VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие метаязыковой деятельности.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001627
Тема: Понятие метаязыковой деятельности.
Содержание
Понятие метаязыковой деятельности. 
Прежде чем говорить о мотивационной рефлексии, необходимо осветить некоторые аспекты, связанные с понятием метаязык и метаязыковая деятельность.  										Метаязык- язык, используемый для описания свойств языка. Сложность данного явления заключается в том, что метаязык является частью естественного языка, и неразличение может вызывать ошибки и парадоксы в речи. 											Применение языка как главного инструмента общения и изучения подразумевает толкование субъективных знаний (то, чем уже обладает человек) всеми доступными средствами данного языка. Под таким процессом понимается метаязыковая деятельность.								Впервые метаязыковую деятельность затронул в своих трудах Р.О.Якобсон. Он выделил металингвистику как одну из функций естественного языка. [Якобсон 1975: 193-230].  Шахнарович характеризует метаязыковую деятельность как«способность иметь суждение о языке, объяснять его особенности» [Шахнарович1991:190]. 				Понимание и дальнейшее использование языкового кода- одна из главных функций метаязыковой деятельности. Чаще всего она используется в ситуациях, когда возникает затруднение в общении (разговор с иностранцем, ребенком –человеком, не совсем полно владеющим языком). [Общее языкознание 1983: 30]. Таким образом, код языка получается вторичным, так как коммуникативная ситуация не может быть усвоена без дополнительных комментариев.									Метаязыковая деятельность языка непосредственно связана с ее носителями. Иными словами, стоит сказать не только о способности языка описывать самого себя, но и о субъекте, который производит эту функцию.
	Метаязыковая деятельность зависит от того, насколько развит «наивный» пользователь, какие представления о языке он имеет, и в какой степени им владеет. Пытаясь объяснить то или иное явление, «наивный» пользователь прибегает в первую очередь к уже устоявшимся языковыми стереотипам (моделям языка). Б.М. Гаспаров пишет, что языковые схемы не только формируют картину языкового развития, но и обобщенные представления о языке.										. Мифологемы языковой деятельности формируются, в первую очередь, в сфере родного языка, но при столкновении с фактами или носителями других языков складывается также и сфера представлений об «иностранном языке» и собственные наивные теории изучения языка.
     Мифологемный характер отношения пользователей языка к словам выявляется при смене ролей: роли включённого наблюдателя, находящегося в пределах круга языка (по выражению Гумбольдта), – на роль мета-наблюдателя. Включённые наблюдатели обмениваютсянесколькими словами, дают слово, берут слово, принимают извинения, передают информацию, как если бы они имели дело с вещами. Для метанаблюдателя каждое слово может быть представлено как процесс и в фонетическом, и в смысловом плане, как взаимодействие интенций и инференций, различных факторов выбора (Kashkin 1998a: 95-98, 109-110), различных исторически и ситуативно мотивированных интерпретаций.
     Поле исследования метаязыковой деятельности обширно, однако в нём выделяется ряд сфер, где знания о языке различной степени эксплицитности достаточно очевидны:
     – «народная мудрость»: мифологические и протонаучные концепции языка, выразившиеся в пословицах, поговорках, баснях (например, Хоть горшком назови, только в печку не ставь – как иллюстрация принципа арбитрарности знака), и выражающиеся, например, в «письмах в редакцию» по поводу правильности и неправильности, чистоты и порчи языка и т. п.;
     – «поэтическая мудрость»: имплицитные наблюдения за языком в поэзии и прозе (например, Что в имени тебе моём?Пушкина и What’sin а name? Шекспира как разные подходы к формулировке семиотических принципов номинации) и эксплицитные размышления поэтов и писателей о языке и языковых процессах (например, «Как писать стихи» Маяковского, “Devulgarieloquentia” Данте и др.);
     – знания преподавателя и ученика, получаемые в процессе обучения как родному, так и иностранному языку. Здесь также наблюдается, по меньшей мере, два слоя: эксплицитное знание, получаемое в результате самонаблюдения, languageawareness и знание имплицитное, неосознанное, мифологемное. Не следует забывать и о знании в обычном понимании, о знании, получаемом из внешнего источника, типичного для данной культуры, например, из учебника (Dufva, Lahteenm?ki 1996: 121-136);
     – межкультурное знание, получающееся из наблюдений за ситуациями языковых контактов и контрастов (противопоставлениемы и они, их и наш язык, социально-политические последствия подобных противопоставлений);
     – профессиональная сфера знаний и наблюдений людей, связанных с использованием языка в своей работе и жизни: переводчики, полиглоты и билингвы, учителя, журналисты, специалисты по рекламе, ораторы, специалисты по связям с общественностью, общественные деятели, дипломаты и т. п.
     – «отрицательный материал» ошибок, оговорок, связанных не только с «интерференцией» систем и норм, но и с метаязыковой компетенцией пользователя языка.
     Перечень мифологем, оказывающих негативное влияние на процесс обучения или общения, а также сфер действия «наивного» знания можно продолжить. Однако ясно одно: систематическое изучение протонаучного и имплицитного знания языка должно внести свой вклад как в понимание сущности языковой деятельности, так и в оптимизацию лингвистических технологий (в обучении, массовой коммуникации и т. п.).
     
     С.Н Цейтлин подразумевает под метаязыковой деятельностью любую деятельность, с разной степенью осознания, направленную на языковой знак, на язык как объект изучения- от скрытого осознания языковых фактов до развернутого суждения ребенка о языке.
     	 Метаязыковая деятельность позволяет говорящему выявить особенности восприятия формы и значения знака. Такая деятельность имеет прямое отношение к онтонолингвистике, ведь с помощью ее могут быть выделены ментальные ориентиры детского сознания и представления ребенка об окружающем мире, которое соответственно отражается в его языке.
2 Стадии развития рефлексорного мышления (переход к детской речи)
     
Наиболее явно метаязыковуюсоставляющую речи ребенкаможнообнаружить в стремлении прояснить внутреннюю форму слова. Устремленностьсознанияребенка на отношениепланавыражения и планасодержания, поисксвязимежду ними понимаетсякакмотивационнаярефлексия. «Мотивационная рефлексия - особая форма метаязыкового мышления, связанная с осознанием (пониманием) внутренней формы слова (выявлением мотивированности наименования)» [Гридина 2004 г: 21]. В исследованиях по детской речи отмечается, что мотивационная рефлексия - одна из основных ментальных доминант языкового сознания ребенка [Гридина 1996; Никаноров 2000], которая «высвечивает» когнитивные основания, лежащие в основе интерпретации содержания и формы языковых единиц, а также «обнаруживает те креативные ходы, которые подсказаны ребенку собственно языковой техникой» [Гридина 2004 г: 21].									Получениевыводов о неизвестном через известноесоставляет основу мотивационнойрефлексии. Ребенокпытаетсясоединитьзвучаниенезнакомого слова с уже знакомым, либо освоенным в той илиинойстепени. Другими словами, мотивационныймеханизмпроявляется в стремленииосознатьлогикуноминации, котораяпозволитвывестизначение слова, опираясь на его структуру и звуковуюоболочку.					Слова, понятные в мотивационномотношении, проще воспроизводятся в речи ребенка и крепчеудерживаются в памяти. Мотивационнаярефлексияслужитпомощью в соединениипредставления о мире и представления о родномязыке. Мотивационная рефлексия помогает ребенку соединить знание о мире и знание о языке. Здесь возможны две ситуации:
1) когда в познании мира ребенок «идет» от языка к реалии, пытаясь через мотивацию названия догадаться, что оно обозначает;
2) когда ребенок «идет» от реалии к усвоению (пониманию) языкового знака. В этом случае мотивационная рефлексия выступает «средством уточнения и осмысливания получаемой информации об объектах и явлениях окружающей действительности» [Гридина 1996 б, в; 2003].
	Мотивационнаярефлексия не можетбытьопределена без учетапсихологическойприродырефлексивныхмеханизмовкогнитивной деятельности, в частности, метаязыковогомышленияребенка. Следуетдатьопределениерефлексии в психологическом аспекте. Данныйтерминозначаетспособностьиндивидаобращатьсубъект на самого себя, на формы и способыпозновательной деятельности. 
	Метаязыковаярефлексиякрепкосвязанасостадиямиразвитиярефлексорногомышления: концептуализацией«мира»  («осознанием субъектом законов логической связи» между воспринимаемыми объектами действительности) и последующего использования приобретенного знания [Пиаже 1997: 88-101].
	Таким образом, рефлексия детской речи рассматривается как основной вид когнитивной деятельности субъекта (ребенка). Психологический аспект рефлексии ребенка, а также его метаязыковая деятельность были рассмотрены в ряде исследовании ученых [Выготский 2000; Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. 1956; Сахарный 1992; Штерн 1992].  На основеданныхисследованийможновыделитьфакторы, объясняющиеразличныеаспекты рефлексивного мышлениясубъекта.  
Факторы, влияющие на метаязыковуюрефлексиюребенка
Ученыевыделяютпятьфакторов:
* Фактор времени  
* Когнитивный фактор
* Фактор обучения
* Коммуникационный фактор
* Фактор языковой личности

Следует пояснить значение каждого из перечисленных факторов. Фактор времени связан со степенью развития языковой способности ребенка. Данный фактор стал спорным вопросом среди ученых, которые выделяли разное соотношение возраста ребенка и его способности к рефлексии. Последователи идеи раннего развития рефлексивной деятельности ребенка объясняют ее появление с «приобретением речи». Фаза, когда в процессе становления языковой способности происходит осознание значения языка и желание им овладеть, в развитии ребенка является коренной. Данный период характеризуется следующими признаками: «ребенок активно расширяет свой словарь и стремится понять отношение между знаком и значением, спрашивая о каждой новой вещи, как она называется» [Штерн 1965: 62 - 93]. Приверженцы позднего развития рефлексивной деятельности считают, что данная способность появляется к моменту достижения ребенком школьного возраста (6-7 лет). Главным фактором развития рефлексии ребенка считается процесс обучения. [Сдобнова1995; Николенко, Николина 1999; Кулакова 2000; Авакумова 2002].	
	Когнитивный фактор развития языка связан с аккумуляцией представлений и понятий об окружающим мире. Данный фактор является мотивационным в установении взаимосвязи между явлениями внешнего мира и их языковыми кореллятами, так как когнитивное развитие ребенка опережает его речевое развитие.  Это способствует  вырабатыванию мотивационнойрефлексии у детей дошкольного возраста. «...дети начинают осознавать слова отдельно от денотатов, различать лингвистические свойства слов и нелингвистические свойства денотата» [Ошерсон и Маркман1981; Хейкс1980 - см. Тульвисте1990: 118-121].
	Следующий фактор связан с направленным развитием языковой потенции ребенка. Во время учебного процесса неизбежно стимулируются те составные части языковой особенности, которые допускают сделать более эффективным усвоение грамматической и семантической стороны языка. Разные аспекты языка становятся доступными для ребенка в определенные этапы возрастного развития. В процессе направленного обучения языку «уровень неосознанного автоматического контроля и регулирования маленьким ребенком своей речи» [Цит. по Тульвисте1990: 113] переходит в осознанный (аналитический) контроль. Наиболее изученным в этом плане является осознание ребенком фонологической стороны речи, так как она является функционально значимой для освоения навыков письма и чтения [см., например: Лурия1956; Штерн 1965].							Коммуникационный фактор тесно связан с развитием языковой способности ребенка. Ребенок мотивирует себя к интуитивному поиску способов номинации неизвестных ему слов путем анализа и синтеза языкового материала. Данную мотивацию можно объяснить потребностью   в общении при нехватке речевых инструментов.						Фактор креативности языковой личности, способствующий использованию механизма мотивационной рефлексии в целях осознанной языковой игры [Гридина 1996; 2004]. 
     Таким образом,  природа мотивационнойрефлексии является лингвокогнитивной, что подтверждают вышеперечисленные факторы. Следует заметить, чтомотивационнаярефлексияимеет большое значение для процесса развития речевой деятельности ребенка.
     	Причины образования словотворчества у ребенка
     Изучая окружающую действительность, ребёнок овладевает языком,  осваивает наименование тех или иных предметов, соотносит мир вещей и слов.  Для ребенка мир вещей гораздо обширней мира слов. Поэтому, стараясь выразить свои мысли, ребенок нуждается в использовании новых окказиональных образований, так как его словарный запас еще узок.			Постепенно словотворчество у ребенка становится меньше. Как уже было сказано ранее, это происходит к 7-8 годам. Гвоздев обуславливает это так: "В это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления" [Гвоздев 4: 466].								Таким образом, период наивысшей словотворческой активности остается позади. Об этом так же упоминал и К.И.Чуковский: «К восьмилетнему возрасту у ребёнка такое изощрённое чутьё языка притупляется. Но отсюда не следует, что его речевое развитие в какой бы то ни было мере терпит при этом ущерб. Напротив: лишившись недавней способности создавать те своеобразные словесные формы, он сторицей возмещает утрату новыми ценными качествами своего языкового развития" [Чуковский 16: 352].									Итак, нам наиболее интересен период от 2 до 5 лет, когда дети наиболее часто проявляют свой словотворческий потенциал.				В своем труде «от двух до пяти» Чуковский старается найти и объяснить закономерность речи ребенка, подмечая то, что «в уме ребёнка произведена чёткая классификация суффиксов по разрядам и рубрикам, которая и для созревшего ума представляла бы немалые трудности» [Чуковский  22: 347]. Но если К.И.Чуковский попытался объяснить данный феномен речи ребенка с этимологической точки зрения, то наша цель была заключена в рассмотрении этого же феномена посредством словообразования.											Из-за того что русский язык обладает богатым собообразовательным потенциалом, ребенок очень легко может «потеряться» среди многочисленных грамматических конструкций и форм. Ведь вграмматике очень трудно подчиняться и соблюдать строгую логику. [Чуковский 22: 348]
     Вспомним, что может побудить к созданию речевых инноваций. Е.А. Земская определяет 5 главных функций словообразования:
1. Номинативная функция (новая единица создается для определения какой-то вещи, чаще всего новой, либо для переименования старой)
2. Конструктивная функция (при данной функции синтаксическое построение речи становится более простым)
3. Компрессивная функция (при помощи данной функции возможно создание сокращенных номинаций)
4. Экспрессивная функция ( выражается субъективное отношение, оценка адресата речи или его окружения)
5. Стилистическая функция ( выбор средств речи, соотвествующих той или другой сфере употребления)  [ Земская 7: 8 - 9].
     Можно заметить тот факт, что очень много слов в языке ребенка производные: лампочница от слова лампочка,кошак от слова кошка, скакада от слова скакать. Мы склонны сделать наблюдение, что дети склонны сочетать непроизводное слово с словообразовательными аффиксами, то есть ребенок на уровне подсознания имеет предстваление о том, что слово может производиься от другого однокоренного слова.			 Формальная видимость производного слова заключается в том, что его основа равняется основе производящего слова с присоединённым к ней формантом, а семантическая видимость состоит в том, что значение производного слова вбирает в себя значение слова, от которого оно произведено. Последнее проявляется в том, что производное слово может быть объяснено через производящее: нарукавник - это что-то, помещающееся на рукаве. Поэтому при составлении картотеки мы столкнулись с тем, что ребёнок назвал ошейник нашейником, "потому что его собаке на шею надевают". И это не случайно: "один мальчик понял слово накомарник как "что-то надеваемое на комара" и после долгого размышления предположил, что это "наверное, сачок, чтобы ловить комаров". Когда ему объяснили, что это такое, он был очень удивлён и предложил переименовать его в откомарник" [Земская 21: 106].									 К.И. Чуковский писал: "Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас - как оптовый склад таких готовых форм, "магазин готового платья". А у детей - это мастерская - всё мерится и шьётся, творится каждую минуту сначала, - все - вдохновение и творчество" [Чуковский 16: 98]. 										И правда, дети, осваивающие русский язык, сочиняют  новые слова непривычные для уха взрослого человека. Если выражаться правильно, русский ребенок отличается лингкокреативностью. Связан ли этот процесс с писхической деятельностью ребенка или со спецификой языка?				Причину можно обосновать в самом русском языке. В отличие от еврпейских языков (английский, немецкий), русский язык характеризуется особыми правилами, которые контролируют словообразовательные процессы. При этом следует заметить сложность и противоречивость устройства языкового механизма: многоуровневость и системы переходов от общих правил к частными, а так же от частных к единичным, то есть к исключениям.											К.И. Чуковский правильно утверждал, что взрослые кажутся ребенку«законодателями, нарушающими свои собственные законы, - дети не виноваты в том, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово - и формотворчества».							С детства мы знакомимся с законами построения слов в языке одновременно с узнаванием новой лексики в родном языке. Человеку требуется лишь часть для запоминания. Например такие лексемы как дом, дерево, стул. Они являются наиболее употребительными. Такие слова называются простыми, если сравнить с производными формами слов. Если сравнить слова домик, стулик,деревцес приведёнными выше,  можно увидеть, что данные формы слов связаны с единицами первой группы, основываются на них, и являются по отношению к ним вторичными. Значение слов стулик и домик является мотивированным, определяется значением слов стул, дом и значением суффикса - ик - (уменьшительность), подобно тому, как "значение глагола приводить определяется значением слова водить и приставки при-, означающей приближение" [8: 6].			Имитируя речь взрослых, дети очень быстро вступают в процесс словотворчества. Проблема заклчается в том, что ребенок не может знать значения всех словообразовательных морфем. Отсюда и происходят словообразовательные оккказионализмы в детской речи. Ребенок старается понять значение незнакомой ему лексики исходя из своих знаний и представлений об известных ему морфем.










Национальности:
Немцы:Германцы-31, германясы, германисты германьярцы
Англичане: Англисты-4 английцы-2 (остальные либо не дали ответа, либо дали правильный) 
Поляки:польши-4, польшане-2, польшицы-2, полины, польцы,  впольшики половцы
Сербы: сербцы-3 сербиане-2, сербичане, сербяны, сербячи, сербисты,  серби, сербинцы, сербенцы, сербеши, сербейцы, сербейцы
Французы:францы-5, францисты-2, франы-2, французцы, франгличане, франисты, франкуане,  вофранисты, 
Норвежцы: норвенцы-4 норвеги-2норвегианисты, норвегики, норвенинорвегцы
Чехи: чехиане-2, чехцы-3 чеханы-2, чехии-2,  чехавчане, чехясты,  чехисты,  чехоницы. чехенцы,
Финны:финляндцы-11финдианцы-, финдличане, финляндисты, ,финдонацы, финдии, финляни, финляди,

Профессии (деятель)
Скрипач: скрипанист-6, скрипаист-4, скрипник-3,скрипист-2 скрипачист, скрипкаистскрипкистскрипчик
Балалаечник: балайлист-7, балалаик-4 балалайкист-2, балалаенник-2балаешник, балалаеницбалалайчик
Барабанщик: барабанист-2, барабанец-4барабанникбарабаночекбарабщик
Гусляр: гуслист-5 гуслик-4 гусленник-4  гуслянец-2гуслярист, гусар, гуслин, гусляниц, гуслич
Механик:  машинист-2 чинщик-3,  чинитель. мастер, машинник, авточинитель ремонтник, маханик, чинаист, , машинник
Охранник: магазинщик-3 машинист-3
Портной: кастелянша, швейник, партнер (портной), шитчик, одежчик, швеиха
Пекарь: хлебонист-2  хлебник печник, хлебист, костерщикпекарнист, пекарникхлебаник , -то ест на фабрике? фабрикнист
Продавец: магазинец
Строитель: стройник
Уборщик:
Водитель: машинист-4
Пилот: самолетчик-4

Посуда:
Масленка:масленица-30, сливочница ( сказали сливочное масло)
Перечница: перница-3перчинка-2, в баночке, перечен, перчица, перечник, перчиха,. Перса перчатницаперечна
Солонка: сольница-20  соличница солянка, соленица , солица, солист, сольна

Животные: 
Теленок :коровчик-2кровенокмычонок
Поросенок: свиненок-10 свинюшка-3, 
Цыпленок :петушенок-5 петушок-5 петушочек, 
Жеребенок: лошаденок-5, лошенок-2лошадист жеребец
Коньлошидин, лошад-2 лошадник лош
Быккорович коров-2 коровиккореноккоровщик
Гусынягусиха-4 гусиня-3гусеница-2гусаркагусицагусянагусен
Курицапетушка-3петушихапетушиня

Анкета 2

Немцы1)злые люди, которые хотели завоевать нашу страну,фашисты-12 которые живут в Немцессии; не русская страна
Англичане нерусские люди
Французы 1)которые живут во Французии; не наши люди, те которые очень любят готовить
Норвежцы 1) живут в Норвежции-2 (мама вообще не говорила мне ни о каких странах, корме немцев)
Поляки  1) Живут в Польшии; работают в поле-3, люди, которые танцуют польку, гуляют по лесу люди; полют траву, поливают траву
Сербы 1) Всербянии живут в Сербнице
Чехи 1) в Чехнязии; постоянно чихают-2
Фины  1) как дельфины?? Живут в финние, живут в Финлии

Профессии (деятель)
Скрипач: скрепки скрепляет, у которого все скрипит
Балалаечник: тот, кто играет на балалайке
Барабанщик: тот, кто играет на барабане
Гусляр: кормит, пасет любит гусей-3;
Механик: на механическом приборе играет:
Охранник: тот, кто охраняет
Пекарь: тот, кто печет хлеб
Продавец: тот, кто продает, тот кто дает вещи, а ему дают деньги
Уборщик: тот, кто убирает
Портной: на корабле человек работает
Водитель: машинист, который водит машину;
Пилот: который пилит все;

Посуда:
Масленка: там, где хранятся маслины; это масленица; из нее наливают в капот машины-2;
Перечница: та, которая делает перец; которая любит покупать перец; туда кладут перчики, чтобы отвезти в магазин
Солонка: там, где хранится соль (немного подумав, а может это женщина, которая любит ходить в салон красоты?); где бензин находится; где делают прически; большая куча

Животные: 
Теленок
Поросенок
Цыпленок: маленький желтый птенчик-3
Жеребенок: чей-то ребенок-2 это лошаденок 
Конь: он катает людей
Бык: большое  свирепое животное-3, корова, только злая
Гусыня : жена гусениста, она щиплет; мама гусеныша маленького
Курица: это еда такая.



.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44