VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, виды и методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011248
Тема: Понятие, виды и методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией
Содержание
Содержание

Введение	3
1 Теневая экономика: понятие, виды и формы	5
1.1 Понятие теневой экономики	5
1.2 Виды и формы теневой экономики	9
2 Коррупция: понятие, виды и функции	13
2.1 Понятие и виды коррупции	13
2.2 Функции коррупции	17
3 Политика противодействия теневой экономике в РФ	19
4 Политика противодействия коррупции в РФ	23
Заключение	28
Список использованной литературы	30


Введение
     
     Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для России, так и для многих стран мира. Некоторые разновидности теневой деятельности (наркобизнес, коррупция, финансирование терроризма) признаны угрозами национальной экономической безопасности, их справедливо включают в число глобальных проблем современности.
     Не смотря на то, что теневая экономика приобрела значительные масштабы, ощутимо сказывается на развитии всего мирового хозяйства, в настоящее время не выработано единого подхода к ее определению. При трактовке данного понятия упор делается как на ее криминальную составляющую, так и а отражение операций в бухгалтерском учете предприятия.
     Актуальность темы курсовой работы напрямую связана с тем, что Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39% от прошлогоднего ВВП страны, отмечается в поступившем в РБК исследовании международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики. Показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38%.
     Эксперты ACCA определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора. Наименьшие показатели объема теневого сектора по итогам 2016 года зафиксированы в США (7,8% ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2%).
     Доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66%, подсчитала ACCA. В ближайшие годы она будет сокращаться: до 22,5% в 2017 году, 22,1% в 2020-м и 21,4% в 2025 году, прогнозируют эксперты. В России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33%, а к 2025 году останется на том же уровне — 39,3%, ожидает ACCA.
     Целью работы является рассмотрение сущности, особенностей развития теневой экономики и коррупции, а также методов борьбы с ними.
     В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
     1. рассмотреть понятие теневой экономики и коррупции;
     2. рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой;
     3. рассмотреть методы борьбы с коррупцией.
     Данная работа начинается с рассмотрения понятий теневой экономики и коррупции, дается их классификация, рассматриваются функции данных социальных явлений. Анализируется теоретическая база, необходимая для более глубокого изучения объекта исследования.
     Далее происходит изучение опыта противодействия теневой экономике и коррупции в Российской Федерации.
     Понятие, виды и методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией рассмотрены достаточно широко многими авторами как российской, так и зарубежной литературы. Для написания данной работы мной были выбраны следующие авторы: Агарков Г.А., Тимофеев Л.И., Куракин А.В., Скобликов П.А., Васильев А.А., Богданов И.Я., Андрианов, В.Д. Данные авторы очень подробно рассматривают предмет данной курсовой работы, учитывая зарубежный опыт и исторические факты формирования данных проблем в Российской Федерации.
     

1 Теневая экономика: понятие, виды и формы
1.1 Понятие теневой экономики
     
     Теневая экономика представляет собой деятельность хозяйствующих субъектов, которая развивается, минуя государственный учет и контроль.
     Данное социально-экономическое явление охватывает всю систему общественно-экономических отношений, у него не контролируется сектор воспроизводства, а также скрывается процесс распределения и обмена от государственного контроля экономических благ.
     Существуют разнообразные виды деятельности, которые отрицательно влияют на развитие экономики, причиняют материальный вред государству и обществу, вносит дестабилизацию в политическую деятельность государства. Своевременное выявление подобных видов деятельности является непременным условием полноценного развития общества.
     Определение теневой экономики как негативного явления, которое наносит вред, позволяет в полном объеме рассмотреть данный сектор, понять внутренние связи и взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, дает возможность определить условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления.
     Теневая экономика непосредственно связана с легальным сектором экономики и является ее неотъемлемой частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными благами, рабочей силой и т.д., но при этом не участвует в экономических отношениях с государством в качестве субъекта хозяйствования.
     Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака:
     * противоправная деятельность в целях получения исключительно в собственных интересах неконтролируемого дохода;
     * получение дохода, который полностью или частично выведен из-под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод.
     Термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале семидесятых годов двадцатого века для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. В отечественной научной литературе использование термина связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности после введения Уголовного Кодекса СССР в 1961 году.
     К середине восьмидесятых годов в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Это было обусловлено причинами, связанными с разрастанием неформальной экономики, криминализацией и повышением роли теневой экономики в народном хозяйстве.
     Объемы нелегальных услуг становились значительными, невозможность их учета резко снижал достоверность фактических и прогнозных оценок потребностей населения в услугах. Исследованиям этих проблем посвящены работы А. Гурова, Т. Корягиной, А. Крылова, О. Осипенко, М. Шабановой, В. Рутгайзера, В. Силласте и др. Однако в те времена в теневой экономике преобладали криминальные тенденции, статистическая методология оценки теневой экономики практически не рассматривалась в виду невозможности выявления информации и отсутствия технических средств, позволяющих выявить даже приблизительный уровень теневой экономики.
     В период образования и развития теневая экономика подразделилась на три вида:
     * неофициальная экономика –  состоит из легальных видов деятельности, связанных с производством товаров и услуг, которые не отражаются в официальной статистике. Такая деятельность получила широкое распространение в оказании услуг (ремонт квартир; предоставление жилья в аренду в курортной местности; репетиторство, осуществляемое частным образом без юридического оформления договоров и т. д.). При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения;
     * фиктивная экономика – это деятельность, связанная с получением необоснованных выгод хозяйствующими субъектами. К этому виду экономики относятся: приписки, осуществляемые руководителями предприятий в государственном секторе экономики, взяточничество, мошенничество;
     * подпольная экономика – это запрещенные законом виды экономической деятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта и услуг, производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов, деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься данным видом деятельности (врачи, адвокаты, практикующие без лицензии).
     Со второй половины девяностых годов двадцатого века поток отечественной литературы о проблемах теневой экономики стремительно растет – ею занимаются социологи, экономисты, криминологи, статистики, историки, политологи и др.
     Однако исследователями проблематики теневых экономических процессов до настоящего времени не выработано единого, общепринятого, универсального понятия теневой экономики. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная – вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.
     В российской и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению явления, которое сегодня обозначается термином «теневая экономика».
     Зарубежная теория и практика в понятие теневой экономики вкладывают два аспекта:
     * занижение или укрывательство от учета доходов от разрешенной в государстве деятельности;
     * запрещенную в государстве экономическую и другие виды преступной деятельности, которые лишь перераспределяют уже созданные доходы.
     Таким образом, теневая экономика – это хозяйственная деятельность, носящая как противоправный, так и не запрещенный законом характер: производство товаров и оказание услуг населению за плату, которая не фиксируется в официальной статистической отчетности; система экономических связей и отношений между субъектами хозяйствования и управления в сфере производства, распределения и присвоения материальных благ в личных целях.
     Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства. Считается, что границы понятия «экономическое преступление» в силу его условности вообще очень трудно определить в строго уголовно-правовом смысле.
     Следует разграничить две группы экономических преступлений:
     1. деятельность предпринимателей, вынужденных укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Таким образом, причиной распространения теневой экономики в широких масштабах является несостоятельность государственной власти, ее интеллектуальная непригодность, когда правила ведения законной предпринимательской деятельности вынуждают предпринимателей искать обходные пути, чтобы сохранить свой бизнес и не пополнить ряды безработных. Следовательно, государство должно привлечь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы разработать такие нормативные правовые акты (или законы), которые позволяли бы привлечь большинство предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя мотивацию труда, моральную и материальную заинтересованность. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес предприятий, которые ведут законную деятельность, значительно больше, чем в странах с переходной экономикой.
     2. экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом. Торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных средств и т.д. – все это экономические преступления, являющиеся одновременно и уголовными. Для них требуются совершенно иные меры пресечения, чем для первой группы. Незаконно нажитый капитал, отвлекая существенные финансовые ресурсы общества, провоцирует обострение финансового кризиса, подрывает экономическую среду функционирования законного капитала и, легализуясь, определяет приоритеты инвестиционной политики государства.
     Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:
     Теневая экономика – это часть экономики, образуемая преступной (незаконной) экономической деятельностью двух типов – предпринимательской и уголовной, масштаб распространения которой зависит от уровня экономического развития страны.
     
1.2 Виды и формы теневой экономики
     
     Теневая экономика состоит из скрытых, неформальных и нелегальных видов деятельности, но между разными формами теневой экономической деятельности нет четких границ. Примером могут служить схемы «отмывания» денег, которые были изъяты организованными преступными группами у теневых предпринимателей, так как происходит вывод из теневой в легальную экономическую деятельность, при этом легальные организации также могут нарушать законодательство проводя подобные операции.
     Неформальная экономика («некриминальная», «неофициальная», «вторая» или «беловоротничковая») – это запрещенная законом экономическая деятельность работников официальной экономики на их рабочих местах, которая приводит к сокрытию перераспределения ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются люди на руководящих должностях («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемую от теневой экономики выгоду используют одни люди за счет потерь, которые несут другие люди. В современных условиях неформальную экономику относят к самому большому сектору теневой экономики.
     К неформальной экономике также относят непреступные виды деятельности незарегистрированные в контролирующих государственных органах. К такой деятельности относятся ведение подсобного и домашнего хозяйства, услуги, оказываемые населению специалистами без регистрации своей деятельности, сдача в аренду недвижимости без подачи сведений в контролирующие органы, частный извоз, услуги по строительству и ремонту, осуществляемые бригадами рабочих без оформления трудовых договоров, и т.д.
     Субъектами неформальной деятельности являются лица, которые уклоняются от финансового контроля со стороны государства.
     Фиктивная экономика («серая») – это деятельность, в основе которой лежит коррупция, примером может служить получение льгот, субсидий, материальных благ при помощи взяток или знакомств.
     Нелегальная экономика («черная», «подпольная», «криминальная») – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных законом товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики. «Черной» теневой экономикой считаются все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, дестабилизирующими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, кражи личного имущества, вымогательство, рэкет), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и хищения, корыстные должностные и хозяйственные преступления, азартные игры, проституция и так далее). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.
     Для классификации разновидностей теневой деятельности рассматривают их связи с легальной экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности.
     Можно классифицировать теневую экономику по характеру и полноте регистрации хозяйственных операций. В этом случае теневая экономика делится на следующие сегменты:
     1. по мотивам отношения хозяйственных агентов к отчетности:
     * скрытая экономика – экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйственными агентами от контролирующих органов;
     * потерянная экономика – экономическая деятельность, не попадающая в отчеты из-за неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов;
     2. по охвату деятельности статистическим учетом:
     * учтенная экономика – экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой, благодаря специальным расчетам;
     * неучтенная экономика – экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.
     Экономическая система в любой стране состоит из легальной и нелегальной теневой экономической деятельности. Реформы девяностых годов в экономике сопровождались укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа. Следует отметить, что «выживание» возникшей частной собственности связано лишь со спекулятивными финансовыми махинациями. По сей день на всем постсоветском пространстве нелегальная экономика функционирует наряду с легальной.

2 Коррупция: понятие, виды и функции
2.1 Понятие и виды коррупции
     
     В римском праве термин «corrumpere» трактуется, как разрушать, ломать, подкупать, повреждать и означает незаконные действия в судебной практике. Этот термин появился от сложения латинских слов «correi» – означающего несколько участников одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» – ломать, повреждать, отменять. В итоге образовалось самостоятельное определение, которое предполагало участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
     В литературе существует множество определений термина «коррупция». В толковом словаре русского языка он характеризуется как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
     Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией она определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
     Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы определяет границы коррупции гораздо шире. По этому определению, коррупция представляет из себя взяточничество и любое другое подобное поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
     Также, в докладе Совета по внешней и оборонной политике и Регионального общественного фонда «Индем», говорится, что под коррупцией понимается ситуация, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду третье лицо (к примеру, компания, которая обеспечивает себе, благодаря этому решению, государственный заказ, минуя прохождение установленных процедур), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
     Признаки, присущие коррупции: принимается незаконное или нарушающее общественные нормы решение, обоюдное согласие сторон; получение обоими сторонами незаконной выгоды и преимуществ; сокрытие сторонами своих действий.
     В статье 1 федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. 
     В Российской юридической энциклопедии имеется следующее определение «коррупция – это использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях».
     Наличие столь различных точек зрения на определение коррупции говорит о сложности этого явления и свидетельствует о необходимости более глубокого и всестороннего его изучения.
     Возникновение и существование коррупции, с точки зрения теории, возможно с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. В этот момент у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения исходя из своих корыстных побуждений, а не из интересов общества, государства или фирмы. С точки зрения истории, это начинается со времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.
     Следовательно, коррупция выражает отношения между должностными лицами и отдельными членами общества с целью использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны, под которой может пониматься государство, общество или фирма.
     Субъектами коррупционных отношений могут выступать как должностные лица, так и представители легального и нелегального частного сектора.
     Объектами коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
     Сегодня коррупция – это не просто уголовно-правовое явление, которое можно квалифицировать определенной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупция распространена во всех областях общественной и экономической деятельности.
     Классифицировать коррупцию можно по следующим параметрам: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или незаконных действий.
     Формы и виды коррупции:
     1. в зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:
     * государственная коррупция (коррупция госчиновников);
     * коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); 
     * политическая коррупция (коррупция политических деятелей);
     2. в зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:
     * запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; 
     * подкуп по инициативе просителя;
     3. в зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:
     * индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
     * предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
     * криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии);
     4. в зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:
     * денежные взятки;
     * обмен услугами (патронаж, непотизм);
     5. в зависимости от степени централизации коррупционных отношений:
     * децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);
     * централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);
     * централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным);
     6. в зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:
     * низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); 
     * верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); 
     * международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений);
     7. в зависимости от степени регулярности коррупционных связей:
     * эпизодическая коррупция; 
     * систематическая (институциональная) коррупция; 
     * клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

2.2 Функции коррупции
     
     Коррупция является одним из видов социальных отношений и выполняет определенные функции, которые имеют как отрицательные, так и положительные стороны:
     * снижение бюрократических препятствий – данная функция стимулирует ускорение экономических и социальных процессов, которые положительно влияют на экономический результат;
     * усиление позиции элит – отрицательная функция, так как при усилении позиций при применении коррупции может сложится ситуация, при которой коррумпированное должностное лицо начинает выполнять свои функции только при получении вознаграждения, а также может установить уровень вознаграждений на свои действия;
     * стимулирование экономического роста – скорость оформления процедур напрямую влияет на экономические выгоды и, соответственно, рост экономики;
     * содействие политическому развитию – данная функция является следствием борьбы с коррупцией, так как при ее выявлении одновременно выявляются процессы, где несовершенно законодательство, и следовательно, для искоренения коррупции создаются мероприятия по улучшению общественных процессов.
     Следовательно, коррупция – это сложнейшее социальное явление, которое требует глубокого всестороннего изучения. В научных кругах дают различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция – это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.
     
     

3 Политика противодействия теневой экономике в РФ
     
     Не смотря на то, что практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы.
     Так, например, обыденное представление о желательности полной ликвидации данного явления является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то здесь речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневой экономики «любой ценой».
     Соответственно, можно цель борьбы с теневой экономикой можно определить следующим образом: минимизация совокупных потерь от последствий теневой экономики и от борьбы с ними.
     Что касается методов борьбы, то здесь наиболее распространенным является социально-правовой контроль. Его сущность заключается в установлении правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений.
     При этом, в зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:
     * государственный контроль – осуществляется государственными органами.
     * контроль негосударственных организаций.
     В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:
     * банковский контроль – его субъектами выступают коммерческие банки;
     * страховой контроль – осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
     * потребительский контроль – осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.
     * аудиторский (независимый) контроль – осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
     * контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).
     * внутренний контроль – осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.
     Можно выделить следующие меры, которые могли бы способствовать повышению социально-экономического контроля:
     1. внедрение открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства;
     2. важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами, а за социально-экономическими процессами;
     3. последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно;
     4. необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.
     В Российской Федерация на сегодняшний день активно предпринимает меры по борьбе с теневой экономикой: совершенствует налоговую систему, администрирование правительственных расходов; уменьшает коррупционную нагрузку на бизнес. Правительство и Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) приняли ряд мер, которые оказали существенно влияние на сокращение теневого оборота наличных денег в экономике: санация банковской системы; повышение контроля над деятельностью платежных систем; установление лимитов на снятие наличных денег через банкоматы и на перевод средств между физическими лицами и т.п. В целях усиления борьбы с фирмами-однодневками были ужесточены формальные требования для регистрации фирмы и введены новые основания для отказа в регистрации.
     Решить проблемы серой бухгалтерии и торговли «из-под кассы» в организациях помогает обязательное внедрение сертифицированной инновационной контрольно-кассовой техники.
     Президент России Владимир Путин предложил на два года освободить самозанятых граждан от уплаты налогов и обязательных взносов. Таким образом, теневая экономика оказывает большое влияние на экономическую безопасность государства. Высокий процент участия в тени грозит утратой обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

4 Политика противодействия коррупции в РФ
     
     Антикоррупционная политика заключается в государственном регулировании мероприятий по устранению причин и условий, создающих коррупцию во всех социально-экономических сферах деятельности.
     Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Исследовании международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) показывают, что на сегодняшний день в Российской федерации процветает коррупция, Россия находится на четвертом месте в мире по уровню коррупции. Данный факт крайне негативно влияет на экономическое развитие страны, вносит дестабилизацию не только в экономических, но и в политических аспектах деятельности государства. Для борьбы с таким уровнем коррупции необходимо затрачивать бюджетные средства, которые при отсутствии коррупции можно направить на более значимые социальные нужды страны.
     Осознание этой проблемы имеет место на самом высоком уровне руководства страны. Будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Медведев в одном из посланий к Федеральному собранию отметил: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».
     Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
     В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.
     Проведен анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам анализа из 5634 функции признано избыточными – 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций направлено на повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции.
     Повышение транспарентности органов государственной власти является одним из наиболее действенных средств преодоления коррупции, поскольку существенно затрудняет сокрытие коррупционных действий.
     Необходимо рассмотреть краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
     Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44