VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности природных условий и ресурсов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W009006
Тема: Особенности природных условий и ресурсов
Содержание
Содержание

	Введение	3

	1. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного региона РФ	5

	1.1 Особенности экономико-географического положения СЗР	5

	1.2. Характеристика населения района. Описание по статистическим данным численности, динамики, национального состава, занятости населения и его размещения.	11

		1.3.	Особенности природных условий и ресурсов.	12

	1.4. Отрасли промышленности, определяющие специализацию района в комплексном развитии хозяйства региона.	14

	1.5. Сельское хозяйство.	19

	1.6. Особенности энергетики региона	19

	1.7. Перспективы и проблемы развития экономики региона.	21

	2. Характеристика развития транспортной сети Северо-Западного региона и направления основных грузопотоков ( на примере Октябрьской железной дороги )	24

	2.1 Автомобильный транспорт	24

	2.2. Внутренний водный транспорт	25

	2.3. Воздушный транспорт.	26

	2.4. Трубопроводный транспорт.	28

	2.5. Железнодорожный транспорт.	29

	3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в СЗФР, и по региону в целом	32

	Заключение	35

	Библиографический список	37






Введение

Актуальность исследования. В процессе жизнедеятельности общество использует огромное количество услуг и потребляет множество товаров. При этом для обеспечения максимального уровня качества жизни современного населения важно добиться эффективного социального обслуживания. В ряду услуг, оказываемых на территории отдельного муниципального образования, особое место занимают услуги пассажироперевозок.

В качестве объекта исследования в рамках данной работы выступает Северо - Западный регион. 

Предметом исследования является экономико – географическая характеристика Северо – Западного региона.

Цель работы заключается в проведении всестороннего анализа основных грузопотоков Северо - Западного региона и определение основных направлений его совершенствования. 

В ходе реализации сформулированной цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:

-	дать комплексную экономико – географическую характеристику региону;

-	изучить характеристику развития транспорта на территории региона;

-	провести расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в СЗФР, и по региону в целом.

При решении перечисленных выше задач применялся системный подход, сравнительный анализ, детализация, обобщение, метод финансово-коэффициентного анализа. 

В качестве информационной базы исследования выступали законодательные и нормативные акты Российской Федерации, справочные и статистические материалы Государственного комитета статистики РФ, а также финансово-бухгалтерская, организационно-правовая документация транспортных предприятий Северо - Западного региона, отечественная и зарубежная справочная литература, материалы периодической печати.

Практическая значимость проведенной работы в первую очередь заключается в определении направлений совершенствования пассажироперевозок населения Северо - Западного региона. 

В разделе 1 будет дано описание ресурсного потенциала и экономического развития Северо-Западного региона. 

В разделе 2 будут рассмотрены особенности развития транспорта, в том числе на примере Октябрьской железной дороги. 

В разделе 3 будет произведен расчет густоты железных дорог в Центральном федеральном округе.




1. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного региона РФ

1.1 Особенности экономико-географического положения СЗР   



Северо-Западный Федеральный округ состоит из одиннадцати субъектов Российской Федерации. Он был образован 13 мая 2000 года, административным центром является город федерального значения Санкт-Петербург.

Карта и список субъектов Северо-Западного федерального округа

1 Калининградская область, 2 Псковская область; 3 Новгородская область, 4 Санкт-Петербург, 5 Ленинградская область, 6 Республика Карелия, 7 Мурманская область, 8 Вологодская область, 9 Архангельская область, 10 Ненецкий автономный округ, 11 Республика Коми.

Общая численность населения Северо-Западного федерального округа составляет 13,8 миллиона человек, это около 9,8 процентов от всего населения РФ. Из них около 83 процентов проживают в городах, около половины живут в Ленинградской области и в СПб (эти субъекты – лидеры по количеству населения).

Общая площадь Северо-Западного федерального округа – 1,686 миллиона квадратных километров. Из них чуть более миллиона приходится на Архангельскую область и Республику Коми. Третий субъект СЗФО по площади – Республика Карелия. На последнем месте (если не считать Санкт-Петербург) находится Калининградская область – 15.125 квадратных километров.

Другие статистические данные:

54,1 процента населения составляют женщины;

Плотность населения – чуть больше 8 человек на квадратный километр;

Количество населения растет с 2010 года (на 30 тысяч человек в год в среднем);

В национальном составе преобладают русские (83 процента), на втором месте украинцы (1,8 процента);

Количество городов – 153.

Северо-Западный федеральный округ граничит с семью странами: Финляндией, Республикой Беларусь, Королевством Норвегия, Латвией, Эстонией, Литвой, а также с Польшей. Он также граничит с тремя федеральными округами: Уральским, Центральным и Приволжским. Имеет выход к четырем морям: Балтийскому, Карскому, Баренцеву, Белому.

На территории округа есть очень значительное количество озер и рек (на СЗФО приходится более половины всех запасов пресной воды в европейской части РФ). В том числе стоит отметить крупнейшие озера: Онежское и Ладожское, которые являются крупнейшими в Европе. Рельеф по большей части равнинный, высшей точкой можно считать гору Народную, которая входит в систему Уральских гор и находится на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского АО (Уральский ФО). На втором месте находятся Хибины в Мурманской области с высшей точкой 1200 метров.

Климат в северных субъектах Северо-Западного федерального округа – субарктический, в южных – умеренный. Практически во всех субъектах можно отметить высокую влажность, осадков не слишком много (если смотреть в среднем по округу), но из-за высокой влажности они плохо испаряются, что приводит к появлению большого количества болотистой местности.

На климат СЗФО сильно влияют Атлантический океан (откуда приходит наибольшее количество циклонов), а также Северный Ледовитый океан. В северных субъектах СЗФО лето короткое, но теплое, зимы суровые. На северо-западе летом обычно прохладно, зато зимы достаточно теплые.

Стоит отметить погодные аномалии в 21 веке из-за которых климат Северо-Западного федерального округа периодически обновляет рекорды. Зимы стали теплее, были случаи, когда в Ленинградской области и Южной Карелии первый снег выпадал лишь в январе, что еще в 90-х годах было невозможным. Очевидно, дело не в глобальном потеплении и других подобных «причинах», а в климатических циклах. Подробнее о климате каждого субъекта Северо-Западного федерального округа можно прочитать в разделе о конкретном регионе.

Краткая характеристика субъектов СЗФО

Вологодская область

Дата образования – 23 сентября 1937 года. Центр – город Вологда, население области 1,1 миллиона человек, площадь 144,5 тысячи квадратных километров. С точки зрения туризма область представляет большой интерес, есть многочисленные природные достопримечательности, ряд населенных пунктов являются по сути музеями под открытым небом и имеют статус исторических поселений (Великий Устюг, Устюжна, Вологда и другие). Развита рыбалка и охота, экотуризм.

Мурманская область

Дата образования – 28 мая 1938 года. Центром является город Мурманск, население – 762 тысячи человек, площадь почти 145 тысяч квадратных километров. На территории Мурманской области много природных достопримечательностей, есть самые популярные в Северо-Западном федеральном округе горнолыжные курорты в Хибинах.

Калининградская область

Дата образования – 7 апреля 1946 года, 4 июля этого же года получила современное название. Центром является город Калининград, население – 977 тысяч человек, площадь 15,1 тысячи квадратных километров. Является полуэксклавом, так как не имеет границы с другими регионами РФ. Интересна с точки зрения туризма, собственно эта отрасль является одной из ведущих в экономике региона.

Ненецкий автономный округ

Дата образования – 15 июля 1929 года. Центр региона – Нарьян-Мар, население – 43 тысячи человек (самое низкое значение среди всех регионов), при этом площадь 20-я в РФ – 177 тысяч квадратных километров, поэтому плотность населения крайне низко – 1 человек на 4 квадратных километра. Потенциал для развития туризма достаточно высок, но не реализован. В первую очередь привлекает экологических туристов. Минусом Ненецкого АО является его удаленность и относительная труднодоступность, в том числе и из-за зимы продолжительностью восемь месяцев.

Ленинградская область

Дата образования – 1 августа 1927 года. Центр – Санкт-Петербург, население (не считая Спб) – 1,78 миллиона человек, площадь 83,9 тысячи квадратных километров. С точки зрения туризма потенциал очень высок и он во многом реализован. На территории Ленинградской области такое количество интересных мест, природных и архитектурных достопримечательностей, что их просто невозможно упомянуть в кратком обзоре. В туристической отрасли регион является одним из лидеров Северо-Западного федерального округа.

Архангельская область

Была образована 23 сентября 1937 года, центром является город Архангельск. Население – 1.17 миллиона человек, площадь – почти 590 тысяч квадратных километров. На территории области находится космодром Плесецк, развита промышленность, в том числе и в сфере атомного судостроения. С точки зрения туризма Архангельская область также представляет интерес, особенно для любителей охоты, рыбалки и красот природы. Стоит упомянуть национальный парк Кенозерский, который очень красив и ежегодно привлекает большое количество туристов.

Новгородская область

Была образована 5 июля 1944 года, центром является город Новгород. Население – 615 тысяч человек, площадь – 54.5 тысячи квадратных километров. На территории области находится большое количество достопримечательностей, от Новгородского кремля до Боровичских порогов. В Новгородскую область ежегодно приезжает более 350 тысяч туристов, что для России очень приличный показатель.

Псковская область

Была образована в 1944 году, 23 августа, центром является город Псков. Население – 650 тысяч человек, площадь – 55.4 тысячи квадратных километров. Для такой небольшой (относительно) площади, на территории области очень много озер – почти три тысячи, в их число входит и Псковско-Чудское, которое является пятым по величине в Европе. В Псковской области более 370 памятников федерального значения и около 3500 местного. Ежегодно область посещают более 360 тысяч туристов, в их числе довольно много граждан европейских государств.

Республика Карелия

Была образована 8 июня 1920 года, в дальнейшем несколько реза меняла свои границы. Центр – город Петрозаводск. Население – 630 тысяч человек, площадь – 180 тысяч квадратных километров, из них почти 15 процентов приходится на водную поверхность, поэтому Карелию называют страной озер. На территории региона огромное количество интересных мест и природных достопримечательностей, регион ежегодно привлекает очень большое количество рыбаков и охотников, а также любителей отдыха на природе с палатками. С точки зрения туризма, Республика Карелия является одним из лидеров Северо-Западного федерального округа.

Республика Коми

Была образована 22 августа 1921 года, центром является город Сыктывкар. Площадь – 416 тысяч квадратных километров (вторая в СЗФО), население – 856 тысяч человек. На территории Республики Коми есть очень большое количество полезных ископаемых, на которых и основана экономика региона. Есть очень большое количество природных достопримечательностей, в последнее время ведутся активные работы по улучшению туристической инфраструктуры и привлечению туристов.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – столица Северо-Западного федерального округа. Площадь – 1439 квадратных километров, население – 5.2 миллиона человек (примерно 40 процентов от всего населения СЗФО). Центр округа во всех сферах: экономика, туризм, транспорт и т.д.

Как видите, Северо-Западный федеральный округ очень многообразен, это и суровый север Коми и равнины Новгородской области. Если смотреть с точки зрения туриста, то СЗФО весьма привлекателен хотя бы тем, что во многих его регионах развита как транспортная, так и туристическая инфраструктура. В тех же Карелии и Ленинградской области огромное количество гостиниц и баз отдыха, а про СПб и говорить не приходится. Рыбалка, охота, отдых в палатках, осмотр архитектурных достопримечательностей, путешествия на автомобиле – это все Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации.  Добыча преимущественно шахтная. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд.м.



1.2. Характеристика населения района. Описание по статистическим данным численности, динамики, национального состава, занятости населения и его размещения.

По численности населения Северо-Западный регион значительно опережает другие федеральные округа. Население СЗР на 1 января 2017 года составляет 39209,6 тыс. чел. – это 26,7% от численности населения РФ. Доля городского населения на 1.01.2017 – 82,1% Плотность населения на 1.01.2017 – 60,3 чел/кв.км.

Национальная структура населения (по данным Всероссийской переписи населения за 2010 год):

 Русские – 93,8 %

 Украинцы – 1,4 %

 Другие национальности – 4,7 %

 Лица, не указавшие национальную принадлежность – 5,06 %

Естественным ограничителем развития СЗР может стать его стареющее население. Резкое падение рождаемости, отмечающееся с начала 1990-х годов, привело к усилению процесса демографического старения. В среднем по Округу уровень экономической активности высокий и составил в 2006 г. 67% при уровне занятости населения в 64,2% и уровне безработице в 4,1%. Уровень безработицы в СЗР примерно в два раза ниже среднероссийского.

Обращаясь к экономике, рассмотрим данные по экономически активному населению, которые представлены в таблице 1.1.











Таблица 1.1 Среднегодовая численность населения, занятых в экономике.



2005 г. 

2010 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

Российская Федерация 

66330,1 

64516,6 

66407,2 

66791,6 

67174,0 

Северо-Западный регион 

17659,9 

17721,3 

18220,4 

18357,4 

18464,9 

Архангельская область

678,9 

671,3 

670,7 

674,7 

677,4 

Вологодская область

617,1 

593,7 

601,0 

604,1 

603,3 

Калининградская область

727,5 

724,6 

709,4 

713,0 

703,3 

Республика Карелия

1107,7 

1090,9 

1059,6 

1055,5 

1057,2 

Республика Коми

529,2 

491,2 

480,6 

478,7 

484,9 

Ленинградская область

508,4 

488,7 

479,3 

478,7 

477,5 

Мурманская область

365,5 

332,6 

325,6 

324,5 

323,8 

Ненецкий автономный округ

593,9 

616,6 

587,8 

600,4 

594,3 

Новгородская область

570,8 

572,8 

551,1 

548,7 

547,2 

Псковская область

2478,6 

2444,5 

2689,5 

2740,2 

2771,6 

Город Санкт-Петербург

422,2 

414,7 

414,5 

410,9 

412,2 



Архангельская область : S1=27 134 тыс. км2; N1=1 541 296 тыс. чел.;

S1/N1 = 1 541 296 тыс. чел. / 27 134 тыс. км2 = 56,80312523

Северо-Западный регион относится к числу регионов с высоким уровнем урбанизации – свыше 80% населения проживает в городах. Следовательно в нем гораздо больше граждан, занятых в экономике, как это показано в таблице. Три четверти населения проживает в 40 крупных городах (с населением более 100 тыс. человек). Численность и доля экономически активного населения в округе превышает аналогичные показатели в других федеральных округах. Как и во всей стране с началом рыночных реформ стали быстро развиваться такие отрасли как сфера услуг, торговля, малый бизнес, что сделало неизбежным приток рабочей силы в эти отрасли из промышленности. 



1.3.	Особенности природных условий и ресурсов. 

Северо-Западный федеральный округ граничит с семью странами: Финляндией, Республикой Беларусь, Королевством Норвегия, Латвией, Эстонией, Литвой, а также с Польшей. Он также граничит с тремя федеральными округами: Уральским, Центральным и Приволжским. Имеет выход к четырем морям: Балтийскому, Карскому, Баренцеву, Белому.

На территории округа есть очень значительное количество озер и рек (на СЗФО приходится более половины всех запасов пресной воды в европейской части РФ). В том числе стоит отметить крупнейшие озера: Онежское и Ладожское, которые являются крупнейшими в Европе. Рельеф по большей части равнинный, высшей точкой можно считать гору Народную, которая входит в систему Уральских гор и находится на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского АО (Уральский ФО). На втором месте находятся Хибины в Мурманской области с высшей точкой 1200 метров.

Климат в северных субъектах Северо-Западного федерального округа – субарктический, в южных – умеренный. Практически во всех субъектах можно отметить высокую влажность, осадков не слишком много (если смотреть в среднем по округу), но из-за высокой влажности они плохо испаряются, что приводит к появлению большого количества болотистой местности.

На климат СЗФО сильно влияют Атлантический океан (откуда приходит наибольшее количество циклонов), а также Северный Ледовитый океан. В северных субъектах СЗФО лето короткое, но теплое, зимы суровые. На северо-западе летом обычно прохладно, зато зимы достаточно теплые.

Стоит отметить погодные аномалии в 21 веке из-за которых климат Северо-Западного федерального округа периодически обновляет рекорды. Зимы стали теплее, были случаи, когда в Ленинградской области и Южной Карелии первый снег выпадал лишь в январе, что еще в 90-х годах было невозможным. Очевидно, дело не в глобальном потеплении и других подобных «причинах», а в климатических циклах. Подробнее о климате каждого субъекта Северо-Западного федерального округа можно прочитать в разделе о конкретном регионе.



1.4. Отрасли промышленности, определяющие специализацию района в комплексном развитии хозяйства региона.

Регион, включающий Санкт-Петербург и Ленинградскую область, на которые приходится основной производственный потенциал, значительно опережает в развитии другие регионы СЗФО. Ведущая роль в развитии экономики округа принадлежит промышленному производству: металлообработке и машиностроению, пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии, а также топливной промышленности. На использовании отходов деревообработки активно развивается химическая промышленность (производство спирта, скипидара, канифоли, вискозных волокон). Традиционно широко развита рыбная промышленность: по улову рыбы СЗФО занимает второе место в России после Дальневосточного ФО. Всего по регионам Северо-Западного федерального округа сгруппировано 4251 предприятий всех отраслей промышленности.

Северо-Западный федеральный округ экономически можно разделить на Северо-Западный и Северный регионы. В Северо-Западный регион входят: Санкт-Петербург, Карелия, Ленинградская, Калининградская, Новгородская и Псковская области. В составе Северного региона округа: Республика Коми, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ.

Преимущества в более успешном экономическом развитии Северо-Западного региона обусловлены выгодным географическим расположением – соседством с развитыми странами ЕС, выходом к морским важнейшим торговым путям и наличием второго по величине в России мегаполиса Санкт-Петербурга.

Одним из ключевых составляющих развития Северо-Западного экономического региона является высокотехнологичные отрасли промышленности: автомобилестроение, судостроение, приборостроение и электротехника, химические предприятия, деревообработка, пищевая промышленность и ВПК. Многие предприятия региона широко известны как в стране, так и за рубежом. Среди именитых предприятий СПб: Кировский завод (бывший Путиловский), «Севкабель», «Красногвардеец», Оптико-механическое объединение, «Красный Выборжец» (цветная металлургия), фарфоровый завод им.Ломоносова, «Скороход» (обувное предприятие), «Печатный двор». Наиболее значительными предприятиями в других городах являются: морской завод (Кронштадт), Ижорский завод (оборудование для АЭС, г.Колпино), инструментальные заводы городов Пушкина и Сестрорецка, часовой завод в Петродворце.

Ведущую роль в экономике Ленинградской области занимает топливная промышленность (в области добывается 90% горючих сланцев РФ и 5% торфа), деревообрабатывающая и бумажная промышленность (комбинаты в Светогорске, Приозерске). Развито также машиностроение и металлообработка, пищевая и химическая промышленность, цветная  металлургия и электроэнергетика. В Выборге размещены предприятия по производству судов и оборудованию для рыбной промышленности, в Гатчине – сельхозмашины и протонные циклотроны, в Волхове – выплавка алюминия из кольских нефелинов.

Особое место занимает анклавная Калининградская область, экономика которой существенно изменилась под влиянием режима особой экономической зоны. В Калининградской области находится крупнейшее в мире месторождение янтаря, большие запасы каменной соли. Имеется нефть, попутный газ, торф, сырье для стройматериалов. Промышленность области сосредоточена в Калининграде. В нем работают предприятия по производству вагонов, оборудованию электросвязи, оборудованию для рыбной промышленности, судостроительные и судоремонтные, целлюлозно-бумажные предприятия, заводы пищевой промышленности (рыбные консервы).

Экономика Новгородской области базируется на машиностроении и металлообработке (27,7%), пищевой (12,9%), лесной и деревообрабатывающей (12%), химической (21,8%)  промышленности, а также на производстве стройматериалов, черной металлургии (производство огнеупоров) и электроэнергетике. Наибольший процент промышленной продукции выпускается на предприятиях Новгорода: электро-, теле- и радиотехника, стекловолокно, азотные удобрения, продукция пищевой и деревообрабатывающей промышленности. В Боровичах расположен завод «Полимермаш», в Старой Руссе – приборостроительные предприятия для химической промышленности и предприятия по изготовлению мединструментов, в Чудове – предприятия по выпуску спичек, энергетических машин, бетонных шпал.

Отраслевую структуру Псковской области составляют предприятия легкой промышленности (льняные фабрики), машиностроение и металлообработка (до 39%), пищевая (24,2%) и деревообрабатывающая (5,5%) промышленности, а также производство стройматериалов. В основном предприятия расположены в Пскове: электрооборудование, аппаратура телефонной и дальней связи, радиодетали, производство по изготовлению оборудования для химической промышленности. Другим промышленно развитым городом области является Великие Луки. Здесь расположены предприятия по выпуску реостатов, электроприборов, радиоаппаратуры, аккумуляторов, высоковольтного оборудования, торфяной техники.

Экономика Карелии базируется на использовании местных природных ресурсов. На территории республики работают: «Ляскельский бумажный завод», «Петрозаводскмаш» (химическое и бумагоделательное оборудование), «Кондопога» (производство газетной бумаги), «Сегежский ЦБК» (производство мешочной бумаги), «Суоярвская картонная фабрика», целлюлозный завод «Питкяранта». Также среди крупных промышленных предприятий Карелии можно отметить: судостроительный завод «Авангард», «Карельский окатыш» (производство железорудных окатышей), «Вяртсильский метизный завод» (производство гвоздей и проволоки), «Онежский тракторный завод», «Карелэнерго». Машиностроение и цветная металлургия работают на привозном сырье. Главным промышленным центром республики является Петрозаводск. Других промышленных центров в регионе нет.

Преимуществами Северного экономического региона СЗФО являются его сырьевая база (природные ресурсы для металлургической, топливной, химической и лесной промышленности) и географическое приморское расположение. Наличие крупных морских портов (сезонный Архангельск и незамерзающий Мурманск) дают возможность для транспортировки сырья и товаров по Северному морскому пути на мировой рынок. Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию побережья РФ Северного Ледовитого океана. Однако слабо развита внутренняя транспортная инфраструктура региона.

Основой экономики республики Коми является добыча и первичная переработка нефти и газа (месторождения в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции), угля (Воркутинский бассейн), а также действуют предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности (16,6%). Главные индустриальные центры расположены в Воркуте, Ухте и Сыктывкаре.

В Архангельской области также хорошо развита лесная и деревообрабатывающая промышленность (46,9%), машиностроение – 11% (лесооборудование, дорожные машины, суда), пищевая промышленность – 15% (в основном рыбная). Остальные отрасли носят вспомогательный и обслуживающий характер. Важнейшими промышленными центрами области являются Архангельск, Северодвинск, Котлас. Особенностью области является изолированность энергосистемы от ЕЭС страны. Всегда считалось, что Архангельская область небогата на полезные ископаемые, но открытие месторождения алмазов (одного из крупнейших в мире) произвело сенсацию. На сегодняшний день идет их опытно-промышленная разработка.

В Ненецком автономном округе, где плотность населения составляет 1 человек на 8 кв.м., развито оленеводство и клеточное звероводство (85% пушнины). Традиционной отраслью округа является рыбная промышленность, но также развита добыча нефти на Ардалинском месторождении. Топливная промышленность дает около 17% товарной продукции округа и имеет значительные перспективы.

Основой экономики республики Коми является добыча и первичная переработка нефти и газа (месторождения в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции), угля (Воркутинский бассейн), а также действуют предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности (16,6%). Главные индустриальные центры расположены в Воркуте, Ухте и Сыктывкаре.

Основу промышленности Мурманской области составляют: рыбная (28,5%), горнодобывающая промышленность и электроэнергетика - 19,8% (ТЭЦ и многочисленные ГЭС), цветная металлургия – 31,9%, черная металлургия – 8% (добыча и обогащение железных руд), химическая промышленность – 8,8%, машиностроение и металлообработка – 5%. В основном предприятия сосредоточены в Мурманске (крупнейшем в мире городе за Полярным кругом), Апатитах, Мончегорске, Кировске, Оленегорске. Область выделяется своими портовыми функциями, изделиями цветной металлургии и рыбной промышленности (улов рыбы – до 14%, рыбные консервы – 8%). Кроме того, на апатито-нефелиновом сырье работают практически все алюминиевые и глиноземные заводы и предприятия фосфатных удобрений. На Белом море расположен порт, центр деревообрабатывающей, алюминиевой и рыбной промышленности Кандалакша.

1.5. Сельское хозяйство

Северо-Западный регион является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов страны. Благоприятные природноклиматические условия и их разнообразие способствовали развитию интенсивного и многоотраслевого сельского хозяйства. На долю округа приходится до 43% валового сбора льноволокна, около 50% – сахарной свеклы, трети – картофеля, около четверти производства молока и овощей, более 20% мяса и свыше 15% семян подсолнечника. 

Повсеместно в округе распространено овощеводство и картофелеводство, а также животноводство, представленное мясомолочным направлением, свиноводством и птицеводством. Большая часть продукции производится на крупных специализированных животноводческих фермах и птицефабриках. В области находятся 12 крупнейших сахарных заводов, расположенных в районах интенсивного возделывания сахарной свеклы.

Ведущими отраслями животноводства являются молочно-мясное производство (свиноводство и птицеводство). На востоке области широко развито возделывание технических масляных культур, где находятся предприятия по производству растительных масел.

В области хорошо развито производство строительных материалов (шифера, асбоцементной продукции, мела, железобетона). Также развита химическая промышленность (синтетических моющих средств, кислот, витаминных добавок, лизина). 

1.6. Особенности энергетики региона



Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление — в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем.

Электро- и теплоэнергетика развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, двух атомных электростанций –Ленинградской и Кольской, многих мелких электростанций и котельных. Большое значение имеет соединение Карельской энергосистемы с Ленинградской и Кольской энергосистемами линиями электропередачи напряжением 330 кВт. Характерной особенностью развития электроэнергетики в перспективе является обеспечение потребностей хозяйства в электрической и тепловой энергии в основном за счет сооружения новых ТЭЦ и ГРЭС, расширения и модернизации ряда действующих электростанций.

Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития энергетики. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности – все это создает предпосылки для размещения электростанций. Здесь можно особо отметить Туломскую ГЭС и Кольскую АЭС Мурманской области (мощность 1,76 млн. кВт).

Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове (Кислогубская ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори). Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения.

Подобная динамика легко объяснима: электроэнергия – один из основных базовых ресурсов, потребляемых как населением, так и промышленностью. Ее потребление устойчиво растет с увеличением выпуска продукции, но слабо сокращается при его уменьшении. Действительно, объемы потребления электроэнергии населением почти не зависят от общеэкономической ситуации, а в промышленности ее потребление не может сокращаться в той же пропорции, что и производство продукции, в силу относительно высокой доли электроэнергии затратах производства.



1.7. Перспективы и проблемы развития экономики региона

К 2020 году предполагается довести долю машиностроения в промышленности округа до 30%, а ее долю в экспорте - до 20%. Достижение этих показателей связано с решением ряда существенных проблем:

1. Фискальная система в Российской Федерации не стимулирует выпуск отечественной продукции с длительным циклом разработки и производства. Значительная доля «ценообразующих» налогов и прочих неналоговых финансовых изъятий требует пересмотра.

2. Отсутствует устойчивый спрос на продукцию машиностроительных предприятий при высокой капиталоемкости научных разработок и производства, что свидетельствует об отсутствии долгосрочной промышленной политики.

3. Высокая стоимость кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке и отсутствие эффективных механизмов государственной финансовой поддержки предприятий машиностроительного комплекса.

4. Неоправданно высокая стоимость энергоносителей и транспортных услуг. Отсутствие возможности формирования инновационного капитала (фондов развития) на предприятиях

5. Общий дефицит трудовых ресурсов и нехватка кадров по ряду профессий, востребованных в машиностроительном производстве. Низкий уровень подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

6. Несбалансированная таможенная и инвестиционная политика федеральных и региональных органов власти.

Для преодоления этих проблем и развития машиностроительного комплекса в Северо-Западном федеральном округе целесообразно осуществление следующих стратегически важных проектов:

- восстановление на новой технологической базе станкостроительных предприятий (Санкт-Петербург, Вологодская область);

- строительство нового специализированного завода по производству энергетического оборудования (Санкт-Петербург);

- ускоренная модернизация предприятий точного машиностроения и приборостроения (Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия);

- развитие и расширение продуктовой линейки предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская, Вологодская области);

- модернизация и продуманная специализация предприятий судостроения и судоремонта (Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Мурманская области);

- модернизация и расширение продуктовой линейки предприятий по производству медицинского оборудования (Санкт-Петербург, Новгородская область);

- развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения с акцентом на отечественные технологии (Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Псковская области).

- формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.

Перечисленные меры, безусловно, потребуют квалифицированного законодательного обеспечения как на региональных, так и на федеральном уровне, что акцентирует важность более тесного и регулярного взаимодействия институтов власти с экспертным сообществом машиностроения.

Наиболее серьезны проблемы социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Они связаны с оттоком из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. 

Несомненно, богатый потенциал региона все еще используется неэффективно. Велика доля предприятий с низкой степенью переработки продукции, особенно в лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Не в полной мере востребованы значительные технологические, инновационные и интеллектуальные ресурсы.




2. Характеристика развития транспортной сети Северо-Западного региона и направления основных грузопотоков ( на примере Октябрьской железной дороги )

СЗР обладает широко разветвленной системой транспортных коммуникаций всех видов современного транспорта, за исключением морского из-за отсутствия выхода к морю.

2.1 Автомобильный транспорт

Транспортная система Северо-Запада является важнейшим элементом транспортного комплекса России, в том числе в силу особого экономико-географического положения данного региона. Целью данного исследования является анализ развития транспортной деятельности Северо-Западного федерального округа, а также выявление.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%