VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Перспективы развития активных видов туризма в арктических регионах России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001876
Тема: Перспективы развития активных видов туризма в арктических регионах России
Содержание
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГУ)
Институт Наук о Земле
Кафедра страноведения и международного туризма




Вершинина Мария Владимировна




Перспективы развития активных видов туризма в арктических регионах России 
(на примере Мурманской области)

Магистерская диссертация
По направлению 021000 «География»







Научный руководитель
Е.М. Коростелев

_____________________
 «____» __________ 2016



Заведующий кафедрой
Д.В. Севастьянов

_____________________
 «____» __________ 2016







Санкт-Петербург
2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ	6
1.1 Теоретические аспекты активного туризма	6
1.2 Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Российской Федерации	9
1.3 Особенности развития активных видов туризма в арктической зоне зарубежных стран на примере Аляски, Норвегии, Финляндии, Канады и Исландии	15
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ	22
2.1 Территории Мурманской области для развития регламентированной рекреационной деятельности	22
2.2 Текущее положение туризма в Мурманской области	38
2.3Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Мурманской области: на примере ТРТ «Хибинская»	43
2.4Перспективы развития активных видов туризма на территории Мурманской области	48
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ АКТИВНОГО ОТДЫХА В ПРЕДЕЛАХ ТРТ «ХИБИНСКАЯ»	51
3.1 Разработка проектов: проведение социологического исследования	51
3.2 Разработка проектов: анализ конкурентов	59
3.3 Реализация проектов	62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	68
ПРИЛОЖЕНИЕ	72






ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время туристическая деятельность играет важную роль в экономике страны: она дает дополнительные рабочие места, развивает предпринимательскую активность, улучшает имидж государства на мировой арене, создает новую инфраструктуру, пополняет государственную казну.
     В 21 веке в туризме происходят качественные изменения: развиваются новые виды туризма и появляются уникальные направления отдыха. Одним из таких новых направлений стал активный туризм на арктических территориях. Зарубежные страны, такие как Норвегия, Канада, США, Финляндия, Дания и Исландия, в течение последних 20 лет развивают активные виды туризма на северных территориях, и они добились хороших результатов. Секрет их побед заключается в том, что управление туристической деятельностью происходит за счет равноправного взаимодействия государства, представителей бизнеса и местного коренного населения. 
     Благодаря опыту иностранных циркумполярных стран, сотрудничеству с ними, а также поддержке со стороны государства, арктические регионы России тоже стали представлять себя на международном и межрегиональном рынках туристических услуг. Хорошим примером служит Мурманская область, на территории которой реализуется один из уникальных проектов - арктический круиз на атомном ледоколе к Северному полюсу.
     Актуальностью выбранной темы является то, что развитие активного туризма на арктических территориях России способствует благополучию всего региона в целом, так как улучшается инфраструктура, а тем самым качество жизни населения, территория становится привлекательной для российских и зарубежных инвестиционных проектов.
     Цель диссертационной работы заключается в изучении теоретических основ туристической индустрии, современной ситуации на рынке активного туризма Мурманской области, а также разработке и реализации туристического проекта, направленного на развитие активного туризма в регионе.
     Исходя их поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
1. раскрыть теоретические основы активного туризма;
2. проанализировать опыт развития активного туризма циркумполярных государств;
3. провести анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Российской Федерации;
4. рассмотреть текущее положение, а также перспективы развития активных видов туризма в Мурманской области;
5. проанализировать проблемы, препятствующие развитию активного туризма на Кольском полуострове;
6. разработать и реализовать туристические проекты, направленные на развитие активного туризма в пределах ТРТ «Хибинская».
     Объектом исследования является территория Мурманской области.
     Предмет – туристическая деятельность, связанная с развитием активных видов туризма на территории Мурманской области.
     В написании работы использовались следующие информационные ресурсы: нормативно-правовые акты, федеральные целевые и государственные программы, статьи на тему туристической индустрии, научные труды отечественных эконом-географов.
     В процессе написания исследования были применены следующие методы:
* системный,
* статистический,
* структурно-функциональный,
* описательный, 
* методы прогнозирования, моделирования, типологий, сравнений и аналогий, анализа, оценки.
     Как информационная базапри написании выпускной квалификационной работы использовались научные труды отечественных (Севастьянов Д.В, Старостенко К. В., Тотонова Е.Е.) исследователей,  периодические издания (журналы и газеты), сборники публикаций и статистические сборники, официальные издания законодательного и нормативного характера (Федеральные законы Российской Федерации, решения  и постановления региональных и муниципальных органов власти, Программа и Стратегия социально-экономического развития и т.д.) , а также ресурсы сети Интернет. 
     Теоретическая значимостьдипломной работы заключается в проработке теоретических основ активного туризма, анализе проблем, препятствующих развитию активного туризма в России и на исследуемой территории, в рассмотрении опыта иностранных циркумполярных государств.
     Практическая значимость исследования состоит в том, что:
* были полностью разработаны и реализованы два уникальных туристических проекта, направленных на развитие активного туризма Мурманской области;
* в дальнейшем разработанные туристические проекты могут реализовываться на региональном и межрегиональном рынках туристических услуг в качестве готового эксклюзивного продукта.
     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения; трёх глав, включающих 10 разделов; заключения; списка использованной литературы; приложения.
     В первой главе рассматриваются теоретические аспекты активного туризма, анализируются работы в этой сфере отечественных исследователей. Большое внимание уделено проблемам развития активного туризма в Российской Федерации. Также приведен анализ опыта развития активных видов туризма циркумполярных государств.
     Во второй главе дается описание рекреационно-привлекательных территорий Мурманской области, анализируются активные виды туризма. Осуществляется характеристика и оценка текущего положения туризма в регионе, рассматриваются наиболее значимые проблемы, влияющие на развитие активного туризма области. И наконец, перечисляются основные перспективные проекты, направленные на развитие туризма Мурманской области.
     Третья глава посвящена разработке и реализации двух туристических проектов, направленных на развитие активного туризма в Мурманской области. Было осуществлено социологическое исследование туристического рынка г. Кировска и его окрестностей, а также проведен анализ компаний, предлагающих похожий туристический продукт.
     
     
     

     
     .



ГЛАВА 1. АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ,ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
     1.1 Теоретические аспекты активного туризма

     Активный туризм – один из наиболее развивающихся видов туризма в 21 веке. Он стал таким популярным по трем главным причинам. Во-первых, человек устал от малоподвижного образа жизни, который окружает его на работе, учебе и даже дома. Во-вторых, среди потребителей туристских услуг становится все больше молодежи, которая предпочитает активно проводить время. И наконец, очень сильно за последнее десятилетие поменялись предпочтения людей: их уже не удивишь традиционным пляжным или экскурсионным туром. Туристы хотят, чтобы их отдых был не только интересным, насыщенным, захватывающим, но и приносил пользу здоровью. 
     В России активный туризм развивается очень интенсивно, так как наша страна обладает необходимыми ресурсами: горы, равнины, степи, тундра, моря, реки, озера. Но согласно стратегии развития активного туризма, прикладных и экстремальных видов спорта в РФ эти ресурсы используется только на 7-15% [1]. Сейчас государственные власти предпринимают различные меры по продвижению активного туризма среди россиян: строится необходимая инфраструктура, происходит популяризация спорта в СМИ, поддерживаются туроператоры и турагентства, занимающиеся внутренним и въездным туризмом. 
     Прежде чем перейти к понятию «активный туризм», необходимо ознакомиться с определением понятия «туризм».Туризм – вид отдыха, спорта, познания окружающего мира, торговли и иных сфер деятельности, связанных с временным перемещением человека в местность, страну или континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания (Основы страноведения…, 2008). Существует большое количество определений термина «активный туризм». Различные источники дают разные пояснения, однако все они сходятся в том, что активный туризм рассматривает виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта (пешие походы, скалолазание, спортивные игры, рафтинг, горнолыжный туризм, сафари и др.), требующие значительной физической подготовки и доступные далеко не всем категориям граждан. В официальных источниках пока нет определения «активный туризм», но многие известные издания уже давно используют этот термин. Так, в журнале «Туризм России» можно увидеть следующее определение: активный туризм – это путешествия, в процессе которых отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц всего тела. Туристический оператор RussiaDiscovery определяет активный туризм как интересное путешествие, наполненное активными способами передвижения, и абсолютное единение с природой[4].В журнале «Туристический вестник», под активным туризмом понимается вид путешествия, связанный с активными способами передвижения по маршруту и совершаемый человеком в рекреационных и спортивных целях.[5].
     Рассмотрев приведенные выше понятия, необходимо отметить, что при определении активного туризма наиболее удачным является вариант, предложенный журналом «Туристический вестник».
     Кроме понятия «активный туризм» существует также термин «активный отдых». Очень часто туристические агентства и туроператоры путают эти два понятия. Например, если вы каждое утро занимаетесь спортивной ходьбой в парке у вашего дома, то это активный отдых. Но если вы купили билеты на самолет и отправились в горы для прохождения по специальным туристическим маршрутам, то это уже активный туризм. Также существует понятие «спортивный туризм». Это, прежде всего, вид туризма, который требует от человека хорошей физической подготовки. То есть разница между активным и спортивным туризмом состоит в том, что первый ориентирован на среднестатистического человека, нагрузки здесь намного меньше, и туриста чаще всего окружают комфортабельные условия проживания. Спортивный туризм в первую очередь связан с большими нагрузками, он ориентирован на преодоление стихии и пребывание в суровых условиях. Хорошим примером спортивного туризма является десятидневный лыжный поход по Хибинам определенной категории сложности. В этом походе туристы должны отличаться хорошей выносливостью, так как каждый день им необходимо преодолевать около 10 км. с тяжелыми рюкзаками за спиной.
     Мы рассмотрели основные определения понятия «активный туризм», узнали, чем отличаются активный отдых и спортивный туризм от активного туризма. Сейчас хотелось бы подробнее остановится на том, что может в себя включать активный туризм. 
     Активный туризм может в себя включать различные приключенческие туры:
       • посещение национальных парков, заповедников или заказников, вулканов, водопадов, островов, горнолыжных курортов и т.д. Чаще всего это нестандартные туры, проводятся в небольших группах и отличаются повышенной стоимостью. Иногда данные путешествия могут быть связаны с тяжелыми физическими нагрузками, определенным риском для жизни, но в отличие от спортивного туризма у туристов более комфортные условия во время всей поездки, а маршруты выбираются наиболее безопасные. Примером активного путешествия может быть горнолыжный отдых в Красной Поляне, где присутствуют трассы разной сложности от зеленых – самых легких до черных – только для спортсменов. Либо пеший поход в сердце Хибин, при этом туристы могут жить в комфортабельной гостинице «Рамзай-север» и каждый день совершать небольшие вылазки в горы. 
     • туры на места катастроф (сегодня популярно посещение Нового Орлеана, на который обрушился ураган Катрина, районов Южной Азии, пострадавших от землетрясений и цунами, зону отчуждения Чернобыльской АЭС). Также популярен так называемый смертельный туризм (концентрационные лагеря смерти в Польше, «Поля смерти» «красных кхмеров» в Камбодже, места Голодомора в Украине и многое другое). И наконец значительную роль на рынке тур услуг стал играть мистический туризм (обычно это всевозможные замки и поместья, кладбища, места, связанные с инопланетянами).
     • охота на диких животных, рыбалка в экзотических местах, сафари, поездки на оленьих и собачьих упряжках и многое другое. Например, можно совместить отдых на горнолыжном курорте Рука в Финляндии с посещением оленьей фермы, сафари на снегоходах и зимней рыбалкой.
     • арктические круизные маршруты по Северному морскому пути, к Северному полюсу, архипелагу Шпицберген, вокруг берегов Исландии и Гренландии. Во время подобных путешествий турист может познакомиться с уникальной арктической природой.
     Активный туризм можно разделить на зимний, летний и иные виды туризма. Мною была составлена таблица «Разновидности активных видов туризма», с которой можно ознакомиться в Приложении 1. В таблице перечислены наиболее известные формы активного туризма и приведены их описания.
     Туроператор по активному отдыху в России RussiaDiscovery в течение нескольких лет ведет статистику по туризму. За последние два года на рынке произошли следующие изменения. 
     Во-первых, активный туризм перестал быть привилегией только мужчин, женщины и дети в подобных турах составляют не менее 50%. А это значит, что в ближайшем будущем активный туризм сможет трансформироваться в семейный массовый и конкурировать с такими видами туризма как например пляжный отдых. 
     Во-вторых, подобными турами стали интересоваться не только москвичи. Поток туристов из Санкт-Петербурга составляет 10%, из Москвы 49%, Московской области 12%, других регионов России около 18%, иностранных граждан – 11%. Хотя несколько лет назад 80% туристического потока давали Москва и Московская область. Увеличение прибытий зарубежных туристов можно объяснить тем, что Россия – это самая большая страна в мире, которая обладает уникальными природными и историко-культурными объектами. На территории нашей страны представлены все виды активного туризма: от сплавов по бурным рекам вплоть то арктического круиза на атомном ледоколе к Северному полюсу. 
     В-третьих, изменился возрастной состав и статус туристов. Раньше более половины клиентов - это люди в возрасте 35-45 лет со стабильным доходом. Сейчас, как правило, потребителями активного туризма являются молодые люди в возрасте 24-34 лет, они составляют около 54% от общей массы. Туристов от 35 до 45 лет сейчас не более 20% [7].
     В заключение следует отметить, что активный туризм в 21 веке развивается очень быстрыми темпами. Чтобы удовлетворить потребности туриста, туроператоры создают новые маршруты, комбинируют новые виды отдыха, строится необходимая инфраструктура. В России есть все условия для развития именно активного туризма, и можно с уверенностью говорить, что при правильном управлении в ближайшем будущем наша страна сможет конкурировать с другими участниками туристического рынка в мире. На сегодняшний день самыми популярными «активными» туристическими регионами в России являются: Алтай, Байкал, Архангельская область, Кавказ, Камчатка, Карелия, Кольский полуостров, Командорские острова, Сахалин и Курильские острова, Северный полюс и Арктика, Урал, Сибирь, Чукотка, Якутия, Ненецкий АО, Шпицберген, Адыгея, Крым, Волгоградская область, Приморье, плато Путорана (Кугушева, 2011).
     1.2 Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Российской Федерации

     Во многих экономически развитых странах туризм занимает одно из ведущих мест в экономике государства. В России развитие внутреннего и въездного туризма также является перспективным направлением, так как именно данная отрасль может способствовать устойчивому социально-экономическому развитию всей страны.
     Основные положительные моменты туристской индустрии следующие:
     ? регион, где развивается туризм, становится привлекательным для инвесторов;
     ?  появляются новые рабочие места;
     ?  создаются и укрепляются связи между регионами отдельной сраны, а также государствами;
     ? строятся объекты инфраструктуры: дороги, гостиницы, больницы, школы и т.д.;
     ? развиваются средства связи (интернет, телефония), увеличивается производство товаров народного потребления;
     ?  качественно меняется территория.
     С каждым годом туризм в России набирает новые обороты, так как существует постоянный спрос со стороны российских и иностранных граждан. Одним из перспективных видов туризма в России с экономической точки зрения является активный туризм. Интерес к нему растет особенно среди людей, чей образ жизни можно охарактеризовать как малоподвижный. Это связано с тем, что благодаря активному туризму путешественник получает возможность изменения эмоциональной и психологической обстановки, физического состояния (Кещян, Кугушева, 2013).
     К сожалению, активный туризм в России на сегодняшний день не является массовым, так как он сложен в организации, требует специально подготовленных кадров, хорошей техники и многое другое. Но несмотря на эти останавливающие факторы, прибыль от организации отдыха для одного «активного» туриста значительно выше, чем прибыль от массового пляжного туристического пакета. Чтобы игроки туристического рынка получали свой доход, необходимо должное внимание и поддержка к данному виду экономической деятельности со стороны государства.
     В России наибольшей популярностью в сегменте активного отдыха пользуются горнолыжный, маршрутный (пеший, лыжный, велосипедный, водный), альпинизм, спелеотуризм и другие. По статистическим данным на долю таких туристических пакетов приходится не более 1% от общего числа турпродуктов, и только 5% россиян предпочитают данные формы туризма. А из 19 тысяч зарегистрированных в России туроператоров, только 50 предлагают активные и приключенческие туры. 
     Несмотря на низкий уровень развития в данной отрасли, динамика активного туризма положительна. Так в 2015 году свыше 250 тысяч человек воспользовались услугами организованного активного туризма, что в денежном эквиваленте приравнивается к 2,5 млрд. $. Интерес к активному туризму растет на 20-25% в год (Кещян, Кугушева, 2013).
     По данным ВТО самыми интересными территориями для туриста в России являются ООПТ (заповедники, заказники, национальные парки) и объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, к которым относятся Алтай, Кавказ, Камчатка, озеро Байкал, Куршская коса, Соловецкие острова, Убсунурская котловина, леса Коми. Но по сути практически все регионы Российской Федерации обладает потенциалом для развития активного туризма. Уровень популярности туризма в определенном субъекте напрямую зависит от наличия на его территории хорошо разработанных активных маршрутов, необходимой инфраструктуры, и конечно финансирования со стороны властей и бизнеса.
     Интерес со стороны российских и зарубежных инвесторов к активному туризму с каждым годом растет. Активный туризм поддерживают не только предприниматели из крупных городов России, но и создаются различные целевые государственные программы: ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ, Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы и другие. Кроме того, инвестиции в развитие российского активного туризма идут и от крупных зарубежных компаний, которые хотят предложить своему клиенту что-то новое и необычное. Например, Россия – единственная страна в мире, которая осуществляет арктические круизы на атомном ледоколе к Северному Полюсу.
     Несмотря на то, что активный туризм в нашей стране имеют инвестиционную привлекательность, он развивается крайне низкими темпами из-за существующих на сегодняшний день проблем (Кещян, Кугушева, 2013).
     В рамках концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)» выделены следующие проблемы развития туризма в России: 
     ? высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений); 
     ? отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки; 
     ? невысокое качество подготовки необходимых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг [10].
     По мнению К. В. Старостенко, отрицательными факторами для развития
туризма в России являются:
     ? уменьшение доходов населения, что приводит к снижению спроса;
     ? рост неорганизованного туризма;
     ? высокие ставки по кредитам для туристских компаний;
     ? нестабильная политическая ситуация;
     ? качественное изменение потребительского спроса на туристские услуги (популярностью пользуются маршруты выходного дня, а также экономический отдых на отечественных курортах).
     В своем исследовании К. В. Старостенко указывает, что данные проблемы приводят к снижению прибыли туристических компаний, увеличению конкуренции (не всегда добросовестной), что в целом ведет к сокращению числа туристических агентств (Старостенко, 2011).
     Далее рассмотрим проблемы, которые напрямую влияют на развитие сектора активного туризма. Основной тормозящий фактор -  недофинансирование этой сферы, которое проявляется в высоких ставках по кредиту, отсутствии инвестиционных проектов и качественной разветвленной транспортной инфраструктуры, без которой нельзя развить массовый туризм. Большая территория нашей страны, удаленность регионов друг от друга и низкое качество дорожного покрытия, неразвитость авиасообщения и отсутствие скоростных поездов чаще всего отталкивают путешественника от занятия активным туризмом в России.
     Поездки в определенную туристско-рекреационную территорию осуществляются туристами чаще всего один раз, познакомившись со всеми интересными природными и культурными объектами, они не стремятся посетить его вновь. Еще одной проблемой является низкая осведомленность местного населения о возможности заниматься активным туризмом в родном регионе. Также к негативным факторам развития активных путешествий относятся отсутствие продвижения туристических продуктов на региональном, межрегиональном и международном рынках туристических услуг и отсутствие имиджа, бренда, узнаваемости самого региона. 
     Существует еще одна проблема, связанная с ограниченным количеством туристических компаний в регионах, способных организовывать активные туры. Обычно в каждом привлекательном для туризма регионе есть только одна-две фирмы, которые самостоятельно формируют весь туристический продукт, остальные же компании просто перепродают его. В России на сегодняшний день около 50 компаний, занимающихся активным туризмом. Практически все они возникли на базе бывших советских туристских клубов либо были созданы по инициативе самих путешественников. География этих туроператоров такова: в Уральском ФО, в Мурманской и Архангельской областях функционируют по две компании, по три есть на Байкале и на Камчатке, десять узкоспециализированных работают на Алтае, семь — в Карелии, по одной во Владимирской и Ярославской областях и на Чукотке, пять фирм работают на Кавказе. Практически ни у одного регионального оператора нет представительства в Москве [12].
     Большая часть регионов рассматривает свои туристско-рекреационные ресурсы как объекты посещения для местного населения и жителей близлежащих территорий, а не на туристов, приехавших издалека. Это приводит к развитию только одноразовых посещений.
     Большинство путешественников, занимающихся активным туризмом, предпочитают самостоятельно организовывать свой маршрут, чтобы сэкономить деньги, то есть они совершают свою поездку вне туристской индустрии. 
     Еще одной проблемой, влияющей на развитие активного туризма в России, является сезонность и низкий уровень безопасности при реализации отдельных туристических пакетов. Например, горнолыжный сезон в нашей стране длится с ноября по май, то есть семь месяцев. Но если взять отдельный горнолыжный курорт, то благоприятное время для катания возможно только в течение двух месяцев (Хибины – март, апрель; Красная Поляна – январь, февраль; Эльбрус, Домбай, Архыз – февраль, март; Шерегеш – ноябрь, декабрь, март, апрель). И именно за этот короткий срок сам курорт и туристические фирмы должны получить максимальную прибыль от реализации турпакета. По поводу безопасности, существует большое количество туров по «бескрайним просторам России», вдалеке от цивилизации (снегоходные сафари, рафтинг, лыжные походы и т.д.). В случае, если что-то произойдёт с туристом, самая быстрая медицинская помощь сможет быть оказана только на вертолете.
     Большая часть из перечисленных выше проблем напрямую связана с нехваткой квалифицированных кадров. На сегодняшний день значительное количество сотрудников туристических компаний не имеют профильного туристического образования. Бурное развитие туриндустрии привлекло в эту сферу много специалистов с высшим непрофильным образованием, которые были вынуждены получать профессиональные знания и навыки в процессе работы, так как отсутствовали программы подготовки кадров для туристской индустрии (Кещян, Кугушева, 2013).Сегодня ситуация кардинально изменилась. Только в одной Москве функционирует более 100 вузов, в которых преподают направление «Социально-культурный сервис и туризм». 
     Однако из-за стремительного развития активного туризма в России существующие сегодня образовательные программы не адаптированы к туристским реалиям. В большинстве случаев вузы готовят специалистов для работы в секторе выездного туризма, а также въездного экскурсионного (по Санкт-Петербургу, Москве, городам Золотого кольца), но никак не активного туризма. 
     Ощутима проблема нехватки объектов инфраструктуры. В 2015 из-за нехватки средств размещения (отелей, апартаментов, гостевых домов и т.д.) рост спроса на активные туры превысил предложение на 30%. Это говорит о том, что со стороны туристов существует большая заинтересованность в активном отдыхе. 
     В Приложении 2 можно ознакомиться с основными проблемами развития активного туризма в России и с вариантами их решения на уровне исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. 
     В настоящее время в России происходят качественные изменения в туристической сфере: государственные власти и представители бизнеса начинают воспринимать туризм как вид экономической деятельности. Для реальных изменений в этой сфере необходим иной подход к развитию активного туризма. Активный туризм нельзя рассматривать только как «экономический проект» отдельных компаний, целью которых является получение прибыли. Индустрия активного туризма должна развиваться на уровне всей страны, то есть необходимо создавать федеральные целевые программы и воплощать их в жизнь: строить объекты инфраструктуру, повышать привлекательность территории на региональном, межрегиональном и международном рынках.
     Изучив основные моменты развития активного туризма в России, можно сделать следующие выводы:
     ? Россия обладает огромным потенциалом для развития активного туризма, что обусловлено уникальными туристско-рекреационными ресурсами;
     ? существует большое количество проблем, препятствующих развитию активного туризма. Основными тормозящими факторами являются отсутствие развитой инфраструктуры (дороги, аэропорты, средства размещения и т.д.), низкая информированность населения о возможности занятия активными видами туризма, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие нормативно-правовой базы развития активного туризма;
     ? для решения указанных выше проблем нужна прямая помощь от государства. Необходим комплексный подход: создание развитых сетей инфраструктуры, коммуникаций, объектов здравоохранения и образования, программ подготовки специалистов по активному туризму и многое другое.
     Только при условии государственной поддержки активный туризм в России начнет процветать, что в будущем приведет к развитию самих регионов, привлечению иностранных инвестиций и в конечном итоге к улучшению качества жизни населения страны.
     
     1.3 Особенности развития активных видов туризма в арктической зоне зарубежных стран на примере Аляски, Норвегии, Финляндии, Канады и Исландии

     В настоящее время туризм является важным катализатором развития территории. Зарубежные страны арктического региона уже в течение нескольких лет создают и реализуют стратегии, направленные на развитие активного туризма. В таблице 1 представлены стратегии развития территории циркумполярных стран, в рамках которых существуют подпрограммы по развития арктического туризма:
     Таблица 1.
     Стратегии развития территории циркумполярных стран [13]
Страна
Реализуемая стратегия
Канада
Our North, Our Heritage, Our Future. 2009.
США
Arctic Region Policy. 2009.
Финляндия
Finland's Strategy for the Arctic Region. 2010.
Дания
The Arctic at a Time of Transition: Proposed Strategies for Activities in the Arctic Region.  2008.
Швеция
Sweden's strategy for the Arctic region. 2011
Норвегия
The Norwegian Government’s High North Strategy. 2006.
Россия
Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. 2013.
     
     Анализ данных документов показывает, что основные положения программ совпадают:
     ? арктическая территория имеет важное стратегическое значение;
     ? задачей каждой страны в Арктике является укрепление своих позиций;
     ? все государства планируют развивать экономику и социальную сферу, охранять окружающую среду, всю деятельность вести согласно устойчивому развитию территории;
     ? все страны (кроме США) видят в России будущего партнера и предлагают различные варианты сотрудничества;
     ? практически все страны признают необходимость осуществлять все виды деятельности в Арктике в соответствии с международными правовыми нормами.
     Теперь подробнее рассмотрим каждую страну по отдельности.
     Канада является вторым по площади государством в мире, 75% территории относится к зоне севера. На мировом туристическом рынке Канада позиционирует себя как территория развития природоориентированных видов туризма (экологический, этнографический, активный).
     По данным ВТО 2008 г. Канада занимает 12 место по туристским прибытиям (15,8 млрд канад. долл.), 11 место по туристским расходам и имеет стабильное отрицательное туристские сальдо (сами канадцы предпочитают отдыхать в странах с теплым климатом и богатым историко-культурным наследием). Доходы от поступления туризма Канады составляют 74,8 млрд канад. долл., доля туризма в ВВП страны — 2%, туриндустрия страны обеспечивает работой 660 тыс. чел. (2008 г.) (Тотонова, 2010).
     За последние сорок лет на Канадском Севере произошли качественные изменения особенно в жизни коренных народов. Раньше основным источников выживания коренных народов Канады были только традиционные виды хозяйствования, которые напрямую зависели от сезонности и наличия ресурсов, но в 21 веке они перестали удовлетворять потребности населения в полной мере. Сегодня жители Юкона и Северо-Западных территорий полностью включены в туристическую деятельность: они продолжают развивать традиционные отрасли хозяйства, но только как туристический продукт, предлагаемый на международном рынке. 
     Арктические территории Канады привлекают туристов уникальной природой, качественным сервисом, культурой и историей коренных народов. Только за последние 3 десятилетия туристический поток в страну вырос в 40 раз. К самым популярным видам активного туризма в Северной Канаде относятся: экологический (наблюдение за полярными медведями в Монитобе; за «птичьими базарами» в Алберте и другое), приключенческий (путешествие на собачьих упряжках или снегоходах с целью увидеть северное сияние), экстремальный (фрирайд, хелиски, рафтинг), маршрутный (водный, лыжный, пеший), горнолыжный, охота и рыбалка, этнографический, круизный (Ecklund, 2008). 
     Управление туристической деятельностью в Канаде осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Существует Канадская Комиссия по туризму (ККТ), которая является государственной туристической организацией. Функциями ККТ являются: регулирование туристской деятельности в регионе, создание нормативно-правовой базы, координация деятельности региона, международное сотрудничество, разработка туристического продукта, маркетинговые исследования, повышение квалификации и профессиональная подготовка работников туриндустрии и другое [16].Бюджет ККТ финансируется Правительством Канады и частным сектором, более 50% средств направлены на маркетинг и реализацию туристического продукта на международном рынке туристских услуг.
     Проанализировав опыт Канады в туристической индустрии можно сделать следующие выводы:
     ? в Северной Канаде существует эффективное совместное управление туристско-рекреационными ресурсами, в котором в равных долях участвуют государство, представители бизнеса и местного населения;
     ? развитие активного туризма на арктических территориях Канады является опорой развития экономики.
     Северная Норвегия – самый редко населенный регион материковой Норвегии, который занимает более трети страны. Данная территория обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом и уже в течение нескольких лет она успешно занимает конкурирующие позиции на рынке активных видов туризма в арктической зоне. По данным Конфедерации Норвежских предприятий (NHO) в 2015 году Северную Норвегию посетило 3,5 млн. туристов. 
     Основной успех данного региона состоит в том, что туристы могут посетить страну как зимой, так .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.