VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие связной речи и проблемы ее развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008452
Тема: Понятие связной речи и проблемы ее развития
Содержание
ФГБОУ ВО

«Пензенский государственный университет»

Педагогический институт им. В.Г. Белинского





Факультет педагогики,                                          Кафедра «Дошкольное и 

психологии и социальных наук                            дефектологическое                                                  

                                                                                 образование»



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.





Студентки группы 13ЗНЛ51 

Кувшиновой Натальи Сергеевны 

Научный руководитель: 

к.п.н., доцент Сафонова О.В. 







Пенза 2017



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4



Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1. Понятие связной речи и проблемы ее развития………………………...6

1.2.Особенности нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………...8 



Глава II. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

2.1. Цель, задачи и организация исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………..14

2.2.Результаты экспериментальной работы по изучению связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями…...…16



Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВМИ НАРУШЕНИЯМИ

3.1 Организация формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………………………………21

3.2 Содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством рассказа…………………………………………………………..23

3.3 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………………………………29





ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….38



ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..41























































ВВЕДЕНИЕ



Важной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Владение умением общаться с окружающими — это не простая задача для ребенка. Она включает в себя не только умение правильного построения предложения, но и умение составлять рассказ о предмете, событии, явлении, т.е. умение понятно изложить свое мнение. Рассказ должен быть логическим и последовательным в описании того или иного предмета, явления.

Связная речь одна из сложных форм речевой деятельности дошкольника. Многие исследователи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) изучали механизмы и особенности связной речи у детей. Их труды указывают на сложную организацию связной монологической речи и на необходимость целенаправленного речевого воспитания. Вследствие чего возникает потребность в логопедической работе с дошкольниками по развитию связной монологической речи. Хорошая связная речь является платформой для успешной подготовки детей к обучению в школе.

У детей с речевыми нарушениями общение затруднено, что влияет на развитие мыслительной деятельности, на эмоциональную сферу ребенка, ограничивает овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамоты. 

Психолого-педагогические исследования в логопедии показывают, что в настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития. Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с речевыми нарушениями для построения наиболее эффективной коррекционной работы.

Целью работы является — изучение особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Объект: связная речь детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Предмет: особенности связной у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Цель исследования:

изучить и выявить основные нарушения связной речи у дошкольников с речевой патологией.

Задачи исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы. 

Подбор методик исследования связной речи дошкольников и проведение констатирующего эксперимента.

Анализ полученных результатов.

Методы исследования:

теоретические

наблюдение, беседа

констатирующий эксперимент

математико-статистические

количественно-качественные.

Исследования проводились на базе МБУЗ ГДС «Солнышко» города Пензы.























Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Понятие связной речи и проблемы ее развития



Аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста изучались многими учеными. В психологической и психолингвистической литературе связная речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особенная речемыслительная деятельность, которая имеет более сложное строение, чем диалогическая речь и характерна последовательным развернутым высказыванием. Связная речь понимается как речевая деятельность коммуникативной особенностью, которой является сообщение каких-либо фактов о действительности.

Связная речь как форма воздействия на слушателя впервые была выделена Л.П. Якубинским[27]. Дифференцированным признаком её автор выделяет длительность связного говорения, односторонний характер высказывания, наличием предварительного обдумывания.

Связная речь выполняет определенные коммуникативные функции:

информативная (передача новых знаний о предметах и явлениях окружающей действительности);

воздействия (высказывание своих убеждений);

эмоционально-оценочная.

С.Л. Рубинштейн [17] в первую очередь отмечает, что речь строится на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Сложность монологической речи автор объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное». 

С.Л. Рубинштейн [17] четко выделил в монологической речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой. Он подчеркивал, что развитие «развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются в неё в качестве частных моментов» и никаким образом не определяют ее психологической сущности и обращает внимание на необходимость специального обучения основным видам связной контекстной речи — описание, объяснению, рассказу — уже в дошкольном возрасте.

 В.И. Капинос [9] отмечал, что трактовка связной речи, разрабатываемая в психологической и психолингвистической литературе, оказала огромное влияние на развитие методики обучения и явилась основой научного совершенствования обучения монологическому контекстному высказыванию. На этой основе начала создаваться теория методики обучения связной речи. Особое место в обучении стало уделяться содержательной стороне связного высказывания. 

В.К. Воробьева [3] выделяет связную речь как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.

Соотнося монологические и диалогические формы речевой деятельности, А.А. Леонтьев (1974) [10] выделил такие свойства монологической речи, как относительная и произвольная развернутость, программированность. Говорящий всегда программирует или планирует свое высказывание. 

Связная речь отличается от диалогической развернутостью, так как нужно довести до слушателя все обстоятельства событий, явлений. Умение рассказать очень важно в общении людей. Формирование связной речи детей тесно связано с развитием логического мышления. И важной составляющей в становлении монологической связной речи является активное владение словарем и грамматическим строем языка. 

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно и одновременно с развитием мышления и тесно связано с развитием деятельности и общения. 

С первых лет жизни в процессе общения со взрослыми у детей формируются основы связной речи. С возрастом речь детей усложняется. Быстро развивается понимание речи, собственная речь, увеличивается словарный запас, усложняется структура предложений. В возрасте трех лет дети чаще используются диалогическую речь. В этом возрасте у детей в речи еще очень много ошибок в построении предложений, определении качеств и действий предмета. На данном этапе обучения разговорной речи важен образец правильной речи взрослого. Развитие диалогической речи очень важно для становления монологической речи. В процессе обучения связная речь совершенствуется и постепенно дети приближаются к самостоятельному рассказыванию. В начале взрослый дает образец рассказа, описания по картине и дети повторяют за ним. Дети еще не могут отличить главное от второстепенного. В процессе накопления опыта у детей старшего дошкольного возраста развивается умение обобщать, делать выводы и умозаключения, пользоваться достаточно полным и развернутым ответом.

В процессе развития мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, начинают овладевать умением вычленять наиболее характерные признаки, свойства и явления, дают более полный анализ того или иного события. 

Дети осваивают различные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение), опираясь на наглядный материал. Синтаксическая структура рассказа становится сложнее, увеличивается употребление развернутых предложений. 

К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослому.



I.2. Особенности нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями



Развитие понимания связной речи детьми, осознание слышимого звукового потока, предшествует усвоение отдельных морфем, слов, словосочетаний, предложений невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова, предложения и т.д. 

В исследованиях психологов и психолингвистов рассматриваются особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами, построения высказываний. По данным ученых, переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4 - 5–летнему возрасту. Речь детей этого возраста принципиально не отличается от речи взрослого.

Исследования ряда авторов показало, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть навыками планирования монологического высказывания. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Важно, что овладение связной речью возможно только при наличие определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей нормальный слух и сохранный интеллект) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. (Т.Б. Филичева, 1989 [20]) Так же отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Для детей с общим недоразвитием речи типично позднее появление экспрессивной речи, резкое ограничение словаря, выраженные аграматизмы, дефекты произношения и звукообразования, специфические нарушения слоговой структуры слова. Речевое развитие у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различают четыре уровня речевого развития (Р.Е. Левина, 1974 и другие). Первые три уровня выделены и описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б.Филичевой. 

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Исследования В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской и др. позволили выделить, что самостоятельная связная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них плохо развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют маленьким объемом словаря и синтаксических конструкций и испытывают большие трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. 

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и прочее – то есть связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Как отмечает Левина Р.Е., у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неточности в употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. [12] Недостаточный словарь, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы откладывают свой отпечаток на связной речи детей. 

При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений. 

Как отмечает Филичева Т. Б., в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо. [24] 

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами ("Машя адеась, томуто тая ходна" - Маша оделась, потому что стало холодно). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Ткаченко Т. А. отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. [19] Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. 

Таким образом, у детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности их связной речи:

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.







































Глава II. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

2.1. Цель, задачи и организация исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями



Целью работы мы определили - выявление особенностей связной речи у детей шестого года жизни с речевым недоразвитием.

Задачи:

1. Изучить связную речь детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.

3. Определить особенности связной речи детей с общим речевым недоразвитием и сравнить их с речью детей с нормальным речевым развитием.

В исследовании принимали участие 18 детей 5,5 — 6 лет, из них 9 детей посещают логопедическую группу и 9 детей с нормальным речевым развитием.

Базой явилось МБУЗ ГДС «Солнышко».

В экспериментальной части работы использовалась серия заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи Т.А.Фотековой» [18].

Данная методика разработана для исследования особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально - уровневая система.

В исследование связной речи входило два задания.

1. Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Удачная рыбалка». (Приложение №1)

Детям предлагалось следующее задание: посмотри на картинки и разложи их по порядку, составь рассказ по картинкам.

Критерии оценки:

По смыслу:

5 баллов – правильно разложенные картинки, рассказ соответствует содержанию картинок; 

2,5 балла – неточное изложение ситуации, отсутствие связующих звеньев;

1 балл – существенное искажение смысла в описании, или рассказ не завершен; 

0 баллов – полностью отсутствует описание сюжета.

По лексико-грамматическому оформлению рассказа:

5 баллов – грамматически верно составленный рассказ с правильным использованием лексических средств; 

2,5 балла – без аграмматизмов составлен рассказ, но с незначительными случаями поиска слов или неточным их употреблением; 

1 балл – встречаются аграмматизмы, неточные словесные замены, не верное употребление лексики; 

0 баллов – рассказ не составлен.

Самостоятельность составления рассказа:

5 баллов – верно и самостоятельно расположены картинки и составлен рассказ; 

2,5 балла – с небольшой помощью взрослого разложены картинки, рассказ составлен самостоятельно; 

1 балл – с помощью наводящих вопросов взрослого составлялся рассказ и раскладывались картинки; 

0 баллов – даже при наличии помощи взрослого, рассказ не составлен.

2. Задание: Самостоятельный пересказ прослушанного текста.

Детям предлагается следующее задание: 

Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ, который называется «В лесу», слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Использовался короткий рассказ «В лесу»  (Приложение №2).

Оценка выполнения задания производилась по тем же критериям, что и для составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Баллы каждого задания складывались по всем трем критериям оценки. Для получения общей оценки за все баллы за рассказ и пересказ складываются и представляются в процентах.



2.2. Результаты экспериментальной работы по изучению связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями



При анализе результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, показывающих состояние связной речи у исследуемых детей – высокий, средний и низкий.

После обработки результатов в соответствии с предложенными критериями мы получили данные, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1. 

Состояние связной речи детей в экспериментальной группе.

(в процентах)



Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ текста

Уровни

Кол-во детей

%  усп-сти

Кол-во детей

%  усп-сти

Низкий

4

44

4

44

Средний

3

33

3

33

Высокий

2

23

2

23



При подведении итогов исследования выяснилось, что на низком уровне успешности при составлении рассказа находятся 4 ребенка (44%), на среднем уровне успешности – 3 детей (33%), на высоком уровне – 2 ребенка (23%).

В исследовании пересказа текста детей данные совпадают.

В данной группе испытуемых при пересказе наблюдается искажение смысла; высказывания были богаты аграмматизмами и одинаковыми предложениями. Большинство детей наблюдалось простое перечисление порядка действий на сюжетных картинках. Дети часто нуждались в помощи при раскладывании картинок по сюжету.

Во время пересказа текста такие дети значительно сокращали объем рассказа. Речь при пересказе у детей этой группы была с продолжительными паузами. Нужные слова дети подбирали с трудом и всегда требовалась помощь взрослого, которая была либо в виде подсказки, либо наводящих вопросов. Речь детей была аграмматична с неверным использованием слов.

Результаты исследования в группе детей без речевых нарушений представлены в таблице 2.

Таблица 2. 

Состояние связной речи детей в контрольной группе.

(в процентах)



Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ текста

Уровни

Кол-во детей

% усп-сти

Кол-во детей

% усп-сти

Низкий

2

23

1

11

Средний

4

44

5

56

Высокий

3

33

3

33



При подведении итогов исследования выяснилось, что на низком уровне успешности при составлении рассказа находятся 2 ребенка ( 23%), на среднем уровне успешности – 4 детей (44%), на высоком уровне – 3 ребенка (33%).

Рассказы детей контрольной группы соответствовали сюжету картинок, соблюдалась смысловая последовательность. При правильно оформленной речи детей, иногда наблюдались единичные трудности подбора нужного слова.

Рассказы детей были подробными, развернутыми, отличались большим объемом. 

Например: К. Е. - при составлении своего рассказа использовал диалог. «Теплым летом, рано утром кот Васька и собака Тузик пошли на рыбалку. С собой взяли удочку и ведро. Присев на берег и начали ловить рыбку. Поплавок ушел под воду. А кот Васька как закричит: - «Рыба, рыба, тяни, быстрей тяни». Тузик недружелюбно посмотрел на Ваську и сказал: - «Тихо, не кричи так сильно, а то спугнешь рыбу». Тузик вытащил рыбку из реки. Кот быстро положил в ведро, которое принесли с собой. Тузик вновь закинул удочку.... И поймал сапог. А кот схитрил, увидев сапог, резко схватил ведро с рыбкой и потихоньку убежал. Но Тузику тоже повезло, вылев воду из сапога,  он нашел на траве еще одну рыбку. Вот поэтому кот и собака больше не дружат». 

Дети с нормальным речевым развитием не нуждаются в помощи взрослого при самостоятельном составлении рассказа по сюжетным картинкам.



Рисунок 1. Уровни сформированности связной речи по данным

констатирующего эксперимента (в %)



На рисунке 1 видно, что большинство детей с нормальным речевым развитием при выполнении первого задания находятся на высоком и среднем уровне, на низком только двое. А показатели детей с речевыми нарушениями, значительно ниже. Так и при выполнении второго задания (пересказ текста) больше всего на высоком и среднем уровне, а на низком только один. А у детей с речевыми нарушениями – более низкий уровень сформированности связной речи, а высокий уровень малочисленен.

У детей с нормальным речевым развитием высказывания более логичны и последовательны. В рассказах детей с общим недоразвитием речи отмечались частые повторы, паузы, простота высказывания. 

Очень большая разница в объеме высказывания детей с нормальным речевым развитием и детей речевыми нарушениями. У детей с нормальным речевым развитием объем рассказа более обширен, чем у детей с общим недоразвитием речи. Дети с речевыми нарушениями просто перечисляли действия, изображенные на предложенных сюжетных картинках. 

Следует обратить внимание, что дети с нормальным речевым развитием более самостоятельно справлялись с заданиями, чем дети с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи всегда нуждались в помощи взрослого в виде наводящих вопросов, как при пересказе, так и при составлении рассказа по сюжетным картинкам.

На основе этого эксперимента, можно сделать вывод, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих ровесников с нормальным речевым развитием.

В ходе исследования выявлены следующие особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи:

очень низкая информативность

нарушены логичность и связность

беден лексически словарь

нарушение лексико-грамматических средств языка

частые повторы, паузы

незавершенность смысла высказывания

низкая самостоятельность.

















































Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВМИ НАРУШЕНИЯМИ

3.1 Организация формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями



Формирующий эксперимент проходил на базе детского санатория «Солнышко» г. Пензы, с детьми 5,5 — 6 летнего возраста с речевыми нарушениями в период с ноября 2017 по февраль 2018.  В эксперименте участвовали те же дети, что и на констатирующем этапе.

Цель нашего эксперимента: совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи: 

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

Формирование навыков построения связных высказываний;

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания.

Особенностями построения таких занятий для детей с речевыми нарушениями являются:

1.Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета - с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.)

2.Специальный языковой разбор текстового материала.

3.Включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.).

Целенаправленное обучение детей с речевыми нарушениями рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей [5].

Содержание логопедической работы составлялось с опорой на общедидактические и специальные принципы. 

-Принцип сознательности и активности реализовывался через подбор адекватных и интересных приемов, использования эмоционального, четкого речевого оформления и смены детской деятельности, с использованием ведущей деятельности - игры. 

-Принцип наглядности реализовывался с помощью использования картинок, графических изображений, муляжей, изучаемых объектов и предметов, позволяющих сформировать у дошкольников правильные представления о реальных предметах действительности. 

-Принцип воспитывающего характера обучения реализовывался в процессе логопедической работы над лексическими темами: транспорт, время года «осень», «зима» и другие, через развитие дисциплинированности, ответственности при драматизации сказок, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.

-Принцип доступности реализовывался через выбор средств обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей дошкольников, например, предъявление и выполнение определенного задания сначала с опорой на наглядную основу, а затем только на вербальном уровне.

-Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Предусматривает учет индивидуально-психологических особенностей детей и состояния связной речи. 

В дополнение к этим основным принципам, при построении мы опирались также на принципы: системности; активизации и взаимосвязи формирования высших психических функций; разнообразия и вариативности дидактического материала; деятельностного подхода; учета лексической темы.



3.2 Содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством рассказа.



В результате изучения специальной методической литературы и по результатам констатирующего эксперимента мы составили «Перспективно - тематический план занятий по формированию связной речи у детей 5-6 лет с речевыми нарушениями».

Перспективно - тематический план рассчитан на 15 занятий по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями в старшей логопедической группе. Каждую неделю, начиная с первой недели ноября, проводилось по одному занятию. В перспективно–тематическом плане, использовались следующие виды работы:

-составление рассказа по сюжетной картине;

-составление пересказа  текста с опорой на схему;

-составление рассказа по алгоритму;

-составление рассказа по мнемотаблице.

-составление сравнительно – описательного рассказа.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных высказываний, что является необходимой основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.



Месяц



Тема недели



Рекомендуемые приемы



Цель



Предварительная

работа

воспитателя

Ноябрь

1-я неделя

«Осень»

1. Беседа «Осень»

2.Пальчиковая игра «Гроза»

3.Д/игра: «Времена года» 

Приложение 7

1.Развивать память, внимание, мелкую моторику.

Рассматривание 

картинок 

изображением 

осени

2-я неделя

Пересказ сказки «Лиса и рак»

1.Беседа по картине «Лиса с лисятами»

2.Чтение сказки, пересказ.

3.Игра-драматизация

Приложение 8

1.Учить связно и последовательно, выразительно рассказывать сказку

Беседа о повадках лисы, рака.

3-я неделя

 «Посуда в нашем доме»



1.Дидактическая игра «один -

много»

2. Отгадывание загадок

3.Составление рассказа-

описания по схеме

Приложение 9

1.Учить составлять 

рассказ-описание по схеме. 





Рассматривание 

Картинок с 

изображением

посуды



   4-я неделя 

Л.Толстой  «Чайник»

1.Пальчиковая гимнастика «Помощники»

2.Дидактическая игра: «Назови ласково»

3.Чтение и пересказ рассказа.

Приложение 10

1.Активизировать и обобщать словарь по теме  «Посуда»

2.Формировать навык связного и последовательного пересказа по опорным вопросам.

Беседа и рассматривание картинок по теме: «Посуда»

Декабрь

1-я неделя

 «Домашние 

животные. Их 

детеныши»



1. Загадки о домашних животных

2. «Назови маму, папу и детеныша».

3. Составление описательного рассказа по картинке

Приложение 12

1.Учить составлять 

описательный

рассказ по картине



Рассматривание 

картинок с 

изображением

домашних 

животных и их 

детенышей

2-я неделя

 «Зима»

1. Беседа о зиме 

2. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» 

3. Составление описательного рассказа по сюжетной картине В. Шевчука «Зимние забавы»

Приложение 13

1.Учить составлять 

описательный 

рассказ по сюжетной картине

Рассматривание 

картины «зимние 

забавы»



3-я неделя

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»



1.Беседа о снеге.

2.беседа по тексту рассказа.

3.Игра: «Чего не стало?»

4. Игра: «Лето-зима».

Приложение 11

1.Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно.

Беседа о зиме, снеге.

4-я неделя

 «Новый год»



1.Беседа о празднике «Новый год»

2.Отгадывание загадок

3. Составление описательного рассказа о новогоднем празднике

Приложение14

1.Учить составлять 

описательный 

рассказа по картине



Рассматривание

картинки с 

изображением

елочки



Январь

2-я неделя

Э.Шим «Живые цветы»

1.Пальчиковая гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Чтение и пересказ рассказа.

4. Д/игра: «Один-много».

5. Д/игра: «Чего не стало?»

Приложение 15

1.Активизировать и обогащать словарь по теме: «Зимующие птицы»

Чтение рассказов о зимующих птицах: «Синичка» 

Г.Скребицкого, «Дятел», «Воробей» 

Г.Снегирева, «Воробьиный термометр» 

Н.Сладкова, «Снегирь» 

В. Бурлака.

3-я неделя

 «Зимние 

развлечения»



1.Беседа о зимних видах спорта

2.Отгадывание загадок

3.Составление описательного рассказа по иллюстрации 

«зимние виды спорта»

Приложение 16

1.Учить составлять 

описательный 

рассказ по картинке



Рассматривание 

картинок с 
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%