VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие самооценки и разные подходы к определению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W009023
Тема: Понятие самооценки и разные подходы к определению
Содержание
Понятие самооценки и разные подходы к определению

Все начинается с познания самого себя. Человек через особую форму сознания, через сложный психический процесс именуемый самосознанием, задает  себе самый важный вопрос «Кто я?». Этот вопрос и поиски ответа на него наглядно демонстрируют высокий уровень развития самосознания в целом и отдельных его элементов, к которому можно отнести самооценку. 

Многие отечественные и зарубежные ученые давали определение понятию самооценки. В научной литературе «самооценка» - это сложная система определяющая характер самоотношения индивида, отражающая уровень самоуважения, принятие/неприятия себя в целом и отношение к отдельным поступкам, решениям, видам деятельности. Если не использовать терминологию, можно попробовать дать ответ самому. Самооценка – это способ оценивания человеком самого себя: свои внешние и внутренние данные, способности, возможности, особенности, место в обществе. Самооценка складывается из двух составляющих, дополняющих друг друга и от того насколько они гармоничны между собой, можно судить об уровне самооценки конкретного человека. Первый компонент это «реальное» знания человека о самом себе, второй же степень эмоционального восприятия, оценивания и принятия этого знания.  Чем выше степень совпадения между ними, тем выше уровень душевной гармонии. При взаимодействии этих составляющих как итог мы можем получить результат, колеблющийся от всепоглощающего нарциссизма до мыслей о самоуничтожения. Также влияние на самооценку оказывает мнение окружающих людей и общества в целом. От того насколько эта оценка объективна и насколько велика степень подверженности человека на влияние извне, будет складываться степень этого самого влияния на общую самооценку личности. Так можно прийти к выводу, что самооценка является отражением особенности самовосприятия человеком своей деятельности (мотивы, цели поступки, решения), физических и умственных данных, возможностей и способностей.

Главные функции самооценки направлены на регуляцию и защиту личности. Самооценка регулирует деятельность и поведение человека. У каждого индивида есть своя система личностных смыслов, при помощи которых происходит поиск решения на поставленную задачу личностного выбора. Защитная функция самооценки проявляется в способности обеспечить индивиду стабильность и автономию его личности.

От уровня самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность и требовательность к самому себе, отношение к своим успехам и неудачам, степень эффективности деятельности и дальнейшее развитие личности.

  Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний – это стремление человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Формирования уровня притязаний происходит под влиянием субъективных переживаний успеха или неудачи в деятельности индивида. Данный уровень может соответствовать реальным возможностям человека и быть адекватным или же иметь расхождения, в результате чего мы имеем неадекватный уровень (заниженный или завышенный), который влечет за собой неадекватное поведение, выражающееся эмоциональными срывами и повышенным чувством тревоги. 

Ученые, занимающиеся вопросом самооценки, выделили общую и парциальную самооценку. Общая самооценка это комплексный взгляд индивидуума на себя, деятельность, поступки, особенности личности. Парциальная самооценка это оценка отдельных элементов (конкретный вид деятельности, особенность, поступок и др.).

В современной науке существует ряд теоретических подходов к проблеме самооценки, ее формирования и развития. Отечественные психологи, беря за основу положения теории Л.С. Выготского, рассматривают самооценку как составляющую самосознания личности в процессе деятельности и взаимодействия с социумом. Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001]. 

В трудах отечественных ученых советского периода Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.В. Столина, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чесноковой проведена колоссальная работа по комплексному анализу вопроса становления самосознания и самооценки в контексте развития личности. Все выше перечисленные авторы понимают самооценку как сложный, важный, многогранный компонент самосознания. По мнению одного из исследователей данный компонент является прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997].

 В работах таких ученых как В.В. Столин и И.И. Чеснокова (и некоторых других) самооценка рассматривается как центральное звено самосознания, главной функцией которой является регуляция поведения. Исследователи в ходе рассмотрения проблемы развития данной функции пришли к обоснованному выводу о том, что степень устойчивости функции напрямую говорит об устойчивости самооценки, что в свою очередь указывает на сформировавшееся отношение человека к себе (и другим), которое может оказывать значительное влияние на поведение данной личности.

Большое количество исследователей, как отечественных так и зарубежных (Захарова, Столин, Берн) склоняются к мнению, что природа самооценки проявляется в результате взаимодействия двух ее компонентов – когнитивного и эмоционального. Когда как другие ученые (например  М.И. Лисина) указывают на существование принципиальных различий в единстве выше указанных компонентов. Исследования советского психолога М.И, Лисиной и ее учеников в области изучения самосознания ребенка довольно продуктивны. Давая характеристику структуре самосознания ребенка, исследователи подчеркивали, что общая самооценка является ядром и базируется у ребенка на отношение близких взрослых к нему (ребенок выделяет себя из отношений к нему), когда как характеристика отдельных качеств и действий находится чуть дальше (от ядра) и имеет чуть меньшее влияние на общую картину развития. Наглядно, значение «общей самооценки», можно увидеть в случаях, когда взрослые в силу разных обстоятельств и причин ограничиваются только физическим уходом за младенцем, лишая его эмоциональной стороны общения,  не показывая свое отношение к нему, тем самым провоцируя у ребенка не способность выделить себя, что является причиной плохого развития самосознания.

Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001]. 

На данный момент интерес представляет теория О.А. Белобрыкиной, в которой выделяется общая самооценка, в которую входят знания о себе  и частные самооценки, возникающие в процессе определенной деятельности. Теория Р. Азимовой также достойна внимания. В представленной теории самооценка выступает как развивающаяся система, влияющая на характер намерений и поступков личности. 

За рубежом психолог Р. Бернс рассматривал самооценку как компонент Я-концепции, который неотрывно связан с отношением к себе и отдельным своим качествам. Самооценка по мнению психолога является оценкой человека самого себя, своей деятельности, своего место среди других людей. Самооценка в контексте теории напрямую определяет степень выраженности у человека чувства самоуважения, силы ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всем компонентам своего Я. С ее помощью происходит регуляция поведения личности.

 «Если личность  - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка. Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе – его успех или неуспех.» [ Джемс У. Психология. – М., 1991].  Автор выше сказанных слов имеет представление,  что самооценка являет собой оценку своего места в обществе, своих удач и неудач на протяжении жизни. Исследователь также считал, что неудачи в сферах, которые мало значат для индивида, не могут значительно влиять на общую самооценку, но в связи с отсутствием хорошо проработанного понятия о субъективной значимости сфер и связи между последним и самооценкой, теория так и не получило твердой обоснованности.

Группа западных ученых (Д. Мид, Ч. Кули) в своих исследованиях представляют самооценку как результат взаимодействия отдельного индивида и группы. Данный индивид дает оценку себе и своим действиям, основываясь на характеристиках, которые приписывает ему группа.

Один из зарубежных психологов (Р.Шавельзон) предложил целую иерархию самоотношения, где на самом верху находится обобщенная самооценка, которая в свою очередь делится на академическую (связанна с учебой) и неакадемическую (не связанна с учебой). Неакадемическая также делится на аспекты: физические, эмоциональные и социальные. Позже в своих исследованиях ученый пришел к выводу, что деление Я-концепции на когнитивные и оценочные компоненты не имеет большого смысла. Выводом отсюда является то, что Я-концепция и обобщенная самооценка – это одно и тоже.  

Каждый человек, чаще всего неосознанно, пытается самоутвердится, найти свое место среди окружающих его людей и не только в их глазах, но и в своих собственных. Каждый раз, пробуя найти ответ на вопрос «Кто я?». Постепенно к собственному самоощущению добавляется оценка окружающих (под влияние которой в той или иной степени попадает человек) корректирующая как отдельные сферы (общение, поведение, деятельность и др.) так и самооценку в целом.

Человек биосоциальное существо. В нашем случае обращаясь к этимологии слова «биосоциальное», нам важна последняя часть. Человек становится полноценной личностью в результате совместной деятельности с другими людьми и общения. Как бы мы не отрицали этого факта, все основное и самое важное сформировавшееся в личности, является результатом совместной «работы» с другими людьми. Важные нормы, правила, ориентиры, регулирующие поведения все время подвергаются сравнению. Как совпадает то, что делает человек с тем, что считают, думают, требуют, ожидают окружающие от него. Если не брать в расчет удовлетворение естественных (биологических) потребностей, все что делает человек, он делает не только для себя, но и для других, и иногда в большой степени для других, даже если он думает что это не так (Р. Бернс).

Уровень оценивания человеком возможностей и результатов деятельности других людей является наиболее объективным выражением его личной самооценки. Например, при завышенной самооценке человек принижает действия других и наоборот. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотнести свои возможности с целями, разной трудности, когда как неадекватная (завышенная или заниженная) искажает внутренний мир личности, деформируя мотивацию, волю, эмоции, тем самым мешая ее гармоничному развитию.

Человек на протяжении всей жизни, порой имея о себе довольно четкое представление, в процессе наблюдения (часто неосознанного) сравнивает себя с тем, что он видит в других. Другие люди, окружающие – референтная группа (реальная и идеальная) вот на что ориентирован каждый отдельный индивид. Уже в процессе сопоставления себя с эталоном, в зависимости от результата, человек либо доволен собой/своими поступками или недоволен.

Самооценка может быть адекватной/оптимальной или неадекватной/неоптимальной (заниженной или завышенной). При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности с целями и задачами, которые ставит перед собой. Он реально смотрит на вещи и может относиться к своей деятельности и поступкам с достаточной критичностью. Оценивая достигнутый результат, индивид, опирается не только на свои ориентиры, но также думает, как к этому отнесутся окружающие и общество в целом. При оптимальной самооценке личность постоянно находится в поиске баланса между переоценкой и критичностью. Такой вариант развития событий является наилучшим. К данной самооценке относится «выше среднего» и «высокий» уровень, при котором человек ценит и уважает себя, знает и принимает свои сильные и слабые стороны, стремится совершенствоваться. 

При неадекватной самооценке личность подвергается внутренним конфликтам, имеющим разные проявления и последствия. В результате неадекватной самооценки у индивида происходит искажение восприятия себя, своей деятельности и окружающих. Здесь стоит рассмотреть две ситуации, чрезмерно завышенной и чрезмерно заниженной самооценки. 

Завышенная самооценка влечет за собой идеализацию образа своей личности и значимости для окружающих, общества. Четко просматривается игнорирование неудач, занижение оценки другим, переоценка себя. Игнорирование слабых сторон и неудач позволяют личности сохранить привычный для нее уровень самооценки. Занижение оценки окружающим, способ еще раз превознести свою значимость, важность. Переоценка себя, влечет конфликт не только внутри личности, но и во внешнем мире. Человек встречая противодействие со стороны окружающих его людей, отвергает претензии и критику, становится более мнительным, подозрительным, агрессивным. Утратив способность рационально оценивать себя, личность может реагировать только эмоционально. В результате чего даже самая объективная оценка деятельности, воспримется как априори несправедливо заниженная. В такой ситуации связь между своими действиями и результатами этих действий теряется. Ответственность при неудачах перекладывается на внешний мир, что с течением времени приводит к потере внешних контактов, и личность окончательно замыкается в себе. 

Заниженная самооценка – это занижение реальных возможностей  личности, что в свою очередь приводит к неуверенности, замкнутости, невозможности поставить цель, соответствующую реальности, и не способности реализовать в полной мере свои способности. Низкую самооценку можно охарактеризовать наличием у личности: комплекса неполноценности, неуверенности в себе и своих силах, безынициативности, безразличия к окружающим, чрезмерному самообвинению, высокому уровню тревожности. Высокий уровень критичности мешает человеку ставить труднодостижимые, но реальные для его возможностей цели.

Неадекватная самооценка опасна тем, что нарушает главную функцию самооценки, регуляторную. Процесс самоконтроля искажается, что наиболее отчетливо можно наблюдать, если личность с завешенной или заниженной самооценкой участвует в конфликтной ситуации, чаще всего являясь ее причиной. Человек с завышенной самооценкой пренебрежительно, без нужного уважения относится к окружающим и их мнению. Часто проявляет необоснованные претензии и требовательность. Низкий уровень критичность к себе не позволяет ему заметить, как своим поведением оскорбляет окружающих. В случае заниженной самооценки, уровень критичности к себе более высокий, что приводит к более критичному и требовательному отношению к другим людям. Личность, имеющая неадекватно заниженную самооценку не прощает ошибки и оплошности, склонна к постоянному подчеркиванию недостатков других людей. В большинстве случаев это происходит из хороших побуждений, но все же является частой причиной конфликтных ситуаций, так как немногие окружающие могут вынести подобный образ жизни........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44