VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и структура собственного капитала, управление собственным капиталом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007927
Тема: Понятие и структура собственного капитала, управление собственным капиталом
Содержание
Оглавление



	Глава 1. Теоретические основы понятия собственного капитала предприятия	5

		1.1.	Понятие собственного капитала предприятия	5

		1.2.	Состав и структура собственного капитала организации	6

		1.3.	Источники формирования собственного капитала	11

	Глава 2. Политика управления собственным капиталом предприятия	15

	2.1. Задачи и этапы управления собственным капиталом	15

	2.2. Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия	19

	2.3. Дивидендная и эмиссионная политика предприятия в управлении собственным капиталом предприятия	21

	Заключение	27

	Библиографический список	29






Введение



В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.

Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.

Актуальность темы заключается в том, что основная проблема для каждого предприятия - это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста, следовательно, существует необходимость во всестороннем изучении, анализе и улучшении методологии и организации бухгалтерского учета собственного капитала хозяйствующих субъектов.

Целью курсовой работы является: рассмотреть понятие и структуру собственного капитала, управление собственным капиталом: задачи, этапы, механизм, а также роль дивидендной и эмиссионной политики в управлении собственным капиталом.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть собственный капитал предприятия.

2. Проанализировать управление собственным капиталом.

Объектом исследования в данной работе является собственный капитал предприятий.

Источниками для написания курсовой послужили: учебная литература для теоретической части и годовые отчеты для практической части, а также Интернет ресурсы.




Глава 1. Теоретические основы понятия собственного капитала предприятия



Понятие собственного капитала предприятия



Каждая организация независимо от организационно-правовых форм собственности должна располагать экономическими ресурсами – капиталом для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. По существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлечённого капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления свей деятельности с целью получения прибыли.

Собственный капитал представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности [1, С. 125].

В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.

В российской практике капитал предприятия часто разделяют на капитал активный и пассивный. С методологической точки зрения это неверно. Такой подход является причиной недооценки места и роли капитала в бизнесе и приводит к поверхностному рассмотрению источников формирования капитала. Капитал не может быть пассивным, так как является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, находящуюся в движении, в постоянном обороте. Поэтому более обоснованно здесь применять понятия источников формирования капитала и функционирующего капитала.

Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.

Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации.

Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

Согласно п. 3 ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом либо учредительными документами юридического лица. Таким образом, юридическое лицо в общем случае не имеет обязательств перед своими инвесторами, поэтому капитал, внесенный ее совладельцами, не включается в обязательства компании. При этом необходимо принимать во внимание, что все имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Поэтому собственный капитал является с имущественной точки зрения источником собственных (приобретенных не за счет заемных или кредитных ресурсов и (или) прочей кредиторской задолженности) хозяйственных средств организации [3, с. 146-147]. В ст. 109 ГК РФ указано, что имущество производственного кооператива также принадлежит ему на праве собственности.



Состав и структура собственного капитала организации



В составе собственного капитала учитываются следующие элементы:

Уставный (складочный) капитал или паевой фонд;

Добавочный капитал;

Резервный капитал;

Нераспределенная прибыль (включая созданные за счет нее фонды) или непокрытый убыток;

Прочие резервы.

В некоммерческих организациях (целью создания и деятельности которых не является извлечение прибыли) как часть уставного капитала отражается также целевое финансирование, учитываемое на пассивном счете 86 «Целевое финансирование».

Для учета элементов собственного капитала используются следующие счета.

Таблица 1

Состав собственного капитала предприятия



Номер и наименование счета

Отношение к балансу

Операции по дебету

Операции по кредиту

80 «Уставный капитал»

Пассивный

Уменьшение уставного капитала по номиналу (после внесения изменений в учредительные документы)

Увеличение уставного капитала по номиналу (после внесения изменений в учредительные документы)

81 «Собственные акции (доли)»

Активный

Фактические затраты по выкупу собственных акций

Списание аннулированных собственных акций по фактическим затратам

82 «Резервный капитал»

Пассивный

Использование резервного капитала на покрытие убытка за отчетный год и на погашение облигаций акционерного общества

Отчисления в резервный капитал по законодательству и по решению организации

83 «Добавочный капитал»

Пассивный

Погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов по результатам их переоценки, направление средств на увеличение уставного капитала, распределение сумм между учредителями

Прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоценки, эмиссионный доход

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»



Активно-пассивный



Использование прибыли



Формирование прибыли





Понятие собственного капитала в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации дано в п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. на 26 марта 2007 г.) [10, С. 64].

Уставный капитал – это стартовый капитал, который вносится при создании организации его учредителями для обеспечения первоначальной производственной деятельности организации с целью получения в дальнейшем прибыли от этой деятельности [11, С. 163].

В зависимости от организационно-правовой формы организации уставный капитал может выступать в виде складочного капитала, паевого или уставного фонда, уставного капитала.

Учредителями (участниками) организации могут быть юридические и (или) физические лица. Величина уставного капитала должна быть обязательно указана в учредительных документах.

Инвестирование средств в формируемый уставный капитал осуществляется в два этапа – при государственной регистрации организации и на протяжении определенного периода ее деятельности. Размер первоначального взноса и предельный срок внесения оставшейся суммы зависят от организационно–правовой формы создаваемого юридического лица.

Вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, ценные бумаги, различные вещи. Материальные ценности, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, оцениваются по согласованной между учредителями стоимости, ориентированной на реальные рыночные цены. При внесении имущественных вкладов в уставный капитал акционерного общества необходима оценка оценщика-эксперта. При внесении имущественного вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью данная оценка необходима лишь в случае, если стоимость вносимого имущества превышает 200 МРОТ.

Уставный капитал является имущественной основой деятельности организации, он определяет долю каждого участника в управлении организацией и гарантирует интересы его кредиторов.

Особое место в реализации гарантии защиты кредиторов занимает резервный капитал, главная задача которого состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия до того, как будет уменьшен уставный капитал.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрено требование о том, что, начиная со второго года деятельности предприятия его уставный капитал не должен быть меньше, чем чистые активы. Если данное требование нарушается, то предприятие обязано уменьшить (перерегистрировать) уставный капитал, поставив его в соответствие с величиной чистых активов (но не менее минимальной величины). Формирование резервного капитала является обязательным для акционерных обществ, его минимальный размер не должен быть менее 15% от уставного капитала [4, с. 189-191].

В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия, независимо от организационно-правовой формы его собственности.

Следующий элемент собственного капитала — добавочный капитал, который показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.

В хозяйствующих субъектах возникает еще один вид собственного капитала — нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала [10, с. 224-226].

Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.



Источники формирования собственного капитала



В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал - капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного каптала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая — добавочным капталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья - добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).

Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала — чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой [6, с. 227-228].

Все источники формирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние (рис. 1).



Рис. 1. Источники формирования собственного капитала



В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно, и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия [7, с. 175-177].

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд или путем дополнительной эмиссии и реализации акций). Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые предприятию бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.




Глава 2. Политика управления собственным капиталом предприятия



2.1. Задачи и этапы управления собственным капиталом



Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Основными задачами управления собственным капиталом являются [20, с. 204-206]:

- определение целесообразного размера собственного капитала;

- увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;

- определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;

- определение и реализация дивидендной политики.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия [8, с. 260-162].

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле [21, С. 342]:

Псфр = (Пк * Уск) / 100 - СКн + Пр                                                           (1)

где Псфр -общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

Пк - общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр - сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

Метод ускоренной амортизации активной части основных средств увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако, следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислении в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к определенному уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Доктор экономических наук, профессор Бланк И.А. потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле [21, С. 343]:

СФРвнеш = Псфр - СФРвнут ,                                                                             (2)

где СФРвнеш - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

СФРвнут - сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

- обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

- обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле [1, С. 343]:

,                                                                                                   (3)

 где Ксф - коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

СФР - планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

?А - планируемый прирост активов предприятия

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

- обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

- формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

- формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.



2.2. Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия



Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия [3, с. 359-262]:

- прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

- прибыли от реализации имущества;

- прибыли от внереализационных операций.

Среди данных видов основная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы балансовой выгоды. На многих предприятиях она считается единым источником формирования балансовой прибыли. Потому управление формированием прибыли компании рассматривается традиционно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

Главной целью управления формированием операционной прибыли компании считается выявление главных факторов, характеризующих ее окончательный размер, и изыскание резервов дальнейшего роста ее суммы.

Механизм управления формированием операционной прибыли основывается с учетом тесной взаимосвязи данного показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек компании. Система данной взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» позволяет отметить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить действенное управление этим процессом на предприятии.

В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «CVP» предприятие решает следующие задачи:

1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.

2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.

3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы валовой операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.

4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции.

5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маргинальной операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.

Деление всей совокупности операционных издержек компании на постоянные и переменные позволяет применять также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».

Действие данного механизма базируется на том, что наличие в составе операционных издержек любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли постоянно меняется еще более высокими темпами. Другими словами, постоянные операционные издержки (потери) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое модифицирование суммы операционной прибыли компании при всяком изменении размера реализации продукции вне зависимости от размера компании, отраслевых особенностей ее операционной деятельности и остальных причин [20, с. 213-214].

Но, степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих разное соотношение постоянных и переменных операционных издержек. Чем больше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных издержек компании, тем в большей степени меняется сумма операционной прибыли по отношению к темпам конфигурации объема реализации продукции.



2.3. Дивидендная и эмиссионная политика предприятия в управлении собственным капиталом предприятия



Главной целью исследования дивидендной политики считается установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли владельцами и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную цену компании и обеспечивающим стратегическое его формирование.

Исходя из данной цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть единой политики управления прибылью, содержащуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной цены компании.

Проблемами, решение которых обуславливает надобность выработки дивидендной политики, считаются следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна снабдить защиту интересов собственника и сотворить предпосылки для роста курсовой цены акций, и в данном значении их максимизация считается положительной тенденцией; с иной стороны, максимизация выплаты дивидендов уменьшает долю прибыли, реинвестируемой в развитие изготовления [17, с. 155-156]. 

При формировании дивидендной политики нужно учесть, что традиционная формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным инвестиций» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы имеют все шансы высоко оценить стоимость акций компании даже и в отсутствии выплаты дивидендов, ежели они хорошо информированы о его программах становления, причинах невыплаты либо уменьшения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла компании.

К примеру, если управление компании предполагает выполнить серьезную программу реконструкции и для ее реализации обозначает выполнить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать довольно длинный период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному увеличению курса акций и, поэтому, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:

1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики.

2. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.

3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию.

5. Оценка эффективности дивидендной политики акционерного общества.

Главной целью эмиссионной политики считается привлечение на фондовом рынке нужного размера собственных денежных средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика компании представляет собой часть единой политики формирования собственных финансовых ресурсов, содержащейся в обеспечении привлечения нужного их размера за счет выпуска и размещения на фондовом рынке личных акций.

Разработка действенной эмиссионной политики компании охватывает следующие этапы [21, с. 348-350]:

1. Исследование возможностей действенного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании компании в акционерное общество) либо дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций разрешено принять только на основе многостороннего подготовительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда остальных характеристик. Результатом проведения такого анализа считается определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на возникновение новой эмиссии, и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности собственных акций ведется с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с иными отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня характеристик собственного финансового состояния (в сопоставлении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется вероятная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями остальных фирм.

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического становления компании и возможностей существенного увеличения его рыночной цены в предстоящем периоде. Главные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая данному источнику формирования собственного капитала, считаются:

- реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новейших отделений, дочерних компаний, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

- надобность существенного усовершенствование структуры применяемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости, обеспечение наиболее высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение результата финансового левериджа и т. п.);

- намечаемое поглощение остальных компаний с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных компаний также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом гарантируется приобретение контрольного пакета акций либо преимущественная доля в уставном фонде);

- другие стратегические цели, требующие стремительной аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении размера эмиссии нужно исходить из ранее рассчитанной необходимости в привлечении собственных денежных ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом главных категорий предстоящих их клиентов (наибольшие номиналы акций нацелены на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие - на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается необходимость выпуска привилегированных акций, ежели такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соответствие простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть уст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44