- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие лизинга и его экономическая сущность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000015 |
Тема: | Понятие лизинга и его экономическая сущность |
Содержание
Глава 1. Понятие лизинга и его экономическая сущность 1.1. Правовые основы лизинговых отношений Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки. Россию относит к группе стран, в которой имеет место специальное законодательство, которое регулирует лизинговые отношения. Особенность состоит рассредоточении правовой базы лизинга в нормативных актах государственных органов власти и управления на различных уровнях и имеющих различную юридическую силу (схема 1). Схема 1. Структура нормативно-правовой базы лизинга в России Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы — совокупность общеобязательных правил поведения каждого участника лизинговых сделок. В зависимости от предписания и способов воздействия на каждого участника лизинговых отношений нормы разделяют на: - материально-правовые; - процессуальные. Материально-правовые нормы в делят на 2 вида: - регулятивные правоотношения, которые устанавливают права и обязанности каждого субъекта лизинговых отношений; - правоохранительные, которые обеспечивают (гарантируют) соблюдение всех регулятивных норм (таблица 1). Таблица 1 - Разновидности материально-правовых норм, коотрые регулируют лизинговые отношения Виды и разновидности норм Содержание 1. Регулятивные 1.1. Запретительные Запрещают совершать те или иные действия, нарушающие права участников лизинга 1.2. Уполномочивающие Поручающие совершать определенные действия (выкупить объект лизинга и др.) 1.3. Компенсационные Обязывают возмещать правомерный ущерб (при непоставке объекта в срок и др.) 2. Гарантирующие 2.1. Поощрительные Повышают заинтересованность в рациональном использовании имущества 2.2. Карательные Принуждают к выполнению регулятивных норм (штрафы, санкции и т. п.) 1.2. Формы и виды лизинга Лизинговые операции приравнивают к кредитным и регулируют теми же правами и нормами. Но лизинговые операции отличаются от кредитных тем, что после окончания их срока и выплаты всей суммы сбыт лизинга остается собственностью лизингодателей (если в договоре не предусмотрен выкуп объектов лизинга по остаточной стоимости или передаче в собственность лизингополучателям). При кредите банки оставляют за собой право собственности на объекты как залог суммы. Различают 2 формы лизинга: - внутренняя форма, когда лизингодатели, лизингополучатели и продавцы (поставщики) являются резидентами РФ; - международная форма, когда лизингодатели или лизингополучатели являются нерезидентами РФ. Если лизингодателями являются резиденты РФ, т.е. предметы лизинга находятся в собственности резидентов РФ, то договоры международного лизинга регулирует Федеральный закон «О лизинге» и законодательство РФ. Если лизингодателями являются нерезиденты РФ, то есть предметы лизинга находятся в собственности нерезидентов РФ, то договоры международного лизинга регулируют федеральные законы в области внешнеэкономической деятельности. К основополагающим типам лизинга относят долгосрочный лизинг, который осуществляется в течение 3-х и более лет, среднесрочный лизинг, который осуществляется в течение от 1,5 лет, и краткосрочный лизинг, который осуществляется в течение 1,5 лет. Основные виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. Финансовый лизинг характеризует длительный срок контрактов (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Кроме того, по объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого имущества. По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, если техническое обслуживание, ремонт,страхование и др. лежат на лизингодателе. Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим в наем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступают в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный, при котором сдача в аренду осуществляется через третье лицо. По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. На практике применяются и другие виды лизинга. Возвратный лизинг является разновидностью финансового лизинга, при котором продавцы предметов лизинга одновременно выступают и как лизингополучатели. Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий и средний срок, как правило, короче экономического срока службы имущества. При этом арендаторы при соблюдении определенных сроков контракта имеют право расторгать договоры. Таким образом, сублизинг является особым видом отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметами лизинга третьему лицу, что оформляется договорами о сублизинге. При сублизинге лица, осуществляющие данные операции, принимают предметы лизинга у лизингодателей по договору и передают его во временное пользование лизингополучателям по договору о сублизинге. При этом обязательно требуется согласие лизингодателей в письменной форме. Переуступка лизингополучателями своих обязательств по выплате платежей третьим лицам не допускается. При международном сублизинге перемещение предметов лизинга через таможенные границы РФ можно только на срок действия договоров о сублизинге. 1.3. Организация и техника лизинговых операций. Организация и техника в лизинговых операциях определяется особенностью законодательства отдельно взятых стран. ГК РФ предусматривает различные последствия в зависимости от арендатора или арендодателя, принимающего на себя ответственность при выборе имущества, которое является предметом в лизинге, и его продавца. Как показывает практика, большая часть лизинговых компаний, которые появились на российском рынке, работает с первым этапом, «от клиента». Фирмы приобретают имущество у продавца, указанного в заявке. Соответственно лизинговая компания снимает с себя ответственность за качество, обязательство по срокам поставки и так далее, предоставляя возможность арендаторам самостоятельно предъявить требования к продавцам и выполняя лишь функцию финансирования сделок. Но не все так просто. В этом случае лизинговые фирмы должны учитывать те факты, что они имеют дело как с «чужими» арендаторами, так и с «чужими» продавцами. А это влечет потенциальную возможность сговора. Поэтому приходится учитывать риски отказа от поставок, особенно у мелких продавцов. С другой стороны, существует объективный интерес между продавцом средств производства и лизинговой компанией. Для продавца данный способ увеличить объемы продаж, поскольку конечные потребители не должны платить всю стоимость сразу. Для лизинговых компаний появляются возможности уменьшить риски «чужого» продавца ,не говоря уже о скидке и множестве прочих привилегий постоянных покупателей. Такой проект следует называть «от продавца». Подобная сделка, как правило ,более технологична, поскольку лизинговые компании имеют дело с имуществом одного типа, а потому потребуется меньше времени для подготовки. В качестве примера нужно рассмотреть процессы подготовки проектов по атранспортным средствам (сделки «от клиента»). Если согласно оборудованию запрашивают полные бизнес- планы, то при лизинге авто («сделки от продавца») обычно достаточно заполнения анкеты. В данном подразделе приводится перечень и формы документов, на примере одной из лизинговых компаний для проведения экспертизы проектов. Такие сделки наиболее технологичны и ,несмотря на кажущееся обилие документов, могут быть подготовлены- при хорошем стечении обстоятельств -за несколько дней. В предоставленных документах можно найти ответы на многие вопросы Перечень необходимой документации для получения автотранспортного средства в лизинг. 1.Заявка на лизинг автотранспортного средства. 2.Паспорт предприятия. 3.Нотариально заверенные копии учредительных документов (свидетельство о регистрации, устав, учредительный документ, коды предприятия, протокол назначения генерального директора). 4.Копии балансов предприятия-лизингополучателя за последний год и последний отчетный период (входящая форма № 2 баланса) 5.Реквизиты предприятия (ИНН, р\сч., БИК, юр. адрес, почт. адрес и т.д.). 6.Перечень имущества предприятия (расшифровка основных средств за подписью руководителя и гл. бухгалтера, печать предприятия). 7.Ксерокопия гражданского паспорта руководителя предприятия (паспортные данные, последняя фотография, прописка). 8.Данные о руководителе (опыт работы). 9.Основные характеристики бизнес-планирования при лизинге автотранспортного средства. 10.Документ,подтверждающий место стоянки (копия договора аренды, справка от лизингополучателя). 11. Дополнительные документы, имеющие отношение к дополнительной информации о предприятии- лизингополучателе (рекомендательные письма, справки по оборотам из банка и т.д.). Таможенное оформление предмета лизинга Процедура таможенного оформления касается тех предметов лизинга, которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь. Возможны два случая. Первый случай – оборудование ввозится по договорам международного лизинга, когда лизингодатель является нерезидентом Республики Беларусь. Второй случай – когда лизинг внутренний: основные средства, предназначенные для последующей передачи в лизинг, ввозятся на таможенную территорию Беларуси не по договору лизинга, а по международному контракту (договору купли-продажи).. В случае, если предмет лизинга ввозится по договору международного лизинга он оформляется в одном из двух таможенных режимов. Первый режим - свободного обращения. Второй режим – режим временного ввоза. При первом режиме предполагается, что на момент окончания договора предмет лизинга перейдёт в собственность белорусского лизингополучателя. Второй режим предполагает возврат лизингодателю предмета лизинга, т.е. его нужно вернуть за пределы таможенной территории Беларуси. В зависимости от режима оформления предмета лизинга будет различаться и уплата таможенных платежей. В первом случае за основу таможенной стоимости принимается вся сумма платежей по договору лизинга + выкупная стоимость, включающая платежи по доставке и страхованию. Во втором случае основа расчёта таможенной стоимости – контрактная стоимость приобретаемого для передачи в лизинг имущества. Таможенные платежи включают в себя: сбор за таможенное оформление - 35 Евро за договор; таможенная пошлина и НДС. Таможенная пошлина исчисляется в проценте от таможенной стоимости. Если предмет лизинга является подакцизным товаром, при таможенном оформлении необходимо уплатить акциз. Белорусским законодательством предусмотрена возможность (по желанию лизингополучателя) отсрочки либо рассрочки уплаты таможенных платежей. Отсрочка – это уплата таможенных платежей на два месяца позже, оформляемая как кредит банка, предоставляемый на время отсрочки, с уплатой процентов, начисляемых по ставке рефинансирования. Рассрочка – это уплата таможенных платежей равными долями ежемесячно. Рассрочка предоставляется под залог или гарантию банка на срок не более 5 лет. Если предмет лизинга оформляется в режиме временного ввоза, то в месяц нужно платить 3% от общей суммы таможенной пошлины. Если предмет лизинга ввозится из-за рубежа, НДС при таможенном оформлении уплачивает лизингополучатель, независимо от условий договора. Налог уплачивается от контрактной стоимости имущества, указанной в товарно - сопроводительных документах (CMR), включая затраты на транспортировку. Если цена имущества выражена в иностранной валюте, а НДС уплачивается в белорусских рублях, то обменный курс определяется как курс Национального банка Республики Беларусь на дату таможенного оформления. Предметы лизинга облагаются НДС по ставке 20%. порядок уплаты таможенных платежей. Законом о лизинге предусмотрен "упрощенный" порядок уплаты таможенных платежей для имущества, ввозимого в Россию по договору международного лизинга, - таможенные платежи можно платить одновременно с лизинговыми. Могут ли на практике стороны лизингового договора воспользоваться этой правовой нормой? От чего вообще зависит порядок уплаты налогов на таможне для участника договора международного лизинга? Ответы на эти вопросы - в нашей статье. Использование льготы по уплате таможенных платежей при международном лизинге В Законе о лизинге говорится, что для ввоза в Россию предмета лизинга установлен особый порядок уплаты таможенных платежей (ст. 34): ? при ввозе - на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; ? после ввоза - одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей. Однако ГТК России указал, что Закон о лизинге не относится к налоговому законодательству. Поэтому он применяется к налоговым правоотношениям в части, не противоречащей законодательству о налогах и сборах. Таким образом, порядок уплаты таможенных платежей при международном лизинге регулируется Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон № 5300-1), постановлением Правительства РФ от16.08.2000 № 599 "О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов" (далее - постановление № 599). И любые льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе предмета лизинга в Россию можно использовать только в случаях, предусмотренных этими документами. Как и в других случаях перемещения товаров через российскую границу, при ввозе предмета лизинга нужно уплатить таможенную пошлину, НДС, акцизы (для подакцизных товаров), сборы за таможенное оформление и хранение товаров, другие сборы (ст. 110 ТК РФ). Налогооблагаемой базой для расчета таможенных платежей является таможенная стоимость перемещаемого предмета лизинга. В грузовой таможенной декларации ее указывает декларант (лизингодатель или лизингополучатель), а сотрудники таможни контролируют, правильно ли она исчислена. Итак, мы выяснили, что "упрощенный" порядок уплаты таможенных платежей стороны договора международного лизинга применить не могут. От чего же зависит размер таможенных платежей, уплачиваемых на таможне? От таможенного режима, самостоятельно выбираемого компанией. Теперь рассмотрим особенности таможенных режимов (перечислены в ст. 23 ТК РФ), которые можно применять в отношении товаров, ввозимых по договору лизинга. Обратите внимание, что участник ВЭД может в любое время как выбрать, так и изменить таможенный режим на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств (ст. 26 ТК РФ). На практике применение всех таможенных режимов, кроме режима "Выпуск товаров для свободного обращения", носит разрешительный характер (таможенный орган дает такое разрешение при соблюдении всех условий, предусмотренных ТК РФ). Возможны два варианта уплаты страховых платежей: лизингодателем и лизингополучателем. Если лизингодатель самостоятельно страхует предмет лизинга, то сумма страхового платежа должна быть ему возмещена: он включит ее как обязательство лизингополучателя в первый лизинговый платёж (или по графику платежей распределит ее в каждый платёж). В этом случае лизингополучатель уплатит по договору лизинга дополнительную величину НДС, начисляемую на страховой платеж. Поэтому лизингополучателю выгоднее застраховать предмет лизинга самостоятельно. При таком варианте страхования НДС на страховой платеж, уплачиваемый лизингополучателем непосредственно страховой компании, не начисляется, так как не предусмотрен отечественным законодательством. В договоре страхования необходимо указать выгодоприобретателя – либо лизингодателя, либо банк, который кредитует лизинговую сделку. В случае если предметом лизинга является автотранспортное средство, то такой предмет обязательно должен быть застрахован по форме «автоКАСКО ». При этом в договоре лизинга должны быть предусмотрены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение процедуры страхования. Налог на недвижимость, приобретенную по договору лизинга, уплачивает та сторона, на балансе которой находится предмет лизинга. В договоре лизинга необходимо указать на чьем балансе – лизингодателя либо лизингополучателя - находится предмет лизинга. Налог на недвижимость уплачивается ежеквартально, исходя из остаточной стоимости предмета лизинга в размере ? годовой ставки. Годовая ставка налога на недвижимость составляет 1% Сумма налога на приобретении автотранспортых средств рассчитывается следующим образом: налогооблагаемая база (стоимость автотранспортного средства) умножается на налоговую ставку. Налоговая ставка составляет 5%. Данный налог уплачивает сторона, регистрирующая приобретённый предмет лизинга в Государственной автомобильной инспекции (автомобили) либо в Гостехнадзоре (тракторы, дорожно-строительные машины). Технический паспорт на автотранспортное средство оформляется на имя лизингополучателя, при этом в нем указывается наименование собственника – организации лизингодателя, а также номер договора лизинга и дата его заключения. При выкупе предмета лизинга и зачислении его в состав основных средств лизингополучателя налог на приобретение автотранспортных средств не уплачивается. 2.2.Определение таможенной стоимости лизингового оборудования При ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза имущества иностранного производства (например, оборудования), полученного по договору международной финансовой аренды, российскому предприятию промышленности необходимо уплатить таможенные платежи, в том числе ввозную таможенную пошлину и НДС (если лизингодатель не взял эту обязанность на себя). Размеры таможенной пошлины и НДС зависят от того, под какую таможенную процедуру будет помещен товар и с использованием какого метода будет рассчитана таможенная стоимость ввозимого имущества. (В рамках данной статьи не рассматривается порядок исчисления и уплаты таможенных сборов.) В соответствии с российским законодательством по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В то же время выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществить и лизингодатель, если таково условие договора финансовой аренды (ст. 665 ГК РФ). Правовые и организационно-экономические особенности лизинга определены Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге). Согласно п. 1 ст. 7 этого Закона основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинги. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Мы рассматриваем ситуацию, когда в качестве лизингодателя выступает иностранная компания и предмет лизинга ввозится на территорию РФ (таможенную территорию Таможенного союза) с территории иностранного государства. При заключении контракта с указанным лицом стороны могут определиться с тем, право какого государства будет применяться к их правам и обязанностям по этому договору. При отсутствии такой договоренности взаимоотношения сторон по договору международной финансовой аренды регулируются законодательством иностранного государства - правом страны лизингодателя (ст. 1211 ГК РФ). Если стороны договора финансовой аренды решат, что их права и обязанности регулируются российским законодательством, следует учитывать, что в 1998 г. Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988). Это важно, поскольку, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ), в рассматриваемой ситуации - обозначенной Конвенции. Отметим отдельные правовые (находящие отражение, как правило, и в законодательстве иностранных государств) моменты, установленные Законом о лизинге. Во-первых, предмет лизинга, переданный лизингополучателю, остается в собственности лизингодателя (п. 1 ст. 11). Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В то же время собственник, оставаясь таковым, вправе по своему усмотрению передать эти права другим лицам (п. 2 ст. 209 ГК РФ). При лизинге к лизингополучателю переходят в полном объеме права владения и пользования (если иное не установлено договором финансовой аренды), а право на распоряжение имуществом остается у лизингодателя. В п. 3 ст. 11 Закона о лизинге уточнено, что право на распоряжение включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и договором лизинга. Во-вторых, в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о лизинге по договору финансовой аренды лизингополучатель обязуется: - принять предмет лизинга в порядке, установленном указанным договором лизинга; - выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, которые предусмотрены договором лизинга; - по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (Необходимость заключения договора купли-продажи связана с тем, что договор финансовой аренды по своей природе не образует продажу имущества (даже при наличии в нем условия о выкупе предмета лизинга)); - выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга. При выборе таможенной процедуры далеко не последнюю роль может сыграть как раз тот факт, что по окончании определенного срока имущество переходит в собственность лизингополучателя либо возвращается лизингодателю. В свою очередь, от вида таможенной процедуры зависят размеры таможенной пошлины и НДС. Как определить размер таможенных платежей? Согласно п. 1 ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. В свою очередь, сумма таможенных пошлин, подлежащая уплате, определяется путем применения базы и соответствующей ставки (п. 4 ст. 76 ТК ТС). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. Это новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза (сформированного с учетом обязательств РФ по присоединению к ВТО), вступившая в силу с 23.08.2012.), если иное не предусмотрено ТК ТС или международными договорами государств - членов Таможенного союза. Для целей исчисления и таможенных пошлин, и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС или международными договорами государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 77 ТК ТС). Что касается налоговой базы для исчисления налогов, она определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 75 ТК ТС). Ориентируются на законодательство того государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру (п. 4 ст. 76 ТК ТС). Поэтому при помещении товаров под таможенную процедуру на территории РФ начинают действовать положения Налогового кодекса. Так, в силу пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС. Необходимо учитывать: не подлежит обложению НДС ввоз товаров, список которых приведен в ст. 150 НК РФ. В частности, это касается ввоза технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372. В случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ). При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (об этом рассказано выше) (пп. 5 п. 1 указанной статьи). Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ определяется как сумма: - таможенной стоимости ввозимых товаров; - подлежащей уплате таможенной пошлины; - подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Налоговая ставка составляет 10 или 18% (п. 5 ст. 164 НК РФ). Таким образом, размер таможенных платежей (пошлины и НДС) зависит от таможенной стоимости лизингового имущества. Определяем таможенную стоимость На основании п. 1 ст. 64 ТК ТС, п. 1 ст. 112 Закона о таможенном регулировании определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в РФ, осуществляется согласно соответствующему международному договору государств - членов Таможенного союза. Таким договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). В Соглашении для определения таможенной стоимости предложены шесть методов, которые применяются последовательно: - метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1); - метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2); - метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3); - методы вычитания (метод 4) и сложения (метод 5). Очередность применения этих методов оставлена на усмотрение декларанта (таможенного представителя); - резервный метод (метод 6). Это так называемый дополнительный метод. Выбираем метод расчета В практике таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию РФ по договорам лизинга, для определения таможенной стоимости таких товаров, как правило, используется резервный метод. Причины его применения ФТС пояснила в Письме от 19.11.2008 N 05-33/48386. Эти разъяснения актуальны и сегодня (несмотря на то, что, когда было выпущено Письмо, применялся порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, установленный разд. IV Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"). Так, при применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами основной составляющей таможенной стоимости является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за указанные товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. Это означает, что метод 1 может применяться только в отношении товаров, ввозимых по сделкам международной купли-продажи товаров, то есть при экспорте товаров в РФ. В случае отсутствия продажи товаров на экспорт в РФ (например, при лизинге имущества) данный метод не может быть использован. (Напомним: договоры аренды, в том числе финансовой аренды, по своей природе не образуют продажу товаров, причем даже при наличии в них условия о выкупе арендованного товара.) Исключает возможность использования метода 1 и тот факт, что при передаче имущества по договору лизинга у лизингополучателя отсутствует право распоряжения этим имуществом. А метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяется при условии отсутствия ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (пп. 1 п. 1 ст. 4 Соглашения). Применение методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами (методов 2 и 3) возможно, если имеется информация о таможенной стоимости идентичных и однородных товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 Соглашения). Метод вычитания используется, когда оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные товары продаются на таможенной территории Таможенного союза. В отношении оцениваемого объекта аренды (предмета лизинга) применение метода 4 невозможно, поскольку он не продается на таможенной территории Таможенного союза. Эта же причина не позволяет применять метод вычитания и в отношении идентичных и однородных товаров. Метод сложения основывается на применении данных бухгалтерского учета производителя (п. 2 ст. 9 Соглашения). С учетом того что указанная информация имеет конфиденциальный характер и арендодатель (лизингодатель), как правило, не является производителем предмета лизинга, применение метода 5 также маловероятно. Резервный метод В этом случае за основу берутся данные, имеющиеся на таможенной территории Таможенного союза, таможенная стоимость определяется путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения. Другими словами, для определения таможенной стоимости используются вышеперечисленные методы, но допускается гибкость их применения. Такой подход согласуется с принципами ВТО. В силу п. 1 ст. 7 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994, начало действовать для России 22.08.2012 (в связи с вступлением в ВТО)) в крайнем случае, когда не представляется возможным определить таможенную стоимость ни одним из способов оценки, она определяется путем использования разумных средств, совместимых с принципами и общими положениями этого Соглашения и ст. VII ГАТТ 1994 г. (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) [рус., англ.] (заключено в г. Марракеше 15.04.1994)), и на основе данных, имеющихся в стране импортера. В качестве методов оценки, подлежащих применению согласно ст. 7, должны использоваться другие методы, однако целям и положениям этой статьи отвечала бы разумная гибкость в применении таких методов (п. 2 примечания к ст. 7). В любом случае оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках (Подпункт "а" п. 2 ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ) (заключено 30.10.1947)). ФТС в Письме от 19.11.2008 N 05-33/48386 обратила внимание на следующее. Согласно мировой практике применения резервного метода таможенной оценки предмета лизинга и документам ВТО в качестве основы для определения таможенной стоимости товара последовательно могут быть использованы: - стоимость предмета лизинга, указанная в договоре лизинга, счетах-проформах, договоре страхования и других товаросопроводительных документах; - прейскурантная цена товара или цена товара по каталогу (в отношении товара, бывшего в употреблении, - цена нового товара за вычетом суммы износа); - стоимость предмета лизинга, указанная в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности; - сумма лизинговых платежей, рассчитанная на весь срок полезного использования предмета лизинга, если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Пример расчета таможенной стоимости в такой ситуации приведен в Письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236; - выкупная цена с учетом дополнительного начисления суммы лизинговых платежей (если в сумму лизинговых платежей не включена выкупная цена), когда в договоре лизинга содержится условие о выкупе арендованного товара и предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя. При этом необходимо учитывать следующее. Если в сумму лизинговых платежей вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, расходы на сборку, монтаж, обслуживание), и они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость. То же самое касается процентов за отсрочку или рассрочку оплаты по договору лизинга. А вот транспортные, погрузочно-разгрузочные, страховые расходы в структуру таможенной стоимости включаются (если они ранее не были учтены в выбранной основе для расчета таможенной стоимости). По поводу учета в таможенной стоимости процентов по договору лизинга высказался Президиум ВАС. Он рассмотрел такую ситуацию. При предъявлении лизингового имущества (бурильных труб) к таможенному оформлению общество (со ссылкой на то, что товар не может быть возвращен лизингодателю после его использования) заявило режим для внутреннего потребления и произвело расчет таможенных платежей по ставке 15%. В качестве основы для определения таможенной стоимости обществом была использована сумма, подлежащая уплате за товар (возмещение стоимости оборудования), без учета процентов по лизингу, определенных по договору финансовой аренды. (В деле не уточнено, что это за проценты, являются ли они платой за отсрочку или рассрочку оплаты.) Ввезенный товар был условно выпущен таможенным постом для внутреннего потребления с обеспечением уплаты таможенных платежей. В последующем таможня пришла к выводу о необходимости корректировки таможенной стоимости товара, так как общество не включило в ее структуру проценты по договору лизинга. В итоге таможня, руководствуясь шестым (резервным) методом на базе первого метода, при определении таможенной стоимости бурильных труб, поступивших по договору финансовой аренды, включила в эту стоимость все платежи, предусмотренные указанным договором, в том числе проценты и расходы на транспортировку до места прибытия. Высший арбитр решил: в случае когда декларантом при таможенном оформлении ввезенного по договору лизинга товара заявлен режим для внутреннего потребления и таможенные пошлины рассчитаны в соответствии с названным режимом, включение в структуру таможенной стоимости процентов по договору лизинга является неправомерным. С расходами на транспортировку до места прибытия дело обстоит прямо противоположным образом (Постановление от 05.06.2012 N 13049/11). Указанное Постановление содержит оговорку о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов со схожими обстоятельствами. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд согласился ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: