- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие затрат и себестоимости в торговой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003876 |
Тема: | Понятие затрат и себестоимости в торговой деятельности |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики эффективность коммерческой деятельности организации часто предопределена правильностью выбранной стратегии управления, наличием экономического потенциала и конкурентных преимуществ на рынке. В условиях централизованно управляемой экономики и государственного затратного ценообразования интерес к информации о действительных расходах хозяйствующего субъекта носил условный характер, и сама информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности. В процессе приобретения хозяйствующими субъектами организационной и хозяйственной самостоятельности стал очевиден тот факт, что исторически сложившаяся в Российской Федерации традиционная модель анализа, основанная на анализе издержек обращения по статьям, не учитывает в достаточной степени особенности хозяйственной деятельности предприятия в конкурентной среде. Наиболее значимой проблемой в этой области исследования на современном этапе развития экономики РФ является отсутствие единой методологической основы и информационных моделей анализа издержек обращения торгового предприятия. Оценка роли расходов в развитии предприятий торговли постепенно меняется. Управленческий анализ как инструмент исследования деятельности организации должен охватывать все стороны деятельности предприятия и быть ориентирован на максимизацию прибыли и снижение издержек обращения. Весьма актуальной представляется задача четкого и последовательного анализа издержек и всего инструментария приемов и методов, которые позволяют их оценить наиболее эффективным образом. Разработка методики анализа издержек обращения торгового предприятия для отечественных хозяйствующих субъектов должна вобрать в себя весь положительный опыт как отечественных, так и зарубежных исследований в данной области и обеспечить комплексный подход к решению проблемы учета и анализа издержек обращения торгового предприятия. В связи с этим вопросы построения системы показателей, позволяющих охарактеризовать издержки обращения торговли, разработка методики глубокого, полного факторного анализа данного экономического показателя имеют особую значимость в современных условиях хозяйствования. Таким образом, актуальность проблемы и высокая практическая значимость определили выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы. Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса мероприятий по оптимизации издержек обращения торгового предприятия ООО «Катрекс». Поставленная цель определяет главные задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы: изучить теоретические основы формирования затрат на предприятии; изучить теоретические основы организации работы торгового предприятия; ознакомление с финансовым состоянием предприятия, организаций; проанализировать коммерческую деятельность ООО «Катрекс». Достижение цели и решение задач осуществляется путём изучения деятельности предприятия и отдельных структурных подразделений. Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко»). Предмет исследования – коммерческая деятельность ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко»). Методы исследования: метод наблюдения, табличный метод, метод анализа и синтеза, метод сравнения, математические методы, статистические методы, метод цепной подстановки. Информационные источники: учебники, учебные пособия, научные журналы, ресурсы сети Интернет, ассортиментный перечень ООО «Катрекс». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников. 1 Теоретическая часть 1.1 Понятие затрат и себестоимости в торговой деятельности Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В экономической теории утвердился подход, который базируется на утверждении, что деятельность коммерческих предприятий торговли связана с разнообразными затратами, расходами, издержками и хозяйствующие субъекты стремятся принимать такие решения, которые бы обеспечивали получение максимально возможной прибыли. В нормативных документах и экономической литературе часто применяют такие термины, как «затраты», «расходы», «издержки». Неверное определение этих понятий может исказить их экономический смысл. Раскроем экономическую сущность вышеприведённых терминов. Под затратами следует понимать явные издержки предприятия, а под расходами – уменьшение средств предприятия или увеличение долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признаёт свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы [1]. Затраты по своей сути являются наиболее общим понятием, которое соединяет все израсходованные денежные ресурсы на проведение различных хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. При этом затраты превышающие эту величину переходят в категорию «потери». Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Также расходами признаются обоснованные и подтверждённые документально затраты (в отдельных случаях и убытки), понесённые или осуществлённые налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами принято понимать оправданные с экономической точки зрения затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными – затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Расходами можно признавать любые затраты фирмы, но при условии, что они направлены на получение дохода и понесены для осуществления деятельности данной фирмы. Однако не все затраты торговых предприятий могут быть признаны расходами, в частности, необходимыми к вычету при определении величины прибыли, облагаемой налогом. Следовательно, не признаются расходами в целях налогообложения следующие виды затрат торговых предприятий: – на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных, сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации; – в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога; – в виде сумм материальной помощи работникам; – в виде сумм налогов, предъявленных покупателю; – выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих вознаграждений; – в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачёту; – в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов указанных выше; – в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества; – в виде сумм налога на прибыль; – в виде взноса в уставный (складочный) капитал других организаций; – в виде штрафов, пени и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями; – на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода и др. По характеру затраты подразделяют на два вида: текущие и долговременные. Текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми в процессе хозяйственной деятельности логистическими задачами (закупкой, транспортировкой, хранением, подсортировкой, упаковкой, рекламой, реализацией товаров и т.д.). Долговременные затраты (инвестиции) связаны с решением стратегических задач – строительством, реконструкцией, покупкой новых видов автотранспортных средств, оборудования и т. п. Согласно действующим нормативно-правовым актам выделяют две основные группы расходов предприятий торговли: расходы по обычным видам деятельности, в частности для предприятий торговли – по реализации потребительских товаров, и прочие расходы. Состав расходов предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения представлен на рисунке 1. Рисунок 1 – Состав расходов предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения Подробный состав расходов для торговых предприятий представим в виде таблицы 1. Таблица 1 – Состав расходов предприятия в соответствии с законодательством Группа расходов Вид расходов Состав расходов 1 2 3 Расходы по обычным видам деятельности Издержки обращения Транспортные расходы Расходы на оплату труда Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) Продолжение таблицы 1 Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, инвентаря и оборудования Амортизация основных средств Расходы на ремонт основных средств Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд Расходы на рекламу Расходы на тару Затраты по оплате процентов за пользование займом Прочие расходы Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, предприятия Прочие расходы Операционные расходы Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих на основе патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции Расходы связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) Расходы, связанные с участием в других организациях Окончание таблицы 1 Расходы связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу) Внереализацион-ные расходы Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида Расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг Расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам Судебные расходы и арбитражные сборы Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов Другие обоснованные расходы Основным видом деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому текущие затраты представлены в основном издержками обращения. Издержки обращения являются важнейшей экономической категорией. В экономической теории существует множество определений для понятия «издержки обращения». В целом, зарубежные экономисты связывают понятие издержек с фактом ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Также издержки рассматриваются как стоимость использованных ресурсов. Для обоснования вышеизложенного тезиса представим несколько определений понятия «издержки обращения» от специалистов экономической отрасли различных школ и направлений в таблице 2. Таблица 2 – Определение понятия «издержки обращения» ученых-экономистов разных школ и направлений Автор Определение 1 2 Положению по бухгалтерскому учёту 10/99 «Расходы организации» Под расходами торгового предприятия (издержки обращения) признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Александров Ю.Л. Издержки обращения – денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей. Бланк И.А. Издержки обращения – это затраты материальных денежных и трудовых ресурсов, связанные с переводом (транспортировкой, хранением, реализацией) товаров из сферы производства в сферу потребления. Баканов М.А. Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда по осуществлению планомерной связи между производством и потреблением, опосредствуемой товарным обращением. Стенли Брю Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Сайфулина Р.С. Издержки обращения – совокупность затрат, связанных с процессом обращения товаров. Негашев Е.В. Издержки обращения – издержки, связанные со сбытом и приобретением товаров, с их продвижением в сфере обращения. Ковалева А.М. Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли. Окончание таблицы 2 1 2 Шеремет А.Д. Издержки обращения представляют собой общественно- необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. К ним относятся: затраты на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно- управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Кравченко Л.И. Издержки обращения – расходы на продажу организаций, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой издержки обращения. Соломатин А.М. Издержки – выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Результатом обзора научной литературы и периодики по вопросу определения понятия «издержки обращения» стал вывод об отсутствии в настоящее время единой точки зрения по истолкованию данной экономической категории. Однако все существующие определения данной категории можно разделить на две группы. Первая утверждает, что издержками обращения является денежное выражение стоимости затрат общественного труда, затрачиваемого с целью доведения товаров от производителя до потребителя. Вторая определяет издержки обращения как затраты материальных, финансовых, трудовых, и других видов ресурсов, необходимых для осуществления экономическим субъектом своей уставной деятельности и выраженные в денежной форме. В общепринятом изложении определение издержек обращения выглядит так: «это текущие затраты труда, основных и оборотных средств на реализацию товаров» [2]. Существует немало классификаций видов издержек обращения. Классификации по различным признакам помогают более детально изучить их сущность, провести анализ по их разновидностям, изучить их динамику и проследить тенденцию изменений для эффективного управления ими. Разработке классификации видов издержек обращения посвящено множество работ отечественных исследователей, например, таких как А.Н. Соломатин, И.А. Бланк, С.Н. Абрютина, Т.Б. Кувалдина [3]. При делении издержек на прямые и косвенные (общие, административно-управленческие) основой классификации является способ отнесения на издержки подразделений и отдельных товарных групп торгового предприятия. Под прямыми издержками обращения принято понимать затраты, которые напрямую можно отнести на какую-либо товарную группу или конкретный магазин (расходы на хранение, транспортные расходы и пр.). Под косвенными – затраты на содержание аппарата управления, большая часть расходов на рекламу и др. Такие затраты производятся для удовлетворения нужд всех структурных подразделений, что делает невозможным их распределение по товарным группам или отделам напрямую без осуществления предварительных расчетов. Для этого используются различные методы распределения: – пропорционально товарообороту отделов; – торговой площади, занимаемой отделами, с учетом этажности, места расположения в зале; – близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр. Деление издержек обращения на прямые и косвенные позволяет определить издержкоёмкость реализации товаров, что служит обоснованием уровня торговой надбавки, а также позволяет исчислить рентабельность продажи отдельных товаров и товарных групп. По экономическому содержанию выделяют чистые и дополнительные издержки. К чистым относятся общественно необходимые затраты торговых организаций, не увеличивающие стоимость товара, которые носят непроизводительный характер и возмещаются за счёт чистой прибыли. Их существование обусловлено процессом купли-продажи товаров, то есть чистые издержки связаны с обслуживанием процесса реализации. Примерами данной группы издержек являются расходы, связанные с проведением рекламных кампаний, выставок, с денежным обращением, ведением кассовых операций и др. К дополнительным издержкам обращения относятся затраты торговых организаций, обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения. Они обеспечивают сохранение и доведение товара до потребителя: расходы на транспортировку, хранение товаров, их фасовку, упаковку, комплектацию и др [4]. Для целей управленческого учета по составу выделяют простые и комплексные издержки обращения. Простые издержки обращения – это экономически одноэлементные расходы (например, расходы на оплату труда, транспортные расходы), в то время как комплексные состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы, расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров). По признаку рациональности использования расходы торговой организации делятся на производительные и непроизводительные. Например, к производительным можно отнести расходы на реализацию товаров, так как они дают полезный результат, то есть обеспечивают получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы – это, прежде всего, потери товаров в виде естественной убыли; технологические отходы организации стремятся снизить путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров. В зависимости от места формирования издержек обращения можно выделить: внешние и внутренние. Внешние издержки представляют собой денежные расходы в пользу сторонних организаций: транспортные расходы, расходы за пользование займом и пр. Внутренними являются издержки торгового предприятия на собственные ресурсы, используемые самостоятельно (расходы на оплату труда, на подготовку и переподготовку кадров). Издержки обращения по степени управляемости подразделяются на дискреционные (управляемые) и недискреционные (неуправляемые). Размер управляемых расходов может устанавливаться в зависимости от политики организации (расходы по рекламе, расходы на оплату труда и др.). К неуправляемым расходам относятся расходы по аренде зданий, сооружений, помещений, их размер не может меняться организацией произвольно [3]. Таким образом, классификация издержек обращения по различным признакам необходима для целей управления, то есть планирования, учета, анализа и регулирования, для целей налогообложения и проведения анализа. Приведённая классификация издержек обращения позволяет осуществить детальный анализ издержек обращения, выявить закономерности их изменения и дать объективную оценку результативности принятых управленческих решений. 1.2 Методические подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия 1.3 Управление затратами на торговом предприятии 2 Аналитическая часть 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Катрекс» Организация Общество с Ограниченной Ответственностью «Катрекс» (сокращённо ООО «Катрекс») осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке города Волгодонска, зарегистрирована 26 ноября 2002 года по адресу 347360, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 49. Фирменное наименование – магазин «Хозяин и Ко», который специализируется на розничной торговле бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой. Компании были присвоены: ОГРН 1026101933076, КПП 614301001, ОКПО 34135881 и выдан ИНН 6143025290 [5]. Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ – Устав предприятия, в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица. Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятий. В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управлением предприятия и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес и названия предприятия. Компанию возглавляет генеральный директор – Зайченко Сергей Викторович. Во время отсутствия генерального директора его обязанности исполняет заместитель генерального директора – Рыбасов Егор Николаевич. Размер уставного капитала составляет 10 000 рублей [6]. Зайченко С.В. и Рыбасов Е.Н. являются владельцами организации с равными долями в уставном капитале. ООО «Катрекс» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. ООО «Катрекс» создано без ограничения срока в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. В своей деятельности общество руководствуется Уставом, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Налоговым кодексом и другими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности. Также анализируемое торговое предприятие имеет собственную эмблему (рисунок 2). Рисунок 2 – Эмблема ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») Адрес магазина «Хозяин и Ко» совпадает с юридическим адресом ООО «Катрекс». Часы работы магазина: ежедневно с 9.00 до 18.00; суббота с 9.00 до 17.00; воскресенье с 9.00 до 15.00. Структура в широком смысле слова, есть совокупность элементов, составляющих систему, и устойчивых связей между ними. Альтернативные варианты формирования организационной структуры предприятия должны базироваться на стратегических планах, поскольку именно стратегия определяет структуру, а не наоборот. В этой связи под организационной структурой предприятия мы понимаем весь пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия [7]. Схема организационной структуры управления предприятия представлена на рисунке 3. Рисунок 3 – Схема организационной структуры управления ООО «Катрекс» Генеральный директор возглавляет торговое предприятие, определяет направления и стратегию развития предприятия. На время отсутствия генерального директора его права и обязанности переходят к заместителю генерального директора (при его отсутствии другому должностному лицу), о чем объявляется в приказе по организации. В подчинении у заместителя генерального директора находятся все структурные подразделения предприятия. Главный бухгалтер организует и осуществляет бухгалтерский учет, контролирует соблюдение законодательства при расходовании денежных средств и материальных ресурсов. Кассир, непосредственно подчиняется генеральному директору магазина и главному бухгалтеру. Дополнительные распоряжения может получать от заместителя генерального директора. Работники торгового зала консультируют клиентов по товарам фирмы, подбирают товары клиентам, размещают товары в торговом зале и на витринах по видам, цене, производителям и с учетом частоты спроса. Все субъекты, отражённые в схеме структуры управления, руководствуются в своей работе Уставом предприятия, а так же соответствующей должностной инструкцией. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой (по коду ОКВЭД: 52.45). Также ООО «Катрекс» работает ещё по 19 направлениям, в числе которых маркетинговые исследования, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, оптовая торговля лесоматериалами, транспортная обработка прочих грузов, сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества и др [5]. Здание организации с однотонным фасадом и красивой вывеской имеет экономически выгодное расположение, между площадью Победы и главной транспортной артерией города – улицей Морской, что обеспечивает высокую покупательскую активность. Торговые залы с хорошей внутренней отделкой оборудованы стеллажами, обеспечивающими удобный обзор товаров для потенциальных покупателей. Удобство подъезда, количество мест парковки и доступ для доставки грузов оцениваются как средние. Конкуренцию по определённым товарным категориям составляют такие магазины как «Технолюкс», «М.Видео», «Поиск», «Эльдорадо», «Эксперт». Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») за период 2015 – 2016 гг. в таблице 3. Таблица 3 – Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») за период 2015 – 2016 гг. Показатели 2015 год 2016 год Отклонение тыс. руб. % Товарооборот, тыс. руб., в том числе: 27287,47 27526,54 + 239,07 + 0,88 - покупная стоимость товаров, тыс. руб. 18525,46 18646,48 + 121,02 + 0,65 - торговая надбавка, тыс. руб. 8762,01 8640,99 ? 121,02 ? 1,38 - торговая надбавка, % 32,11 31,39 ? 0,72 ? 2,24 Издержки обращения, тыс. руб. 7603,41 7663,47 + 60,06 + 0,79 Себестоимость, тыс. руб. 26128,87 26309,95 + 181,08 + 0,69 Численность работающих всего, чел., в том числе: 23 23 – – - торгово-оперативный персонал 15 15 – – Товарооборот на одного работающего, тыс. руб./чел., в том числе: 1186,41 1196,81 + 10,39 + 0,88 - на одного работника торгово-оперативного персонала 1819,16 1835,10 + 15,94 + 0,88 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 4362,73 4519,22 + 156,49 + 3,59 Среднегодовая заработная плата одного работающего, тыс. руб. 189,684 196,488 + 6,804 + 3,59 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 13013,59 12692,12 ? 321,47 ? 2,47 Прибыль от продаж товаров, тыс. руб. 1158,6 1216,59 + 57,99 + 5,01 Налог на прибыль, тыс. руб. 231,72 243,318 + 11,60 + 5,01 Чистая прибыль, тыс. руб. 926,88 973,272 + 46,39 + 5,01 Чистая прибыль на одного работающего, тыс. руб. 40,30 42,32 + 2,02 + 5,01 Рентабельность продаж, % 4,43 4,62 + 0,19 + 4,28 Издержки обращения на 1 рубль торговой надбавки, руб. 0,868 0,887 + 0,02 + 2,20 Затраты на 1 руб. товарооборота, руб. 0,958 0,956 ? 0,002 ? 0,18 Фондоотдача, тыс. руб./руб. 2,10 2,17 + 0,07 + 3,43 В результате анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ООО «Катрекс», представленных в таблице 3, можно отметить увеличение товарооборота в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 239,07 тыс. руб. или на 0,91%. Издержки обращения предприятия возросли на 60,06 тыс. руб. или на 0,91%. Прирост товарооборота опережает прирост издержек обращения и прирост себестоимости, что положительно сказывается на результатах коммерческой деятельности ООО «Катрекс». На протяжении исследуемого периода численность работников ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») осталась неизменной. Товарооборот на одного работающего увеличился на 10,4 тыс. руб. или на 0,91%, а товарооборот на работника торгового зала возрос на 15,94 тыс. руб. или на 0,91%. Средняя заработная плата возросла на 0,567 тыс. руб., что в относительной величине составило 3,59%. Стоимость основных фондов ООО «Катрекс» снизилась на 321,47 тыс. руб. Данный результат стал следствием выбытия объекта основных фондов. Однако, фондоотдача увеличилась на 0,07 тыс.руб./руб. или на 3,47 %, что говорит о росте эффективности использования основных фондов. Прибыль от реализации товаров магазина «Хозяин и Ко» увеличилась на 56,49 тыс. руб. или на 3,07%. Это повлияло на увеличение чистой прибыли компании в размере 45,19 тыс. руб. или на 3,08 %. Рентабельность продаж в относительном измерении увеличилась на 2,15 %. Затраты на 1 рубль товарооборота в действительности не изменились. В целом анализируемое торговое предприятие функционирует эффективно. 2.2 Анализ товарооборота и товарного ассортимента Товарооборот является одним из основных показателей работы торговых предприятий, характеризуя все стороны их хозяйственной деятельности. От величины товарооборота зависят издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность. Анализ товарооборота позволяет выявлять резервы развития, оперативно корректировать торгово-технологические процессы. Значимость показателя товарооборота предопределяет необходимость его постоянного мониторинга. Основными задачами анализа товарооборота для предприятия торговли являются: – изучение динамики показателей товарооборота, включая выявление тенденций и закономерностей изменений, в них происходящих; – анализ товарооборота по организационным формам и методам торговли; – определение и количественная оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; – анализ сезонности товарооборота; – выявление внутренних резервов, путей и возможностей оптимизации товарооборота [8]. Проанализируем товарооборот в определенной последовательности, позволяющей охватить все аспекты его развития: 1. рассмотрим структуру товарооборота и его динамику; 2. изучим показатели объема товарооборота и их динамику; 3. рассмотрим показатели, характеризующие состав товарооборота; 4. проанализируем показатели структуры товарооборота и их изменение за рассматриваемый период. Прежде чем рассмотреть структуру товарооборота и приступить к анализу его динамики необходимо дать определение данного термина. Структура товарооборота представляет собой распределение отдельных продуктов или товарных групп в общем объёме их продажи путём выражения в абсолютных и относительных величинах. Рассмотрим структуру товарооборота ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») за 2015 – 2016 гг. в таблице 4. Таблица 4 – Структура товарооборота ООО «Катрекс» (магазин «Хозяин и Ко») за 2015 – 2016 гг. Товарные группы 2015 год 2016 год тыс. руб. % тыс. руб. % Бытовая техника 10157,48 38,64 10229,34 38,56 Сантехника 5523,00 21,01 5557,15 20,95 Электроинструменты 2539,37 9,66 2575,94 9,71 Посуда 2828,53 10,76 2860,46 10,78 Хозяйственные товары 3830,08 14,57 3874,29 14,61 Сувенирная продукция 1409,01 5,36 1429,36 5,39 Итого 26287,47 100,00 26526,54 100,00 Из таблицы видно, что товарная группа «Бытовая техника» на протяжении исследуемого периода занимает наибольшую часть в структуре товарооборота, в среднем 38,5%. Второе место по величине занимает товарная группа «Сантехника», примерно 20%. На продажу хозяйственных товаров приходится около 15% всего товарооборота. Остальные товарные категории – 10% и менее. Объем товарооборота не является величиной постоянной или меняющейся с постоянными темпами. Одновременное влияние многих факторов (подчас разнонаправленных) в каждом периоде по-своему влияет на формирование объемов товарооборота. Поэтому анализ товарооборота, проводимый предприятиями торговли, включает оценку разных аспектов равномерности реализации. При конкурентной борьбе на рынке наблюдается тенденция к полному учёту предприятиями сезонных особенностей спроса населения с целью удовлетворения потребностей покупателей и роста товарооборота. Если сезонные колебания в реализации продовольственных товаров могут быть сведены к минимуму, то по непродовольственным товарам они будут расти. Как правило, сезонные колебания товарооборота негативно влияют на большинство показателей хозяйственной деятельности торговых предприятий, например, затраты на хранение сезонных товаров, производительность труда, эффективность использования материально-технической базы, естественная убыль, качество обслуживания покупателей. Для дальнейшего анализа нам потребуется значение среднемесячного товарооборота. Найдём его по формуле 1 [9]. ?ТО?_(ср i)=?ТО?_i :12 , (1) где ?ТО?_ср – среднемесячный товарооборот, тыс. руб.; ТО – годовой товарооборот i-го периода, тыс. руб. ?ТО?_(ср 2015)=26287,47 :12=2190,62 тыс. руб. ?ТО?_(ср 2016)=26526,54 :12=2210,55 тыс. руб. Далее найдём относительные отклонения от среднемесячного товарооборота по каждому месяцу в году. В таблице 5 приведены данные по сезонным колебаниям товарооборота за 2015 – 2016 гг. Таблица 5 – Сезонные колебания товарооборота за 2015 – 2016 гг. Месяцы 2015 год 2016 год тыс. руб. % тыс. руб. % 1 2 3 4 5 Январь 1905,91 – 13,00 1907,28 – 13,72 Февраль 2032,03 – 7,24 2023,93 – 8,44 Март 2348,34 + 7,20 2405,43 + 8,82 Апрель 2133,66 – 2,60 2184,91 – 1,16 Май 2265,1 + 3,40 2167,67 – 1,94 Июнь 2087,66 – 4,70 2084,11 – 5,72 Июль 2032,89 – 7,20 2108,20 – 4,63 Окончание таблицы 5 Август 2144,62 – 2,10 2135,09 – 3,41 Сентябрь 2254,17 + 2,90 2284,19 + 3,33 Октябрь 2191,44 + 0,04 2235,21 + 1,12 Ноябрь 2258,53 + 3,10 2280,39 + 3,16 Декабрь 2633,12 + 20,20 2710,13 + 22,60 Итого: 26287,47 – 26526,54 – На основании вышеприведённой таблицы построим наглядный график сезонных колебаний товарооборота за 2015 – 2016 гг. (рисунок 4). Рисунок 4 – Сезонные колебания товарооборота за 2015 – 2016 гг. Анализируя данные таблицы 5 и рисунка 4 можно сделать однозначный вывод о том, что пик продаж прочно закреплён в декабре. В этом месяце наблюдаются рекордные продажи от 2900 до 3100 тыс. руб., что превышает среднемесячный товарооборот примерно на 20-23%. После пика продаж наступает спад, вызванный насыщением рынка и длящийся с января по октябрь за исключением марта, мая ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: