VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность целевых программ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002343
Тема: Понятие и сущность целевых программ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     
     На современном этапе развития рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.
     На практике все чаще встречаются факты смешения функций и задач социально-экономического прогнозирования и программирования. Все это показывает, что до сих пор отсутствует ясное понимание того, какие хозяйственные и социальные проблемы требуют программного решения, а какие — могут быть решены в рамках текущей деятельности или среднесрочного прогнозирования. К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки программ, который требует своего обобщения. Это тем более необходимо, потому что при достаточно массовой разработке целевых программ в их результативность по ряду причин остается довольно низкой.
     Целевые программы в России призваны служить инструментом концентрации и заданной ориентации ресурсов на важнейшие направления  государственной и общественной деятельности. Однако мнение об их заявленной эффективности является на сегодняшний день отнюдь не превалирующим, как в обществе, так и среди экспертов, изучающих рассматриваемую проблему.
     Столь всеобъемлющая миссия целевых программ позволила им распространиться на все уровни организации государственного управления, во все сферы, обеспечивающие благополучие жизни общества и прогрессивное развитие государства.
     Очевидно, что такая распространенность целевых программ и сама суть их действия  привела и к концентрации в них огромных сумм средств, эффективность использования которых также более чем небезразлична. 
     Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы, особенно, в связи с неоднозначностью мнений относительно рассматриваемого явления. То есть, анализ опыта целевых программ позволит сформировать глубокое представление о механизме их действия, а также о возникающих в процессе их внедрения проблемах.
     Таким образом, целью данной работы является изучение целевых программ их роли в инвестиционной деятельности предприятий. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
     Изучить теоритические и методологические аспекты целевых программ;
     Провести анализ целевых программ на примере Республики Татарстан;
         Дать рекомендации по совершенствованию целевых программ.
Предметом дипломной работы являются целевые программы и их роль в инвестиционной деятельности предприятий, а объектом - анализ целевой программы развития Камского инновационного территориально-производственного кластера ( «ИнноКам») Республики Татарстан.
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников  и приложений.

     










1 Теоритические и методологические аспекты целевых программ

1.1 Понятие и сущность целевых программ.
На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, можно с уверенностью сказать, что программно-целевой метод управления становится одним из основных инструментов осуществления государственной, региональной, экономической и социальной политики.
История развития целевых программ началась еще в ХХ веке. Именно тогда программно-целевое планирование стало широко применяться в качестве альтернативы затратным методам планирования как средство концентрации ресурсов на наиболее приоритетных направлениях социально-экономического развития.
Первым положительным опытом применения программно-целевого подхода стал 1920 год. Тогда, с помощью данного метода, была разработана комплексная программа – Государственная электрификация России (ГОЭЛРО). Этот план содержал в себе основные черты, присущие целевой программе в современном понимании данного термина. Здесь была и целенаправленность и соподчиненность целей низшего уровня генеральной цели по электрификации страны. Успех данной программы и дал толчок дальнейшему развитию   программно-целевого метода планирования в отечественной экономической науке. В 1923-1924 гг. в СССР уже было принято сразу девятнадцать отраслевых программ развития экономики, на долгие годы определившие приоритетные цели промышленного развития страны. В 30-х годах в результате реализации данных целевых программ были созданы угольно-металлургическая база Кузбасс-Урал, Туркестано-Сибирская магистраль и т.д. 
Успешный опыт применения целевых программ в СССР показал свою эффективность и позволил применять данный метод в современных условиях России.
Сегодня, программно-целевой метод планирования используется во многих странах с развитой экономикой, в том числе и как эффективный инструмент бюджетного регулирования.
Программно-целевой метод планирования является особым видом планирования. Деятельность данного метода направлена на достижение установленных стратегических целей .
В основе программно-целевого планирования лежат две взаимосвязанные категории, а именно «программа» и «цель».
Программа – комплекс намеченных, подлежащих последовательному выполнению определенных действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях .
В свою очередь цель представляет собой намеченный и ожидаемый результат направленных действий.
Синтез программы и целей позволяет выделить общую сферу действий. Это поможет обеспечить некую совокупность целеориентированных мероприятий, где цель деятельности будет служить отправной точкой для ее достижения.
При программно-целевом методе планирования главным фактором является достижение определенных стратегических целей и задач. Иначе говоря, главным отличием этого метода от традиционного, который строится по принципу «снизу вверх»,  т.е. от имеющихся ресурсов к целям, переносится с потребности в средствах, необходимых для достижения задач, на то, какие результаты ожидаются и какие ресурсы для этого необходимы. Вместе с тем подобная прямолинейность программы от целей к средствам мнима. Цель программы первична в том смысле, что она задает вектор действий по решению имеющейся проблемы.
Достижение же самой цели возможно только при наличии определенного ресурсного потенциала, который соотносится с поставленными целями и задачами на этапе технико-экономического обоснования целевой программы. Если достижение целей и задач, при имеющихся ресурсах , невозможно, то происходит либо переработка целей с учетом имеющихся средств, либо отказ от разработки данной целевой программы.
Суть программно-целевого метода планирования сводится к следующей логической схеме, представленной на рис.1.1. Она  формирует методологический принцип, согласно которому программные цели необходимо воплощать в систему мероприятий, обеспеченных необходимыми для этого ресурсами и средствами:


Рис. 1.1 Схема программно-целевого планирования

Программно-целевой метод планирования предполагает начальную формулировку и постановку целей. Именно на их достижение и будет ориентирована сама целевая программа. Соответственно на первом этапе осуществления программно-целевого планирования определяется комплекс приоритетных целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе реализации целевой программы. Данному этапу предшествует выявление основополагающих проблем, имеющих приоритетное значение для экономического субъекта.
На втором этапе программно-целевого планирования уже определяются пути достижения поставленных целей. На этом этапе происходит уточнение генеральных целей будущей целевой программы. Ее делят на более мелкие подцели, составляют дерево целей, оценивают возможные риски, связанные с реализацией проекта и прогнозное будущее всей системы в результате выполнения программы.
На следующих этапах программно-целевого планирования разрабатываются различные способы достижения намеченных целей, а также оцениваются ресурсы (средства), необходимые для реализации целевой программы. Важным аспектом является определение состава участников, которым делегируются определенные задания из иерархии подцелей в соответствии с принципом приоритетности. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения, а также производится согласование по срокам и ресурсам.
В конечном итоге, программно-целевое планирование нацелено на изменение целевой системы.
Целевая система это сложная динамическая систему, которая охватывает процесс создания, обмена, распределения и потребления материальных благ.
В ходе осуществления реализации программно-целевого планирования происходит глобальная перестройка экономической системы в соответствии с существующими потребностями, которые не могут быть достигнуты при использовании частных методов планирования.
Использование программно-целевого планирования исходит из того, что  необходимо придать высокий уровень конкретики, точности и определенности поставленной цели. В ряде случаев допускается в качестве цели задавать некоторое направление деятельности, в конечном итоге формирующее целевой ориентир программы.
С помощью программно-целевого планирования можно концентрировать большие объемы финансовых и материальных средств на приоритетных  направлениях социально-экономического развития, в том числе за счет частичного отказа от финансирования второстепенных проектов. При этом, как правило, сроки реализации программы находятся в прямой зависимости от объема средств, в нее инвестированных.
Вне зависимости от того какими способами и инструментами пользуются в процессе программно-целевого планирования, разработанная по ее итогам методология решения социально-экономической проблемы должна обеспечивать тесную связь направленных действий по достижению поставленных целей. Подобная интеграция требует не только формирование комплекса мероприятий, но и их увязку по исполнителям, срокам и ресурсам. Многолетний опыт успешного применения программно-целевого планирования показал, что наиболее эффективным и универсальным средством выражения полученных по итогам планирования результатов является целевая (комплексная) программа.
Целевая (комплексная) программа представляет собой совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение поставленных целей в рамках решения определенных проблем, обладающих высоким уровнем значимости .
Целевая программа представляет собой документ определенного содержания, в котором отражаются цели программно-целевого планирования и комплекс научно-исследовательских, экономических, организационных и прочих заданий, сбалансированных по срокам, исполнителям и ресурсам.
Одним из главных условий успешного использования целевой программы как инструмента планирования является эффективное управление разработкой и реализацией программы. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе создания и реализации целевой программы, включает формирование структуры подразделений, наделенных функцией управления, и установление последовательности процедур ее разработки и реализации. Стоит обратить свое внимание на то, что выделяют два аспекта – структурный и процедурный. Структурный аспект связан с установлением структуры и состава исполнителей, определением функций, прав и ответственности заказчика, головного разработчика, соисполнителей, принципов взаимоотношения между ними, функциональных обязанностей по контролю за формированием и реализацией программы. Процедурный же аспект определяет порядок и сроки выполнения работ по разработке и реализации программы, правила сдачи и приемки результатов.
Главное понимать, что целевая программа не является статичной. Это означает, что на практике должна существовать взаимосвязь между состоянием внешней среды, условиями, в которых будет реализовываться программа, и ее содержанием. Иными словами в случае серьезных структурных изменений рынка целевая программа должна быть полностью адаптирована под его текущее состояние.
Стоит отметить, что программно-целевому планирования также посвящено большое количество научных трудов. Так, например,  в зарубежной литературе часто можно встретить  ряд терминов, обозначающих программно-целевого управление: system management, weapon system management, project management.
Так, например, американские специалисты Ф.Каст и Дж. Розенцвейг в этой связи отмечали, что хотя существуют определенные различия между этими терминами и их значениями, но все они относятся к одному общему явлению - интегрированному управлению конкретной программой на системной основе.
В свою очередь В.С. Рапопорт и Л.В. Родионова рассматривают программно-целевое управление как организационную форму, использование которой необходимо для выполнения комплекса работ и предполагает вполне определенный тип структуры управления . Они отмечают, что для управления программами вводятся должности соответствующих руководителей, которые в максимальной степени сосредоточивают на себе всю ответственность за достижение цели программы, координируют взаимодействие по программе как внутри организации, так и вне ее.
Их главное достижение заключалось в том, что если вначале программно-целевое управление рассматривалось как временное и динамичное структурное решение, то на практике оказалась потребность в использовании специального организационного механизма, который нуждается в создании постоянных подразделений аппарата управления.
Однако, не все специалисты считали необходимостью выделение организационной структуры как неотъемлемого атрибута программно-целевого управления. Так, например, А.Д. Самохин ограничивал такое управление лишь постановкой целей (главных задач) и определением путей к ним.
По мнению Б.А. Райзберга и А.Г. Лобко, в широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы, программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
При этом они сосредотачивают свое внимание на том, что этот метод должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.
М.Ю. Кривошеева характеризует программно-целевой метод как метод выделения основных целей и задач государственного, экономического, социального, экологического и культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки.
В общем смысле, в Российской Федерации, под целевыми программами принято считать согласованные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления  научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации .

1.2 Структура и виды целевых программ

Структура целевых программ довольна разнообразна. Одна целевая программа может включать в себя еще несколько, более мелких подпрограмм, выполнение которых позволит добиться желаемого результата и решения главной задачи. Деление целевой программы на подпрограммы обусловлено такими причинами как: сложность решаемых проблем, масштабность, необходимость рациональной организации решения задач.
В целом, целевую программу можно охарактеризовать по следующим разделам:
1. Характеристика, описание самой проблемы, для решения которой и создается целевая программа;
2. Обоснование целей и задач целевой программы. Разработка сроков выполнения ее этапов;
3. Разработка комплекса программных мероприятий;
4. Финансовая обоснованность целевой программы;
5. Оценка эффекта от целевой программы с точки зрения социально-экономических и экологических аспектов.
Стоит упомянуть о том, что  целевая программа имеет свой паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.
Важно понимать, что и к каждому разделу целевой программы также предъявляется ряд требований:
1. В первом разделе целевой программы должно быть представлено развернутое обоснование проблемы, включая анализ причин ее возникновения, а также необходимость программного решения данной проблемы на федеральном уровне. Еще одним важным фактором в этом разделе является описание рисков связанных с возможным решением программно-целевым методом намеченной проблемы;
2. Во втором разделе  целевой программы должны содержаться подробные расшифровки целей и задач целевой программы;
3. В третьем разделе указывается перечень необходимых мероприятий, который нужно выполнить для решения задач целевой программы и достижения поставленной цели. Здесь также указываются сроки и ресурсы необходимые для осуществления задуманных планов;
4. В четвертом разделе надо предоставить обоснование ресурсного обеспечения, которое необходимо для реализации программы. Более того, данный раздел должен включать в себя обоснование к привлечению внебюджетных средств для реализации программных мероприятий;
5. В пятом разделе предоставляется возможный вклад в развитие социальных, экономических и экологических ситуаций, которые могут наступить при выполнении данной программы. Оценка данной эффективности ведется либо поэтапно либо по годам, в течении реализации всей программы.
В зависимости от того, на что направлена целевая программа, какие проблемы она рещает, необходимость той или иной программы – все это и создает большое многообразие видов целевых программ. Ниже на рисунках 1.2, 1.3, 1.4,1.5 приведены различные классификации видов целевых программ:

   

Рисунок 1.2 - Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

Анализируя рисунок 1.2, мы видим, что целевые программы имеют разную направленность, разные уровни исполнения. Разберем каждую из них более подробно:
* Федеральный уровень – целевая программа охватывает широкий спектр действий, создается для решения каких-либо глобальных проблем государства;
* Региональный уровень – целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, который направлен на решение поставленных задач, требующий согласованных действий органов государсвтенной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субьектов. Ключевым отличием региональной программы от федеральной является относительно небольшие объемы работ и ресурсные задачи, а также строгая целевая направленность;
* Муниципальный уровень – целевая программа,  которая как и все предыдущий представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам проект, направленный на решение определенных социальных, экономических, экологических проблем.

Рисунок 1.3 – Классификация целевых программ по уровню проблем

Проблемы, требующие решений, бывают достаточно разные, поэтому и создаются различные целевые программы под каждый из уровней проблем:
* Международная целевая программа – программа, затрагивающая глобальные экономические, социальные, экологические  проблемы и требующая совместных действий различных государств. Примером такой программы можно назвать международную программу по борьбе с терроризмом;
* Государственная целевая программа – программа, которая разрабатывается и принимается внутри страны, направлена на решение проблем в государстве в целом;
* Межотраслевые целевые программы – целью данной программы является налаживание связей между различными отраслями производства с целью достижения большего экономического эффекта и минимизации потерь;
* Отраслевые программы – программы, целью которых является развитие какой-либо отросли, обеспечение продукции или услуг конкурентоспособности, выходы на новые рынки и т.д.;
* Региональные программы – программы, направленные на решение проблем внутри региона. Они обладают своей спецификой, потому что каждый регион разрабатывает программы с учетом местных особенностей;
* Локальные целевые программы – программы охватывающие такой сектор как агропромышленные комбинаты, производственные объединения, крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия.



Рисунок 1.4 – Классификация целевых программ по времени исполнения

В зависимости от сложности реализации объему и других факторов целевые программы реализуются в разные сроки:
* Долгосрочная целевая программа – программа, разработанная на долгий временной отрезок (10-20 лет). К такому виду программ обращаются не так часто, потому что возможны различные риски, которые практически невозможно просчитать;
* Среднесрочная целевая программа – программа, разработанная на небольшой промежуток времени (5-10 лет). Наиболее частый вариант планирования в современных условиях экономики;
* Краткосрочная целевая программа – программа, разработанная на короткий промежуток времени ( до 5 лет). Отличается от других более достоверными, просчитанными фактами. Создается для решения каких-либо оперативных задач.





Рисунок 1.5 – Классификация целевых программ по характеру проблем

Еще одним из видов классификации целевых программ является- классификация по характеру проблем:
* Комплексная целевая программа – программа, документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы;
* Научно-исследовательская программа – целевая программа, направленная на решение каких либо научно-исследовательских проблем;
* Научно-техническая программа – программа, разрабатываемая для решения важнейших проблем в области науки и техники и поиску перспективным направления развития. Данные программы направлены на создание новой техники;
* Социально-экономическая программа – программа, которая представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам;
* Организационно-экономические программы – целевые программы, которые направлены на экономическое развитие с учетом всех факторов развития;
* Производственно-хозяйственные программы -   программы, которые направлены на развитие хозяйственных субъектов, улучшение в сфере производства путем каких-либо новаций.
В последнее время, все больше начинают разрабатываться не только федеральные программы, но и региональные программы. Это связано прежде всего с тем, что происходит процесс децентрализации. Сегодня, множество вопросов передается для самостоятельного решения и ведения органам региональных и местных властей. Поэтому федеральные целевые программы должны быть тесно связаны с региональными.
Стоит отметить еще тот факт, что происходит рост и международных программ. В частности такие возможности есть во Всемирной банковской сфере. Эта возможность позволяет приобрести колоссальный международный опыт, однако, предприятиям нужно быть готовым к такому сотрудничеству. Необходимо обеспечить персонал всеми необходимыми навыками, обладать необходимой инфраструктурой, знать особенности зарубежного менеджмента, законов и т.д.    

1.3 Методологические проблемы формирования целевых программ

В современных условиях, все чаще прибегают к программно-целевому планированию. Поэтому проблемы, которые встречаются при разработке целевых программ, выходят на первый план.
Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, который позволяет обеспечить максимальную концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста национальной экономики и в ее конкурентоспособных отраслях, в том числе с высоким инновационным потенциалом.
Несмотря на то, что целевые программы являются важнейшим инструментом для регулирования государственной экономической политики развития страны и механизмом решения приоритетных задач, зачастую они выполняются не столь эффективно и не достигают запланированных результатов. Все это говорит о проблемах целевых программ и необходимости их совершенствования.
Проблемы присутствуют на различных этапах. Это может быть и начальная стадия разработки проекта и стадия утверждения целевой программы. Однако, чаще всего проблемы возникают на этапе реализации целевых программ и важнейшей задачей государственных органов управления является разработка предложений по совершенствованию применения программно - целевого метода. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 определен порядок процесса разработки федеральных целевых программ. В субъектах РФ и на местном уровне принимаются соответствующие нормативные документы на основании порядка утвержденного Правительством РФ. Исследование действующих целевых программ обнаружило ряд недостатков действующего порядка разработки и утверждения целевых программ.
    Одним из основных недостатков является то, что плохо проработан механизм принятия решений о разработке федеральной целевой программе. Существует необходимость детальной разработки целевой программы, потому что ее формулировки не всегда конкретны и ясны. Тяжело понять для решения каких приоритетных задач создается данная программа.
Еще одной проблемой формирования целевых программ является недостаточная структуризация мероприятий, которые не связаны между собой общей целью. Поэтому и получается, что органы, ответственные за их реализацию, не всегда успешно проводят отбор проектов из числа представленных к реализации. В некоторых программах отсутствуют необходимые указания о необходимых мероприятиях, сроках реализации, экономически обоснованных расчетах о количестве необходимых ресурсов, на каждом этапе реализации. Все это увеличивает сроки выполнения целевой программы и тем самым снижает ее эффективность. Поэтому все необходимые потребности в ресурсах должны быть четко увязаны с задачами целевой программы и ее сроками, а также возможными рисками.
Кроме того должна быть определена система управления реализацией программы, в том числе разграничены полномочия и ответственность субъектов управления. Иногда не приводятся показатели оценки эффективности реализации программ, определенные в количественном выражении, а также индикативные показатели, обязательные для контроля реализации по намеченным этапам и годам. Отсутствие данных показателей не позволяет воспринимать программу как целостный системный документ, направленный на достижение намеченных результатов, делает невозможным проведение детального и всестороннего анализа запланированных к реализации мероприятий, а также оценку их эффективности и последующий контроль. Следовательно, некачественно разработанная программа не обеспечивает полное достижение поставленных целей и положительных  результатов.
Если планируемые результаты целевых программ не поддаются количественной оценке (так как не имеют числовых показателей), то при сокращении финансирования целевых программ остаются без изменения критерии и объемы целевых показателей, а также планируемый социально- экономический эффект, что нарушает соотношение «затраты – результаты» и делает программу декларативной. Сложившиеся подходы к финансированию целевых программ оказывают существенное влияние на эффективность их реализации. Объем ресурсов определяется не от целей, которые необходимо достичь, а в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов, только после этого намечаются цели и задачи программы. Поэтому цели программы всегда компромисс желаемого результата и имеющихся средств.
Следующей проблемой является корректировка целевой программы, которая связана с сокращением финансирования. В итоге получается , что заявленные изначально приоритеты, для которых и создавалась целевая программа, не соответствуют полученным результатам. Чтобы таких проблем не возникало, объем выделенных денежных средств должен обеспечивать достижение запланированных результатов на каждом этапе реализации программы. Уменьшение финансирования должно происходить в тесной связи с самой целевой программой, возможен пересмотр ожидаемых целей и результатов. На сегодняшний день, можно выявить тенденцию к увеличению количества целевых программ. Расходы на их реализацию не согласованы с реальными возможностями бюджета. В результате получается, что перегруженный бюджет не в состоянии профинансировать все целевые программы, даже учитывая дополнительное их финансирование из внебюджетных источников. Поэтому и происходит сокращение финансирования, что не дает возможности добиться желаемых результатов. Для того, чтобы избежать бесконечного увеличения целевых программ можно ввести лимит финансирования целевых программ в определенной отрасли. Стоит отметить, что и сама система контроля  над реализацией целевых программ нуждается в усовершенствованиях. Сейчас, государственный контроль сводится к тому, чтобы обеспечить целевое использование бюджетных средств и своевременно профинансировать мероприятия программы в соответствие с ее реализацией. Необходимо уделять большее внимание предварительному контролю. Предварительный контроль поможет на ранних этапах отделить неэффективные программы еще до их утверждения и исключить неконтролируемые финансированием мероприятия.
Еще одной из возможных проблем целевых программ является то, что не всегда мониторинг и оценка их результативности государственными заказчиками производится на должном уровне. Здесь стоит отметить тот факт, что в законодательстве РФ не предусмотрен пункт за недобросовестный сбор государственными заказчиками информации о финансировании федеральных целевых программ из бюджета и внебюджетных источников финансирования. Ответственность предусмотрена только за неэффективное расходование  средств федерального бюджета. Это уже говорит о проблеме в российском законодательстве. Мониторинг – важнейший элемент механизма реализации программы. С помощью него можно сопоставить фактическую реализацию программы и плановую. Исходя из этих данных происходит корректировка программы. Сам же мониторинг можно разбить на 2 части : мониторинг результативности программы( т.е. оценка степени достижения его целей) и мониторинг эффективности программы (т.е. оценка затрат на ее реализацию). Отсутствие в большинстве целевых программ порядка, не позволяет произвести комплексную оценку ее эффективности.
Получается, что наиболее слабым звеном в разработке целевых программ является порядок, включая методику оценки эффективности ее реализации, а также отсутствие четкой увязки целей, задач, мероприятий и планируемых результатов. Поэтому следует сделать оценку эффективности реализации целевой программы по годам, что позволит внести ясность в этот процесс.
Опираясь на вышеизложенное, можно говорить о том, что целевые программы разрабатываются  исходя из потребностей конкретной отрасли и направлены  на решение каких-либо проблем. Существуют целевые программы разных уровней : федеральный, региональный и муниципальный. По срокам реализации бывают : долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные ( 5-10 лет) и краткосрочные (до 5 лет). У любой целевой программы есть определенная структура разработки и критерии к ее содержанию. Разработка и реализация целевых программ является одним из важнейших элементов для решения государственных задач на современном этапе развития. Не смотря на все плюсы и эффективность использования целевых программ, стоит обратить внимание и на проблемы, связанные с их разработкой. В первую очередь, для решения этих проблем стоит сконцентрировать свое внимание на уж утвержденных целевых программах, доведения их до конца и только потом переключаться на новые. Это поможет избежать проблем с финансированием. При разработке программы необходимо четко обосновать программу, какие цели она преследует и указать необходимое количество ресурсов для реализации данной  программы. Целевые программы могут стать действенным средством управления только в том случае, если будут иметь научно обоснованный характер.



























2.Характеристика министерства экономики Республики Татарстан и анализ его целевых программ

2.1 Общая характеристика министерства экономики Республики Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан является республиканским органом исполнительной власти, который реализует функции по выработке государственной политики, по управлению экономическим развитием Республики Татарстан, инвестиционной деятельностью, формированию республиканских целевых программ, а также участию в формировании федеральных целевых программ.
Министерство экономики, в силу своих полномочий, может взаимодействовать с предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Вдобавок, оно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется в своей деятельности Министерство Республики Татарстан, являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, законы Республики Татарстан, акты Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.
Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банковских учреждениях , печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан и свою символику.
Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные задачи:
1. Разрабатывает и реализует государственную политику по регулированию экономики Республики Татарстан с помощью метода индикативного управления;
2. Разрабатывает и реализует государственную политику регионального развития на основе единой схемы территориального развития республики для обеспечения оптимального и эффективного размещения производственных сил на территории республики;
3. Участвует в организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий;
4.  Формирует и реализует единую государственную инновационную политику;
5.  Занимается формированием приоритетов единой государственной инвестиционной политики и предоставлением государственной поддержки;
6.  Реализует государственную политику в области поддержки и развития м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%