- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и виды земельных споров
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K800001 |
Тема: | Понятие и виды земельных споров |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА» __________________________юридический___________________факультет Кафедра________Земельного, трудового и экологического права КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА) ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ Направление подготовки 40. 03 01. «Юриспруденция» Направленность _____________Гражданско-правовая____________________ Выполнил: Алмазов Н. группа № 17 Руководитель: к.ю.н, доцент Е.А. Коломиец Дата защиты ___________ Оценка ___________ _______________ Е.А. Коломиец Краснодар 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….…….…3 Глава 1. Общая характеристика земельных споров……………….……….5 1.1 Понятие и классификация земельных споров………………………………5 1.2 Причины возникновения земельных споров………………………….…...12 Глава 2. Порядок разрешения земельных споров……………………...….17 2.1 Основное рассмотрение земельных споров судами общей юрисдикции..17 2.2 Порядок рассмотрения споров в третейском суде………………………...24 Глава 3. Перспективы развития земельных споров………………………27 Заключение……………………………………………………………………...33 Библиографический список использованных источников……………….34 Введение На протяжении многих лет земля является одним из главных предметов спора, из-за чего зачастую разгорались достаточно серьезные конфликты, нередко приводящие к войне. Земельные споры имеют очень глубокие корни, которые упираются в древние времена, поскольку земельные споры давно стали частью правовой жизни человека. Земельные споры были забыты в нашей стране после 1917 года, когда вся земля перешла в собственность государства, ведь для возникновения спора необходимы хотя бы две стороны. Новые собственники, отличные от государства, появились в России с началом рыночных реформ. Таким образом, сформировалась большая группа потенциальных спорщиков - тот самый класс землевладельцев. Причем к таковым относятся не только юридические лица, владеющие большими участками, но и частные лица - собственники дома в деревне, участка в садовом товариществе или даже огорода площадью 1-2 сотки. Законодательство Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации) закрепляет право рассмотрения земельных споров в суде. Земельное законодательство Российской Федерации - сложная, запутанная, комплексная отрасль права. Это законодательство динамично развивается, оно непосредственно связно с гражданским, водным, лесным, экологическим и другими отраслями права. Все вышеизложенные факторы способствуют тому, что земельные споры – многочисленны. Они, как правило, бывают сложными и дорогостоящими. Целью работы является изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности. Для того чтобы выяснить все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой работы, я поставила следующие задачи перед собой. Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров. Во-вторых, исследовать правовое регулирование порядка рассмотрения земельных споров, особенности доказательств по таким спорам. Здесь необходимо рассмотреть также подведомственность дел мировым судьям, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, в каких случаях создаются третейские суды. В-третьих, наиболее актуальным вопросом является применения законодательства судами по разрешению земельных споров. Одной из задач работы является рассмотрение некоторых конкретных аспектов земельных споров, встречающихся в работе судов как общей юрисдикции, так и арбитражных. Для решения данной задачи предстоит исследовать современное законодательство и его применение при разрешении земельных споров. В процессе подготовки материалов для курсовой работы, мною изучалась методическая, учебная и научная литература; основные законодательные акты в данной сфере: Земельный Кодекс РФ, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Гражданский и Арбитражный процессуальный Кодексы РФ и ряд других нормативных правовых актов, а также судебная практика разрешения земельных споров в РФ. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованных источников. Глава 1. Общая характеристика земельных споров 1.1 Понятие и классификация земельных споров Спор – разногласие между сторонами, которое рассматривается компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить. Предметом спора обычно являются оспариваемые действия граждан либо юридических лиц, либо государственных органов. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения относительно предмета спора и вступления этого решения в силу. ЗК РФ не дает понятия земельного спора. В нем есть лишь одно предписание: земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64 ЗК РФ). Это предписание сформулировано в императивной форме. Оно устанавливает судебный порядок разрешения споров без обязательного предварительного обращения к органам государственного управления земельными ресурсами или органам местного самоуправления. Однако в юридической литературе дается определение земельных споров. Земельный спор - конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования1. Земельный спор - это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений2. Обычно различают три категории таких споров: а) земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Это так называемые собственно земельные споры. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права; б) земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве; в) имущественные споры, возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д. Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам. Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями. Существует несколько классификаций земельных споров. По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу: а) определенных земельных прав. Например, права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т. п.; б) признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок. Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.; в) признания имущественных прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т. п. В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на: а) споры, рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдициальной) внесудебной процедуры; б) споры, рассматриваемые непосредственно в судебных органах; в) споры, переданные сторонами на разрешение в третейский суд. В зависимости от содержания разногласий по поводу реализации субъективных прав и (или) исполнения обязанностей участниками, земельных правоотношений земельные споры классифицируются на: а) споры о признании права на земельный участок. Основанием для рассмотрения споров о признании права на земельный участок являются нормы ст. 12 ГК РФ и ст. 59 ЗК РФ. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование); б) споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения; в) споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений. По другим основаниям земельные споры бывают следующие3: 1. Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков бывают следующих разновидностей: - по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума (п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды»4), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через своих представителей или непосредственно вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам; - по поводу нарушения границ землепользовании, происшедшего при отводе земельных участков. Например, отводя участок в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав. 2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду: - вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность; - создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ). 3. Споры, возникающие при изъятии земельных участков, бывают: - по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка. Например, местная администрация принимает решение об изъятии земельного участка как используемого нерационально, и арендатор земли вправе доказывать по суду незаконность этих притязаний, поскольку снижения урожайности земли не произошло, мероприятия по повышению плодородия проводились своевременно и правильно; - по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании несоответствие или соответствие хозяйственной деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли5. 4. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков. 5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами. Такие споры часто встречаются в жизни. Они, как правило, имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками или соответчиками в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог; таких, например, как скоростная дорога Москва - Санкт-Петербург и др.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей. 6. Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений: а) взыскание по суду убытков, причиненных правомерными действиями, которые в свою очередь подразделяются: - на взыскание убытков, причиненных изъятием земель или временным занятием земельных участков, ограничением прав лиц, использующих землю, или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним. В таком случае суды обязаны решать дело с применением специального Положения, в котором есть определенные ограничения во взыскании убытков; - взыскание убытков, причиненных иными правомерными действиями, например причинение убытков, совершенное в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). В таком случае суд вправе привлечь к участию третьих лиц, в интересах которых действовало лицо, причинившее этот вред, возложить на них обязанность возмещения этого вреда и т.п.; б) взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями. При решении дел данной категории применяются общегражданские правила возмещения вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ, с учетом особенностей объектов, которыми причинен вред, например вред, причиненный источником повышенной опасности: его владелец обязан возместить независимо от своей виновности или невиновности (ст. 1079 ГК РФ). 1.2 Причины возникновения земельных споров Причиной споров бывают действительные действия (бездействия) либо заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, неправильного их понимания. В этой связи и земельные правонарушения, и земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором - путем разъяснения сторонам их истинных правомочий6. Основными причинами возникновения земельных споров являются: 1) недостатки в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.; 2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями; 3) недостатки в работе должностных лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим тенденциям, особенно в сфере нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.; 4) недобросовестное поведение отдельных субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору. Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать: 1) совершенствование действующего законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При этом совершенствование закона должно идти по трем основным направлениям: а) совершенствования материальных норм права, в частности, более четкой регламентации правомочий собственников, арендаторов земельных участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организаций и т. п.; б) совершенствования процессуальных норм права, от надлежащего действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов в данного вида отношениях7; в) совершенствования нормативных актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящих к тем или иным земельным угодьям; 2) совершенствование практики доведения до всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции России любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными. Обязательная публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры8; 3) правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных вопросов и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам, наказуемы и в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежаще совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов. Совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлено на расширение круга лиц, могущих обжаловать незаконные действия указанных органов и их работников; 4) пресечение недобросовестного поведения отдельных субъектов земельных правоотношений, их незаконного стремления строить свое финансовое и материальное благополучие за счет других лиц и порождения вследствие этого заведомо незаконных заявлений. Этому служат такие положения в законодательстве, как институт взыскания морального вреда, получивший полноправное действие; институт гражданской пошлины, которую заявитель, обращаясь в суд, обязан предварительно заплатить (иначе дело не подлежит рассмотрению) (ст. 82, 130 ГПК); в случае проигрыша дела данная пошлина уплачивается им полностью, возложение ее на другую сторону спора возможно лишь при проигрыше дела последней (ст. 90 ГПК); 5) профилактика земельных споров. Ей способствует и правильное разрешение дел в судах, арбитражных и третейских судах, поскольку ошибки в решении споров порождают дополнительные жалобы, кассационные и надзорные производства и т. п. Правильному же решению земельных споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым имеются значительные пробелы в действующем законодательстве; вынесение пленумами судов руководящих определений и постановлений, публикующихся в Бюллетене Верховного Суда РФ, в Вестнике Высшего арбитражного суда РФ и в других официальных периодических изданиях. Глава 2. Порядок разрешения земельных споров 2.1 Основное рассмотрение земельных споров судами общей юрисдикции Земельный кодекс 1991 г. (ст.120, 122) предусматривал, что земельные споры рассматриваются в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд до введения в действие Кодекса было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или ее уполномоченным органом. Согласно ст.64 действующего ЗК РФ и ст.118 Конституции РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке, т.е. регламентированной законом процедурой рассмотрения. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Земельные споры между юридическими лицами, органами власти и юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами рассматриваются в арбитражных судах. Земельные споры между гражданами рассматриваются в судах общей юрисдикции. Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором. Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства9: а) недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК РФ)10. Поэтому, например, формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон договора обращаться за защитой в суд; б) равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 35, 40 ГПК РФ, ст. 33, 41, 43, 46 АПК РФ)11; в) равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст. 56 ГПК РФ, ст. 44 АПК РФ); г) равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ст. 336 ГПК РФ, ст. 181 АПК РФ). Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров можно подразделить на следующие стадии: а) обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п. Обращение считается свершившимся, если исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого начинает свой отсчет срок, отпущенный законом на рассмотрение, который не может превышать двух месяца в суде и одного месяца в мировом суде (ст. 154 ГПК РФ) и трех месяцев в арбитражном суде (ст. 152 АПК РФ). б) возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде. Ему предшествует проверка судом поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т.п. (ст. 142 ГПК РФ; ст. 112 АПК РФ). Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела (ст. 153 ГПК РФ, ст. 137 АПК РФ). в) вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся: - в открытии судебного заседания, установлении особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном деле могут участвовать только лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 34 ГПК РФ; ст. 40 АПК РФ), иные лица, присутствующие в зале, обязаны соблюдать установленный порядок и тишину, в случае нарушения которого судья вправе вынести определения о применении санкций, предусмотренных законом (ст. 159 ГПК РФ, ст.154 АПК РФ); - в проверке явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятии к ним мер, предусмотренных законом. В частности, лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности (ст. 161, 162, 165 ГПК РФ; ст. 153 АПК РФ); Свидетели удаляются до начала судебного заседания из зала суда (ст. 163 ГПК РФ); в отношении состава суда, прокурора, если он участвует в деле, решается вопрос об отводе (ст. 17, 18, 19, 20 ГПК РФ, ст. 21-26 АПК РФ) и т. п. г) стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассмотрения земельного спора), включающая в себя подстадии: - доклад дела - оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле (ст. 172 ГПК РФ), поскольку одним из принципов судебного разбирательства является устность и непосредственность исследования материалов дела в судебном заседании; - заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т. п.; - оценка доказательств в суде через судебные прения сторон, в которых каждая из сторон, участвующих в земельном споре, излагает свою точку зрения на результаты исследования материалов дела, комментирует их, дает свою оценку. д) стадия принятия решения по данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом: обеспечение тайны совещательной комнаты (ст. 192-194 ГПК РФ); публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства (ст. 10,193 ГПК РФ) и т.п. Арбитражный же суд не скован такими жесткими формальностями, и на него лишь возложена обязанность объявления решения по земельному спору (ст. 167, 176 АПК РФ). Решение суда должно быть законным и обоснованным и вынесенным только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ, ст. 168-169 АПК РФ). Не допускается вынесение решения по предположениям, не подтвержденным доказательствами12. Добывание, предъявление в судебное заседание, оперирование в судебном заседании доказательствами является центральным элементом судебного процесса. Закон определяет следующие признаки, которыми должны обладать доказательства: а) относимость к данному земельному спору по предмету спора (ст. 59 ГПК РФ, ст. 67 АПК РФ), т.е. суд принимает при рассмотрении земельного спора только те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Например, при взыскании стоимости неполученного урожая не могут приниматься во внимание материалы об урожайности соседних полей, имеющих иной почвенный покров, водно-солевой режим и другие свойства; б) допустимость (ст. 60 ГПК РФ, ст. 68 АПК РФ), выражающаяся в том, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Например, нарушение установленной законом формы договора, которая должна быть письменной, лишает стороны земельного спора возможности ссылаться на свидетельские показания; в) достоверность, поскольку при обнаружении подложного документа в деле, суд устраняет его из числа доказательств (ст. 186 ГПК РФ); г) достаточность, поскольку при недостатке доказательств сторона, доказывающая обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований или возражений по данному земельному спору, считается не доказавшей эти обстоятельства со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, если при рассмотрении спора о преимущественном праве на продление аренды земельного участка арендатор не смог доказать надлежащего выполнения своих обязательств по прежним договорным обязательствам, то он лишается данного преимущества. Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы13: а) фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору. Например, факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка; факт нарушения границы землепользования и т. п.; б) документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания. Например, свидетельскими показаниями; письменными доказательствами в виде акта, расписки в добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю; вещественными доказательствами и т. п.; в) включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному спору. Он осуществляется двумя основными путями: - приложением документов, подтверждающих фактические данные, к исковому заявлению при подаче его в суд и с оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов; - в ходе судебного разбирательства по земельному спору. В этом случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа. Кроме того, дополнительные доказательства могу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Понятие индивидуальных трудовых споров
- Понятие гражданско-правового регулирования отношений по поводу земельных участков
- Условия формирования земельных участков из муниципальной собственности в городе Майкопе Республики Адыгея, порядка процедуры выделения земельных участков, изучение нормативно-правовых основ использования