- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Pатраты как объект управления на предприятии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001399 |
Тема: | Pатраты как объект управления на предприятии |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективное функционирование хозяйствующих субъектов связано с рациональным использованием ресурсов, позволяющих обеспечить доходность организации и предприятий, повысить их конкурентоспособность. Эффективное управление издержками производства в настоящее время особенно актуально для предприятий России. Из-за нестабильного курса рубля и повышения цен на иностранное оборудование и сырье руководителям предприятий необходимо снижать издержки для того чтобы, остаться в бизнесе и использовать появившиеся возможности импортозамещения. Поскольку основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли, то одним из основных путей повышения прибыли является снижение издержек производства. Таким образом, исследование издержек производства и методов управления ими на предприятиях современной России очень актуально. Цель выпускной квалификационной работы – исследование издержек производства и методов управления ими на производственном предприятии. Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи: * раскрыть теоретические аспекты сущности и структуры издержек производства: * определить понятие, классификацию и закономерности изменения издержек производства; * рассмотреть затраты как объект управления на предприятии; * рассмотреть прогнозирование и перспективное планирование затрат предприятия; * проанализировать экономическую деятельность ООО «Уральская мебельная компания» (ООО «УМК»): * характеристику предприятия ООО «УМК»; * методику управления затратами в ООО «УМК»; * предложить рекомендации по уменьшению затрат ООО «УМК» Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что реализация предложенных рекомендаций позволяет совершенствовать систему управления издержками и осуществлять разработку научно обоснованных мероприятий по их реализации. При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ); учебная литература; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ; справочно-информационные системы «Гарант»; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении формируется актуальность, цель работы, исходя из поставленной цели, последовательно ставятся и решаются задачи. Выявлены предмет и объект исследования, а также источники, послужившие теоретической и практической основой данной работы. В первой главе представлен теоретический материал, отражающий понятие, классификацию и закономерности изменения издержек производства; затраты как объект управления на предприятии; прогнозирование и перспективное планирование затрат предприятия. Во второй главе дана характеристика предприятия ООО «УМК»; проанализированы производственные затраты и их роль в экономической деятельности предприятия; определена методика управления затратами в ООО «УМК»; В третьей главе даны рекомендации… В заключении подводятся итоги проделанного исследования. 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА 1.1 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ Предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какой доход и какую прибыль оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Затраты производственных факторов, используемые для производственной и реализационной деятельности, называются «издержками производства». Рассмотрим разные подходы ученых-экономистов к определению издержек. При изучении издержек предприятия часто отождествляются понятия и «издержки», «затраты» и «расходы». По мнению И. В. Руденко и А. А. Бойцовой, «затраты – это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов». В. В. Ковалев понимает затраты как «выраженные в денежной оценке расходы ресурсов, относимые к отчетному периоду при исчислении финансового результата за этот период», т.е. он фактически отождествляет понятия «затраты» и «расходы». Понятие «расходы» больше применяется в налоговом учете. В соответствии с Налоговом кодексом Российской Федерации, расходы – это «обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком». Обоснованные расходы – это те затраты, которые экономически оправданы и оценка которых представлена в денежной форме. Расходами организации могут быть признаны любые затраты при соблюдении требования о том, что затраты понесены для ведения экономической деятельности, направленной на получение дохода. Соответственно, расходами предприятия признается стоимость потребленных ресурсов, полностью использованных за определенный период времени для получения дохода. Такой подход принято называть соответствием расходов доходам предприятия, суть которого состоит в том, что затраты предприятия формируются на счетах 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д., затем накапливаются на счетах 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», а признаются расходами только в тот момент, когда продукция, включающая соответствующие затраты, будет реализована. То есть расходы – это та часть понесенных организацией затрат, связанная с соответствующими доходами, полученными при реализации продукции, оказании работ, услуг. Таким образом, затраты – это выраженное в денежной форме использование производственных ресурсов предприятия для достижения определенных его собственниками (руководством) целей. Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей деятельности. Понятия «затраты» и «издержки» близки и практически взаимозаменяемы. Однако в теоретической литературе экономическое понимание издержек связывается с проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью их правильного, эффективного использования. Все издержки являются альтернативными, то есть представляют собой результат наилучшего использования имеющихся ресурсов, от которого мы отказываемся, использовав эти ресурсы определенным образом. Так Л.Г. Симкина, Б.В. Корнейчук дают следующее определение издержек: «к издержкам (затратам) относят те блага, которых вынужден лишиться производитель, чтобы получить данный объем продукции». У Т.А. Фроловой под издержками понимаются затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме. В.М. Семенов отмечает, что «издержки производства - это денежное выражение использования производственных факторов для производства и реализации продукции». В.Д. Камаев определяет издержки производства как «расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства». Учитывая сложность понятия и идентификации издержек, важно при эффективном управлении использование классификации издержек, предполагающей их группировку по определенным признакам. В целях повышения эффективности организации учета издержек, на предприятии необходимо использовать экономически обоснованное разделение издержек (классификацию) по различным показателям. Классификация издержек способствует не только более качественному планированию и учету производственных издержек, но и более точной их оценке и определению соответствий и различий между отдельными типами издержек и расчету степени их влияния на себестоимость продукции и рентабельность производства. В управленческом учете главной задачей классификации издержек является предоставление поддержки руководству предприятия для принятия оптимальных управленческих решений. В связи с этим, основная суть классификации издержек – выделение той части издержек, на которую может оказать влияние руководитель соответствующего подразделения. Персонал, ответственный за организацию управленческого учета, призван реализовывать поставленные цели через функции управленческого учета. Каждая функция управленческого учета издержек имеет свое предназначение, цели, задачи, а также способы и методы их достижения. В современной экономической литературе издержки производства классифицируются по разным основаниям (рисунок 1) Рисунок 1- Виды издержек производства Как видно из рисунка 1, существует классификация издержек по методу оценки затрат и по отношению к величине производства. Различают следующие виды издержек: * экономические и бухгалтерские издержки; * общие, переменные и постоянные и издержки; * средние и предельные издержки. В управленческом учете отражается формирование издержек производства, обеспечивается калькулирование себестоимости продукции и выявление производственно-финансового результата хозяйственной деятельности предприятия и различных его структурных подразделений. Управленческий учет издержек производства включает следующие два раздела: учет издержек производства и калькуляционный учет себестоимости продукции. Также, существует сметный метод учета затрат. Он определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, уровням управления предприятием, стадиям производственной деятельности и другим направлениям расходов. Классификация затрат предприятия для целей управленческого учета в общем виде представлена в приложении А. При управлении затратами важно принятие экономически обоснованных решений на основе сформированных стратегии и тактики успешного развития предприятия. Для этих целей производственные затраты предприятия подразделяют на : * явные и альтернативные (подразумевают отказ от одного ресурса в пользу другого); * релевантные (существенные затраты, зависящие от конкретного решения, принимаемого руководством) и нерелевантные; * эффективные и неэффективные (возникающие потери от брака, невынужденных простоев, недостачи и порча товаров и материальных запасов). С целью максимизации прибыли необходимо так организовать производство, чтобы обеспечивалась минимизация затрат на единицу производимой продукции. Для решения этой задачи необходимо уделить внимание процессу стратегического прогнозирования, которое предусматривает рассмотрение затрат предприятия в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Прогнозирование является основой планирования затрат. При этом выделяются и непланируемые затраты предприятия, которые не предусмотрены технологией производства продукции. Эти затраты принято рассматривать как прямые потери и поэтому они исключаются из сметы производственных затрат. Непланируемые затраты отражают только при калькуляции фактической себестоимости готовой продукции. К непланируемым затратам относят потери от брака, возникающих простоев и др. Специализированный учет данных затрат способствует реализации мер, направленных на их предотвращение, т.е. профилактику возникновения затрат. Планируемые затраты – затраты предприятия, предусмотренные технологическими процессами и включаемые в смету производственных затрат, которые в соответствии с планами, нормативами, лимитами и сметами должны быть включены в нормативную стоимость готовой продукции. В управленческом учете особое внимание следует уделить классификации затрат по признаку их соотнесения с действующими на предприятии нормами, бюджетами, лимитами и стандартами. По данному критерию все затраты, которые принимаются в расчет при калькуляции себестоимости готовой продукции, должны быть сгруппированы в разрезе установленных нормативов, которые действуют на начало отчетного периода, и по отклонениям от действующих на данный период времени норм, возникающих в процессе производства. Такое разделение затрат основано на нормативном учете и является важнейшим инструментом оперативного контроля за производственными затратами . В процессе построения организационной модели предприятия формируются структуры управления, подразделения, центры затрат, а также назначаются лица, ответственные за их осуществление и возникновение. Затраты по центрам их возникновения могут быть сгруппированы и учитываться в разрезе производственных цехов, рабочих участков, соответствующих отделов, производственных бригад и других подразделений, входящих в структуру предприятия, т.е. в соответствии с центрами ответственности. Такое деление затрат позволяет руководству предприятия организовывать внутренние хозяйственные расчеты между производственными единицами и определять себестоимость производства продукции. Учет затрат по центрам ответственности отражает их связь с организационной структурой, принятой на предприятии. Затраты, в соответствии со сферами и функциями деятельности, подразделяются на снабженческие, технологические, коммерческие и административно-управленческие. Такая классификация способствует организации функционального учета, в соответствии с которым затраты предприятия первоначально группируются по сферам и функциям деятельности, а только затем – по объектам возникновения. Функциональный учет производственных затрат необходим для упрочения внутрихозяйственных расчетов и укрепления связей между центрами затрат, с его помощью обеспечивается предоставление более точной управленческой отчетности о понесенных затратах. Применение функционального учета помогает менеджменту при принятии экономически обоснованных решений по ассортименту выпускаемой продукции, его составу и цене, путям сбыта продукции, а также направлено на повышение эффективности предприятия. Основной целью разработки и внедрения системы сбалансированного управления затратами на предприятии является информационное сопровождение процессов при принятии и выполнении требуемых управленческих решений. Для реализации учетных процессов затраты предприятия делят по их составу, экономическому содержанию и роли в технологии производства продукции, относительно объемов производства, способа и длительности включения в себестоимость готовой продукции и т.д. Далее рассмотрим затраты как объект управления на предприятии. 1.2 ЗАТРАТЫ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Применение приведенной классификации затрат (приложение А) направлено на повышение качества управления затратами и повышение эффективности управленческого учета, усиление, выявление производственных резервов в целях повышения рентабельности предприятия. Отметим особенности затрат как объекта управления : * динамизм - затраты предприятия постоянно изменяются, * затраты многообразны, из чего следует многообразие методов управления затратами; * совершенно точных способов учета и оценки затрат не существует; * влияние затрат на экономический результат отличается сложностью и противоречивостью. Например, увеличить прибыль предприятия можно путем снижения производственных затрат, что можно обеспечить увеличением вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совершенствованием техники и технологий; в то же время высокий уровень прибыли при производстве продукции может существенно снижаться за счет затрат на ее утилизацию и т.п. В целях эффективного управления затратами необходимо построение внутреннего экономического учета доходов и расходов на предприятии. Это позволяет выявлять реальные экономические результаты, не ограничиваясь бухгалтерскими. Среди важнейших задач управления затратами предприятия необходимо выделить : * рост эффективности деятельности организации; * распределение затрат по функциям управления; * определение затрат по предприятию в целом и по структурным подразделениям в частности; * калькулирование себестоимости – расчет затрат на единицу продукции (работ, услуг); * формирование информационной базы, дающей возможность оценивать затраты при принятии управленческих решений; * создание эффективных методов и средств измерения и контроля затрат; * выявление резервов экономии затрат на всех этапах производственного процесса и во всех подразделениях предприятия; * рациональный выбор методов нормирования затрат; * осуществление анализа затрат для обоснования управленческих решений, направленных на совершенствование производственных процессов, оптимизацию загрузки производственных мощностей, прогнозирование объемов производства и сбыта. Перечисленные задачи необходимо решать в комплексе. Только такой подход может быть эффективным. Выделим следующие этапы процесса управления затратами : * прогнозирование и планирование (включая составление сметы затрат и расчет себестоимости продукции); * организация управления затратами (определяется, кто, за какой период времени, с использованием какого вида информации и нормативов, какими методами управляет затратами; выявляются места возникновения затрат и зоны ответственности; формируется система линейных и функциональных взаимосвязей руководителей и подчиненных, ответственных за управление затратами); * учет затрат (финансовый и управленческий учет, отслеживание затрат); * анализ и контроль затрат для выработки обоснованных решений по их оптимизации (сравнение фактических и плановых затрат, факторный анализ, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их устранению); * выработка управленческих решений по улучшению системы управления затратами; * организация необходимого документооборота. При этом необходимо соблюдать следующие принципы управления затратами : * методическое единство управления на разных уровнях; * непрерывность управления затратами предприятия на всех стадиях жизненного цикла – от создания продукции до ее утилизации; * оптимизацию затрат в сочетании с высоким качеством продукции (работ, услуг); * использование взаимозаменяемости ресурсов для снижения затрат; * реализацию действенных способов снижения уровня затрат; * повышение качества информационного обеспечения управления затратами; * обеспечение заинтересованности всех подразделений предприятия и каждого работника в достижении экономии затрат. Соблюдение перечисленных принципов управления затратами формирует основу для обеспечения рыночной конкурентоспособности предприятия. Главными функциями системы управления затратами являются: прогнозирование и планирование, учет, мониторинг, анализ, контроль, координация и регулирование затрат. Важное значение в управлении затратами имеет их эффективная организация. При этом должны быть определены места возникновения затрат и центры ответственности. Формируется система взаимодействия менеджеров и ответственных за управление затратами сотрудников, встроенная в организационную структуру предприятия. Координация и корректировка затрат осуществляются с помощью нормативного метода. При этом фактические затраты сопоставляются с плановыми затратами, определяются отклонения и вырабатываются оперативные меры по их ликвидации. Своевременная корректировка и регулирование затрат способствуют предотвращению серьезных срывов в достижении целевых экономических результатов деятельности. Учет в качестве элемента управления затратами необходим для формирования информации, используемой при принятии экономически обоснованных решений. Выделяют два вида учета: производственный и финансовый . В рамках производственного учета осуществляется учет затрат на производство и, на его основе, калькуляция себестоимости продукции. В процессе своего развития производственный учет модифицировался в управленческий учет. В настоящее время управленческий учет является ключевым инструментом управления предприятием. В то же время, производственный и управленческий учет не равны друг другу. Так, в рамках производственного учета осуществляется отражение затрат на производство, а на основе управленческого – анализ ситуации, выработка решений, а также изучение запросов получателей информации и анализ отклонений от нормативных затрат. В рамках управленческого учета формируется информация для менеджмента организации, позволяющая принимать экономически обоснованные решения. Финансовый учет генерирует информацию для внешних пользователей, позволяет сопоставлять затраты с доходами и определять финансовый результат. Благодаря функции контроля в системе управления затратами обеспечивается обратная связь на основе сравнения плановых и фактических затрат. Результативность контроля обеспечивается с помощью корректирующих управленческих действий, нацеленных на обеспечение соответствия фактических и плановых затрат. Если планы не могут быть выполнены в связи с изменившимися экономическими условиями, плановые затраты корректируются. Одним из элементов функции контроля в системе управления затратами является анализ затрат. Он предшествует управленческим решениям и производственным действиям, служит для их обоснования и подготовки. Анализ позволяет оценивать рациональность использования производственных ресурсов предприятия, выявлять резервы снижения производственных затрат, формировать основу для принятия обоснованных управленческих решений. Важным элементом системы управления затратами является стимулирование. Это такое воздействие на участников производственного процесса, которое побуждает их не только соблюдать плановые затраты, но и находить пути их снижения. Для мотивации такого поведения служат и материальные, и моральные стимулы. Система управленческого контроля включает в себя три базовых блока : * организационную структуру реализации управленческого контроля; * мотивационные атрибуты управленческого контроля; * информационные потоки, необходимые для управленческого контроля. Эта система функционирует в пределах организационной модели предприятия и зависит от ее типа. При применении линейно-функциональной структуры на предприятии управленческий контроль реализуется «по вертикали»: вышестоящий руководитель курирует деятельность нижестоящего сотрудника. Такая система отличается высоким уровнем концентрации деятельности в руках аппарата управления и контролем всех сторон организационной деятельности. В дивизиональной организационной структуре менеджер дивизиона реализует контроль текущей деятельности своего функционального подразделения, в первую очередь – выручки, затрат и прибыли. Аппарат управления контролирует лишь конечные показатели эффективности дивизиона – прибыль и рентабельность. Кроме того, к его функциям относится контроль за исполнением стратегически важных решений и ведением единой экономической политики в рамках предприятия. В матричной структуре центрами затрат являются функциональные отделы, а центрами инвестиций – проекты. Менеджеры функциональных отделов контролируют качество выполняемых работ и эффективность использования ресурсов, а также затраты своих отделов. Наиболее часто используется линейно-функциональная структура организации, при которой линейные подразделения выполняют основную производственную деятельность, а функциональные оказывают им специализированную поддержку. Для обеспечения эффективности системы управленческого контроля за затратами, наряду с организационной структурой, важное значение имеют психологические аспекты, определяющие мотивационные факторы. С учетом этих факторов система управленческого контроля должна отражать такие аспекты, как : * достижимость целей, сформулированных в рамках управленческого контроля за затратами; * широкое привлечение работников низового и среднего звена к постановке целей и задач, составлению планов и анализу их выполнения, что позволяет им полнее реализовать свои компетенции, проявлять самостоятельность и одновременно чувствовать себя частью команды, нацеленной на улучшение позиций и стабильности предприятия на конкурентном рынке; * гласность целей, задач, процедур и результатов контроля управления затратами, чтобы каждый сотрудник знал, что от него требуется и по каким принципам будут оцениваться результаты его работы. В системе управления затратами большую ценность имеет информация. Наличие своевременной, достоверной и актуальной информации обеспечивает нормальную деятельность предприятия, включая эффективное функционирование системы управленческого контроля. В связи с этим, для оптимизации деятельности предприятия следует уделять приоритетное внимание оптимизации информационных потоков. Информация по операционной деятельности предприятия должна обладать такими характеристиками, как : * своевременность, т.е. поступать в то время, когда есть необходимость ее анализировать; * достоверность; * полезность (совокупный эффект от использования информации должен быть выше затрат на ее получение); * полнота; * понятность; * постоянство поступления. Только информация, обладающая указанными свойствами, имеет ценность и может использоваться в целях управления затратами. В управлении затратами одно из самых важных мест занимает бюджетирование. Под бюджетированием понимается комплекс технологий управления затратами предприятия на основе анализа отклонений отчетных показателей деятельности от плановых («бюджетных») . Бюджетирование – важный инструмент управления предприятием. Бюджет является совокупным выражением планов, инструментом координации и контроля за их выполнением. Бюджеты составляются как в целом для предприятия, так и для отдельных его подразделений. К функциям бюджетирования относятся: * планирование операций, направленных на реализацию целей организации; * координация различных видов деятельности организации и работы ее отдельных структурных подразделений, а также согласование интересов отдельных сотрудников и групп в рамках организации; * принятие решений и распределение полномочий между менеджерами различных уровней; * оценка результатов текущей деятельности, выявление отклонений от бюджетных параметров; * стимулирование и мотивация персонала; * контроль выполнения бюджетных показателей и анализ причин отклонений фактических результатов от плановых значений. Важно, что в процессе бюджетирования участвует как руководство предприятия, так и производственные подразделения. На уровне руководства высшего ранга формируется обобщенный бюджет, а на уровне подразделений – детальные бюджеты на кварталы и месяцы. Внедрение системы бюджетирования на предприятии сопряжено с рядом особенностей финансовой структуры : 1) надо учитывать, что финансовая структура чаще всего соответствует организационной структуре предприятия, но не является ее полным аналогом. Это – иерархическая система центров ответственности, объединяющая подразделения компании в рамках реализации управления финансами, ведения учета, разработки планов и составления отчетности. В рамках финансовой структуры организуется финансовое планирование, составляется отчетность, определяются финансовые результаты деятельности. Центром финансовой структуры является финансовая служба, которая возглавляется финансовым директором. Центры ответственности могут включать в себя группу специализированных подразделений, одно подразделение или определенны сотрудников, выполняющих некие финансовые функции; 2) наличие отчетных периодов бюджетирования, представляющих собой «иерархическое дерево» временных периодов, в течение которых осуществляются планирование и учет. Периоды бюджетирования самостоятельно определяются на каждом предприятии в зависимости от особенностей его работы и требований, предъявляемых акционерами и менеджментом. Самыми распространенными являются периоды бюджетирования «год – квартал – месяц»; 3) необходимо создание системы документооборота, позволяющей руководителям центров финансовой ответственности обеспечивать ежедневный оперативный контроль затрат, что дает возможность управлять затратами в режиме реального времени. Результатом реализации системы бюджетирования должно быть обеспечение качественного управления затратами во всех подразделениях предприятия, ежемесячное определение финансово-экономических результатов, мер по стимулированию, необходимых корректировок бюджета на следующий месяц. Современными методами управления затратами считаются : * метод нормативного планирования затрат стандарт-кост; * метод учета в себестоимости прямых расходов директ-костинг; * управление производственными затратами по системе точно в срок; * стратегический анализ затрат (SCA); * учет затрат с распределением по видам деятельности (ABC); * функционально-стоимостной анализ (ФСА). Далее охарактеризуем методы управления затратами, наиболее часто используемые в современной экономике. Стандарт-кост является одним из эффективных инструментов управления затратами предприятия. В основе данного метода лежит учет и контроль затрат в пределах установленных лимитов и нормативов и отклонений от них. Стандарт-кост в качестве метода нормативного определения затрат возник в США в начале XX века. Термин «стандарт-кост» состоит из двух слов: «стандарт», означающий количество необходимых для производства продукции затрат (трудовых и материальных) или запланированные заранее затраты на производство единицы продукции или оказания услуг, и «кост» – это затраты, приходящиеся на единицу продукции . Таким образом, стандарт-кост в прямом смысле слова означает стандартные (нормативные) затраты. Этот метод направлен, прежде всего, на осуществление контроля за использованием прямых издержек производства. При этом для контроля накладных расходов используются смежные калькуляции. Метод стандарт-кост удовлетворяет запросы менеджмента в качестве инструмента для контроля производственных затрат. С учетом установленных нормативов можно заранее рассчитать величину предполагаемых затрат на производство и реализацию продукции, скалькулировать плановую себестоимость единицы продукции, что необходимо для формирования цен, а также составить прогноз ожидаемых доходов будущего периода. При такой системе информация о возникающих отклонениях используется менеджментом для принятия оперативных управленческих решений. Широко распространено применение такого метода затрат, как директ-костинг. В условиях рыночных отношений успешное управление коммерческой деятельностью организации во многом зависит от качества получаемой управленческой информации. При описании метода «директ-костинг» в отечественной экономической литературе часто используется термин «учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости». Основным показателем в системе директ-костинг служит маржинальный доход. С его помощью определяется нулевой уровень рентабельности производства, устанавливается цена, обеспечивающая безубыточную реализацию продукции, формируется ассортиментная политика и т.д. В отечественную экономическую теорию и практику термин «директ-костинг» вошел не так давно. В современных условиях выделяют два варианта метода директ-костинг: - простой директ-костинг, который основан на использовании информации только о переменных затратах; - развитый директ-костинг, согласно которому в себестоимость продукции, вместе с переменными затратами, включаются также и прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции. Система директ-костинг основана на делении затрат предприятия на постоянные и переменные в соответствии с изменениями объемов производства на предприятии. При этом себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между доходами от продажи и переменными затратами на производство продукции определяет маржинальный доход предприятия. Таким образом, постоянные расходы при расчете себестоимости продукции исключаются и относятся на уменьшение общей прибыли. Метод управления производством по системе «точно в срок» (just in time) возник в Японии в середине 70-х годов XX в. в компании «Тойота». В настоящее время он успешно применяется во многих компаниях различных стран. Суть этого метода заключается в том, чтобы свести к минимуму производство крупных партий продукции «на склад». Вместо этого осуществляется непрерывно-поточное производство, материальное снабжение производственных цехов и участков производится настолько небольшими партиями, что, по существу, превращается в поштучное. При такой системе наличие товарно-материальных запасов рассматривается как негативный фактор, затрудняющий обеспечение эффективности. Большой объем материальных запасов, требуя значительных затрат на поддержание, отрицательно сказывается на финансовой устойчивости, мобильности и конкурентоспособности предприятия. Главной задачей системы «точно в срок» является ликвидация любых избыточных запасов и расходов и эффективное использование производственных резервов предприятия. Стратегический анализ затрат (SCA). В целях обеспечения эффективной координации производства менеджменту предприятия необходим синтезированный метод анализа затрат и их оптимизации по всем статьям затрат. Этот метод учета затрат в экономической литературе получил название Cost Management. При его использовании фокус был перенесен с калькуляции затрат на бюджетирование и применение систем их учета. В 1990-х гг. на базе общей теории Сost Мanagement был предложен новый метод учета производственных затрат - стратегический анализ затрат (Strategic Cost Analysis – SCA). Метод стратегического анализа затрат является важнейшей составляющей Сost Мanagement. Он основан на использовании термина value chain (цепочка создания стоимости). Цепочка создания стоимости стала центральным объектом стратегического управления затратами. В рамках метода SCA деятельность предприятия понимается как цепочка создания потребительной стоимости (последовательность действий, направленных на создание стоимости продукта). Каждый элемент этой цепи оценивается как с позиции его необходимости в процессе производства, так и с позиции потребляемых им ресурсов. После этого определяется управляющий фактор– параметр, характеризующий затраты на выполнение конкретной операции. Посредством контроля управляющего фактора и трансформации цепи создания стоимости достигается рост конкурентоспособности. Задача SCA состоит в конструировании такой цепи создания стоимости, при которой фактическая себестоимость не превышала бы целевую. Учет затрат по работам (ABC). Метод «Activity Based Costing» (или АВС) понимается как учет затрат по видам работ. Он возник вследствие происходящих экономических изменений - изменились взгляды на подходы к учету затрат и расчету себестоимости продукции. Поиск более совершенных методов получения объективных данных о затратах привел к созданию метода АВС, в соответствии с которым организация рассматривается как система рабочих операций, обусловливающих ее специфику. В проц....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: