- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности внешнеторговой политики России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001850 |
Тема: | Особенности внешнеторговой политики России |
Содержание
Особенности внешнеторговой политики России Содержание Введение………………………………………………………………...…....……3 1. Теоретические основы внешней торговли………………………….…...……5 1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики государства…….….…....5 1.2 Роль внешнеторговой политики в развитии страны……………………..…7 2. Анализ товарной структуры внешней торговли России……………...….....11 2.1 Товарная структура экспорта………………………………………….……11 2.2 Товарная структура импорта………………………………………….….....15 3. Проблемы и перспективы внешнеторговой политики России………….….18 3.1 Основные процессы политики импортозамещения в промышленности...18 3.2 Стратегия импортозамещения в экономике России……………….…...…21 Заключение……………………………………………………………………....24 Список использованных источников…………………………………………..25 Введение Актуальность темы. В современных условиях внешняя торговля является важной составляю щей функционирования и развития каждой отдельной страны и мира в целом, так как ни одно государство не способно развиваться без построения эффективной системы хозяйственных связей с экономиками других стран в условиях протекания глобализационных процессов. В контексте международных экономических отношений национальные экономики рассматриваются не как отдельные хозяйственные системы, а как системный комплекс взаимосвязей субъектов хозяйствования на мировом рынке, поэтому роль внешней торговли в развитии национальной экономики страны значительно возрастает. Интеграция стран, расширение их открытости, сближение и взаимосвязь национальных экономик посредством углубления внешнеторговых отношений, развития внешней торговли составляют отдельный объект для изучения. Этим обусловливается цель написания данной статьи, которая заключается в изучении роли внешней торговли и ее влияния на экономику страны. Проблематика развития и формирования внешнеторговых отношений рас смотрена и разработана в ряде научных трудов. Так, классические теоретические аспекты данного вопроса освящены А. Смитом, Д. Рикардо, Т. Менном. Следует отметить вклад в развитие теории внешнеторговых отношений и бе лорусских ученых, таких как В.Н. Шимов, А.В. Бондарь, В.Н. Ермашкевич, С.Н. Князев, Г.А. Шмарловский, и ряда российских авторов, таких как Е.Н. Смирнов, Е.Ф. Прокушев, Н.А. Волгина и др. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем и перспектив внешней торговли России на современном этапе. Задачи, которые необходимо решить в ходе написания курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие, сущность и структура внешней торговли 2. Определить роль внешней торговли в развитии страны 3. Проанализировать товарную структуру экспорта РФ 4. Провести анализ товарной структуры импорта РФ 5. Определить основные проблемы внешней торговли РФ на современном этапе 6. Выявить перспективы внешней торговли России на современном этапе Объектом курсовой работы выступает внешняя торговля РФ на современном этапе. Предмет курсовой работы – внешнеторговые процесс России на современном этапе. Структура курсовой работы. Введение, три главы, заключение и список литературы. 1. Теоретические основы внешней торговли 1.1 Понятие, сущность и структура внешней торговли Сложившаяся экономическая структура и внешняя торговля России должны стать толчком к обеспечению новых методов развития, так как старые не были результативными. Наша страна будет переживать замедление экономического роста, если и далее будет отставать от других государств в области эффективного производства и научно-технического прогресса. Это может привести к ухудшению благосостояния населения, а также отсутствию предрасположенности страны к самостоятельному развитию1. Международная торговля является процессом купли-продажи услуг и товаров, которые совершаются между продавцами, покупателями, а также их посредниками из разных стран. Она содержит в себе импорт и экспорт товаров. Соотношение между ними представляет собой торговый баланс, а сумма – товарооборот. Под воздействием НТР и МРТ изменяется товарная структура мировой торговли. Благодаря данному условию мировая торговля становится главным фактором не только экономического, но и политического, и общественного развития. Наиболее сильной движущей составляющей мирового развития экономики является внешняя торговля. Кроме того, стоит отметить, что развитые страны и международные учреждения обязуются обеспечивать повышение притока технической и финансовой помощи для оказания поддержи тем государствам, которые находятся на стадии развития. При этом необходимо учитывать их потребности в области развития. Согласно проведенным исследованиям одной из самых важных форм международных экономических отношений является – международная торговля. Как известно, она существовала еще до образование мирового хозяйства и была, своего рода, его предшественницей. Международная торговля - это обмен товарами и услугами между разными странами, который связан с всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции2. В зависимости от их назначения и происхождения экспорт и импорт можно разделить на виды. Виды экспорта и импорта представлены в Таблице 1. Таблица 1 Виды экспорта и импорта Экспорт Импорт 1. Вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в этой стране. 1. Ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импорта, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения. 2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом. 2. Ввоз сырья, полуфабрикатов, деталей для переработки в этой стране для последующего вывоза за границу. 3. Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы и товары которые были проданы на международных аукционах или товарных биржах. 3. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров. 4. Временный вывоз за границу национальных товаров с последующим возвратом или вывозом ранее ввезенных иностранных товаров 4. Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы. 5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК. 5. Ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации). Показатели оценки экспортно-импортных отношений поставок играют огромную роль в определении дальнейших количественных характеристик внешней и международной торговли, а именно: - стоимостной и физический объем (товарооборот); - товарная структура; - географическая структура. Мировой товарооборот - это сумма внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны - сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях. Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта3. Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях, при этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте, а затем переводятся в доллары США. Это необходимо для целей международного сопоставления. 1.2 Роль внешней торговли в развитии страны Участие в международной торговле обеспечивает для страны получение возможности увеличить уровень удовлетворения общественных потребностей. Стоит назвать следующие источники повышения эффективности: Увеличение конкуренции на внутреннем рынке. Экономия, достигаемая благодаря увеличению масштабов производства. Возможность использования и получения ресурсов за пределами страны. Применение принципа «сравнительного преимущества». Опыт развития всего мирового хозяйства на современном историческом этапе показывает, что международная торговля из дополнительного стимулирующего фактора экономического роста все больше превращается в основной вид межгосударственных отношений. Таким образом, государственное регулирование внешней торговли в условиях существования экономических противоречий между различными странами становится одной из ключевых задач правительства. Решение этого вопроса призвано в полной мере обеспечить соблюдение национальных экономических интересов. Одним из путей выхода являются протекционистские меры. Иначе говоря, все методы и инструменты, которыми обладает государственное регулирование внешней торговли, направлены на обеспечение режима наибольшего благоприятствования отечественным товаропроизводителям и повышение конкурентоспособности их продукции в условиях глобального рынка. Еще одной важной целью государственной деятельности в этой сфере является ограничение импорта низкосортных товаров на внутренний рынок, что призвано способствовать его оздоровлению4. Государственное регулирование внешней торговли обладает широким набором средств и методов влияния на процессы международной экономической деятельности. Для ослабления конкурентного давления на национальных производителей зачастую устанавливается достаточно высокий уровень таможенных пошлин на импорт готовой продукции, полуфабрикатов и в особенности предметов роскоши. И наоборот, снижаются до минимума пошлины на ввоз сырья и разнообразных материалов, из которых уже на отечественных предприятиях будут создаваться готовые изделия. Сегодня немалое распространение в международной практике получили контингентирование, лицензирование некоторых видов внешнеэкономических операций, а также ввод государственной монополии на определенные виды международной торговой деятельности. В первую очередь, это касается торговли стратегическими материалами, технологиями и тому подобным. Такие меры необходимы также для укрепления обороноспособности страны. Кроме того, среди инструментов государственного регулирования в данной сфере выделяются тарифы, налоговые, акцизные и прочие виды сборов. Государственное регулирование розничной торговли также служит в какой-то мере целям содействия национальным производителям, поскольку значительная часть товара, продаваемого через торговые сети на территории государства, поступает из-за рубежа. В современных условиях бурного развития международных социально-экономических отношений большое значение имеет оптимальный выбор внешнеэкономической политики каждого государства. Учитывая, что внешняя торговля на сегодняшний день является определяющей и ключевой формой международных связей, от эффективности и гибкости внешнеторговой политики напрямую зависит место страны в мировой экономической иерархии. В этом аспекте государственное регулирование внешней торговли является еще и мощным политическим инструментом, иногда способным значительно упрочить позиции страны в мировом содружестве. Основным видом внешнеторговой политики, практикуемым ныне большинством государств, кроме протекционизма, является еще и фритредерство, характерное, как правило, для стран с чрезвычайно высокой инвестиционной привлекательностью. Данная экономическая политика также характеризуется наличием в стране свободного рынка и полным невмешательством государства в частнопредпринимательскую деятельность5. Государственное регулирование внешней торговли России имеет несколько характерных особенностей, обусловленных началом экономических реформ в девяностых годах. Главным образом это касается существенных изменений в таможенно-тарифной системе. Из символической в советское время структуры, выполнявшей сугубо распределительную функцию между различными статьями госбюджета, таможенные тарифы превратились в мощный и эффективный экономический инструмент, действующий и поныне. Таможенно-тарифная система является перечнем товаров, составленным на основе международной классификации. Для каждой товарной позиции предусмотрена различная пошлинная ставка в зависимости от государства, производящего данную продукцию. За основу приняты ставки для стран, пользующихся таможенными преференциями на территории России. Таковых государств насчитывается 125. Для остальных стран базовые ставки на внешнеэкономические операции увеличены вдвое. Таковы особенности национальной международной торговли. 2. Анализ товарной структуры внешней торговли России 2.1 Товарная структура экспорта Несмотря на стремительное сокращение общих объемов экспорта, некоторые категории продуктов питания показывают значительный рост. Судя по данным таможни, иностранцы распробовали свежую рыбу, икру осетровых, молоко и сгущенку, пшеничную муку и горох — в деньгах объем экспорта этих товаров вырос на 20%. Девальвация рубля сделала привлекательными и конкурентоспособными отдельные категории российских продуктов, которые при высоком качестве теперь выгодно отличаются по цене. По данным Северо–Западного таможенного управления, доля продовольствия в общей структуре экспорта выросла с 5% в 2014 году до 5,8% в 2015 году. В масштабах страны доля продовольственных товаров и сельхозсырья в структуре экспорта росла еще ощутимее — с 3,8% в 2014 году до 4,7% по итогам 2015 года. Притом что в целом объем экспорта из СЗФО сократился в 2015 году на 30%, до $37 млрд, по сравнению с экспортом в 2014 году6. Рост объема экспорта свежей рыбы на 15% связан с расширением географии сбыта — через Петербург поставщики отправляют ее в Швейцарию и в Эстонию. А молоко и сгущенку — в Корею, Норвегию и Сирию, благодаря чему объем их экспорта вырос в 2015 году более чем в 3 раза. В целом Россия экспортировала сгущенки на $28,92 млн в 2015 году, это 13% от общего объема экспорта молока и молокопродуктов, подсчитали в Союзмолоко. Причем 75% российской сгущенки отвезли в Казахстан, еще 6% — на Украину, 5% — в Белоруссию. Источник: ФТС РФ, 2015 г. Рисунок 1. Страны в которые экспортируется продукция из РФ Муки Северо–Запад экспортировал на $6,3 млн, 15 тыс. т, на 12% больше, чем в 2014 году. Мукомольный комбинат "Мельница Кирова", входящий в "АЛАДУШКИН Групп", в 2015 году нарастил объем экспорта муки и манной крупы на 38%, а отрубей — на 84% благодаря выходу в новые страны, расширению ассортимента отгружаемой на экспорт продукции и ослаблению рубля. "Мельница Кирова" экспортирует муку в Таиланд, Израиль, Сирию, а отруби — в Южную Корею и Вьетнам, также с 2015 года компания поставляет муку в Таджикистан, Сомали и Кению. "Интерес к российской продукции вырос благодаря господдержке экспорта и во многом из–за ослабления рубля, которое позволило конкурировать с производителями из других стран по цене и занимать свободные ниши, — говорят в компании. — Кроме того, качество российских продуктов благодаря жесткому контролю государства на порядок выше, чем в других странах". Удается нарастить продажи и отдельным компаниям из падающих сегментов — табачного и пивоваренного. Так, ООО "Петро" (JTI) нарастило экспорт на 44,9%, до 3,6 млрд единиц продукции с 2,5 млрд в 2014 году. Как отмечают на табачной фабрике, ключевой драйвер экспорта — растущий спрос на зарубежных рынках. Экспорт пивоваренной компании "Балтика" остался в объеме на уровне 2014 года, при этом в деньгах вырос почти на 30%, прибыль — почти в 2 раза. В этом году пивовары ожидают дальнейшего роста экспорта за счет расширения географии поставок и увеличения объемов по действующим договорам. В целом "Балтика" нацелена на выход за пределы этнических рынков: до недавних пор основными ее потребителями были жители бывшего СССР. На рост продаж за рубежом позитивно влияет ослабление рубля, оно сделало российские продукты сравнительно дешевыми при их высоком качестве. Одновременно позитивно влияет и постепенное развитие пищевого производства. Рост по большинству перечисленных категорий товаров обусловлен эффектом низкой базы, например, экспорт рыбы вырос более чем в 2 раза, но составил скромные 42 т, а экспорт молочной продукции возрос на порядок, но составил несущественные в масштабах экономики региона 27 т. Впрочем, если в масштабах экономики данные цифры несущественны, то для отдельно взятых компаний это успех. В целом по стране действительно идет процесс импортозамещения в сельском хозяйстве на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго, признает эксперт. Само собой, сказываются более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли. Но это же импортозамещение усложняет работу на экспорт. Как признаются, например, рыбопереработчики, экспорт однозначно интересен для них и качественная российская рыба очень востребована за рубежом, но в условиях ее дефицита в России они пока сдерживают его расширение. Неожиданно популярным направлением поставок у локальных производителей продуктов питания в последнее время стал Китай, его удельный вес в общем объеме экспорта вырос с 2,6% в 2014 году до 5,9% в 2015–м. По данным таможни, через петербургскую таможню в Китай поставляются заметные объемы алкоголя ($1,6 млн), жиров и масел ($17,3 млн), а также рыбы ($8,2 млн). Помимо экономических факторов тут сказывается и улучшение дипломатических отношений с этой страной. Производитель овсяного печенья КО "Любимый край" планирует до конца года выход на рынки США и Китая. Продукция завода уже продается в русских магазинах Америки, там и возникла идея адаптировать упаковку для обычных магазинов. Также "Любимый край" в рамках исследования рынка Китая уже провел дегустацию своего печенья среди китайских потребителей и представителей торговых компаний, продажи намечены на второе полугодие7. Компания "Балтика" более 10 лет работает с Китаем, это один из ключевых экспортных рынков компании в дальнем зарубежье. Производитель мясных замороженных полуфабрикатов "Петрохолод" сейчас ведет переговоры и планирует начать поставки своей продукции на рынки Китая и Израиля. Продукты из России востребованы в Китае, во–первых, из–за подешевевшего рубля, во–вторых, Россия там воспринимается как более экологичная страна, и продукты питания интересны в первую очередь, рассказывают в "Любимом крае". В–третьих, политически сегодня это интересный партнер, и деловые взаимосвязи двух стран растут. 2.2 Товарная структура импорта Импорт России в январе 2015 года составил $11,4 млрд и по сравнению с январем 2014 года снизился на 41,0%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2015 года приходилось 45,9% (в январе 2014 года - 49,6%). Стоимостной объем импорта этой продукции снизился по сравнению с январем 2014 года на 45,0%, физический - на 34,5%. Сократился физический объем ввоза легковых автомобилей - на 41,7%, грузовых - на 52,7%8. Таблица 2 Товарная структура импорта РФ со всеми странами на октябрь 2015 г. (тыс. долл. США) Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья Страны СНГ сентябрь октябрь январь-октябрь сентябрь октябрь январь-октябрь ВСЕГО: 14403700,7 14351376,5 132796205,2 1711553,2 1632354,4 17585125,1 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1796341,1 1867344,7 17903954,2 339459,6 345909,1 3500563,0 Минеральные продукты 137825,7 135627,9 1294230,9 230383,9 181720,9 3134399,6 Топливно-энергетические товары 74337,0 87133,5 719944,0 118323,5 89085,5 1976334,2 Продукция химической промышленности,каучук 2737475,8 2752317,6 25596157,0 257980,2 212449,4 2646279,7 Кожевенное сырье,пушнина и изделия из них 75520,1 62946,5 664515,8 1637,4 2286,5 24177,4 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 266780,0 260523,3 2440376,1 61483,3 50854,7 567221,5 Текстиль,текстильные изделия и обувь 927215,5 706247,1 8274751,3 111478,7 110016,0 972965,2 Драгоценные камни,драгоценные металлы и изделия из них 25635,2 28499,1 254438,9 32991,0 21107,8 231748,3 Металлы и изделия из них 833552,4 772077,2 7669211,5 241479,1 234587,2 2178551,6 Машины,оборудование и транспортные средства 6992221,9 7143565,2 63186727,5 353091,8 395324,8 3466414,1 Другие товары 611132,9 622227,9 5511842,0 81568,4 78098,1 862804,7 Источник: ФТС РФ, 2015 г. В группе продовольственных товаров произошло одно из самых больших падений. Закупки молочных продуктов сократились в 2,4 раза, зерновых культур упали в 1,7 раза, сахара уменьшились в 1,6 раза, алкогольной и безалкогольной продукции - на 39,1%, овощей - на 38,3%, мяса и субпродуктов - на 34,7%, рыбы - на 28,8%, фруктов - на 22,4%. Некоторые товары показали рост импорта: растительное масло – на 3,7%, табак – на 1,7%9. Среди товаров химической промышленности снизился импорт фармацевтической продукции на 39,1%, мыла и синтетических моющих средств - на 33,7%, полимеров и каучука - на 30,2%, парфюмерно-косметических товаров - на 24,3%, продуктов органической и неорганической химии - на 12,9%. В текстильных изделиях и обуви сократились закупки химических волокон в 1,9 раза, трикотажного полотна - в 1,8 раза, текстильных материалов - в 1,7 раза, химических нитей - на 40,7%, трикотажной одежды - на 36,7%, обуви - на 36,6%, готовых текстильных изделий - на 32,9%, текстильной одежды - на 32,7%. При этом стоимостной объем закупок хлопка в августе 2015 г. по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года увеличился на 2,5%10. Импорт машиностроительной продукции уменьшился по всем товарным группам, при этом закупки частей железнодорожных локомотивов сократились в 4,1 раза, летательных аппаратов - в 2,8 раза, средств наземного транспорта - в 2,3 раза, инструментов и аппаратов оптических - на 35,7%, электрооборудования - на 30,4%, механического оборудования - на 28,5%, судов и плавучих средств - на 23,9%. Импорт в Россию товаров из стран дальнего зарубежья за март 2016 года составил $13,122 млрд в стоимостном выражении, что на 19,5% превышает результат предыдущего месяца, следует из предварительных данных Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. За I квартал текущего года импорт товаров сократился на 14,2% в годовом сопоставлении до $32,254 млрд. В ведомстве указывают, что импорт машиностроительной продукции вырос на 28,5% до $6 млрд 219,8 млн, химической продукции — на 24,1% до $2 млрд 612,4 млн, продовольственных товаров и сырья для их производства — на 6,4% до $1 млрд 824,4 млн, тогда как ввоз текстильных изделий и обуви снизился на 4,9% до $790,6 млн. По оценкам ФТС, внешнеторговый оборот РФ за минувший год составил $530,4 млрд, что на 33,2% меньше показателя предыдущего года. Положительное сальдо торгового баланса за отчетный период составило $161,4 млрд, что на $48,9 млрд, или 23,2%, меньше результата 2014 года. Экспорт России за прошлый год составил $345,9 млрд и снизился на 31,1%. Импорт России за отчетный период составил $184,5 млрд и в годовом выражении сократился на 36,7%. 3. Проблемы и перспективы внешнеторговой политики России 3.1 Основные процессы политики импортозамещения в промышленности Импортозамещение остается одним из важнейших факторов экономического развития России в 2015 году. И если в периоды прошлых кризисов это явление имело исключительно экономическое содержание, то с августа 2014 года оно приобрело еще и политическое значение. Девальвация в декабре 2014-го и августе 2015 года втянула в эту кампанию уже всех российских потребителей, имевших неосторожность в предыдущие годы «подсесть» на относительно недорогой (как сейчас стало понятно), разнообразный и, как правило, качественный импорт. По оценкам руководителей предприятий (а таковых в нашей панели около 90%), наибольших успехов импортозамещения российской промышленности удалось добиться в области машин и оборудования. О снижении физической доли импорта при закупках оборудования во втором квартале 2015 года по сравнению со вторым кварталом 2014 года сообщили 30% предприятий. При этом 6% предприятий полностью отказались от такого импорта (хотя закупали его ранее), а 24% снизили его долю, но не до 0%11. Планы предприятий на третий квартал 2015 года (по состоянию на июль — то есть до августовской девальвации) не предвещали изменения интенсивности этого процесса: снижение доли импорта планировали 31% предприятий, в том числе 6% — до нулевого уровня. Скорее всего, августовская девальвация и неизбежный рост рублевых цен на импортные машины, и оборудование приведут к дальнейшему вымыванию импорта из станочного парка российской промышленности. Что, в свою очередь, приведет к не самому качественному (конкурентоспособному) обновлению оборудования предприятий. Однако на пути реализации этого негативного сценария сейчас (в 2015-м и, скорее всего, в 2016 году) существуют два барьера. Во-первых, с конца 2014 года инвестиционные планы предприятий пребывают на пятилетнем минимуме. Вялотекущий кризис препятствует такому «некачественному» обновлению имеющегося сейчас в промышленности оборудования. Во-вторых, при всем желании перейти на российские машины и оборудование многие предприятия столкнутся с тем, что подорожавший импорт просто не имеет российских аналогов. Никаких: ни дешевых, ни дорогих, ни худших, ни лучших. Это обстоятельство, в свою очередь, еще больше затормозит инвестиционную активность российских предприятий. Действительно, снижение стоимости оборудования являлось для российских предприятий самым эффективным аргументом для инвестиций. Об этом говорит мониторинг стимулов инвестиционной активности отечественной промышленности 2014–2015 годов. В итоге девальвация рубля оказалась шоком для промышленности и увеличила за полтора года (с января 2014 по июнь 2015-го) высоту «ценового барьера» на пути к вложениям в собственное производство на 15 пунктов, с 41 до 56%12. Источник: ИЭП Рисунок 2. Масштабы импортозамещения при закупках машин и оборудования в отраслях промышленности в 2015 году, % Самый значительный отказ от импорта произошел в промышленности строительных материалов. Во втором квартале его долю сократили 40% предприятий, такие же масштабы этого процесса отрасль планирует сохранить и в следующем квартале 2015 года. При этом около 40% предприятий промышленности строительных материалов вообще не закупают импортное оборудование. Подобная «непатриотичная» политика предприятий машиностроительной отрасли вряд ли будет осуждаться властями, вынужденными в условиях санкций и девальвации рубля сменить лозунг модернизации на лозунг импортозамещения. Половине российского машиностроения даже при административных и курсовых ограничениях удается, похоже, удерживать модернизационную направленность своих инвестиций. В результате фактический баланс импортозамещения в отрасли получился отрицательным (преобладают предприятия, как минимум сохранившие прошлогоднюю долю импорта в своих инвестициях), и таков же баланс, но уже планов машиностроения на третий квартал 2015 года. 3.2 Стратегия импортозамещения в экономике России Сама стратегия импортозамещения базируется на совершенствование всего производства, увеличение качества производимого товара, технологий, которые применяются в фирмах, совершенствование инноваций. И это в большей степени насущно для страны, показатель производственных отраслей которой опаздывает от показателя государств, с которыми она сотрудничает. Программы импортозамещения функционируют в многочисленных отраслях реального сектора экономики, в первую очередь там, где у России есть явные конкурентные превосходства, такие, как открытое сырье, огромный внутренний рынок, традиции и опыт, которые существуют много лет13. Можно привести в качестве примера таких отраслей, как легкую промышленность, лесную промышленность, автомобилестроение, фармацевтику. С точки зрения экспертов, импортозамещение не является самоцелью, и порой прибыльнее результативнее функционировать в рамках международного разделения труда, получать недорогой качественный продукт за границей. Но в некоторых обстоятельствах Россия обязана уделять внимание импортозамещению, ибо даже там, где нет безопасности и обороны, в результате многие вещи, которые связаны с ними, лежат в сфере гражданского производства. Цель — это ни есть консервация отсталости и закрытие внутреннего рынка, а, напротив, создание новых действительно способных конкурировать производств, которые выпускают высококачественные и востребованные потребительские товары. К примеру, нынешние автомобили, которые выпускаются в России, в особенности с участием зарубежных инвесторов, целиком соответствуют мировым стандартам качества. Как уже известно, в 2013 и в 2014 году курс рубля существенно понизился, что содействовало импортозамещению. Это повлияло на снижение импорта и большим темпам увеличения в ряде отраслей, которые ориентированы на внутренний рынок. В международных отношениях в начале 2014 года произошел кризис, который связан с событиями вокруг Украины. Многие западные страны объявили о введении санкций в отношении экономики России. Это способствовало активизации процесса импортозамещения, в том числе и на уровне государственной политики. В марте 2014 года Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. По словам экспертов, потенциал страны дает возможность производить самостоятельно огромный спектр товаров14. В России активно продвигается импортозамещение компании ОАО «Газпром». Программа импортозамещения была принята ОАО «Газпром» еще в 2003 г., и начиная с этого момента ООО «Газпром комплектация» совместно с производственными департаментами ОАО «Газпром» проводит систематическую работу по организации изготовления на отечественных предприятиях импортозамещающей продукции. Перечень импортной продукции, рекомендуемой ОАО «Газпром» для освоения отечественным производителям, доступен всем предприятиям и размещен на корпоративном сайте ОАО «Газпром» в разделе «Доска объявлений», подраздел «Импортозамещение» и на сайте ООО «Газпром комплектация» в разделе «Импортозамещение». Для развития отечественного производства компания реализует программу содействия ОАО «Газпром» российским предприятиям в освоении новых видов продукции в рамках программы импортозамещения. ООО «Газпром комплектация» является централизованным поставщиком дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», основная задача которого — организация своевременных поставок материально-технических ресурсов (МТР) для нужд ОАО «Газпром» и его дочерних компаний в необходимом объеме, требуемого качества и на экономически выгодных условиях. Пока не все виды импортозамещающей продукции освоены российскими производителями. Тем не менее, доля оборудования и материалов, закупаемых за рубежом, постоянно снижается. Среднегодовой объем закупки продукции за рубежом в 2013 г. составил не более 9 % от общего объема поставляемых МТР. В то же время, несмотря на устойчивую тенденцию к увеличению доли закупок российской продукции, качество отечественного оборудования в ряде случаев уступает зарубежным аналогам. Для реализации инвестиционных проектов газовой отрасли существует необходимость создания нового высокотехнологичного оборудования. Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях15. Только при международной специализации национальные экономические системы способны достигать такого уровня потребления, который значительно превышает их собственные производственные возможности. Основной отличительной чертой современного периода развития международного разделения труда является создание и совершенствование мировой системы международных товарных отношений. Отдельные национальные цели и задачи в процессе исторического развития уступают место общесистемным. Заключение Включенность в международную торговлю отдельной страны представлено в форме внешней торговли. Внешняя и международная торговля являются схожими, но не идентичными понятиями, которые соотносятся между собой как часть и целое, как национальное и интернациональное. На динамику и структуру внешней торгов ли отдельных стран оказывают влияние следующие факторы: уровень развития национального производства; обеспеченность природными ресурсами; цели и приоритеты государственной внешнеторговой политики; конкурентоспособность продукции внутреннего производства; конвертируемость национальной валюты; структура и объем внутреннего спроса; уровень жизни населения и другие факторы. Внешняя торговля для любой страны выделяется в особую область исследования, так как выход стран на внешний рынок и участие в мировых интеграционных процессах существенным образом влияют на благосостояние нации. Внешняя торговля, являясь составной частью внешнеэкономического комплекса, считается одним из приоритетных направлений, способствующих становлению и стабилизации экономики страны, а также росту благосостояния нации. Развитие внешней торговли страны напрямую зависит от эффективности принятия управленческих решений государственных органов, которые в свою очередь опираются на результаты аналитических исследований, проводимых на макроэкономическом уровне. Проанализировав ситуацию, складывающуюся во внешнеторговом секторе экономики Российской Федерации, можно прийти следующему выводу: на данный момент Россия так и остаётся наиважнейшим источником сырья для других стран. Список литературы 1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2011. – 319 с. 2. Бексултанова А. И. Стратегия импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 466-468. 3. Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика// Российский внешнеэкономический вестник.2015. №1. С.9-18. 4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 357 с. 5. Гельбрас В.М. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики / В. М. Гельбрас -МЭ и МО. М.- 2015.- 198 с. 6. Карташева М.В. Анализ внешнего рынка Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. – С. 114 – 117 7. Мельников А.А. Внешнеэкономическая политика государства: учебное пособие. М: Изд. центр ЕАОИ - 2011. – 386 с. 8. Овчиников Г. П., Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2013. – 273 с. 9. Пашинина А. А. Развитие внутренней и внешней торговли в РФ [Текст] / А. А. Пашинина, И. А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, сентябрь 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 173-175. 10. Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. с англ./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 2014. – 250 с. 11. Фаминский И.В. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал. 2015, №1. – С. 73 – 76 12. Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России / Ф.С.Федоляк - НИЦ Инфра-М.-2014.-320 с. 13. Филиппова И.А. Организация....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: