VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие формы государственного правления.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001355
Тема: Понятие формы государственного правления.
Содержание
     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие формы государственного правления…....5
1.1 Форма правления как элемент формы государства……………………...…5
1.2  Основныекомпонентыформыправления……………………………….....7
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ…………………………………………………………………………….10
2.1 Президентская республика……….…………………………………………10
2.2 Парламентскаяреспублика……..………………………………………..….12
2.3 Смешаннаяреспублика……………………………………………………...15
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ………......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Однако, что касается остальных признаков республики, то я считаю, что их следует, ввиду своеобразия темы, рассматривать в частных случаях различных видов республик.
     Данная тема является актуальной только потому, что из 199 государств 156 имеют именно эту форму правления. Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того, ввиду того, что республика, как я уже указывал выше, является формой государственного правления, она обязана быть рассмотрена со всех сторон. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно - правово-развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.
     Цель моей курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.
     Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:
     - дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;
     - рассмотреть виды республиканской формы правления;
     В соответствии с поставленной целью объектом курсовой работы является понятие республиканской формы правления, и ее отличительные признаки.
     Для написания курсовой работы была использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, как Арбузкин А.М., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали в своих работах республиканскую форму правления.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
     1.1 Форма правления как элемент формы государства
     
     Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
     Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
     В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики [9, c.90].
     Монархия (от греческого - - единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).
     Признаки монархии:
     — высшая власть (власть монарха) передается по наследству;
     — осуществляется бессрочно;
     — не зависит от воли избирателей.
     Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция. Норвегия и т. п.).
     Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира [8, c.34].
     Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа [7, c.123].
     Признаки республики:
— выборность власти;
— ыборность на определенный срок;
— зависимость от воли избирателей.
     Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент [8,c.67].
     В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства.
     Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.
     В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
     Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

	1.2  Основныекомпонентыформыправления

     Форма правления - показывает порядок образования и организации главных органов государственной власти, их отношения друг с другом и народом.
     Определение форма государственного правления (или просто форма правления) отвечает на вопрос, кто правит в государстве, то есть, кто выполняет в нем наивысшую (верховную) власть. При описании формы правления необходимо обратить внимание на некоторые моменты: строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); характер отношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением; порядок образования; степень участия населения в формировании. [13]
     Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
     Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, отношения с населением, степень участия последнего их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. [4]
     В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики. Необходимо выделить, то, что вид управления содержит основополагающую важность с целью исследования конституционно-правовой регулировки организации и функционирования страны. Данное никак не просто теоретическое обобщение категории науки, как, к примеру, независимость либо власть, а этот источник, с поддержкой которого возможно сориентироваться в значении этой либо другой концепции организаций общегосударственной власти, учреждённой конституцией соответственной страны, одним словом, точно устроено распределение властей. И в настоящее время присутствие рассмотрении формы правления определённой страны, прежде всего в целом основой считается никак не то, республика это либо самодержавие, а в таком случае, какая разновидность республики либо самодержавия тут поставлена. Форма правления предполагает из себя более консервативную составляющую компании общегосударственной власти, так как взаимоотношения жителей и правительству, её значимости и району существования основывается на постоянных взглядах, концепции ценностей, устоях, главенствующих в сообществе. Очевидно, этим разъясняется хранение учреждения самодержавия в подобных индустриально образованных европейских государствах, как Англия, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д. Как демонстрирует историчный навык, форме правления наравне с популярным консерватизмом присуща и подвижность. Но присутствие абсолютно всех модификаций форма правления содержит в себе компоненты, разрешающие отличить её от иных частей формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:
     1.Способы развития высочайших организаций общегосударственной власти (престолонаследие, избрание, предназначение);
     2.Структура организаций высшей власти (законодательные аппараты конгресс; исполнительные аппараты - президент, премьер-министр, власть; судебные аппараты; лидер страны монарх, президент );
     3.Распределение зоны ответственности меж верховными органами общегосударственной власти;
     4.Принципы отношения организаций высшей власти;
     5.Взаимоотношения национальных организаций с жителем.
     По отмеченным показателям формы правления подразделяют на:
     - монархические (абсолютные, конституциональные)
     - республиканские (президентские, парламентские) [6]
     Таким способом, форма государства - это метод компании общественно-политической власти, комплекс показателей страны. Форма страны содержит три грани собственно формулировки: конкретный распорядок образования и организации высочайших органов общегосударственной власти и управления; конкретный метод территориального устройства, отношений основной, областной, местной властей; комплекс конкретных способов и технологий исполнения общегосударственной (общественно-политической) власти. Форма правления, представляет собой один из компонентов формы страны, определяет распорядок образования, текстуру высочайших организаций общегосударственной власти, разделение возможностей меж ними, основы и порядок взаимодействия данных организаций друг с другом и с жителем. Фигуры правления отличаются в связи с тем, что исполняется высшая сила. В связи с качеством формы правления любые страны подразделяется на монархии и республики. [11]

ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
2.1 Президентская республика

     Президентская республика — наиболее распространённый вид республики, более двух столетий существующий в США — стране классического президентского правления. Сегодня такими республиками являются также Россия и Казахстан, Бразилия и Мексика, Египет и Нигерия, Индонезия и Ирак, Филиппины и Зимбабве, Тунис и Перу, большинство стран СНГ (Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Грузия, Азербайджан, Армения), большинство республик в Африке и Латинской Америке, ряд азиатских республик.
     Главной отличительной чертой президентской республики (в ее сопоставлении с парламентарной республикой) является то, что в ней исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной (представительной), а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики: и президент, и парламент непосредственно избираются народом; президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением конституционно определенных случаев), а парламент не может сместить президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия; решающая роль в управлении страной принадлежит президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров; президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответсвтеность несет перед президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентом законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентом; судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей власти и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.
     Президентские республики могут в том или ином отношении серьезно отличаться друг от друга в рамках их общих черт. Так, в одних из них (например, в США, Бразилии и др.) президент сам возглавляет свой кабинет министров, играющий при нем совещательную роль, а в других — наряду с президентом существует особый орган — правительство, Совет министров, возглавляемый премьер-министром (Россия, Египет и др.). Если в США, Нигерии и некоторых других странах при назначении президентом министров требуется согласие сената, то в Бразилии и ряде других стран этого не требуется. В ряде президентских республик допускаются и различные другие формы ограниченной зависимости правительства и министров от парламента. В одних таких республиках имеется институт вице-президента (США, Египет и др.), а в других его нет. Нельзя также не видеть, что в рамках одной и той же президентской формы правления реальная власть главы государства может серьезно различаться. Когда в лице президента сосредоточиваются чрезмерно большие, исключительные полномочия, по существу, вся полнота власти, тогда говорят о суперпрезидентской или сверхпрезидентской республике. Чаще всего это имело и имеет место в отдельных отсталых латиноамериканских, африканских и азиатских странах, особенно в тех, где президентская власть утверждалась в результате военных переворотов, и тех странах, которые не имели демократических традиций организации государственной власти и сравнительно недавно встали на путь демократии (Россия, Узбекистан и т.д.)

	2.2 Парламентскаяреспублика

     Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:
     - парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве; [9, c.54].
     - парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;
     - правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;
     - управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определённых обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы [7, c.32].В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии – канцлер), который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту. Конституция Италии гласит: "Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство...". А в соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит "общей политикой и несет за нее ответственность". Конституционное право Италии как парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства – президента. Примерно также решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: "Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации". А согласно ст.62 той же Конституции, "Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров" (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.
     Аналогичным образом определен статус президента в подавляющем большинстве парламентских республик.
     Несколько нехарактерная для парламентской республики правовая конструкция содержится в Конституции Австрии, статья 19.1 которой гласит: "Высшими органами исполнительной власти являются федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель". Однако достаточно подробное перечисление Конституцией полномочий президента однозначно показывает, что он является лишь формальной главой исполнительной власти. Такую же нехарактерную ситуацию мы встречаем в ст.26 Конституции Греции, согласно которой "законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики" и "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики и правительством". Однако ст.30 той же Конституции все поставила на свои места, отметив, что "Президент является арбитром институтов республики и избирается Палатой депутатов на пять лет".
     В целом вся логика организации власти парламентской республики строится на принципе, что президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как бы стоять над ними. Это положение диктует место президента в системе государственных органов, объем его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с другими государственными органами.
     В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.
     Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Италия, Ирландия, Венгрия и ряд других стран, а из бывших республик СССР только Латвия избрала парламентскую форму республиканского правления.

	2.3 Смешаннаяреспублика

     Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента. [10, c.173]
     Основными признаками смешанной республики следует назвать:
     1) президент является главой государства и арбитром;
     2) президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;
     3) президент не является юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Он председательствует на официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т.е. фактически президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности исполнительной власти;
     4) президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту (нижней палате), излагает свою программу и просит о доверии. Парламент может отказать в доверии, приняв резолюцию порицания, что означает сформирование правительства, т.е. свобода выбора президента в отношении главы правительства и его членов всегда ограничена парламентом, что характерно для парламентарных республик;
     5) одним из признаков, свойственных смешанной республике, является двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;
     6) наиболее сильное полномочие президента - права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;
     7) президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре. [8, с. 205]
     Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать и свои специфические черты.
     Смешанные формы являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что способствует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентское государство.
     Сами по себе эти системы являются переходными к парламентской модели, но полномочия президента в них гораздо шире, чем это характерно для нее.
     Хотя введение смешанных систем преследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем, достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанные системы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию "двух правительств", одного - официально установленного, другого - "правительства из числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации". В смешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией "разделенного правления". Это можно проиллюстрировать на примере Болгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она в Конституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президента от одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило к противостоянию президента и парламента. [9, с.340]

     ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
	
     Создатели Конституции 1993 г., избирая форму правления для новой России, независимо от того, желали они этого или нет, учитывали по крайней мере три обстоятельства, которые оказали на них, видимо, решающее влияние. Во-первых, это авторитарный опыт прошлого. Он не исчезает никогда бесследно и не мог исчезнуть. Семидесятилетний период жизни страны, психология населения, сложившаяся в определенных условиях, умонастроения самих создателей проектов конституции (было два основных проекта, которые должно было соединить упомянутое выше Конституционное совещание), непосредственная обстановка ее разработки (применение насильственных средств, с одной стороны, сторонниками распущенного парламента, с другой стороны, президентом), жесткость мер, принимаемых в этих условиях государственным аппаратом, личность самого действующего президента, который оказывал существенное влияние на разработку конституции и даже внес некоторые изменения уже после завершения работы Конституционным совещанием, объективная необходимость укрепить государственную власть в связи с имевшим до этого место "параличом власти" и другие обстоятельства объективно обусловили авторитарские черты в форме правления России, созданной в соответствии с Конституцией 1993 г.
     Во-вторых, разработка конституции и выбор формы правления происходили в обстановке развивающейся антитоталитарной демократической революции, которая проложила путь для перехода от тоталитарного социализма к демократическому обществу. Этот путь был ещё только начат, тем не менее демократические институты нашли свое закрепление и в форме правления. Правда, по объективным условиям выбор был невелик: многие черты парламентаризма принципиально отвергались хотя бы потому, что во время разработки проекта конституции произошли известные октябрьские события 1993 г. в Москве. Парламент, пытавшийся узурпировать (и отчасти он успел в этом) многие полномочия исполнительной власти, тормозивший некоторые демократические реформы, утратил авторитет среди определенной части населения. Тем более значительной роли парламента в государственной структуре не желала исполнительная власть. Поэтому те черты парламентаризма, которые появились в новой форме правления, были очень ограниченными. Наконец, на выбор формы правления существенно повлиял международный опыт. Конечно, создатели проекта лучше знали свои условия, но стремясь избежать в названиях институтов, глав конституции прежних "советских клише", они заимствовали кое-что из зарубежного опыта. Так, была взята система выборов парламента, аналогичная германской, из текста Конституции Германии 1949 г. был заимствован термин "Основы конституционного строя", заменивший название так не нравившейся главы советских конституций "Основы общественного строя". Кое-что учли из опыта США (например, прямое руководство по крайней мере "силовыми" и некоторыми другими министрами со стороны президента), но особенное внимание, видимо, было уделено французской конституции, установленной ею форме полупрезидентской республики.
     Она казалась создателям проекта наиболее уместной в сложившихся в ту пору российских условиях, позволяя соединить некоторые элементы вызревавшей демократии, правда, достаточно ограниченной, с положением сильного президента. К тому же нужно было учесть и его личные качества, роль победителя в схватке с парламентом. Избранная форма не была копией французской полупрезидентской республики, да и не могла быть ею вследствие особых обстоятельств России, указанных выше. К тому же во Франции расхождение юридических норм и фактического положения в отношениях высших органов государства незначительно, роль контрольных органов, в том числе конституционного совета, сложившийся веками менталитет уважения к конституции, закону не позволяют таких расхождений. Как уже отмечалось, президент назначает правительство из среды оппозиции, если она победила на выборах в парламент. Ситуация в России иная. Да и сам парламент, каким бы он ни был, подвергался фактическому роспуску указом президента, указом же президента были созданы нормы нового избирательного права, по приказу исполнительной власти был совершен танковый обстрел парламента (хотя, повторим, и "советский" парламент инспирировал и совершал насильственные вооруженные действия). В этих условиях фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически.
     Элементы парламентаризма представлены в полупрезидентской республике России прежде всего тем, что премьер-министр (Председатель Правительства) назначается с согласия парламента. Без такого согласия юридически Президент в обычных условиях назначить премьер-министра не может. В период действия Конституции 1993 г. премьер-министр (и правительство) назначались дважды — в 1996 г. в связи с новыми выборами президента и в 1998 г. в связи с увольнением Президентом Председателя Правительства в отставку. В этих условиях прежнее правительство было обязано сложить свои полномочия, что оно и сделало. Принятие же новой Конституции 1993 г. не повлекло образования нового правительства, поскольку п. 4 заключительных и переходных положений Конституции устанавливал: "Совет министров — Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией... ".
     Согласно закону о Правительстве Российской Федерации кандидат на должность Председателя Правительства должен доложить Государственной Думе программу правительства и ответить на вопросы депутатов. Так это и было при трех, допускаемых Конституцией, попытках нового кандидата в премьеры "пройти" в Думу в марте-апреле 1998 г.
     Распуская Думу, Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. В Конституции России не говорится, что это временный Председатель или лицо, исполняющее обязанности Председателя Правительства (в некоторых других постсоциалистических конституциях есть такая уточняющая формулировка), но, по существу, это так: он будет действовать только до тех пор, пока не будет избран, не соберется и не даст согласия на назначение Председателя Правительства новый состав Государственной Думы. В 1998 г. в Указе Президента была использована именно формулировка: "Исполняющий обязанности Председателя Правительства". Ведь Президент, согласно Конституции, все-таки должен получить согласие Думы на назначение Председателя Правительства. Правда, Конституция не содержит решения, как поступить в том случае, если и после выборов нового состава Думы Президент не получит ее согласия на назначение Председателя Правительства. А это теоретически допустимо, поскольку, по крайней мере до сих пор, Председатель Правительства и все остальные министры, в отличие от парламентарной республики, занимают свои места не на основе партийной принадлежности. Во Франции этот вопрос решается, как говорилось, таким образом, что президент, вопреки своему желанию, назначает премьера и министров из лидеров оппози.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44