, в видах деятельности по формированию и расходованию ресурсов [7]. 
          Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует организация, требует от нее обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением ее с данных рынков. Существует много факторов, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Рассмотрим их более подробно.



1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

          На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов: 
          1. Динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий; 16
          2. Динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой – влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;
          3. Технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке; 
          4. Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников; 
          5. Динамика лидерства. Показывает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка; 
          6. Диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль; 
          7. Динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»; 17 
         8. Покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора; 
          9. Государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая урегулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия; 
          10. Рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой нечеткостью сведений о потенциальных возможностях рынка. 
          Всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предполагается разделить на три группы: 
* цели, которые ставит перед собой предприятие;  
* ресурсы, которыми располагает предприятие;  
* факторы внешней среды. 
          В свою очередь в работе говорится, что конкурентоспособность предприятия определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.
          Предполагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие: 
* критерий, показывающий в динамике степень удовлетворения потребителя; 
* временной критерий эффективности производства; 
* полезный эффект продукции часто использует комплексные показатели ее качества; 18 
* итоговый критерий оценки конкурентоспособности, как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели. 
          Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов: барьеры для входа; ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль. 
          М. Портер отмечает существование следующих основных барьеров для входа: 
* эффективный масштаб производства; 
* эффект жизненного цикла продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. 
* выгод, полученных за время освоения товара; 
* предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам; 
* потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок); 
* препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.; 
* доступ к каналам распределения; государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке). 
          Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если: 
* существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции; 19 
* существующие предприятия владеют важнейшими финансовыми средствами; 
* существующие предприятия имеют прочные связи с каналами распределения; 
* существующие предприятия хотят и могут использовать политику уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке; 
* спрос на товар и/или услугу растет медленно; для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов). 
          Угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще. Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается) [17]. 
          Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
* затраты на производство играют главную роль для покупателя; поставщики представляют собой несколько крупных предприятий, не скованных интенсивной конкуренцией; 
* продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому; 
* покупатели не являются главными клиентами для предприятий- поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
* поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях; 
* со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.20 
          Предприятия-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков. Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда: потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве; объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли; отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов; товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю; покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя; экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу.
          Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. 
          При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента. Также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность. 
          Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. 
          Эти факторы можно разделить на: внешние и внутренние. 
          Внешние факторы включают в себя: 
          1. Факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др. 
          2.   Активность конкурентов. 
          3. Факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие. 
          4.  Наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны. 
          5.  Действия правительства (импортозамещение, санкции). 
          6.  Степень приватизации предприятий данной отрасли. 
          7. Случайные события.  
          Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб – систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий [7]. 
          Эти факторы, находясь во взаимодействии, увеличивают или уменьшают потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия. 
         При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства. На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
          К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек. Эти факторы влияют на конкурентоспособность предприятий. Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любого предприятия. К приведенным факторам следует добавить психологический [17]. 
          Рассмотрим их подробнее. Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: 
* близость к потребителю; 
* анализ конкурентов; 
* поиск преимуществ; 
* информационное обеспечение. 23 
          Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. 
          И, наконец, деятельность организации в нынешней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации. 
          Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры. 
          Психологический фактор охватывает себе трудовую этику – желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче – производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя. 
          Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

1.3 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия

          Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. 
          Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как:
* выработка главных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; 
* оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; 
* установление цен на продукцию и т. д. 
          В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. 
          Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке [10]. Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: 
          1. Оценка с позиции сравнительных преимуществ – сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности; 
          2. Оценка с позиции теории равновесия – в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно максимальной производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов.
         3. Оценка, исходя из теории эффективности конкуренции – выделяют два подхода при использовании данного метода:  структурный подход – сущность, которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании этого подхода является концентрация производства и капитал. В качестве критерия оценки конкурентоспособности прменяется соотношение цены, затрат и нормы прибыли. 
          4. Оценка на базе качества продукции – данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в этом случае является качество продукции. Преимуществом данного метода – возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. 
          В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара основывается на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы. 
        5.   Профиль требований – сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Главным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. 
      6. Профиль полярностей – в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. 
       7.  Матричный метод – данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики – анализ конкурентоспособности .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%