VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Порядок учета и аудита кредитов и займов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006641
Тема: Порядок учета и аудита кредитов и займов
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ	6

	1.1 Общие понятия и сущность кредитов и заёмных средств	6

	1.2 Нормативно-законодательная база, регламентирующая учет заёмных средств	17

	1.3 Порядок учета и аудита кредитов и займов	23

	ГЛАВА 2 УЧЕТ ЗАЁМНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НИКА-ТРАНС НН»	32

	2.1 Характеристика деятельности ООО «Ника-Транс НН»	32

	2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Ника-Транс НН»	33

	2.3 Учет задолженностей по полученным кредитам и займам в ООО «Ника-Транс НН»	35

	2.4 Учет расчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам в ООО «Ника-Транс НН»	40

	ГЛАВА 3 АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ	53

	3.1 Порядок проведения аудиторской проверки по учету кредитов и займов	53

	3.2 Рекомендации по совершенствованию учета и аудита заёмных средств на предприятии	65

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	68

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	71

	ПРИЛОЖЕНИЯ	74



ВВЕДЕНИЕ



	В настоящее время трудно представить себе современную, успешно развивающуюся организацию, которая бы не использовала заемные средства, занимающие особое место в жизни современного общества. Вопросы и проблемы аудита и учета долговых средств и обязательств находятся в постоянном совершенствовании и доработке.

	Сегодня многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и заемных средств.

У многих предприятий возникает потребность в заемных средствах, и они вынуждены обращаться за помощью к различным кредиторам, при этом возникают долговые обязательства, под которыми понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы или иные заимствования независимо от формы их оформления.

По определению, заемные средства – это денежные средства, полученные на установленный срок и подлежащие возврату с определенной суммой процентов за их использование. 

При осуществлении операций получения, выдачи, возврата кредитов, начисления и уплаты процентов за пользование кредитными средствами нередко возникают ошибки, связанные с неправильным оформлением кредитных отношений, учетом операций с заемными средствами и исчислением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет и аудит заемных средств имеют важное значение как для правильной организации учета, так и для налогообложения.

	Аудит заемного капитала необходим по нескольким причинам. 

	Во – первых, заемный капитал не является собственными средствами организации и руководителям необходимо получать информацию о сроках выплаты, источниках полученная того или иного кредита или займа, сроках погашения по кредитам.

	Во – вторых, кредиторы должны быть уверены, что их кредит или займ будет погашен  в срок и в полном объеме. 

	В – третьих, необходимо выявить правильность отражения полученных (выданных) займов и процентов по ним в бухгалтерском учете.

При кажущейся простоте учета заемных средств и, в частности, кредитных операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Все это доказывает актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования в дипломной работе является транспортная компания ООО «Ника – Транс НН», а предметом исследования – учет заемных средств.

В данной работе рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита заемных средств на предприятии.

Целью данной работы является изучение организации бухгалтерского учета и аудита заемных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета и регистры синтетического и аналитического учета.

В соответствии с целью дипломной работы основными задачами являются:

раскрытие понятия заемных средств на предприятии;

раскрытие нормативно-законодательной базы по учету и аудиту заемных средств на предприятии в Российской Федерации;

рассмотрение теоретических основ порядка учета и аудита заемных средств на предприятии;

рассмотрение общей характеристики транспортная компания ООО «Ника – Транс НН»;

анализ основных технико-экономических показателей транспортная компания ООО «Ника – Транс НН»;

изучение учета полученных и выданных заемных средств в транспортная компания ООО «Ника – Транс НН»;

проведение аудита в транспортная компания ООО «Ника – Транс НН»;

составление отчета по результатам проведенной проверки.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, Списка литературы и приложений.

При выполнении дипломной работы использовались различные литературные источники, законодательные акты, нормативные документы.




ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ



1.1 Общие понятия и сущность кредитов и заёмных средств



Формирование оборотных активов только за счет собственных источников уставного капитала, нераспределенной прибыли, целевого финансирования, резервного капитала, не представляется возможным в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Дополнительная (временная) потребность в оборотных активах покрывается за счет привлеченных средств: кредитов и займов, предоставляемых банками, кредитными и не кредитными организациями.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие виды долговых обязательств, оформляющих заемные отношения:

	кредитный договор;

	договор займа;

	товарный и коммерческий кредит (как особые разновидности заемных отношений).

Кредиты и займы – это система экономических отношений, возникающие при передаче имущества в натуральной или денежной форме от одной организации к другой или лицу на условиях последующего возврата, а также при уплате процентов за временное пользование за определенный срок. (Приложение 1)

Основное нормативное регулирование кредитов и займов осуществляет глава 42 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Порядок заключения договора займа, обязанности заемщика и последствия нарушения заемщиком договора займа регулируется в статьях 807–818 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сущность договора займа заключается в том, что одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.  Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Займ оформляется в письменном виде, это может быть договор, а может быть расписка или же иной документ, подтверждающий передачу (получение) денежных средств или вещи, причем договор считается заключенным только в момент передачи денег или вещи. Особенностями такого рода договоров являются отсутствие ограничений на их участников и то, что передаются одни вещи, а возвращаться могут другие вещи того же рода и качества. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа, но при этом следует руководствоваться действующим валютным законодательством Российской Федерации.

Займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, прописанные в  договоре. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга.

При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:

договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и хотя бы одна из сторон не связана с осуществлением предпринимательской деятельности;

по договору заемщику передаются не денежные средстрва, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

В случае возврата досрочно суммы займа, предоставленного под проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 810 Гражданского кодекса  Российской Федерации, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.

Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которая предусмотрена договором займа. В случаях, когда срок возврата не установлен договором или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно.

В иных случаях сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.

Статья 811 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует последствия нарушения заемщиком договора займа. В случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 Гражданского Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса.

Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что денежные средства или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств.  Договор займа считается незаключенным, если в процессе оспаривания заемщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что денежные средства или другие вещи в действительности не были получены от займодавца. Когда денежные средства или вещи в действительности получены заемщиком от займодавца в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на это количество денег или вещей.

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации выделяются следующие виды займов:

Целевой заем. Средства, полученные по такому договору, могут быть использованы строго на определенные цели, и заемщик должен обеспечить возможность контроля за целевым использованием займа. Использование займа не по назначению приводит к досрочному расторжению договора с уплатой причитающихся процентов. Следовательно, за исполнением таких договоров должен быть установлен усиленный контроль со стороны руководителя, а бухгалтерская служба должна предоставлять сведения для осуществления контроля.

Вексель – это ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.

Облигация – ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. В самой облигации оговаривается возможность получения процентов. Существуют корпоративные, муниципальные и государственные облигации. В России наиболее распространенными являются государственные облигации.

Договор государственного займа. Заимодавец приобретает выпущенные государственные облигации. Одной из сторон в данном договоре всегда выступает государство.

Новация долга в заемное обязательство. По соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством. Замена долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (статья 414 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (статья 808 Гражданского кодекса  Российской Федерации).

В статьях 819–821 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется порядок заключения кредитного договора.

Сущность кредитного договора заключается в том, что банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

В случае нарушений заемщиком предусмотренными кредитным договором обязанностей целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

Гражданский кодекс выделяет еще два вида кредита: коммерческого кредита и товарного, регулируемые статьями 822, 823 Гражданского кодекса Российской Федерации

Сущностью товарного кредита заключается в том, что сторонами может быть заключен договор, который предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (статьи 465 – 485 Гражданского кодекса  Российской Федерации), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Сущность коммерческого кредита – договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде предварительной оплаты, аванса, рассрочки и отсрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Рассмотрим классификацию кредитов и займов по налоговому законодательству, а также уплаты процентов по ним.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не дает четкой классификации кредитов и займов, но в нем установлены специальные правила для отнесения процентов по кредитам и займам на расходы при налогообложении прибыли. Следует отметить, что положения ст. 269 Налогового Кодекса Российской Федерации распространяются не только на заемные средства, но и в целом на долговые обязательства. Исходя из п. 1 ст. 269 Налогового Кодекса Российской Федерации могут быть выделены кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, иные заимствования. 

Таблица 1.1 Классификация кредитов и займов по налоговому законодательству.

Кредиты и займы

По видам

По форме представления

По валюте обязательств

Кредиты

Вещные 

В рублях 

Товарные кредиты

Денежные 

В иностранной валюте

Коммерческие кредиты





Займы 





Иные заимствования





Контролирующая задолженность







В соответствии с действующим налоговым законодательством проценты за пользование заемными средствами признаются расходами организации в пределах нормативной величины, которая может быть исчислена двумя способами:

проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;

при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

При этом под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Отсюда следует необходимость ведения учета кредитов и займов, а также процентов уплачиваемых и получаемых по ним с выделением условий, с целью группировки кредитов и займов по принципу сопоставимости условий.

Согласно п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным налогоплательщиками, включаются в состав прочих расходов. В то же время проценты по долговым обязательствам, связанным с приобретением материальных ценностей, в соответствии с п. 2 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к прочим расходам, а включаются в стоимость материальных ценностей.

Порядок учета кредитов и займов в бухгалтерском учете определен в ПБУ 15/2008 " Учет расходов по займам и кредитам", утвержденном приказом Минфина России от 06.10.08 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н (далее – ПБУ 15/2008).

В ПБУ 15/2008 отмечается, что бухгалтерская информация подлежит раскрытию по следующим пунктам:

о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам);

о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов;

о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы;

о величине, видах, сроках погашения выданных векселей, выпущенных и проданных облигаций;

о сроках погашения займов (кредитов);

о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива;

о суммах, включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).

Согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» и требованиями по составлению финансовой отчетности задолженность по кредитам и займам прежде всего подразделяется на краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Долгосрочная задолженность учитывается на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", а краткосрочная – на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам". Но следует учесть, что долгосрочная задолженность переводится в состав краткосрочной задолженности в тот момент, когда срок погашения обязательств становится менее 365 дней, что сопровождается соответствующими бухгалтерскими проводками.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации, а если стоимость объектов бухгалтерского учета, выражена в иностранной валюте, то подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Учитывая все выше изложенное, представлена классификация кредитов и займов в соответствии с законодательными актами по бухгалтерскому учету:





В иностран-ной валюте

В иностран-ной валюте

В рублях РФ

В рублях РФ

Краткосрочные

Краткосрочные

Долгосрочные

Долгосрочные

Облигации

Облигации

Векселя

Векселя

Денежные

Денежные

С уплатой процентов

С уплатой процентов

Безпро-центные

Безпро-центные

Государст-венные

Государст-венные

По форме предоставления

По форме предоставления

По видам

По видам

По валюте обязательств

По валюте обязательств

Кредиты и займы

Кредиты и займы






















Рис.1.2 Классификация кредитов и займов в соответствии с законодательными актами по бухгалтерскому учету.



Порядок учета процентов по заемным средствам при приобретении материальных запасов в бухгалтерском учете регулируется положениями: «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

В соответствии с ПБУ 5/01 и 15/2008 проценты по заемным средствам, использованным на приобретение материально-производственных запасов, начисленные до постановки на учет, увеличивают их стоимость. На остальные случаи начисления процентов распространяется Положение по бухгалтерскому учету 10/99, которое рекомендует включать проценты по заемным средствам в состав операционных расходов. Таким образом, налицо противоречие налогового законодательства, относящего проценты за пользование заемными средствами к категории прочих, и бухгалтерского.



1.2 Нормативно-законодательная база, регламентирующая учет заёмных средств



Ведение бухгалтерского учета ограничено рамками организации, но учетная информация необходима различным пользователям для сопоставления, анализа и проверки. В связи с этим в каждой стране разрабатывается система учета, в основу которой положены единые для всех организаций правила учета имущества и фактов хозяйственной деятельности.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственно эту функцию выполняет Министерство финансов Российской Федерации. Однако в нормативном регулировании бухгалтерского учета принимают участие в пределах своей компетенции и другие органы, которым федеральными законами предоставлено такое право: Госкомстат Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и другие.

В компетенцию перечисленных государственных органов входит разработка различных нормативных документов, имеющих статус обязательных к применению или носящих рекомендательный характер.

В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учета в стране сложилось под воздействием факторов исторического развития, требований рыночной экономики и влияния международной практики в этой области.

Всю систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно подразделить на четыре уровня документов:

законы и иные акты законодательства Российской Федерации;

положения по бухгалтерскому учету;

методические указания по ведению бухгалтерского учета;

рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета заемных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). 

К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся:

федеральные стандарты;

отраслевые стандарты;

рекомендации в области бухгалтерского учета;

стандарты экономического субъекта.

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета.

К ним относятся:

Налоговый кодекс Российской Федерации 

Гражданский кодекс Российской Федерации

Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г.

Основным документом на первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Данный закон – это правовая база, которой руководствуются бухгалтеры, аудиторы, руководители организаций по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности. 

Параллельно с Законом «О бухгалтерском учете» руководители и работники учета руководствуются нормами и понятиями, законодательно закрепленными в Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет: 

понятие физического лица и виды юридических лиц; 

порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; 

наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; 

формы сделок; 

сроки исковой давности; 

право собственности и другие вещные права; 

понятие и сроки исполнения обязательств, ответственность за их нарушение; 

понятие договора и его виды и т.д.

Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует отношения государства и организации по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Он определяет: 

виды налогов и сборов, формы и методы налогового контроля; 

устанавливает порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 

права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и т.д.

Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета, которые разработаны Министерством финансов Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета.

К ним относятся:

Положение по бухгалтерскому учету и отчетности Российской Федерации;

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н;

Положение по бухгалтерскому учету 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Приказ Минфина России от 06.10.2008 №107н;

Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н;

Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н.

Основным документом этого уровня по значимости содержащихся в нем норм является утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 года №107н Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). [5]

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, как денежными средствами, так и по товарному и коммерческому кредиту. ПБУ 15/2008 регламентирует учет привлечения заемных средств путем выдачи векселей и выпуска, и продажи облигаций, а также учет процентов и дисконта по этим ценным бумагам. Следует заметить, что Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. 

ПБУ 15/2008 должны применять все российские организации за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления.

К ним можно отнести:

План счетов бухгалтерского учета;

Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства.

Важнейшим документом третьего уровня следует считать План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению. В Плане указан перечень синтетических счетов, используемых организациями для ведения процедуры бухгалтерского учета в рыночной экономике, и дано краткое пояснение по их применению [6].

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно на предприятии и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним относятся организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации: 

Приказ об Учетной политики; 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Формы первичных учетных документов;

График документооборота.

Разработка учетной политики как элемента системы нормативного регулирования является обязательной для всех организаций.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации находится в стадии становления. При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов, учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология. При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств Российской Федерации по этим вопросам. 

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

Закон об аудиторской деятельности от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.);

другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;

Федеральные стандарты аудита;

стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;

внутрифирменные аудиторские стандарты.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.



1.3 Порядок учета и аудита кредитов и займов

	

Для целей бухгалтерского и налогового учета под заемными средствами понимаются любые подобного рода долговые обязательства заемщика (должника) перед заимодавцем (кредитором), как: займы, кредиты, коммерческие кредиты, привлечение заемных средств путем выпуска векселей и иных ценных бумаг (облигаций).

Порядок отражения кредитов и займов в бухгалтерском учете определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 6.10.2008 №107н.

Различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, а также срочную и просроченную задолженность. Краткосрочными считаются полученные займы и кредиты, срок погашения которых согласно условиям договора, не превышает 12 месяцев, долгосрочные – займы и кредиты, срок погашения которых по условиям договора превышает 12 месяцев.

Под срочной задолженностью понимается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном по.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.