VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Память как психический процесс, круг явлений памяти

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002841
Тема: Память как психический процесс, круг явлений памяти
Содержание
Образовательный консорциум Среднерусский университет
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
______________________________________________________________

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования






ПСИХОЛОГИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Память как психический процесс, круг явлений памяти»

 

Выполнил студент 1 курса
группы СДО 13       
Жукова Ольга Леонидовна
Руководитель:
ДДН Толстикова С.Н.                                                                                                  









Подольск 2017

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Сущность памяти как психического явления.........................................5
1.1 Понятие памяти в современной психологии..................................................5
1.2.Виды памяти……………………………………………………………………………………………….17
Выводы по Главе 1................................................................................................21
Глава 2. Явления памяти.......................................................................................24
2.1. Закономерности запоминания и сохранения информации.........................24
2.2. Воспроизведение информации......................................................................27
2.3. Забывание........................................................................................................29
Вывод по Главе 2...................................................................................................31
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34


Введение

     Каждый день мы узнаем что-то новое, поэтому с каждым днем обогащаются наши знания. Человек обладает уникальной способностью все, что он познает, сохранять в кладовых его мозга, а затем, при необходимости, извлекать оттуда. Мозг способен не только сохранить полученные знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.
     Человеческое общество находится в постоянном развитии, достигая все новых и новых высот в своих знаниях. Любое полученное знание всегда основывается на опыте предыдущих поколений, который сохраняется в памяти потомков. Без возможности запоминать полученный опыт, каждое  новое поколение было бы вынуждено осваивать мир заново. Поэтому вполне очевидным становится то, что память имеет огромное значение в жизни не только человека, но и всего человечества в целом. 
     Любой человек ежедневно сталкивается с тем, что ему необходимо восстановить в памяти определенные события, манипуляции, вспомнит номер телефона или же запомнить список покупок в магазине. Поэтому вопрос, касающийся развития памяти является актуальным до сих пор. 
     Действительно, память – это форма психического отражения реальной действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности. Только благодаря памяти человек обладает возможностью накапливать информацию, запечатлевать и сохранять имеющиеся уже знания и навыки. Память связывает прошлое с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе процессов развития и обучения.
     Изучением памяти занимались и занимаются в настоящее время разные науки, такие как психология, биология, генетика, кибернетика. У каждой из этих наук есть свой взгляд на проблемы памяти, своя теория, но все они вместе помогают разобраться в тайнах такого непростого и жизненно важного психического процесса, как память.
     Цель данной работы – рассмотреть сущность функционирования памяти как психического процесса, охарактеризовать круг явлений памяти.
     Задачи работы:	
     1. Охарактеризовать память как психический процесс;
     2. Составить представление об основных видах памяти и их классификации;
     3. Рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
     4. Определить индивидуальные особенности памяти.
     Объект исследования в данной работе - память как психический процесс, который обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет все познавательные процессы в единое целое. 
     Предмет исследования - память и ее виды. 
     Методологической основой курсовой работы являются труды таких ученых и психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А. Г. Маклаков, Р. Клацки и другие.
     Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Понятие памяти в современной психологии
     
     Психические процессы, в широком смысле этого слова, подразумевают целенаправленную совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые в зависимости от своей функции преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. Если рассматривать в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет являтся та информация, которую необходимо запомнить, а также сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход – информация, которую уже запомнили.
     Память как высшую психическую функцию можно определить, как свойство центральной нервной системы, усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении актуальных задач. Иначе говоря, память человека представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.
     Память – это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.
     Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. 
     Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти человека.
     Если рассматривать память в более широком контексте, то к ней можно отнести и процессы забывания. Если бы человек не смог забывать ненужную ему  информацию, то вскоре представило значительное трудности быстрое вспоминание того, что действительно ему нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.
     Процесс памяти не имеет внутреннего источника развития, процесс ее формирования (по сегодняшним представлениям) происходит как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, что связано с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нервных клеток: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят, где шкаф с игрушками и что «нельзя». При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, ее формирование наступает позже, что обусловлено сроками развития речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
     Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. 
     Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. 
     На протяжении жизни человек решает, встающие перед ним практические задачи и более или менее глубоко переживает все, что с ним происходит, не ставя при этом перед собой цели обязательного запоминания, однако многое, что он пережил непроизвольно откладывается у него в памяти. Тем не менее потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. При запоминании каких-либо образов, мыслей, слов, чувств и движений, мы всегда связываем их в друг с другом. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайное везение непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Из непроизвольного процесса, который происходит, как правило, в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент, запоминание становится сознательным, непроизвольным актом. Запоминание превращается затем – по мере того как с ростом культуры и накоплением знаний объем материала, которым в своей деятельности должен располагать человек, все возрастает – в особую специально организованную деятельность заучивания. 
     Всевозможные процессы памяти могут приобретать различные формы: даже первичное закрепление материала может происходить на основе  непроизвольного запечатления, сознательного  запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания проявляются в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, которые отвлечены от частных ситуаций, при которых они запоминались, или в виде воспоминаний, отражающих прошлый опыт, опыт уже пережитого; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться. 
     Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого. 
     Самосохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, которые происходит благодаря созданию условий, направленных на организованное  усвоение, включающее какую-то более или менее выраженную переработку материала, что предполагает участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.). Данный процесс обладает своей динамикой, которая различается в зависимости от условий; она может выражаться не только в убыли, в более или менее быстром забывании, но и в  некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более совершенны, чем предыдущие. Иначе говоря, все эти процессы памяти представляют собой стороны более конкретной деятельности, которая связана с познанием окружающего мира. 
     Запоминание представляет собой сознательную фиксацию  достигнутого в настоящее время познания действительности с целью  использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как процесс припоминания – это извлечение уже имеющихся знаний, которые были усвоены в прошлом и необходимы для теоретической или практической деятельности в настоящем. 
     Происхождение и дальнейшая эволюция процесса запоминания, который затем переходит в организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения информации на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, что обусловлено потребностями конкретной человеческой деятельности. 
     Потребность овладения мнемическими процессами при развитии все более совершенных и сложных форм запоминания и заучивания должна была ощущаться тем острее, чем сложнее становились формы человеческой деятельности, чем в большем количестве знаний они нуждалась. Человеческая деятельность требует не только сохранения собственного опыта и воспроизведения его индивидом для себя, но и возможности сохранить и воспроизвести его для другого. Для этого стали необходимы специфические процессы, которые смогли бы обеспечить сохранение и воспроизведение имеющегося опыта для передачи следующему поколению посредством языка. 
     Память есть у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня своего развития она достигла только у человека. Что касается памяти животных, то оценивают ее по ответной реакции животных на различные раздражители при выработке условных рефлексов. Данная выработка основана на приведении в действие двух групп нейронов: нейронов, которые воспринимают сигналы и нейронов, которые формируют ответы на них. Следовательно, выработка условных рефлексов основана на наличии сложной системы связи между нервными клетками. Поэтому память, прежде всего, представляет собой длительное существование системы связей между нейронами. У животных можно выделить два активных процесса, которые проявляются у него внешне – запоминание (обучение) и воспоминание. Между данными процессами в основе лежит внутренний процесс, который называется память. В данном случае память не может быть изучена напрямую, судить о ней можно только при исследовании внешне наблюдаемых процессов – научения и воспоминания. Таким образом, научение предполагает собой приобретение животным какого-либо опыта, воспоминание – это, непосредственно, проявление этого опыта, а память является результатом приобретения данного опыта.  
     У человека основным средством запоминания является речь, как способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. Человек, в отличие от животных, обладает тремя продуктивными видами памяти: произвольной, логической и опосредствованной. Произвольная память обусловлена широким волевым контролем запоминания, вторая — употреблением логики, третья — использованием различных средств запоминания, которые представлены, в большинстве случаев, предметами материальной и духовной культуры. 
     Согласно мнению Шапутье, если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением». 
     По мнению С. Л. Рубинштейна, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, которые выполняют в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. 
     В европейской культуре философские основы изучения человеческой памяти были заложены Платоном и Аристотелем. В эпоху античности память рассматривали в виде вечной души, которая обладает воспоминаниями о трансцендентном мире идеальных сущностей (Платон), или в виде «восковой таблички» индивидуальной человеческой души, фиксирующей «отпечатки» явлений и предметов окружающего мира, полученных с помощью органов чувств (Аристотель). 
     На рубеже эпох Возрождения и Нового времени Ф. Бэкон обосновал связь памяти и исторической науки, осуществляющуюся посредством времени. Человеческая память стала рассматриваться как «библиотека», «склад» впечатлений, которые получает человек на протяжении жизни, - в этой «библиотеке» действует активное сознание, «выбирая» нужные воспоминания (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк). В этом же русле рассматривали память философы эпохи Просвещения К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм. Г. В. Ф. Гегель. У Ф. Ницше человеческая память тесно связана в рамках этики с историческим и социальным бытием человека. Благодаря исследованиям А. Бергсона память на рубеже XIX-XX веков была выделена в качестве самостоятельного предмета философского исследования в западной философии. 
     Началом экспериментальных исследований процессов человеческой памяти считается конец XIX века. Среди первых психологов, которые обратились к проблеме изучения мнемических процессов, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Процесс памяти он исследовал при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные в ходе исследования результаты предоставили ему возможность открыть законы процесса запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако применялись исключительно к материалу, не имеющему логической организации. В дальнейшем необходимые поправки в закономерности, открытые Эббингаузом, были внесены другими исследователями. Так, к примеру, еще в начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, которые были получены благодаря исследованиям  Эббингауза.
     Именно в XX веке было сформировано три наиболее мощных направления в изучении человеческой памяти. 
     Первое направление - психология и психоанализ, которые изучали, в первую очередь, мнемические процессы психики индивида (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, Л. Г. Асмолова, П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, В. П. и Т. П. Зинченко, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. И. Челпанов, В. А. Шкуратов, Р. Аткинсон, Ж. Годфруа, М. Коул, Г. Крейг, К. Прибрам, С. Скрибнер, Д. Халперн и др.).
     Второе — феноменология и экзистенциализм, восходящие к Гегелю, Ницше и Бергсону. У Э. Гуссерля память — один из модусов человеческого сознания, конституирует смысл и действительность бытия мира, а необходимым условием этого является «внутреннее сознание времени». Главная тема М. Хайдеггера - «забывание», имеющее онтологический статус. Воспоминание, по его мнению, возможно только на основе забывания. Феноменология и экзистенциализм прочно связывают память, время и бытие человека. Не обошли вниманием отдельные стороны проблемы памяти X.-Г. Гадамер, М. Мерло-Понти, П. Рикёр, М. Фуко, К. Ясперс.
     Третье направление — отечественная философия. В России, у истоков исследования памяти находятся идеи П. Я. Чаадаева о существовании «глубинной памяти народа», то есть, фактически - социальной памяти. Память в конце ХIХ - начале XX века рассматривалась в качестве неотъемлемого и важнейшего элемента духовной жизни человека и общества (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, В. Н. Муравьев, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и С. Л. Франк). 
     Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения с опорой на различные теоретико-методологические подходы. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних предметов и явлений в памяти приводит к воспроизводству и других, что обусловлено реальными объективными связями предметов и явлений. Под их влиянием возникают временные связи в коре головного мозга, которые служат в качестве физиологической основы процессов запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни ассоциации – это отражение пространственно-временных связей между предметами и явлениями (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
     Наиболее распространённой гипотезой, касающейся физиологических процессов, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Гипотеза была построена на двух видах процесса памяти – кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение информации основывается на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. Следовательно, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, который длится не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.
     В 1964 г. Г. Хиден выдвинул гипотезу о роли РНК в процессах памяти. В связи с тем, что ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то вполне логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. 
     Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) изучал психологические механизмы памяти и выделил ряд генетических форм. Согласно П. Жане существуют такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) ([11, с.53). Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает в результате необходимости общения и сотрудничества людей, именно данное обстоятельство имеет большое значение  в появлении и развитии памяти человека, которая, согласно его мнению, необходима лишь общественному человеку.
     Социальную теорию памяти позаимствовали советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. В 1930 г. в свет вышла работа «Этюды по истории поведения», в которой авторами был дан анализ процесса эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Л.С.Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторами были сделаны общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не доминирует над ней, примитивная память носит управляемый и неуправляемый характер. Также учёными был выделен важнейший момент, определивший главное изменение её функционирования (11, с. 125). Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.
     А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что «в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении» (5, с. 245). 
     По З. Фрейду забывание представляет собой самопроизвольный процесс, который можно считать протекающим на протяжении определённого времени. На основе своих данных он приводит массу примеров о различных видах забывания – о забывании впечатлений, намерений, знаний. Так, например, рассуждая о забывании каких-либо тягостных мыслей и впечатлений, он отмечает, что даже у здоровых и неподверженных неврозу людей, воспоминания о тягостных мыслях наталкиваются на какое-то препятствие (11, с. 23).
     Под памятью У.Джеймс понимает знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте, о котором человек в данный момент не думает и который им  осознаётся как явление прошлого. Рассматривая процессы памяти, которые У. Джеймс называл как явления памяти, он отмечал их ассоциативную природу. Причиной запоминания и припоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе, который играет такую же роль, как и при ассоциации идей (3, с. 46). Основываясь на этой же ассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошей памяти, связывая с ней искусство создавать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать  в памяти.
     Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. 
     Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
     Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (энграмма). 
     Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
     
1.2. Виды памяти
     
     Память – процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
     Так как память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками, к которым относятся длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.
     1.  Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
     2.  Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
     3.  Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
     4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
     5.  Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
     У человека принято выделять моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно преобладает над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память основывается на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно на звуковом, словесном. Когда запоминание поступающей информации основывается на эмоциях, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, то есть запоминание, которое основывается на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений. 
     В зависимости от продолжительности сохранения информации память может быть:
     * мгновенная или иконическая память  - данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
     * кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
     * оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
     * долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
     Интересно что, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
     При изучении клинической картины нарушений памяти рекомендуется придерживаться разделения памяти как психической функции на два вида: декларативную и процедурную память.
     Декларативная (эксплицитная) память представляет собой произвольную память на различные события и объекты. Она локализуется в медиальных частях височных долей, включая гиппокампальную область, а также энториальную, парагиппокампальную кору и ядра таламуса (медиодорсальные и передние).
     Процедурная (имплицитная) память – это память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может проявляться без участия сознания и воли. Она локализуется в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.
     Еще одним из важных пунктов, которые необходимы для понимания клинических симптомов нарушений памяти, является разделение памяти по характеру запоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (автобиографическую).
     Семантическая память - это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, которые позволяют отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть – целое».
     Эпизодическая память представляет собой форму памяти, при которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и как была получена эта информация.
     В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, которые связаны в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.