- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Оценка конкурентной способности предприятия и пути ее повышения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012634 |
Тема: | Оценка конкурентной способности предприятия и пути ее повышения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» ЛКИТиУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» Кафедра «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Направление - Товароведение (38.03.07) Курс 4, Форма обучения - очная ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тришкина Юлия Николаевна Тема: Оценка конкурентной способности предприятия и пути ее повышения Научный руководитель: __________ к.э.н. Авцинова Анна Александровна Работа допущена к защите Заведующий кафедрой_____________ к.э.н. Авцинова Анна Александровна «___»___________ 2018 г. Липецк 2018 Дата защиты________________ Оценка ГЭК________________ Протокол ГЭК______________ Секретарь ГЭК______________ ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Оценка конкурентной способности предприятия и пути ее повышения ВКР выполнена на 81 стр. Содержит 14 таблиц, 9 рисунка МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» ЛКИТиУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» Кафедра «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Направление 38.03.07 «Товароведение» Шифр Утверждаю Заведующий кафедрой Авцинова А.А. (Ф.И.О. ЗАВ. КАФЕДРОЙ) "__" __________2018 г. ЗАДАНИЕ На выпускную квалификационную работу (бакалаврскую) студенту __________________________________________________________________ 1. Наименование темы Утверждено приказом университета от 2. Срок представления законченной бакалаврской квалификационной работы 3. Специальное указание 4.Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) Введение, Глава 1, Глава 2, Глава 3, Заключение (ПРИЛОЖЕНИЕ) 5. Перечень графического материала 6. Консультанты: фамилия, имя, отчество Научный руководитель Ф.И.О. (подпись) Дата выдачи задания Задание принял к исполнению Подпись студента Директор ЛКИТиУ (филиал) МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)________________________________Покидов М.Г. Календарный план выпускной квалификационной работы №№ пп Этапы и разделы работы Рабочие недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 Практика X X X X 2 Введение X 3 Глава 1 X X X 4 Глава 2 X X X X 5 Глава 3 X X 6 Заключение X 7 Список источников X 8 Раздаточный материал X И.о.зав. кафедрой А.А. Авцинова "___" 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 8 1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия 18 1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 27 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИПЕЦКИЙ ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ») 41 2.1 Характеристика предприятия 41 2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Липецкий Пищевой комбинат» 45 2.3. SWOT – анализ конкурентоспособности ООО «Липецкий Пищевой Комбинат» 45 2.4 Стратегический анализ по М. Портеру 55 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛИПЕЦКИЙ ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» 58 3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 58 3.2 Показатели экономической эффективности разработанных рекомендаций 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 79 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в условиях мирового финансового кризиса значительно возрос интерес к уровню конкурентоспособности предприятий. В связи с этим, актуальность данной выпускной квалификационной работы такова: для того, чтобы гарантировать устойчивость организации в сегодняшних условиях, административному персоналу следует, в первую очередь, уметь по-настоящему производить оценку финансового состояния, равно как собственного предприятия, так и существующих возможных конкурентов. В течение многих лет в России, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором изготовления продукции прибывал никак не реальный спрос, а - производство и административно-командная система распределения, которая регулировала потребление, формирование потребности и выпуск показателей. В данных условиях проблемы конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей фактически не было, а в случае её возникновения решалась лишь только касательно той продукции, что подлежала реализации на внешнем рыке. С течением развития рыночного механизма эта проблема в России стремительно возросла и на решение требовало от всех субъектов рынка интенсивного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой и потребляемой продукции. Ввиду этого в современной экономике основным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии любого предприятия становится повышение конкурентоспособности с целью укрепления его позиций на рынке и получения максимальной прибыли. Управление конкурентоспособностью предприятия предполагает собой область знаний и профессиональной деятельности, устремленных в развитие и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации. По структуре и содержанию конкурентоспособность предприятия представлена как: конкурентоспособность продукции и ресурсный потенциал предприятии. Цель ВКР – Оценить конкурентную способность предприятия на примере ООО «Липецкий Пищевой Комбинат» (далее ООО «ЛПК») и предложить пути ее повышения. Отталкиваясь от целей выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи: а) рассмотреть понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия; б) изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия; в) провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности; г) дать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Липецкий Пищевой Комбинат». Объектом исследования является ООО «Липецкий Пищевой Комбинат». Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия ООО «Липецкий Пищевой Комбинат», целью которой является повысить свою конкурентоспособность на рынке. При выполнении работы будут использоваться следующие методы: а) теоретические; б) сравнение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей собственной продукции. С 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из основных в оценке мирохозяйственных позиций РФ. Для выживания и формирования отечественных предприятий способ управления конкурентоспособностью является очень важным. «Увеличение уровня конкурентоспособности предприятий какой-либо формы имущества, оптимизация их функционирования и простое выживание в рыночной среде - основательная проблема нынешней экономики. От ее решения, в значительной степени, зависит качество процессов, прибыль предприятий, адаптирование и финансовый рост к рыночным условия» [24, C. 21-25]. Предприятиям в конкуренции с импортными товарами необходимо изучать способы ведения конкурентной борьбы, надлежащие именно "рынку покупателя". Конкуренция представляется, с одной стороны, устройством регулирования рыночной экономики и отбора, а с другой, - экономическая борьба самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих одинаковую продукцию. [20, C. 15-63] Процесс конкуренции находится в зависимости от того, какова конфигурация рынка. В случае если существуют мелкие конкуренты, процент выхода на рынок не большой и все участники в равной степени обладают нужной информацией - это совершенная конкуренция. Во всем мире, все чаще попадаются случаи олигополистической конкуренции. Собственно данный вид конкуренции становится лидирующим. Под конкурентоспособностью еще понимают умение субъекта хозяйствования превосходить конкурентов с применением собственных преимуществ с целью достижения поставленных целей. [21, C. 255] По большому счету этапами конкуренции в условиях олигополии являются: * сговор; * барьеры входа(их выстраивание); * ограничение в доступе к необходимой информации. Но если посмотреть со стороны совершенной конкуренции, то все зависит от качества выпускаемой продукции и скорости выпуска. «В различных источниках по-разному трактуется определения конкуренции, так, например, экономист из Англии Адам Смит предлагал понимать под конкурентной борьбой поведенческую группу, если индивидуальные продавцы и потребители конкурируют на рынке из-за наиболее доходных реализаций и приобретения в соответствии с этим» [1, С.25-27]. Таким образом, А. Смит полагал, то что конкурентная борьба - это наиболее «невидимая рука» рынка, что связывает работу участников рынка и основной ее мишенью считается соперничество из-за получение возможно большей доходности. Знаменитый отечественный экономист Фатхутдинов Р.А. в своем учебном руководство «Стратегический маркетинг» конкурентоспособность определял, «как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [8, C. 14-17]. Конкурентоспособность представляет собой финансовую процедуру взаимосвязи и борьбы среди фирм, целью которой считается достичь положительных сторон в сбыте собственного продукта. Одним из синонимов к слову «конкуренция» считается термин «соперничеств». Из психологии установлено, что конкуренция считается одним из ключевых инстинктов человека. Конкуренция стимулирует человека достигать лучшего, чем в данный момент он имеет. Значительная доля завоеванных человеческих благ получены непосредственно посредством соперничества, конкурентной борьбы. На рынке конкурентная борьба способна разделятся на внутриотраслевую и межотраслевую. * Внутриотраслевая конкурентная борьба. Следует понимать конкуренцию среди бизнесменов одной сферы хозяйства из-за наиболее доходного условия выпуска и реализации выпускаемой им продукции. То есть, предприятия одной и той же сферы значительно отличаются между собой согласно качеству производства, материала, промышленной оснащенности и грамотной рабочей силы. Из-за этого и появляются различия по стоимости продукции и доходов. Невзирая на данные различия, внутриотраслевая конкурентная борьба приводит к уравнению стоимости и доходов компаний. * Межотраслевая конкурентная борьба. Данная борьба среди изготовителей, действующих в различных секторах экономики. В базе этой конкурентной борьбы находится стремление бизнесменов получить больше прибыли. Предприятия, находящиеся на рынке, устанавливают для себя задачи. Это такие задачи, которые заинтересуют и подтолкнут покупателя к покупке своего товара, конкурируя при этом с иными изготовителями. Но расценивать в качестве соперников только лишь предприятия, которые изготавливают похожую продукцию нельзя, это большая ошибка. Конкурентная борьба, то есть Конкурентоспособность — это свойство какого-либо характеризующего объекта, степенью которого является удовлетворить свои потребности в сравнении с подобными объектами (конкурентами-продуктами), существующими на данном этапе. При конкурентоспособности продукции выделяют: * производителей товаров; * отрасли; * стран. Самой важной категорией из всех прочих при конкурентоспособности является конкурентоспособность самой продукции. Конкурентоспособность продукции приравнивается к конкурентоспособность предприятия. К примеру, Константинова И. В. дает такое определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [16, C. 122]. Так как конкурентоспособность продукции важна, но она не является основным фактором качества отношений конкурентоспособности самого предприятия. Предприятие может производить продукцию, которая будет является конкурентоспособным, но в это же время, предприятие не будет конкурировать на рынке. Можно особо отметить последующие главные различия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия: – У товара и предприятия есть свои рамки, при их изготовлении, а именно, рамки по времени. Изготовление при временных рамках не значительно, если при изучении объект – эта та оценка, которая есть сейчас, но при долгом аспекте жизнедеятельности предприятия будет продолжителен. За период жизнедеятельности предприятия может быть много поколений изготавливаемых изделий: Вместе с тем, порой этапы производства продукции превосходит период работоспособность организации. Категория "конкурентоспособность предприятия" не постоянна. Например, на данном этапе, предприятие конкурентоспособо, а в следующем уже нет. Тем самым, можно сделать вывод, что конкурентоспособность организации все время меняется и зависит от многих факторов. [16, C. 122] С целью извлечения наиболее объективных результатов, стоит рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию. Когда устанавливается стоимость продукции, не всегда учитывается теоретические знания и тем более практические при просчете конкурентоспособности. Огромный поток новых компаний и как следствие этого повышение конкурентной борьбы вынуждает существующие компании основательно задуматься над тем, как не снизить свою прибыли. Вместе с тем, политика большинства предприятий в сфере обеспечения конкурентоспособности зачастую оказывается недостаточно квалифицированной.[13, C. 40-50] В отдельных литературных источниках попадается упоминание о том, что конкурентная борьба может быть: 1. Поведенческой, то есть подразумевается борьба за средства потребителя посредством удовлетворения его нужд; 2. Структурной - исследование структуры рынка с целью установить уровень независимости продавца и потребителя на рынке и метода выхода из него. 3. Многофункциональной - основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции. На рисунке 1 более подробно показаны эти подходы. Рисунок 1 - Подходы к конкурентной борьбе В практике менеджмента конкурентов предприятия анализируют с отраслевой и рыночной точек зрения. [15, C. 168-170] Отрасль составляют предприятия, изготавливающие продукцию либо категорию товаров, близких по предназначению. Выделяют следующие виды общеотраслевой конкурентоспособной структуры: а) Свободная конкуренция. Считается большое число независимых продавцов, предлагающих однородную продукцию. Критериями данной конкуренции считаются: небольшая часть рынка продавцов (2% и меньше), неосуществимость продавца поставить ту цену за товар, которую он хотел. б) Монополистическая конкуренция. Свойств этой конкуренции считаются: небольшое число (10 - 25) продавцов в любой сфере, часть фаворитов составляет с 10 до 15%, других участников - 3 - 5%, разделение продукта согласно сегментам, марочная продукция, вероятность выхода на мировой рынок. в) Олигополистическая конкуренция. Предполагает рыночную власть нескольких фирм. Свойствами данной борьбы считаются количество фирм на рынке (3- 5) с частями с 7 до 40%. г) Чистая монополия подразумевает ситуацию, при которой одна фирма осуществляет контроль от 50%, а в крайнем случае вплоть до 100% рынка. Есть такие разновидности монополии: закрытая, открытая, естественная. Рыночная теория конкурентной борьбы имеет место в случае, если в свойстве соперников рассматриваются фирмы, удовлетворяющие одну и ту же необходимость, с точки зрения финансирования конкурентную борьбу можно разделить по видам и методам. [10, C. 125] Виды конкуренции бывают(Рисунок 2): 1) Функциональная. Предполагает удовлетворенность одной необходимости разными методами; 2) Видовая. Результат этого, то что есть продукты, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, однако отличаются по каким-то значимым характеристикам; 3) Предметная. Показывает то, что разнообразные предприятия выпускают похожие продукты, в некоторых случаях отличающиеся только по качеству. 4) Ценовая. С помощью цены растет спрос. 5) Неценовая. Не рассматривает цену, а выделяет продукт с помощью продвижения его дизайна, обслуживания и т.д. Виды конкуренции Функциональная (фармакологические группы) Недобросовестная (незаконная) Видовая (лекарственные формы) Предметная (товары-аналоги) Неценовая(культура, компетенция, качество) Ценовая (прямая, скрытая) Рисунок 2 – Виды конкуренции Методы конкуренции подразделяют на(Рисунок 3): * законные (увеличение свойства, манипуляция ценой, рекламное объявление, обслуживание); * незаконные (производственный шпионаж, сманивание профессионалов, обладающих производственными тайнами, ложь покупателям, фальсификация продукта соперников). Методы конкуренции Законные Незаконные 1. Увеличение свойства 2. Рекламное объявление 3. Манипуляции с ценой 1. Производственный шпионаж 2. Переманивание профессионалов 3. Ложь покупателям Рисунок 3 – Методы конкуренции Организационные условия при покупке продукции производителем показывают настоящие показатели конкурентоспособности .[5, C. 35-42]. К ним относятся: а) обеспечить желаемо необходимые приближения продавцов продукции к показателям, который влияет на снижение издержек обращения; б) Доставлять продукцию не только крупным оптом-транзитом, но и партиями поменьше; в) расширить сервис дальнейшего обслуживание потребителей, после продажи продукции. Потребитель требует от продавца в обязательном порядке: товар должен прослужить в течение всего своего использования потребителем. Когда как, человек продавший товар должен способствовать тому, чтобы ожидание потребителя оправдались, и поэтому работает сервисная служба. Для хорошего обслуживания потребителей необходимо: * Стратегия, которая определяет лучший вариант действий для производителя; * правильно использовать рекламу, с помощью которой нужно донести до покупателя качество работы сервиса и все следующие за этим гарантии; * достойно разьяснить и обучить персонал. Конкурентоспособность предприятия есть величина, складывающаяся из некоторых взаимозависимых условий: а) качество; б) цена; в) послепродажный сервис; г) менеджмент. Некоторые факторы конкурентоспособности продукта напрямую оказывают большое влияние в её переменах, как другие факторы - гарантируют конкурентоспособность продукта. Сильные и слабые стороны конкурентоспособности: а) размеры долей рынка соперников; б) сегменты, выбранные в качестве цели соперниками; в) стратегии соперников; г) реакция соперников на вероятное разнообразие собственного бизнеса; д) продуктовая стратегия соперников; е) ценовая стратегия соперников; ж) сбытовая стратегия соперников; з) политика в сфере продвижения. Вероятность предприятия составлять другим конкуренцию на рынке в большей степени зависит от конкурентоспособности продукта. Таким образом, изучив понятие о конкуренции и конкурентоспособности скажем, что: * конкуренция – это соревнование за определенный ресурс, вражда с целью получения выгоды; * конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. 1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия Под конкурентоспособностью предприятия можно понимать умение предприятия приобрести настоящую оценку мнения покупателей их продукции, а так же отследить поведения потребителей. Сейчас, для того чтобы оценить конкурентоспособности предприятия нет каких-либо определенных факторов. Кротков А. М. и Еленева Ю. Я. формулируют основные принципы (Рисунок 4). [4, С. 27-79] Конкурентоспособность предприятия Оперативный уровень Тактический уровень Стратегический уровень Конкурентоспособность продукции. Основные характеристики: платежеспособность, прибыльность. Общее состояние предприятия. Основные характеристики: стратегическое управление, адаптивность системы управления, финансовая и управленческая прозрачность. Рост стоимости бизнеса. Основные характеристики: инвестиционная привлекательность Рисунок 4 - Критерии конкурентоспособности предприятия Но, данные аспекты не совсем корректно показывают качество уровня конкурентной борьбы предприятия, и тем самым мы получаем недостоверную оценку. Наиболее весомой проблемой в управлении предприятием можно считать наблюдение и какую-либо реакцию на условия потребителей. Однако для предприятия, целью которой является достичь высокой прибыли, нужно не только понять нужду потребителя, но так же знать критерии, которые непосредственно могут повлиять на работу предприятия. Покупая какой-либо продукт, потребитель, смотрит на внешность товара, его качество, и уже делает для себя оценку данного товара. Таким образом, на конкурентоспособность продукции влияет потребность в нем от потребителя. [2, C.226] В настоящее время предприятиям очень тяжело устоять на рынке и для дальнейшего роста предприятия они используют стратегии. Данные стратегии изучают внешние и внутренние возможности предприятия. Тем самым, конкурентоспособность предприятия рассмотрим с нескольких позиций. 1. Уметь удерживать и сберегать собственные позиции на рынке, гарантировать работу на постоянной основе. 2. Уметь повышать свою позицию в постоянно меняющихся условиях рынка. Надежность предприятия - техническая надежность. Под надежностью предприятия входят и такие подсистемы как: * маркетинг; * финансы; * умение управлять персоналом; * развитие предприятия в техническом плане. Надежность какой-либо из этих подсистемы зависит от успеха ресурсов, которые они принимают. В характеристики экономической надежности предприятия обязательно должны входить: * высокое качество выпускаемой продукции; * устойчивость предприятия в финансовом аспекте; * работники с высокой квалификацией; * доход от предприятия. Характеристики, представленные выше, решают задачи по производству качественного продукта и оказанию высококачественных услуг. [32, C. 202] Экономическая надежность компании дает возможность развиваться предприятию дальше, а так же определяет его потенциальную конкурентоспособность. Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, присутствие которой достаточно, чтобы изменить аспекты влияющие на конкурентоспособность. Факторы конкурентоспособности могут изменять непосредственно уровень конкурентоспособности предприятия. [3, C. 15-21] Предприятие обязано гарантировать себе уровень конкурентоспособности по восьми условиям, по мнению французских экономистов: а) Концепция товара и услуг, на которой основывается деятельность представленного предприятия; б) Качество; в) Цена товара, которую в дальнейшем можно повысить; г) Финансы – равно как собственные, так и заемные; д) Торговля рассматривается с позиций как коммерция и средства деятельности; е) Обслуживание после продажи производимого товара; ж) Способность руководить как с прессой так и с общественным мнением; з) Подготовка перед продажей продукции. В. Петров говорит, что под конкурентоспособностью предприятия можно взять три фактора: [19, C. 4-6]: 1) Ресурсный - расходы ресурсов на единицу готовой продукции. 2) Ценовой – все цены, которые учитываются при производстве. 3) "Фактор среды" – это и политическая обстановка в стране. Портер М. провел исследование факторов конкурентоспособности предприятия. [27, C. 20-21] Портер связывал напрямую конкурентоспособные критерии с условиями производства: а) Людские ресурсы – численность и высокая квалификация рабочего класса, а так же стоимость рабочей силы; б) Физические ресурсы - численность, качество, общедоступность и цена участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; в) Ресурсы знаний - сумма технической, научной, рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг; г) Денежные ресурсы - стоимость капитала, который мог бы использоваться на финансирование промышленности; Инфраструктура оказывает огромное воздействие на конкуренцию предприятия. [33, C. 214] Всеми учеными, которые исследовали конкурентоспособность, было предложено разделить разнообразность условий на внешние и внутренние. Внешние и внутренние факторы могут воздействовать как при уменьшении конкурентоспособности, так и ее увеличению. [18, C. 164] Таблица 1 – Факторы конкурентоспособности предприятия Внешние Внутренние Прямые Косвенные Конкурентоспособность изготавливаемой продукции Покупатели Экономическое общество Качество продукта и услуг Конкуренты Политическое общество Наличие результативной рекламной стратегии. Поставщики Технологическое общество Уровень маркетинга и руководство персоналом Законы и муниципальные аппараты Социально-культурное общество Уровень производительности координационной текстуры и пр. Международное общество Внутренние факторы - определяют возможности предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность. Нужно помнить, что конкурентоспособность продукта на рынке в основном зависит от его качества, а значит свойство.[9, C. 203-224] Продукт должен соответствовать таким требованиям как: * безопасность; * надежность; * легкость применения; * послегарантийное обслуживание; * соотношение стандарт, эталонам; * присутствие сертификатов. На стадии исследования закладывается качество продукта и так же поддерживается на стадии изготовления. Качество - условное представление. Оно базируется на характеристиках различий одного товара от товара-конкурента. Стратегический менеджмент гарантирует нужные подходы для того чтобы изучить рынок. Важным компонентом стратегического менеджмента считается потребность. Но нужен не сам товар, а то что он может нам дать. По этой причине дают оценку результативности стратегического менеджмента с поддержкой только одного аспекта - удовлетворить покупателя. Поэтому достоинство конкурентоспособного предприятия состоит в том, чтобы непрерывно и регулярно обучать персонал. Это в конечном результате гарантирует непрерывное развитие способов деятельность и увеличение производительности работы. К факторам повышения конкурентоспособности предприятия можно отнести следующее: а) Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими конкурентами. б) Квалифицированный и доброжелательный персонал. в) Дополнительные услуги. г) Широкий ассортимент товаров. д) Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество. е) Создать более качественную продукцию. Под внешними факторами понимают совокупность социально-экономических и организационных отношений, с помощью которых предприятие реализовывает продукцию более интересную потребителю, согласно ценовым фактором. Всю внешнюю сферу предприятия общепринято подразделять на внешнюю сферу прямого и косвенного воздействия, а внешние факторы, в соответствии с этим, прямые и косвенные. Факторы, влияющие на работу предприятия. Кним относят: а) Покупатели. б) Поставщики. в) Конкуренты. г) Законы. Внешние факторы бывают: а) Меры государственного воздействия: 1)экономические меры, то есть налоговая, финансово-кредитная и инвестиционная политика; 2) административные меры. б) Тип и емкость рынка деятельности предприятия, наличие будущих конкурентов. в) Деятельность ВУЗов общественных и негосударственных. г) Деятельность общественно-политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. Внешние условия косвенного воздействия не проявляют непосредственного влияния на работу предприятия, но этим не меньше, влияют на нее. К подобным условиям относят: 1. Экономическое общество. Характеризуется состоянием экономики и формирования государства. Таким образом, они проявляют воздействие на потребность ресурсов, продуктов и услуг. 2. Политическое общество. Относят разные причины правительственного и законодательного степеней: налоговое, антимонопольное, патентное право, денежно-кредитная стратегия и пр. 3. Технологическое общество. Представляет значимость внешнего и внутреннего условия. В качестве внешнего условия к технологическому обществу относят уровень научно-технологического формирования. 4. Социально-культурное общество. Относят демографическое положение в государстве, районе, отношение компании с местной общественностью и пр. Этот тип условий создает потребность жителей, имидж фирмы, степень заработной платы, рабочие взаимоотношения и пр. 5. Международное общество. Факторы международного общества проявляются в воздействии предприятия, которые исполняют свою деятельность на рынке. К этим условиям относят: * финансовая; * общественно-политическая; * рекламная; Таким образом, изучены критерии и факторы конкурентоспособности предприятия, что в свою очередь привело к выводу что, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов. 1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия Все методы оценки конкурентоспособности можно разделить на аналитические и графические (Рисунок 5). [12, C. 9-11] Методы оценки конкурентоспособности Аналитические Графические * по сравнительным преимуществам * по теории эффективной конкуренции * на основе качества продукции * профиль полярностей * профиль требований * SWOT-анализ * матрица Портера * многоугольник конкурентоспособности предприятия Рисунок 5 - Методы оценки конкурентоспособности предприятия Использование того или иного метода имеет свои особенности, прежде всего это зависит от субъекта, проводящего оценку конкурентоспособности, если это предприятие, то от его размера, специализации, объема производства и других показателей, необходимых для использования метода. Очень часто предпочтение отдается аналитическим методам, так как полученная при их использовании оценка, наиболее точно характеризует ситуацию, и, что немало важно, позволяет дать количественную оценку и сравнить с аналогичной продукцией. Далее будем рассматривать методы аналитической оценки конкурентоспособности организации. 1. Оценка по сравнительным преимуществам. Суть этого способа состоит в том, что производство и выполнение плана с целью реализации происходят лучше всего, когда затраты производства ниже, чем у конкурентов. В данном методе, важным критерием являются минимальные затраты. Легкость в оценки уровня конкурентоспособности - это преимущество данного метода; 2. Оценка по теории эффективной конкуренции. Этот способ подразумевает оценку эффективности работы каждого из подразделений. При применении этого метода есть 2 подхода: а) структурный подход –подготовить масштабное, эффективное производство; б) функциональный подход - оценить конкурентоспособность предприятия. Соотношение цены, расходов, доходов - это используется в качестве критерия оценки конкурентоспособности. В основе этой теории лежит оценка четырех групп - критериев конкурентоспособности: 1) показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом; 2) показатели, которые отражают эффективность управления оборотными средствами; 3) показатели эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке посредством рекламы и стимулирования; 4) качество товара и его цена. Весь алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности состоит из трех последовательных этапов (Рисунок 6). [28, C. 36-40] Рассчитать показатели конкурентоспособности предприятия и перевести их в баллы. Где, 5- плохо, 10- хорошо, 15- отлично. Расчет критерии конкурентоспособности по формулам. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия С. Рисунок 6-Этапы расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия 3. Оценка на основе качества продукции. Суть этого метода в сравнении ряда характеристик продукции, которые отражают потребительские свойства. [6, C. 223] Высокое качество – критерий №1 при оценке конкурентоспособности. 4. Профиль полярностей Главное в этом методе определить показатели, по которым предприятие опережает или отстает от своих конкурентов. Далее представлены графические методы оценки конкурентоспособности предприятия. 1. Профиль требований. Основа метода состоит в том, что с помощью шкалы оценок экспертов определяется уровень продвижения предприятия и более сильный конкурент. Главным преимуществом метода является наглядность. 2. SWOT - анализ. Название SWOT представляет собой аббревиатуру из первых букв каждого слова, представленных ниже: * Strengths – сильные стороны (предприятия); * Weaknesses – слабые стороны (предпрития); * Opportunities – возможности (внешней среды); * Threats – угрозы (внешней среды). SWOT - анализ так же можно назвать как "Проблемы и возможн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: