VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пенсионная система современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001527
Тема: Пенсионная система современной России
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
                                        

ВКР допущена к защите
Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы
______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И
«___» _________________ 2016 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Пенсионная система современной России и перспективы ее развития в рамках долгосрочной пенсионной реформы»


направление подготовки 
39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата)



Выполнил: студент группы С-12 
заочной формы обучения 
Тугай Юлия Викторовна
     
     
     Научный руководитель:
     к.с.н., доцент
     Закомолдина Тамара Олеговна
     









Москва  2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………....…..…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы пенсионного обеспечения в современной России……………………………………………………....…..8
1.1. Понятие и правовые основы обязательного 
пенсионного страхования…………………………………………………......…8
1.2. Становление современной системы пенсионного обеспечения…………18
1.3. Пенсионный Фонд как субъект отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан……………………………………………………..……25
Выводы по первой главе…………………………………………………...….33
Глава 2. Правовые основы, регулирующие пенсионное обеспечение, принятые в связи с началом реализации пенсионной реформы…..…….35
2.1. Реформа пенсионной системы – крупнейший социальный проект современной России………………………………………………………..……35
2.2. Законодательные акты, регулирующие пенсионное обеспечение в современных условиях…………………………………………………………..39
Выводы по второй главе………………………………………………………46
Глава 3. Проблемы и пути преодоления средних и долгосрочных перспектив развития пенсионной реформы в современных условиях..47
3.1. Положительные результаты пенсионной реформы в РФ……………...47
3.2. Проблемы пенсионной реформы РФ как следствие недоучета взаимодействия объективных факторов…………………………………..…..50
Выводы по третьей главе………………………………………………..……55
Глава 4. Перспективы и пути преодоления проблем  правового регулирования пенсионной системы с целью улучшения качества жизни пенсионеров России…………………………………………………….……...57
4.1. Проблемы, которые фиксируют необходимость процесса кодификации пенсионного законодательства…………………………………………...…….57
4.2. Анализ проблем и пути совершенствования пенсионной системы в условиях долгосрочной реформы………………………………………..…….64
Выводы по четвертой главе……………………………………………..……78
Заключение……………………………………………………………..……….79
Список использованных источников и  литературы….……………....…..83
Введение

     Актуальность темы исследования
     Социальная политика современного российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
     Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
     Следовательно, тема дипломной работы является актуальной.

Степень разработанности проблемы исследования
     В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных. В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека»
     Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».
     Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы (К. С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.
     Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В. Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.
     Труды вышеперечисленных и других авторов составили научную базу исследования.
     Основной целью работы является анализ и изложение системы научных знаний о правовом регулировании пенсионного обеспечения в современной России.
     Исходя из цели были определены следующие 
     Задачи дипломной работы:
* рассмотрение этапов формирования пенсионной системы России;
* изучение правовой системы обязательного пенсионного страхования;
* рассмотрение системы государственного пенсионного обеспечения;
* проведение анализа общей характеристики и видов трудовых пенсий.
      Объект исследования: система пенсионного обеспечения современной России в условиях долгосрочной реформы.
      Предмет исследования: проблема правового регулирования системы пенсионного обеспечения в условиях реформы.
      Источники исследования: учебная и специальная литература, правовые акты, в том числе международного характера, данные текущего архива ПФ РФ по Самарской области, материалы архива Госкомстата РФ, результаты авторского опроса специалистов в области пенсионной реформы, труды таких правоведов как:  М.Л. Захаровой, Э.Г. Тучковой, А.К. Соловьева, М.Ю. Зурабова и других.
      
     Теоретическая, методологическая и нормативная база выпускной квалификационной работы.
      Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что  правовое регулирование пенсии является мощным образованием в праве социального обеспечения. Один исследователи относят пенсионное  право к числу институтов отрасли,  другие – к общности институтов , третьи считают под отраслью права социального обеспечения. 
     Практическая значимость определяется тем, что пенсионная система затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
     Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 году М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. « Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть ... идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возразить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень  доходов основной части пенсионеров.
     Методы исследования:
? Труды правоведов, представителей органов власти и управления.
? Анализ пенсионной реформы РФ, с целью выявления положительных результатов и проблем пенсионной реформы.
?  Соц.опрос, с целью выявления социальной и экономической  сущности пенсионной реформы
     Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о трудовых пенсиях в РФ, о государственном пенсионном обеспечении в РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты. 
      Апробация результатов исследования:  участие с докладом на городской и региональной научно – практических конференциях.
      Структура и объём работы – состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения  списка использованных источников и приложения. Объём работы в целом составляет 90 листа
 















Глава 1. Теоретико-методологические основы пенсионного обеспечения в современной России.

1.1. Понятие, сущность и принципы системы пенсионного обеспечения

     Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность.[40 c.24]
     Для достижения целей социального обеспечения создаются специальные фонды, выделяются средства из бюджетов всех уровней, доходов организаций. Деятельность по социальному обеспечению осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации.
     С учетом изложенного можно дать следующее определение понятия социального обеспечения. 
     Социальное обеспечение – это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.2
     Общепризнано, что теория и практика социального обеспечения связаны с проблемами, которые затрудняют жизнедеятельность человека или групп людей, всего общества, и способами их разрешения.3 Но многообразие общественной практики, обозначаемой термином «социальное обеспечение», и не меньшее многообразие теоретических подходов, стремящихся осмыслить данную практику, порождает множество дефиниций социального обеспечения, нюансы которых подчеркивают его сложность как феномена современного общества.
     Условно можно выделить несколько наиболее характерных трактовок в рамках некоторых дискуссий. Подавляющее число определений социального обеспечения исходит из так называемого деятельностного подхода. Стремясь прояснить сущность данного вида деятельности, многие из них обращаются к исследованию его функций. Часть ученых акцентирует внимание на его профессиональном характере, другие, развивая системные представления о его функционировании, рассматривают его в качестве социального института.
         Так, например, авторский коллектив под редакцией доктора социологических наук Попова В.Г. социальное обеспечение определяет как исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества.[41]
     Существующие сегодня в отечественных исследованиях подходы к пониманию сущности и характера социального обеспечения не раскрывают до конца специфики механизма его функционирования. Для его устойчивого и динамичного развития необходима определенная ценностная система, которая включает нравственные ценности, но не ограничивается ими. К ним можно отнести всё то, что обозначается идеологией социального обеспечения: и господствующие в обществе социально-философские представления о месте человека в общественной системе, социально-политические, правовые и экономические воззрения, влияющие на решение проблемы благосостояния общества и отдельного человека, социальные концепции, определяющие социальную политику государства, представления о социальной справедливости и социальной солидарности, культурные и духовные традиции. Пенсионное обеспечение, можно выделить в самостоятельный институт из института социального обеспечения в связи с необходимостью формирования правил и принципов пенсионирования, частотой возникновения рисковых ситуаций, влекущих назначение пенсий.
     Пенсионное обеспечение – это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.5 Пенсионное обеспечение осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов.
     Мировой опыт свидетельствует о том, что система пенсионного обеспечения – основной институт страхования в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случаях болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
     Размеры получаемых средств, зависящие от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов) и от степени утраты трудоспособности, регулируются законами. 
     Базовые характеристики института пенсионного обеспечения, выгодно отличающие его от других институтов социального страхования, таковы:
     - во-первых, - законодательно вмененная обязательность для страхователей – работников и работодателей – внесение страховых взносов; личное же страхование, как правило, носит добровольный характер и не является столь массовым по охвату (по числу застрахованных);
     - во-вторых, - публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность (по закону) участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля их исполнения) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных (личное страхование носит частный характер гражданско-правовых взаимоотношений);
     - в-третьих, - безусловное (по закону) право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды выплат, услуги и их размеры тоже определены законодательно), в том числе и в судебном порядке;
     - в-четвертых, высокая надежность сохранности страховых средств, обеспечиваемая финансированием «с колес» и не позволяющая им обесцениться. Этот параметр достигается посредством солидарности поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;
     - в-пятых, - относительная «дешевизна» для населения страны (по сравнению с личным страхованием), гарантируемая массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы (личное же страхование является в своей основе коммерческим, и его организаторы занимаются главным образом «выгодными» клиентами);
     - в-шестых, - самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования, ключевая роль в решении соответствующих вопросов самими наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).
     Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. 
     Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. 
     Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. 
     Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионных правоотношений либо функционировать наряду с ним.
     Каковы же основные принципы пенсионного обеспечения? Система пенсионного обеспечения в России базируется на принципах обязательного социального страхования и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы использовался для перераспределения с целью поддержания определенного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров.
     Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
     Значительный шаг в реализации страховых принципов в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».[4] Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.6
     Основу социальной политики государства в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе, единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов можно выделить обеспечение равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.
     Несмотря на то, что новые законы вступили в силу, среди специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей7).
     В каждой цивилизованной стране обязательное (государственное) пенсионное обеспечение является неотъемлемым условием не только устойчивого социального развития общества, но и стабильности всей его экономической и политической системы, поскольку непосредственно затрагивает интересы всех слоев населения и, в максимальной степени, его нетрудоспособной части, а в нашей стране - это почти треть населения (табл. 1).
     Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой одну из главных конституционных социальных гарантий Российской Федерации
     как социального государства2. После начала рыночных преобразований в нашей стране основным экономическим механизмом реализации пенсионного обеспечения становится обязательное пенсионное страхование.
     Наряду с обязательным пенсионным страхованием, на которое получили право более 95% пенсионеров, сохраняется экономический механизм государственного пенсионного обеспечения. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению в форме ежемесячной государственной денежной выплаты предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
     Помимо указанных экономических механизмов обязательного пенсионного обеспечения начиная с середины 1990-х годов получил развитие экономический механизм добровольного (дополнительного) пенсионного страхования, который предусматривает формирование финансовых ресурсов и регулярную денежную выплату негосударственной пенсии в соответствии с пенсионным договором (соглашение между фондом и вкладчиком фонда) и условиями пенсионной схемы (совокупность требований по уплате пенсионных взносов и формированию пенсионных выплат).
     Тем более важное значение пенсионное страхование приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает около 38,5 млн престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
     В условиях рыночных экономических отношений, на которые наша страна перешла в конце прошлого столетия, обязательное пенсионное страхование как социально-экономическая модель осуществления конституционного права каждого человека на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности не имеет альтернативы. По мере развития рыночных отношений в нашей стране страховые принципы пенсионного обеспечения объективно должны будут все более глубоко внедряться в пенсионную систему.
     Переход нашей страны в период становления рыночных отношений на страховые принципы пенсионного обеспечения объективно требует радикальной перестройки всей сложившейся за советский период государственной системы пенсионного обеспечения, поскольку пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, как социально-экономические модели, между собой имеют принципиальные различия, которые обусловлены институциональными трансформациями, изменениями социальных ориентиров и финансовых источников.
     Так, система пенсионного обеспечения реализует государственную гарантию на материальную поддержку каждого гражданина страны с помощью экономического механизма бюджетного перераспределения общеналоговых поступлений средств федерального бюджета практически независимо от размера трудового вклада самого гражданина3. Классическим примером экономического механизма государственного пенсионного обеспечения служит советская пенсионная система.
     В отличие от системы пенсионного обеспечения система обязательного пенсионного страхования должна строиться таким образом, чтобы наиболее эффективно выполнять функцию по материальному обеспечению каждого застрахованного в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) лица строго в соответствии с величиной его участия в формировании фонда. В пенсионной системе, построенной на страховых принципах, радикально трансформируется экономическая сущность ключевого элемента системы — пенсии. Исходя из экономического механизма формирования пенсионных прав застрахованных лиц их страховая пенсия представляет собой отложенную часть (в форме страховых отчислений) их собственного заработка/дохода и должна выполнять функцию возмещения (компенсации) этого заработка, который утрачивается при наступлении страхового случая (старости, инвалидности, потери кормильца).
     Под трудовым вкладом следует понимать сумму целевых денежных (в форме налоговых или страховых) отчислений от заработка (дохода) гражданина на финансирование текущих выплат по пенсионным обязательствам.
     Таким образом, пенсионная система, основанная на принципах обязательного пенсионного страхования, представляет собой организационную форму экономических механизмов и правовых норм, обеспечивающих формирование пенсионных прав всех застрахованных в ней лиц, трансформацию их в государственные долгосрочные пенсионные обязательства и установление обязательного страхового обеспечения утраченного заработка/дохода при наступлении страхового случая.
     Пенсионная система, использующая экономический механизм распределительно-солидарного типа, каковой была раньше отечественная пенсионная система и остается в настоящее время ее большая часть, предусматривает трансформацию накопленных пенсионных прав предшествующего поколения застрахованных лиц в пенсионные обязательства последующих поколений застрахованных лиц. Попросту говоря, финансовым источником материального обеспечения пенсионеров должны быть все трудоспособные граждане, занятые в экономике страны, то есть более молодое поколение людей материально обеспечивает старшее поколение.
     В этом отражается главный солидарный принцип данного типа пенсионной системы. Другой принцип — распределительный — отражается в способе учета и перераспределения пенсионных прав одних категорий застрахованных лиц другим категориям исходя из законодательно установленных социальных интересов этих лиц: отраслевых, региональных, профессиональных, демографических, тендерных, медицинских и даже политических.
     Понятно, что без непосредственного участия всех органов государственного управления такое масштабное по времени и финансовым ресурсам перераспределение денежных средств реализовать невозможно. Именно поэтому пенсионное страхование должно опираться на принцип безусловной обязательности и носить принудительный характер. При этом органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) должны участвовать в пенсионной системе с целью осуществления строгого контроля за реализацией данного экономического механизма перераспределения финансовых ресурсов.
     Так, законодательные органы власти принимают необходимые законы, регулирующие пенсионные отношения между участниками пенсионной системы и утверждают объемы текущего финансирования (в форме бюджета ПФР). Органы исполнительной власти в лице налоговых и финансово-кредитных и казначейских органов осуществляют сбор, фискальный контроль за сбором, аккумуляцией и распределением финансовых ресурсов бюджета ПФР. Органы судебной власти должны рассматривать и принимать решения по вопросам пенсионного обеспечения, в той или иной степени не обеспеченные законодательными и нормативными основаниями.
     Если солидарный принцип данного типа пенсионной системы по своей экономической эффективности является безальтернативным, то принцип всеобщего перераспределения пенсионных прав, как показала практика многих стран, имеет ряд недостатков, которые требуют систематической корректировки экономического механизма его реализации в рамках действующей государственной пенсионной программы. Такая корректировка чаще всего выражается в периодическом регулировании или ограничении масштабов перераспределения пенсионных прав между отдельными категориями застрахованных лиц с целью предотвращения потери ими пенсионных прав (либо их необоснованного завышения), что в конечном итоге неизбежно приводит к уменьшению дифференциации и уравнительности размеров пенсии.
     Таким образом, пенсионная система — это экономическое, организационное и правовое обеспечение условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц и реализации обязательств по материальному обеспечению пенсионеров в соответствии с конституционными государственными гарантиями.

1.2.   Становление современной системы пенсионного обеспечения
     
     Современная Российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 году, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформирования пенсионной системы.
     Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность.
     Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, как правило, на пенсию.
     Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о социальном обеспечении. Правовое регулирование пенсионного обеспечения является базовым институтом отрасли права социального обеспечения, а некоторые авторы отводят ему статус под отрасли данного права[1 c.218-220]
     Эта отрасль законодательства известна широким кругом охватываемых лиц. Пенсии только из Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) получают 38 млн. человек, из них трудовые - более 36 млн., в том числе более 29 млн. -трудовые пенсии по старости; для многих из них пенсия является основным (а иногда и единственным) источником средств к существованию. Поэтому от законодательства о пенсионном обеспечении сегодня в значительной мере зависят жизнь и здоровье нации, сохранение ее генофонда, выживание наименее слабых членов общества[1 c.218-220].
     Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Наряду с нормами международного права она задает параметры и уровень пенсионного обеспечения. Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). [2]
     Принципиально важно, что закрепленные в Конституции РФ гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 22 и 25);[3 c. 14-20] 
     Международного пакта об экономических, и культурных правах (ст. 9, ч. ч. 1 - 3 ст. 10)9; Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26)10. Эти акты ратифицированы СССР, и Россия как последнего несет обязательства по их реализации. Так, ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и правах участвующие в Пакте государства признают право человека на социальных обеспечение, включая социальное право каждого на достаточный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, обратить внимание также   на   положения   Европейской хартии (пересмотренной в 1996 г.), к которой Россия обязана я   как   полноправный   член   Совета   Европы.
     Согласно этого документа стороны признают целью своей политики условий, при которых были бы эффективно реализованные в ней права и принципы. Прямое отношение к социальному и пенсионному обеспечению как части социальной защиты являются права и принципы, перечисленные в ч. 1 Хартии: каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечить хорошее здоровья (п. 11); все работники и члены их семей имеют право на обеспечение (п. 12); каждый, не обладающий необходимыми средствами, имеет право на медицинскую и социальную помощь нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества (п. 15); семья как основополагающая  ячейка общества имеет право на соответствующую юридическую    и    экономическую   защиту призванную ее полное развитие (п. 16); каждое пожилое лицо имеет право национальную защиту (п. 23); каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма (п. 30).
     В СССР пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с союзным законодательством. Право на государственную пенсию и ее размер зависели  от продолжительности трудового стажа и от заработка работника.    Однако при этом устанавливались минимальный и максимальный размеры пенсии , ниже и выше которых они не назначались. Хотя предусматривалось вычисление взносов на государственное социальное страхование, они покрывали лишь незначительную часть средств на финансирование выплаты пенсии. Основная часть выплат (пенсии неработающим пенсионерам) финансировалась непосредственно из средств федерального бюджета.
     20 ноября 1990 г. Российская Федерация, находясь еще в составе СССР, приняли  самостоятельный пенсионный Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [4](Закон о пенсиях 1990 г.), действовавший (с изменениями и дополнениями) более 10 лет. Закон о пенсиях 1990 г. разра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.