VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особо охраняемые территории России как способы сохранения устойчивости биосферы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004465
Тема: Особо охраняемые территории России как способы сохранения устойчивости биосферы
Содержание
Microsoft

Охраняемые территории Алтая и их изучение в школе

[Введите подзаголовок документа]



Ольга

[Выберите дату]





[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]






СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 

3

Глава 1 Заповедование как способ сохранения устойчивой биосферы

7

1.1. Биосфера и устойчивое развитие

7

1.2. Особо охраняемые территории России как способы сохранения устойчивости биосферы

16

1.3 Характеристика основных биосферных заповедников России

21

Глава 2. Заповедники в Республике Алтай

31

2.1. Характеристика ландшафтов Республики Алтай и степень их сохранения

31

2.2. Характеристика заповедников Республики Алтай

54

Глава 3. Изучение заповедных территорий Республики Алтай в школе

59



3.1. Изучение Алтайского государственного биосферного заповедника по материалам полевой практики

59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

69

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

72

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

75























ВВЕДЕНИЕ



	Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России.	

	Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особо природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общественного достояния [3].

	Законодательством выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты [1].

	Особое значение для сохранения биоразнообразия планеты имеют биосферные заповедники. Они, в отличие от обычных, имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Выделение их началось с середины 70-х годов прошлого столетия и проводится в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Результаты наблюдений становятся достоянием всех стран-участниц программы и международных организаций. Кроме наблюдений за биологическими объектами экосистем, постоянно регистрируются также основные показатели состояния атмосферы, воды, почв и других объектов. В настоящее время в мире насчитывается более трёхсот биосферных заповедников, из них на территории России 38 (Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Лапландский, Кавказский и др.) [5]

 	На территории Алтайского края расположен Алтайский государственный природный биосферный заповедник и Катунский биосферный заповедник, в котором ведутся работы по изучению и охране экосистем южной тайги. 

	Стоит отметить, что Алтайский край – является уникальной территорией. Не зря в народе говорят: «Алтай – это сердце Азии». Алтай – прародина древнего человека эпохи палеолита. Следы рождения человеческой цивилизации открыты на площадках пещерных стоянок рр. Катуни, Чарыша и Ануя. Алтайский прозаик Г.Кондаков с восхищением утверждал: «Алтай – колокол Земли», звон которой повествует миру о господствующем положении пиков двуглавой горы Белуха [15]. 

	Природные компоненты и ландшафты региона действительно удивляют своей неповторимостью и уникальностью. Они выражаются в открытии глубочайшей в России и Центральной Азии карстовой шахты «Кек-Таш»; особенностях климата. Высота размаха горных ландшафтов поистине Алтайская - самая широкая в спектре природных зон гор Южной Сибири.

	Современное пространственное поле природной среды Алтая покрыто охранной сетью территорий и объектов разного масштаба и ранга, типов и категорий. Здесь их диапазон изменяется от региональных республиканских до планетосберегающих – особо ценных комплексов находящихся под эгидой ООН. 

	На современном этапе развития общества остается актуальным вопрос сохранения природного богатства 	Алтайского края. Но данная стратегия устойчивого развития, к сожалению, до сих пор осознана не всеми. Сказанное всецело относится к важнейшей составляющей устойчивого развития – охране окружающей среды. Преодолеть это можно лишь в том случае, если нести идеи, на которых базируется данная стратегия, непосредственно в общество. Для решения этой и многих других задач и создаются особо охраняемые территории, объединяющие природные экосистемы, не тронутые человечеством с уникальными объектами, несущими не только природоохранный посыл, но и культурный, экологический, образовательный и другие. 

	Все вышеперечисленное делает исследовательскую работу как никогда актуальной и значимой для современного человечества. И создает предпосылки для дальнейшего развития темы исследования. 

	Цель дипломной работы – систематизировать знания об особо охраняемых территориях Алтайского края с целью их практического применения в образовательном процессе. 

	Для выполнения поставленной цели требуется решить ряд задач:

	1) Проанализировать понятие «устойчивое развитие биосферы» и доказать положительное влияние особо охраняемых территорий для его поддержания;

	2) Охарактеризовать основные биосферные заповедники России;

	3) Расширить и систематизировать знания о заповедниках Алтайского края;

	4) Дать географическую характеристику и экологическую оценку территории Алтая;

	5)  Разработать методические рекомендации по изучению заповедных территорий Алтайского края в школе на примере Алтайского государственного природного биосферного заповедника. 

	Объект исследования в дипломной работе – заповедные территории Алтайского края

	Предмет исследования в дипломной работе – разработка методических рекомендаций по изучению заповедных территорий Алтайского края в школе.

Методологической основой исследования в дипломной работе явились научные труды выдающихся отечественных  ученых по географии, эволюции, экологии, биологии, публикации в научно-исследовательских журналах. 

Для решения поставленных задач и цели в работе использовались следующие методы исследования: 

теоретический анализ научной литературы, изданий и исследований;

обобщение изученного материала.



	Дипломная работа написана на 82 страницах, содержит 19 рисунков, 3 приложения и список литературы из 25 источников.





































Глава 1 Заповедование как способ сохранения устойчивой биосферы



1.1. Биосфера и устойчивое развитие



	С наступлением третьего тысячелетия развитие человечества вступило в новую фазу. Неотъемлемой частью нового мышления становится концепция более гармоничного взаимодействия экономических и социальных систем с окружающей средой, обеспечивающая сохранение качества природно-ресурсного потенциала, его способности удовлетворять потребности нынешнего и грядущих поколений.

	На современном этапе остро стоит необходимость пересмотра прежних представлений об источниках экономического роста, так как дальнейшее неконтролируемое возрастание антропогенной нагрузки на природные ресурсы может привести к глобальному нарушению природного равновесия, что повлечет за собой разрушение естественного баланса жизнедеятельности человечества. 

	Впервые на эти глобальные проблемы обратил внимание Римский клуб  еще в 70-х годах прошлого столетия. Именно тогда мирововму сообществу стало понятно, что состояние окружающей среды и ее компонентов все в большей степени влияет на экономическое развитие, здоровье и продолжительность жизни. А дальнейшее развитие человечества на земле будет возможным только при наличии экологически устойчивого равновесия [7].

Экологический кризис в современном его понимании – это  критическое состояние окружающей среды, вызванное деятельностью человечества и характеризующееся несоответствием формирования продуктивных сил и производственных отношений в цивилизации ресурсно-экологическим потенциалам биосферы. Понятие экологического кризиса и его становление стало актуальным еще в XX веке, те революционные изменения, происходившие в мире, привели к бурному развитию энергетики, машиностроения, химической промышленности, транспорта, а это, в свою очередь поставило природные энергетические процессы, протекающие в биосфере, и деятельность человека на разные чаши весов, при этом последнее стало перевешивать [17]. 

Интенсивность использования человеком материальных ресурсов возрастает пропорционально количеству населения, опережая его прирост. Последствия антропогенной деятельности проявляются в истощении ресурсов, загрязнения атмосферы отходами производства, нарушении природных экосистем, изменении строения поверхности Земли, климата. Антропогенные влияния влекут за собой нарушение почти всех природных биогеохимических циклов. Негативные изменения ставят перед человечеством нелегкие задачи, основной из которых является рациональное управление биосферой для удовлетворения насущных потребностей человечества.

Все экологические процессы в биосфере взаимосвязаны и неразрывны. Нарушение одних процессов неминуемо влечет за собой сдвиги в системе сложившихся связях природных экосистем. Масштабы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду стали гигантскими. Ежегодно из земных недр безвозвратно извлекается свыше 100 млрд т полезных (для человека, но не для планеты) ископаемых, вносятся в почву более 500 млн т минеральных удобрений, около 3 млн т разнообразных ядохимикатов, треть которых смывается в водоемы или задерживается в атмосфере [16].

Усиление техногенного влияния на природу привело к ряду экологических проблем, требующих безотлагательного решения. В первую очередь это состояние атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов.

Состояние атмосферы определяет тепловой режим на нашей планете и непосредственным образом влияет на защитные функции озонового слоя. Результатом изменения теплового режима могут служить значительные колебания климатических условий. В свою очередь изменения климата на обширных территориях породят тяжелые экономические последствия, потому что потребуют переориентации большинства областей мировой экономики.

В настоящее время средняя концентрация углекислого газа в атмосфере составляет 0,034%. Исследованиями медиков установлено, что для здоровья человека повышение концентрации СО2 до 1% практически безвредно. Так что человечество еще имеет в запасе какое-то время для решения этой проблемы [19].

Напрямую с проблемой охраны атмосферного воздуха связано загрязнение окружающего пространства тяжелыми металлами. К тяжелым относят металлы с большой атомной массой (свинец, цинк, ртуть, медь, никель, железо, кадмий и др.).

Актуальность проблемы истощения водных ресурсов связана как с огромным водопотреблением, так и с загрязнением поверхностных и подземных вод. В итоге в ряде районом мира возникает острейший дефицит воды.

И, наконец, землян уже сейчас тревожит проблема земельных ресурсов. Земельный фонд уменьшается, прежде всего, из-за строительства, горнопромышленных разработок, почвенной эрозии, засоления, опустынивания. В последнее время особую остроту приобрела проблема катастрофически быстрого сокращения площадей лесных массивов, особенно тропических. За последние три десятилетия площадь лесов уменьшилась на 1 млрд га, что составляет 20% их совокупной площади. Это самые большие потери лесных площадей за весь период истории биосферы.

Сведение горных лесов также чревато экологическими последствиями. Со склонов гор, лишенных зелени, дожди смывают почву, делая изменения необратимыми. Новые лесопосадки тут уже не приживутся. На равнинах происходит эрозия почв, земля родит все меньше, местное население лишается хлеба насущного — риса и злаков. Плодородные слои земной коры содержат 2 трлн т углерода, что в три раза превышает его количество в атмосфере. После вырубки деревьев углерод окисляется и улетучивается в атмосферу. Неумеренный расход древесины приводит к возрастающему давлению на лесные экосистемы [23].

	Крупнейшей акцией последнего десятилетия XX века явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с участием глав государств и правительств более 170 стран мира. Конференция приняла совместно выработанный документ «Повестка дня на XXI век» - программу действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития. Состоящая из 40 разделов программа предусматривает широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. Была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию в качестве стратегического форума для обсуждения экономических аспектов устойчивого развития. Комиссия призвана обеспечить руководство деятельностью, охватывающей четыре приоритетные области: пресная вода, Мировой океан, земные ресурсы, включая леса, устойчивое энергопользование.

	Значение, которое высокопоставленные чиновники и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: «Наш последний шанс спасти планету» [8].

	Одним из результатов работы конференции явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под названием «Повестка дня на XXI век». Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: «Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды». Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества — «глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли» [16].

	Тематика конференции восходит к тезису о том, что промышленное развитие является основой экономического развития и подъема социально-экономического уровня жизни общества, однако происходит без должного учета исчерпаемости многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. В этой связи центральными вопросами стали: 

системы производства и потребления в индустриальном мире, 

системы, поддерживающие жизнь Земли, 

демографические взрывы, увеличение населения, 

увеличение неравенства между бедными и богатыми, экономическая система, не учитывающая экологических расходов [12]. 

	Угроза выживанию именно со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности имеет глобальный общепланетарный характер, затрагивает все страны, всю цивилизацию. 	Возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами заставляют задуматься над вопросом, как возможно жить дальше и что делать развивающимся странам, которые еще только начинают двигаться по пути промышленного развития. 

	В «Повестке дня на XXI век» рассматриваются все сферы развития: главный акцент сделан на охрану окружающей среды, большое внимание уделено международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам [5].

	Ответственность за ее успешное осуществление ложится, прежде всего, на правительства. Решающее значение для достижения этой цели имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы. Международное сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и дополнять их. В этом контексте система Организации Объединенных Наций призвана играть решающую роль. Другим международным, региональным и субрегиональным организациям также следует способствовать этим усилиям. Следует также поощрять как можно более широкое участие общественности и активное привлечение к этой деятельности неправительственных организаций и других групп.

	Повестка включает 40 разделов-статей. Для описания программных областей используются рубрики: «Основа для деятельности», «Цели», «Деятельность» и «Средства осуществления». Повестка  представляет собой динамичную программу. Она может осуществляться различными участниками с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов и при полном соблюдении всех принципов, содержащихся в декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Эта программа со временем может претерпевать изменения с учетом меняющихся потребностей и обстоятельств. Данный процесс символизирует начало нового глобального партнерства в интересах обеспечения устойчивого развития [11].

	Содержание «Повестки дня на XXI век» смотри в Приложении 1. 

	На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: 

Рамочная конвенция об изменении климата;

 Конвенция о биологическом разнообразии. 

	Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют огромное значение, составляют лишь фундамент для последующего развития правового регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства, взятые на себя в Рио [10].

	Решения конференции в Рио-де-Жанейро имели определенные организационные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении «Повестки дня на XXI век» на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию развития и охраны окружающей среды. 

	Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой наполеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами [4].

	В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, она по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга, форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.

	С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран «третьего мира» участникам форума не удалось выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем — тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием «Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов». Более того, определенный раскол наметился и в рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью [24].

	Таким образом,  стоит отметить, что устойчивое развитие есть непременное условие внутренней политики и глобального партнерства государств в решении социальных, экономических и экологических проблем, удовлетворения потребностей людей в материальном и духовном благополучии и благоприятном состоянии природы.











































1.2. Особо охраняемые территории России как способы сохранения устойчивости биосферы

	Сохранение биоразнообразия — разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем — актуальнейшая задача современности. В рамках этой проблемы признано, что охрана живого на Земле не является узкой задачей определенных групп и кругов, но является задачей всего человечества и одновременно условием его выживания на планете. Из этого вытекает, что для сохранения жизни на планете, включая и биологический вид Homosapiens, необходимо не только вести традиционную природоохранную работу, но и соответствующим образом перестраивать экономику и социальную систему в целях уравновешивания взаимоотношений всех трех основных блоков планеты — природы, социума и экономики [18].

	При решении проблемы защиты требуются развитые формы международного сотрудничества на основе единых критериев и универсальных подходов. В этих целях действуют такие крупные организации как Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис. 

	Цели особо охраняемых природных территорий (далее, ООПТ) определяются требованиями социума и объективными потребностями общественности. Эти задачи  не являются четко закрепленными, и изменяются в зависимости от уровня развития науки, понятия людьми значения ООПТ в сбережении богатств природы. В разных отрывках времени задачами ООПТ являлись: защита редких и промысловых видов животных, охрана объектов природы, сохранение баланса в экосистеме, поддержание биоразнообразия. Но следует понимать, что только организация ООПТ не в силах урегулировать всю массу вопросов природоохранной практики [14].

	Все основные задачи ООПТ были определены на Конгрессе по национальным паркам и охраняемым территориям в 1992 году:

 - защита территорий с нетронутой природой;

 - научно-исследовательские работы;

 - поддержание биологической вариабельности;

 - сохранение равновесия в экологической системе;

 - защита уникальных природных объектов культуры;

 - содействие службам по защите природы;

 - рекреация и туризм;

 - экологическое просвещение;

 - сбережение объектов культуры и классических методов обработки земель [19].

 	У каждой из вышеназванных целей выработаны отличительные приоритеты: избрание  отвечающих назначению форм ООПТ, земель, специфики организации, координации и др. Но при всем при этом, все задачи имеют тесные связи и часто взаимозаменяемы. Рассмотрим некоторые из них.

	Биоразнообразием называют вариативность биологических организмов морских, наземных и иных экологических систем, в границах вида между видами и разнообразие экосистем. Это понятие было определено на конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в г. Рио-де-Жанейро в 1992 году [15].  Выделяют три ступени организации разнообразия: 

генетическое разнообразие;

видовое разнообразие;

экосистемное разнообразие.

	Защита разнообразия видов осуществляется в основном посредством поддержания биологической вариабельности через формы ООПТ. 

	В сохранении экологического баланса в биологической системе основную роль имеет поддержание биологического разнообразия. Так же необходимо помнить, что прогресс науки обеспечивается именно за счет вариабельности видов представителей флоры и фауны, как хранителей уникального генетического фонда. На сегодняшний день в науке человеком используется всего 1,5%  потенциала всего разнообразия фауны. Поскольку потенциальная полезность для человека различных видов растений и животных далеко не установлена, а потеря любого вида невосполнима, все виды организмов априори считаются требующими сохранения. 

	При организации какой-либо формы ООПТ главным фактором при выборе территории является биологическое разнообразие. Территории, которые обладают максимальным разнообразием видов, как правило, получают преимущество, но при этом учитывается и уникальность экологических систем. Для того что бы урегулировать проблему защиты биологического разнообразия лишь через создание ООПТ, нужно было бы заповедовать всю поверхность Земли, что не представляется возможным.  Из этого следует, что помимо создания ООПТ важно организовывать буферные зоны, которые представляют собой один из важных методов эколого-экономической системы, сохранять виды и в искусственных условиях (генетических банках, зоопарках, дендрологических заповедниках), восстанавливать нарушенные местообитания, регенерировать изначальное разнообразие видов, способствовать укреплению позиции экологии в сфере пользования природой [9]. 

	В современном мире, с постоянно растущими темпами по освоению земель, огромной ценностью обладают нетронутые территории с дикой природой. Такие земли необходимо сохранять посредством организации ООПТ. 

	При подборе земель для ООПТ необходимо рассматривать не только такой критерий как целостность природы, но и  принимать в расчёт уникальность объектов природы. Под уникальностью подразумевают степень их исключительности [17].

 	Это понятие имеет много значений и может быть изменчиво, так же эквивалентно понятию географический феномен. Сюда относят самые старые и самые высокие деревья, высочайшие горные вершины, глубоководные озера, живописные природные объекты (озеро Байкал, гора Эверест, долина Гейзеров), как единственные в своем роде, обладающие редкими параметрами.

	Уникальность можно так же рассматривать и в историческом аспекте. Это могут быть малочисленные реликты или узко ареальные эндемики, необычные черно-бурые почвы, формирующиеся под орехоплодовыми лесами на юго-западном Тянь-Шане и т.п. 

	Уникальными можно назвать так же и рукотворные объекты, которые неразрывно связаны с окружающей их природой. Они являются лучшими воплощениями какого-либо природного объекта или часто встречающегося  в природе явления. Например,  мореного рельефа, который обладает идеальной выраженностью и привносит черты неповторимости. 

	Заповедники, национальные парки, памятники природы являются формами ООПТ, в которых выделяют наибольшее количество уникальных природных объектом или явлений [18].

Принято считать, что отношение государства к вопросам организации и развития особо охраняемых природных территорий – один из признаков его цивилизованности. Осознавая это, в таких странах принимаются прогрессивные законы, обеспечивается их неуклонное соблюдении, ведется активная пропаганда идей сохранения природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия охватывает все слои населения. Достижения России (как и ее предшественника – СССР) в сфере территориальной охраны природы имеют мировое признание. Ее выдающаяся система заповедников и национальных парков вызывает в природоохранном мире заслуженное уважение. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.  Но, тем не менее, современная система ООПТ имеет множество недостатков. Так, имеются тенденции к пересмотру статуса, площадей, границ и режима заповедников и национальных парков. Остаются безнаказанны чиновники, принимающие, визирующие и лоббирующие противоправные решения, идущие вразрез законодательством, так же как и пропаганда передела «ничейных» природных богатств, скрытая за экономическими и псевдо экономическими рассуждениями. В этих условиях остро ощущается отсутствие в стране федерального органа исполнительной власти, в полной мере отвечающего за вопросы заповедного дела, специализирующегося именно в этой сфере, способного и призванного отстаивать интересы территориальной охраны природы и обеспечить дальнейшее развитие федеральной системы особо охраняемых природных территорий [22]. 

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов. Без перехода же на современную и эффективную модель управления особо охраняемыми природными территориями, в первую очередь системой заповедников и национальных парков, не удастся обеспечить реального выполнения возложенных на эту систему задач. 































1.3 Характеристика основных биосферных заповедников России

	Природные заповедники – это тщательно охраняемые территории, обладающие уникальной или, наоборот, типичной для данной местности фауной и флорой или отличающиеся какими-либо особенностями ландшафта. Биосферные заповедники – это территории, в пределах которых природа не только охраняется, но и постоянно изучается.

	Организация ЮНЕСКО объединила в единую всемирную сеть 564 национальных природных биосферных заповедников, входят в неё и биосферные заповедники России [25].

	Биосферные заповедники европейской части России

Лапландский государственный природный биосферный заповедник находится на севере России, в центре Кольского полуострова. Основная ценность заповедника – девственные северные леса, деревьям которых от 3 до 5 тысяч лет, и дикие северные олени. Основан Лапландский заповедник был в 1930 году, а в 1985-ом ЮНЕСКО присвоила ему статус биосферного. Площадь территории – 2784 квадратных километров.























Рис. 1 Карта – схема «Лапландского государственного природного биосферного заповедника»

Приокско-террасный государственный биосферный заповедник был основан в 1945 году для сохранения растительного и животного мира региона. Террасовидные ступени рельефа заповедника были созданы 10 тысяч лет назад прибоем реки Ока, на левом берегу которой он находится примерно в 100 километрах южнее Москвы. Сегодня площадь территории Приокско-террасного биосферного заповедника – 49 квадратных километров.

Окский государственный природный биосферный заповедник был создан в 1935 году с целью сохранения проживающей в среднем течении реки Ока русской выхухоли. Место его расположения – Рязанская область РФ, площадь территории – 557 квадратных километров.




Рис.  2 Природа Окского государственного природного биосферного заповедника

 
Центрально-Лесной государственный  природный заповедник был основан в 1931 году, а в 1985-ом решением Юнеско ему был присвоен статус биосферного. Расположен заповедник вблизи истоков трех рек – Волги, Двины и Валдая, у подножия Валдайской возвышенности в Тверской области. Уникальность заповедника в его многовековых еловых лесах. Площадь территории – 244 квадратных километра.




Рис. 3 Обитатель Центрально-Лесного государственного  природного заповедника


Воронежский государственный природный биосферный заповедник занимает северную половину двухтысячелетнего Усманского бора на границе Воронежской и Липецкой областей. Основан заповедник был в 1927 году для сохранения проживающей в нем популяции бобров. В 1985 году он получил статус биосферного. Сегодня площадь территории Воронежского биосферного заповедника – 310 квадратных километров.

Центрально-Черноземный государственный природный заповедник был создан в 1935 году с целью сохранения целинных участков северных степей в сочетании с лесами, и их комплексного изучения. Расположен заповедник в Курской области РФ, в юго-западной части Среднерусской возвышенности и состоит из пяти участков с суммарной площадью территории 52 квадратных километра.
Рис. 4 Расположение участков Центрально-черноземного природного заповедника на территории Курской области


Астраханский государственный природный биосферный заповедник. Организован заповедник в апреле 1919 года в дельте реки Волги (в Волго-Ахтубинской пойме), в 80-120 километрах ниже города Астрахани. Общая площадь заповедника – 679 квадратных километров.


Государственный природный заповедник «Черные земли» находится на северо-западе Прикаспийской низменности, в Калмыкии. Создан он был в 1990 году, площадь территории – 1219 квадратных километров





Рис. 5 Астраханский государственный природный биосферный заповедник



Кавказский государственный природный биосферный заповедник – это крупнейший горный лесной заповедник Европы. Расположен он на северных и южных склонах западной части Большого Кавказа на территории Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края РФ. Площадь заповедника – 2800 квадратных километров, основан он был в 1924 году, а в году 1979-ом получил статус биосферного.

Тебердинский государственный биосферный заповедник создавался в Карачаево-Черкесии в 1935 году. Заповедник высокогорный и занимает верхнюю часть бассейна горной реки Теберда, между хребтов Центрального и Северного Кавказа. На его территории площадью 850 квадратных километров расположено множество ледников, высокогорных озер, рек и водопадов.



Биосферные заповедники России, Урал и Сибирь

Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник находится на юго-востоке республики Коми, занимает часть территории площадью 7213 квадратных километров между рекой Верхняя Печора и её притоком Илычом. Создан заповедник был в 1930 году, а в 1996 году был внесен в списки Всемирного наследия природы организации Юнеско с общим названием «Девственные леса Коми».


Рис.  6 Девственные леса Печоро-Илычского государственного биосферного заповедника


Таймырский государственный природный заповедник был основан в 1979 году, в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44