- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в МПЧ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009195 |
Тема: | Особенности правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в МПЧ |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Как отмечает Попова Т.А., «институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей, оставшихся без родительской поддержки. Эта категория несовершеннолетних, в силу своего возраста и эмоционального состояния особенно остро нуждаются в защите своих интересов. Именно поэтому изучение законодательства и проблем его практической реализации в целях осуществления надлежащей заботы за несовершеннолетними и повышения качества работы органов в указанной сфере является значимым и актуальным в любой период времени»1. В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав несовершеннолетних, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д. Вопросы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними приобрели в России и зарубежных странах особую значимость. Т.к. опека и попечительство являются наиболее распространенной формой защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Это обусловлено наличием следующих причин: во-первых, широким содержанием понятия «утрата родительского попечения»; во-вторых, сохранением правоотношения ребенка с родителями; в-третьих, возможностью передачи ребенка на попечение другому лицу без согласия родителей. Указанные причины делают опеку (попечительство) гибким и доступным способом устройства ребенка в семью. Несмотря на это законодательство, регулирующее опеку и попечительство, не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляют к нему современные потребности общества. Многие законы представляется несовершенным, содержащий некоторые противоречия с другими федеральными нормативными правовыми актами, имеющий пробелы в регулировании отдельно взятых отношений. По мнению. Букалеровой Л.А., «В условиях всеобщей глобализации развитие эффективных институтов права, в том числе в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, должно происходить только на основе норм международного права. Разработанный комплекс правовых норм, создаваемый в результате международного сотрудничества государств, направленного на регламентирование опеки и попечительства над несовершеннолетними, реализуется впоследствии на внутригосударственном уровне».1 На сегодняшний день международное сотрудничество в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними представляется наиболее актуальным направлением для всех стран, в том числе и для Российской Федерации, так как опека и попечительства гражданина Российской Федерации может осуществляться и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Степень разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними занимались многие правоведы и выдающиеся люди. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства.2 Кабышева О.А. подробно рассматривает правовой режим усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами, порядок отмены усыновления (удочерения), вопросы опеки и попечительства приемной семьи. Отдельный раздел посвящен вопросам уголовно-правовой ответственности за нарушение прав семьи и детей.1 дописать зарубежных авторов Тем не менее, несмотря на разнообразие научных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных различным аспектам опеки и попечительства осознания многих проблем находится в процессе становления. Недостаточно отражены международно - правовые аспекты, почти отсутствуют труды, анализирующие важность и социальную значимость вопроса установления опеки и попечительства над иностранными гражданами (несовершеннолетними). Эти проблемы освещаются либо в крайне сжатом виде на страницах учебников, либо затрагивают те или иные аспекты в периодических изданиях. Данный аспект рассматривается в статьях Р.В. Шагиевой, Л.А. Букалеровой, Шангареевым А. Т., Поповой Т. А. Однако проведенные многими авторами исследования в некоторых случаях не вполне соответствуют происходящим изменениям в социально-экономической жизни государства и общества. Кроме того, в широком спектре применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, правовое регулирования института опеки и попечительства представляется недостаточно разработанным, что позволило констатировать противоречие между возрастающей заботой общества и государства в созданий благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности детей оставшихся без попечения родителей и не достаточными знаниями норм российского и международного законодательства в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в российском и зарубежном законодательстве? Указанная проблема определила тему исследования: «Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в международном частном праве» Объект исследования: институт опеки и попечительства Предмет исследования: особенности правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в МПЧ. Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ правового регулирования института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и действующих норм в российском и международном частном праве. В соответствии с целью были сформулированы и решались следующие задачи исследования: * рассмотреть понятие и особенности опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми; * провести сравнительно-правовой анализ законодательства в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними в российском и зарубежном праве; * выявить практические проблемы реализации норм и принципов международного частного права в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. Теоретико-методологической основой исследования: составили теоретические и научно-практические работы российских и зарубежных ученых. Значительный вклад в научную разработку вопроса опеки и попечительства внесли Н.М. Ершова, Л.Ю. Михеева, А.Е. Пергамент. Исследования в области российского законодательства и международного частного права представлены в работах: М.В. Антокольской, В.В. Безбаха, Е.М. Ворожейкина, Е.П. Ермаковой, В.В. Залесского, Н.М. Зенкина, А.Я. Капустина, Ю.А. и др. Вопросам правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними (С.С. Алексеева, A.M. Рабец, Д.И. Мейер, О.С. Иоффе, Б.Л. Хаскельберг и др.). Нормативно-правовой базой исследования послужили: положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые акты в области регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними, действующее семейное, гражданское, законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие институт опеки и попечительства над несовершеннолетними. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез), частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ). Эмпирическую базу исследования составляют материалы опубликованной в официальных источниках и неопубликованной судебной практики органов судебной системы РФ и зарубежных стран, относительно вопросов правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём сформулированы положения и выводы, в совокупности представляющие собой единую концепцию правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства как объекта международного частного права Российской Федерации, которая отражает современный этап развития российского международного частного права. Выявлены особенности применения в российской правовой системе норм и принципов международного частного права в сфере опеки и попечительства Конкретизируют научную новизну исследования сформулированные положения и выводы, выносимых на защиту, направленные на совершенствование правового регулирования опеки и попечительства как объекта международного частного права Российской Федерации. Теоретическая значимость исследования определяется расширением системы знаний: об особенностях правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними в российском и международном частном праве; о возможном порядке регулирования отношений в области опеки и попечительства, в случае осложнения их иностранным элементом. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения. Положения выносимые на защиту: 1.Опека и попечительство представляет собой форму устройства детей оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Правовое регулирование отношений, связанных деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществляется международно-правовыми актами, в действующем российском законодательстве нормами гражданского, семейного законодательства, также федеральными законами, подзаконные нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие институт опеки и попечительства над несовершеннолетними. 2.Сравнительно-правовой анализ показал существующие в национальных законодательствах различия в регулировании определенного типа отношений в сфере опеки и попечительства. Прежде всего, это отношения, связанные с вопросами ответственности опекунов и попечителей, требований, предъявляемых к этим лицам. 3.Идет интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм содержащихся в международных договорах Российской Федерации. К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области опеки и попечительства. Структура работы. Выпускная квалификационная работа бакалавр состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников и литературы. Первая глава содержит два параграфа, вторая глава - три параграфа. Текст работы изложен на __ страницах, иллюстрирован __1_ таблицей . Список источников и литературы включает ___источников, из них ___ на иностранном языке. ГЛАВА 1. Особенности правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в российском и зарубежном законодательстве. 1.1.Понятие и источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в РФ. Опека и попечительства, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует свою систему правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Рассмотрение данной системы, невозможна без анализа понятии «опека» и «попечительства». Термины «опека» и «попечительство» в настоящее время в юридическом обиходе используются в разных значениях. Согласно ст. 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве», 1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; 2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.1 В широком смысле Антокольская М.В., предлагает рассматривать опеку и попечительство, как способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных лиц, и в узком смысле слова, как способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.1 Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных. Согласно ст. 15 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия; попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.2 Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего. Другое дело – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью. Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей. В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Чефрановой Е.А. «Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц».1 Опека и попечительство - это, в первую очередь, правовой институт, т. е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (то есть лиц, над которыми установлена опека или попечительство). Многие правоведы, анализируя нормы Российского законодательства, посвященные этому институту, и сравнивая их с практическим применением этих норм, находят множество несоответствий и противоречий.1 По мнению Такмазян К.Р., «одним из противоречий в теоретическом аспекте выступает недостаточно четкое разграничение сферы регулирования между семейным и гражданским законодательством. Предметом спора между правоведами в этой области является то, что одни выделяют семейное право в самостоятельную отрасль права и называют опеку и попечительство институтом гражданского права2, а другие, в свою очередь, говорят, что опека и попечительство-это комплексный институт, включающий в себя как нормы гражданского, так и семейного права».3 Рясенцев В.А. пишет, что «законодательство об опеке и попечительстве как особая совокупность норм «включает семейно-правовой и гражданско-правовой институты опеки и попечительства». Таким образом, он допускал одновременное существование двух институтов – опеки и попечительства, с чем нельзя согласиться, поскольку и гражданско-правовые, и установленные семейным законодательством обязанности опекунов охвачены общей задачей, с общим назначением». Пчелинцева Л.М., в свою очередь полагает, что «институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку «основан на нормах не только семейного и гражданского права, а также административного права». 4 Соглашаясь в принципе с оценкой системы норм об опеке как комплексного института, хотим отметить определенную неточность предложенной Л.М. Пчелинцевой формулировки. Институт не основывается на нормах, а состоит из них, кроме того, в нем присутствуют нормы разных отраслей законодательства, а не отраслей права. Спектор А. А. пишет что, «определяя место норм об опеке и попечительстве в системе отечественного законодательства, следует признать, что опека и попечительство – это институт законодательства. Данное утверждение полностью соответствует идее о сущности опеки (попечительства) как такой формы социальной заботы, которая выполняет общегосударственные задачи, вследствие чего должна обеспечиваться деятельностью органов государственной власти, а следовательно, подлежит комплексному правовому регулированию. Тем не менее комплексный характер системы норм об опеке не дает оснований преувеличивать значение рассматриваемого института и возводить опеку и попечительство в ранг отраслей законодательства»1. Такмазян К. Р. считает, что «институт опеки и попечительства регулируется со стороны законодательства, как нормами семейного права, так и нормами гражданского права. Гражданский Кодекс регулирует общие вопросы такие как: цели и задачи института опеки и попечительства, сущность и назначение органов опеки и попечительства, права и обязанности опекунов, доверительное управление имуществом подопечных, а также прекращение опеки и попечительства. Семейный кодекс фокусируется на более узком предмете регулирования опека и попечительство, устанавливаемые над детьми».2 В Гражданском праве нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В семейном праве опека и попечительство над несовершеннолетними детьми рассматривается как способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Ершова Н.М., определяет опеку и попечительство как «комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав». Это означает, что полноценное функционирование опеки и попечительства как социально-правового института, возможно только посредством применения всей совокупности норм различной отраслевой принадлежности. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, а нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса. Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются, прежде всего нормами международного частного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».1 В современном международном частном праве действует целый ряд актов, направленных на охрану интересов детей, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них: 1. Европейская Конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена 20 мая 1980 г. в рамках Совета Европы в г. Люксембурге); 2. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 3 декабря 1986 г. Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН); 3. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята 30 сентября 1990 г. в г. Нью-Йорке); 4. Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (29 мая 1993 г., Гаага).1 Эти документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, т. е. не требует присоединения к ним, но являются общепризнанными нормами и принципами международного права и следовательно, требуют внимания в правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории России. В то же время, есть договоры, участником которых является Российская Федерация. Прежде всего, это Конвенция ООН «О права ребенка», которая вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 и закрепляет независимость ребенка как субъекта прав и предусматривает: ? защиту его от дискриминации со стороны любых лиц, в том числе опекунов; ? обязанность опекунов «должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка», закрепляя право избирать при этом методы воспитания; ? ответственность родителей и законных опекунов за воспитание и развитие ребенка; ? обязанность присоединившихся к Конвенции государств оказывать родителям и опекунам «надлежащую помощь», а также закрепляет иные гарантии прав несовершеннолетних.1 Вышеуказанные документы носят общемировой или региональный характер. Тем не менее, существуют двусторонние соглашения с Российской Федерацией других государств, которые регулируют вопросы опеки и попечительства для иностранцев или лиц без гражданства, или опеки и попечительства, совершенных иностранцами в отношении российских граждан. Отмечая статус и значение международных договоров, регулирующих вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними, нельзя недооценивать роль законодательства Российской Федерации, регулирующего данный институт права. Правовое регулирование отношений, связанных деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществляется в действующем российском законодательстве нормами гражданского, семейного законодательства, ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также законодательством об органах государственного управления. Государство осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения через органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются СК РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.1 Согласно ст. 121 п. 2 СК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.2 В ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» прописаны основные полномочия органов опеки и попечительства: ? выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; ? обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; ? установление опеки или попечительства; ? осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; ? освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; ? выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; ? заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; ? представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; ? выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; ? подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; ? проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; ? информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; ? оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.1 В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.2 Согласно Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать: ? определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства; ? установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов; ? нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей; ? порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях; ? порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних1. Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, №12, 1999. Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.1 Таким образом, анализ понятии и источников правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в РФ показывает, что опека и попечительство как институт законодательства представляет собой систему норм, содержащихся в гражданском, семейном, административном законодательстве и законодательстве об органах местного самоуправления. При этом основные положения опеки и попечительства на территорий РФ установлены гражданским законодательством. 1.2. Особенности законодательства в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, в российском и зарубежном праве: сравнительно-правовой аспект. Закономерным последствием признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным является установление над ним опеки или попечительства. В международном частном праве в отношении опеки и попечительства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством. Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного. Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного нрава учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.1 В настоящее время действует Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних, 1961 г. Эта Конвенция для отношений между своими участниками заменила Конвенцию 1902 г. (в Конвенции 1961 г. участвуют Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и др.). В соответствии с Конвенцией 1961 г. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.1 В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи «цепочки» коллизионных норм ст. 1199 ГК РФ, в котором выделены три группы вопросов, для каждой из которых предусматривается собственные привязки. Первая группа вопросов – это собственно само установление и отмена опеки и попечительства. В п. 1 ст. 1199 ГК РФ содержится двусторонняя коллизионная норма о том, что «опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство»2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: