- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности принятия этнолукизма мигрантами-мишенями дискриминации.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015901 |
Тема: | Особенности принятия этнолукизма мигрантами-мишенями дискриминации. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра социальной психологии Солодухина Виктория Павловна «ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭТНОЛУКИЗМА МИГРАНТАМИ-МИШЕНЯМИ ДИСКРИМИНАЦИИ» Выпускная квалификационная работа по направлению 37.04.01 – Психология Научный руководитель – Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии АПП ЮФУ Лабунская Вера Александровна «К защите допускаю» Зав. кафедрой социальной психологии ____________Д.В.Воронцов«_____» ____________ 2018 г. Ростов-на-Дону – 2018 Оглавление Введение 3 I Глава. Теоретический анализ проблемы отношения мигрантов к дискриминации 7 1.1.Понятие о дискриминации, виды дискриминации 7 1.2 Анализ исследований отношения мигрантов к дискриминации 15 1.3. Анализ исследований дискриминации, запускаемой типом внешнего облика и дискриминации, направленной на Другого, отличающегося типом внешнего облика. 21 Выводы по первой главе 31 II Глава. Эмпирическое исследование особенностей принятия этнолукизма мигрантами-мишенями дискриминации 33 2.1. Цели, предмет, гипотезы, задачи и методы исследования. 33 2.2. Сравнительный анализ уровней принятия дискриминационного поведения другого мигрантами, воспринимающими себя «мишенями» дискриминации и мигрантами, не воспринимающими себя «мишенями». 37 2.3.Анализ различий в уровне принятия Дискриминационного поведения Другого в зависимости от пола респондента, анализ взаимосвязей возраста респондентов с уровнем принятия дискриминационного поведения Другого. 43 Заключение 48 Список литературы 51 Приложения 54 Введение Данная работа посвящена исследованию отношения к этнолукизму мигрантов-мишеней дискриминации. Выбор данной темы объясняется тем, что на сегодняшний день проблема дискриминации мигрантов по внешнему облику все еще остается актуальной. Как известно, внешний облик человека является пусковым механизмом для возникновения этнолукизма – преследования человека на основе его внешнего облика. В целом, интерес мировой и российской научной общественности, политиков к проблемам миграции и мигрантов, к дискриминационным процессам связан с растущими масштабами перемещений населения не только внутри государств, но, прежде всего, между странами и континентами, приводящими к сложности отношений, которые возникают в процессе адаптации мигрантов к новой для них среде. Все чаще мигранты на новом месте сталкиваются с различными видами дискриминационного поведения, направленными на них. Различные отрасли современной науки обращают внимание на проблемы, возникающие в данной сфере, а потому существует очень большое количество исследований, направленных на изучение миграционной политики и дискриминации трудовых мигрантов.Несмотря на этот факт, еще недостаточно работ, посвященных изучению дискриминации, где пусковым механизмом является внешний облик человека, то есть, этнолукизму. Россия, переживающая болезненную трансформацию, приняла в 90-х примерно 4 млн., мигрантов, главным образом - из стран СНГ. Приходится признать, что миграция в том виде, в каком она существует сегодня в ряде регионов, создает, к сожалению, условия для проявлений экстремизма и терроризма, а так же возникновения, так называемых национальных конфликтов, на базе отличия внешнего облика. Но любые "происшествия" или "беспорядки", которые, на первый взгляд, представляются как национальные или направленные против мигрантов, имеют в своей основе и психологические причины. Следовательно, справиться с ними или предупредить их можно только благодаря широкой системе мер: начиная от соответствующей корректировки социально-экономической политики стран, поставляющих и принимающих мигрантов, и заканчивая культурно-просветительской работой с людьми. Мигранты, воспринимающие себя мишенями дискриминации чаще всего сталкиваются, именно, с этнолукизмом. Сложность исследования данной темы состоит в том, что многие мигранты знают о понятии «дискриминация» лишь в целом, отдаленно и считают поведение, направленное на них совершенно нормальным. Однако, сами того не осознавая, сталкиваются с дискриминацией в своей жизни. Целью данного исследования является определение различий в уровнях принятия мигрантами – «мишенями и не мишенями дискриминации» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика. Предмет исследования. Уровни принятия мигрантами – «мишенями и не мишенями дискриминации» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика. Гипотезы исследования: 1.Уровни принятия дискриминационного поведенияДругого, направленного на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика, могут отличаться у мигрантов – «мишеней и не мишеней дискриминации» 2.Уровни принятия мигрантами – участниками исследования дискриминационного поведения Другого могут быть взаимосвязаны с их полом и возрастом. Задачи 1. Определить группы мигрантов – участников исследования в качестве «мишеней и не мишеней дискриминации» 2. Выявить у участников исследования уровни принятия дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика. 3. Осуществить сравнительный анализ уровней принятия дискриминационного поведения Другого мигрантами – участниками исследования, считающими и не считающимися себя «мишенями дискриминации» 4. Определить взаимосвязи между полом, возрастом участников исследования и уровнями принятия дискриминационного поведения, направленного на других людей. Эмпирический объект исследования В исследовании приняли участие 67 человек, являющихся мигрантами. Они приехали в Россию из республик, ранее входивших в состав СССР, а также незначительное количество тех, которые эмигрировали из России в страны Евросоюза в возрасте от 17 до 57 лет. Среди них 43 представительницы женского пола и 23 представителя мужского пола. Методы исследования: 1.Для деления мигрантов на подгруппы была разработана анкета, учитывающая различные виды дискриминации и частоту применения к участникам исследования дискриминационных действий (см. приложение 2) 2.Методика «Диагностика уровня принятия дискриминационного поведения другого, направленного на представителей этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия» (А.А. Взезян, В.А. Лабунская,2013). В данной методике представлено 15 ситуаций, которые делятся на три группы: «Оказание услуги», «Совместное проживание», «Прогулка по городу». В каждой ситуации изменяется гендер человека с определенным типом ВО: кавказский тип ВО», «славянский тип ВО», «азиатский тип ВО». На основе этой методики мы определяли: общий УПД поведения Другого; 2. УПД поведения Другого в зависимости от типа ВО в различных ситуациях взаимодействия; 3. УПД поведения Другого в зависимости от гендерной принадлежности того, на кого направлена дискриминация; 4. УПД поведения Другого в зависимости от ситуации взаимодействия. В тексте использованы следующие сокращения: УПД- уровень принятия дискриминации; ВО-внешний облик. (см.приложение 1) I Глава. Теоретический анализ проблемы отношения мигрантов к дискриминации 1.1.Понятие о дискриминации, виды дискриминации Так как тема выпускной работы связана с таким понятием, как «этнолукизм» что является одним из видов дискриминации, очень важно отметить, что же представляет из себя понятие «дискриминация» и какие виды вообще бывают. Негативные социальные воздействия, которые предпринимаются другими людьми или группами в отношении конкретных людей или членов социальных групп называются дискриминацией. Дискриминация может проявляться в предъявлении людям дополнительных обязанностей, ограничении прав и свобод соответствующих людей, в неоправданно редких похвалах или незаслуженно частых наказаниях соответствующих людей и также в некоторых других подобных действиях. Дискриминации часто подвержены люди с иным цветом кожи (расизм), национальные меньшинства (национализм, фашизм), люди, которые придерживаются другой веры (дискриминация по религиозному признаку),принадлежащие к нетрадиционной сексуальной ориентации, индивиды, имеющие отличный от «нормы» образ жизни и т.п. Присутствие социальной дискриминации в обществе обычно говорит о плохой культуре его представителей, о низком уровне развития соответствующего общества и включенных в него особей. Дискриминация выступает против самой идеи прав человека. Это регулярно повторяющийся отказ целым категориям людей и отдельным лицам в полном объем прав из-за того, кем они есть и какого мнения придерживаются. Людям очень легко отказать в правах, если считать их «недолюдьми». Поэтому в основу международного права в области прав человека положен принцип запрета дискриминации. Авторы Всеобщей декларации прав человека чётко заявили, что считают принцип недопущения дискриминации основополагающей идеей документа. Имеется огромное разнообразие различных видов дискриминации, исследованием которых сейчас активно занимаются социальные психологи. Среди них такие, как сексизм, расизм, нацизионализм, лукизм, эйджизм и пр. В прочем, в России такие виды дискриминации, как расизм или национализм встречаются на порядок реже, чем в странах Европы или в США. Остановимся подробнее на определениях некоторых из перечисленных выше видов дискриминации. Сексизм. Сексизм включает в себя поведение и установки, с помощью которых утверждается доминирование одной гендерной группы над другой. Более развернутое определение этого вида дискриминационного поведения содержится в книге Шон Берн «Гендерная психология», где сексизм определяется как «индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; и институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение» [1]. Исходным посылом в изучении сексизма считается то, что существуют гендерные стереотипы, которые: а) предписывают определенные требования к внешнему облик и нормы гендерного поведения б) содержат характеристики «обычного мужчины» и «обычной женщины». Существуют свои характерные представления о правилах и нормах поведения мужчин и женщин для каждой определенной культуры, поэтому в них в различной мере представлены «маскулинные» и «феминные», с точки зрения европейской и американской культуры, качества. Говоря об амереканскихстериотипах, то мужчина в них наделён такими качествами как независимость, агрессивность, профессиональная компетентность и т. п., а женщина – теплотой, мягкостью, экспрессивностью и т. д. Возможно ли, чтобы данный набор качеств свидетельствовал о наличии некоторых предубеждений в отношении мужчин и женщин? Оказывается, да, может. Даже только то, что мужчины и женщины характеризуются неодинаково, т. е. им приписаны различными социально-психологические черты, вызвало вопросы у Сандры Бем (1981, 1993). Поэтому она выдвигает утопическую идею андрогинного человека, в котором сочетались бы только лучшие женские и мужские качества [1]. Невзирая на тот факт, что в сознании русской общественности сексизм также не понимается как общественная проблема, мы к ней все же обратимся хотя бы потому, что эта тема возникла на волне моды на все американское. Феминистские, гендерологические и другие исследователи и даже политики стремятся вызвать у народа интерес к теме сексизма и тем самым ее актуализировать. Сталкиваясь с таким понятием как «сексизм» в первую очередь нам представляется инструмент доминирования мужчин над женщинами, однако, бывают и такие случаи, когда женский пол, так сказать, «в выиграше». Очень ярко можно заметить проявление «гендерной дискриминации» на примере трудоустройства в нашей стране. Т.к. в большинстве случаем мы сталкиваемся с указанием того или иного пола на конкретную должность, которая этого не требует (официант, продавец, менеджер и др.), чаще всего работодатели не могут аргументировать выбор того или иного пола чем-то, кроме личных предпочтений. На рынке труда дискриминации чаще подвержены женщины, чем мужчины. Другая ситуация разворачивается в популярном с больших городах способе сдачи жилья «на подселение». Арендаторы в основном отдают предпочтения женщинам и девушкам-студенткам, нежели мужчинам, объясняя свою такую позицию личными предпочтениям, не приводя никаких других, более весомых, аргументов. Расизм. Расизм – сложное социально-психологическое явление, которое включает в себя расовые предубеждения, стереотипы, дискриминацию. Обычно под расизмом подразумевают дискриминационные действия, оскорбляющие людей только лишь на основании того, что они являются членами определенной (отличной от нашей) расовой группы. Национализм, в целом, похожее явление. Единственное, что если в случае с расизмом человек подвергается дискриминации из-за цвета кожи, то национализм выражается в дискриминации людей из-за их национальной принадлежности. Правда, расовая неприязнь, как известно, более глубоко укоренена в человеческом сознании, чем национальная. Т.к. расовая принадлежность человека обычно понятна с первого взгляда, в отличии от его национальности. Поэтому признаки национальности необязательно воспринимаются как резкие стимулы, вызывающие, по крайней мере, повышенное внимание и настороженность, а в экстремальных случаях – страх и ненависть, как это имеет место при межрасовых контактах. Чаще всего, когда говорят о расизме, то имеют в виду так называемый «белый расизм». Но расовая дискриминация практикуется всеми расами, поэтому есть основания утверждать, что существует также черный и желтый (красный) расизм и что все они не уступают друг другу. Американские социальные психологи, которые обычно более других демонстрируют озабоченность проблемой расизма, особенно «белого» и которые, что не удивительно, провели наибольшее количество исследований межрасовых отношений, полагают, что сейчас в США традиционный, «старый»– откровенный, жеский и грубый расизм изживает себя и перерастает в современный, так называемый символический расизм, который выражается в дискриминации при приеме на работу, при выборе места проживания, при наведении общественного порядка, завязывании социальных отношений и т.д. Следовательно, несмотря на то, что Верховный Суд США в 1954 г. признал незаконной расовую сегрегацию в школах (раздельное обучение черных и белых детей) и подтвердил равные политические и гражданские права всех граждан США независимо от цвета их кожи, как в самой стране, так и где бы то ни было, сами американцы, в основном белые, продолжают негласно поддерживать социальное разделение между расами. И поскольку сейчас проявлять откровенный расизм считается предосудительным и преступным с точки зрения закона, то современный расизм приобрел более тонкие, замаскированные формы выражения. Если в США открытый, грубый расизм сменился на символический, то в России, наоборот, дела обстоят иначе, и прежде завуалированный и скрытый национализм начинает приобретать откровенный характер. О данном факте можно судить хотя бы по действиям молодежных группировок «бритоголовых» («скинхедов»). Выступления националистов наводит на мысль, во-первых, о том, что эти «патриотические движения» скопированы с зарубежных аналогов, а во-вторых, что национализм и расизм в российском обществе имеет социально-психологическую основу и поддержку несмотря на распространённое ошибочное мнение о расовой и национальной толерантности россиян. Поскольку в последнее время в американском обществе расовые предубеждения и дискриминация проявляются в смягченной форме, то некоторыми исследователями были предложены альтернативные объяснения расовой неприязни. Например, Д. МакКирнен и его коллеги (1983) высказали предположение, что в современной Америке практика расовых дискриминаций действительно случается из-за различий, но речь идет чаще о культурных ценностях Другого, а не о цвете его кожи. Иными словами, белые американцы испытывают неприязнь к черным американцам (неграм) не из-за того, что те отличаются цветом кожи, а из-за того, что они разговаривают, ведут себя, одеваются, живут не так, как белые. Смена форм проявления расизма создала для исследователей новую проблему в изобретении более точных и усовершенствованных методик для определения расистских установок. Один из способов определения установок современного расизма был предложен ПатрисиейДевайн и ее коллегами (Devine P. atal., 1991). Суть данного способа довольно проста и понятна – респондентам предлагаетсярассказать все то, что они думают о людях, которые представляют расу отличную отих собственной. Например, белым нужно высказаться о черных. Исследователи ставятна то, что стереотипы, которые имеются у человека, в том числе и негативные установки, спонтанно активизируются, что и найдет в последствии отражение в ответах респондентов. Исходя из этого, если по специально разработанной шкале о человека определяется высокий уровень предубеждений, то в ответ на просьбу сказать все, что он думает о неграх, респондент с гораздо большей вероятностью охарактеризует черных как лживых, глупых, злобных и т.д. И, напротив, у людей с низким уровнем предубеждений активизируются нейтральные или даже позитивные установки в отношении негров. Эйджизм. Стоит упомянуть также такой вид дискриминации, как эйджизм — это дискриминация людей по возрастному признаку. Во всех без исключения возрастных группах и категориях присутствует эйджизм. Больше всего исследований в вопросе эйджизма было проведено касаемо лиц так называемого «третьего возраста» - пенсионеров. Т.к. данная возрастная группа чаще всего «выпадет» из современного ритма жизни. Сам термин «эйджизм» был впервые озвучен специалистом-геронтологом Робертом Н. Батлером . Он использовал его как раз для того, чтобы описать дискриминацию, с которой сталкиваются люди пожилого возраста. Сегодня же он используется для дискриминации по возрастному признаку вообще — вне зависимости от конкретного возраста. Теперь эйджизм касается и детей, и подростков, и взрослых. И, естественно, требует дальнейшего исследования и изучения, особенно в вопросах, касающихся возрастной дискриминации подростков и детей, т.к. это тоже не редкость на сегодняшний день. Элементы эйджизма очень часто встречаются в трудовой сфере, зачастую они ведут к неравенству и усложняют трудоустройство. Так, несмотря на блестящее образование, молодые специалисты из-за отсутствия опыта устраиваются на более низкие должности и получают более низкую оплату, сталкиваются с проблемами при продвижении по службе, в поиске новой работы и смене профессиональной деятельности. Подробнее хотелось бы остановится на этнолукизме, т.к. в данной работе большой упор делался именно на изучение данного вида дискриминационного поведения. Само понятие «лукизм» появилось в науке относительно недавно и широко исследуется многими социальными психологами. Лукизм — дискриминация людей по внешнему облику. В целом, это набор каких-то определенных положительных/отрицательных стереотипов по отношению к индивиду, чей внешний облик отвечает либо не отвечает представлениям общества, его понятиям об определенной «норме», который обладает набором внешних качеств присущем физически привлекательным людям, либо людям физически отталкивающим. Во что одевается/как выглядит/какая прическа/какая физическая форма – из всего этого складывается картинка внешнего облика. Физическая привлекательность ассоциируется с хорошими, положительными вещами, например, с образом принцессы, в то время как непривлекательность — с негативными, например, злая ведьма. Многие люди делают автоматические суждения о других, основываясь на собственном представлении о своей внешности, которое, в свою очередь, влияет на их восприятие других людей. Исследования стереотипа «хорошо всё то, что красиво» доказывает, что в своём большинстве, обладатели привлекательной внешности пользуются этим и извлекают немало выгод из этого. Например, людей с привлекательной внешностью лучше воспринимают в обществе, а также внешняя привлекательность оказывает сильнейшее влияние при оценивании человека в целом[2]. Исследования показывают, что в среднем у индивидов с привлекательной внешностью гораздо больше друзей, они более социалиизированы. Добавляя к термину «лукизм» приставку «этно» мы делаем акцент на оценке внешнего облика человека в зависимости от его этнической принадлежности и дискриминации исходящей из этоного отношения. Таким образом, в данном параграфе нами было рассмотрено само понятие дискриминации и несколько основных видов дискриминационных практик, которые чаще всего встречаются на сегодняшний день. Так же были упомянуты некоторые исследования дискриминации, проводимые зарубежными и отечественными учеными. 1.2 Анализ исследований отношения мигрантов к дискриминации Является ли дискриминацией нежелание сдавать квартиру таджикам? А недоверие к таксистам-узбекам? Почему мигранты пользуются только платными медицинскими услугами?Посмотрим немного на данные социолога Екатерины Деминцевой, которая исследует жизнь мигрантов в России и Европе. Как определить, является ли то или иное действие по отношению к другому человеку дискриминацией? Например, в случае со сдачей квартиры мигрантам отказывают из-за их этнического происхождения или просто из-за того, что из десяти претендентов больше понравился другой человек, и никакой дискриминации в действиях владельца квартиры не было? Дискриминация далеко не всегда очевидна, более того, она может оправдываться даже теми, от кого она исходит. Часто можно услышать от человека, не желающего принимать на работу «таджика», что в принципе, он «хорошо относится к мигрантам, но…». Я много работала во Франции, где тема дискриминации давно изучается исследователями и активно обсуждается в обществе. Существуют исследования, которые говорят, что препятствием в устройстве на работу может являться не только происхождение человека, но и его место проживания (например, социально неблагополучный квартал, в котором живут преимущественно выходцы из мигрантской среды и мигранты). Адрес может стать своеобразным маркером: работодатель, увидев в резюме улицу в неблагополучном квартале, часто откладывает анкету в сторону, так как заранее предполагает, что такой «проблемный» работник ему нужен меньше всего. То же касается рынка жилья. Мигранты в Европе или Америке живут в «своих», «мигрантских» кварталах не только из-за того, что это дешевле, но и из-за того, что часто у них просто нет другой альтернативы. Мигрантам и представителям определенных этнических групп не сдают квартиры в благополучных кварталах, даже если у них есть средства, чтобы снять там жилье. Существуют исследования американских ученых, которые показывают, как дискриминационные практики агентств недвижимости, которые не сдают или не продают людям определенного этнического происхождения квартиры в тех или иных кварталах, влияют на расселение в городе. Именно благодаря этим дискриминационным практикам появляются так называемые гетто, социально однородные, неблагополучные районы, населенные преимущественно выходцами из мигрантской среды и этническими меньшинствами. Ситуация в России отличается от того, что мы можем наблюдать в Европе или Америке. Если в Европе и Америке открытая дискриминация по отношению к человеку с другим цветом кожи не только преследуется по закону, но и является табу в самом обществе, то в России мы часто можем увидеть объявления о сдаче квартир «только славянам» и нескрываемое со стороны общества и СМИ негативное отношение к представителям других национальностей. В отличие от европейских стран, где стыдно высказывать негативное отношение к человеку другого происхождения, у нас такое поведение, к сожалению, считается скорее нормой. Если в Европе человек понял, что он подвергся дискриминации (его не взяли на работу, ему не сдали квартиру), он может заявить об этом в государственные органы, профсоюзы. Ни компании, ни государственные организации не хотят подобных скандалов. Поэтому вы никогда не увидите каких-либо намеков на отбор сотрудников по этническому принципу или цвету кожи. Другое дело, что все это не исключает дискриминации по отношению к некоторым категориям людей, и доказать, что то или иное действие было дискриминацией по расовому принципу, очень сложно. Но, на мой взгляд, именно существующее табу на выделение людей по цвету кожи и происхождению как на институциональном уровне, так и в бытовых отношениях, частично защищают этнические меньшинства от дискриминации, хотя не исключают ее. В России другая ситуация. Дискриминация по отношению к определенным группам людей не скрывается, она активно артикулируется и самими гражданами, и в СМИ. На протяжении трех лет мы проводим исследование в Москве, направленное на понимание того, как живут трудовые мигранты из Средней Азии в городе. Оно показывает, что мигранты живут в тех квартирах, которые не будут снимать другие категории жителей города, — в старых коммуналках, в домах под расселение и новостройках, в бетонных помещениях без ремонта. Владельцы сдают эти помещения именно мигрантам, потому что никто другой их не снимет. Они селятся по несколько человек в комнате, живут в антисанитарных условиях, а когда у мигрантов появляется возможность снять отдельное жилье для своей семьи, многие сталкиваются с тем, что горожане отказываются им его сдавать. Владельцы квартир не скрывают негативного отношения к иноэтничным мигрантам, и даже для человека с высшим образованием, приехавшего в Москву на работу, имеющего все документы и контракты, найти жилье в городе очень сложно, так как именно внешность и происхождение являются основным препятствием аренды квартиры. Нескрываемая дискриминация по отношению к людям определенного этнического происхождения проявляется во всех сферах жизни. Мигранты из Средней Азии, которые были объектом нашего исследования, часто боятся обращаться к врачу, так как врач может негативно отнестись к ним из-за их происхождения. Сейчас в Москве открываются так называемые киргизские клиники, это частные учреждения, где работают врачи-киргизы. У них нет отбоя от клиентов — выходцев из стран Средней Азии, и не только из-за более низких цен (они не принципиально отличаются от других частных клиник), а именно из-за того, что мигранты не боятся идти туда, знают, что там поймут их проблемы и не будут демонстрировать к ним негативного отношения. Еще один важный момент, который я могу вынести из своих исследований: мигранты в Европе хотят обсуждать тему дискриминации и расизма. Они знают, что могут защитить себя, отстаивать свои права. Во время проведения исследования во Франции часто сами мигранты начинали со мной разговор на эти темы. В то время как делая исследование в Москве, я столкнулась с нежеланием мигрантов говорить о негативном отношении к себе со стороны общества. На мой взгляд, это связано со страхом, что ситуация, если о ней говорить, может только ухудшиться. Они не видят никакой защиты ниоткуда и стараются забыть (по крайней мере в разговоре, но не уверена, что действительно забывают) тот негатив, который на них проецируется. Их нежелание говорить на тему дискриминации не означает ее отсутствия. В процессе интервью часто всплывают истории о проявлениях расизма по отношению к ним, но многие не хотят делиться ими с посторонним человеком. Объекты дискриминации регулярно меняются. Бывает и так, что объекты остаются теми же, однако появляются новые претензии по отношению к ним. Приведу пример. Летом 2013 года, когда мы начали свое исследование в Москве, проходила агитационная кампания в преддверии выборов мэра столицы. Та самая, в которой участвовал Навальный. Все кандидаты говорили на антимигрансткую тему, так как она одна из наиболее чувствительных для москвичей. Происходили постоянные проверки документов, поиск «резиновых квартир» и нелегальных мигрантов в них. Я видела, как были напуганы мигранты. Даже имея необходимые документы, они не были уверены в том, что их не коснется очередная проверка. Многие боялись разговаривать с нами, часто выспрашивали, зачем нужно это исследование, никто не хотел говорить о месте своего проживания. Мигрант, прежде всего выходец из Средней Азии, стал олицетворением «гастарбайтера», который несет угрозу безопасности общества, занимает рабочие места и пытается изменить «нашу культуру и традиции». Сегодня скорее боятся мигрантов-мусульман в связи с ситуацией вокруг (запрещенного в России) ИГ и громкими историями вокруг вербовки российских граждан. И часто страдают те, кто приехал в Москву заработать денег для своей семьи, просто из-за того, что попадают в эту категорию условных «врагов» общества. В последние годы одной из основных причин страха перед мигрантами является опасение потери «русских традиций» и «ценностей». «Понаедут» сейчас, условно говоря, «черные» — и все изменится. Очень часто приводят негативный пример европейских стран. «Европа уже не Европа», в Париже одни арабы, а в Лондоне уже нет ни одного «белого» официанта. Мол, вся эта толерантность довела до того, что «коренному населению» жить негде, да еще и мигранты живут за их счет. К сожалению, это восприятие ситуации, которая сложилась в Европе, возникает из-за существующих стереотипов, а не реального понимания того, как выглядит сегодня европейское общество. В Европе семидесятых тоже был страх и неприятие мигрантов — то есть мы не можем говорить о России как об уникальном случае. Там также негативно относились к приезжающим на заработки «арабам» или туркам, старались изолировать их от общества. Именно поэтому и появились в пригородах европейских городов так называемые мигрантские кварталы, по сути кварталы социального жилья, в которых находили пристанище мигранты. Местное население постепенно уезжало из этих районов, потому что не хотело жить рядом с мигрантами. Так образовались так называемые гетто. Только с начала восьмидесятых Европа успела понять, что появились уже дети мигрантов, родившиеся в этих странах и ставшие их гражданами. Все страны стали думать, как интегрировать этих молодых людей, родившихся в Европе, но в определенной среде, таком «окраинном квартале», в общество. Как сделать их такими же гражданами, как остальные, как препятствовать их изоляции от общества и научить само общество относиться к ним как к равным. Так начали проводиться программы, направленные на формирование толерантного общества. Закрывать глаза на проблемы мигрантов не значит их решать. К сожалению, привсеужесточающихсятребованиях со стороны властей к мигрантам в России не проводится никакая политика, направленная на помощь этой категории жителей страны. На мой взгляд, необходимо создание программ временного социального жилья — общежитий для мигрантов, в которых при наличии всех документов они могли бы жить в нормальных условиях. Сегодня мигрант, попадая в Москву, может рассчитывать только на свои связи, снимать квартиру частным образом, при этом подвергаясь дискриминации со стороны арендодателей. Опять же, надо пользоваться опытом других стран, где общежития являются в том числе и формой контроля за приезжающими на работу иностранцами, а также местом их интеграции в общество, где они могли бы после работы, например, учить язык. То же самое касается медицинских услуг: мигранты сегодня обязаны покупать полис ОМС, однако он включает в себя минимальный набор бесплатных услуг. Попадая в больницу, иностранцы в большинстве случаев вынуждены пользоваться дополнительными платными услугами. Поэтому многие мигранты стараются переносить болезни на ногах, обращаясь к врачу только в экстренной ситуации. 1.3. Анализ исследований дискриминации, запускаемой типом внешнего облика и дискриминации, направленной на Другого, отличающегося типом внешнего облика. Анализ исследований дискриминации запускаемой типом внешнего облика и дискриминации, направленной на Другого, отличающегося типом внешнего облика. Ранее были рассмотрены некоторые самые распространённые виды дискриминации и, говоря об этом понятии, нельзя не упомянуть о внешнем облике человека, который в общем-то и запускает механизм дискриминации Другого. Как отмечает В. А. Лабунская, «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определённых социальных групп, страт, описания стилей жизни. Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» . Дискриминация, основанная на внешнем облике человека называется «лукизм». На сегодняшний день количество исследований, относящихся к привлекательности или не привлекательности человека – растет. Т.к. лукизм является одной из наиболее глобальных проблем современной молодёжи. Рассматривается то, как данный фактор влияет на поведение индивида в различных сферах жизни. Лукизм, в общепринятом понимании, это деление людей на красивых и не красивых. Однако, в нашем случае мы обратимся к проблеме дискриминации людей с определенным, конкретным типом внешнего облика. Лукизм это термин, используемый для обозначения положительных стереотипов, предрассудков и преференциальный режим, предоставляемый физически привлекательным людям, или, в более общем плане для людей, появление которых соответствует культурным предпочтениям.[3]Уоррен Фаррелл предложил термин Генетическая знаменитость, чтобы описать Поклонение привлекательным людям. . Физическая привлекательность связана с хорошими вещами, в отличие от этого, физическая непривлекательность связана с негативными вещами. Многие люди делают автоматические суждения о других, основанных на их внешности, которые в свою очередь влияют на то, как они реагируют на этих людей. Исследования стереотипов «что красиво – то хорошо» показывает, что, в целом, тех, кто физически привлекателен проще извлечь пользу из их хорошей внешности: физически привлекательные лица, воспринимаются более позитивно и физическая привлекательность оказывает сильное влияние на суждения о компетентности человека. В свою очередь, физически привлекательные люди получают выгоду от этих стереотипных убеждений. Исследования показывают, что в среднем, физически привлекательные люди имеют больше друзей, лучше социальные навыки и более обширные межполовые взаимоотношения. Тем не менее, привлекательность не оказывает никакого влияния на уровень счастья, испытываемого человеком.[4] Хотя термин "лукизм" появился сравнительно недавно, культура и традиции во всем мире часто выступали против наложения чрезмерного значения на внешний облик. Тем не менее, термин "лукизм" был впервые введен в 1970-....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: