- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Паронимы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011029 |
Тема: | Паронимы |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» Институт педагогического образования и социальных технологий Кафедра педагогики и психологии начального образования Направление подготовки «Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование» Реферат По русскому языку «Паронимы» Автор: Студентка 2 курса 21-Б группы заочной формы обучения Гаранина Татьяна Сергеевна Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Цветкова Светлана Петровна Тверь-2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Анализ одного педагогического вузовского учебника 4 Требования к освоению программ по русскому языку и литературе и методы оценки предметных результатов достижений учащихся основной школы 9 Анализ школьного учебника 23 Анализ опытов педагогов практиков по использованию лингвистического материала на уроках русского языка 31 Заключение 36 Список литературы 20 Введение Паронимы как феномен лексической системы русского языка в качестве объекта специального целенаправленного изучения стали привлекать внимание лингвистов значительно позже, чем синонимы, антонимы, омонимы, категории и явления словообразования. Возрастание интереса к паронимам русского, языка сравнительно быстрая стабилизация целенаправленного исследовательского внимания к ним современной научной литературе могут быть объяснены, с одной стороны, уточнением объекта наблюдений изучения, с другой стороны - той заметной ролью, какую играет патронимия в арсенале средств выразительности, особенно художественной литературе и публицистики. Наиболее распространенное, традиционное понимание паронимов охватывает сопоставление слов, имеющих любое звуковое сходство, т.е. и слов со случайным подобием их фонетического облика, и слов родственных, однокоренных. Такое понимание паронимов идет от античных риторик и в оконечном итоге сводится к парономазии - стилистическому приему, состоящему в нарочитом сближении слов, которые имеют какой-либо звуковое сходство. В 60-е годы складывается истолкование паронимов как слов однокоренных, принадлежащих к одной части речи или имеющих общее грамматические признаки и вместе с тем в силу словообразовательной «родственности» - обычно семантически соотнесенных друг другом. В дефиницию паронимов обычно включается такой структурный признак, как одинаковое ударение сопоставляемых слов. Уточненное понимание паронимов предлагает их изучение в аспектах системных отношений лексики конкретного языка. Параномия является проблемной правильности литературной речи, проблемой культурной речи. Углубленное изучение сущности паронимов выяснение определенных системно обусловленных закономерностей словообразовательной и семантической соотнесенности сопоставляемых в паронимических рядах слов, общих и частичных особенностей их сочетаемости, призвано создать прочный фундамент для научного, теоретического обоснования и дальнейшего анализа культурно речевого аспекта паронимии и для правильности употребления паронимов в публицистике. Целью данной работы является исследование и анализ научной литературы паронимов в русском языке. В связи с постановленной целью в работе поставлены следующие задачи: -рассмотреть понятие о словах-паронимах; -изучить употребление паронимов в прессе; -исследовать частотность, правильность употребления паронимов в языке прессы. АНАЛИЗ ОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНИКА Использование паронимов в речи: Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешение. Неточность употребления паронимов является следствием разных причин. В одном случае их смешение возникает в результате сближения обозначаемых данными словами реалий типа: дно-днище, иголочный — игольный — игольчатый, чара — чарка, чаша — чашка. Характерно, что почти во всех подобных словах звуковое сходство незначительное, а ошибочное их смешение возможно. В другом случае причиной неверного употребления подобозвучных слов оказывается общность сферы применения называемых ими понятий, предметов, процессов, действий, качеств или сходство возникающих ассоциативных связей: брутто — нетто, ланцет — пинцет, лоцман — боцман, варка — варенье, формовой — формовочный, барокко — рококо. (16) Иногда неточность использования паронимов является следствием возможности их синонимического соединения и близости или тождества границ лексической сочетаемости: анекдотический (анекдотичный) поход, апатическое (апатичное) состояние. Тогда как в ряде других случаев такое сближение невозможно, приводит к ошибке: Это был совершенно анекдотичный (вместо анекдотический) рассказ; Он всегда казался каким-то апатическим (вместо апатичным). Возникновение речевой ошибки происходит и в результате не различения стилевой принадлежности слов. Нередко наблюдается сближение книжных, специальных слов с разговорными: антиномия смешивается со словом антимония; слов межстилевых, стилистически нейтральных — с разговорными или просторечными: бессмысленность с разговорным бессмыслица; гнилец — с просторечным гнильца; заржавленный — с разговорным заржавелый и просторечным устаревшим заржавый; зубастый — с разговорным зубатый. Смешению паронимичных слов способствуют также тесные семантические связи словообразовательных суффиксов: -н- и –ск-; -овит-, -ов- и -н-; -ство- и -ость- и других (изобретательский — изобретательный, деловитый — деловой — дельный, благоустройство — благоустроенность). Причиной смешения может явиться не различение мало знакомых носителю языка паронимичных слов. Именно этим можно объяснить смешение в речи слов ампир — вампир, дистанция — инстанция, экскаватор — эскалатор. Несмотря на то, что смешение паронимичных слов наблюдается нередко, то само явление паронимии — вполне закономерно. Новые паронимы возникают в русском языке постоянно. Этому способствует активно действующий в языке закон аналогии. А также специфика авторского употребления подобозвучных слов. Правильное употребление паронимов — необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их — признак невысокой речевой культуры. Стилистические функции паронимов: Паронимия как одно из языковых явлений с давних пор используется ораторами, писателями, поэтами, публицистами. Она лежит в основе создания особого рода стилистической фигуры, – так называемой парономазии, сущность которой состоит в намеренном смешении или в нарочитом столкновении паронимов: не туп, а дуб; и глух и глуп. Паронимы могут выполнять различные стилистические функции. Так, намеренное соединение подобозвучных слов является средством создания необычного образа с целью усиления его убедительности. Например, паронимы венец – венок в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»: И прежний сняв венок, — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него… (15) Паронимы используют и для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность; Из дверей сарая… вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. Паронимы нередко сопоставляются в тексте: Служить бы рад, — прислуживаться тошно; возможно и их противопоставление: Я жаждал дел, а не деяний. (15)Роль яркой, запоминающейся гиперболы, играют слова мор – море в стихотворении В. Маяковского «Левый марш»: Там за горами горя Солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!(15) Прием противопоставления паронимов, их сопоставления использовала нередко М. Цветаева и в стихах, и в прозе. Нередко употребление сходно звучащих слов лежит в основе каламбура и придает речи юмористический оттенок; благодаря совершенно неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые приобретают при этом новую образность и выразительность; например афоризм Э. Короткова: Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. Парономазия как одно из средств актуализации нередко используется в заголовках газетных публикаций: «Трубы и трубадуры», «Отходы и доходы», а также в названиях художественных произведений. Паронимы наряду с другими лексическими единицами, обладают немалыми потенциальными стилистическими возможностями, умелая реализация которых позволяет создавать запоминающийся образ, придавать речи особые эмоционально – экспрессивные оттенки, служить средством юмора, иронии, сатиры. Однако правильное использование подобных слов, как исконных, так и заимствованных, нередко сопряжено с трудностями. Например, не всегда учитывается различие в значении, а также стилистические функции исконных паронимов: бесплодие – бесплодность, дворовый – придворный, доходы – приходы.(5) Ошибочное употребление более вероятно при использовании паронимичных заимствований типа: антитеза – антитезис, изоляция – изолирование – изолированность, токсический – токсичный. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций. Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. ФГОС ООО включает в себя систему основных требований: - к результатам освоения ООП ООО - к структуре ООП ООО - к условиям реализации ООП ООО. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. При этом перед учителем встают новые задачи: * Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. * Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. * Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. * Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. * Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. * Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Обучение в сотрудничестве Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: * деление класса на группы для решения конкретных учебных задач; * выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными); * задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; * группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Вот один из видов работы с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Например, это могут быть темы творчества поэта либо при изучении биографических данных писателей этапы жизненного пути. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе. Затем происходит перегруппировка, и обсуждение идет среди участников одной темы, где вырабатывается наилучший вариант презентации своего материала. После чего учащиеся возвращаются в свои группы и рассказывают о результатах встречи экспертных групп. Вот еще одно из заданий. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья. В соответствии с этим, класс делится на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат. 1. Первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?» - В чем заключено счастье для автора этих строк? (радость от самого пребывания на земле) - А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? (Буратино, Колобок, лягушка-путешественница) 2. Вторая группа: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Эдуард Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие) -Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря») 3. Третья группа «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь) - Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася», «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.) 4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. (творчество) Примеры из литературы можете привести? ( «В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко). 5 группа «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других) - Кого из героев литературы и в жизни вы назовёте? (Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Данко из легенды Изергиль). Дифференцированный подход к обучению Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Так, при изучении деепричастного оборота возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими возможностями. 1 группа. А)Расставьте знаки препинания в предложениях. 2 группа. А) Расставьте знаки препинания в предложениях. Б) Подчеркните деепричастные обороты. 3 группа. А) Перестройте предложения в соответствии со схемами Принцип дифференциации может быть использован и в домашнем задании: Изучение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 1)Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч». 2)Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче. 3)Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа. Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. На таком уроке обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся и в общем способствуют формированию различных компетенций (знаний, умений, навыков). Не секрет, что современные учебники не всегда содержат в необходимом количестве задания, способствующие формированию УУД. Вот пример трансформации задания по русскому языку. Исходное задание. Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. (Приводятся предложения из рассказа Л.Кассиля). Возможный вариант трансформации задания: Составьте из данных предложений связный текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими. Обсудите в парах: 1) Каким этот текст является – письменным или записанным устным? 2) К кому он обращен? 3) Зачем Л. Кассиль нам его рассказывает? Далее возможны варианты: Вариант 1. Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители этого мальчика/девочки, которые спросили, что происходило во дворе. Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае? Вариант 2. Представьте, что вы стали свидетелем описанных Л. Кассилем событий и решили написать о поступке ребят в местную газету. Придумайте для этой заметки название. Подумайте над тем: 1) В каком стиле вы будете писать? 2) Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то) Объем заметки на ваше усмотрение. Такие задания способствуют развитию коммуникативных навыков. Интегрированные уроки Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Например, по теме «Определение научного понятия» (6-й класс) предлагаются следующие задания: Задание 1. Найдите в данных текстах специфические конструкции, свойственные научному стилю, с помощью которых можно дать понятие о научном предмете. 1) Природа – весь мир, который нас окружает. Это Солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами также являемся частью природы. 2) Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, животные, человек. Тела природы постоянно изменяются. Эти изменения называют явлениями. Задание 2. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Продолжительность года составляет 365 суток 5 час. 48 мин. 46 сек. Ось Земли сохраняет постоянное направление в пространстве. Прибор, который показывает, как происходит обращение Земли вокруг Солнца, называется теллурий (от лат. «теллус» – земля). (Г.С. Калинова и др. Естествознание.) Задание 3. Обратите внимание на правописание имен собственных (Земля, Солнце). В каком случае мы пишем эти слова с маленькой (строчной) буквы? Выпишите термины, необходимые для понимания текста (ось Земли, теллурий). Задайте к тексту вопросы. Перескажите текст, пользуясь изученными конструкциями. Поскольку в качестве материалов для уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое. Игровые технологии Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ? незаметных и тихих. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д. На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины. Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка. МЕ( )ОЛАД ЖЕЛ( )СИН ТАМ( )КА ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ КАР( )ЕМЕЦ ВАМ( )АМИДА ВОС( )АРЬ ВОК( )ЕЖЬ ПО( )ОТОК У( )ОВА ГОР( )ОЛАД НА( )НЯ ЗА( )ЕЦ СВИР( )НИК КАР( )НА ПО( )АТКА АМ( )АК ГО( )КОТ КОВ( )НЯ КАБ( )ОШКО ФОР()НИК Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Задание 3. Хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, дурак. Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки. Игровые технологии будут эффективными, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Метод проектов Что станет содержанием исследования по литературе и русскому языку? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее. На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Результат проектной деятельности: • словарик, • морфологический портрет слова, • энциклопедия одного слова, • сборник иллюстраций, • сборники собственных творческих работ, • стенгазета, • видео- или слайд-фильм, • лингвистический анализ текста, • публикация, • буклет, • презентация Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Информационные технологии Повысить интерес к изучаемым предметам, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал помогает использование информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе Компьютер стал привычным атрибутом на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности. ИКТ позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков Мы используем следующие варианты применения ИКТ: * создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем), * работа с ресурсами Интернет, * работа с интерактивной доской, * использование готовых обучающих программ, * разработка и использование собственных авторских программ. Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению, просматриваем фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат аудио-записи. Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Это может быть заочная экскурсия по литературным местам, знакомство с творчеством писателя, подготовительная работа к сочинению по картине… И эта работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельной работы по поиску информации, включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика. АНАЛИЗ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”: - Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста. Объясните свой выбор. Безымя(н,нн)ый мастер. Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски. - Объясните орфограммы и пунктограммы. - Как называются слова, заключённые в скобках? - Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.) - Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.) 1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. 2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. 3. Краски, растворимые в воде. 4. Способность к восприятию и различению запахов. 5. Очарование, притягательная сила. 6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. 7. Группа людей. 8. Овощ. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.) Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст) Кто прав? Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. - Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение) Возможные версии: 1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя. 3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения. Вывод: Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения. - А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию) - Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа в парах) Однокоренные Смешение в употреблении Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём) Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению. Слова “рыбий” и “рыбный”, “подпись” и “роспись” - паронимы. - Какие из слов в кроссворде являются паронимами? Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление) II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева. III. Тренировочные упражнения: 1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора. Настя Кувшинчикова говорит: - Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю… Вова Бутузов внушительно сказал: - Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1] (В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи) - В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов) Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать. 2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить): Вы мне ... решать это самому. Контролеру я ... свой пропуск. Я ... ему полную свободу действий. Вы не навязывайте нам своего мнения, а .... нам самим делать выводы. (Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка). 3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение) Дать в помощь два словосочетания: Надеть одежду. Одеть Надежду. Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть. Игра “Одеть или надеть” Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д. 4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю). Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо). Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: