VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отношения в «большом треугольнике» ссср – сша – кнр в годы холодной войны

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011579
Тема: Отношения в «большом треугольнике» ссср – сша – кнр в годы холодной войны
Содержание
     2Министерство образования и науки Российской Федерации
     Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
     высшего образования
     «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
     
     Институт социальных и политических наук
     Департамент международных отношений
     Кафедра востоковедения
     
     
     Отношения в «большом треугольнике» ссср – сша – кнр в годы холодной войны
     
     
     
     	Курсовая работа
     студентки II курса
     группа  УГИ-264708
     направления подготовки
      «Востоковедение и африканистика»
     Виноградова И. А.
     Научный руководитель
     д.и.н., профессор
     Валиахметова Г.Н.
     
     
     
     Екатеринбург
     2018
     Оглавление
     ВВЕДЕНИЕ	3
     ГЛАВА 1. 1949-1971	8
     ГЛАВА 2. 1971-1979	35
     ГЛАВА 3. 1980-1991	39
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	53
     Список использованных источников и литературы	55


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Отношения между Россией, Соединенными Штатами и КНР вышли сегодня на уникальный в их истории уровень всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства и, без сомнения, имеют хорошую перспективу развития. Но так было не всегда.
     Становление трех сверхдержав и их взаимодействие после окончания Второй мировой войны послужило формированию стратегического треугольника в международном сообществе. Его формирование происходило на фоне глобальной идеологической, геополитической и экономической конфронтацией между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой.  Возвышение СССР, США и КНР обозначило новые центры на мировой политической и экономической аренах, что объясняет появление ряда вопросов в международной обстановке 1940-х – 1990-х гг. и причинах формирования «треугольника», который имеет мировое значение и сегодня. Создание большого треугольника подразумевает становление новой системы взаимозависимостей и взаимовлияния нескольких крупных государств. В целом, отношения между США, КНР и СССР представляют собой сложный механизм интересов и противоречий в области экономики, политики и вооружения.
     Актуальность данного исследования определяется важностью взаимоотношений не только для каждого из участников «треугольника» Россия – США – КНР, но и для ситуации в мире в целом. Интересы России, Китая и Америки неразрывно связаны. Существует взаимная заинтересованность в согласовании национальных интересов как внутри «треугольника», так и в двустороннем взаимодействии этих стран. В глобальном контексте отношения между Соединенными Штатами, Россией и Китаем не должны быть отношениями противостояния, т.к. от их позиции по кардинальным вопросам международных отношений зависит не только региональная безопасность, но и структура нового миропорядка и глобальная безопасность. 
     Объектом исследования выступает «стратегический треугольник» СССР – США – КНР. Предметом исследования является взаимодействие Советского Союза, Соединенных Штатов и Китайской Народной Республики.
     Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1949 года, когда было провозглашено образование КНР, до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.
     Цель исследования – изучение характера и направленности взаимоотношений между СССР, США и КНР в период холодной войны. Данная цель реализуется путем решения следующих задач:
* Рассмотреть политическую обстановку, складывающуюся на мировой арене после окончания Второй мировой войны с 1949 по 1971 гг.;
* Выявить ключевые моменты, произошедшие в 1971-1979 гг;
* Изучить основные события в мировом сообществе в период с 1980 по 1991 гг.
     Характеристика источников. Для того, чтобы изучить взаимоотношения СССР, США и КНР в годы холодной войны необходимо было обратиться к комплексу источников, который можно разделить на две группы. К первой относятся документальные источники, такие как международные договоры,1234 материалы переговоров и консультаций сторон по тем или иным вопросам5, речи, выступления государственных деятелей и политиков678910. Несомненным достоинством этой категории источников является высокая степень их достоверности.
     Ко второй группе следует отнести нарративные источники, прежде всего мемуары ключевых политических фигур, таких как Р. Никсон11, Г. Киссинджер12 и др131415. Несмотря на субъективность многих положений высказываемых этими политическими деятелями, стоит подчеркнуть, безусловно, более богатый материал для анализа и исследования в подобного рода источниках                                                                                        
     Характеристика литературы. Для анализа взаимодействия СССР, США и КНР в 1949-1991 гг. была использована такая литература как  первый том двухтомного издания «Холодная война: Противостояние двух сверхдержав» авторов Б. Г. Путилина, В. А. Золотарева.16 В книге подробно описаны причины холодной войны, основные события и участники. Мнения авторов субъективны, подходы и оценки тех или иных событий не всегда совпадают, но едины в одном: холодная война – эпоха конфронтации двух сверхдержав в биполярном мире с многочисленными войнами, которые в любой момент могли обернуться всеобщим апокалипсисом.
     В книге Уткина А. И. «Россия и Запад: история цивилизаций»17 автор затрагивает многовековую проблему «Россия-Запад» и излагает полную историю взаимоотношений России и Запада, подробно описывая периоды контактов, сближения и столкновений.
     Из фундаментальных исследований можно выделить книгу Е. П. Бажанова «Китай и внешний мир»18, где автор показывает изменения внешнеполитического курса КНР, происходившие на протяжении 40 лет под воздействием внутренних и внешних факторов, претерпевая при этом сильные трансформации. Особое внимание уделяется внешнеполитическим контактам КНР.
     Из самых последних значимых исследований можно отметить работу Г. В. Зиновьева «Китай и сверхдержавы. История внешней политики КНР (1949-1991)»19, где автор уделяет особое внимание роли и месту КНР в международной политике в период биполярной системы, когда Китай был долгое время зажат между двумя сверхдержавами.
     В рамках книги А. В. Лукина «Россия и Китай. Четыре века взаимодействия»20 сконцентрировано особое внимание на возникновении и развитии советско-китайских отношений, дана взвешенная характеристика важнейшим двусторонним переговорам, рассмотрен сложный процесс развития культурных связей.
     Если говорить о китайском взгляде на проблему, то в 2005 была представлена русскоязычная версия книги «Десять дипломатических событий», автором которой является бывший вице-премьер Госсовета КНР Цянь Цичэнь.21 Он предложил свою разностороннюю точку зрения на период советско-китайского взаимодействия, которое в результате стало образцом межгосударственных отношений нового типа, которые складывались на протяжении холодной войны и в основе которых лежат пять принципов мирного сосуществования.
     Таким образом, круг привлеченных источников и литературы позволяет реализовать поставленные в данной работе исследовательские цель и задачи.


     ГЛАВА 1
     1949-1971
     
     После окончания Второй мировой войны ситуация на мировой политической арене изменилась. Начинаются формироваться идеологические полюса, и появляется граница раздела сфер влияния двух сверхдержав – СССР и США. Другими словами, мир раскололся на два противостоящих лагеря. Мировая стратегическая стабильность поддерживалась за счет баланса этих двух сил. Необходимо было урегулировать послевоенные международные отношения.22
     Противостояние двух мировых держав СССР и США или «холодная война» берет начало в 1945 году, когда США сбросили ядерные бомбы на города Хиросима и Нагасаки в Японии, тем самым показав свое превосходство в ядерном оружии перед СССР. США опасались, что после победы в войне Советский союз обладает большим авторитетом среди ведущих стран и занимает одну из лидирующих позиций в мировом сообществе. США не могли смириться с фактом принятия участия СССР в создании Организации Объединенных Наций (ООН), а также с занимаемым Советским Союзом центральным местом среди пяти членов Совета Безопасности.
     За годы войны США превратились в мирового кредитора, от которого зависели многие страны. В связи с этим валовый национальный продукт увеличился на 70%. Практически не было экономических и людских потерь. За период Второй мировой войны могущество США выросло в несколько раз.23
     5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем была произнесена знаменитая Фултонская речь в Вестминстерском колледже в городе Фултон. В присутствии президента США Гарри Трумэна Черчилль сделал громкое заявление в сторону СССР, фактически обвинив его « … в безграничном распространении своей силы и своих доктрин». Речь традиционно считается объявлением «Холодной войны», в ней также прозвучала доктрина «железного занавеса».24
     Ключевым военным противостоянием эпохи холодной войны стала борьба двух блоков. 12 марта 1947 года на конгрессе США Трумэн представил программу по «спасению Европы от советской экспансии». Была сформулирована идея о «политике сдерживания» в отношении СССР во всем мире. Программа получила название «Доктрина Трумэна». Ее суть заключалась в оказании экономической помощи странам Западной Европы, а так же в создании военно-политического союза США и стран Западной Европы.25 Так 4 апреля 1949 года был создан Североатлантический Альянс (НАТО) с целью защиты Европы от советского влияния. В состав НАТО вошли США, Англия, Канада, Италия, Франция и ряд других стран. В ответ 14 мая 1955 года создается Организация Варшавского договора (ОВД), в состав которой вошли СССР, Румыния, Болгария, Польша, Чехословакия и некоторые другие государства.26
     «Холодная война» разделила мир на два противостоящих друг другу лагеря. Некоторые страны по примеру СССР выбрали путь построения социализма, другие ориентировались на США. В 1947 году госсекретарь США Джордж К. Маршалл выдвинул проект программы помощи европейским государствам после Второй мировой войны, целью которой было восстановление послевоенной экономики Европы и модернизация промышленности европейских стран. В апреле 1948 года программа вступает в силу под названием План Маршалла. В противовес Плану Маршалла в 1949 году Советский Союз и ряд других социалистических государств создали первую международную экономическую организацию Совет экономической взаимопомощи. Углубление и совершенствование сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, ускорение технического и экономического прогресса, непрерывный рост производительности труда, повышение уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, а также постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития и подъем благосостояния народов стран-членов СЭВ – ключевые цели, которые преследует данная организация.27
     На момент окончания Второй мировой войны на мировой политической арене существовало два Китая. Одна часть китайской территории находилась под контролем консервативной национальной политической партии Гоминьдан. Другую часть территории контролировала Коммунистическая партия Китая (КПК). Компартия заручилась поддержкой Советского Союза, Гоминьдан пользовался содействием США. Интересы Советского Союза в КНР были обширны – обеспечение безопасности приграничного пояса за счет появления сфер влияния в Монголии, Маньчжурии и Синьцзяне, укрепление экономики на территории советского Дальнего Востока путем интенсивного хозяйственного взаимодействия с Маньчжурией, а также создание в районе Порт-Артура и Даляня плацдарма для сдерживания Японии. СССР был заинтересован в дружественных отношениях с Китаем, хотя настороженно относился к набирающему мощь центральному китайскому правительству, сумевшему уже в годы войны создать подконтрольные ему области. Сотрудничая с коммунистами, советское правительство предпочитало отдавать приоритет развитию отношений с правительством Чан Кайши, которое выступало юридическим гарантом выгодного для СССР советско-китайского договора 1945 года.28 Как и СССР, США придавали большое значение превращению Китая в дружественное государство, готовое общими усилиями направлять региональное развитие, и довольно мощное, чтобы избавить Вашингтон от бремени военной ответственности в Азии.
     Проблемой являлось то, что правительство Чан Кайши было крайне слабым, что не устраивало ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты. Поэтому в попытках укрепить его, Москва и Вашингтон подталкивали КПК и Гоминьдан к союзу друг с другом. Однако, степень их взаимной непримиримости была слишком высока. На тот момент в стране шла борьба революционной и консервативно-традиционалистской версий китайского национализма.
     Партия Гоминьдан была учреждена в 25 августа 1912 года в Пекине. Организатором и идеологом партии являлся политический деятель Сунь Ятсен. Гоминьдан получил развитие в результате создания Сунь Ятсеном тайных обществ Китая, приоритетной целью которых было свержение цинского правительства и передача власти императору коренной китайской национальности.29 Сунь Ятсен сформировал из этих обществ политическое движение, задача которого заключалась в создании могущественного, современного республиканского Китая, установление демократии и создание экономического строя социалистического типа. После смерти Сунь Ятсена партия раскололась на два основных крыла. Реальная власть перешла в руки Чан Кайши, и в 1927 году националистическое большинство начало борьбу против китайских коммунистов. В результате раскола Гоминьдана и компартии Китая началась десятилетняя гражданская война (1927 – 1937), но ввиду войны с общим врагом – Японией последовало нелегкое восьмилетнее перемирие.30 После поражения Японии война коммунистов с Гоминьданом разгорелась с новой силой. В период с 1946 по 1949 в Китае шла Гражданская война.31 Коммунистическое правительство возглавлял Мао Цзэдун. Армия коммунистов быстро росла: после окончания войны воска были демобилизованы, и большинство солдат присоединились к компартии ради пайка. Войска Чан Кайши держали оборону только крупных населенных пунктов, таким образом отряды коммунистов могли свободно передвигаться по сельской местности.32 В апреле 1949 года в Пекине на переговорах делегации Гоминьдана и КПК было вынесено предложение о прекращении гражданской войны на условиях, выдвинутых компартией. Правительство партии Гоминьдан отказалось заключать мирное соглашение. В ответ на отказ народно-освободительная армия возобновила боевые действия, и в итоге к концу 1949 года почти вся территория континентального Китая находилась под контролем коммунистов, а руководство партии Гоминьдана было вынуждено перебраться на остров Тайвань под защиту вооруженных сил США.33
     Весной произошли события, которые не могли не насторожить СССР. Посол США Дж. Стюарт не эвакуировался вместе с Центральным правительством, a остался в Нанкине. Он провел тайные переговоры с представителем КПК Хуан Хуа, ходе которых Хуан Хуа поднял вопрос о нормализации американо-китайских отношений в том случае, если США прекратят поддержку правительства Чан Кайши и выведут свои войска из КНР. Стремление КНР добиться улучшения в отношениях с США представитель КПК объяснил тем, что Советский Союз еще не окреп после победы во Второй мировой войне и вряд ли сможет оказать достаточную экономическую поддержку Китаю, пребывавшему в состоянии глубочайшего экономического кризиса.
     Надо отметить, что китайские коммунисты активно контактировали с США начиная еще с 1944 г.
     Многим американским представителям во время переговоров с китайским руководством казалось, что КНР стремится к союзу не с советской стороной, a с американской.
     Современные российские авторы расценивают подобные ситуации как блеф, цель которого ослабление американской помощи Гоминьдану. Москва и руководство КПК находились в постоянном контакте и консультировались по важнейшим политическим вопросам.
     В период охлаждения отношении? с Китаем официальные советские китаеведы начали обвинять Мао в проамериканских симпатиях, в том, что лишь «здоровые силы» в КПК не дали ему «переметнуться» на сторону Вашингтона еще в 1940-е годы.34
     В 70–80-е годы ХХ в., после потепления отношении? с Вашингтоном, китайские исследователи начали утверждать, что негибкость политики Вашингтона в 1940-е годы сама привела к односторонней ориентации КПК на СССР. По их мнению, события могли разворачиваться иначе, «китайско-американская конфронтация возникла не из-за союза Китая с СССР, а наоборот, именно китайско-американская конфронтация вызвала к жизни союз Китая и СССР».35
     Известный специалист по американо-китайским отношениям Е.П. Бажанов приводит причины поддержания КПК тесных контактов с американскими представителями: «Во-первых, нормальные отношения с Вашингтоном были необходимы КПК: китайские коммунисты видели в Соединенных Штатах силу, от позиции которой в значительной степени зависел исход борьбы с Гоминьданом, послевоенное урегулирование в Азии, роль и место Китая в международных отношениях, перспективы его экономического развития. Контакты с США должны были способствовать победе над Чан Кайши и нейтрализовать оппозицию Вашингтона послевоенным планам коммунистической партии, укрепить международное положение страны. Во-вторых, Сталин поддерживал курс Мао Цзэдуна на развитие диалога с Вашингтоном... В-третьих, контакты КПК с американцами завязались, когда США были союзниками и Китая, и Советского Союза. В-четвертых, несомненно также то, что на заключительном этапе гражданской войны (1945–1949) руководство компартии однозначно сделало ставку на сотрудничество с СССР».36
     В сентябре 1949 было создано фактически Временное правительство в лице Народного политического консультативного совета Китая. Затем этим временным органом был избран Центральный Народный Правительственный Совет (ЦНПС), председателем которого стал Мао Цзэдун. ЦНПС сформировал Государственный Административный Совет во главе с Чжоу Эньлаем. Так было создано новое правительство, действующее на постоянной основе. 1 октября 1949 года на центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине Мао Цзэдун провозгласил о создании Китайской Народной Республики.37
     На Дальнем Востоке ситуация была нестабильной. Она выражалась с одной стороны в слабости Китая, в его неспособности проявить самостоятельность на международной арене, с другой стороны, в его нежелании подчиниться и встать под покровительство СССР либо США, либо обоих государств.
     Термин «ибяньдао» дословно можно перевести как «склонение в одну сторону». Именно так советские, a затем и российские историки охарактеризовали первые восемь лет существования КНР с 1949 по 1958 гг. Этот этап советско-китайских отношений часто именуют периодом «братской дружбы народов СССР и Китая».38
     Мао Цзэдун всерьез задумался о необходимости новому Китаю «наклониться в одну сторону», другими словами, перейти на сторону социализма во главе с Советским союзом, о чем заявил в статье «О демократической диктатуре народа», которая была написана в честь 28-летия создания КПК 30 июня 1949 года.39 В дальнейшем эта установка наряду с двумя другими легла в основу внешнеполитического курса КНР этого периода. Мао Цзэдун в конце 1948 – начале 1949 гг. назвал эти положения – «начать создавать свой отдельный очаг» и «сначала подмести в своем доме, а потом приглашать в него гостей».
     По словам китайских историков, данные установки, принятые Мао, оказали особо важное влияние на развитие внешнеполитического курса нового Китая, а именно с их помощью удалось установить дипломатические отношения с международным сообществом на новой основе, забыв о тех, которые существовали во времена правительства Чан Кайши. Кроме того, новые отношения являлись «независимыми» и «самостоятельными». Здесь установка «наклониться в одну сторону», то есть примкнуть к лагерю социализма и заручиться поддержкой со стороны СССР, кажется вынужденной. Но в тяжелых условиях Холодной войны, а также конфронтации двух лагерей во главе с СССР и США новый Китай был вынужден выбрать одну из сторон. Мао Цзэдун был уверен, что «наклоняться» следует именно в сторону социализма, в сторону Советского Союза.40
     Советское правительство сразу и безоговорочно признало КНР и установило с ним дипломатические отношения. Уже на следующий день после победы китайских коммунистов, 2 октября 1949 г. последовало признание СССР Китайской Народной Республики и установление с ней дипломатических отношений. В этот же день было сделано Заявление правительства СССР о прекращении дипломатических отношений с правительством Чан Кайши. Более того, 23 ноября того же года, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, глава советского МИД А. Вышинский объявил, что советская делегация более не признает делегацию китайских националистов (Гоминьдана) как официальных представителей страны. Союз с СССР был закреплен в Конституции КНР, принятой на Первой сессии ВСПН 20 сентября 1954 года.41
     Тесное межгосударственное сотрудничество двух стран началось уже в 1950 г. Вскоре после провозглашения КНР ее лидер Мао Цзэдун отправился с визитом в Москву, где он находился с декабря 1949 до середины февраля 1950 г. Китайский лидер приехал с предложением о заключении нового советско-китайского договора взамен старого заключенного 14 августа 1945 года с правительством Чан Кайши  «Договора о дружбе и союзе», всегда считавшийся в Китае неравноправным. Новый «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» был призван закрепить отношения между КНР и СССР. После некоторых раздумий Сталин согласился на его подписание.
     14 февраля 1950 г. в Москве был подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» между СССР и КНР сроком на 30 лет. Стороны обязались предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединившегося с Японией для совершения акта агрессии. В случае агрессии в отношении одной из сторон, другая договаривающаяся сторона должна была немедленно оказать военную и иную помощь. 
     СССР и КНР заявили о своей готовности участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Оба государства обязались добиваться заключения в кратчайший срок мирного договора с Японией. Страны взяли обязательство не участвовать во враждебных друг другу коалициях, а также консультироваться по всем важным международным вопросам. Договор предусматривал развитие экономических и культурных связей между двумя странами в духе дружбы и сотрудничества.42 
     Договор между СССР и КНР положил начало периоду политического, военного, экономического, дипломатического сотрудничества между двумя странами. На его основе строились двусторонние отношения вплоть до конца 1950-х годов, хотя формально он просуществовал до 1980 г. Китай не являлся сателлитом Советского Союза, сотрудничество двух стран базировалось на общности их стратегических интересов.43
     Именно на этой основе и заключался советско-китайский договор, он усиливал влияние СССР и КНР в Азии и на международной арене в целом. Их взаимодействие ослабляло позиции проамериканских сил. 
     Вместе с тем партнерство двух государств и их компартий таило в себе потенциальную возможность их соперничества. Особенно это стало заметно после смерти И. Сталина в 1953 году. Китайская пропаганда все более определенно проводила мысль о том, что освободившееся место «лидера коммунистического движения» должен занять именно Мао Цзэдун, как наиболее авторитетный деятель среди руководителей социалистических стран, и именно в Китай переместился центр революционного движения. Вместе с тем, вплоть до 1957 г. КНР признавала Советский Союз лидером социалистического лагеря, хотя при каждом удобном случае подчеркивала первостепенность собственных теоретических разработок в данной области.44
     В начале 1950-х годов сотрудничество двух стран успешно развивалось. С помощью СССР в Китае восстанавливались и строились крупные промышленные предприятия, железнодорожные и другие объекты. Более 10 тыс. советских инженеров оказывали помощь в модернизации экономики. Советский Союз помогал укреплять вооруженные силы КНР.
     Немаловажное значение имело и открыто враждебное отношение США и их союзников к коммунистическому Китаю, который они отказывались признавать после окончания гражданской войны. Власти Китайской Республики, эвакуировавшиеся на остров Тайвань, продолжали получать поддержку Вашингтона, который продолжал признавать их единственным легитимным правительством Китая. Эта ситуация продолжалась в течение 30 лет. С начала 1950 года США неизменно отдавали голос против передачи места в ООН от Китайской Республики к КНР.45
     В середине 50-х годов советско-китайское экономическое сотрудничество достигло апогея, в рамках которого Китай получил помощь в модернизации хозяйства и подготовки кадров.46
     Таким образом, советско-китайские отношения в первой половине 50-х гг. отличались высокой степенью интеграции и доверия, основанных на единстве политических взглядов и идеологических установок.
     США всегда пристально наблюдали за развитием отношений между Советским Союзом и КНР. Сотрудничество этих двух стран было весьма активным с начала 50-х гг. XX века, но разрядка в международных отношениях, в первую очередь советско-американских, стала значимым поводом для ухудшения советско-китайских отношений в конце 1950-х – начале 1960-х гг.47
     СССР и КНР имели противоречия по нескольким вопросам. В идеологической сфере они были связаны с формами и методами строительства социализма, тактикой и стратегией удержания власти, оценкой роли личности в истории, и в частности, оценкой культа личности Сталина. К этой же группе можно отнести разногласия по вопросу об экспорте революции и политику внутри международного коммунистического и национально-освободительного движения.
     Китай не поддерживал тезис СССР о необходимости и возможности предотвращения войны. Более того, Пекин выдвинул идею революционной войны. Ядерная война, с точки зрения Мао не являлась катастрофой, так как даже если будет уничтожена половина человечества, вторая сможет беспрепятственно построить коммунизм на руинах империализма.48
     Что касается международной политики, Китай не принял советскую политику мирного сосуществования, т. к. посчитал ее предательской (сговор великих держав против молодых освободившихся стран). Как следствие, отрицание диалога с Соединенными Штатами и выдвижение руководством Китая «стратегии единого антиимпералистического фронта против США».49
     Не обошлось без разногласий и по вопросам внешней политики. В период Тайваньского кризиса в августе 1958 года Советский Союз фактически отказался оказывать поддержку КНР.50 Китайское правительство расценило это как намерение Москвы держаться позиции «двух Китаев». Во время китайско-индийской пограничной войны осенью 1962, советское правительство отказало Китаю в поддержке и заняло нейтральную позицию.51
     Разные точки зрения сложились насчет Албании, с правительством которой у Москвы возникли разногласия в 1961 году, вследствие чего советско-албанские отношения полностью распались. В противовес советской позиции в китайско-индийском вопросе, весной 1962 года Пекин подписал с Тираной соглашение о предоставлении экономической помощи.52
     Мнения КНР и СССР расходились и в оценках Карибского кризиса. В печати Пекин открыто раскритиковал внешнеполитическую линию Москвы и назвал авантюризмом размещение ракет на Кубе, а их вывод – капитулянтством. В свою очередь Хрущев обвинил Китай в «негибкой» линии поведения.53
     Противоречия возникли и по вопросам территории. Китайское руководство предъявило серьезные претензии, по вопросам части Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также отдельных областей Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Мао Цзэдун поднял вопрос о пересмотре российско-китайских договоров XIX века. По мнению Пекина царская Россия захватила более 1,5 млн. кв. км. «исконно китайских земель».54
     В середине 60-х гг. СССР окончательно получил статус врага. В обиход прочно вошел термин «угроза с Севера». Осенью 1964 года КНР произвела первое испытание атомного оружия, войдя таким образом в Ядерный клуб. Официально заявлялось, что это было сделано «во имя защиты суверенитета, против угроз США и великодержавности СССР».55
     Окончательное прекращение существования отношений между партиями произошло в марте 1966 года. В официальном письме от 22 марта 1966 года ЦК КПК отказался направлять делегацию на XXIII съезд КПСС, тем самым давая понять, что встает в открытую оппозицию КПСС.56
     «Культурная революция», начавшаяся в Китае в 1966 году, привела к полному захвату власти в стране Мао Цзэдуном и сопровождалась обострением отношений Китая практически со всеми граничащими с ней  странами, и в первую очередь с СССР. Произошло резкое сокращение экономических отношений, торговли, почти сошли на нет научные, культурные, спортивные обмены, снизился уровень политических контактов. Отношения между двумя компартиями были полностью разорваны. Стороны обвиняли друг друга в измене интересам пролетариата, предательстве идеалов коммунизма. В межгосударственных отношениях также наблюдалось ухудшение положения.57 
     В январе-феврале 1967 года в Москве произошли специально подстроенные инциденты с участием китайских граждан и сотрудников посольства. Накалилась обстановка в советском посольстве и Торговом представительстве в Пекине, закончившаяся блокадой дипломатического представительства Советского Союза. В феврале 1967 года семьи советских дипломатов были вынуждены эвакуироваться из Пекина.58
     Пиком советско-китайского противостояния стало пограничное вооруженное столкновение в марте 1969 года на реке Уссури за остров Даманский. Весной и летом конфликты возникали и на других участках границы. Конфликт мог перерасти с серьезное военное столкновение двух государств, но СССР дал силовой отпор, что послужило причиной, чтобы заставить китайское руководство задуматься и согласиться на проведение пограничных дипломатических переговоров.59
     В сентябре 1969 года скончался вьетнамский лидер Хо Ши Мин. Глава советской делегации Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин присутствовал на траурной церемонии. По возвращении на родину, Косыгин решил остановиться в пекинском аэропорту для переговоров с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. В результате переговоров стороны договорились подписать временное соглашение о смягчении напряженной обстановки на границе, о необходимости создания условий для поддержания стабильной ситуации на границе, выводе вооруженных частей со спорных территорий и начать переговоры по пограничным вопросам.
     После переговоров издания подготовили новость, в которой говорилось следующее: «11 сентября 1969 года СССР и КНР пришли к соглашению. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин на пути из Ханоя в Москву сделал остановку в Пекине и пообщался с премьером Госсовета Чжоу Эньлаем. Переговоры прошли в спокойной обстановке и оказались весьма успешными». Однако китайская сторона перед тем, как дать новость в печать, убрала фразу об успешности переговоров. Несмотря на то, что советско-китайские отношения оставались холодными, угроза широкомасштабного конфликта миновала.60
     В начале 70-х годов КНР был открыто высказан тезис о том, что СССР представляет даже большую угрозу, чем США: «Американский империализм – это бумажный тигр, который уже давно проткнут народами мира, «социал-империализм» - намного обманчивее по сравнению с империализмом старой марки и поэтому намного опаснее».61
     Далее в 1974 году руководством Китая была сформулирована идея противостояния одновременно и Советскому Союзу и США. Эта идея четко прослеживалась в теории Мао Цзэдуна под названием «Теория трех миров», которая была представлена Дэн Сяопином в ООН как обоснование сотрудничества Китая с некоммунистическими странами. Исходя из этой теории все государства можно было разделить на три группы: 1. две сверхдержавы США и СССР; 2. малые и средние развитые страны; 3. третий мир, включающий в себя развивающиеся страны, борющиеся за победу идей национального освобождения и развития, лидером которых является Китай.62
     Война в Корее явилась первой вооруженной конфронтацией двух блоков после Второй мировой войны. Причина конфликта заключалась в насильственном разделении корейского государства на советскую и американскую зоны оккупации, что было вынужденной мерой. В итоге подразумевалось воссоединение Кореи, но лидеры на Севере и Юге страны считали иначе. В мае 1948 на территории южной Кореи по инициативе США прошли сепаратные выборы, по итогу которых на пост главы государства был избран Ли Сын Ман. Правительство Южной Кореи объявило себя правительством всей страны. Летом того же года на Севере страны коммунистами, стоявшими y власти, были организованы выборы в Верховное народное собрание Кореи, которое 9 сентября провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику. Таким образом Корея официально раскололась на два государства, a правительства каждого считало свою власть единственно законной и распространенной на территорию всей Кореи.
     В 1948 году советские войска были выведены с территории КНДР, a американские войска освободили Южную Корею. Вооруженные конфликты на границе Севера и Юга не прекращались. Глава КНДР Ким Ир Сен, стремясь заручиться поддержкой СССР, отправился в Москву. Объяснив свои намерения объединиться с Южной Кореей вооруженным путем, Ким Ир Сен попросил о финансовой помощи и помощи в подготовке кадров, на что Сталин не дал положительного ответа, a лишь призвал работать самостоятельно и сплачивать народные массы. Позиция Сталина объяснялась активным сотрудничеством США и стран Западной Европы в создании военного блока НАТО, который представлял реальную угрозу Советскому Союзу.
     КНДР попросила помощи в кадрах и оружии и y КНР, на что Мао Цзэдун охотно согласился, но после согласования этого вопроса с Москвой. И КНР, и СССР были положительно настроены насчет акции на Корейском полуострове. В мае 1950 Сталин дал согласие, о чем был оповещен Пекин.
     Отношения между корейскими государствами накалялись, правительство каждого стремилось объединить Корею под своей эгидой. В ходе войны в Корее встал вопрос об использовании США атомного оружия против КНР, что крайне встревожило западных партнеров. Но правительство США понимало, что применение атомной бомбы скорее всего вызовет ответную реакцию Советского Союза, так как Пекин и Москва являлись союзниками. Вопрос о применении атомного оружия был снят, но и без него людские и материальные потери в войне были колоссальные. В итоге 27 июля 1953 года было подписано Соглашение и перемирии в Корее.63 Эта война показала, что США склонны решать внешнеполитические задачи с помощью силы. Также и США, и СССР стремились избегать вооруженного конфликта друг с другом. После окончания войны страны третьего мира стали ориентироваться на Советский Союз, разглядев в нем покровителя и потенциального «донора». У КНР имелись претензии к Москве по поводу вклада СССР в войну .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44