VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Патентная система налогообложения анализ практики применения и перспективы развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011834
Тема: Патентная система налогообложения анализ практики применения и перспективы развития
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования



«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет)



       Институт заочного и открытого образования





Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования



Допустить к защите:



Руководитель департамента

                                                    _____________ д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко



«_____» ____________ 2017г.



Выпускная квалификационная работа



на тему: «Патентная система налогообложения: анализ практики применения и перспективы развития»



Направление подготовки 38.03.01 «Экономика» 

Профиль «Налоги и налогообложение»



Выполнила: студентка группы 

ДЭН4-1с



Жаткина Юлия Викторовна________         

                                                                                                                                           (ФИО полностью)



__________________________________

                                                                                                                          (подпись)

   





                 Руководитель



К.э.н., профессор/профессор________

                                                                                                             (ученая степень, ученое звание)



Малис Нина Ильинична____________

                                                                                                                                  (ФИО полностью, подпись)













Москва — 2017

СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ	6

	1.1. Специальные налоговые режимы:  сущность, назначение и их применение	6

	1.2. Экономическое содержание патентной системы налогообложения как формы вмененного налогообложения	15

	1.3.  Налоговые каникулы как мера стимулирования самозанятости населения Оренбургской области, применяющего патентную систему налогообложения в Российской Федерации	23

1.4. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения...29

	ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ	36

	2.1 Влияние патентной системы налогообложения на развитие индивидуального предпринимательства в РФ в 2010-2016 гг.	36

	2.2 Влияние введения патентной системы налогообложения на динамику налоговых доходов бюджета от выдачи патентов в РФ и ряде регионов страны в 2010-2016 гг.	42

	ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	48

	3.1. Проблемы патентного налогообложения и пути их решения	48

	3.2. Перспективы применения патентной системы налогообложения и отмены единого налога на вмененный доход	58

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	63

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	67

	ПРИЛОЖЕНИЕ	70




ВВЕДЕНИЕ



Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность ведения бизнеса на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, находясь в правовом поле РФ, предприниматель обязан уплачивать налоги и сборы, предусмотренные российским налоговым законодательством. При этом, в настоящее время предприниматель обладает свободой выбора режима налогообложения.  

Так как индивидуальные предприниматели в нашей стране, как правило, заняты в малом бизнесе, то является логичным применение ими специальных налоговых режимов, позволяющих заменить единым налогом сразу несколько налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, что существенно снижает как налоговое, так и административное бремя предпринимателей. Следует отметить, что применение отдельных специальных налоговых режимов возможно при соблюдении ограничений, установленных налоговым законодательством. 

В настоящее время индивидуальные предприниматели, занятые в малом бизнесе, выбирают такие специальные налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения (самый распространенный и популярный в малом бизнесе тип налогового режима), единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения. При этом выбор режима налогообложения осуществляется исходя из следующих факторов: вид деятельности, количество работников, регулярность и равномерность получения доходов, размер получаемого дохода, региональные особенности налоговых режимов, льготная налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков, возможность правильного документального подтверждения расходов, порядок выплат страховых взносов индивидуального предпринимателя за себя и за работников.

Для стабильного развития экономики любого государства малый бизнес выполняет важнейшие функции. На его долю в экономически развитых странах приходится половина производства ВВП: в США - 50%, в Китае - 60%. В европейских странах предприятия малого бизнеса обеспечивают 70% рабочих мест. В нашей стране уровень малого и среднего бизнеса еще не достиг таких показателей, хотя по востребованности видов деятельности, относящихся к этому сегменту рынка, у него есть все шансы. Но вопрос стоит не только в востребованности, а главное в комфортных условиях ведения бизнеса. При рыночных отношениях, в отличие от административно-командных, метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность заменяется преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги являются инструментом государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. Поэтому создание упрощенной системы налогообложения, как специального режима с особым порядком исчисления и уплаты налогов должно позитивно сказаться на развитии малого бизнеса. 

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательности для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. Упрощенная система налогообложения может применяться хозяйствующими субъектами на всей территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации, что установлено главой 26.2 НК РФ. Одной из разновидностей упрощенной системы налогообложения является патентная система налогообложения.

Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации.

Объектом выпускной квалификационной работы является практика применения патентной системы в России.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ практики применения патентной системы налогообложения, исследование ее проблем и направлений совершенствования.

Исходя из поставленной цели определены задачи исследования:

- рассмотреть экономическое содержание патентной системы налогообложения как формы вмененного налогообложения;

- показать влияние патентной системы налогообложения на развитие индивидуального предпринимательства в РФ в 2010-2016 гг.;

- показать влияние введения патентной системы налогообложения на динамику налоговых доходов бюджета от выдачи патентов в РФ и ряде регионов страны в 2010-2016 гг.;

- рассмотреть проблемы патентного налогообложения и пути их решения;

- показать перспективы применения патентной системы налогообложения и отмены единого налога на вмененный доход.

Информационной базой исследования является Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовая база федерального, регионального и местного уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. 

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Кущ Е.Н., Баландина А.С., Ермошкина Ю.А., Митрофанова И.А., Потокин К.С., Артемова Н.В., Лысенко Д., Коршунов Л.А., Тищук М.О., и других, посвященные проблемам оптимизации и совершенствования патентной системы налогообложения. 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



1.1. Специальные налоговые режимы:  сущность, назначение и их применение





Данные по формам статистической налоговой отчетности по УСН

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (млн. руб.) 106170,6 130028,2 148698,5 175284,1 188993,2 205571,8 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по УСН (ед./чел.) 1962167 2187406 2334715 2427473 2477878 2511308

На рис. 1.1 более наглядно показано изменение количества налогоплательщиков за 2010-2015 гг.

Рисунок 1.1 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по УСН (ед./чел.) в России за 2010 – 2015 гг.

Единый сельскохозяйственный налог регулируется главой 26.1 НК РФ. Он предназначен для оказания поддержки всем отечественным сельскохозяйственным производителям.

Главная цель данного налога - углубить все изменения, произошедшие в аграрном секторе, укрепить доходную часть бюджета соответствующего уровня, создать различные экономические и правовые взаимоотношения между сельскохозяйственными предприятиями и органами власти, а также повысить социальную защиту жителей села.

ЕСХН вправе применять только сельскохозяйственные товаропроизводители (предприятие, частный предприниматель). К продукции сельского хозяйства относится продукция растениеводства, животноводства, лесного хозяйства и т.д. Но применение этого налога не осуществляется на предприятиях, которые занимаются исключительно переработкой такой продукции.

Если организация или ИП применяют ЕСХН, то они освобождаются от уплаты следующих видов налогов:

- НДФЛ (для ИП);

- НДС;

- налог на прибыль (для организаций);

- налог на имущество.

Организация и ИП могут применять такой налог только в том случае, если их доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 % от всего дохода. А хозяйства, занимающиеся рыбным промыслом, также могут применять ЕСХН, но в таком случае, их доход от реализации рыбной продукции должен быть больше 70 %, а количество сотрудников не должно превышать 300 человек.

Объект налогообложения - это доходы, которые уменьшаются на величину расходов.

Налоговым периодом при применении данного налога считается календарный год, а отчетным периодом - полугодие. Ставка налога - 6 %.

Предприятию или ИП можно перейти на ЕСХН только один раз в году. Для этого необходимо поставить в известность налоговый орган о переходе на этот налог, но сделать это необходимо до 31 декабря.

Налогоплательщики обязаны вовремя производить авансовые платежи, которые уплачиваются не позднее 25 календарных дней, идущих после окончания отчетного периода. Сам же налог подлежит уплате не позже 31 марта следующего года.

Налог рассчитывается следующим образом:

ЕСХН = НБ * 6%,

где НБ - налоговая база, которая представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Для полноты информации приведем статистические данные по налоговой отчетности по данному налогу. Эти данные представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Данные по формам статистической налоговой отчетности по ЕСХН

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Налоговая база 50474951 69622958 65682233 65682233 86597036 121386713 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 119157 130147 146669 146669 98762 94014 Рисунок 1.2 показывает изменение количества налогоплательщиков данного налога с 2010 года по 2015 год.

Рисунок 2 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) в России за 2010-2015 гг.

Единый налог на вмененный доход регулируется главой 26.3 НК РФ. ЕНВД применяется только для определенных, отдельных видов деятельности, таких как организация общественного питания, оказание рекламных услуг, торговля и т.д. То есть на этот налог переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Полный список таких видов деятельности можно наиболее подробно изучить в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ.

Главной особенностью этого налога является абсолютная негибкость системы. Налогоплательщиками ЕНВД являются различные предприятия и ИП. Объектом налогообложения является вмененный доход, т.е. тот, получение которого потенциально возможно.

Ставка налога составляет 15 % от вмененного дохода. ЕНВД рассчитывается следующим образом:

ЕНВД = (БД * ФП * К1 * К2) * 15%,

где БД - это базовая доходность, т.е. она характеризует тот или иной вид деятельности в стоимостном выражении, для того чтобы рассчитать вмененный доход;

ФП - это физический показатель, косвенно характеризующий деятельность ИП;

K1 - это коэффициент-дефлятор, устанавливаемый Правительством РФ, который учитывает все изменения цен потребителей на различные товары и услуги в предшествующем году;

К2 - этот показатель является корректирующим коэффициентом базовой доходности, утверждаемый по каждому отдельному виду деятельности, работ, услуг;

БД*ФП*К1*К2 - это формула расчета вмененного дохода.

Налоговым периодом данного налога является квартал.

Данный вид налога позволяет некоторым налогоплательщикам, чьи доходы намного выше среднего уровня, уменьшить налоговые выплаты, а тем, у кого уровень доходов находится ниже среднего уровня, приходится переплачивать.

Для наибольшей полноты информации приведем статистические данные по налоговой отчетности по данному налогу. Эти данные представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Данные по формам статистической налоговой отчетности по ЕНВД

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (тыс. руб.) 64963088 72372747 71066135 79931429 70921586 77183305 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 2794674 2770333 2718308 2637887 2346563 2144105

Рисунок 1.3 показывает изменение количества налогоплательщиков ЕНВД с 2010 года по 2015 год.

Рисунок 3 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕНВД (ед./чел.) в России за 2010-2015 гг.

Патентная система налогообложения регулируется главой 26.5 НК РФ. Данная система налогообложения может использоваться только ИП, численность работников которых не должна превышать 15 человек, а доход от деятельности, на которую получен патент, превысил 60 млн. руб.

В принципе, патентную систему налогообложения нельзя назвать полной, так как в ней отсутствует сложная процедура учета и отчетности. Также данная система налогообложения является единственной, по которой в налоговый орган не сдаются налоговая декларация.

Для того чтобы применять ПСН, необходимо приобрести патент на выполнение какой-либо деятельности. Данный патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев.

К положительным сторонам такой системы налогообложения можно отнести довольно небольшую стоимость патента, также можно самостоятельно определить срок действия патента. Помимо этого можно купить несколько видов патентов для разных видов деятельности, а также страховые взносы в размере 20 % платятся только ПФ, но это не распространяется на розничную торговлю, общественное питание и сдачу в аренду недвижимости.

Но, несмотря на все положительные стороны ПСН, у нее есть также и отрицательные стороны. К таким можно отнести то, что патент могут приобрести только ИП, у которых количество работников не должно превышать 15 человек. Помимо этого, если патент приобретен для организации общественного питания или розничной торговли, то площадь помещения не должна превышать 50 кв. м. По данной системе налогообложения необходимо вести книгу, в которой будут учитываться полученные доходы на основе патента. Это необходимо для того, чтобы доход предпринимателя по патентному виду деятельности не превысил лимит 60 млн. руб. в год. Самым главным недостатком патентной системы налогообложения является оплата его авансом.

Налоговой ставкой по ПНС считается 6 %, налоговой же базой является потенциально возможный годовой доход. Но размер такого дохода не должен превышать 1 млн. руб., границы же минимального размера с 2015 года убраны.

С 2016 года для расчета этого налога введен коэффициент-дефлятор, который равен 1,329. Он увеличивает размер суммы максимального и минимального размера потенциально возможного дохода. Применение ПНС ИП освобождает их от уплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество.

На рисунке 1.4 представлено количество выданных патентов на выполнение какой-либо деятельности в России за 2010 - 2015 гг.

Рисунок 1.4 - Количество патентов, выдававшихся в России за 2010 - 2015 гг.

Рисунок 1.4 показывает увеличение выдаваемых патентов для выполнения разных видов деятельности на территории РФ за 2010-2015 гг.

Соглашение о разделе продукции. Данное соглашение регулируется главой 26.4 НК РФ. Налогоплательщиками являются инвесторы, вкладывающие свои денежные средства в разведку и разработку полезных ископаемых. Другой же стороной, выступающей в СРП, является государство, которое имеет гарантии в получении своей части прибыли от такой деятельности. Объектом налогообложения данного соглашения выступает прибыль, которая получена налогоплательщиком от выполнения соглашения, уменьшенная на величину расходов. Ставки налога в данной системе налогообложения применяются с коэффициентом 0,5.

Таким образом, в конце хочется подвести итог всему вышесказанному и сделать соответствующие выводы. Отметим, что специальные налоговые режимы применяются в России исключительно малыми, средними предприятиями и ИП, для того чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Известно, что именно эти предприятия составляют основу экономики страны, обеспечивая граждан дополнительными рабочими местами. Применение специальных налоговых режимов освобождает налогоплательщиков от уплаты различных видов налогов и сборов. При применении этих режимов можно самостоятельно определить элементы налогообложения. Это очень выгодно для производителей. В общем, специальные налоговые режимы служат для дальнейшего развития экономики страны.

доходов налоговая ставка равняется 6 %. Если же в качестве объекта налогообложения применяется величина доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговая ставка будет составлять 15%. Изменять объект налогообложения можно ежегодно.

Формулы расчета УСН:

1. Объект налогообложения - доходы

ЕН = СД * 6%,

где ЕН - единый налог;

СД - совокупный доход.

2. Объект налогообложения - расходы

ЕН = (СД – Р) * 15%

где ЕН - единый налог;

СД - совокупный доход;

Р - расходы.

При применении УСН происходит освобождение от уплаты различных налогов и сборов. Предприятия освобождаются от:

- уплаты налога на прибыль организации;

- уплаты налога на добавленную стоимость (НДС);

- уплаты налога на имущество организаций.

Для ИП происходит освобождение от:

- налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

- налога на добавленную стоимость (НДС);

- налога на имущество физических лиц.

Налоговым периодом в данной системе налогообложения является календарный год, а отчетными периодами - I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев.

Авансовые платежи организациями и ИП уплачиваются по итогам отчетных периодов, но не позже 25 - го числа месяца, который идет сразу же за отчетным периодом.

Декларация по данному режиму сдается в налоговый орган в следующие сроки:

- для предприятий: до 31 марта;

- для ИП: до 30 апреля.

Для того чтобы оценить масштаб применения УСН в России, в табл. 1.1 приведены данные по формам статистической налоговой отчетности.

Таблица 1.1

Упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ. УСН может применяться как предприятиями, так и индивидуальными предпринимателями (ИП). Но для них есть определенные ограничения. ИП могут перейти на УСН, только если средняя численность всех наемных рабочих не превышает 100 человек. Для предприятий же должны выполняться следующие условия:

- размер выручки не должен превышать 45 млн руб.;

- средняя численность работников не превышает 100 человек;

- вся стоимость амортизируемого имущества должна быть меньше или равна 100 млн. руб.;

- не должно быть филиалов и представительств;

- доля уставного капитала, которая принадлежит юридическим лицам, должна быть меньше или равна 25 %.

Организациям и ИП, которые решили перейти на УСН, необходимо уведомить об этом налоговый орган. Это должно быть сделано не позднее 31 декабря года, который предшествует тому, когда планируется переход. При этом налогоплательщиком выбирается объект налогообложения. Это могут быть доходы или

1.1. Специальные налоговые режимы: сущность, назначение и их применение

В современном мире государство с целью стимулирования экономики страны применяет различные налоговые режимы, которые оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие хозяйства. Наравне с общим режим режимом налогообложения, который характерен преимущественно для крупных предприятий, существуют еще и специальные налоговые режимы, которые применяют малые и средние предприятия. Возможность применения этих режимов прописывается в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Специальные налоговые режимы позволяют самостоятельно определять элементы налогообложения, помимо этого при применении этих режимов происходит освобождение от оплаты определенных налогов и сборов.

Главной целью специальных налоговых режимов является уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, вследствие этого происходит рост налоговых поступлений в бюджет государства.

К перечню специальных налоговых режимов относятся:

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);



Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность ведения бизнеса на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, находясь в правовом поле РФ, предприниматель обязан уплачивать налоги и сборы, предусмотренные российским налоговым законодательством. При этом, в настоящее время предприниматель обладает свободой выбора режима налогообложения.

Так как индивидуальные предприниматели в нашей стране, как правило, заняты в малом бизнесе, то является логичным применение ими специальных налоговых режимов, позволяющих заменить единым налогом сразу несколько налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, что существенно снижает как налоговое, так и административное бремя предпринимателей. Следует отметить, что применение отдельных специальных налоговых режимов возможно при соблюдении ограничений, установленных налоговым законодательством

выбор режима налогообложения осуществляется исходя из следующих факторов: вид деятельности, количество работников, регулярность и равномерность получения доходов, размер получаемого дохода, региональные особенности налоговых режимов, льготная налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков, возможность правильного документального подтверждения расходов, порядок выплат страховых взносов индивидуального предпринимателя за себя и за работников.

Для стабильного развития экономики любого государства малый бизнес выполняет важнейшие функции. На его долю в экономически развитых странах приходится половина производства ВВП: в США - 50%, в Китае - 60%. В европейских странах предприятия малого бизнеса обеспечивают 70% рабочих мест. В нашей стране уровень малого и среднего бизнеса еще не достиг таких показателей, хотя по востребованности видов деятельности, относящихся к этому сегменту рынка, у него есть все шансы. Но вопрос стоит не только в востребованности, а главное в комфортных условиях ведения бизнеса. При рыночных отношениях, в отличие от административно-командных, метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность заменяется преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги являются инструментом государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. Поэтому создание упрощенной системы налогообложения, как специального режима с особым порядком исчисления и уплаты налогов должно позитивно сказаться на развитии малого бизнеса.

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательности для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. Упрощенная система налогообложения может применяться хозяйствующими субъектами на всей территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации, что установлено главой 26.2 НК РФ. Одной из разновидностей упрощенной системы налогообложения является патентная система

В современном мире государство с целью стимулирования экономики страны применяет различные налоговые режимы, которые оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие хозяйства. Наравне с общим режим режимом налогообложения, который характерен преимущественно для крупных предприятий, существуют еще и специальные налоговые режимы, которые применяют малые и средние предприятия. Возможность применения этих режимов прописывается в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Специальные налоговые режимы позволяют самостоятельно определять элементы налогообложения, помимо этого при применении этих режимов происходит освобождение от оплаты определенных налогов и сборов. 

Главной целью специальных налоговых режимов является уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, вследствие этого происходит рост налоговых поступлений в бюджет государства. 

К перечню специальных налоговых режимов относятся: 

- упрощенная система налогообложения (УСН); 

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН); 

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД); 

- патентная система налогообложения (ПСН); 

- соглашение о разделе продукции (СРП).

Упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ. УСН может применяться как предприятиями, так и индивидуальными предпринимателями (ИП). Но для них есть определенные ограничения. ИП могут перейти на УСН, только если средняя численность всех наемных рабочих не превышает 100 человек. Для предприятий же должны выполняться следующие условия:

- размер выручки не должен превышать 45 млн руб.;

- средняя численность работников не превышает 100 человек;

- вся стоимость амортизируемого имущества должна быть меньше или равна 100 млн. руб.;

- не должно быть филиалов и представительств;

- доля уставного капитала, которая принадлежит юридическим лицам, должна быть меньше или равна 25 %.

Организациям и ИП, которые решили перейти на УСН, необходимо уведомить об этом налоговый орган. Это должно быть сделано не позднее 31 декабря года, который предшествует тому, когда планируется переход. При этом налогоплательщиком выбирается объект налогообложения. Это могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. При применении в качестве объекта налогообложения доходов налоговая ставка равняется 6 %. Если же в качестве объекта налогообложения применяется величина доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговая ставка будет составлять 15%. Изменять объект налогообложения можно ежегодно.

Формулы расчета УСН:

1. Объект налогообложения - доходы

ЕН = СД * 6%,

где ЕН - единый налог; 

СД - совокупный доход.

2. Объект налогообложения - расходы

ЕН = (СД – Р) * 15%

где ЕН - единый налог;

СД - совокупный доход;

Р - расходы.

При применении УСН происходит освобождение от уплаты различных налогов и сборов. Предприятия освобождаются от:

- уплаты налога на прибыль организации;



Данные по формам статистической налоговой отчетности по УСН

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (млн. руб.) 106170,6 130028,2 148698,5 175284,1 188993,2 205571,8 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по УСН (ед./чел.) 1962167 2187406 2334715 2427473 2477878 2511308

На рис. 1.1 более наглядно показано изменение количества налогоплательщиков за 2010-2015 гг.

Рисунок 1.1 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по УСН (ед./чел.) в России за 2010 – 2015 гг.

Единый сельскохозяйственный налог регулируется главой 26.1 НК РФ. Он предназначен для оказания поддержки всем отечественным сельскохозяйственным производителям.

Главная цель данного налога - углубить все изменения, произошедшие в аграрном секторе, укрепить доходную часть бюджета соответствующего уровня, создать различные экономические и правовые взаимоотношения между сельскохозяйственными предприятиями и органами власти, а также повысить социальную защиту жителей села.

ЕСХН вправе применять только сельскохозяйственные товаропроизводители (предприятие, частный предприниматель). К продукции сельского хозяйства относится продукция растениеводства, животноводства, лесного хозяйства и т.д. Но применение этого налога не осуществляется на предприятиях, которые занимаются исключительно переработкой такой продукции.

Если организация или ИП применяют ЕСХН, то они освобождаются от уплаты следующих видов налогов:

- НДФЛ (для ИП);

- НДС;

- налог на прибыль (для организаций);

- налог на имущество.

Организация и ИП могут применять такой налог только в том случае, если их доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 % от всего дохода. А хозяйства, занимающиеся рыбным промыслом, также могут применять ЕСХН, но в таком случае, их доход от реализации рыбной продукции должен быть больше 70 %, а количество сотрудников не должно превышать 300 человек.

Объект налогообложения - это доходы, которые уменьшаются на величину расходов.

Налоговым периодом при применении данного налога считается календарный год, а отчетным периодом - полугодие. Ставка налога - 6 %.

Предприятию или ИП можно перейти на ЕСХН только один раз в году. Для этого необходимо поставить в известность налоговый орган о переходе на этот налог, но сделать это необходимо до 31 декабря.

Налогоплательщики обязаны вовремя производить авансовые платежи, которые уплачиваются не позднее 25 календарных дней, идущих после окончания отчетного периода. Сам же налог подлежит уплате не позже 31 марта следующего года.

Налог рассчитывается следующим образом:

ЕСХН = НБ * 6%,

где НБ - налоговая база, которая представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Для полноты информации приведем статистические данные по налоговой отчетности по данному налогу. Эти данные представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Данные по формам статистической налоговой отчетности по ЕСХН

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Налоговая база 50474951 69622958 65682233 65682233 86597036 121386713 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 119157 130147 146669 146669 98762 94014 Рисунок 1.2 показывает изменение количества налогоплательщиков данного налога с 2010 года по 2015 год.

Рисунок 2 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) в России за 2010-2015 гг.

Единый налог на вмененный доход регулируется главой 26.3 НК РФ. ЕНВД применяется только для определенных, отдельных видов деятельности, таких как организация общественного питания, оказание рекламных услуг, торговля и т.д. То есть на этот налог переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Полный список таких видов деятельности можно наиболее подробно изучить в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ.

Главной особенностью этого налога является абсолютная негибкость системы. Налогоплательщиками ЕНВД являются различные предприятия и ИП. Объектом налогообложения является вмененный доход, т.е. тот, получение которого потенциально возможно.

Ставка налога составляет 15 % от вмененного дохода. ЕНВД рассчитывается следующим образом:

ЕНВД = (БД * ФП * К1 * К2) * 15%,

где БД - это базовая доходность, т.е. она характеризует тот или иной вид деятельности в стоимостном выражении, для того чтобы рассчитать вмененный доход;

ФП - это физический показатель, косвенно характеризующий деятельность ИП;

K1 - это коэффициент-дефлятор, устанавливаемый Правительством РФ, который учитывает все изменения цен потребителей на различные товары и услуги в предшествующем году;

К2 - этот показатель является корректирующим коэффициентом базовой доходности, утверждаемый по каждому отдельному виду деятельности, работ, услуг;

БД*ФП*К1*К2 - это формула расчета вмененного дохода.

Налоговым периодом данного налога является квартал.

Данный вид налога позволяет некоторым налогоплательщикам, чьи доходы намного выше среднего уровня, уменьшить налоговые выплаты, а тем, у кого уровень доходов находится ниже среднего уровня, приходится переплачивать.

Для наибольшей полноты информации приведем статистические данные по налоговой отчетности по данному налогу. Эти данные представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Данные по формам статистической налоговой отчетности по ЕНВД

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (тыс. руб.) 64963088 72372747 71066135 79931429 70921586 77183305 Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 2794674 2770333 2718308 2637887 2346563 2144105

Рисунок 1.3 показывает изменение количества налогоплательщиков ЕНВД с 2010 года по 2015 год.

Рисунок 3 - Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по ЕНВД (ед./чел.) в России за 2010-2015 гг.

Патентная система налогообложения регулируется главой 26.5 НК РФ. Данная система налогообложения может использоваться только ИП, численность работников которых не должна превышать 15 человек, а доход от деятельности, на которую получен патент, превысил 60 млн. руб.

В принципе, патентную систему налогообложения нельзя назвать полной, так как в ней отсутствует сложная процедура учета и отчетности. Также данная система налогообложения является единственной, по которой в налоговый орган не сдаются налоговая декларация.

Для того чтобы применять ПСН, необходимо приобрести патент на выполнение какой-либо деятельности. Данный патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев.

К положительным сторонам такой системы налогообложения можно отнести довольно небольшую стоимость патента, также можно самостоятельно определить срок действия патента. Помимо этого можно купить несколько видов патентов для разных видов деятельности, а также страховые взносы в размере 20 % платятся только ПФ, но это не распространяется на розничную торговлю, общественное питание и сдачу в аренду недвижимости.

Но, несмотря на все положительные стороны ПСН, у нее есть также и отрицательные стороны. К таким можно отнести то, что патент могут приобрести только ИП, у которых количество работников не должно превышать 15 человек. Помимо этого, если патент приобретен для организации общественного питания или розничной торговли, то площадь помещения.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.