- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Политические основы конституционного строя РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000581 |
Тема: | Политические основы конституционного строя РФ |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 5 1.1. Понятие конституционного строя 5 1.2. Классификация основ конституционного строя 8 1.3. Принципы конституционного строя 13 Глава II. ОНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 16 2.1. Политические основы конституционного строя РФ 16 2.2. Экономическая и социальная основы конституционного строя РФ 24 2.3. Духовные основы конституционного строя РФ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40 ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. Определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции – есть конституционный строй. В закреплении конституционного строя Российской Федерации участвуют все отрасли права и законодательства без исключения. Это связано с тем, что конституционный строй Российской Федерации включает в себя целую систему складывающихся общественных отношений. В связи с тем, что Основной закон – Конституция в России обладает самой высшей юридической силой и является основной базой всего российского законодательства в целом, – нормы Конституции РФ занимают главное ведущее место среди всех правовых норм, которые регулируют конституционный строй в РФ. Представляется, что среди норм Конституции РФ главенствующую роль играют нормы, которые и закрепляют устои российского конституционного строя. Из выше сказанного, можно сделать вывод, что система основополагающих общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовно-нравственных), а также соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, которые нашли свое закрепление в Конституции РФ – это конституционный строй. Первая глава Основного закона РФ посвящена именно основам конституционного строя. В ней говорится о принципах основ конституционного строя РФ и о государственно-правовых институтах. Все выше сказанное и обусловливает актуальность выбранной темы. Объектом курсовой работы являются закрепленные в Конституции РФ основы конституционного строя, которые образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России. Предмет курсовой работы является процесс реализации базовых принципов конституционного строя. Цель курсовой работы: изложение основных положений российского законодательства, которые касаются конституционного строя и его основ, а также уяснение его роли в современном обществе. Для реализации обозначенной цели определены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и содержание конституционного строя России и его основ. 2. Раскрыть принципы конституционного строя и их содержание. Степень освещенности. Правовые проблемы, определяемые темой данной работы, требуют углубленной теоретической разработки и практического решения многих вопросов, связанных с определением основ конституционного строя в РФ. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы – диалектический, анализа и синтеза, системный, логический и специальные юридические методы исследования - сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Теоретическая база исследования. Научные труды российских ученых в области конституционного права. К таковым относятся: Баглай М.В., Дюги Л., Меньшов В.Л., Стрекозов В.Г., Фадеев В.И. и другие. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка источников и литературы, а также приложения. Глава I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 1.1. Понятие конституционного строя Представляется, что любое государство имеет свои определенные черты, в которых и находит свое выражение специфика этого государства. Государственный строй состоит из совокупности таких черт. В связи с этим можно сказать, что конституционный строй – это система общественных отношений, которые регулируются нормами Основного закона, это способ организации государства, который нашел свое закрепление в основном законе, а свою последующую регламентацию получил уже в законодательстве страны. Отметим, что государство в том случае является конституционным, если полностью подчиняется праву, но ни в коем случае не наличием Конституции. Из этого также можно сделать вывод, что способ организации государства, обеспечивающий полное его подчинение праву, характеризует его как конституционное государство. «Совокупность политических, экономических, социальных, идеологических и правовых отношений, которые регулируются нормами Основного закона, связаны с правовыми связями между человеком, гражданином, обществом и государством, а также с организацией централизованных органов государственной власти и управления государственным устройством – есть конституционный строй»1. В любом конституционном государстве присутствует гражданское общество, которое представляет собой систему общественных отношений и институтов, являющихся независимыми от государства. Такие отношения обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, а также воспроизводства таких институтов и отношений и, конечно же, передачи их от поколения к поколению. «Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, а также собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики поведения, многие конкретные стороны политического режима»2. Представляется, что в рамках гражданского общества реализуется основная часть прав и законных интересов человека и гражданина. Это связано с тем, что сфера потребностей и интересов полностью отождествляется с гражданским обществом. Но при этом, гражданское общество не является неким миром изолированных индивидов, т.к. такое общество, напротив, является совокупностью составляющих его субъектов и образует его сущностное единство. На сегодняшний день в любом конституционном государстве задачей Конституции является установление пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования. Это нужно для того, чтобы такое вмешательство не нанесло вред институтам и механизмам саморегулирования, которые действуют в рамках гражданского общества. «В демократическом конституционном государстве общество функционирует как управляемая государством система, а также как саморегулирующаяся система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей»3. Представляется, что в РФ конституционный строй и Конституция 1993г. основаны именно на принципах неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь государство является неким представителем всего общества в целом по решению различных вопросов, которые имеют свое закрепление в основном законе РФ. Отметим, что закрепление таких идей в Основном законе РФ имеют большое значение в становлении Российской Федерации именно настоящим конституционным государством, т.к. в настоящее время большинство таких идей никоим образом не реализованы на практике. Конституционный строй РФ включает в себя систему общественных отношений. Именно по этой причине все отрасли российского права и законодательства участвуют в его закреплении. Как уже отмечалось, Конституция РФ является базой всего законодательства, она наделена высшей юридической силой. Поэтому основное и важное место в регулировании конституционного строя РФ занимают нормы Основного закона. Принципы и устои государства, которые призваны неким образом обеспечить характер конституционного государства – основы конституционного строя РФ. Основам конституционного строя посвящена целая глава Основного закона РФ, которая охватывает большой круг общественных отношений. «К элементам основ конституционного строя Конституция РФ относит: демократическое государство, правовое государство, государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности, разделение властей, идеологическое многообразие (плюрализм), светское государство, а также целостность и незыблемость основ конституционного строя»4. Принципы конституционного строя всегда находятся в тесной взаимосвязи, они не могут рассматриваться отдельно друг от друга, т.к. они конституируют государство в совокупности. Статья 16 Основного закона РФ закрепляет особый порядок изменения основ конституционного строя. Никакие иные положения Конституции РФ 1993г. не могут противоречить основам конституционного строя РФ (п.2 ст.16). Отметим, что гл. 1 Конституции РФ регулирует только самые важные и основные общественные отношения, которые характеризуют государственность страны. Совокупность правовых норм, которые регулируют такие отношения, образует государственно-правовой институт, который именуется: «Основы конституционного строя Российской Федерации». Этот институт занимает ведущее место в системе государственного права России. Представляется, что огромное значение имеет закрепление основ конституционного строя в конституционной форме, которая обеспечивает провозглашение таких основ от имени народов России их государственной волей. Именно этим обозначается верховенство конституционных основ, их обязательность, значимость и воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. По этой причине основы конституционного строя и образуют некий фундамент всей общественной жизни и правового регулирования государственной жизни РФ. В заключение рассматриваемого вопроса отметим, что все-таки не стоит отрицать того, что в настоящее время существует проблема несоответствия действующего законодательства требованиям норм Конституции. 1.2. Классификация основ конституционного строя Каким образом классифицируются основы конституционного строя РФ? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к диспозиции Конституции РФ, который регламентирует то, что Россия – это демократическое правовое федеративное государство, демократизм которого, прежде всего, обусловлен обеспечением народовластия, разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), идеологического и политического многообразия и местного самоуправления5 (ст. 1 Конституции РФ). «Такая «государственная Библия» носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ «пророчит» его многонациональный народ, что характеризует Россию как демократическое государство, когда «демократия» в переводе с древнегреческого языка – это народовластие. Что касается юридического аспекта слова «народ», то здесь данное изречение, имеющее своё отождествление с термином «граждане», который, обуславливая принадлежность к соответствующему государству совокупности людей, характеризует государство в его физическом субстрате»6. Признание народа как носителя и единственного источника власти в демократическом государстве, к которому относят и Россию, представляется народным суверенитетом, который определяется в качестве полновластия народа или обладанием народа социально-экономическими и политическими средствами с целью реального участия в управлении делами общества, а также государства. «Характер осуществления народом своей власти, выражаемый непосредственным образом, при помощи органов государственной власти и органы местного самоуправления, обусловлен зависимостью от формы волеизъявления народа, то есть от формы демократии: 1. Представительная (через выборных полномочных представителей народа осуществление им власти, то есть избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления). 2. Непосредственная (форма непосредственного волеизъявления народа либо каких-нибудь групп населения, которое имеет выражение посредствам референдума, участия в выборах, собраниях и т.д.)»7. Каковыми являются формы непосредственного волеизъявления народа? Согласно ст. 3 Конституции РФ высшее и непосредственное выражение власти народа, как свободное выражение власти народа, реализующееся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, представляют собой: 1. Всероссийский референдум, республиканские (республик в составе РФ), региональные и местные референдумы (по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни) всенародное голосование, решение которого обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории. 2. Свободные выборы – процедура формирования государственных органов либо органов местного самоуправления, осуществляемая путём голосования управомоченных лиц тогда, когда два либо более кандидатов могут претендовать на каждый мандат. «Классификация основ конституционного строя РФ будет не исчерпывающийся тогда, когда не будет определен характер власти в конституционном государстве, понятие которого является возможностью на распоряжение либо управление кем-либо, а также чем-либо, при подчинении других своей воле. Историческая тенденция государственности предопределяет прямую связь возникновение государства и появление государственной власти, которая, являясь одним из существенных признаков государства, наличествует общей волей и силой, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества»8. Поэтому, терминология «государственная власть» обуславливается государственным суверенитетом или верховенством государственной власти внутри страны, либо полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, а также ее независимостью в сфере международных отношений от власти иностранных государств. Государственным суверенитетом при его проявлении в единстве государственной власти, выражающим не единственную форму власти народа, включая местное самоуправление, органы которого не являются входящими в систему органов государственной власти. Как проявляется принцип разделения властей в РФ в качестве одного из основополагающих принципов демократической организации государства? Ответит на этот вопрос классическая «теории разделения властей», трактующая с целью обеспечения свободы граждан осуществление государственной власти различными ее функциями власти, проявляющиеся в деятельности законодательного органа, исполнительного органа и судебного органа, не зависящие друг от друга и сдерживающие друг друга. Однако одно лишь распределения властей между несколькими органами не предусматривает обеспечение свободы граждан, но обуславливается нахождением данных органов во взаимном равновесии, во-первых, с той целью, чтобы, не мог получить преобладание над другими, ни один из них, во-вторых, при условии, что каждый из органов гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого органа. Когда, организованные подобным образом в результате власти, органы власти являются не подчиненными друг другу, но данные органы при взаимодействии друг с другом, являются тесно взаимосвязанными. Где осуществление горизонтальным образом разделение властей характеризуется своим разделением между законодательной, исполнительной и судебной властями, а реализация вертикальным образом разделение властей, то есть путем разграничения предметов ведения, а также полномочий между органами РФ и органами субъектов РФ, разделение властей в РФ. Поэтому, разделение властей – деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, структурно-функциональная самостоятельность и независимость каждой из них, наделение их компетенцией, исключает господство одной ветви власти над другой и одновременное их эффективное взаимодействие. Как реализуется в РФ идеологическое и политическое многообразие? Казалось бы, ответом данный вопрос может быть содержание трех следующих предложений, однако необходимо учитывать и то, что демократия в РФ осуществляется на основе таких принципов как принципы идеологического и политического многообразия, когда предполагается создание равных возможностей участия в политическом процессе, свобода политических мнений, а также политических действий. «Политический плюрализм, основываясь на многообразии форм экономической деятельности в РФ, которая представляет собой экономическую основу конституционного строя в РФ, выраженная в функционировании рыночного хозяйства в рамках России, на базе единого экономического пространства»9. Относится ли к числу важнейших проявлений демократизма РФ наличие в ней местного самоуправления? Структура российского общества, представляя собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений и элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию и призван стабилизировать систему в целом и способствовать ее изменению для ее сохранения, местное самоуправление занимает немаловажное место, имеющее собственное функциональное предназначение. Поэтому, местное самоуправление, неразрывно связанное с демократией, по той причине, что в основе демократии в качестве формы государства, а также способа правления находится идея политической свободы, которая проявляется по результатам распространения принципа самоопределения и самоуправления на отдельного человека и народ в целом, включая на регионы и другие сообщества граждан. Более подробно все эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе. 1.3. Принципы конституционного строя Представляется, что основы конституционного строя РФ закрепляют основополагающие принципы, которые обеспечивают реальное осуществление народом его суверенной воли и определяют развитие общества в целом. Отметим цели рассматриваемого института: «1. Выразить, а также зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность общества различным общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека и общепризнанным принципам и нормам международного права. 2. Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии. 3. Установить содержание философии, формирующей теоретические подходы к пониманию всех политико-правовых институтов современного общества. 4. Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм. 5. Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую, а также дальнейшую перспективу»10. Если рассмотреть настоящее конституционное законодательство, то можно увидеть, что в результате экономических, а также политических реформ в Российской Федерации постепенно утверждается совершенно новый строй демократических, правовых, гуманных и цивилизованных общественных отношений. Представляется, что указанный характер современных общественных отношений обращает свое внимание на выбор между добром и злом, естественно, в пользу добра. Это говорит о том, что такие общечеловеческие моральные ценности, как: уважение человеческого достоинства всякого человека и гражданина, недопустимость совершения противоправных действий, признание совершенно любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной справедливости, отказ от насилия в качестве средства разрешения социальных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, признание приоритета международных норм, – являются нравственной базой всех конституционных институтов. В ст. 2 Основного закона указано, что любовь к человеку, признание его самого и его прав высшей ценностью проявляется в гуманности конституционного строя11. Население имеет равную социальную защиту со стороны государства, которое берет на себя ответственность за всякого человека и гражданина, при этом запрещая довольно-таки жестокие меры наказания. «В государственном управлении, как и в социальной практике, идея всевластия народа является основополагающей. Это говорит о том, что именно народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, которая лежит в основе совершенно любого вида власти. Именно в этом и заключается демократизм конституционного строя. Свобода слова, действий, мысли, а также экономического, политического и национального развития представляет собой демократический характер общественных отношений в стране»12. Приверженность всего общества идеалам законности и конституционализма представляет собой правовой характер конституционного строя РФ. «Основные идеи, которые являются базовыми для правового демократического общества, заключаются в следующем: 1. Приоритет Основного закона-Конституции во всей законодательной системе. 2. Верховенство закона. 3. Правовая справедливость, которая заключается в безусловном и четком требовании исполнения всех предписаний законодательных норм. 4. Законность, представляющее собой обязательное исполнение закона и необходимое условие нормального социального и экономического развития. 4. Легитимность законодательных установлений, которая заключается в нравственном характере законов, а также в их достаточном социально-экономическом обосновании, в оптимальном соотношении в законе противоборствующих интересов. 5. Разумное соотношение сущего и должного, желаемого и возможного. Глава II. ОНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 2.1. Политические основы конституционного строя РФ 1. Демократическое государство. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»13 гласит ст. 1 Основного закона РФ Представляется, что демократизм находит свое непосредственное выражение в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии и местном самоуправлении. «Осуществление народом всей власти принадлежащей ему в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами – есть народовластие»14. Отметим, что многонациональный народ является непосредственным и единственным источником власти и носителем суверенитета15. Об этом также говорит Конституция РФ в своей преамбуле и в ст. 3. Народ может осуществлять власть через органы государственной власти и местного самоуправления, а также непосредственно. Существует два вида демократии: непосредственная и представительная. Форма непосредственного волеизъявления народа, высшим выражением которого может быть референдум, а также свободные выборы именуется непосредственной демократией. Формирование органов местного самоуправления, обсуждения проектов законов и опросы общественного мнения также возможно отнести к формам непосредственного осуществления народовластия. Осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю народа – есть представительная демократия». Представляется, что в России государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые также являются самостоятельными. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды. Важным и необходимым условием в формировании правового государства, в реализации идей верховенства закона, а также расширения и обеспечении прав и свобод человека и гражданина является разделение властей. «Разделение властей представляет собой установление системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей, равно как и их взаимодействие, а также исключает возможность нахождения власти у одной из ветвей. Каждая из ветвей формируются самостоятельно, все они действуют независимо друг от друга. При этом полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы, но только лишь при условии сбалансированности данных полномочий, которая в свою очередь обеспечивается на основе законодательных решений»16. Также необходимо отметить и принцип политического многообразия, который именуется также как плюрализм. Данный принцип означает, что в РФ могут существовать в обществе различные политические взгляды, политические партии, организации, школы, различные идеологии и концепции. Организационное воплощение идеологического многообразия – есть многопартийность. Деятельность политических партий регулируется ФЗ «О политических партиях». Основной целью данного закона является укрепление уже существующих партий, а также ориентирование их на создание сильных и многочисленных региональных отделений17. Ранее политическая партия считалась разновидностью общественных организаций. Но после внесения изменений 12.03.2002 г. в ФЗ «Об общественных объединениях» политическая партия стала считаться самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений18. Представляется, что партии выделили в отдельную организационно-правовую форму потому, что им отводится очень огромная роль, как в политической, так и государственной жизни в целом. Партии и общественные объединения очень схожи в плане их создания и деятельности. Но все- таки отличия существуют. К таковым следует отнести: 1. В общественную организацию могут выходит иностранцы, в партию же входят только граждане РФ. 2. Общественная организация не подлежит государственной регистрации, в то время как партия должна быть зарегистрирована Федеральной регистрационной службой. 3. Общественная организация допускает членство различных общественных объединений – юридических лиц. В партии же должно быть только индивидуальное членство физических лиц. 4. Общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. могут существовать в муниципальных образованиях), в то время как партии могут быть только лишь федеральной организацией. Из вышесказанного можно сделать вывод, что политический плюрализм определенным образом способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, а также создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Также необходимо отметить, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление19 (ст. 12 Конституции РФ). В РФ в 2003 г. был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с указанным ФЗ местное самоуправление определяется, как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»20. В заключение хотелось бы отметить, что нормы, которые нашли свое закрепление в Основном законе РФ, характеризуют наше государство как демократическое. Но на практике такие нормы порой грубо нарушаются, а также реализуются не в полной мере. Это говорит о том, что еще пока не созданы такие условия, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства могут быть в полной мере реализованы. 2. Правовое государство. Россия является правовым государством21. Таковым его провозгласил Основной закон РФ в ст. 1. Подчинение государства праву, защита граждан от произвола со стороны, как самого государства, так и его органов, а также его связанность правом – это основная идея правового государства. Многие ученые-правоведы считают, что Россия пока еще не является правовым государством. Правовое государство – это цель, к которой стремится РФ, направление его развития, но никоим образом не достигнутый результат22. Согласно п. 2 ст. 15 Основного закона РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Это говорит о том, что в основу правового государства положен принцип верховенства Конституции. Представляется, что в настоящее время все-таки идет становление в РФ правового государства. Основные принципы такого государства заложены в Основном законе страны и отражен в законодательстве. Но, к сожалению, законотворческий процесс приводит к различным ошибкам и не является идеальным. Это связано с тем, что в России практически отсутствует налаженная защита человека от произвола государства. Также большая часть как государственных, так и муниципальных органов так и не могут осознать, что не только лишь человек и гражданин ограничен правом, но также и сама власть. Именно по этой причине построение в РФ правового государства еще потребует очень больших усилий и очень много времени. 3. Федеративное устройство. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти»23 гласит ст. 5 Основного закона РФ. Указанное выше и является основными признаками федерализма России. Территориальный, равно как и национально-территориальный принцип построения федерации является основной особенностью федерализма РФ, т.к. это и есть государственная организация национальных отношений. «Свободное развитие наций и народностей, которые проживают на всей территории РФ, равно как и развитие национальных языков – есть российский федерализм»24. Представляется, что в соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Основным законом РФ. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов никоим образом не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия России, которые не отнесены ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. 4. Суверенитет. Свойство государства самостоятельно и независимо от власти иных государств осуществлять свои функции на своей территории, а также за ее пределами и в международном общении – есть суверенитет. Именно в единстве, независимости и верховенстве государственной власти проявляется суверенитет государства. В ст. 3 Основного закона страны указано, что многонациональный народ является носителем суверенитета25. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию26. Об этом также сказано в Конституции РФ (ст. 4). Итак, в РФ суверенитет принадлежит в РФ только лишь федерации. Он никоим образом не может быть уменьшен, увеличен либо разделен. Можно разделить лишь компетенцию, но суверенитет нельзя. 5. Республиканская форма правления. Республиканская форма правления в РФ установлена ст. 1 Конституции РФ. Выборность и сменяемость главы государства – это основной признак республиканской формы правления. Существует два вида республики: парламентская и президентская. Также существует смешанная форма правления, которая и присутствует в РФ. Данный факт обусловливается наличием сильной власти Президента, который в России имеет очень большие полномочия, прерогативы, которые дают ему право действовать самостоятельно, т.е. независимо от Правительства. В отличие от парламентской формы правления, Президент избирается всеобщим голосованием. Необходимо также отметить, что в РФ действуют также Председатель правительства и министры, которые образуют Правительство, являющееся ответственным перед Парламентом (именно в этом и есть основное отличие от президентской республики). 6. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»27 (ст. 2 Конституции РФ). Данное положение говорит о том, что государство на первый план ставит защиту личности и уважение к личности. «Основная норма конституционного строя России – это признание человека, а также его прав и свобод самой высшей ценностью. Такое признание в первую очередь образует правовую защиту конституционно организованного общества от каких-либо попыток подавления человека и гражданина, равно как и ущемления их прав, игнорирование потребностей и интересов»28. Признаком конституционного государства будет являться такое признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Суверенитет, носителем которого является народ, который в свою очередь состоит из граждан, от которых в итоге исходит власть – это основа конституционного государства. Только тогда, когда государство действует исключительно в интересах человека и гражданина, государство приобретает черты конституционного государства. Это говорит о том, что авторитет совершенно любой организации, в том числе и государства, является вторичным. Если не признается высшая ценность человека и гражданина, соответственно, не может быть признана ценность, как самого государства, так и любой иной организации. Представляется, что в России права и законные интересы человека и гражданина защищаются государством совершенно разными нормами процессуального права (это судебная защита) и материального права (развитие социального обеспечения, здравоохранения, культуры и т.д.). В заключении отметим, что, к сожалению, признание человека, а также его прав и свобод высшей ценностью государства носит в основном только лишь формальный характер. Однако в Конституции РФ предусмотрены нормы, которые являются отличной основой для борьбы человека и гражданина за свои законные права и свое человеческое достоинство. Также органы по защите прав и свобод человека и гражданина в РФ ведут активную деятельность по повышению правовой грамотности личности. 2.2. Экономическая и социальная основы конституционного строя РФ Принцип экономической свободы закреплен в Основном законе РФ, как основа конституционного строя. Закреплением этого принципа Конституция 1993 г. отличается от всех прежних Конституций. Представл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: