- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и состав финансовой безопасности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015432 |
Тема: | Понятие и состав финансовой безопасности |
Содержание
Глава 1. Понятие и состав финансовой безопасности 1.1. Основные подходы к пониманию сущности финансовой безопасности В научной литературе существует множество определений финансовой безопасности. Так, по мнению В.П. Охапкина, финансовую безопасность необходимо определять, как «безопасность, которая имеет влияние на все отрасли экономики государства»1. Поскольку деньги являются эквивалентом стоимости любых товаров, они (из-за цены) являются фактором, способным дестабилизировать экономическое положение в стране. Деньги – не только бумажные или монетные знаки обмена, покупки или продажи, но и безналичные переводы, и ценные бумаги (акции, векселя, сертификаты, облигации), определяющие финансовое состояние государства. В этой связи огромное значение имеет банковская система страны, которая реализует все операции, касающиеся обращения денег и ценных бумаг. Именно банки способны стабилизировать или дестабилизировать финансовое положение государства. Согласно определению, предложенному В.Ф. Гапоненко, финансовая безопасность представляет собой «состояние финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост»2. Буквальное прочтение показывает, что данные определения рассматривают только один из аспектов финансовой безопасности государства. Комплексный подход к определению понятия финансовой безопасности, предложенный Ш.М. Магомедовым, предполагает его определение через следующую систему показателей3: * важнейшая составляющая экономической безопасности государства, которая базируется на обеспечении независимости, эффективности и конкурентности финансово-кредитной сферы государства, находит свое отражение в системе критериев и индикаторов ее состояния, характеризующих такие аспекты, как сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов, сбалансированность внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета и наличие необходимых денежных и золотовалютных резервов; * уровень защищенности финансовых интересов на макро- и микроуровнях финансовых отношений; * состояние таможенно-тарифной, финансовой, валютной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, расчетной, инвестиционной, банковской и фондовой систем, которое характеризуется способностью противостоять внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью предотвращать внешнюю недружественную финансовую экспансию, гарантировать финансовую устойчивость, а также эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост в условиях расширенного воспроизводства; * состояние финансовых потоков в экономике, которое может быть охарактеризовано сбалансированностью и наличием отработанных и эффективных механизмов регулирования и саморегулирования. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т. п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности Основными целями и задачами обеспечения финансовой безопасности являются4: * определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация; * построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие. Создание системы финансовой безопасности – эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях. 1.2. Принципы финансовой безопасности Определение и безусловное соблюдение принципов организации финансовой безопасности является предпосылкой создания и эффективной деятельности системы обеспечения безопасности финансово-кредитной сферы. При этом к таким принципам относят5: * определение приоритетов и основных направлений государственной политики в сфере финансовой безопасности; * наличие совокупности основных критериев финансово-кредитной сферы с точки зрения соблюдения ее безопасности. По мнению отдельных авторов, система обеспечения и повышения финансовой безопасности должна базироваться на принципах6: * законности (деятельность всех субъектов финансовой безопасности должна осуществляться исключительно на действующей правовой основе, в рамках компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами); * обоснованности (все составляющие системы должны базироваться на четкой теоретической и методологической основе); * справедливости и равноправия; * презумпции, что никакие массовые и грубые нарушения финансовых интересов (прав) граждан не останутся безнаказанными; * наличии и действенности правоохранительного механизма и механизма решения правовых споров и конфликтов в сфере финансовой безопасности. При этом следует помнить, что сочетание компонентов системы не является чем-то постоянным: роль составляющих системы финансовой безопасности меняется в зависимости от ситуации, обусловливает необходимость в непрерывном обновлении. Должно происходить и изменение качественных характеристик финансовой безопасности7: * преемственности (необходимость обеспечения последовательности в осуществлении денежно-кредитной, валютной, антиинфляционной, бюджетной, налоговой, инвестиционной, банковской политики, в управлении внутренним и внешним государственным долгом, в обеспечении их предсказуемости); * последовательности (формирование системы должно происходить поэтапно с учетом приоритетности, а также существующих и потенциальных объективных и субъективных предпосылок); * - необходимости интеграции в международные системы финансовой безопасности (в широком международном контексте финансовая безопасность государства - это не только национальный приоритет, но и составляющая глобальной финансовой безопасности); * верховенства договорных (мирных) средств в разрешении как внутренних, так и интернациональных конфликтов финансового характера; * совместимости (достижение оптимального соотношения и совмещенности систем финансовой, экономической, национальной безопасности); * неделимости и недоступности индивидуальным покупателям ресурсов, затрачиваемых на обеспечение финансовой безопасности общества в целом, невозможности исключения из числа пользователей общественными благами тех людей, кто по тем или иным причинам не платит за них; * альтернативности (выявление и обоснование разных вариантов выхода из кризиса или достижения желаемого результирующего показателя); * стабильности и надежности; * приемлемого риска; * эффективности (оптимальное сочетание всех компонентов финансовой безопасности). Исходя из вышеизложенного, могут быть сделаны выводы о том, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использования фондов денежных средств. Оценка уровней финансовой безопасности должна базироваться на адекватности оценочных параметров сущности процессов, являющихся предметом анализа, комплексности, выделении главных элементов опасностей и угроз, последовательности оценочных мероприятий. Повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер. . . Глава 2. Структурные, организационные и правовые основы финансовой безопасности 2.1. Структура системы финансовой безопасности Система финансовой безопасности включает в себя различные подсистемы (рисунок 1). Рисунок 1 – Подсистемы финансовой безопасности8 Бюджетная безопасность – это состояние платеже- способности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств. Налоговая безопасность – состояние, при котором обеспечивается оптимально необходимый в соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины объем налоговых поступлений. При этом должен оптимизироваться уровень налогообложения. Долговая безопасность государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточный для решения необходимых социально-экономических потребностей. Финансовая безопасность банковской системы заключается в обеспечении эффективного использования ресурсов страны, создании условий для реализации экономических интересов банков, выявление и предупреждение угроз банковской системе (внешних и внутренних), и создание условий для ее эффективного функционирования. Валютную безопасность государства необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это степень обеспеченности государства необходимыми валютными средствами, которых достаточно для выполнения международных обязательств страны, и накопления необходимого объема валютных резервов с целью поддержания стабильности национальной денежной единицы. Во-вторых, это состояние курсообразования, максимально защищающее страну на международных валютных рынках, и создающее условие для развития экспорта, поступления иностранных инвестиций, и интеграции страны в мировую экономику. Денежно-кредитная безопасность – состояние денежно-кредитной системы, при которой достигается стабильность денежной единицы страны, доступность кредитных ресурсов, и уровень инфляции, позволяющий обеспечить экономический рост и повышение реальных доходов граждан. Инвестиционная безопасность достигается путем установления такого уровня инвестиций, при котором удовлетворяются текущие потребности экономики в капитальных вложениях по объему и структуре с учетом эффективного использования и возвращения инвестируемых средств, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержания положительного национального платежного баланса. Финансовая безопасность страхового рынка - уровень обеспеченности страховых компаний финансами, которые позволили бы им возместить оговоренные в договорах страхования убытки клиентов, продолжая эффективно функционировать. Финансовую безопасность фондового рынка следует рассматривать, как финансовую безопасность рынка государственных ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг в свою очередь включает в себя рынок акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевой и внебиржевой рынки. Вопрос финансовой безопасности государства обширен и многогранен и по этой причине целесообразно включить в состав структуры финансовой безопасности систему важных компонентов (рисунок 2). Рисунок 2 – Компоненты финансовой безопасности государства9 Финансовая безопасность гражданина – обеспечение государством правовой и экономической защиты граждан, их жизненных интересов, конституционных прав, качественный уровень жизни не зависимо от угроз финансовой безопасности. Государство должно обеспечить минимальный размер заработной платы и пенсии, которых будет достаточно для поддержания достойного уровня жизни. Финансовая безопасность предприятия – состояние защищенности предприятия от внутренних и внешних финансовых угроз, сохранение коммерческой тайны и интеллектуальной собственности, а также способность быстро реагировать на данные угрозы. Финансовая безопасность региона – состояние региона, при котором обеспечивается стабильность экономики, эффективное использование региональных ресурсов, способность к развитию и прогрессу. Финансовая безопасность государства в целом рассматривается как совокупность финансовой безопасности его регионов. Одновременно все виды безопасности страны имеют материальный фундамент и нуждаются в финансовом обеспечении. Следовательно, их уровень напрямую зависит от уровня финансовой безопасности страны. Обеспечение финансовой безопасности - это деятельность государства, направленная на защиту национальных интересов и ценностей посредством поддержания финансовой стабильности, отражающейся сбалансированностью финансов, а также наличием значительных денежных, золотых резервов. Основные угрозы финансовой безопасности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние угрозы10: * утрата Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков; * создание иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток; * нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ; * противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования. Внутренние угрозы11: * сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ; * приобретение экономическим кризисом затяжного характера, сохранение курса торможения выхода из него, возникновение необратимых или сложноообратимых последствий для прогрессивного развития страны в общей структуре экономики, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса; * криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции; * притупление регулирующих функций финансово-кредитной системы в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства; * снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения, сжатие внутреннего финансового рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста; * увеличение финансовых потерь в результате усиления социальной напряженности в сфере экономических отношений. * повышение уровня инфляции, рост индекса потребительских цен. Таким образом, финансовая безопасность – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. 2.2. Правовые и организационные основы финансовой безопасности Детальная регламентация вопросов обеспечения финансовой безопасности выступает12: * как важнейшее условие стабильного функционирования финансовой системы государства и качества действующего нормативного массива; * как непременное условие эффективного функционирования государственного механизма обеспечения финансовой безопасности. В правовой основе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации следует выделить несколько уровней. Прежде всего, это Конституция РФ, которая установила не только систему государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность страны, но и целый ряд их полномочий и отношений взаимодействия между собой. Не менее значим «пласт» федеральных конституционных законов и федеральных законов. Данную подсистему правовых основ в свою очередь следует разделить на четыре группы. В первую входят федеральные законы, регулирующие функционирование субъектов хозяйственной деятельности и финансовой системы государства в целом. Вторую группу образуют федеральные законы, регулирующие порядок организации, деятельности и полномочия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность. Третью группу составляют законы, непосредственно регулирующие вопросы организации обеспечения финансовой безопасности. К четвертой группе относятся законы, устанавливающие ответственность за нарушение (неисполнение) законодательства (в широком понимании) в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Особо надо отметить Указы Президента РФ, которыми определены Концепция национальной безопасности России, Стратегия экономической безопасности, Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, система и структура органов, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации и ряд других вопросов. К ним тесно примыкают акты Правительства РФ, которые определили порядок организации, деятельности и полномочия системы государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность в нашей стране. Значимы акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые на основании и во исполнение законодательства РФ об обеспечении финансовой безопасности России. А так же акты Министерства финансов РФ и Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу. Велика конкретизируемая роль актов иных государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность России, где особое место занимают акты Центрального банка РФ. Важным источником обеспечения финансовой безопасности являются международные договоры и соглашения Российской Федерации. Основная часть норм, содержащихся в международных правовых актах, сформулирована таким образом, что не может применяться непосредственно для регулирования отношений в данной сфере. Российская Федерация является участником многих универсальных многосторонних договоров по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Большое влияние на формирование правовой базы российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма оказывают резолюции Совета Безопасности ООН и рекомендации FATF, где Россия с июня 2003 года стала полноправным членом. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства - это законодательно закрепленная система органов и институтов, направленная на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие13: * правовая - совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности; * институциональная - система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства; * инструментальная - совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности. В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них. Возглавляет систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Условно компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности РФ можно разделить на две сферы: * законодательного обеспечения; * формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ. Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ. Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство РФ. Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др. Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, находящихся в его ведении. Среди них: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство. К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, также относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, правоохранительные органы, прежде всего, Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ. В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Во исполнение международных договоренностей в России была разработана система мер как законодательного, так и организационного характера по борьбе с отмыванием «грязных» денег, направленных на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами. Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг. Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам. В июне 2002 года Комитет РФ по финансовому мониторингу был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки - Группы «Эгмонт». В рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, а затем и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ. Национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей. Система финансовой безопасности предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами. . Глава 3. Анализ уровня финансовой безопасности России 3.1. Основные методологические подходы к оценке уровня финансовой безопасности В литературе встречаются различные авторские подходы к формированию системы индикаторов финансовой безопасности, опираясь на которые можно дать относительно полную и объективную оценку состоянию финансовой безопасности государства. Так, например, Каранина Е.В. предлагает анализировать ситуацию в сфере финансовой безопасности, руководствуясь базовыми индикаторами, заложенными в Государственной стратегии экономической безопасности России, дополнив их, следующими параметрами14: * стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы; * исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей; * «прозрачность» финансовых потоков; доля денежных расчетов в общем объеме оборота; * несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж; * скорость обращения денежной массы; величина денежной массы в обращении. Некоторые эксперты объединяют индикаторы состояния финансовых отношений в такие группы15: * резервы (их величина, отношение к ВВП, госдолгу, М2); * реальный эффективный валютный курс; * ВВП (его изменение за 5-10 лет и в расчете на душу населения); * кредит (изменение кредита по отношению к ВВП, банковские ликвидные резервы к активам); * текущий счет (в % к ВВП, чистые национальные запасы); * деньги (валовые национальные сбережения к ВВП, изменение М2 и М3); * торговля (торговый баланс, экспорт, импорт); * инфляция; * потоки капитала (портфельные инвестиции, приток или отток прямых иностранных инвестиций); * долговые обязательства и другие группы. Я.М. Миркин указывает на исключительную важность таких индикаторов как монетизация экономики, структура денежной массы, долларизация/евроизация российской экономики, инфляция, валютный курс, зависимость экономики от внешнего финансирования по счету капитала, насыщенность экономики финансовыми услугами, норма накопления, доходность финансовых активов и прочее16. Стоит отметить, что для финансовой безопасности важны не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Под пороговыми значениями понимаются предельные величины, несоблюдение значений которых будет тормозить нормальный ход воспроизводственного процесса, что приведет к формированию отрицательных тенденций в экономическом развитии страны. Околопороговые значения индикаторов финансовой безопасности сигнализируют о нарастании угроз финансовой безопасности, а превышение допустимых значений говорит о подрыве безопасности и нарушении стабильности в обществе. Обеспечение национальной безопасности в области экономического роста ставит перед страной амбициозные задачи по достижению экономической безопасности и созданию условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость наличия в стране нормальных условий для формирования, распределения и перемещения капитала без угрозы возникновения дополнительных рисков. 3.2. Анализ ключевых индикаторов, характеризующих уровень финансовой безопасности России в 2012-2017 гг. Конкурентоспособность финансового сектора страны – важное условие ее экономической безопасности. Система индикаторов финансовой безопасности служит основным инструментом диагностики состояния финансовой системы страны, а использование зонной теории для ранжирования индикаторов позволяет наглядно показать, насколько реальное значение того или иного индикатора удалено от порогового и, соответственно, какова степень остроты угрозы. Пороговые значения финансовой безопасности разработаны на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, и утверждены на уровне Правительства РФ Министерством экономического развития и торговли, отраслевыми министерствами. Динамика показателей финансовой безопасности РФ представлена в Приложении. Первый индикатор, выбранный для диагностики финансовой безопасности – это отношение дефицита бюджета к ВВП. Пороговое значение данного индикатора – 3%. Как видно из данных Приложения, в анализируемый период пороговое значение было превышено только в 2012 году, что, вероятно, было связано с по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. В 2013 году – единственном за рассматриваемый период – сформировался профицитный бюджет, далее сложилась тенденция к увеличению дефицита. На рисунке 3 представлены индикаторы финансовой безопасности за 2016 г. Рисунок 3 - Индикаторы финансовой безопасности за 2016 г. (пороговые значения минимальные)17 Диаграмма на рисунке 3 показывает, что значение показателя в 2016 году (0,5% ВВП или 327,963 млрд. руб.) находилось в зоне стабильности – пороговое значение больше реального в 6 раз. Таким образом, в 2016 году угрозы финансовой безопасности в этой области не наблюдалось. Но вот в 2017 году дефицит бюджета составил 2,048 трлн. руб. – это 2,6% ВВП. Индикатор по-прежнему располагается в зоне стабильности, но слишком сильно приближен к предельной границе, чтобы можно было говорить об отсутствии угроз. Увеличение дефицита бюджета вызвано падением цен на нефть и газ, поскольку доходы от их экспорта являются важнейшей статьей доходов бюджета. Следующий индикатор – отношение государственного долга к ВВП. Пороговое значение совокупного внешнего и внутреннего госдолга составляет 60%. Данные, приведенные в Приложении, свидетельствуют о том, что реальное значение индикатора гораздо ниже порогового, хотя имеет тенденцию к росту. Тем не менее, российский государственный долг остается одним из самых низких в мире. На 1 января 2017 года объем внешнего госдолга составлял 55,79 млрд. долл. США, объем внутреннего госдолга – 5722,24 млрд. руб. В начале текущего года эти значения равнялись соответственно 50,0 млрд. долл. США и 7307,61 млрд. руб.18 Рисунок 4 - Индикаторы финансовой безопасности за 2016 и 2017 гг. (пороговые значения максимальные)19 На рисунке 4 видно, что значение показателя располагается в зоне стабильности – пороговое превышает реальное значение более чем втрое. Однако для России характерно наличие большого количества госкомпаний, чьи долги весьма велики не только по сравнению с их выручкой, но и по отношению ко всему ВВП, и, как мы видим, имеют тенденцию к увеличению, что выступает рискообразующим фактором. Рассмотрим уровень монетизации экономики. За пороговое значение в данном случае взято 20%. На протяжении всего рассматриваемого периода реальное значение удовлетворяет предельно-критическому, но здесь необходимо учесть, что 20% – минимальная граница. Итак, при выбранном пороговом значении уровень монетизации экономики располагается в зоне стабильности. Выраженной динамики по показателю не имеется, значение стабильно. Однако в современных условиях пороговое значение в 20% представляется неактуальным, и если брать в качестве порога 50%20, то фактические значения показателя оказываются неудовлетворительными. А с учетом того, что в среднем в мире коэффициент монетизации экономики составляет 70-80%21, положение в России представляется еще хуже. Чем выше монетизация, тем больше денег у банков, чтобы давать кредиты. При низком уровне монетизации кредиты становятся слишком дорогими, предприятия не могут нормально развиваться, создавать новые рабочие места и модернизировать производство, в итоге бюджет государства недополучает средства. Следующий индикатор финансовой безопасности – прирост денежной массы, характеризующий изменение объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике. Пороговым значением является уровень инфляции плюс 10%. Как видно из данных Приложения, в 2013 и 2014 годах значения показателя не удовлетворяли предельно-критическому, превышая их в 1,9 и 1,3 раза соответственно, что служит признаком кредитной экспансии, осуществляемой большей частью не за счет естественных реальных накоплений, а путем эмиссии ничем не обеспеченных ценных бумаг. «Дутое» обеспечение и связанные с ним «пузыри» являются источником спекуляций и перегрева экономики. Впрочем, в остальные года ситуация, в принципе, выглядит благополучно. Таким образом, в настоящее время можно говорить об отсутствии существенной угрозы в этой области. Уровень инфляции в год входит в группу ценовых индикаторов. За пороговое значение берется 25%, однако, оно слишком завышено. С учетом такого порогового значения уровень инфляции находится в зоне стабильности, хотя в 2016 году его значение резко возросло. Это связано с резким падением цен на энергоносители и, как следствие, ощутимым повышением потребительских цен, стоимости услуг ЖКХ, транспортных услуг, а также дефицитом денежной массы (который вообще-то был создан ЦБ как раз в целях борьбы с инфляцией). Если же брать за порог более актуальные в современных условиях 6%, то значения уровня инфляции ежегодно превышают допустимое значение, причем в 2017 году оно было превышено более чем в 2 раза – инфляция по итогам прошлого года составила 12,91%. Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП – важный индикатор финансовой безопасности, поскольку инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста страны и повышения устойчивости финансовой системы. Как видно из данных Приложения, ситуация с инвестициями сложилась не слишком благоприятная. В течение всего рассматриваемого периода времени фактическое значение показателя не удовлетворяет предельно-критическому, причем в 2017 году наблюдалось снижение более чем на 1% – достаточно существенно, когда инвестиций и так недостаточно. Снижение объясняется введением санкций против РФ, падением мировых цен на энергоносители (поскольку значительная часть инвестиций вкладывается именно в нефтегазовый сектор), общей достаточно сложной экономической ситуацией. В нашей стране существует серьезная проблема бегства капитала, традиционные причины которой – неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие должного контроля за финансовыми операциями на мировом рынке со стороны государства, увеличение масштабов деятельности многонациональных и транснациональных корпораций (что привело не только к возн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: