VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка перспектив повышения доходности муниципальной собственности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011267
Тема: Оценка перспектив повышения доходности муниципальной собственности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



	ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

	ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

	ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

	«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

	

	ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                                          Кафедра общей и региональной экономики



УДК                                                                       ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Руководитель магистерской программы

Мекуш Г.Е., д.э.н., профессор

_______________________________

	                                                              Зав. кафедрой

 Мекуш Г.Е., д.э.н., профессор

_______________________________ 

«_____»______________2017 г.





Романова Елена Сергеевна

Оценка перспектив повышения доходности муниципальной собственности

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание степени магистра экономики

по направлению подготовки

38.04.01 - Экономика

Магистерская программа «Экономика недвижимости»



Научный руководитель: Мекушь Г.Е.

д.с.н., профессор 

_________________________

                                                                                                                   «_____»__________2017 г







Кемерово 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................3

	ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Понятие, сущность муниципальной собственности….……..……….…....8

Объекты муниципальной собственности..…………………………………15

	1.3 Нормативное правовое регулирование управления муниципальной собственностью ………………………………………………...………………………..23

	ГЛАВА 2 СИСТЕТА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

	2.1 Понятие, сущность управления муниципальной собственностью  ………..31

		2.2 Полномочия комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово в сфере управления объектами собственности муниципального образования «Город Кемерово»………………………………………..……….……..51

	ГЛАВА 3  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ КАЗНЫ

	3.1 Состав, анализ имущества казны, находящегося в собственности  муниципального образования «Город Кемерово» ……………….…………….……...….55

	3.2 Анализ доходов бюджета города Кемерово от имущества казны .…………71

	3.3 Перспективы повышения доходов бюджета города Кемерово от использования имущества казны………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………….………………………….……..….….……..…...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………...……..…















ВВЕДЕНИЕ

	

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление один из самых важных институтов в современной России. Оно призвано решать, регулировать не только социальные, экономические и политические вопросы, удовлетворять жизненные потребности жителей городов, но реально и эффективно распоряжаться теми ресурсами и имуществом, которое приобретается за счет соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим федеральным законодательством Российской Федерации одну из экономических основ местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности различного вида имущество. Однако, отсутствие стратегических планов развития муниципальных образований и основополагающей «миссии», активная приватизация объектов муниципальной собственности за последнее десятилетие на территории нашего государства, и «изношенное» состояние оставшихся в муниципальной собственности объектов недвижимого имущества, снижают перспективы повышения доходов от использования последних.  Более того, наличие несовершенств и правовых коллизий в современном законодательстве создают бюрократические барьеры в решении вопросов местного значения.                   В таких условиях муниципальные образования в определенных сферах своей деятельности теряют экономическую независимость и состоятельность. В связи с чем, вопросы эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом, и не только путем приватизации, являются приоритетными для муниципальных образований. При этом хочется отметить, что оценкой эффективности управления должны быть не доходы и пополнение местных бюджетов, как установлено в большинстве муниципальных программ, а общий уровень повышения качества жизни населения, развития социальной инфраструктуры города.  

Так  главным законодательным требованием к принципам управления муниципальным имуществом является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности (доходности), оптимизации расходов или сокращения затрат  и социальной ответственности (публичности, контроля и подотчетности перед вышестоящими государственными органами)  органов местного самоуправления. Однако, несмотря на всю значимость вопроса, четкий алгоритм, задачи (миссия) либо последовательность действий уполномоченных органов по управлению муниципальным имуществом не определен на законодательном уровне и не решается на практике среди органов местного управления.  Примером чего является муниципальное образование «город Кемерово» и его уполномоченное на управление муниципальным имуществом структурное подразделение администрации города Кемерово - комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - комитет). И особенно становится видно, если изучить постановление администрации города Кемерово от 02 сентября 2014 года № 2198 (ред. от 14.04.2017) «Об утверждении муниципальной программы «Повышение эффективности управления муниципальной собственностью города Кемерово» на 2015 - 2019 годы», в которой явно отсутствуют названные выше принципы управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Кемерово».  Где основными целями установлено обеспечение стабильного поступления доходов в бюджет города Кемерово на основе эффективного управления муниципальной собственностью, а для достижения указанных целей муниципальной  программы необходима реализация следующих задач:

- осуществление полномочий по вовлечению объектов собственности города Кемерово в хозяйственный оборот;

- совершенствование системы учета объектов собственности города Кемерово;

- оформление права муниципальной собственности города Кемерово на земельные участки и объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Кемерово.

	Где подпрограмма «Управление муниципальным имуществом города Кемерово» выражается в вовлечение имущества и  земельных ресурсов в экономический оборот, приобретении имущества и земельных ресурсов в собственность города Кемерово, а характеризуется выполнением показателя «количество объектов непрофильного имущества, включенного в прогнозный план приватизации, в целях дальнейшей реализации». 

Таким образом, на основании оценки правовой базы муниципального образования, состава Реестра муниципального имущества, эффективности управления и использования объектов муниципальной собственности, можно сделать выводы о перспективах повышения доходности от использования муниципального имущества (продажа, передача во временное пользование по договорам аренды и безвозмездного пользования, передача по концессионным соглашениям и т.п.).

	Степень разработанности проблемы. 

	В современной экономической науке тема собственности считается достаточно разработанной, ее природе и политико-экономической сущности посвящены труды величайших ученых, таких как Г. Гегель, К. Маркс, Н.А. Бердяев, В.М. Нечаев, Г. В. Плеханов и др. Исследованиям природы имущественных отношений, их экономической сущности, проблемам управления собственностью на государственном и муниципальном уровне посвящены многие труды современных отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.И. Абалкин, М.М. Андронов, Д.Д. Бояркин, С.Ю. Глазьев, Р. Гровер, Н.В. Екименкова, И.В. Ефимчук, Р.И. Капелюшников, О.И. Короткова, В.И. Кошкин, В.М. Кульков, А.В Леви, А.Д. Радыгин, О.В. Симонова, М.М. Соловьёв, В.Н. Черковец, В.М. Шупыро и др. Проблемам эффективности управления на государственном и муниципальном уровне на примерах различных субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований так же посвящено множество работ современных исследователей, например Аноприенко А.В., Блинов О.А., Лапин В.А, Широков А.В., Пьянов А.И. и многие другие. Однако, несмотря на достаточно широкое освещение данной проблематики, многие работы содержат достаточно общие и размытые рекомендации по повышению эффективности управления собственностью и не всегда отражают специфику того или иного субъекта РФ или муниципального образования, что дает основание полагать, что исследования в данной области весьма перспективны и будут активно продолжаться.

	Гипотеза. 

	Оценка эффективности управления тем или иным имуществом не может быть дана только на основании данных о финансовых поступлениях, необходимо учитывать и затраты на содержание муниципального имущества, многочисленные расходы, которые несет администрация муниципалитета, которые зачастую значительно превышают доход, полученный от управления данным имуществом. 

Целью исследования является изучение основы и механизма управления комитетом, находящимся в муниципальной собственности города Кемерово. 

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:  

Рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности. 

Изучить понятие и сущность управления объектами муниципального имущества.  

Проанализировать нормативную правовую базу Российской Федерации, города Кемерово в сфере управления объектами муниципальной собственности. 

Установить полномочия комитета в сфере управления объектами муниципальной собственности. 

Проанализировать состав муниципальной собственности города Кемерово. 

Провести анализ доходов бюджета города Кемерово от муниципальной собственности. 

Выявить возможные направления по повышению доходности муниципальной собственности. 

Предметом исследования являются отношения в сфере управления объектами  муниципальной собственности города Кемерово. 

Объект исследования является система управления муниципальной собственностью города Кемерово. 

	Методы исследования. 

	Исследование выполнено с использованием таких методов как балансовый метод, метод системно-структурного анализа, статистический метод (метод группировки), метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок и др.

	Методологические основы диссертационного исследования.

	Методологической основой исследования послужили: нормативно-правовая база РФ в сфере регулирования имущественных отношений на государственном и муниципальном уровне, теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и развития понятия «муниципальная собственность», определения критериев оценки эффективности управления и совершенствования данного процесса. 

	Информационную базу исследования составили статистические материалы Росстата России, данные управления экономического развития администрации города Кемерово, комитета,  и др. На основе имеющихся данных вполне возможно сделать определенные выводы об эффективности управления собственностью путем анализа затрат и сформировать возможные пути их оптимизации.

	При проведении исследования были использованы следующие основные группы источников:

	законодательная и нормативно-правовая база всех уровней власти;

	статистические источники;

	интернет-ресурсы, содержащие официальную информацию государственных и муниципальных структур, профессиональные форумы, дискуссионные площадки, электронные справочники и энциклопедии;

	диссертации, монографии и публикации различных авторов, посвященные вопросам экономической теории, проблеме становления и функционирования института собственности и эффективности ее управления.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ                            МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ



 Понятие, сущность муниципальной собственности



Для того чтобы лучше исследовать какое-либо явление, необходимо прежде всего сформулировать его понятие и определить сущность. Итак, современные определения собственности могут в значительной степени различаться в зависимости от того, в рамках какой из наук они даются, какой из жизненных аспектов они отражают. 

Например, Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 
рассматривают собственность как принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. Собственность находит свое проявление в отношениях владения, распоряжения, пользования объектами собственности, ответственности за их сохранность и рациональное применение. Различают государственную (федеральную и субъектов Российской Федерации), муниципальную, частную формы собственности. Отношения по поводу собственности играют определяющую роль в системе экономических отношений.

	Таким образом, справедливо рассматривать понятие собственности в нескольких аспектах, а именно как экономическую, юридическую, гражданско-правовую категорию. Существует также такая точка зрения, согласно которой собственность может быть рассмотрена исходя их природно-биологического подхода. То есть, собственность – это порождения естественной природы человека. Данную теорию активно развивал русский философ И.А. Ильин. Он объяснял возникновение и функционирование собственности наличием человеческих инстинктов, особенно естественным побуждением к труду, из чего выводил неизбежность и вечность частной собственности. Однако с научной точки зрения собственность не может носить природного характера, поскольку она, является общественным  феноменом, порождается разнообразными социальными потребностями людей, в частности - производительными силами.

	Собственность как экономическая категория.

	Это отношение между людьми по поводу различных средств, продуктов производства, материальных благ и беспрепятственного пользования, владения и распоряжения таковыми.  В широком смысле под собственностью понималась вся совокупность производственных отношений, существующих в пределах той или иной общественно-экономической формации или отдельного общества. В узком же смысле собственность представлялась как совокупность материальных отношений по поводу отдельной вещи или вещей. Содержание этих отношений проявляется в беспрепятственном и свободном владении, пользовании и распоряжении материальными благами, имуществом, отдельной вещью или вещами. Под владением понимается фактическое обладание той или иной вещью, материальными средствами и благами, нахождение их у конкретной группы лиц или же у отдельного лица. Пользование представляет собой потенциальную, беспрепятственную возможность или же реальное извлечение полезных свойств из отдельной вещи. Распоряжение означает определение собственником судьбы принадлежащей ему вещи, самостоятельное решение вопроса об ее изменении, прекращении ее существования или отчуждении.

	Даже в рамках экономической категории собственность остается сложным и многогранным явлением и характеризуется рядом признаков, таких как:  

	 а)  собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

	 б) собственность определяет положение социальных групп в обществе, их возможности использования факторов производства.

	 в)  собственность - это результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

	г) возможное сосуществование разных форм собственности, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

	д) переход от одних форм собственности к другим может осуществляться двумя путями: эволюционным - на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего отмирающего и усилением господства жизнеспособных в соответствующих условиях элементов, а также революционным - насильственным утверждением господства новых форм собственности. 

	Собственность как юридическая категория.

	Это имущественные отношения, которые закрепляют принадлежность существующего имущества за определенными физическими или юридическими лицами, а также дают возможность его приобретения другими лицами на основании договора купли-продажи, мены, дарения, пожизненной ренты и т.п. Юридическая составляющая позволяет зафиксировать права собственности и регулировать их на законодательном уровне. 

	Собственность — это отношения между человеком или группой людей (субъектом), с одной стороны, и любым объектом материального мира, с другой стороны, заключающиеся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.

	Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Объект собственности представляет собой пассивную сторону отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, информации, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. С одной стороны, отношения собственности есть понятие, включающее субъектно-объектные отношения, т.е. имущественные отношения собственника к «своей» вещи. С другой стороны, эти первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектно-субъектных отношений. Эти последние являются экономическими отношениями собственности, отражающими имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

	Собственность как гражданско-правовой институт. В Большом юридическом словаре под редакцией  Сухарева А.Я., Крутских В.Е. собственность в данном аспекте определяется как «совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права (право собственности в объективном смысле)». Право собственности - важнейший институт гражданского права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту правомочий собственников в случае их нарушения. В Российской Федерации на законодательном уровне данные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

	Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». К иным формам собственности относятся совместная, коллективная, интеллектуальная, собственность общественных организаций (объединений), иностранных государств, юридических лиц и граждан. При этом закон допускает объединение разных форм собственности. В результате возникает общая собственность, причем обладатели ее могут быть субъектами разных форм собственности. 

	Итак, муниципальная собственность - это собственность муниципальных органов власти, т.е. органов власти городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. 

	Прежде всего, необходимо четко представлять, чем муниципальные органы власти отличаются от государственных органов. Эти отличия очень хорошо описаны в  книге Л. Велихова «Основы городского хозяйства». Автор приводит четыре главных отличия органов муниципального самоуправления от органов государственной власти. По его мнению, природа данных отличий заключалась в общественном характере муниципальной власти.

	1. Самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

	2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

	3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

	4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе.

	Названные четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

		Ключевым является третий пункт, где четко сказано, что муниципальные органы власти имеют свою, отдельную от государственной, собственность, и данное разграничение в Российской Федерации закреплено на законодательном уровне. 

		Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям может принадлежать только то имущество, которое необходимо им для осуществления публичных функций и полномочий, возложенных на них действующим законодательством. 

Теперь обратимся к праву муниципальной собственности. 

Из ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право муниципальной собственности - это разновидность права собственности в целом. Возникает вопрос, какие же отличительные черты ему присущи.

Во-первых, владение, пользование, распоряжение имуществом, относящимся к муниципальной собственности, является полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «ученые-юристы рассматривают полномочие органа как права, которые он обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах... И в этом смысле понятие "полномочие субъекта" точнее отражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей».

Во-вторых, вся деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на решение вопросов местного значения. Одним из подтверждением такого является ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которая устанавливает исчерпывающий перечень видов имущества, которые могут находиться в собственности муниципальных образований. При том в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

В-третьих, возможности, которые предоставляет право муниципальной собственности, отличаются от возможностей, которые предоставляет право частной собственности. Так, осуществление права муниципальной собственности  предусматривается через право хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом такими правовыми возможностями не располагают ни физические лица, ни юридические лица при реализации своего права на частную собственность. 

Таким образом, очевидно, что право муниципальной собственности в Российской Федерации обладает существенной спецификой. В связи с чем, возникает необходимость рассмотреть и конкретизировать объекты, которые могут находиться в собственности муниципальных образований. 

	

	

	

	

	

	

	

	

	

 Объекты муниципальной собственности





В современной России институт муниципальной собственности впервые получил свое закрепление в Законе 1990 года «О собственности в РСФСР» и  Законе 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». 

Так Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» устанавливал, что муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться в интересах населения.

Во исполнение указанных правовых актов 27 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РСФСР № 3020-1), а  Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года № 114-рп было утверждено Положение «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». При этом окончательное решение о передаче перечней объектов в муниципальную собственность на основании Распоряжения Президента РФ от 18 марта 1992 года № 114-рп  должно было быть принято советами народных депутатов областей, краев, округов. В эти перечни могли быть включены только те объекты, которые относятся к муниципальной собственности и перечислены в Приложении № 3 Постановления ВС РСФСР № 3020-1. 

А именно: 

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения). 

Таким образом, с 1991 года на законодательном уровне было закреплено право каждого муниципального образования на самостоятельное распоряжение вверенной ему собственностью в интересах населения, проживающего на территории данного образования. 

С 1993 года Конституция Российской Федерации окончательно закрепила положение о том, что местное самоуправление это самостоятельная форма осуществления власти народом и  органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. 

Да, действительно, в 1993 году наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также  право на самостоятельное управление муниципалитетом данной собственностью было закреплено в Конституции Российской Федерации – основном законе нового государства. Однако конституция не давала четкого представления о том, каким образом должна формироваться муниципальная собственность, каковы особенность ее управления. Все это было описано ранее в  Законе «О местном самоуправлении в РСФСР», который утратил силу в связи с распадом СССР и образованием государства – Российская Федерация.

Тем не менее, с 1995 года произошел новый этап в реформировании местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливал экономические и финансовые основы местного самоуправления. Статьей 29 указанного закона было регламентировано, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Однако, отсутствие нормативной базы, которая регулировала бы правила ведения реестров, т.е. правила управления муниципальной собственностью (организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью), несло в себе ряд негативных последствий для органов местного самоуправления.

Так с 2011 года органы местного самоуправления в своей деятельности по управлению муниципальным имуществом руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», который впервые установил общие правила ведения реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах, а именно:

1. находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

2. находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями;

3. муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование. 

До этого времени органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывали методики и формы ведения реестра муниципального имущества, поэтому подходы к их составлению были различны.

Но, несмотря на все принятые правовые акты, до сих пор между органами власти различных уровней остаются споры в части отнесения объектов к той или иной форме собственности.

Так с 2012 года во исполнение решений Арбитражного суда Кемеровской области из муниципальной собственности в федеральную собственность передано 10 объектов нежилого фонда (нежилые помещения, здания) общей площадью более 11 тыс.кв.м. Например, во исполнение решения Арбитражного суда Кемеровской области от 14 апреля 2014 года по судебному делу №А27-239/2014 из муниципальной собственности в  государственную собственность были переданы нежилые помещения, расположенные в городе Кемерово по                                            улице Ноградская, дом 6 (площадью 116,5 кв.м) и улице Ноградская, дом 8 (площадью 552,3 кв.м). Суд сделал вывод о том, что «поскольку Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», которое занимало названные муниципальные нежилое помещения с 2008 года по договорам безвозмездного пользования, в силу прямого указания закона, имеет лишь одно право безвозмездно владеть и пользоваться имуществом до момента фактической его передачи в государственную собственность». 

Таким образом, администрация города Кемерово независимо от наличия оформленных договорных отношений с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» обязана была самостоятельно и  безвозмездно передать нежилые помещения из муниципальной собственности в государственную собственность. 

При этом судебный орган не учитывал положения ст. 55 Федерального закона  от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальное имущество является основой экономической деятельности муниципального образования и распоряжение муниципальным имуществом должно осуществляться максимально экономически эффективно, а безвозмездная передача нежилых помещений общей ориентировочной рыночной стоимостью             25-30 млн.руб. может быть расценена как прямое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. 

Более того, согласно ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%