VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка экологических рисков и мероприятия по их минимизации на предприятиях тяжелого машиностроения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008394
Тема: Оценка экологических рисков и мероприятия по их минимизации на предприятиях тяжелого машиностроения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 «Тольяттинский государственный университет»



Машиностроения

(институт)



Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»

20.04.01 Техносферная безопасность

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Системы управления производственной, промышленной и экологической безопасностью

(направленность (профиль)





магистерская диссертация

на тему Оценка экологических рисков и мероприятия по их минимизации на предприятиях тяжелого машиностроения



Студент(ка)

 А.В. Мисюрина

(И.О. Фамилия)



(личная подпись)

Научный руководитель

Т.Ю. Фрезе

(И.О. Фамилия)



(личная подпись)

Консультант

В.В. Петрова

(И.О. Фамилия)



(личная подпись)









Руководитель программы	д.п.н., профессор Л.Н.Горина  ______________

                                                     (ученая степень, звание, И.О. Фамилия )    (личная подпись)

«___»                           20____г.



Допустить к защите

Заведующий кафедрой   д.п.н., профессор Л.Н.Горина      ________________

                                            (ученая степень, звание, И.О. Фамилия )          (личная подпись)

«____»                          20_____г.



Тольятти, 2017

РЕФЕРАТ

Магистерская диссертация на тему: «Оценка экологических рисков и мероприятия по их минимизации на предприятиях тяжелого машиностроения» состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и 2 приложений. Основная часть исследования изложена на 90 страницах, текст иллюстрирован 15 таблицами, 12 рисунками. Список использованных источников включает в себя 42 источника. 

Ключевые слова: отходы, сточные воды, экологический риск, экология, безопасность, ресурсы, машиностроение, технология очистки, «Actiflo», коагуляция, высокоскоростное осветление.

Объект исследования – технология высокоскоростного осветления «Actiflo» для очистки промышленных стоков, образующихся в машиностроительном производстве.

Цель работы – рассмотрение предлагаемых в настоящее время технологий по переработке отходов, образующихся в машиностроительной отрасли, с целью выбора и последующего внедрения в производство технологической схемы, которая позволит снизить экологические риски производства на окружающую среду.

Методы исследования. В процессе выполнения работы применялись методы системного анализа, экспертных оценок, изучения документации и информационных материалов.

Результаты работы. На основе изученных материалов были выявлены проблемы, существующие на предприятии, и предложена технология высокоскоростного осветления «Actiflo» для очистки промышленных стоков с последующим созданием замкнутого водооборотного цикла. Учитывая ограниченные запасы пресной воды и токсичность сточных вод, создание оборотных систем водоснабжения является целесообразным решением, обеспечивающим повторное использование ценных компонентов сточных вод и исключающим или уменьшающим загрязнение окружающей среды.

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики. В качестве конструктивного предложения в работе выдвигается рассмотрение процесса высокоскоростного осветления «Actiflo», как передовой технологии в области очистки сточных вод. Данный процесс является экологически безопасным, имеет высокую производительность, при этом является экономически выгодным и простым в использовании. 

Степень внедрения. Ввод в эксплуатацию первой промышленной установки типа «Actiflo» на ЗАО «Сибурхимпром» производительностью 320 м3/ч подтвердил как высокую ее эффективность, так и указанные требования к надежности работы всего вспомогательного оборудования.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Теоретическое применение данной технологии позволит обрабатывать большие объемы сточных вод при минимальных капиталовложениях и минимальных производственных площадях.





















СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ	6

Глава 1 Экологические риски в машиностроительной отрасли	7

1.1 Экологические риски	7

1.1.1 Классификация рисков	11

1.1.2 Оценка рисков	12

1.1.3 Управление рисками	13

1.2 Экологические риски в машиностроении	17

1.2.1 Характеристика отрасли машиностроения	18

1.2.2 Характеристика производства	22

1.2.3 Воздействие производства на окружающую среду	24

	1.2.3.1 Воздействие на атмосферу	25

	1.2.3.2 Воздействие на гидросферу	29

	1.2.3.3 Твердые отходы	31

1.2.4 Методы защиты окружающей среды, применяемые на производстве	32

	1.2.4.1 Очистка выбросов в атмосферу	33

	1.2.4.2 Очистка сточных вод	35

	1.2.4.3 Утилизация твердых отходов	39

1.2.5 Перспективы решения экологической проблемы отрасли	41

Глава 2 Анализ экологической обстановки города Сызрань и характеристика производственных процессов ОАО «ТЯЖМАШ»	43

2.1 Анализ экологической обстановки г. Сызрань	43

2.2 Общие сведения о предприятии ОАО «ТЯЖМАШ»	45

2.2.1 Структурные подразделения ОАО «ТЯЖМАШ»	46

2.3 Анализ санитарно – защитной зоны	47

2.3.1 Анализ влияния метеорологических условий г. Сызрань на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе	47

2.4 Анализ загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу	50

2.4.1 Недостатки концепции ПДК	51

2.4.2 Оценка сочетаемого воздействия химических и физических факторов	52

2.5 Анализ сточной воды ОАО «ТЯЖМАШ»	53

2.5.1Схема водоснабжения и водоотведения	53

2.5.2 Характеристика расчетного водопотребления ОАО «ТЯЖМАШ»	56

2.5.3  Характеристика водного объекта-приемника сточных вод	59

2.5.4 Требования к качеству воды в водном объекте в месте сброса сточных вод	61

2.5.5 Качество воды в сбрасываемых сточных водах	63

2.5.6 Требования к качеству сточных вод, разрешенных к сбросу в систему канализации г.о. Сызрань	66

2.5.7 Технологический комплекс очистки сточных вод гальванического производства	67

2.5.7.1 Общая информация	68

2.5.7.1.1 Система очистки стоков	68

2.5.7.1.2 Стадии очистки сточных вод	69

2.5.7.1.3 Описание реагентного хозяйства	71

2.5.7.2 Обработка постоянных стоков	71

2.5.7.3 Обработка периодических стоков	73

2.6 Инвентаризация отходов предприятия	74

Глава 3 Технология очистки сточных вод машиностроительного производства методом высокоскоростного осветления	76

3.1 Технология высокоскоростного осветления	76

3.2 Очистка сточных вод с использованием технологии высокоскоростного осветления	79

3.3 Описание технологического процессаActiflo	80

3.4 Отходы, образуемые при работе установки очистки сточных вод Actiflo	85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	87

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ	88

ПРИЛОЖЕНИЕ	91





ВВЕДЕНИЕ

Машиностроение по праву считается наиболее развитой и доходной отраслью промышленности Российской Федерации. Тут, как и в любой другой комплексной отрасли, рост производства неминуемо связан с ростом добычи и переработки природных ископаемых, что не может не отразиться на состоянии окружающей среды.

Помимо этого, переработка сырья и выпуск готового продукта в машиностроении связаны с образованием большого количества разнообразных отходов, наносящих невосполнимый урон окружающей природе. В связи с этим, поиск более оптимальных, с экологической точки зрения, решений в области технологической переработки как сырья, так и отходов потребления отрасли, становится все более актуальным.

Целью работы является рассмотрение предлагаемых в настоящее время технологий по переработке отходов, образующихся в машиностроительной отрасли, с целью выбора и последующего внедрения в производство технологической схемы, которая позволит снизить экологические риски производства на окружающую среду.

Цель достигается путем решения следующих задач:

– рассмотрение классификации экологических рисков и методов их определения;

– рассмотрение экологических рисков возникающих в машиностроении;

– рассмотрение и анализ экологической ситуации в городе Сызрань, а также экологических рисков, возникающих в процессе производства продукции ОАО «ТЯЖМАШ»;

– рассмотрение возможности использования технологии высокоскоростного осветления в очистке сточных вод машиностроительных предприятий.



Глава 1 Экологические риски в машиностроительной отрасли

1.1 Экологические риски

Последнее время предусмотренная ранее политика России в природоохранной области, основанная на учете превышения ПДК и других некоторых нормированных воздействий, пересматривается. Для этого существует несколько предпосылок, но все они вызваны отсутствием конкретики в формулировке понятия «норма». Исходя из этого, в экологической политике Российской Федерации все шире получает распространение такое понятие, как экологический риск.

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера [1]. При этом выделяют абсолютный и относительный риски.

Абсолютный риск –  это число дополнительных случаев патологических эффектов, вызванных воздействием какого-либо фактора или их комбинации в пересчете единицы дозы и единицы времени на человека. 

Так частота заболеваний по причине облучения является лишь составной частью общего риска, т.е. избыток, обусловленный облучением (мы предполагаем, что воздействие факторов аддитивно) над спонтанным (ожидаемым) уровнем. То есть, если говорить проще, абсолютный риск является соотношением всех заболевших (как от облучения, так и нет) людей к общей численности популяции [2].

Относительный риск – это отношение частоты неблагоприятных эффектов в популяции, подвергшейся воздействию вредного фактора, к частоте таких же эффектов при отсутствии действия фактора (в той же популяции). Под выражением «той же популяции» подразумевается подобие половой, возрастной, этнической и социальной структур.

Вред, причиненный окружающей среде при разнообразных антропогенных или стихийных бедствиях, естественно неизбежен, но он определенно должен быть максимально минимальным и оправдан экономически. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды [1].

В современных реалиях на оценку допустимого экологического риска выделяют все больше времени, особенно когда речь ведется о материальных ресурсах и вложениях в производства. При данных условиях, в случаях антропогенного воздействия, следует учитывать перечисленные ниже правила допустимого экологического риска:

		– неизбежность потерь в природной среде;

		– минимальность потерь в природной среде;

		– реальная возможность восстановления потерь в природной среде;

		– отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;

		– соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

Экологический риск подразделяют на три основные части:

– оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв;

– оценка состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

– оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий и стихийных бедствий на человека и окружающую природную среду.

Например, в случае стихийных бедствий оценка риска обязана включать и расчеты возможных жертв (пострадавшие и погибшие) среди населения, так и экономические потери. Для начала на изучаемой территории должны быть собраны фактические данные о при  сродных опасностях, далее выделяют их самые опасные разновидности и частоту проявления, затем создается карта (или серия карт), показывающая вероятность развития таких опасных процессов. Кроме оценки рисков также нужно организовывать и управление риском, которое включает в себя принятие большого комплекса решений (политических, социальных, экономических и т.д.), позволяющих  уменьшить величину риска до приемлемого уровня. Благодаря анализу природных опасностей и уязвимости среды, проведенного вместе с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивается риск и создаются карты риска. Данные карты, с указаниями территорий с разными степенями риска, позволяют с максимальной эффективностью разрешать вопросы управления риском и дальнейшего проектирования социально-экономического плана развития региона.

Любое преизбыток в пределах допустимого экологического риска на любого вида производствах должен законодательно пресекаться. Для этого ограничивают или временно приостанавливают деятельность опасных, с экологической точки зрения, производств, еще на этапе принятии решения. Допустимый экологический риск рассматривают с помощью государственной экологической экспертизы, и в случае его несоответствия, предоставленные для рассмотрения данные, отклоняются.

Фактор экологического риска имеется на любом производстве, независимо от их географического месторасположения. Тем не менее, существуют регионы в которых, относительно экологически более благополучных районов, в несколько раз превышена возможность появления негативных изменений в экосистемах, а также возможность исчерпания ресурсно-природного потенциала и, в следствии размеров риска потери здоровья а, возможно и  жизни,  для человека. Эти регионы стали называться регионами повышенного экологического риска.

В пределах подобных регионов (с повышенным экологическим риском) выделяют зоны [2]:



	– хронического загрязнения окружающей среды;

	– повышенной экологической опасности; 

	– чрезвычайной экологической ситуации;

	– экологического бедствия.

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия – добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Урал и Приуралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.

1.1.1 Классификация рисков

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования [3].

Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков.

Природно – экологические риски – риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды.

Техникo – экологические риски – риски, обусловленные появлением и развитием техносферы:

	риск устойчивых техногенных воздействий – риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности;

	риск катастрофических воздействий – риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.

	Социально – экологические риски – риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

	эколого-нормативный риск – риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением;

	эколого-политический риск – риск, обусловленный экологическими акциями протеста.

	экономо-экологические риски – риски, обусловленные финансово-хозяйственной деятельностью.

На основе классификации экологических рисков, можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска [4].

1.1.2 Оценка рисков

Оценка экологических рисков – это выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Оценка экологических рисков помогает:

– выявлять потенциально возможные экологические риски, устранять или минимизировать их;

– прогнозировать наступление неблагоприятных последствий, предупреждать или минимизировать вероятность их наступления;

– получать количественные и качественные показатели неблагоприятных последствий;

– предупреждать аварии, причинение вреда здоровью населения, компонентам окружающей среды, нанесение ущерба репутации субъекту, реализующему проект.

И в этой связи именно оценка рисков стала инструментом принятия решений.

Оценка экологических рисков включает следующие этапы [5]:

– установление, какие аварийные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды, могут возникнуть вследствие проекта;

– оценка стоимости работ по полному устранению экологически значимых последствий, вызванных аварийной ситуацией каждого вида;

– определение вероятностей аварийных ситуаций каждого вида.

Для выявления и анализа исходных предпосылок возможно использование, как статистического подхода, так и метода экспертных оценок. Статистический подход предполагает использование аппарата теории вероятности и рекомендуется в случаях, когда накоплен значительный опыт реализации проектов данного вида.

Если же проект данного типа реализуется впервые, то необходимо пользоваться экспертными оценками. Метод экспертных оценок предполагает, что группа экспертов (инженеров, специалистов в области охраны природы) совместно составляют возможных список аварий. Далее инженеры независимо выносят свои мнения о вероятностях аварий, которые затем усредняются. Эксперты-экологи таким же образом вносят свои мнения о затратах на устранения влияния каждой аварии на состояния окружающей среды. Экологический риск рассчитывается как чистая текущая стоимость потерь, обусловленных устранением влияния на окружающую среду со стороны возможных аварий.

Оценка экологических рисков может быть различной в зависимости от того, с позиций чьих интересов производится анализ проекта. Как правило, анализ проекта должен отражать интересы юридического лица, которое его осуществляет. В этом случае, в числе затрат, направленных на ликвидацию экологических последствий аварии учитываются лишь те затраты, которые несёт непосредственно лишь данное юридическое лицо. Если проект претендует на поддержку со стороны федеральных или местных органов управления, наряду с расчетами традиционных показателей эффективности проекта, анализируют его значение для народного хозяйства, экономики субъекта Федерации или страны в целом.

1.1.3 Управление рисками

Люди управляют риском уже около четырех тысячелетий. Первым законодательным актом, нацеленным на снижение экологического риска, можно считать указ английского короля Эдуарда I, подписанный им более семисот лет назад, в 1285 г. Этот указ запрещал сжигать в печах, служивших для обжига и сушки кирпича, так называемый «мягкий» уголь, в котором много загрязняющих воздух примесей [5].

Для процессов управления экологическим риском важное значение имеют результаты исследования его восприятия. Выявленные приоритеты в обеспокоенности общества состоянием окружающей среды должны быть учтены при подготовке необходимых экологических мероприятий. Предотвращение риска или его снижение должны принимать во внимание не только количественные, но и качественные характеристики риска, которые обусловлены различными факторами и механизмами восприятия риска.

С целью предотвращения или уменьшения риска разрабатываются многочисленные и разнообразные документы, сферы действия которых могут ограничиваться каким-нибудь одним предприятием, а могут распространяться и на всю страну. К таким документам относятся законодательные акты и нормативы, направленные на охрану здоровья, улучшение условий труда, снижение загрязнения среды обитания, обеспечение безопасности на дорогах, стандартизацию качества продаваемых товаров и т.д. Всем известная надпись на сигаретных пачках «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» представляет собой пример простейшей меры по снижению риска.

В последние годы определилась тенденция регулировать экологический риск законодательным путем, причем на самых высоких уровнях.

Схема процесса управления риском

Процесс управления риском базируется на результатах количественного оценивания риска, которое позволяет:

– сопоставлять альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий;

– выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте;

– создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов;

	– определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшение опасности.

Сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После этого сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение [6].

Существенным этапом процесса поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведении некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами – специалистами в рассматриваемой области.

Экспертные оценки оформляются в виде качественных характеристик или количественных значений вероятностей рассматриваемых событий или процессов, отнесенных к определенному отрезку времени.

В настоящее время известно несколько десятков методов экспертных оценок, наиболее известный из них – коллективное обсуждение и согласование по методу Дельфи.

Метод Дельфи применялся, в частности, при анализе возможных нарушений целостности емкостей в хранилище радиоактивных отходов в ядерном центре Хэнфорд США [7].

Этот метод широко используется при принятии связанных с риском решений. К числу его достоинств относятся удобство и наглядность графического представления, а также существенное облегчение расчетов на компьютерах.

Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. В России (точнее, в бывшем СССР) понятие эколого-правовой ответственности впервые было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором предусматривалось возмещение ущерба от загрязнения и нерационального использования природной среды. Затем это положение было развито в специальном Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», где, в частности, устанавливались три типа ущерба, подлежащего компенсации:

– ущерб, причиненный окружающей природной среде источником повышенной опасности;

– ущерб, причиненный здоровью граждан неблагоприятным воздействием на окружающую природную среду;

– ущерб, причиненный имуществу граждан.

Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Минимальный объем страховой ответственности предприятий определяется в зависимости от уровня опасности производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория риска интенсивно развивается, однако многие основополагающие положения этой науки остаются дискуссионными. До сих пор нет единого определения самого понятия «риск», очень часто термин «риск» употребляется как тождественный термину «опасность» или как синоним вероятности [8].

	Актуальной стала подготовка специалистов, которые могут квалифицированно заниматься исследованием рисков. Основная задача таких специалистов (иногда их называют риск-менеджерами) – вырабатывать для лиц, ответственных за принятие решений, рекомендации по эффективным мерам управления рисками.

1.2 Экологические риски в машиностроении

Весомую роль в промышленности играет машиностроение, так как от результатов работы этой сферы зависят все отрасли народного хозяйства Российской Федерации. 

Всё дальнейшее развитие научно-технического прогресса зависит от продукции, выпускающейся на предприятиях, связанных с машиностроением.   На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50% [9].

Рост промышленности основан на переработке громадного количества полезных ископаемых, однако существующие способы и приемы их переработки не позволяют полностью извлекать ценную составляющую, превращая ее в отходы производства и вредные выбросы. Поэтому необходимо осознавать актуальность и значимость проблемы загрязнения окружающей среды выбросами машиностроения. Не менее важным является необходимость усовершенствования и создание новых технологий для последующего их внедрения на предприятиях.





1.2.1 Характеристика отрасли машиностроения

Современное машиностроение – комплексная отрасль промышленности, производящая различные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение – главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. 

Отраслевая структура машиностроения отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, о распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве.

На карте (рисунок 1) рассмотрено 9 районов РФ. Почти 90 % продукции машиностроения выпускается в европейской части России. В Западной экономической зоне проживает 80% населения страны, что способствует развитию трудоёмких видов машиностроения (фактор трудовых ресурсов) и отраслей машиностроения.

Самая большая доля в машиностроении России (43%) занимает центральный федеральный округ и часть приволжского федерального округа (Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Воронеж) [9].





Рисунок 1 – География машиностроительного комплекса



Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции. Машиностроение делится на три группы – трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств. Основные отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Рассмотрим основные отраслевые подгруппы.

а) Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического горнодобывающего и горно- химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы). Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. 

Тяжелое машиностроение тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале, в таких городах, как: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», ОАО «Завод бурового и металлургического оборудования» и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения»), Уфа (ОАО «Завод горного оборудования»), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др.); в Сибири: Красноярск (ОАО «Сибирский завод тяжелого машиностроения»), Иркутск (ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения»); в Центральной России: Белгород (ОАО «Белгородский Завод Горного Машиностроения»), где производят оборудование для горной и металлургического промышленности, энергетики; Москва (ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения»); Подольск (ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»); Историческим центром энергетического машиностроение является Санкт-Петербург (ОАО «Ижорские заводы», ООО «ОМЗ-Литейное производство», ООО «ОМЗ-Спецсталь»).

Транспортное машиностроение, в частности производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Коломна, Брянск, Тверь), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил). Судостроение тяготеет к морским (Санкт-Петербургом, Астрахань, Мурманск, Владивосток) и речным портам (Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск). 

б) Общее и среднее машиностроение. Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России. 

Автомобилестроение, ориентируясь в размещении на трудовые ресурсы, начинало развиваться в центре европейской части России: Москва (АМО «ЗиЛ»), Брянск (ЗАО «Брянский автомобильный завод»), впоследствии переместилось на восток, и сейчас его основным районом является Поволжье. Здесь выпускают большегрузные (Набережные Челны) и легковые автомобили (Тольятти, Нижний Новгород), автобусы. Производство тракторов размещено в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Рубцовск). Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения ВПК – Урал (20%), центральная Россия (17%), Волго-Вятский район (13%), северо-западные районы России (10%). В Москве треть предприятий и почти половина научных установок связана с военным производством. Сейчас ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, которая открыла возможности использования большого научно-технического потенциала для нужд экономики страны.

в) Точное машиностроение.  Концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации – в Центральной России: Москва («Электрозавод»), Санкт-Петербург (Завод «Электросила»), на Урале: Екатеринбург (ОАО «Уральское производственное предприятие «Вектор»), в Сибири: Новосибирск (ОАО «НПО «Сибсельмаш») [9].

Из вышесказанного, можно выделить факторы размещения предприятий машиностроения:

– трудоемкость;

– транспортный фактор;

– ориентация на потребителя;

– военно-стратегический фактор;

– металлоемкость;

– специализация и кооперирование;

– наукоемкость.



1.2.2 Характеристика производства

В каждой отрасли машиностроения существуют свои специфические технологические методы и приемы, но в целом для машиностроения характерна общность сырьевых материалов (черные и цветные металлы, их сплавы) и идентичность основных технологических принципов превращения их в детали (литье, ковка, штамповка, обработка резанием), а деталей в изделие (сварка, сборка). 

На машиностроительных заводах различают следующие основные цеха:

		– заготовительные цехи (чугунолитейные, сталелитейные, литейные, цветных металлов, кузнечные, прессовые лесопильный);

		– обрабатывающие цехи (механические, термические, деревообрабатывающие, сборочные гальванический, окрасочный, холодной штамповки, сварочный); 

		– вспомогательные цехи (инструментальные, ремонтно-механические, модельные, экспериментальные, ремонтно-строительный, тарный);

		– складские объекты (помещения– круглых материалов, пиломатериалов, шихтовых и формовочных материалов, инструментальных сталей, металлов, химических материалов, полуфабрикатов, топлива, ГСМ, сухих пиломатериалов, отливок, поковок, готовой продукции, отвал);

		– энергетические объекты (электростанция, теплоэлектроцентраль, компрессорные, газогенераторная станция, центральная котельная);

		– транспортные объекты (железная ветка, гараж и т.д.);

		– санитарно-техни.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44