VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка конкурентоспособности субъектов российской федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011356
Тема: Оценка конкурентоспособности субъектов российской федерации
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации
(АОИ)







Оценка конкурентоспособности субъектов российской федерации 
(на примере томской области)

Отчет по преддипломной практике
по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»







Студент гр. 474-1:
_______________А.А. Ткачева
«       » ______________2018 г.

Руководитель от ТУСУРа:
канд. эконом. наук,
доцент кафедры АОИ
______________А.А. Сидоров
«       »_______________2018 г.






Томск 2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА	4
1.1	Понятие конкурентоспособности региона	4
1.2 	Методы оценки конкурентоспособности региона	11
2 АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА	20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ	30



ВВЕДЕНИЕ

   Развитие региональной конкурентоспособности можно рассматривать как один из факторов экономического роста. Любой стране нужны конкурентоспособные регионы. Данная тема является актуальной, так как понимание сущности региональной конкуренции становится все более актуальной задачей в корпоративном взаимодействии регионов любой страны.
   Цель данной работы: провести оценку конкурентоспособности региона.
   Выделены следующие задачи для данной работы:
   1) изучение теоретических аспектов конкурентоспособности региона;
   2) проведение анализа статистических показателей конкурентоспособности региона;
   3) оценка конкурентоспособности региона.
   Объектом данного исследования является конкурентоспособность регионов.
   Предметом данного исследования является оценка конкурентоспособности региона.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
 Понятие конкурентоспособности региона
   
   Для того чтобы лучше разобраться в проблематике конкурентоспособности региона следует выявить понятия, наиболее точно отражающие суть данного термина, изучить факторы влияющие на конкурентоспособность региона и предмет конкурентоспособности региона.
   Если не прибегать к мнению ученых, то конкурентоспособностью можно считать способность объекта превзойти своих конкурентов в определенных условиях. 
   Таким свойством как конкурентоспособность обладают не только регионы. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно условно разделить на 4 группы [1]: 
    товары;
    предприятия;
    отрасли;
    территории.
   Что касается товара, то его конкурентоспособностью можно считать способность отражать соотношение цены и качества, популярность среди потребителей и готовность последних платить установленную цена за товар определенного качества. Потребителем конкурентоспособность товара оценивается с точки зрения его удовлетворённости товаром, которая и является критерием для оценки. Также оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, его емкости и направленности, исследование конкурентов и определение параметров оценки товара, которые формируются из потребностей покупателя и ситуации на рынке в целом. 
   Конкурентоспособность предприятия оценивается как способность конкурировать на рынке с подобными предприятиями, способность привлекать инвестиции и возможность сведения к минимуму отражения на работе предприятия внешнеэкономических изменений. Конкурентоспособность предприятия достигается за счет получение им разного рода преимуществ, в сравнении с конкурентами на рынке, к таким преимуществам можно отнести наличие высококвалифицированных кадров, положительный имидж для потребителей и предприятий-партнеров, экономические и финансовые преимущества.
   Конкурентоспособность отрасли, в свою очередь, оценивается как способность предприятий, представляющих данную отрасль, продавать свои товары, работы или услуги на рынке, где за внимание потребителей борются другие товары, работы или услуги различных отраслей. Итого, конкурентоспособность отрасли можно оценить по востребованности продукции отрасли и объемам продаж в данной отрасли. 
   В последнюю группу объектов конкурентоспособности входят не только регионы, о которых пойдет речь в данной работе, но и районы, города, страны (так называемая национальная конкурентоспособность) и их объединения. 
   Что же касается непосредственного определения конкурентоспособности региона, то существует множество трактовок данного понятия. Например, Селезнев определяет конкурентоспособность региона как обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [2].
   В свою очередь Шеховцева интерпретирует данный термин как продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и, в первую очередь, рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами [3].
   Также конкурентоспособность региона можно интерпретировать как его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инвестиционный, ресурсный) [4].
   М. Портер определяет конкурентоспособность региона как продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями [5].
   Калюжнова интерпретирует конкурентоспособность как способность региона выявлять, создавать, использовать и удерживать конкурентные преимущества в сравнении с другими регионами [6].
   Также конкурентоспособностью региона является свойство региона, как экономической системы, функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях [7].
   И это далеко не исчерпывающий список определений конкурентоспособности региона. Проанализировав данные определения можно сделать несколько выводов: 
    конкурентоспособность региона обусловлена его продуктивностью использования региональных ресурсов, в составе которых, в первую очередь, выделяют капитал и рабочую силу, ресурсы;
    конкурентоспособность отражается через экономические, социальные или другие показатели, например ВРП на душу населения, в динамике;
    конкурентоспособность региона всегда оценивается в сравнении с другими регионами.
    Суммируя информацию, можно сделать вывод, что во всех вышеизложенных определениях конкурентоспособность региона представлена как обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона в динамике,  в соответствии с другими регионами на территории государства. 
   Для дальнейшего изучения в работе данной проблематики было выбрано определение конкурентоспособности региона, предложенное А.З. Селезневым, как наиболее полное и точно отражающее сущность данного явления.
   Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов государства вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. 
   Учитывая вышеизложенное, целесообразно изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность региона. В литературе понятие «факторы» часто отождествляется с понятием «источники» конкурентоспособности региона. Разграничить эти понятия можно следующим образом. Источники - это ресурсы региона. Факторы - всё то, что может обеспечить и влияет на наилучшее использование имеющихся ресурсов, актуализацию потенциальных ресурсов и создание новых ресурсов, то есть всё то, что влияет на превращение ресурсов в конкретные преимущества.
   На сегодняшний день выделяют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность территории [8]:
    качество рабочей силы (уровень образования, квалификации), развитый рынок труда, дающий возможность поиска работников данных категорий;
    наличие исследовательских центров, позволяющих разрабатывать новые технологии и НИОКР, обмениваться информацией;
    благоприятный бизнес-климат (низкие налоги и финансовая помощь местных властей, создание объектов бизнес-услуг, предсказуемость действий локальной администрации и высокое качество ее управления территорией);
    создание на территории промышленных кластеров с хорошо развитой сетью вертикальных связей, позволяющих снизить издержки промышленной инфраструктуры, облегчить передачу информации;
    развитые инфраструктура, транспортные и информационные сети, близость международных аэропортов, финансовые услуги и т. д.
    благоприятные условия жизнедеятельности (развитие сферы услуг и коммуникаций, возможности отдыха и пр.) и высокие экологические стандарты. 
   Представленный перечень не является исчерпывающим. Также факторы, определяющие конкурентоспособность региона были представлены в учебнике Фатхутдинова, он выделял 5 факторов [9]:
    конкурентоспособность страны, в которую входит регион;
     природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;
    предпринимательская и инновационная активность в регионе;
    уровень соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
    уровень международной интеграции и кооперирования региона.
   П. Фишер считал, что наиболее важными факторами, при оценивании региональной конкурентоспособности, являются [10]:
    наличие водных ресурсов и возможностей по очистке и переработке стоков (для химического, текстильного и деревообрабатывающего секторов);
    обеспечение электроэнергией (для производства сталей, алюминия, бумаги);
    наличие сырьевой базы (для машиностроения, химии, электроники, пищевой промышленности);
    инфраструктура и легкость доступа на основные рынки (для крупногабаритной продукции);
    снабжение, транспорт и коммуникации (деревообработка, мебель, тяжелое машиностроение, все высокотехнологичные сектора);
    квалифицированные рабочие и инженеры, а также информация, трудовые отношения и законодательство (все сектора, особенно наукоемкие и высокотехнологичные);
    дистрибутивные системы, близость к рынкам (скоропортящиеся продукты, товары повседневного спроса)
   Существуют и другие классификации факторов, характеризующих конкурентоспособность регионов. Например, Б.М. Гринчель выделял следующие факторы [11]:
    население (наличие рабочих мест, уровень заработной платы, социальная поддержка, наличие и качество жилья, экология, состояние торговли, уровень цен, культурная и духовная среда, эффективность транспортной системы, уровень образования, климатические условия);
    предприятие (налоговый и предпринимательский климат, отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры, емкость регионального рынка сбыта, развитие науки);
    малый бизнес (спрос коммунального хозяйства и крупных предприятий на продукты и услуги малого бизнеса, развитость финансово-кредитной системы);
    инвесторы (уровень доходов бюджета региона, уровень задолженности региона, конкурентоспособность предприятий региона, политическая стабильность);
    туристы (природно-климатические условия, транспортная доступность, заинтересованность туристов в посещении региона).
   Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что все факторы, характеризующие конкурентоспособность региона, можно разделить на следующие группы:
    уровень инновационной активности в регионе;
    уровень предпринимательской активности, благоприятные условия для малого бизнеса;
    развитость инфраструктуры региона в соответствии с мировыми стандартами (транспортная доступность, коммуникации);
    благоприятные условия для жизнедеятельности (экология, климат, уровень социального обеспечения);
    географическое положение (обеспеченность ресурсами для тяжелой промышленности);
    обеспеченность качественной рабочей силой.
   Итого, к основным факторам региональной конкурентоспособности можно отнести эффективность использования ресурсов, инвестиционная привлекательность региона, уровень жизни населения.
   Предмет конкурентоспособности региона и факторы его характеризующие представлены в таблице 1.1.
   
   Таблица 1.1
   Предмет конкурентоспособности региона
   Факторы 
   Население
   Природно-климатические условия, уровень заработной платы и система социальной поддержки населения, уровень медицинского обеспечения, культурная среда и система высшего образования, экологическое благополучие и др.
   Предприятия (организации)
   Количество предприятий осуществляющих свою деятельность на территории исследуемого региона, численность занятого населения на предприятии, спрос на продукцию предприятий
   Малый бизнес
   Количество индивидуальных предпринимателей на территории, региональные программы, направленные на поддержку малого бизнеса,  численность занятого населения на малом бизнесе
   Инвестиции в инфраструктуру
   Региональные программы, направленные на улучшение инфраструктуры региона, строительство новых жилых комплексов, наличие путей доставки продукции от предприятия до потребителя и т.д.
   Произведенный валовый региональный продукт на душу населения
   Товары и услуги, являющиеся результатом производственной деятельности на территории региона, стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются в процессе производства (промежуточное потребление).
   
   Предмет конкурентоспособности региона напрямую связан с факторами, характеризующими его, список которых не является окончательным, так как их выбор зависит от выбранного метода оценки конкурентоспособности региона.
1.2 	Методы оценки конкурентоспособности региона
   	
   Оценивать конкурентоспособность необходимо, в первую очередь, для:
    привлечения инвестиций;
    выхода на новые рынки сбыта товаров и услуг, производимых на территории региона;
    определения контрагентов для сотрудничества;
    разработки мероприятий для ее повышения.
   На сегодняшний день нет однозначного подхода к измерению конкурентоспособности региона, что объясняет большой объем методик оценки конкурентоспособности региона. 
   Оценка уровня конкурентоспособности регионов определяет их имидж в межрегиональном и международном пространстве и может быть выполнена на основе следующих методологических подходов [12]:
   1) методом активного четырехуровневого позиционирования (определение места и роли региона в различных системах со следующими уровнями, укрепляющими его позиции: внутренний, межрегиональный (макрорегиональный), национальный, международный);
   2) ранговым методом (определение места (ранга) региона в системе сопоставляемых регионов);
   3) оценкой потенциалов региона – ресурсного, экспортного, качества жизни, финансового, экологического и организационного и т.д.;
   4) оценкой величины и динамики ВРП на душу населения.
   Что касается первого метода, следует отметить, что внутреннее позиционирование региона осуществляется посредством опросов, интервьюирования и анкетирования, в ходе которых определяется значимость региона, его конкурентные преимущества для определенных целевых групп. В опросе и анкетировании принимают участие, в основном, жители региона, так как суть внутреннего позиционирования заключается в выявлении роли региона для внутренних целевых групп: для его жителей (городов, районов, регионального центра), предпринимателей, общественности и власти.
   Межрегиональный уровень позиционирования предполагает сопоставимый анализ показателей развития, различные региональные рейтинги, экспертные оценки, конкурсы среди регионов и входящих в их состав территориальных образований. К такому уровню позиционирования можно отнести сравнение конкурентоспособности регионов, которые входят в один федеральный округ. Здесь оценивается уровень развития региона, тенденции миграции. Для данного метода характерно использование экспертных оценок. 
   При национальном уровне позиционирования выполняется сопоставимый анализ основных показателей развития в национальном масштабе, различного рода национальные рейтинги регионов. При этом уточняется позиция региона (или крупнейших городов) в национальном масштабе. 
   К методам международного позиционирования, как правило, относят интернациональные рейтинги по различным характеристикам и сферам развития, международные конкурсы, конференции, выставки, ярмарки, фестивали, специальные международные научные исследования.
   Ранговый, второй метод оценки региональной конкурентоспособности предполагает выбор группы нескольких показателей, наиболее ярко характеризующих конкурентоспособность территории в конкретном временном периоде и отражающих тенденции развития региона.
   Данный метод получил широкое распространение, так как если показатель конкурентоспособности регионов необходим для сравнения их между собой, то важно определить порядковое соотношение сравниваемых объектов. В свою очередь выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге вариативен и зависит от заложенной в рейтинге методологии. Можно использовать разные методы построения рейтинга: балльный, индексный.
   Яркими представителями этого метода в России являются: 
    рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX;
    рейтинг развития регионов (РРР);
    рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ–2013.
   Но существуют и зарубежные представители рангового метода, к ним относятся:
    метод Европейской комиссии;
    метод Евразийского института конкурентоспособности;
    модель оценки Всемирного экономического форума.
   Рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX был разработан Институтом региональной политики. Индекс IRPEX является трехуровневым рейтингом, который включает в себя рейтинг конкурентоспособности соответственно, оценку качества и стабильность развития региона. Сам рейтинг формируется на основе 130 факторов, полученных из официальных источников (Росстат, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по тарифам) и социологических опросов 35 тысяч человек, которые включают в себя объективно и субъективно оцениваемые показатели. Оценку влияния каждого из этих факторы на уровень конкурентоспособности субъекта оценивают эксперты в области регионального развития и конкурентоспособности, представители федеральных ведомств [13]. 
   Данный рейтинг является оценочным, поэтому предполагает наличие субъекта оценивания и объекта оценивания. Субъектом могут выступать: инвесторы, потребители (население), органы государственной власти. Объектом, в данном случае, выступает регион. 
   По итогам данного рейтинга на 2008 год Томская область занимает 18 место, Новосибирская область – 21, Кемеровская область – 34 и Красноярский край – 13 место в рейтинге IRPEX.
   Рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: первое место занимает наиболее развитый, последнее - наименее развитый.
   Суть данного метода в том, что на протяжении месяца осуществляется мониторинг главных региональных событий. Эксперты, к которым относятся ведущие специалистами в области регионального развития, оценивают их с точки зрения влияния на развитие региона.
   По итогам месяца проводится заключительный опрос: каждое событие, которое потенциально может повлиять на развитие региона, получает оценку у каждого эксперта от -5 (крайне негативное влияние на развитие) до +5 (крайне позитивное влияние на развитие), 0 — если событие не влияет на событие. Если эксперт не может оценить влияние события на развитие региона, он не участвует в его оценке [14].
   Затем оценки экспертов по каждому событию усредняются, итоговая оценка определяет движение регионов в рейтинге. Для данного движения регионов в рейтинге необходим стартовый рейтинг, относительно которого и будут происходить передвижки. Стартовые позиции каждого региона в РРР определяются на основе 15 статистических показателей. Данные показатели относятся к трем аспектам развития региона: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура.
   В первую группу показателей входят такие факторы как: ожидаемая продолжительность жизни, коэффициент младенческой смертности, уровень преступности и т.д. Во вторую группу показателей входят: валовой региональный продукт на душу населения, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения и т.д. В третью группу показателей вошли: средний темп роста строительства в регионе, доходы от предоставления услуг связи, густота автомобильных дорог и т.д. Данные показатели берутся из официальных источников.
   При построении стартового рейтинга сначала регионам присваивается места по каждому показателю отдельно. Затем места суммируются.  Итоговое место региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге.
   В свою очередь рейтинг социально-экономического положения регионов, который был разработан экспертами РИА Рейтинг, рассчитывается на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов, данные по которым доступны на официальных Интернет-ресурсах. Всего для построения рейтинга используется 15 количественных показателей. В рейтинге не используются экспертные оценки. Так, по данным РИА Рейтинг, на 2014 год, Томская область заняла 31 место в рейтинге социально-экономического положения регионов. Кемеровская область заняла 32 место, Новосибирская – 26, Красноярский край – 16 место в данном рейтинге. 
   Особенностью третьего метода является выявление потенциалов региона. Под потенциалом, по мнению М. Т. Шафикова, следует понимать  совокупность параметров, обусловливающих наличие у систем определенных возможностей, способностей, ресурсов для осуществления ими тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а так же преобразования условий и характеристик среды. Так, основными характеристиками природно-ресурсного потенциала являются: территория, земельные ресурсы, энергетические ресурсы, водные ресурсы, лесные ресурсы и т.д.
   Экспортный потенциал, в свою очередь, формируют такие показатели как: глобальная конкуренция, региональная политика, уровень экономического развития региона и емкость внутреннего рынка, экономико-географическое положение региона, что тесно связано с природно-ресурсным потенциалом, и межрегиональная конкуренция. Зачастую оценка экспортного капитала происходит экспертным путем на основе имеющихся статистических данных.
   К основным характеристикам потенциала качества жизни следует отнести уровень социальной защиты, безопасности проживания и развития градостроительства, качество культурной среды, коммунальные услуги. Оценка может происходит путем анкетирования и опроса населения, получения интегральных показателей при использовании данных официальной статистики.
   Финансовый потенциал определяют профицит бюджета, степень бюджетной задолженности, надежность финансовой сферы, параметры инвестиционного климата. Также оценивается на основании предложенной в интернете официальной статистики.
   Характеристиками экологического потенциала являются качество воды и воздуха, состояние окружающей среды, экологическая устойчивость. Оценивается с использованием официальных данных.
   Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления и др. Организационный потенциал может оцениваться исходя из опросов, интервьюирования и анкетирования населения, общественности, предпринимателей и не только. Возможно построение рейтинговых таблиц.
   Четвертый метод – оценка ВРП на душу населения – это такой же масштабный фактор региона, как и его территория, численность населения, заселенность, индексы промышленного производства и показатели, отражающие инвестиционную активность региона.
   Такие методические подходы, как ранговый метод, оценка потенциалов региона и оценка ВРП, являются разновидностью позиционирования региона. Одновременно с этим, методические подходы – метод активного позиционирования, оценка потенциалов региона, оценка ВРП – заканчиваются определением ранга региона в системе сопоставляемых регионов. При этом ВРП рассматривается как результирующий показатель региональной конкурентоспособности. 
   Но существуют и другие методики оценки конкурентоспособности регионов. Так, Л.И. Ушвицкий и В.Н. Парахина предлагают методику оценки интегрального уровня конкурентоспособности региона на основе 3 групп коэффициентов, для характеристики конкурентного положения региона [15]: 
   1) Уровень жизни населения региона;
   2) Уровень эффективности использования ресурсов; 
   3) Уровень инвестиционной привлекательности. 
   Так, в группу характеризующую уровень жизни населения входят следующие показатели:
    обеспеченность населения жильем;
    средняя заработная плата;
    уровень безработицы;
    величина прожиточного минимума;
    доля малоимущего населения;
    количество преступлений и т.д.
   К показателям, характеризующим уровень эффективности использования ресурсов, относятся:
    объем валового регионального продукта;
    объем розничного товарооборота;
    удельный вес убыточных организаций;
    экспорт продукции и т.д.
   Показатели, отражающие уровень инвестиционной привлекательности:
    инвестиции в основной капитал;
    индекс физического объема инвестиций;
    инвестиции в основной капитал на душу населения.
   Интегральный уровень конкурентоспособности региона является относительным показателем, а следовательно он не зависит от размера территории и численности населения. От того все признаки конкурентоспособности региона рассчитываются в душевом, темповом или долевом отношении.
   Расчет интегрального коэффициента Л.И. Ушвицкий и В.Н. Парахина предлагают делать по следующей формуле [15]: 
   
   	Ксп=?(Кин*Кур*Кэр ),
   	      
   где: Ксп - коэффициента конкурентоспособности региона, Кин – коэффициент инвестиционной привлекательности, Кур – коэффициент Уровень жизни населения региона, Кэр – коэффициент эффективности использования ресурсов.
   Сравнивая уровень эффективности использования ресурсов и уровень жизни населения, они делают выводы о том насколько предприниматели и государство заботятся о благосостоянии работающего у них и проживающего на их территории населения и на сколько эффективно развивается территория. При этом выявляются источники благосостояния и возможности его роста [16]
   Существуют и другие способы оценки конкурентоспособности региона на основе социально-экономического развития региона с использованием интегрального метода. Например интегральный показатель рассчитанный по методике А. Ревайкина, который рассчитывается по формуле:
   
   U=(?_(i=1)^n??K_i*P_i/N_pi ?)/n,
   
   где: i — индекс частного показателя, Кi— коэффициент значимости i-го частного показателя, Рi — фактическое значение i-го частного показателя, Npi — нормативное значение i-го частного показателя (фактическое значение в среднем по России) [3].
   К частным показателям можно отнести:
    ожидаемая продолжительность жизни населения;
    доля населения с доходами выше прожиточного минимума;
    доля занятых в обшей численности экономически активного населения;
    доля граждан, не совершивших преступление, %;
    ВРП на душу населения.
   Под нормативным значением показателя Npi принимается среднее значение частного показателя по стране.
   Коэффициент значимости определяется в баллах экспертным путем. Используются усредненные коэффициенты, которые представляют собой мнение экспертов  о важности тех или иных показателей.
   В свою очередь С.В. Казанцев предлагает оценивать конкурентоспособность регионов по отношению ВРП региона к ВВП страны в душевом исчислении. Оценка факторов конкурентоспособности основана на относительных показателях: территория региона, капиталовложения, основные фонды, денежные доходы, плотность железных дорог и автодорог, кредиты, количество занятых в НИОКР и т.п. [16].
2 АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

   Исходя из информации, изложенной в Главе 1, конкурентоспособность региона представляет собой обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона в динамике,  в соответствии с другими регионами на территории государства. Поэтому, для оценки конкурентоспособности Томской области будут использоваться показатели, характеризующие социальную и экономическую сферу региона.
   В определении конкурентоспособности также говорится о сопоставлении оцениваемого региона с другими регионами. Исходя из этого, для сравнения с Томской областью были выбраны следующие регионы: Кемеровская область, Омская область, Новосибирская область, Красноярский край. Выбор данных субъектов не был случайным. Все анализируемые субъекты входят в состав Сибирского Федерального Округа и граничат с Томской областью.
   В качестве метода оценки конкурентоспособности регионов был выбран ранговый метод, так как именно он позволяет дать оценку уровня конкурентоспособности региона в сравнении с другими объектами оценивания, при помощи присваивания места в рейтинговой таблице.
   Для оценки конкурентоспособности выбранных регионов был отобран ряд показателей, характеризующих социальную и экономическую сферы регионов.
   К показателям, характеризующим социальную сферу, относятся:
    Миграционный прирост/убыль (человек). Данный показатель был выбран не случайно, так как именно он помогает оценить привлекательность субъекта для населения.
    Уровень преступности (количество преступлений). Чем выше уровень жизни населения, выше достаток и удовлетворенность жизнью, тем нижу уровень преступности. Также данный показатель характеризует защищенность граждан проживающих на территории субъекта.
    Естественный прирост/убыль населения (человек). Данный показатель объединяет в себе сразу несколько фактором, к которым можно отнести: уровень работы медицинских служб, состояние экологии территории, уровень жизни населения, социальное обеспечение и т.д.
    Число больничных организаций (единиц). Количество больничных организаций дает возможность оценить обеспеченность региона медицинскими учреждениями. 
   К показателям, характеризующим экономическую сферу, относятся:
    ВРП на душу населения (тыс.руб.). Валовый региональный продукт характеризует производство товаров и услуг для конечного использования на территории субъекта. Также ВРП является главным обобщающим показателем отражающим экономическую деятельность региона.
    Число предприятий и организаций (единиц). Данный показатель характеризует развитость промышленности на территории региона, также он является отражением климата в сфере предпринимательства.
    Экспорт продукции региона (миллион долларов США). Количество экспортируемых товаров, производимых на территории субъекта, показывает заинтересованность иностранных контрагентов в региональном продукте. 
    Численность безработных граждан (тыс.чел.). Данный показатель также характеризует экономическое состояние региона, так как отражает способность региональных предприятий и организаций использовать человеческие ресурсы. Также рост безработицы влияет и на социальную сферу общества, так как рост безработицы ведет к росту преступности.
    Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников организаций региона (рубли). Данный показатель также характеризует экономическую и, от части, социальную сферы жизни регионов, так как проблема расслоения общества является достаточно заметной в Российской Федерации, так же как и в других странах и разница в уровне доходов является одной из причин.
   Итого, для проведения анализа конкурентоспособности регионов было выбрано 9 показателей, наиболее ярко характеризующие социальную и экономическую сферы общества. 
   Для расчета были использованы усредненные значения. Так, например, данные миграционного прироста/убыли населения были взяты из официального источника в период с 2012 по 2016 год. Затем было рассчитано среднее значение данного показателя для каждого региона, в соответствии с результатом каждому региону присваивается место в рейтинговой таблице. Пример расчета миграционного прироста/убыли представлен в таблице 2.1.
   
   Таблица 2.1 – Миграционный прирост/убыль (чел.)
Регион
2012
2013
2014
2015
2016
Среднее значение
Рейтинг
Томская область
4743
3716
2263
108
196
2205,2
3
Кемеровская область
-4562
-5917
-5314
-1941
-2615
-4069,8
5
Новосибирская область
21685
19991
13615
12365
15284
16588
1
Омская область
-3073
-2773
702
-1800
-5942
-2577,2
4
Красноярский край
3793
1391
935
2753
4828
2740
2
   
   Из данных представленных в таблице 2.1 можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательным для жизни можно назвать Новосибирскую область. Томская область, в свою очередь, занимает только третье место в рейтинге среди регионов-конкурентов. 
   Далее таким же образом были рассмотрены оставшиеся 7 показателей, данные о который представлены в таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8 соответственно. 
   
   Таблица 2.2 – Уровень преступности (единиц)
Регион
Среднее значение
Рейтинг
Томская область
21369,86
1
Кемеровская область
62320,71
5
Новосибирская область
49509,14
3
Омская область
29551,43
2
Красноярский край
58207,29
4
   
   В данном рейтинге уровня преступности 1 место занимает регион с наименьшим количеством зарегистрированных преступлений, в данном случае это Томская область.
   
   Таблица 2.3 – Естественный прирост/убыль населения (чел.) 
Регион
Среднее значение
Рейтинг
Томская область
1828,833
1
Кемеровская область
-4876,33
5
Новосибирская область
1391,5
3
Омская область
1799
2
Красноярский край
-607
4
   
   В рейтинге естественного прироста/убыли населения также одерживает верх Томская область, что положительно характеризует работу медицинских учреждений, экологию и другие социальные факторы. 
   
   
   
   Таблица 2.4 – Число больничных организаций (единиц)
Регион
Среднее значение
Рейтинг
Томская область
49
5
Кемеровская область
116
2
Новосибирская область
102
3
Омская область
79
4
Красноярский край
118
1
   
   В томской области самое низкое число больничных организаций, что может пагубно сказаться на скорости оказании медицинской помощи населению.
   
   Таблица 2.5 – Число предприятий и организаций (единиц)
Регион
Среднее значение
Рейтинг
Томская область
35821,25
5
Кемеровская область
46659,5
4
Новосибирская область
146890
1
Омская область
49523
3
Красноярский край
75887
2
   
   Пятое место в данном рейт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44