- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности работы над дикцией и артикуляцией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015832 |
Тема: | Особенности работы над дикцией и артикуляцией |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова» Отделение эстрадной и джазовой музыки С.А. Евсеева Особенности работы над дикцией и артикуляцией в классе эстрадно-джазового вокала Дипломный реферат по направлению подготовки 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, профиль: Эстрадно-джазовое пение Научный руководитель доцент Будина В.Г. г. Ростов-на-Дону 2018 г. Оглавление 1. Развитие дикции и артикуляции – одна из задач вокальной педагогики 5 1.1. Понятия «дикция» и «артикуляция» 5 1.2. Основные различия речевой и вокальной дикции и артикуляции 7 1.3. Основные принципы развитие дикции и артикуляции у учащихся на начальном этапе. Психологические и физиологические особенности учащихся разных возрастных категорий 11 2. Практические способы развития певческой артикуляции и четкой дикции 15 2.1. Упражнения для раскрепощения артикуляционного аппарата 16 2.2. Упражнения для выработки четкости и ясности произношения 21 2.3. Применение полученных навыков в работе над музыкальным произведением 25 Заключение Список литературы Введение В современной музыкальной эстраде вокальное искусство занимает особое место.Эстрадно-джазовый вокал интересует сейчас очень многих! Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, он основывается на тех же принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыка органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста. Поэтому вопросы дикции и артикуляции, определения которых будут даны ниже, на сегодняшний день являются одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе. Современное вокальное искусство в широком понимании этого слова часто «грешит» плохим произношением. Слушатели не понимают, о чем поется в песне, в результате страдает еще и звуковая подача, а отсутствие фразировки приводит к бессмысленному набору слов. Например, отечественное оперное искусство теряет своих поклонников среди молодежи во многом из-за нечеткой передачи текста. Людей перестает интересовать этот жанр, потому что сложно воспринимать образы без понимания смысла и идеи, заложенной в произведении. В основном, приходят в оперу послушать голоса и музыку, не задумываясь о мысли, которую она несет. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания, а четкое донесение текста не всегда имеет место. Задача эстрадного пения заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры, а также сценического образа. Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала является поиск и формирование своего неповторимого уникального голоса вокалиста. Этот процесс во многом аналогичен тому, как инструменталисты ищут «свой звук». А для того, чтобы добиться высоких результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть множеством певческих приемов. К числу таких важнейших приемов я отношу внятную дикцию и правильную раскрепощенную артикуляцию. Наряду с постановкой дыхания, без которого, как известно, невозможно правильное звукоизвлечение, именно развитие дикции и артикуляции является очень важным этапом обучения вокалу. 1. Развитие дикции и артикуляции – одна из задач современной вокальной педагогики В настоящее время, в связи с растущей популярностью данного вида вокального исполнительства, повсеместно открываются эстрадные школы, студии, классы и всевозможные кружки эстрадного пения для любой возрастной аудитории. Я считаю, что во всех случаях для занятий необходимо разрабатывать специализированные программы, а не только в ДМШ и ДШИ. Неотъемлемой частью таких программ могут, на мой взгляд, стать занятия по сценической речи и актерскому мастерству. Эти дисциплины во многом разовьют личность вокалиста. А именно: организуют четкую дикцию, раскрепостят артикуляционный аппарат, научат искусству перевоплощения и свободному самовыражению, поведению на сцене… Словом, помогут и в постановке вокала, и в приобретении навыков настоящего артиста. В методической литературе есть много определений дикции и артикуляции. Все они схожи по смыслу. Хочу остановиться на каждом понятии и на том, как неразрывно они связаны между собой. 1.1. Понятия «дикция» и «артикуляция» Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа. Фонетические особенности русского языка, скорее сложные, чем простые. Сложность, прежде всего, скрыта в звукосочетании. Для того, чтобы достаточно четко прозвучало слово при пропевании вокальной фразы, поющему необходимо сконцентрировать внимание на каждом согласном звуке в слоге и в слове. Нередко встречаются моменты, когда на звучание одного гласного звука в слове, приходится три, а то и четыре согласных звука. «Я встретил Вас...» И здесь, как никогда необходимо внимание поющего акцентировать на жесткое и быстрое произношение каждого согласного звука. Доктор Вербов в своей книге «Техника постановки голоса» пишет: «Искусство хорошей дикции с сохранением связности пения заключается в той быстроте, с которой поющий умеет с полной четкостью произнести согласную.» Например, для итальянской школы пения характерна именно отчетливая дикция, она является одной из ее основ, так как сама фонетика итальянского языка не допускает неясного и нечеткого произношения. Итальянский язык изобилует большим количеством гласных, перемежающихся со звонкими согласными. Поэтому исполнение на итальянском языке отличается особой звонкостью. Сначала резонанс, потом произношение. Если певец овладевает настоящим резонансом, то у него оживает и слово. Тезис маэстро Дженнаро Барра: «Мелодическое пение может быть разговорным». Он говорил, что, когда звук голоса обретает правильность резонаторной настройки и легкость - согласная полетит в зал вместе с гласной и слово будет достаточно разборчиво. В «губном резонировании» маэстро Барра видел залог хорошей дикции. Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и т.д. Артикуляция – это прежде всего правильная работа органов артикуляционного аппарата, направленная на формирование звуков речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо). За правильную артикуляцию отвечают разные органы. Головной мозг, который через нервную систему посылает импульсы. Дыхательный аппарат, обеспечивающий воздушную струю, которая помогает в создании нужных голосовых колебаний. Органов произношения речи, благодаря которым и возникает звук. Причинами плохой артикуляции может быть состояние человека. Усталость, нервное напряжение, врожденная застенчивость, болезни. 1.2. Основные различия речевой и вокальной дикции и артикуляции При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В речи глотка и ротовая полость резко меняет объем и форму при смене гласных. А в вокале, для образования красивых полнозвучных и непортящих тембра гласных, изменяется форма и величина не всего ротового канала, а только лишь зева, в зависимости от изменений положения корня языка. Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Эстетичное открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные. Положение губ также влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа. Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала". А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции. Певец А. П. Иванов пишет в своей книге: «Дикция зависит от правильности произношения согласных; гласные - звуки, образуемые голосом, согласные – звуки, произносимые в сочетании с голосом (с гласными). Опытные вокалисты-практики говорят, что «гласная несет на себе согласную, как конь седока» или «гласные - река, согласные - берега». «Хорошо произнесенная согласная лучше укрепляет звук», - пишет педагог Е. И. Терьян-Корганова. Значит, правило: четко и твердо выговаривать согласные, но не забывать, что «утрированная дикция может выбить исполнителя из ритмического движения мелодии». «Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса» - педагог Е. А. Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: «Слова, образуемые при пении, должны находиться «впереди», то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом». Надо помнить всегда, что, как бы ни ценить слово в песне, в первую очередь при оценке общего настроения необходимо исходить из музыки. Музыка настолько связана с текстом и со спецификой языка, что, как ни прекрасен, как ни универсален русский язык, все-таки, скажем, французская вещь на французском языке звучит по-другому, естественнее. Но в то же время русский язык, его богатство, его благодатные фонетические свойства дают возможность нашим певцам быть универсальными, т.е. исполнять произведения на разных языках. «Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция «хромает» - говорил С.Я.Лемешев Малоопытные или начинающие солисты часто попадают в дикционные ловушки. Это случается, когда поющему кажется, что все воспроизводимые им звуки отчетливо слышны, но в действительности в результате искаженной дикции, полётность звука –плохая. Такой поющий себя слышит хорошо только за счет внутренней вибрации. Л.В. Бетховен, страдающий глухотой, брал один край пластмассовой тросточки в зубы, а второй край клал на крышку рояля и за счет внутренней вибрации, идущей по трости к голове, где расположен слуховой центр, он отслушивал написанные им сочинения. Немаловажную роль играет при работе над дикцией функция активности нижней челюсти, то есть при произношении любого слога в любом сочетании гласных и согласных звуков, необходимо создать оптимальные условия для усиления полётности звука. Таким образом, хорошо открывая рот в процессе пения, поющий обеспечивает гарантию и для дикции, и для артикуляции, которые неразрывно связаны между собой. Так называемая "широкая" дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком.При таком произношении опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену. Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни. Существует ли разница между артикуляцией речевой и певческой? Без всякого сомнения, да, существует. Возникает вопрос: «На каком уровне необходимо овладеть приемом вокальной артикуляции в процессе обучения?» Ответ простой: «На самом высоком уровне, поскольку от правильной артикуляции зависит полетность певческого звука, что является неотъемлемой частью любого солирующего голоса. Если ученик правильно и в полном объеме овладевает практическими навыками вокальной артикуляции, он автоматически решает проблемы и речевой артикуляции. 1.3. Основные принципы развития дикции и артикуляции у учащихсяДМШна начальном этапе Прежде всего, обучаемый должен уяснить и до автоматизма выработать в себе привычку, что для пропевания гласного звука, необходимо открыть рот. Предельно опущенная нижняя челюсть, обеспечивает достаточное пространство в ротовой полости, которая является естественным усилителем звука. Полуоткрытый рот и зажаты челюстные мышцы, что мгновенно передается на мышцы гортани. В результате, звук в верхнем диапазоне будет зажат. При пропевании вокальных упражнений на различные гласные, необходимо хорошо опускать челюсть, сохраняя при этом единую певческую позицию. Не плохо, если ученик в процессе пения будет осуществлять самоконтроль, глядя на себя в зеркало. Для новичков, вокальная артикуляция осваивается не просто, так как поющий автоматически при пении использует речевую артикуляцию, которая не предполагает активизацию нижней челюсти. Очень важно помнить, что правильная артикуляция в единой вокальной позиции неразрывно связана со звукообразованием и интонацией. В учебной практике нередко встречаются ученики с отличными вокальными данными от природы, но с интонационными проблемами. Это происходит в том случае, когда слуховой центр, контролирующий звуковысотное положение воспроизводящего звука, посылает на мышцы связок неверную информацию, то есть на какой высоте голосовым связкам необходимо сомкнуться. Считаю, что путем более интенсивных занятий, прослушивания первоисточника и конечно интенсивного применения артикуляционных приемов можно достичь определенных результатов. Начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Для многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение фонем. Современные первоклассники к этим проблемам прибавили еще и различные расстройства речи (при осмотре логопеда в школе, в последние годы многих детей направляются на корректирующие занятия). В данном вопросе у педагога-музыканта и школьного логопеда - единые цели, и потому использование похожих методов - естественно и логично. Помимо этого, "омузыкаленные" логопедические упражнения нередко являются более эффективным средством решения проблем, связанных с дикцией. Младший школьный возраст приходится на период от 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте ведущим видом деятельности становится учение, поэтому развитие мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия становится одной из главных задач. Эти процессы становятся произвольными. Дети младшего школьного возраста отличаются активным и ярким восприятием действительности. Их интересует все новое. Они любопытны и любознательны. Если педагог правильно организует учебный процесс, правильно сможет настроить учащихся на учебную деятельность, то сможетзаметить, что интерес детей к учебной деятельности не только не гаснет, но и усиливается с каждым днем. Однако восприятие в этом возрасте отличается неспособностью разделять схожие явления, находить у схожих на первый взгляд явлений различающие их признаки. Проявляется это в том, что детичасто путают схожие цифры, буквы. А значит, восприятие на данном этапе отличается тем, чтоявления и предметыраспознаются по наиболее ярким признакам: по цвету, по форме, по размеру. Поэтому основные принципы, которыми должен руководствоваться педагог,планируя занятия – это простота и наглядность учебного материала. Это подразумевает использование наряду с рассказом иллюстраций, схем. На занятиях, например, можно нарисовать учащимся схему направления мелодии. Если помимо слухового контроля будет использоваться зрительный, то это поспособствует лучшему пониманию той задачи, которую ставит перед учащимися педагог. Итак, младший школьный возраст – важный и сложный периодразвития ребёнка, когда активизируются и совершенствуются многие психические функции, такие как восприятие, внимание, мышление, эмоции. В предмутационный период оформляется нервно-мышечная система голосовогоаппарата. Она делается более сложной (к этому времени, например, сформировывается голосовая мышца), происходит смена механизмов голосообразования, и голос приобретает большую силу, устойчивость и разнообразие тембровых индивидуальных качеств; к этому времени крепнетдыхательная система (углубляется дыхание), ЦНС и детская психика. Происходит более интенсивный рост голосового аппарата, преобладает по-прежнему краевое смыкание связок, что требует легкого звука. Мутационный период приходится на 13-16 лет. У мальчиков мутация протекает более сложно и сопровождается ломкой голоса. И. И. Мечников назвал этот период дисгармоничным. Дисгармонично происходит и рост отдельных частейголосового аппарата подростка. Например, голосовые связки увеличиваютсяв длину на 6-8 мм, а ширина их остается прежней, потому что гортань больше растет в продольном направлении, чем в поперечном; резонаторныеполости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординацияв совместной работе дыхания и гортани. С начала подросткового возраста (12 лет) развитие перестает быть плавным: это уже не постоянно восходящая линия развития, а линия ломанаяи очень индивидуально изменчивая, поэтому учащиеся уже в предмутационномвозрасте нуждаются в особом внимании педагога и бережном отношении к голосу. У учеников, поющих легко и звонко, наиболее четкая дикция и наибольшая ровность и гибкость голоса. Таким образом, в процессе практической работы педагог долженвсегда учитывать природу детского голоса, особенности строения певческого аппарата учащихся на разных возрастных этапах, а также бережно относиться к голосу и не допускать форсированного звучания илиперенапряжения. Хочу обратить внимание, что наибольшая работа над дикцией и артикуляцией приходится на младший школьный возраст, поэтому ниже будет рассмотрена работа с этим возрастным периодом. Отличия от других возрастов заключается только психофизиологических особенностях. В работе с младшими школьниками хорошо помогают различные скороговорки, дикционные упражнения. Можно использовать отдельное от мелодии произнесение такого текста – активно, но тихо. Но значительно большую пользу принесет его сочетание с простейшими мелодическими подпевками. Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек» на тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт. Как правило в дальнейшем обучении происходит закрепление навыков дикции и артикуляции, полученных в младших классах. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. 2. Практические способы развития певческой артикуляции и четкой дикции В этой части работы я предлагаю наиболее подходящие для младших школьников упражнения, разминки и распевки. Они направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции. Также артикуляционная гимнастика помогает: -устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; -разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; -развить мимику, артикуляционную моторику; -развить выразительную дикцию. В занятиях особенно важна систематичность.Прочные навыки вырабатываются только в результате длительных и систематических тренировок. Для того, чтобы детям было интересен данный вид деятельности, необходимо занятия разнообразить, использовать игры. Упражнения подбираются педагогом индивидуально по необходимости, по количеству, по объему выполнения от 5-6 до 8-10 раз. Выполнять все нижеприведенные упражнения нецелесообразно. Подбор ведется для выполнения определенных целей и задач. Для лучшего результата артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у многих есть осознание своей неподготовленности. Очень важно преодолеть этот барьер, ведь одного показа педагога здесь недостаточно. Нужно чтобы ученик видел себя со стороны и эффективно занимался не только в классе, но и дома. 2.1. Упражнения для раскрепощения артикуляционного аппарата Освобождение нижней челюсти У п р а ж н е н и е 1. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено па опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведётся про себя). Упражнение повторяется раз шесть подряд. У п р а ж н е н и е 2. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, без рывков, почувствуйте свободу этого движения. Выполнять нужно не резко, пока не почувствуется легкая усталость. У п р а ж н е н и е 3. При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные: -йа-йа -йе-йе -нэй-нэй При пении нужно следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звуковедению: -дай-яй-яй- -пой-ей-ей- -дай-дай-дай- Упражнение можно пропевать на одном звуке, перемещаясь по полутонам вверх и вниз. А поступенно в пределах терции: дай-дай-дай-дай-дай дай- дай-дай-дай - дай На звуке «а» легче снять лишние напряжения в гортани, артикуляции, челюсти. И выявить лучшие певческие координации в работе голосового аппарата. Гимнастика для языка 1) Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 2) Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить три-четыре раза. 3)Чистим зубы языком: круговые движения языком по наружной стороне зубов вправо и влево. 4)«Лошадка» - громкое и быстрое цоканье языком. 5)Покусывание языка (с кончика до середины и обратно) передними зубами. 6)Пожевывание языка: боковыми зубами поочередно то слева, то справа. 7)Языковые трели: заводим мотоцикл, на звуке р-р-р. Едем на мотоцикле, как бы удаляясь и приближаясь. Сказка «Путешествие язычка» Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, зубами, губами, щеками, с небом. Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно и страшно (рот закрыт, губы сомкнуты). Стал он выход искать. В одну Щечку постучал, в другую – не открываются («проткнуть» язычком щёку, потом другую). «Толкну-ка я посильнее!» - подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую. Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю Губу («проткнуть» языком верхнюю губу, затем нижнюю губу). В это время Ротик зевнул и открылся (зевнуть). Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать (покусать кончик язычка). «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»- возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом с другой. (пожевать язык боковыми зубами). И справа и слева он оказался невкусным. И язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать (покусывать всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирая назад). Язычок спрятался за Зубами. А зубки не унимались, продолжали жевать! Они пожевали верхнюю Губу, потом нижнюю. (покусать губы по всей длинне) Нижняя Губа обиделась (оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение), а верхняя улыбнулась, ей было немного щекотно (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки). Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?». Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки (провести языком между губами и верхними зубами, как бы их очищая). И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки (провести языком между губами и зубами). Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота!» Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать» (обнажить зубы, растянув губы в улыбке). Тренировка губных мышц У п р а ж н е н и е 1. Походное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва. У п р а ж н е н и е 2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза. У п р а ж н е н и е 3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо. У п р а ж н е н и е 4. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» нижняя губа опускается и обнажает зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» губа возвращается в исходное положение. У п р а ж н е н и е 5. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется три-четыре раза. У п р а ж н е н и е 6. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счет «два» губа опускается. Упражнение повторить три-четыре раза Игровые упражнения Игра «Кто хочет покататься?» Готовим машину к путешествию: а) Проверяем фары (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Затем сильно зажмурить оба глаза, после чего расслабить все мышцы лица). б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем по нижним – это задние стекла); в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева). г) Смотрим, все ли мы положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз). Игра «Надуй шар» Надуйте щёки и держите 5-6 секунд. Сдуйте щеки резким хлопком по щекам, собрав губы при этом в «пучок». Игра «Силач» Рот открыт. Представьте, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Подставить сложенные одна на другую ладони под подбородок. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Снова расслабиться. 2.2. Упражнения для выработки четкости и ясности произношения. Одним из способов развития четкости дикции является использование скороговорок. Скороговорка – это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорять темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях. Например, в скороговорке «У осы не усы, не усищи, а усики» есть явное противопоставление, и оно требует точной передачи мысли. Даже в быстром темпе нельзя забывать об этом. Предлагаемые тексты соединенных скороговорок представляют собой уже определенный рассказ о том или ином событии. Здесь отдельные фразы связаны друг с другом смысловыми отношениями, в них есть развитие той или иной мысли, заканчивающейся на последней точке. Эти тексты очень полезны для дикционной тренировки, а соединение их в незатейливый рассказ придает упражнению особый интерес. Тексты нужно знать наизусть и рассказывать их со своим отношением к происходящим событиям. Любую скороговорку можно произнести, изменяя темп, громкость, интонацию. Или, например, от лица разных персонажей: заяц, лиса, цыпленок, медведь…Дети любят скороговорки. Это веселая игра и полезное упражнение. * Колпак на колпаке, под колпаком колпак. * Чиста, лучиста, говорит речисто. * Калач калачом, трубач трубачом. * Расскажите про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою. * Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. * Баран-буян залез в бурьян. * Хороши в дорожку пирожки с картошкой. * Шит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать. * Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить. * Купи кипу пик. * Двое – не один, в обиду не дадим. * Ты сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи. * Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. * Кощея щами не угощают. * Пес Палкан попал в капкан. * Добыл бобыль бобы. * Проворонила ворона вороненка. * У ужа – ужата, у ежа – ежата. * На мели мы лениво налима ловили. * Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон. * Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. * Мамаше Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. * Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался. * Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул цыц! * Шесть мышат в шалаше шуршат. Распевки-скороговорки. 1. Ла-лэ-ли-ло-лу, да-дэ-ди-до-ду, на-нэ-ни-но-ну(на одной ноте, затем на полтона выше тоже самое и так до верхов),согласные можно менять на «Ра....Са...Ма...» 2. Как под горкой, под горой Торговал старик золой. Картошка моя, вся поджаристая. Как под гор-кой под го-рой тор-го-вал ста-рикзо-лой. Кар- то-шкамо-я, вся под-жа- ри- ста- я. 3. До варобушкагнездоо! Ре деревья во дворе! Ми котёнка покорми! Фа в лесу кричит сова! Соль играют детвора! Ля запела вся земля! Си поём мы для того, чтобы вновь вернутся в До! (Это стишок для распевки очень хорошо помогает!) 4. Мы перебегали берега, перебегали берега Мы пе-ре-бе-га-ли бе-ре-га мы пе- ре- бе- га- ли бе- ре- га 5. До-ре-ми-фа-соль-ля-си - села кошка на такси - а котята прицепились - и бесплатно прокатились! До ре ми фа соль ля си се - ла кош-ка на так- си А ко-тя- та при-це- пи- лись и бес-плат-но про-ка- ти- лись. 6. Распевка про быка: "Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа..." Распевка на каждой ноте октавы, по полутонам вверх и вниз. 7. Дон-ди-ги-дон-ди-ги- дон- ди-ги-ди-ги-ди-ги- дон 2.3. Применение полученных навыков в работе над музыкальным произведением. Как уже говорилось выше, донесение словесного текста песни очень важная и достаточно трудная задача для исполнителя. Начинать работу необходимо с анализа и осмысления содержания, обозначая музыкальные и словесные ударения. Для естественности слова играет большую роль также умение перенести на пение элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным. Для эт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: