VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие «депрессивный регион»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003918
Тема: Понятие «депрессивный регион»
Содержание
     1. Депрессивные регионы: определение депрессивности, характеристика экономического состояния регионов
     1.1 Понятие «депрессивный регион». Причины перехода региона в депрессивное состояние
     В Российской Федерации социально-экономическое пространство неоднородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых в наибольшей степени острыми являются демографические, этнические, экономические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами таких регионов в современных условиях являются: экономические, отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения. 
     Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, социальным, политическим, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на разрешение депрессивной ситуации самостоятельно и требуют для этого специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, т.к. точки депрессии становятся центрами социально-экономических, политических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.[12]
     Однако вернемся к понятию депрессивных регионов. Наиболее четкое определение данной категории (не учитывающее традиционное понимание депрессии) дано Л.В. Смирнягиным и Г.В. Быловым: «депрессивные регионы - территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально - экономическим показателям, в том числе по темпам развития» [15., с 31-43].
     	Также ряд экономистов признают в качестве депрессивных регионов территории, задачи социально-экономического развития которых, сводятся в основном к антидепрессионным мерам со стороны федерального центра. Однотипная характеристика приводится и в Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие экономики в 1995-1997 гг.» [4., гл.8.4], которая выделяет депрессивные регионы как объекты особого внимания со стороны государства. Депрессивные регионы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей.
     В то же время депрессивными, согласно определению В. Лексина, являются «такие пространственно локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим причинам перестают действовать стимулы саморазвития». То есть в депрессивном регионе отсутствуют возможности для всех видов воспроизводств и нет условий для самостоятельного разрешения сложившейся кризисной ситуации. В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического потенциалов территории.[2., с 31-39]
     Некоторые ученые связывают понятие депрессивности с отклонениями в экономической жизни региона от значений средних по стране. Причины подобного отставания объясняются двумя обстоятельствами: наслоением структурных диспропорций на территориальные диспропорции и тяжелым наследием регионального развития. Эти отклонения приводят к тому, что в регионе автоматически перестают соблюдаться права и гарантии граждан в них проживающих, что и определяет необходимость проведения антидепрессионной политики.
     
     В качестве депрессивных и отсталых можно выделить группы 4 уровней:
     * регионального – части краёв, областей, республик в составе России, автономных округов (низовые административные районы или их группы, отдельные города);
     * субъектов федерации (в существующих границах);
     * зонального (межрегионального) – пограничные смежные районы соседних субъектов федерации, рассматриваемые как единый депрессивный или отсталый район, совокупность субъектов федерации, выступающих при определённых условиях как единый депрессивный регион;
     * местного (локального). Это относится в основном к внутренним проблемам столичных городов, областных, краевых и республиканских центров и к другим локальным проблемам субъектов федерации, сконцентрированных в узких пространственных ареалах.
     Возникновение депрессивных регионов — неизбежное следствие циклического характера экономического и технологического развития. Депрессивность обычно связывают с теорией «длинных волн» Н.Д. Кондратьева, согласно которой в экономическом развитии региона можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга циклов, отражающих этапы роста, стагнации и депрессии (кризиса). Депрессивность в экономическом отношении можно рассматривать как определенный этап эволюционного развития территории.
     В обстановке спада, когда темпы развития по всем регионам отрицательны, как и динамика основных социально-экономических показателей, к числу депрессивных при трактовке этой категории в понимании Л.В. Смирнягина и Г.В. Былова будет отнесена большая часть субъектов Российской Федерации. Введение в существующей обстановке термина депрессивные регионы в определенной мере аналогично введению во время инфляции понятия «инфляционные регионы». Можно даже подобрать объективные подтверждения необходимости введения подобной категории, поскольку рост цен происходит неравномерно по субъектам Российской Федерации и наиболее «пострадавшие» объективно нуждаются в определенной компенсации. «Инфляционными регионами» (по аналогии с определением Л.В. Смирнягина и Г.В. Былова) тогда будут называться все субъекты Российской Федерации, в которых уровень роста цен выше среднероссийского. Однако в едином денежном пространстве никому в голову не приходит вводить категорию «инфляционный регион» и составлять отдельную программу их поддержки. Диспропорции, возникающие в результате различных уровней инфляции по регионам, компенсируются совершенно иными способами (федеральные программы, межбюджетные отношения и др.) и не требуют формирования специальных программ поддержки инфляционных регионов, поскольку борьба с инфляцией - вопрос не межрегионального, а макроэкономического регулирования [2., с. 130.].
     	Структурные диспропорции в развитии регионов, низкая экономическая эффективность национальной экономики в целом и ее отдельных составных частей зачастую становятся причиной образования депрессивных районов с постоянной отрицательной динамикой социально-экономических показателей. Причины, порождающие диспропорции в развитии регионов могут быть разнообразными. Они могут выражать естественные различия:
     * природно-климатические;
     * состава и масштабов природных ресурсов;
     * местоположения (центр, периферия и т.д.);
     * уровень и состав населения;
     * динамика социально-экономических и политических процессов;
     * состояние производственной и социальной инфраструктуры;
     * степень урбанизации.
     
     Но из-за неадекватных политических и экономических решений, существует комплекс причин, находящихся в противоречии с социальными целями реформы.
     Примерами этого могут служить:
     ? Государственная политика, создающая преимущества, либо дискриминирующая отдельные регионы;
     ? Разрыв (кратковременный либо пространственный) в проведении экономических реформ в региональном уровне; 
     ? Неурегулированность правовых основ, а кроме того неэффективность самого механизма реализации действующего законодательства;
     ?  Необоснованные льготы, предоставляемые центром отдельным регионам с целью социальной поддержки.
     Итогами этих и других аналогичных явлений служат:
     ? значительно превышающая возможные нормы разница в уровне доходов «бедных» и «богатых» кругов населения во внутрирегиональном и межрегиональном разрезах; 
     ? неравномерность в распространении и углублении финансового кризиса в разных регионах; 
     ? углубление распада целостного финансового пространства и формирование локальных рынков в регионах [2., с 139]. 
     Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при наиболее низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, данные регионы имеют довольно высокий уровень накопленного производственно-технологического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, сравнительно высокий уровень квалификации сотрудников. Однако по различным причинам (из-за падения спроса на ключевую продукцию либо уменьшения её конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов либо ухудшения геологических условий и т.п.) данные регионы утратили свое прежнее экономическое значение и относительные преимущества. 
     С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать 2 группы регионов: 
     дореформенные депрессивные регионы, спад которых возник в дореформенный период, а в ходе реформ их положение ещё более ухудшилось;
      новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали сравнительно высокий уровень развития, однако в последние годы оказались в положение кризиса, и не имеют необходимых условий для выхода с него.
     Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в существенной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал главной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. Согласно этому признаку депрессивные регионы разделяются на:
     старопромышленные; 
     аграрно-промышленные; 
     добывающие(очаговые).
     В настоящее время значительная доля депрессивных регионов — это старопромышленные, сформировавшие и изменявшие свою структуру на различных стадиях индустриального развития, начиная с конца XIX века вплоть до 1960—1970-х гг. В Российской федерации эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов XX столетия [2]. Практика показала, что эти процессы в Российской федерации привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых значительно отличается от структуры экономики характерных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо наихудшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Подобным образом, в Российской федерации наглядно проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и её рыночной эффективностью. Максимальная концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, в Дальнем Востоке. Характерной чертой развития депрессивного состояния считается его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а никак не на общерегиональном уровнях.
     Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить на сегодняшний день практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в Российской федерации можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов прослеживается сочетание отсталости и аграрной специализации).
     К категории добывающих депрессивных регионов принадлежат локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малонаселенных районах. Необходимо отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые принадлежат к группе старопромышленных. Особыми проблемами добывающих депрессивных регионов являются: 
     ? отсутствие возможностей для развития новой хозяйственной специализации; 
     ? потребность содержания социальной инфраструктуры (нередко за счет градообразующего предприятия); 
     ? необходимость переселения избыточного населения. 
     К депрессивным регионам Российской федерации, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и внезапным снижением уровня жизни населения, принадлежат локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многочисленные проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций Российской федерации на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, ядерной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для многих депрессивных регионов выход на траекторию стабильного роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, усовершенствования местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки [2., с 129].
     В первую очередь к депрессивным регионам Российской федерации относятся регионы с угольной промышленностью, тяжелым машиностроением, добывающими отраслями промышленности и территории ВПК, что составляет приблизительно 2/3 страны. Хотя правительство отрицает, что столь большие территории могут быть в критической ситуации, они очевидно находятся как минимум в зоне риска. 
     Таким образом, обобщив все вышеприведенные понятия, можно заключить, что основными признаками проблемных регионов являются:
     * наличие резко неблагоприятной ситуации, нерешённость которой создаёт угрозу социально-экономической ситуации страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды и т.п.;
     * неиспользованность ресурсного потенциала, использование которого необходимо для решения социально-экономических проблем страны;
     * недостаток собственных ресурсов региона, требующихся для решения возникающих проблем федерального или регионального значения, что предполагает обязательное участие государства в оказании региону помощи;
     * целесообразность использования программно-целевого подхода, специальных форм реализации программ и официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования.
     
     
     
     
     
     1.2 Методы и критерии выделения депрессивных регионов
     При выделении депрессивных регионов может использоваться один из следующих методических подходов.
     При статистическом подходе необходимо задать единые формализованные критерии, на основе которых должен производиться отбор депрессивных регионов. В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах (административных районах и городах) целесообразно использовать:
     * «накопленный» (по сравнению с 1990-1991 гг.) и «текущий» (за последние 1-2 года) спад промышленного производства;
     * уровень официальной (или рассчитанной по методике МОТ) безработицы и темпы ее роста (с выделением последнего года);
     * реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины) и темпы их изменения (в том числе за последний год).
     При структурном подходе выделение депрессивных регионов проводится не на базе сопоставления формально-статистических параметров, а путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса депрессивных регионов.
     При этом предварительно будут выделены по единой методике депрессивные подотрасли и сферы производства (текстильная, угольная, ВПК и т.д.). Достаточно широкий круг потенциально депрессивных регионов будет определен на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. Особо будут выделены промышленные узлы и районы «моноотраслевой» специализации экономика и социальная сфера которых зависит от 1-2 крупных предприятий и/или предприятий одних и тех же «депрессивных» подотраслей.
     На втором этапе силами федеральных ведомств (прежде всего, Министерства экономики с участием Федерального агентства по делам несостоятельности предприятий) или местных органов власти и управления планируется провести более детальный анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий (городов, промузлов) с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Территории с концентрацией неблагополучных предприятий получат статус депрессивного региона [2., с 130].
     Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Статистический метод менее трудоемок и субъективен, однако при его использовании трудно добиться выделения реально (а не формально) депрессивных регионов, более других нуждающихся в поддержке. Структурный подход требует значительно больших усилий и трудозатрат, чреват обвинениями в субъективизме и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает, при должной организации и контроле, более точное выделение структурно уязвимых регионов и, соответственно, большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения «точечной» структурной перестройки экономики.
     
     При оценке депрессивных регионов следует учитывать особенности использования каждого показателя. Например, ВРП надушу населения в Московской области может быть ниже, чем в Магаданской, из-за различной численности населения. Аналогично, индекс промышленного производства в Новосибирской области, имеющей высокий удельный вес машиностроения, будет ниже, чем в Ненецком автономном округе, в котором промышленность на 93% представлена развивающейся нефтегазовой отраслью. Поэтому для оценки регионального кризиса и возможностей выхода из него используется комплекс показателей.
     Достаточно новым в региональной статистике является показатель «удельный вес убыточных предприятий по всем видам деятельности», который вместе с индексом промышленного производства характеризует кризисные процессы в производственном секторе экономики региона. Наряду с этим целесообразно использовать показатель износа основных фондов на предприятиях региона. Характер сочетания значений этих показателей во многом определяет направления антикризисного регулирования в проблемных регионах.
     Вместе с обобщающими показателями территориальной неоднородности используются показатели развития отдельных отраслей и сфер экономической деятельности. Например, показатели объема производства промышленной продукции, строительно-монтажных работ, сельскохозяйственного производства (в том числе в расчете надушу населения) позволяют во многом компенсировать недостаточность информационного потенциала обобщающих (макроэкономических) показателей при характеристике современного социально-экономического положения регионов и выявлении кризисных тенденций. Для большинства перечисленных показателей базой сравнения является среднероссийский уровень.
     К показателям, отражающим ход экономических реформ в регионах и потенциал антикризисного управления, относятся:
      количество и доля приватизированных предприятий, финансовые поступления от приватизации. Эти показатели характеризуют процесс разгосударствления в регионах и динамику формирования новых экономических структур;
      количество и доля малых предприятий на 1000 человек занятых, доля продукции малых предприятий в ВРП. Показатели отражают становление малого бизнеса, как динамичного сектора рыночной экономики, в значительной мере сглаживающего кризисную ситуацию в регионе;
     соотношение государственного и негосударственного секторов в экономике региона; соотношение доходности и производительности труда на государственных и частных предприятиях. Показатели характеризуют формирование и эффективность разных форм собственности.
     На практике идентификация депрессивных регионов проводится с помощью интегральных оценок, полученных на основе обобщения первичных индикаторов. 
     Понятие «инвестиционный потенциал» тесно связано с депрессивным характером развития хозяйствующих субъектов. Важным индикатором оценки инвестиционного потенциала региона является уровень его обеспеченности бюджетными и другими финансовыми ресурсами, который характеризуется тремя составными показателями:
     1) обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, определяемая отношением собственных бюджетных средств и финансовых ресурсов предприятий к численности населения региона;
     2) полная бюджетная обеспеченность, которая характеризуется отношением суммы собственных бюджетных средств и привлеченных в бюджет средств со стороны к численности населения региона;
     3) коммерческий, финансовый потенциал региона, определяемый отношением финансовых ресурсов предприятий к численности населения региона.
     Результаты сравнительной оценки регионов Российской Федерации по динамике изменения их социально-экономического положения за годы реформ (1991—1999 гг.) в разрезе основных направлений
     В соответствии с целями социально-экономической политики распределение финансовых ресурсов региона в основном осуществляется по следующим трем направлениям:
      обеспечение условий функционирования социальной сферы и экологической среды региона;
      финансирование приоритетных точек роста экономики региона;
      реализация крупных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, развитию инфраструктуры региона и т.п.
     Сопоставление величины регионального инвестиционного задела (включая все привлеченные источники) с основными направлениями инвестирования дает оценку финансового состояния региона, его способности обеспечить финансирование антикризисных мероприятий и дальнейшего развития своей территории. По данному критерию регионы делятся на обеспеченные, слабо обеспеченные и необеспеченные. Обеспеченным считается регион, способный проинвестировать все три направления региональной антикризисной политики, необеспеченным — регион, где не хватает средств даже на неотложные нужды: поддержку жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), здравоохранения, природной среды обитания.
     В рамках оценки инвестиционного потенциала лежит деление субъектов РФ на:
     а) регионы-«доноры», которые передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него;
     б) регионы-«реципиенты», имеющие явный дефицит собственного бюджета и получающие федеральную помощь.
     Ранжирование субъектов Федерации поданному признаку с учетом уровня экономического развития представлено в табл. 1.
     по уровню экономического развития и уровню обеспеченности бюджетов собственными доходами
     Обеспеченность бюджетов собственными доходами, %
     Уровень развития регионов: ВРП на душу населения в % к среднему по России
     Количество регионов
     
     Высокоразвитые: более 140%
     Повышенный уровень развития:110-140%
     Средний уровень развитияя:80-11-%
     Пониженный уровень развития:50-80%
     Крайне низкий уровень развития:менее 50%
     
     Более 95
     4
     6
     3
     1
     
     14
     90-95
     
     1
     7
     
     
     8
     85-90
     
     4
     3
     6
     
     13
     65-85
     
     
     7
     21
     
     28
     Менее 65
     
     
     1
     5
     8
     14
     Количество регионов
     4
     11
     21
     33
     8
     77
     
      Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации
     Согласно данной методике крайне низкий уровень развития и наименьшую бюджетную обеспеченность (правый нижний квадрант таблицы) имеют восемь субъектов РФ: Республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Алтай, а также Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики.
     Наряду с комплексной оценкой кризисной ситуации в регионе целесообразно проводить оценку отдельных видов кризиса. Так, технологический кризис характеризуется моральным старением основных фондов, снижением инвестиций в основной капитал, слабой интенсивностью технологического обмена (закупка и продажа технологий, лицензий); социальный кризис — это социальное расслоение общества (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения), низкий уровень здравоохранения и образования (количество врачей, учителей на 1000 чел. населения).
     В классификации проблемных регионов целесообразно выделять территории с объективными и субъективными условиями формирования кризиса. Последние характеризуются чрезвычайными обстоятельствами возникновения кризисной ситуации (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, вооруженное противостояние сторон и т.д.) и требуют оперативных стабилизирующих мер. Опыт России и других стран показывает, что многие чрезвычайные ситуации часто приводят к затяжным социально-экономическим кризисам на определенной территории.
     Таким образом, при идентификации неблагополучных территорий и исследовании их проблем необходимо постоянно отслеживать кризисные тенденции, так как рыночные изменения имеют высокую динамику и выраженные особенности в различных сферах жизнедеятельности региона. Такая работа может проводиться в режиме антикризисного мониторинга. При этом временной лаг для фиксирования ситуации с помощью определенных показателей-индикаторов (месяц, квартал, год и т.д.) определяется спецификой и остротой кризисных явлений. Установив нормативы по критической группе показателей, региональные власти могут отслеживать в режиме мониторинга экономическую безопасность своей территории.
     
     1.3. Оценка уровня социально-экономического развития регионов
     В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
     	Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
     ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
     интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
     величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
     В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
     Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
     национальный доход на душу населения;
     уровень потребления отдельных материальных благ;
     степень дифференциации доходов;
     продолжительность жизни;
     уровень физического здоровья;
     уровень образования;
     степень счастья населения.
     
     Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
     Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
     привлечение новых видов бизнеса;
     расширение существующего бизнеса;
     развитие малого бизнеса;
     развитие центра города;
     развитие промышленности;
     развитие сферы услуг;
     повышение уровня занятости населения региона.
     Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
     Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона[10].
     Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
     Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
1. ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
2. средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
3. продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
4. уровень образования;
5. уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
6. уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
7. состояние окружающей среды;
8. равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
9. обогащение культурной жизни людей.
     Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.
     Динамика социально-экономического развития за 2015 г. показала, что новый кризис не похож на предыдущие. Во-первых, спад экономики более медленный по сравнению со всеми предыдущими кризисами в постсоветской России. Острая фаза кризисного спада пришлась на первую половину года, с июня ситуация стабилизировалась на более низком (худшем) уровне, а улучшение помесячной динамики в конце 2015 г. и начале 2016 г. объясняется эффектом низкой базы. Во-вторых, этот кризис более длительный, драйверов выхода из него пока не видно. В-третьих, кризис имеет иной спектр наиболее острых проблем и, как следствие, непохожую на предыдущие кризисы географию. Основные проблемы:
     * дестабилизация бюджетов регионов с 2013 г. и федерального бюджета с 2015 г.
     * ускоряющееся сокращение инвестиций
     * сильный спад доходов населения, заработной платы и потребления
     
      Самая острая проблема – снижение уровня жизни населения и сжатие потребления. Спад реальных доходов населения в 2015 г. усилился по сравнению с 2014 г. (-4% и -0,7% соответственно), реальная заработная плата сократилась на 9,5%. Стагнация реальных доходов населения, начавшаяся еще до Крыма из-за экономической стагнации, обусловленной внутренними барьерами развития, сменилась значительным и длительным спадом. Его основная причина – влияние внешних факторов (санкции, падение цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта), которые привели к девальвации рубля и росту инфляции. Спад реальных доходов населения в 2015 г. произошел в 78 регионах, в половине из них он был более сильным, чем в среднем по стране. По данным Росстата, семь регионов, очень разных по уровню развития и структуре экономики, не имели спада доходов населения, что можно объяснить только дефектами статистического учета. Региональные различия в динамике доходов следует оценивать осторожно, особенно для слаборазвитых республик с высокой долей неформальной экономики.
     Сравнение динамики за два года показывает, что в большинстве регионов Центра, Урала, Сибири, в половине регионов Северо-Запада спад доходов более длительный и продолжается второй год подряд. В Южном и Приволжском федеральных округах (за исключением Самарской области) он начался только в 2015 г. Динамика доходов населения подтверждает, что в южных регионах с более развитым АПК кризисный спад доходов населения несколько мягче.
     В отличие от кризиса 2009 г., текущий кризис развивается по типичной российской модели – сильного спада заработной платы при небольшом росте безработицы. По данным Росстата, заработная плата сократилась за 2015 г. на 9,5%, т.е. вдвое сильнее, чем доходы населения. Динамика реальной заработной платы в регионах не рассчитывается Росстатом, но ее можно измерить с помощью корректировки динамики номинальной зарплаты на индекс потребительских цен. Точность региональной динамики недостаточна, особенно по республикам Северного Кавказа, но тренд повсеместного снижения реальной заработной платы не вызывает сомнений. Резкий спад заработной платы в Вологодской области не вполне объясним и с большой вероятностью обусловлен дефектами статистического учета.
     	Согласно данным, указанным в Приложении 1, в Центральном федеральном округе первые позиции по среднедушевым показателям дохода населения, на протяжении 2013-2015 года занимает Москва и Московская область. Доход населения за эти годы не только не снизился, а повысился почти на 10%. К 2015 году уровень дохода повысился в Воронежской области, выводя .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44