VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Потребительский рынок и механизм его функционирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000677
Тема: Потребительский рынок и механизм его функционирования
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



Введение……..…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Потребительский рынок и механизм его функционирования ……… 7 
1.1 Потребительский рынок: сущность и структура ………………………….. 7
1.2 Инструменты муниципального регулирования потребительского                       рынка ……………………………………………………………………………. .14
Глава 2. Анализ состояния потребительского рынка территории ………….  .23
2.1 Анализ емкости и структуры потребительского рынка территории …......23
2.2 Анализ практики  регулирования потребительского рынка                     территории ………………………………………………………………………. 37
Глава 3. Совершенствование регулирования потребительского рынка территории ……………………………………………………………………… .48
3.1 Основные направления совершенствования регулирования потребительского рынка ………………………………………………………... 48
Заключение ……………………………………………………………………… 65
Список использованной литературы …………………………………………... 67
Глоссарий использованных терминов ………………………………………….70

















ВВЕДЕНИЕ

     В последнее время возникает немало дискуссий по проблемам регулирования потребительского рынка. Потребительский рынок страны является совокупностью муниципальных потребительских рынков. В  экономике города, как и в экономике в целом, одновременно  с потребительским рынком, действуют рынки труда, товаропроизводителей, капитала, топливо-энергетических ресурсов и т.д.
     У каждой из них есть своя  структура организации, механизмом взаимодействия с другими категориями рынков, функциональным назначением и другими признаками в общей структуре экономики муниципального образования, все они отличаются друг от друга своим своеобразием. Но по своей социальной и экономической значимости потребительский рынок товаров и услуг занимает особое место.
     Товары и услуги – важнейший социально-экономический критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления.
     Потребительский рынок города - это действующая модель для разработки и реализации социально-экономической политики в муниципальном образовании. В рыночной экономике политика любой демократической страны декларируется как социально ориентированная, то есть приоритет социально-экономического развития страны отдается ее гражданам-потребителям. По состоянию потребительского рынка судят об уровне развития экономики и положения населения. Поэтому деятельность потребительского рынка должна быть в центре внимания законодательной и исполнительной властей всех уровней, а политика в области его развития - понятна потребителям и всем участникам связанных с ним процессов. 
     Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования.
     Актуальность темы данной дипломной работы обосновывается тем, что система потребительского рынка и услуг - одна из важнейших и наиболее развивающихся отраслей городского хозяйства, призванная стабильно   и на высоком уровне обеспечивать жителей, предприятия и организации города товарами и услугами.
     Перемены, происходящие в экономике настолько динамичны и разнообразны, что теоретическое осмысление новых рыночных реалий явно отстает от потребностей их реализации. Переход на новые условия хозяйствования нуждается в адекватных и эффективных механизмах экономического и правового регулирования развития коммерческой деятельности.
         Наиболее отчетливо эти механизмы проявляются на потребительском рынке, так как здесь реализуются потребности, являющиеся основой самой разнообразной деятельности, начиная с производственной и заканчивая интеллектуальной. Характер и результативность деятельности на потребительском рынке имеет конкретный практический интерес, который убедительно подтверждается сегодняшней действительностью, когда среди широкого комплекса отраслей экономики наиболее успешно развиваются именно отрасли, обслуживающие этот рынок и, прежде всего торговля. 
     Также проблемы потребительского рынка особенно актуальны на этапе интеграции России в мировое экономическое хозяйство.   
     Объектом данной выпускной квалификационной работы является потребительский рынок территории.                                                                                                                                                               
     Предметом исследования – регулирование потребительского рынка на муниципальном уровне.
      Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности и структуры потребительского рынка, инструментов его муниципального регулирования, анализ состояния потребительского рынка территории на примере Ленинского района города Кемерово.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятия потребительского рынка, его структуру;
- рассмотреть инструменты муниципального регулирования потребительского рынка;
     - выявить емкость и структуру потребительского рынка на примере Ленинского района Кемерово;
     - проанализировать состояние рынка  на территории муниципального образования;
     - рассмотреть возможность улучшения управления потребительского рынка муниципального образования.
     Для достижения поставленных целей, в работе использован метод системного анализа, а так же  анализ отчетных документов   и текущих планов отдела развития предпринимательства и потребительского рынка Территориального управления Ленинского района города Кемерово за несколько лет, в результате которого проведен  сравнительный анализ динамики развития потребительского рынка на территории района. 
     Структура работы:  Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
     Во введении обосновывается актуальность, определяется цель, объект, предмет выбранной темы исследования.
     В первом разделе на основе изучения трудов отечественных авторов раскрыто понятие  «потребительский рынок», рассмотрены основные механизмы регулирования муниципальным рынком, представлено законодательное обеспечение.
     Во втором разделе проводится оценка потребительского рынка на основе анализа деятельности Территориального управления Ленинского района, динамика развития на основе показателей трех отчетных лет.
     В третьем разделе приводятся предложения по улучшению деятельности потребительского рынка.
     Заключение включает в себя основные выводы и перспективы дальнейшего развития потребительского рынка в России.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
      
1.1. Потребительский рынок: сущность и структура
     Потребительский рынок как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу движения продуктов труда и денег отражает экономические интересы субъектов рыночных отношений, проявляющиеся в процессе обмена потребительскими товарами. Рынок полиструктурен и характеризуется объемом, характером субъектов, мерой конкурентоспособности и характером продаж 
Понятие «потребительский рынок» в современной экономической литературе появилось в начале 90-х гг. Так, Р. И. Шнипер и А. С. Новоселов определили потребительский рынок как «территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население  товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения»[10]. Можно выделить следующие характеристики потребительского рынка. 
     > Потребительский рынок территории - это часть общего  товарного рынка, на котором товары покупаются для личного потребления. 
     > По своей экономической сущности потребительский рынок  представляет собой совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
     > По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения он занимает ведущее место в системе рынков [23, c. 36]. 
     Потребительский рынок, рассматриваемый в широком смысле, трактуется как совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, с одной стороны и их потребителями, с другой. В структуре современной рыночной экономики, где часть валового национального продукта, материализованная в виде произведенных  и поступивших из-за его пределов товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями  для личного потребления, рынок территории - это основная составляющая [23,c. 37]. 
     Эта составляющая  представляет собой систему экономических отношений и форму обмена товарами и услугами, направленную на максимальное удовлетворение платежеспособного спроса населения, обеспечение сбалансированности интересов потребителей и товаропроизводителей, входящих в состав потребительского комплекса.
     Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляет собой взаимодействие объективно существующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.                  Функционирование потребительского рынка определяется следующими взаимосвязями: 
     > между потребностями населения региона и производством; 
     > между спросом и предложением на рынке; 
     > между показателями уровня дифференциации доходов и характером потребления;
     > между текущим потреблением и накоплением и другими субъектами потребительского рынка выступают товаропроизводители потребительских благ и услуг и их потребители (население, потребители из других территорий  страны и зарубежные граждане), а также организации и предприятия, приобретающие товары потребительского назначения в порядке мелкого опта.      
     Потребительский рынок связан с определенной территорией, отличающей от других по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов, то есть  потребительский рынок города зависит от особенностей территории, на которой он функционирует.
     В России  потребительскими рынками являются рынки экономических районов (первый уровень), краев, областей, республик, округов (второй уровень), городов (третий уровень), муниципальных образований районов (четвертый уровень), отдельных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (пятый уровень).
     Важнейшими функциями потребительского рынка являются:
     > удовлетворение потребностей населения и других субъектов рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями; 
     > согласование несовпадающих интересов покупателей и продавцов на основе рыночных отношений; 
     > определение количественных и качественных характеристик спроса и    предложения на потребительском рынке и регулирование цен.
          В состав потребительского рынка входят широкая сеть магазинов розничной и мелкооптовой торговли,  посреднические организации, предприятия сферы социально-бытовых услуг,  оптовые базы, транспорта и связи. Эти составляющие делят на такие сегменты:
     - рынок  продовольственных товаров; 
     - рынок непродовольственных товаров;
     - рынок потребительских услуг [7].
     Муниципальное регулирование каждого из них имеет свою специфику, каналы товародвижения.
     Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Рынок продовольственных товаров и рынок непродовольственных товаров составляют торговую сеть, в которой  предприятия имеют свою классификацию по группам (рис. 1.)
     
     Рис. 1. Структура торговой сети
     
     Общественное питание имеет свою отдельную классификацию, которая представлена на (рис. 2.)
     
     
     Рис. 2. Типы предприятий общественного питания
     
     В бытовое обслуживание населения входят предприятия способные предоставлять около 700 разных видов бытовых услуг. Сфера  обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятий бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ. Перечень основных видов бытовых услуг приводится на (рис. 3.)
     
     
     Рис. 3. Основные виды бытовых услуг
     
     Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения – содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях – в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотоателье.
     Соотношение между этими сегментами потребительского рынка не остается постоянным. Целью функционирования каждого из сегментов является приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке посредством сбалансированности между объемом и структурой спроса населения и объемом и структурой предложения материальных благ и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов.
     В роли заявок производству, ориентирующих его на определенный объем и структуру, выступают потребности населения [19, с. 54].
      Потребность – одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Под ней понимают объективную необходимость в благах для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы и населения в целом. С развитием общества потребности меняются, что свидетельствует об их историческом характере. Сфера потребностей человека и присущие ей категории рассматривались экономистами на протяжении нескольких столетий, поскольку им всегда отводилась ключевая роль в понимании не только экономических процессов, но и всего хода развития цивилизации. Но подходы к пониманию категорий потребностей были различны.
     Современные экономисты полагают, что потребности, включая потребности биологического происхождения, по своей сути являются социальными, ибо они обусловлены способом производства и подвергаются воздействию всех сторон общественной жизни.
     Западные экономисты - теоретики маркетинга отмечают, что исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Их трактовка маркетинга заключается в том, что это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Здесь на первом месте стоит термин «нужда», определяемый как чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Затем в теорию маркетинга вводится термин «человеческие потребности», трактуемый как нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
     Среди экономистов встречается точка зрения о том, что потребности - это условия жизни. Её придерживается К. К. Вальтух, который определяет потребности «как те материальные, социальные и духовные условия жизни, достижение которых становится необходимым в процессе развития общества и к достижению которых стремится общество, отдельные его группы и члены».
     Различают потребности биологические (в пище, одежде, жилье, продолжении рода и т.д.), которые являются необходимой предпосылкой существования любого индивида; духовные (этические, эстетические, познавательные, мировоззренческие), характеризующие развитие человека как личности; социальные, обусловленные общественной природой человека. В теории потребностей существует классификация по одиннадцати признакам, среди которых можно выделить признак количественной определенности, в соответствии с которым различают три ступени потребностей, а именно:
     > абсолютные, которые являются постоянным ориентиром в развитии производства, практически безграничны и определены новейшими достижениями науки и техники;
     > действительные (реальные или общественно необходимые), обусловленные данным уровнем развития производства, полное удовлетворение которых одно из условий воспроизводства рабочей силы; 
     > платежеспособные, представляющие собой спрос, который определяется размерами доходов населения, уровнем цен на товары и услуги и т. д.
     В порядке возрастания количественных показателей эти ступени потребностей располагаются так: 
     - платежеспособные;
     - действительные;
     - абсолютные.
     В экономической литературе различают также насыщаемые потребности, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела, например, потребности в знаниях. Необходимыми потребностями принято считать те, удовлетворение которых обеспечено достигнутым в предшествующем периоде времени уровнем производства. Разность между полным объемом потребностей и необходимым их уровнем представляет собой величину неудовлетворенных и перспективных потребностей [18, c. 101].
     
     1.2. Инструменты муниципального регулирования                                 потребительского рынка
     
     Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования.
     Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.
     Возрастание значения потребительского рынка в российской экономике обусловлено  в Конституции РФ, ГК РФ, федеральных законах и иных правовых актах гражданского законодательства РФ.
     В Конституции РФ гарантируется свободное перемещение услуг, товаров и финансовых средств (ч. 1 ст. 8) [1]. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74) [1]. Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ [2].
     В целях обеспечения защиты прав потребителей, поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, а также упорядочения торговой деятельности на розничных рынках был разработан Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [6].
     В нем говорится об правилах организации розничной торговли, правах и обязанностях продавцов и управляющей компанией, требования к обустройству, оборудованию и содержанию рынков.
     Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5].
     Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [7].
     Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015). В нем говорится о мерах по развитию торговой деятельности, о государственном и муниципальном контроле  и требования к организации и осуществлению торговой деятельности [4]. 
     В городе Кемерово действуют нормативные акты, регулирующие деятельность потребительского рынка  на местном уровне:
     > Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.04.2001 №315 «О Положении об организации деятельности временных объектов мелкорозничной торговли и общественного питания в городе Кемерово»
     > Постановление Администрации города Кемерово от 22.04.2015 №951 «О Положении об управлении потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Кемерово»
     >  Постановление Администрации города Кемерово от 05.05.2013 №1073 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на право организации розничного рынка»
     >  Постановление Администрации города Кемерово от 12.09.2014 № 2336 «Об утверждении муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово на 2015-2017 годы»
     >  Постановление администрации города Кемерово от 03.12.2013 № 3616 «Об утверждении порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»
     >  Постановление администрации города Кемерово от 05.12.2013 № 3651 «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» [12,13,14,15,16].
     Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
     > населения на товары и услуги;
     > защита интересов низкодоходных групп населения;
     > обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
     > защита прав потребителей.
     Решить эти задачи возможно путем использования административно-правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
     Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка представлены на рис. 4.
     
     Рис. 4. Механизмы муниципального регулирования                              потребительского рынка
     
     Наряду с этим, муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
     Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.
     Муниципальные органы имеют возможность:
     > не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;
     > оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;
     > постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.
     Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
     Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
     Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком играют объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
     > рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
     > обращаться в суды в защиту прав потребителей;
     > при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров (услуг) [7].
     В табл. 1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
     Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности имеют определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в т.ч. за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. д., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т. д.
     Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.
     
Таблица 1
Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур

      Регулирующие органы
      Объекты регулирования
      Формы и методы регулирования
      Органы местного самоуправления
      Объемы производства товаров и услуг. Уровень цен и тарифов. Степень монополизации, развитие конкуренции. Качество товаров и услуг. Уровень доходов населения, доступность товаров и услуг
      Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет. Муниципальный заказ на закупки. Приватизация помещений. Финансово-кредитная поддержка. Административные санкции. Ставки арендной платы
      Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей
      Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров. Качество товаров и услуг. Степень монополизации и свободы конкуренции
      Деловое консультирование. Содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания. Проведение экспертиз. Моральное воздействие. Финансово-кредитная поддержка
      Союзы и объединения потребителей
      Качество товаров и услуг, защита прав потребителей
      Независимая экспертиза Проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ. Обращения в судебные органы
       
     Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: 
     > установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции;
     > взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций;
     > создание муниципальных структур по защите (в т. ч. судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
     В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
     Таким образом, можно сделать следующий вывод, что потребительский рынок - это совокупность отношений между покупателем товаров и производителем с одной стороны, и потребителем - с другой, по поводу обмена результатами труда и денег, относящийся к определенной территории, имеющий большую нормативно-правовую основу своей деятельности.





















ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВО)

2.1 Анализ емкости и структуры потребительского рынка территории

             Потребительский рынок города имеет наивысший приоритет в деятельности системы муниципального образования, так как охватывает главенствующий аспект жизнеобеспечения населения города.
Потребительский рынок сегодня - наиболее активно действующая отрасль экономики. Однако имеется целый ряд задач, связанных с повышением устойчивости функционирования рынка в условиях колебаний финансовой системы, с реализацией существующих возможностей развития сферы торговли, бытовых услуг и с улучшением качества обслуживания населения.
      Сферу потребительского рынка города представляют 8427 объектов [29], структура которого показана на рис.5.
   

  
  Рис.5. Структура формирования потребительского рынка г.Кемерово
  
   
      Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1 тыс.жителей составляет 861 кв.м. или 121% при нормативе минимальной обеспеченности 712 кв.м. на 1 тыс.чел. (закон КО № 17-ОЗ от 24.02.2011 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов").
      В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, которые по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию соответствуют самым современным требованиям торговли.
      Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как она непосредственно затрагивает интересы населения.
          Общими направлениями развития розничной торговой сети являются:
           - универсализация торговли продовольствием, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
      - развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
         - создание торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
      - организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
        - формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в непосредственной близости от жилых массивов и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
     - формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
           Перечисленные направления предполагают наличие в сети розничной торговли разнообразных форм торгового обслуживания (магазины с традиционными формами обслуживания, самообслуживания, салонной торговли, посылочной торговли и т.п.). Розничная торговля должна ориентироваться на конкретные зоны торгового обслуживания. Формирование полноценной социально-ориентированной рыночной среды предполагает формирование системы субъектов розничной торговли.
            По оперативным данным на 01.01.2016 года на территории Ленинского района  действует 843 объекта потребительского рынка, по сравнению с 2014 годом, на 12 объектов больше  и на 51 объект больше, чем в 2013 году, за счет открытия крупных стационарных магазинов. В частности: 339 розничной и оптовой торговли (стационарные и фирменные магазины), 164 павильонов (мини-магазина) и  киосков, 156 объектов общественного питания,16 школьных столовых, 158 предприятий бытового обслуживания населения, 10 рынков и мини-рынка. По городу введено в эксплуатацию 105 новых торговых объекта, из них 73 на территории Ленинского района, при этом создано 600 новых рабочих мест [29].
     Показательная таблица № 2 объектов потребительского рынка района (на         примере Ленинского района Города Кемерово)
                                                                                                                    Таблица 2
Объекты потребительского рынка района


Отчетные периоды по годам

Введено в эксплуатацию новых  объектов  за    отчетные периоды

Показатели объектов потребительского рынка за отчетные периоды


предпр торгов-ли

обществ. питание

рабочих мест


всего

предпр.
обществ
питания

школьн.
столовые

магазины

предпр.
бытового
обслужив.

киоски,
павильоны
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44