VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие информационные технологии история их появления и развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006226
Тема: Понятие информационные технологии история их появления и развития
Содержание
Оглавление



	Введение	3

	Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения	5

	1.1. Понятие информационные технологии: история их появления и развития	5

	1.2. Исследование степени применения информационных технологий в учебном процессе	13

	Глава 2. Различные аспекты использования информационно-  коммуникативных технологий в обучении истории	23

	2.1. Применение видеоносителей на уроках истории в высшей  школе	23

	2.2. Компьютерные программные технологии	29

	2.3 Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках истории	38

	Глава 3. Методические рекомендации применения информационных технологий на уроках обучения истории	54

	3.1. Использование ИКТ на уроках в 10 классе	54

	3.2. Оценка и интерпретация результатов	62

	Заключение	75

	Список использованных источников и литературы	77





















Введение



Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.

Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года требует обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. 

Объектом исследования является использование информационных технологий в обучении.

Предмет исследования: использование информационных технологий на уроках истории.

На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе истории. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.

Цель исследования заключается в изучении применения информационных технологий в преподавании истории.

Задачи исследования:

Проследить историю появления и развития информационных технологий;

Показать возможности использования информационных технологий в обучении истории;

Изучить методику применения информационных технологий на различных этапах урока.

Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции.

В качестве источников выпускной квалификационной работы выступили учебник "История России. Конец XVI-XVIII век., "История России XIX век. Электронное издание "История России XVII-XIX вв. ". Оно предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися (дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.). Работа с изданием облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.





Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения

1.1. Понятие информационные технологии: история их появления и развития 


Одной из основных категорий педагогики является обучение. По определению И.П. Подласого «это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на получение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» [4, с. 26]. 

В процессе передачи знаний педагоги всегда придают им определенную направленность, формируя при этом у обучаемых различные установки, такие как идеологические, мировоззренческие, социальные, нравственные и т.д. Поэтому процесс обучения всегда имеет воспитывающий характер. Активность ребёнка и его потребности в самосовершенствовании развиваются в процессе взаимодействия с педагогом, основанном на принципе диалога. Речь идет не просто об обмене сообщениями, а прежде всего о взаимоотношениях, в основе которых лежит эмоциональная открытость и доверие. Именно при диалогическом подходе к воспитанию обеспечивается приоритет субъект - субъектных отношений, когда позиции воспитателя и ученика становятся равноправными. Однако, организация диалогового общения с ребёнком является одним из непростых вопросов воспитания. 

Смысл общения в данном случае заключается в раскрытии потенциала обучающегося в процессе диалога. Рассмотрим решение данного вопроса воспитания, используя педагогическую технологию. Гуманистическая позиция предполагает ориентирование воспитания на ученика в качестве наивысшей ценности жизни, это означает, что нужно воспитывать позитивное отношение ребёнка к себе. В основе такого отношения лежит чувство собственного достоинства, вера в свои силы, ощущение своей самоценности. При таком подходе важным является создание для каждого ученика ситуации успеха, т.е. если в процессе диалогового общения с ребёнком он будет испытывать ситуацию успеха, то это можно считать общим решением вопроса организации диалогового общения с ребёнком. 

Аксиологическое основание предопределяет ценностную составляющую содержания, т.е. формируемых отношений к наивысшим ценностям жизни. С одной стороны, важным компонентом диалогических отношений является безусловное принятие ребёнка, т.е. расположение к нему как человеку, имеющему безусловную ценность. С другой стороны, имея представления о ценностях жизни, умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко его, оценивая, развивающийся человек ориентируется на окружающие его ценности и старается утвердить их в реальной жизни, как в личной, так и в общественной. Поскольку ориентиром на ценности в личной жизни служит, в том числе и позитивное отношение ребёнка к себе, то это подтверждает справедливость решения рассматриваемого вопроса с позиции гуманистической. С позиции деятельностного подхода только активная деятельность самого ребенка, сотворчество педагога и ребёнка – это единственный путь формирования личности. Значит, для решения поставленного вопроса педагогу необходимо организовать такое взаимодействие с ребёнком, при котором в процессе деятельности будет повышаться его самооценка, ребёнок будет испытывать ситуацию успеха. Конкретное решение организации диалогических отношений на уроках информатики в пятом классе реализовано в авторской методике преподавания модуля «Пропедевтика программирования со Scratch» [1], основанной на создании ситуации успеха для каждого ученика на каждом уроке. 

Достигается это следующим образом. Каждый урок программного модуля построен как практико-ориентированный. Практическая работа выполняется в программной среде Scratch [5]. Набор практико-ориентированных заданий сформирован так, что каждый ученик на каждом уроке обязательно получит готовую работающую программу, что обеспечит ему позитивное отношение к себе, в основе которого – чувство собственного достоинства, вера в свои силы. Для детей, которым по разным причинам свойственны робость, неуверенность в себе, повышенная тревожность или страх специально организована помощь педагога, которая также способствует формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе. Учителем используются при этом различные приемы. Интуитивно понятная программная среда Scratch способствует возможности использования приёма «снятие страха перед предстоящей деятельностью», поскольку у программной среды низкий порог вхождения и для её практического использования достаточны лишь навыки чтения и минимальные пользовательские навыки, оба условия имеются у учащихся пятых классов. 

При создании мини-проектов для развития инициативы и активности, а также скрытой, незаметной подсказки дальнейшего пути в выполнении задания используется прием «скрытой помощи» («Подумайте, возможно, для данного спрайта имеет смысл создать...», «Попробуйте использовать команды из желтого блока Контроль...», «Вы, конечно, не забудете о применении...»). Одним из наиболее часто используемых приемов является «усиление мотива деятельности», помогающего переключить внимание ученика от размышлений «смогу - не смогу» на содержание предстоящей деятельности и её значимость. 

Усиление мотива деятельности происходит и в связи с использованием видео формата при коллективном обсуждении задания текущего урока (мозговой атаке), представленного в виде мини-проекта. Форма подачи материала в формате видео наиболее удобна для современных пятиклассников, способствует формированию психологического комфорта при восприятии нового материала. Большая часть заданий либо связана с другими предметными областями, либо представляет собой законченные мини-проекты, которые можно показать друзьям или вместе поиграть в них, что также способствует повышению мотивации. Чтобы задания программного модуля «Пропедевтика программирования со Scratch» могли быть полностью выполнены любым учеником за короткий период практической работы на одном уроке, и каждый ребёнок испытал ситуацию успеха, при формировании заданий использован прием «поддержка мотивации». 

Опыт практической работы показывает, что в связи с высокой степенью визуализации программной среды Scratch существует высокая вероятность того, что уже после нескольких первых выполненных мини-проектов ребёнку будет казаться, что все тонкости ему уже известны, а это приведет к снижению стремления дальнейшего учения. Чтобы поддержать мотивацию к проектной деятельности в новых мини- проектах используются нетривиальные возможности программной среды, вызывающие такие положительные эмоции у обучающихся, как удивление, восторг. Это способствует положительно эмоционально окрашенному изучению нового материала. Построенное таким образом диалоговое общение с обучающимся будет воспитывать у ребёнка позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, а активная деятельность самого ребенка в процессе выполнения практико-ориентированных заданий будет способствовать формированию и развитию личности, что будет способствовать повышению эффективности взаимодействия субъектов педагогического процесса при использовании программной среды Scratch.

В настоящее время основной задачей высшей школы является подготовка конкурентоспособного специалиста, который обладал бы не только определенными знаниями, но и мог бы в дальнейшем их совершенствовать уже самостоятельно. Использование компьютерных технологий – одна из наиболее актуальных проблем в профессиональной подготовке студентов. Современные технологии позволяют осуществить новые качественные изменения в системе высшего образования, в том числе и в обучении иностранным языкам. Применение образовательных компьютерных программ в обучении иностранным языкам значительно повышает эффективность обучения и играет значительную роль в формировании четырех основных навыков речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Преподаватель иностранного языка может использовать одну или несколько программ, рассчитывая работу до секунды, учитывая особенности каждой конкретной аудитории и каждого студента в отдельности. Выделяется четыре основных типа компьютерных программ: 

1) учебные; 

2) учебно-исследовательские; 

3) вспомогательные; 

4) научно-исследовательские [3].

 Каждый преподаватель иностранного языка, применяющий компьютерные программы, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим требованиям: 

- концептуальность; 

- системность; 

- эффективность; 

- гибкость; 

- динамичность; 

- воспроизводимость [4]. 

Электронный учебник представляет собой сборник основных, как теоретических, так и практических материалов, необходимых для дистанционной работы студентов. В зависимости от избранной формы обучения (это может быть автономный режим, режим on-line, видеоконференция, комбинированная форма) и собственного уровня владения иностранным языком студент либо строго следует логике учебника, либо действует в соответствии с указаниями преподавателя, либо сам выбирает себе темы для проработки. 

Контрольные задания электронного учебника, предназначенные для открытого контроля, выполняются либо в режиме on-line, либо автономно. Все задания тестового типа снабжены ключами, что позволяет студентам проверять правильность усвоенного ими материала. Однако ключи обычно предъявляются после третьей попытки ответа и сопровождаются комментариями или ссылками на соответствующие разделы учебника. При работе в режиме on-line все ключи у студентов отсутствуют, а задания проверяются преподавателем [3]. 

Современные компьютерные технологии играют существенную роль в организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – это форма обучения, которая:

1) соответствует конкретной цели и задачи; 

2) формирует у студента на определенном этапе необходимый объем знаний, умений и навыков для решения конкретных задач; 

3) вырабатывает у студента психологическую установку на самостоятельное пополнение своих знаний. Самостоятельная работа с использованием компьютера создает оптимальные условия для эффективного усвоения учебного материала как залога успешного обучения, что позволяет воспринимать, хранить и использовать большие массивы информации. Многие исследователи говорят о компьютеризированной самостоятельной работе, которую можно охарактеризовать как «целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом (студентом) в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность, осуществляемую с использованием компьютерной обучающей программы на основе опосредованного управления со стороны преподавателя» [3]. 

Таким образом, организуя самостоятельную работу студентов с использованием компьютера, преподаватель должен учитывать следующие требования к ее организации: 

1) соответствие содержания самостоятельной работы требованиям учебной программы по иностранному языку; 

2) организацию самостоятельной работы в определенной системе; 

3) посильность выполнения самостоятельной работы для студента; 

4) осуществление индивидуального подхода к студенту; 

5) подготовку студента к выполнению самостоятельной работы (четкая постановка цель и задач, вооружение его необходимыми техническими и организационными навыками, соблюдение дозировки времени); 

6) формирование навыков самоконтроля во время работы; 

7) обязательную проверку выполнения студентом самостоятельной работы. 

Особое место в обучении студентов иностранному языку отводится дистанционному обучению, которое осуществляется в рамках специальных программ, предлагаемых учебными заведениями. Элементарным примером применения компьютерных технологий является использование электронной почты для пересылки заданий преподавателю, создание веб-страниц для учебных курсов, где обычно представлены программы, необходимые материалы, экзаменационные вопросы и т.д. 

Программные средства для организации дистанционного обучения включают: 

1. Создание учебных курсов; 

2. Накопление содержания учебных курсов и его последующее использование; 

3. Тестирование; 

4. Управление процессом обучения; 

5. Интерактивное взаимодействие обучающихся и т.д. [3]. Кроме того, компьютерные технологии позволяют нивелировать такой психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных занятий, такие факторы, как дефекты произношения, страх допустить ошибку и т.д., не позволяют многим студентам показать свои реальные знания иностранного языка. Оставаясь «один на один» с компьютером, студент не чувствует страха и имеет возможность проявить максимум своих знаний. Таким образом, в преподавании иностранного языка в высшей школе современные компьютерные технологии являются одним из основных средств формирования, развития и совершенствования навыков владения иностранным языком [1]. 

Целесообразность использования компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям: 

1. Технические средства должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса; 

2. Обеспечивать постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого обучаемого; 

3. Повышать сознательность и интерес к изучению иностранного языка; 

4. Обеспечивать оперативную обратную связь и контроль действий всех обучаемых; 

Однако при очевидной значимости компьютерных технологий в обучении студентов иностранному языку ключевой фигурой является преподаватель, имеющий необходимую квалификацию и стремление использовать компьютерные технологии в учебном процессе [1, с. 18]. 















1.2. Исследование степени применения информационных технологий в учебном процессе 


О преимуществе использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) для детей можно говорить очень много: дает возможность использования новых вариантов, казалось бы, традиционных форм и средств образования, предъявляется в игровой форме и вызывает у детей огромный интерес, обеспечивает наглядность, позволяет моделировать разнообразные ситуации и т.д. Однако, применение ИКТ воспитателем должно быть намного разнообразно, так как педагог транслирует свой педагогический опыт не только для детей. Использование ИКТ в работе  это не просто требование времени, а необходимость для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности.

Для определения целей и задач ИКТ в работе необходимо знать определение ИКТ, чем эти технологии отличаются от понятия ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс воспитательно-образовательных и методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательно-образовательном процессе для совершенствования деятельности педагогов, а также для воспитательно-образовательного процесса (развития, диагностики, коррекции) детей. 

Электронный образовательный ресурс - это самостоятельное интерактивное издание (образовательный ресурс, далее ЭОР) комплексного назначения, представленное в электронно-цифровой форме, которое может содержать систематизированные теоретические и/или практические и/или контролирующие материалы с?использованием элементов мультимедийных технологий. 

Т.е. ИКТ - это большая образовательная технология, которая включает в себя много разных функций и способов применения. ЭОР - это часть ИКТ, но уже готовый и апробированный продукт, функционирующий на базе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который вы просто берете и используете в своей работе.

Следовательно, основная цель использования ИКТ: внедрение информационно-коммуникационных технологий и создание информационного пространства в работе на уровне всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

Актуализация знаний о информационно-коммуникационных технологиях.

Повышение профессионализма педагога через применение информационно-коммуникационных технологий.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через активное внедрение информационно - коммуникационных технологий.

Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства.

С позиции воспитателя можно выделить несколько направлений использования ИКТ в своей работе: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, самообразование и повышение квалификации педагога, создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Каждое направление имеет свою специфику применения ИКТ.

1. Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми:

презентации (информационного, практического, контрольного типа);

обучающие, развивающие и стимулирующие видеофильмы и видеофрагменты;

интерактивные плакаты и схемы;

иллюстративный наглядный материал;

раздаточный материал;

интерактивные развивающие игры;

аудиофайлы (детские песни, минусовки, музыкальное сопровождение, аудиосообщения, аудиосказки).

2. Сотрудничество с родителями:

буклеты, листовки, приглашения, статьи, памятки;

грамоты, сертификаты, медали;

презентации;

сайт МБДОУ;

электронная почта;

медиатека группы (фотографии и видеоматериалы группы);

видеотека развивающих мультфильмов по лексическим темам;

коллекция развивающих видеоигр для детей;

проекты с использованием фоторесурсов.

3. Самообразование и повышение квалификации педагога:

дистанционное обучение;

электронные издания;

сеть Интернет;

электронное портфолио педагога;

сайт педагога;

Интернет-публикации;

вебинары.

4. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса:

планы (календарные, перспективные и т.д.);

картотеки;

каталоги;

паспорта проектов;

методические паспорта и паспорт группы;

образовательные маршруты;

мониторинг.

5. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды:

дидактические пособия;

игровые атрибуты;

оформление группового пространства;

оформление готовых детских проектов.

6. Взаимодействие с другими участниками образовательного процесса:

электронная почта;

электронный документооборот;

видео-чат;

трансляция опыта средствами сети Интернет и ИКТ: электронные публикации в сети Интернет, видеопрезентации опыта работы, печатные сборники.

 Однако, при всех преимуществах использования ИКТ, педагог может встретить и трудности:

отнимает массу личного времени, так как педагоги всё свое рабочее время проводят непосредственно с детьми;

некачественное или отсутствие ИК-оборудования;

очень скудное предложение ЭОР для использования и обязательное использование сети Интернет;

педагоги не владеют ИКТ;

нет методического пособия по использованию ИКТ в работе, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, нет четких рекомендаций использования ИКТ для детей.

Подводя итог, можно отметить, что владение информационно-коммуникационными технологиями предоставляет педагогу массу в возможностей для самореализации, облегчает ведение документации, позволяет разнообразить свои профессиональные горизонты, разнообразить и качественно улучшить методическое сопровождение педагогического процесса, повысить качество дошкольного образования[25].

Систематическое функционально-прикладное использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебе направлено на изменение организации педагогического взаимодействия и значительную перестройку всего образовательного процесса [1, с. 50]. Упомянутые проблемы считаем важными в системе литературного образования, поэтому постараемся выяснить, насколько словесники готовы к преподаванию литературы с использованием ИКТ; рассмотрим условия, которые позволили бы устранить барьеры на пути к формированию информационной компетентности учителя, способствовали бы возникновению желания у педагогов использовать альтернативные технологии в учебном процессе. Опыт показывает, что преградой на пути к использованию ИКТ становится не только недостаточный уровень оснащ?нности техникой кабинетов, но и личностные качества учителя (неготовность менять собственные интересы, несклонность к риску, значительные нагрузки в умственной сфере, отсутствие творческих качеств и организаторских способностей, непринятие идей профессиональной конкуренции, низкий уровень информационной культуры, профессиональное выгорание, стереотипность мышления, отсутствие навыков паритетного общения, неспособность принятия компромиссных решений). 

Человеческий фактор всегда был основой любой деятельности, важным компонентом обеспечения учебного процесса, поэтому первоочередное условие на пути достижения успеха в использовании ИКТ для учителя – преодолеть страхи психологического характера. Важно также учитывать субъектно-объектные отношения в образовательном процессе. Учителю не следует стесняться учиться у своих учеников. Если не будет обратной связи, не будут вноситься соответствующие коррективы, и не будут отслеживаться успехи и неудачи личности обучающегося, то усилия, направленные на формирование литературной и информационной компетентности, будут напрасными. Следовательно, способность к взаимному обучению – первое необходимое условие для устранения барьеров в использовании ИКТ. Еще одним условием, по мнению А. А. Андреева и В. Ф. Шолоховича, является информатизация образования, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогической цели обучения и воспитания [6, с. 5]. 

А. А. Андреев справедливо, считает, что информатизация образования позволит:  

построить открытую систему образования, которая обеспечит каждому индивидууму собственную  траекторию обучения;  

коренным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; 

создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования;

использовать специфические особенности компьютера, которые дадут возможность индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам [2, с. 154]. Информатизацию образования можно рассматривать, во-первых, как одну из составляющих литературного развития школьников в условиях современной научно-технической революции, подготовку к полноценной жизни в информационном обществе, во-вторых, как процесс обеспечения уроков литературы теоретическими и практическими разработками при использовании ИКТ с целью обучения и воспитания. 

Таким образом, информатизация образования является составляющей глобального процесса информатизации общества и позволяет решить следующие важные задачи:  

массово привлечь учителей к овладению и использованию в своей практической деятельности ИКТ;

готовить будущие поколения в соответствии с социальным заказом;

обеспечить качественное образование, используя средства ИКТ;

повысить уровень преподавания предмета;

сократить отставание в получении знаний от уровня развития технологий;

зафиксировать и распространить передовой опыт в сфере информационных ресурсов;

повысить адаптивность системы образования к различным социально-экономическим условиям.

В подготовке современного учителя к использованию в его деятельности ИКТ выделяют несколько информационных смысловых уровней: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность, компьютерную культуру и компьютерную идеологию [3, с. 5]. Третьим условием для устранения преград в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе переход от компьютерной осведомленности к компьютерной идеологии, которая предусматривает наличие информационной компетентности учителя. Компьютерная идеология учителя способна влиять на выбор средств, способов и методов обучения, менять мировоззрение, определять важные цели, которые необходимо достичь в системе литературного образования. 

Убеждение в том, что ИКТ являются прогрессивными, послужит толчком в новом проектировании урока. Из большого количества информационных ресурсов и программных продуктов литератор отберет наиболее эффективные, сможет создать авторские учебные программы, сайты, использовать контролирующий инструментарий, учитывать здоровьесберегающие факторы. Целенаправленные проектирование, организация и реализация содержания обучения через активное использование информационно-коммуникационных технологий, привлечение творческих способностей учителя и учащихся, их опыта, учет причинно-следственных связей, развертывание широкой экспериментальной и исследовательской работы станут наполненными новым содержанием. 

Следующее условие в решении рассматриваемой проблемы – сохранение здоровья, как учителя, так и ученика во время использования ИКТ. Соблюдение данного условия является важным потому, что позволяет спроектировать деятельность учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников. Программа действий для учителей с целью сохранения собственного здоровья и здоровья их учеников:  

формулировать тему, цель, задание, отбирать содержание исследовательской или творческой работы так, чтобы они были понятны для юных читателей;

предусматривать возможные осложнения и пути их предотвращения;

учить тщательно, выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние темы, ориентировать их на результат;

предупреждать «погружение в себя», интересоваться самочувствием читателей, чтобы сделать невозможными нервные срывы;  

осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы при распределении заданий;  

давать на выполнение исследовательской работы резервное время, задания должны носить опережающий характер;  

распределять функциональные обязанности;

использовать компьютер дозированно, чтобы не возникало переутомления у учеников-читателей, не исчезла заинтересованность;  

понимать значение выражения «развитие читательских вкусов»;

формировать «механизмы здоровья»;

следить за правильной осанкой учеников-читателей во время их работы за компьютером;  

расположить столы таким образом, чтобы было правильное освещение в кабинете: не было отблесков от источников света;  

регулярно проветривать помещение;

использовать непрерывно компьютер на уроках не больше 20 минут (по рекомендации медиков) / 30 минут (по советам дидактов);  

избегать однообразия в работе, дозировать динамику нагрузки; 

с целью уменьшения времени на поиски информации предоставлять ученикам точные адреса в Интернете, создавать собственные базы данных, методические библиотечки в электронном виде. 

Целесообразно обратить внимание на исследование С. Селеменева, в котором ИКТ рассматриваются как средство передачи сведений, оформленных определенным образом с помощью компьютера. В компьютерной презентации содержащий информацию текст «оживает», теряя привычную статичность. Появляется возможность перейти от заучивания к пониманию [4, с. 97]. Принимая во внимание условия достижения успеха в использовании ИКТ, предлагаем использовать следующие методы получения, критического восприятия, обработки и творческого использования разнообразной литературной информации:  

изучение разных типов речи;

анализ, синтез, сравнение и сопоставление литературной информации;

дедукция и индукция как пути анализа художественного произведения;

метод проектов;

методы самоорганизации и самообучения в системе образования;

диагностика литературных фактов.

Плодотворный труд с дополнительными источниками влияет на креативность обучаемых потому, что любая информация способна изменить состояние читательского опыта или подтвердить убеждение, помочь сформулировать собственную точку зрения, погрузившись в текст. Любознательность, систематическое усвоение литературных знаний, использование их в нестандартных ситуациях превратят читательские впечатления и опыт в логическую цепочку, которая будет сопровождаться реакциями на эмоциональный мир художественных произведений. Материал о художественных произведениях, который накапливается в электронном виде учеником-читателем, может быть им изменен в зависимости от взаимодействия с дополнительными информационными потоками, приобретения опыта общения с произведением, его автором. Реакции на эмоциональный мир художественных произведений, как и образная картина мира читателя, «рождаются из встречи художественной картины мира автора и жизненного, эстетического опыта читателя» [5, с. 150]. 

Таким образом, повышение компьютерной грамотности и культуры учителя, самостоятельное применение им ИКТ и привлечение к их использованию учеников-читателей, выработка внутренней потребности в знаниях и самообразовании, выполнение условий сохранения здоровья станут еще одной ступенькой на пути к преодолению педагогами неуверенности в своих силах, неготовности к инновационной деятельности с использованием ИКТ.





































Глава 2. Различные аспекты использования информационно-  коммуникативных технологий в обучении истории

2.1. Применение видеоносителей на уроках истории в высшей  школе


Новейшей тенденцией современного образования является коммуникативный подход к обучению школьников. Сегодня возрастает интерес учителей истории к формам урока, основанным на коммуникативном подходе в процессе учебной деятельности школьников. Реализация коммуникативного подхода рассматривается на разных уровнях и имеет три взаимосвязанные стороны: собственно коммуникативную, состоящую в обмене информацией между людьми, интерактивную, включающую организацию взаимодействия между людьми, и перцептивную, которая представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 

Важнейшими факторами развития личности признается предметно-практическая деятельность, взаимодействие между людьми и творчество ученика. Решению этих задач способствует интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие), которое строится на основе принципа взаимодействия школьников друг с другом, с педагогом и образовательной средой. Психологи понимают под интеракцией способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо или с чем-либо. Для образовательной деятельности ключевым является факт влияния друг на друга в процессе учебного взаимодействия. 

Основное понятие, определяющее смысл интерактивной технологии – это межсубъектное взаимодействие педагога и учащихся. Взаимодействие – непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и, соответственно, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия». 

Сегодня интерактивное обучение рассматривается как педагогическая технология. В педагогических работах существуют три точки зр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%