VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, цели и задачи оценки финансового состояния организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007225
Тема: Понятие, цели и задачи оценки финансового состояния организации
Содержание
63





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 





РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ 

В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ

И.о.заведующего кафедрой

финансов, денежного обращения

и кредита,

канд. экон. наук, доцент

____________Е.С. Корчемкина

«___»________________2017г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СИБПРОМСТРОЙ»)

38.03.01 Экономика



Выполнила работу 

студентка  5 курса 

заочной формы обучения



Владимирская

Юлия

Александровна 







Руководитель работы

доктор экон.наук, доцент





Болдырева

Наталья

Брониславовна







г. Тюмень, 2017



Работа выполнена на кафедре финансов, денежного обращения и кредита  Финансово-экономического института ТюмГУ

по направлению «Экономика», 

по профилю «Финансы и кредит»





























Защита в ГЭК

протокол от _________№___

	оценка ______________

	ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	4

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ	6

1.1. Понятие, цели и задачи оценки финансового состояния организации	6

1.2. Методики оценки финансового состояния	13

1.3.Проблемы финансового состояния организаций	16

	ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «СИБПРОМСТРОЙ»	25

2.1. Краткая характеристика организации. Анализ ликвидности и платёжеспособности организации	25

2.2. Анализ финансовой независимости и устойчивости. Анализ деловой активности и рентабельности 	33

2.3. Пути улучшения финансового состояния ООО«СибПромСтрой». Оценка экономической эффективности внедрения предложенных методов	42

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	54

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что финансовое состояние предприятия может быть определено как сложная экономическая категория, которая на определенную дату характеризует наличие различных активов, обязательств, способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться в меняющейся внешней среде, нынешней и будущей возможности удовлетворить требования кредиторов, а также ее инвестиционной привлекательности.

Цель данной дипломной работы разработать рекомендации по улучшению финансового состояния организации.

Для реализации названой цели поставлены и  решены следующие задачи: 

• Рассмотрены теоретические основы оценки финансового состояния организации: концепция, цели и задачи оценки финансового состояния организации, методика оценки и проблема финансового состояния организаций;

• Проанализировано финансовое состояние ООО «СибПромСтрой», его доходность, ликвидность, платежеспособность и финансовая независимость и стабильность, а также структура баланса на период 2013-2015 гг .;

• Были выявлены проблемы в финансовом состоянии организации и предложены способы их устранения.

Объектом данного исследования выступает ООО «СибПромСтрой».

Предметом исследования является финансовое состояние исследуемой организации. 

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  

В первой главе исследованы теоретические основы оценки финансового состояния организации: понятие, цели и задачи; методики оценки и проблемы финансового состояния организации. Во второй главе проведена оценка финансового состояния ООО «СибПромСтрой» и предложены методы улучшения финансового состояния исследуемого предприятия.

В качестве информационной базы исследования при решении вышеперечисленных задач использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «СибПромСтрой» за 2013-2015 гг., а именно:

- бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД) и другие формы отчетности,  а также годовые отчеты.

Методической основой для написания дипломного проекта были работы отечественных и зарубежных ученых и экономистов, материалы нормативной справочной литературы, периодических изданий и средств массовой информации.






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.Понятие, цели и задачи оценки финансового состояния организации



Существуют различные подходы к пониманию понятия «финансовое состояние». Рассмотрим некоторые из этих определений.

Молибог Т.А., Молибог Ю.И. считают, что под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами рыночных отношений, платежеспособностью и финансовой устойчивостью  [29,с.262].

Другой коллектив авторов дает более широкое определение. Финансовое состояние организации – это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации. Финaнсовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений организации и поэтому определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение своевременного поступления и рaсходования денежных ресурсов, выполнение расчётной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Финансовое состояние является индикатором, харaктеризующим жизнеспособность организации, и одним из основных критериев её конкурентоспособности.

А вот какое определение финансовому состоянию дает Савицкая Г.В.: «Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию» [37,256]. 

Автор данного дипломного исследования соглашается с мнением Маркарьяна Э.А. по поводу определения термина «финансовое состояние», который определяет финансовое состояние организации как   «…совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля над его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов» [28; 34]. 

Финансовое состояние организации может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. 

Анализ финансового состояния включает следующие блоки:

а) оценка имущественного положения и структуры капитала:

анализ размещения капитала;

анализ источников формирования капитала;

б) оценка эффективности и интенсивности использования капитала:

анализ рентабельности (доходности) капитала;

анализ оборачиваемости капитала;

в) оценка финансовой устойчивости и платежеспособности:

анализ финансовой устойчивости;

анализ ликвидности и платежеспособности;

г) оценка кредитоспособности и риска банкротства. [36,с.309].

Анализ финансового состояния основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Финансовая устойчивость организации – это такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска. Финансовая устойчивость – неоднозначная характеристика деятельности организации. В широком смысле под финансовой устойчивостью организации следует понимать ее способность не только поддерживать достигнутый уровень деловой активности и эффективности бизнеса, но и наращивать его, гарантируя при этом платежеспособность, повышая инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, чтобы в основе политики финансирования бизнеса соблюдался баланс между наращиванием объема финансовых ресурсов и сопутствующим этому процессу ростом финансовой зависимости, с одной стороны, и достижением такого прироста отдачи (эффективности) финансовых ресурсов, который мог бы компенсировать усиление финансовых рисков, с другой стороны.

Финансовое состояние организации непосредственно зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение организации, и, наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния организации и ее платежеспособности. Значит, устойчивое финансовое состояние организации — это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности организации. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Следовательно, финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности организации должна обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Главная цель финансовой деятельности — определить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.

При этом необходимо:

На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнению плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния организации.

Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реально сложившихся условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разрабатывать модели изменения финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.

Анализ финансового состояния фирмы - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Финансовый анализ позволяет не только оценить финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. 

Виды и результативность оперативного финансового анализа представлены на рис.1.1.

Рисунок 1.1 – Виды и результативность оперативного финансового анализа.

Источник: составлено автором.



Финансовый анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. [46]

Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:

внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия,

внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).

Цель финансового анализа представлена рис.1.2.

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния предприятия, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды. 



Рисунок 1.2 – Цель финансового анализа.

Источник: составлено автором.



С различиями в постановке задач анализа связаны различия в выборе показателей, определяющих управленческие решения внутренних и внешних пользователей информации. Безусловно, можно выделить показатели, в равной степени важные как для внешних, так и для внутренних аналитиков (например, ликвидность). Тем не менее, для каждой из указанных групп существует особый набор показателей, которые являются определяющими (основными) при принятии решения относительно рассматриваемой организации. 

Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:

определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования; 

выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период; 

определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия; 

выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния. 

Основные направления анализа:

анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала, 

анализ ликвидности и финансовой устойчивости, 

анализ прибыльности и структуры затрат, 

анализ оборачиваемости, 

анализ рентабельности, 

анализ эффективности труда. 

В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям. Это объясняется взаимосвязанностью показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других. Например, снижение рентабельности часто связано с ухудшением оборачиваемости активов.

В зависимости от поставленных целей финансовый анализ состояния предприятия может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).

		Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.   Если   производственный   и   финансовый   планы   успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Финансовое состояние в плане платежеспособности может быть изменчивым. Если вчера еще предприятие было платежеспособным, то сегодня ситуация изменилась – пришло время расплачиваться с кредитором, а у предприятия нет денег на счете, поскольку не поступил своевременно платеж за поставленную продукцию, то есть оно стало неплатежеспособным из-за финансовой  недисциплинированности своих дебиторов. Если задержка с поступлением платежей носит краткосрочный или случайный характер, то ситуация может измениться в лучшую сторону, однако не исключены менее благоприятные варианты.

		Таким образом, если обобщить все определения, то финансовая устойчивость - это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. В свою очередь, платежеспособность можно определить, как способность предприятия отвечать по своим обязательствам в установленные сроки.

		

1.2. Методики оценки финансового состояния.



К настоящему моменту в мировой практике сложились достаточно стабильные подходы к анализу финансовой отчетности предприятий и формированию выводов и рекомендаций по результатам анализа. Используемые в этом процессе методики можно условно подразделить на четыре группы: трансформационные, качественные, коэффициентные и интегральные.

Однако, эти методики, вообще говоря, не несут аналитической функции и не приводят напрямую к каким-либо выводам и рекомендациям. Приемы дефлирования отчетности, использующие официальные индексы инфляции, иностранные валюты и оценки экспертов, призваны, в первую очередь, обеспечить сопоставимость данных различных отчетных периодов, однако адекватность подобных методов ограничивает ряд факторов:

движение средств обычно происходит неравномерно в течение периода, дефлирование же производится на отдельные отчетные даты; 

реальные темпы инфляции обычно существенно различаются для отдельных категорий активов и даже для различных видов активов в группе, в то время как дефлирование производится единым усредненным индексом; 

учетные оценки историчны по своей природе, активы, используемые в течение нескольких периодов без переоценки, выражены в единицах покупательной способности, соответствующей ранним отчетным периодам и, следовательно, будут необоснованно дефлированы; 

дефлирование не учитывает аспекты изменения рыночной стоимости активов под влиянием меняющихся оценок рисков, связанных с ними. Таким образом, блок трансформационных методик носит дескриптивный характер и, вообще говоря, не может рассматриваться как набор способов оценки финансового состояния предприятия. 

Качественные методики оценки финансового состояния подразделяются на методики вертикального, горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса и формализованные анкетные схемы.

В отношении вертикального анализа можно отметить, что однозначно интерпретировать текущую структуру средств представляется весьма затруднительным.

Сравнение со среднеотраслевыми показателями (базы данных по которым в России к тому же централизованно не ведутся и не публикуются) может лишь показать, что показатели предприятия отклоняются от средних, не уточняя, положительна ли эта тенденция или нет.

Выбор в качестве эталона структуры средств динамично развивающегося конкурента также сталкивается с ограничениями, так как значительные деформации накладываются на представление об оптимальной структуре средств и степенью склонности собственников предприятия к риску.

Горизонтальный анализ представляется весьма ограниченным по следующим причинам:

произошедшие изменения характеризуют действия прошлых периодов, и отсутствуют основания считать, что подобные тенденции сохранятся и в будущем; 

не имея дополнительных данных, невозможно однозначно интерпретировать рассматриваемые изменения (абсолютные и относительные); 

некоторые результирующие показатели обусловлены столь значительным числом факторов, в том числе и внешних, как экономических, так и политических, что прогнозировать их на основе анализа предшествующей динамики практически невозможно; 

оценивать рост эффективности, не имея данных о реальном состоянии организации, достаточно затруднительно; 

сам формат некоторых форм отчетности следует видоизменять, представляя все числовые данные в виде положительных чисел, так как горизонтальный анализ отрицательных числовых данных не нагляден и может вызывать затруднения в интерпретации. 

В то же время, возможности вышеперечисленных качественных методик ограничены при условии сильной инфляции, что характерно для стран СНГ в настоящее время.

Использование в качестве финансового инструмента существующих формализованных анкетных схем сталкивается с ограничениями, так как большинство подобных схем предлагают формулировки, однозначно оценить которые достаточно затруднительно. Таким образом, методики, представленные в блоке качественного анализа, также не ведут к практическим выводам и рекомендациям в случае применения их к данным публичной финансовой отчетности.

Стремление к такой детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой.

Интегральные методики оценки финансового состояния предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции по следующим направлениям: регрессионные модели оценки вероятности банкротства, банковские кредитные рейтинги, отраслевое ранжирование, анализ нечетких множеств и сводные рейтинговые модели.

Несмотря на достоинства регрессионных моделей предсказания банкротства, попытки механического их внедрения в деятельность российских аналитиков ограничиваются рядом объективных предпосылок. Во-первых, на данный момент отсутствуют модели, сформированные на базе российской финансовой отчетности. Во-вторых, достаточно отдаленный от российский практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.

Подводя итоги анализа методик финансовой диагностики, нужно отметить, что опыт проведения финансового анализа российских компаний говорит о том, что большинство существующих методик в современном виде не применимы к оценке финансового состояния российских предприятий, а анализ результатов выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные (рассмотренные выше) проблемы в этой области исследований.



1.3.Проблемы финансового состояния организаций.



При рассмотрении финансового состояния предприятия можно обнаружить три возможные проблемы:

1. Снижение финансовой независимости или низкая финансовая устойчивость.

2.   Дефицит денежных средств. Низкая платежеспособность.

3. Недостаточное удовлетворение интересов собственника.

Распространенный штамп финансового анализа - поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле, при этом часто имеется в виду динамика изменений. Самым "многострадальным" в этом плане является коэффициент общей ликвидности.

Коэффициент общей ликвидности оценивает потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов. Величина коэффициента определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

Оборотные активы - это приобретенные сырье и материалы, находящаяся в процессе изготовления продукция (незавершенная продукция), хранящаяся на складе и ожидающая отгрузки готовая продукция, а также задолженность покупателей за продукцию отгруженную (дебиторская задолженность).

В большинстве случаев решение потянуть с оплатой того или иного счета принимается осознанно по простой причине - не хватает собственных средств на ведение текущей деятельности компании. Осталось внести последние штрихи: заработанные собственные средства - это, безусловно, прибыль. Ведение производственной деятельности - это создание оборотного капитала и приобретение внеоборотных активов. (Чтобы производить продукцию, нужны материалы, из которых продукция изготавливается, и станки, на которых она создается.)

Одна из причин сокращения коэффициента общей ликвидности состоит в том, что компания может "перебрать" с капитальными вложениями - строительством цехов, приобретением оборудования, других компаний, то есть осуществить приобретения, которые ей сейчас не по карману (карманом в этом случае является опять же прибыль). Капитальные затраты, превышающие прибыль компании, потребуют привлечения дополнительных заемных средств. Опережающий рост заемных средств приведет к снижению показателей ликвидности (рис.1.3).



                             ?????????????????????????????????????????????????????

                             ?                      Убытки.                      ?

                         ???>?       Недостаточные результаты деятельности       ?

                         ?   ?         (результат, прибыль недостаточны)         ?

                         ?   ?????????????????????????????????????????????????????

                         ?

                         ?   ?????????????????????????????????????????????????????

                         ?   ?    Капитальные вложения, превышающие финансовые   ?

???>? возможности предприятия (сумма полученной прибыли ?

???????????????????????  ?   ?    и размер привлеченных долгосрочных кредитов)   ?

?Снижение коэффициента?  ?   ?????????????????????????????????????????????????????

?   общей (текущей)   ????

?     ликвидности     ?  ?   ?????????????????????????????????????????????????????

???????????????????????  ?   ?               Краткосрочные кредиты,              ?

                         ???>?           привлеченные на финансирование          ?

                         ?   ?                капитальных вложений               ?

                         ?   ?????????????????????????????????????????????????????

                         ?

                         ?   ?????????????????????????????????????????????????????

                         ?   ?    Изменение условий взаиморасчетов предприятия   ?

                         ?   ?      с покупателями и поставщиками в сторону      ?

                         ???>?       преобладания доли авансов покупателей       ?

                             ?           и кредиторской задолженности.           ?

                             ?При этом будет наблюдаться прирост денежных средств?

                             ?????????????????????????????????????????????????????

Рисунок 1.3 – Причины снижения коэффициента текущей ликвидности.

Источник: составлено автором.



Таким образом, в большинстве случаев причиной снижения коэффициента ликвидности является то, что предприятие мало заработало, то есть получило недостаточно прибыли или, еще хуже, убыток, либо потратило на текущую деятельность больше, чем смогло заработать.

Изменив формулу расчета коэффициента ликвидности, мы выйдем на факторы, определяющие его величину:

Общие активы = Общие пассивы. Общие пассивы = Собственные средства (накопленная прибыль) + Долгосрочные кредиты + Краткосрочные обязательства.                                                                                                 (3)

Коэффициент        Оборотные активы      Общие активы <*> - Внеоборотные активы

  общей    = ------------------------ = -------------------------------------- =

ликвидности   Краткосрочные обязательства         Краткосрочные обязательства

      Собственные средства

     (накопленная прибыль) + Долгосрочные кредиты - Внеоборотные активы

= 1 + -------------------------------------------------------------------     (3)

                          Краткосрочные обязательства

Таким образом, на первый план выходят собственные средства (заработанная прибыль), внеоборотные активы (в их числе капитальные вложения) и долгосрочные кредиты, которые в идеале не должны привлекаться на финансирование оборотных активов.

Анализы показателей рентабельности и финансовой независимости аналогичны.

Коэффициент рентабельности всего капитала - отношение заработанной за период чистой прибыли к итогу баланса - свидетельствует о способности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал.

Зависимость рентабельности от величины получаемой прибыли очевидна. Понятие "насколько быстро получаем заработанное" возвращает нас все к тем же оборотным активам. Чем дольше исходное сырье хранится на складе до запуска в производство, тем длиннее цикл изготовления продукции; чем дольше готовая продукция хранится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем дольше нам придется ждать получения заработанного (окончания цепочки:Деньги - Товар - Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать будущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.

Среди показателей, характеризующих финансовую устойчивость, основным считается коэффициент автономии - отношение собственного капитала к заемным средствам (Итог разд.III баланса / (Итог разд.IV + Итог разд.V баланса)).

Снижение показателя означает опережающий рост заемных средств по отношению к росту собственного капитала компании (зарабатываемой прибыли). Почему приходится все больше налегать на заемные средства? Мало зарабатываем прибыли (еще хуже, имеем убытки) либо живем не по средствам - значит перебираем с капитальными вложениями или пустили на самотек рост оборотного капитала.

Как выяснилось, проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо у компаниинет возможности сохранять приемлемое финансовое положение (компания зарабатывает недостаточно для того, чтобы быть финансово здоровой), либо она нерационально распоряжается результатами своей деятельности. По аналогии с нашим персональным бюджетом: нехватка денег (низкая ликвидность), недовольство своим уровнем жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что много тратим или вообще кидаем деньги на ветер (рис.1.4).

Начнем разбираться с недостаточной прибылью. Величину прибыли на предмет достаточности можно оценить по абсолютной величине, динамике изменений (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (отношение прибыли к выручке от реализации).

Заработанная прибыль определяется не только объемами продаж и ценами, как кажется на первый взгляд. Безусловно, мысль об объемах реализации приходит в первую очередь: при низких объемах продаж заработанная прибыль действительно будет невелика. Почему сложилась такая ситуация? В большинстве случаев можно услышать: "Нет спроса, нашу продукцию не берут". Однако нередко причиной являются недостаточные усилия по продвижению продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы, а о пассивности отдела маркетинга либо отдела с другим названием, отвечающего за привлечение заказов. Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылки информации такой отдел дублирует функции отдела сбыта: просто фиксирует полученные и выполненные заказы. То есть вместо отдела маркетинга - отдел статистики текущих продаж.

               Проблемы                             Причины проблем

???????????????????????????????????????

?  Проблемы с погашением обязательств ????

?         (низкая ликвидность)        ?  ?   ??????????????????????????????

???????????????????????????????????????  ?   ?  Недостаточные результаты  ?

                                         ???>? деятельности(компания мало???>

???????????????????????????????????????  ?   ?    зарабатывает прибыли)   ?

?  Недостаточная отдача на вложенный  ?  ?   ??????????????????????????????

?  в компанию капитал, недостаточное  ????

?удовлетворение интересов собственника?  ?   ??????????????????????????????

?   (низкая рентабельность капитала)  ?  ?   ? Нерациональное распоряжение?

???????????????????????????????????????  ???>?  результатами деятельности ?

?   ?(нерациональное распоряжение?

???????????????????????????????????????  ?   ?  заработанными средствами) ?

?  Неустойчивая перспектива компании  ?  ?   ??????????????????????????????

? в будущем, зависимость от кредиторов????

?   (низкая финансовая устойчивость)  ?

???????????????????????????????????????

Рисунок 1.4- Причины проблем.

Источник: составлено автором.



Возможно, что продвижение продукции организовано блестяще, а прибыль все равно невысока. Причиной этого могут быть высокие затраты. В первую очередь приходит мысль о поставщиках, повышающих цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги. В этом случае вариант снижения затрат - поиск поставщиков, предлагающих более низкие цены.

Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. Так, большие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать потому, что они просто не контролируются.

Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть - на всевозможные празднования и приобретения личного характера (рис.1.5).

                     ????????????????????????????????????????????

                     ?   Недостаточные результаты деятельности  ?

                     ?       (компания мало зарабатывает)       ?

                     ????????????????????????????????????????????

??????????????????????  ??????????????????????????????????????  ????????????????????????

?    Низкие объемы   ?  ?           Высокие затраты          ?  ?   Убытки от прочих   ?

?       продаж       ?  ?      на производство продукции     ?  ?  видов деятельности  ?

??????????????????????  ??????????????????????????????????????  ????????????????????????

           ?            ??????????????????????????????????????              ?

??????????????????????  ?     Невыгодные для предприятия     ?  ????????????????????????

?    Низкий спрос    ?  ?       цены поставщиков сырья,      ?  ?     Штрафы, пени     ?

?    на продукцию    ?  ?            комплектующих           ?  ?                      ?

??????????????????????  ??????????????????????????????????????  ????????????????????????

           ?            ??????????????????????????????????????              ?

??????????????????????  ?       Отсутствие надлежащего       ?  ????????????????????????

?Недостаточные усилия?  ?      контроля за расходованием     ?  ?Расходы чистой прибыли?

? маркетинговых служб?  ?    ресурсов (постоянных затрат)    ?  ?  непроизводственного ?

??????????????????????  ??????????????????????????????????????  ?       характера      ?

                        ??????????????????????????????????????  ????????????????????????

                        ?  Масштаб производственных фондов,  ?

                        ?  не соответствующий (превышающий)  ?

                        ?объемам реализации - высокий уровень?

                        ?          постоянных затрат         ?

                        ??????????????????????????????????????                       

                        

Рисунок 1.5- Причины недостаточных результатов деятельности.

Источник: составлено автором.



Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать средством оптимизации прибыли и, следовательно, финансового положения компании.

Каким образом возникают оборотные средства-переростки?

Решая сделать запасы надолго, необходимо семь раз отмерить: возможно, это стоит сделать только для материалов, с приобретением или поставкой которых могут быть проблемы в дальнейшем.

Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Приведя планы производства продукции в соответствие с объемом реализации, предприятие сможет избежать закупки излишних запасов и затоваривания склада готовой продукции. Следовательно, сократятся оборотные активы и улучшится состояние предприятия.

Головная боль чуть ли не каждой организа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44